Русская живопись ix xiv вв. Русское изобразительное искусство XIV-XVI вв

Лучше отображает Ветхозаветный сюжет, используя бытовые подро-бности гостеприимства. Представлены Авраам и Сарра, есть сцена заклания агнца. Ангелы торжественны, равны друг другу, их позы величавы, лики отрешены от всего внешнего. Их правые руки слегка подняты в благословенном жесте, ярко выражены и назад отброшены их могучие крылья. Они одеты в оливковые хитоны и ослепительно-алые плащи. Сияюще белая стоит перед ангелами прямоугольная трапеза, на которой золотятся три чаши, хлеба, ложки.

Ангелы располагаются вокруг трапезы, восседая на седалищах. Их облик нежен и мягок. Их ничто не отягощает – ни крылья, ни облаченья; они предельно легки как и вся композиция. Плавными линиями описаны фигуры в багряных, голубых и нежно-зеленых одеждах. Иконописец дает нам возмож-ность угадать каждое из Лиц Святой Троицы, а также их безмолвную беседу о том, что Сын готов принести себя в жертву во имя любви к людям. Согласие достигается единым ритмом, круговым движением, склонением голов. Тема жертвенной чаши в компо-зиции повторяется несколько раз.

Дионисий_

Живопись XIV-XVI вв.

В живописи происходил сложный процесс слияния местных школ в общерусскую. Происходит не только переосмысление местных особенностей, но и ориентация на современную византийскую живопись, не всегда совпадающую с каноническими образцами. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313 ). Одним из художников, оказавшим огромное влияние на развитие русской иконописи был Феофан Грек , работавший на Руси в н.XV в.

Феофан Грек. Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор. Ок.1403

На рубеже XIV-XV вв. в Москве складывается русская национальная школа живописи, происходил расцвет изобразительного искусства - своеобразное "Предвозрождение", так и не переросшее в возрождение, отличие от Италии и др.стран Западной Европы в Возрождение.Появились отечественные иконописцы, среди которых выделялся Андрей Рублёв . Выдающимся явлением в древнерусском искусстве предстаёт творчество мастера Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре.

Андрей Рублёв. Икона

В его творчестве, как и у Андрея Рублёва, проявляет себя античная традиция . В к.XV-н.XVI вв. складывается иконописная школа Дионисия . После постановления Стоглавого собора ФВ-МЙ 1551 иконопись была регламентирована, начинается организация мастерских для обучения иконописцев каноническому письму. В иконописи XVI в. привходит расширение живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых , притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552 ) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории .

Икона-складень. Мастер Амвросий. 1456. Фрагмент

В живописи соседствуют официальная "годуновская" школа и "строгановская" (Стефан Арефьев, Емельян Москвитин, Фёдор и Истома Савины, Прокопий Чирин ). (Для строгановской школы были присущи мелкая детализация, изощрённость рисунка, подписные иконы).

Блага Византийская империя Древняя Русь Жития святых Икона

Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.
Велика роль Феофана Грека в становлении московской живописи начала 15 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г. ГТГ.
Из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Традиционный тип – Умиление. Сцена нежного ласкания матери и ребенка.
Певучесть линий и глубокая звучность цвета:
темно-вишневый мафорий Богоматери,
интенсивно-синий ее чепец,
рыжевато-коричневая рубашка младенца, покрытая золотыми линиями,
Все это сообщает очарование немного сумрачному образу.
Существует легенда, что эта икона была с Дмитрием Донским на Куликовом поле.
Иконографическая традиция присутствует, но она сильно урезана, упрощена.

Летом 1405 г. Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублевым роспись московского Благовещенского собора.

В соборе были найдены иконы древнего иконостаса, выполненные этими мастерами, хотя специалисты считают, что они были перемещены сюда из другого храма после большого пожара в Кремле в 16 в.


Считают, что Феофаном Греком была написана центральная часть деисуса – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.


Успение Богоматери. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся русских иконостасов.

Андрей Рублев. 60-е гг. 14 в.? – 1427/30.
Инок московского Андроникова монастыря.
Годы творческого формирования Рублева были наполнены радостью первой крупной победы и предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это определило характер его живописи.
На его творчество повлияла совместная работа с Феофаном Греком. Но Рублев скорее противоположная Феофану творческая личность.


Рублев. Апостол Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.

Предвосхищает ангелов «Троицы», но присутствует плотность объемов, энергичный рисунок складок и яркость цветных тканей, которые впоследствии прибредут легкость и бесплотность.


В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный (?) с помощниками выполняют росписи Успенского собора во Владимире.


Андрей Рублев с помощниками создают иконостас для этого храма.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Средняя часть деисусного чина: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.
Перед художниками стояла трудная задача – создать грандиозный иконостас в большом храме. Этим объясняются размеры икон, поражающих монументальностью.
Фигуры исполнены с большим лаконизмом, лики серьезны и задумчивы. Колорит основан на сочетании ярких и чистых тонов.


Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в. ГТГ.
Канон русской духовной красоты.
Безмятежный покойи беспредельное милосердие.
От него исходят не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям.


Имя Рублева стало символом русской средневековой живописи и культуры вцелом. Пиком этой культуры стала А.Рублев. Икона Троица. Ок. 1411. Написана Рублевым «в память и похвалу» основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому (1314/1322 – 1392 гг.). Написана по заказу Троице-Сергиева монастыря.
Внешняя сюжетная сторона - посещение тремя ангелами Авраама и Сары.
Фигуры образуют круг. Ощущение гармонии исходит из пластики линий и колорита: золотистые темного тона крылья, легко подчеркнутые голубым, мягко выделяются на золотом фоне (почти утраченном). С золотом фона удивительно сочетались и зеленоватые горы, и оливковая крона дерева. Более интенсивно звучат краски одежд.
Единство Божества – единство людей.

Централизация государства при Иване III, нормализация жизни создали условия для развития культуры. Искусство этого времени пропитано представлениями о гармонии мира и его идеальном устройстве.
Крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 в. – Дионисий.
Дионисий. Ок. 1440 – после 1503.
В отличие от Рублева не был монахом, отличался большой образованностью. Его два сына были живописцами и помогали отцу.
Дионисий с другими мастерами выполняет иконостас и алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля.


Дионисий. Алексей человек божий. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. 80-е гг. 15 в.


Дионисий. О тебе радуется.
Яркие красочные сочетания темно-вишневого силуэта Марии, с бледно-розовыми, злотисто-охристыми и голубыми пятнами создают праздничное, торжественное впечатление.


Собор Рождества Богородицы имеет наружные фасадные росписи.


Вершина творчества великого мастера – Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря. ГТГ.
Христос помещен на высоком холме, вокруг большое пустое пространство – Голгофский крест словно парит над миром. Этот смысл выражен:
в светлом колорите иконы, где обилие сверкающего белого сочетается с лимонно-желтым и розовым;
в певучести линий, очерчивающих длинные, тонкие фигуры.

Выводы

Различия иконописных школ московской живописи 2 пол. 14 – 15 вв.:

Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы.

Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста.

Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.

Русская живопись XIV века. Феофан Грек

С XIV века начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек , работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал всё своё мастерство новой родине. Одной из лучших работ мастера является фресковая роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определённой позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Тёмно-вишнёвую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов. Никогда ещё Святая Дева не получалась такой одухотворённой и земной.

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлёвский терем великого князя Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).

Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по обеим сторонам в молитвенных позах - Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.

Русская живопись XV-XVI веков. Андрей Рублёв

В конце XIV - начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее ярким её представителем был гениальный русский художник Андрей Рублёв . Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря.

Самая известная работа Рублёва - икона «Троица» - написана для иконостаса Троицкого собора. Он изобразил Святую Троицу в виде трёх прекрасных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжёлые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублёву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

В творчестве Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублёв и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени.

Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приёмы живописи, стал Московский Кремль.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, - Дионисий . Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

В период правления Ивана IV всё чаще в религиозную живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические события.

В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения - истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».

Документ

РУССКИЕ ИСТОРИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА О ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Андрей Рублёв родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIV век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублёва является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далёкому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода...

В отличие от византийского немого письма, рублёвские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души. Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублёва «Св. Троица»...

Какая-то неземная просветлённость и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворённости, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублёва.

    (И. Н. Заволоко)

Эта икона («Святая Троица») изображает трёх ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше - ясно, что это один только символ трапезы, только намёк на неё. Художник намеренно так упрощённо изобразил угощение Авраама: всё внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов, их склонённые головы с задумчивым взором, устремлённым куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне лёгкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться - столько в них умилительного, возвышенного и духовного.

В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, положение рук, согласованность линий человеческого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок.

    (Е. Шмурло)

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублёва? Чем оно отличается от византийской школы? 2. В чём вы видите принципиальное отличие творения Рублёва от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?

Запомните новые слова

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ - вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой.

ЮРОДИВЫЙ - странник, аскет, обладающий даром предвидения.

Обзор главных достижений русской культуры и живописи XIV века.
Статья раскроет наиболее значимые события русской культуры и даст обзор ведущих достижений XIV века, ставших достоянием национального масштаба.

Литературное творчество.

Это время выделяется увеличением интереса как к устному, так и письменному стилю. Наибольший расцвет переживают такие жанры культуры Руси XIV века, как послания, летописи, поучения, жития. Большую известность получает тема освобождения Руси от завоевателей (наиболее яркие произведения - «Слово о гибели Русской земли» и «Житие Александра Невского»). Стали формироваться предпосылки к созданию образовательных (азбука Стефана Пермского, «Сказание о святых местах в Константинополе» Василия Калики), нравственных («Измарагд», «Поучения» Митрополита Петра, «Поучения к духовным чадам» Митрополита Феогноста), биографических («Жития Феодора Ярославского», «Житие Софии Ярославны Тверской») образцов повествования.
Не меньший расцвет пережило и переводное дело. Выдающиеся труды сербских, болгарских, византийских религиозных деятелей были переведены на русский язык и активно распространялись. Особенный интерес представляют переводы чудовского списка Нового Завета, апокрифов о Макарии Римском и Аврааме, «Шестодневы» и «Слова Иоанна Солунского о преставлении Богородицы».

Архитектура.

Серьезные изменения в общественной и политической жизни Руси привели к заметным изменениям архитектурного облика многих городов (например, Москвы, Суздаля, Владимира, Звенигорода). Истоки, заложенные еще в домонгольскую эпоху, постепенно перекочевали в московскую и суздальскую архитектурные школы.
Наиболее заметными памятниками того времени стоит считать Успенские соборы в Звенигороде и Москве, церковь Федора Стратилата, Благовещенский собор в Пскове. Их выделяет массовое использование белого камня, легкость и изящность внешнего облика (стиль архитекторов А. Фиораванти, М. Руффо и П. Солари), участие известных мастеров при внутренней отделке (роспись Дионисия, палехская школа Белоусовых).

Живопись.

Возобновление тесных связей с Византией дало толчок к новому этапу развития самых различных форм живописи. Наступила эпоха «золотого века» в русском изобразительном искусстве (особенно иконописи). Она выросла на фундаменте традиций Ростовской и Тверской земли. Новаторские идеи привнесла Московская иконописная школа, заложенная митрополитами всея Руси.
Первоначально в работах ярко прослеживался палеологовский ренессанс. Это видно по таким деталям, как мозаичная техника создания, спокойные, размеренные сюжеты, тонкие образы, большое внимание к мелким деталям. Всех нарисованных персонажей выделяют гибкость конечностей, изящность пропорций, единство композиции и образов.
При митрополите Максиме был сделан один из выдающихся памятников русской культуры – икону Богоматери Максимовской в человеческий рост. Можно рассмотреть удивительную живописность и глубину образов Богородицы и Иисуса Христа.
Не менее интересен и наплечный образ Христа Спасителя, ныне хранящийся в Успенском Соборе Москвы. В нем лаконично сочетаются византийские (скользящий свет лика) и русские (точность форм, открытость изображения) черты.
Здесь же есть замечательная работа «Спас Ярое Око». В ней прослеживается напряженность лика Христа, его серьезный взгляд, обращенный на всех людей, на их жизнь и поведение, их грехи.
В Новгородской живописи той поры преобладают консервативные черты. Они держатся на самобытности и оригинальности местных мастеров. Несколько позже деятельность священнослужителей приобщила иконописцев к византийским традициям.
По новым канонам был сделан образ Георгия Победоносца, наделенный уверенностью и силой. Он наделен выразительным объемом, ярким скульптурным содержанием. Эти же черты можно увидеть и на работе «Явление Христа женам-мироносицам».
Архиепископ Новгородский Василий активно приглашал живописцев из Греции, они немало способствовали формированию новых взглядов на азы иконописи. Борис и Глеб на одной из работ выглядят достаточно величественно и торжественно.
Псковское искусство развивалось с обретением регионом управленческой самостоятельности. С ней живопись обрела многие самостоятельные характеристики. Впервые в истории стали создавать фрески (нанесение краски на сырую штукатурку). Немалое количество памятников древнерусской культуры XIV века появилось в Снетогорском монастыре. Их выделяет проработанность каждой детали, духовное влияние книг, идеи богословия.
Особый вклад в развитие культуры Руси внесла Москва. Именно в этом городе концентрируются наиболее талантливые художники (как отечественные, так и зарубежные). Одним из ярчайших представителей того времени считается Феофан Грек. Его самыми выдающимися работами считаются «Успение Богоматери», «Умиление», «Преображение Господне». При небогатой цветовой гамме и простой технике рисования каждая икона по-своему яркая и экспрессивная.
Уже не один год все видные искусствоведы отдельно выделяют творчество Андрея Рублева, выходца из Московских земель. Он как никто другой смог показать в своих работах всю силу веры, русского духа, величие нравственности и прекрасного в человеке. Андрей Рублев писал фрески к Благовещенскому собору Московского Кремля, Владимирскому успенскому собору, Андроникову монастырю. В Успенском соборе наиболее показательной работой является «Страшный суд». Традиционно суровую сцену наказания художник изобразил светлым торжеством справедливости, восстановления чести и достоинства.
Отечественная и мировая культурология давно признала XIV век как ключевой для развития самых разных областей культуры. Ее подъем ученые объясняют влиянием крещения Руси, широким распространением религиозности, идей единства народа, успехами экономического развития и победой в Куликовской битве, активным формированием института княжества.