Примерная структура каждого типа урока по фгос. Современный урок по фгос Формулировка цели урока по фгос пример


Целеполагание

  • Процесс формулирования цели и вытекающих из неё задач.

Компоненты целеполагания

  • Обоснование и выдвижение цели
  • Определение путей их достижения
  • Проектирование ожидаемого результата

Целеполагание

Процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности;

совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности; выбору содержания деятельности и определению критериев результативности деятельности, выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процесса осуществления идеи.


Понятие цель

То, к чему стремятся, что намечено достигнуть

Д.Н. Ушаков

То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть

Т.Ф. Ефремова

Идеальное,мысленное предвосхищение результата деятельности

Желаемое представление результата деятельности

Философский словарь

Осознанный образ предвосхищаемого результата

Психологический словарь

Конечное желание, намерение, чего кто силится достигнуть

В.И.Даль


SMART критерии постановки цели

  • S (specific) – конкретность
  • M (Measurable) - измеримость
  • A (Attainable) - достижимость
  • R(Result-oriented) –ориентированность на результат
  • T(Time-bounded) - соотносимость с конкретным сроком (время)

Определение целей урока

Цели обучения

Стратегическая цель

Цели предмета

Тактическая цель

Цели данного урока

Операциональная цель

( Цели на каждом этапе урока )


Формулировка цели на основе таксономии Б. Блума

  • (Таксономия- классификация и систематизация объектов….)
  • Уровни таксономии Б. Блума
  • 6.Оценка
  • 5.Синтез
  • 4.Анализ
  • 3.Применение
  • 2.Понимание
  • 1.Знание

Цель урока - достижение образовательных результатов

  • Личностных –принятие новых ценностей, нравственных норм
  • Метапредметных – освоение способов деятельности, навыков самоорганизации
  • Предметных- приобретение знаний и умений по данному предмету

Определите цель, которую можно достигнуть за 45 минут, за 125 часов, за 5 лет обучения

  • Научить учащихся работать со справочной литературой.
  • Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции.
  • Научить анализировать литературные произведения эпического характера.
  • Закрепить знания об основных признаках млекопитающих.
  • Развить способность к системному анализу явлений действительности.
  • Научить учащихся составлять тезисы и конспекты прочитанных статей и книг.
  • Сформировать знания о периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
  • Сформировать знания о сущности закона Ома.

Проанализируйте цели урока:

Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

Цели урока:

  • Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов.
  • Содействовать формированию мировоззренческих идей.
  • Обеспечивать сохранение здоровья учащихся.
  • Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать познавательный интерес учащихся.

Какие ошибки можно выделить в предложенных формулировках целей урока?

Отредактированная цель

Первоначальная цель

Ученики будут знать даты важных событий в истории России

Ученики будут знать диких и домашних животных

Ученики будут знать понятия …

Ученики будут знать как использовать полезные разговорные выражения

Ученики будут знать лучший способ решения задачи

Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны

Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными

Ученик смогут классифицировать понятия… по параметрам …

Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора

Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше


Ответить на вопросы:

  • Посильна ли цель для учеников?
  • Конкретна ли цель?
  • Способствует ли достижению запланированного результата?
  • Можно ли оценить достигнутый результат?
  • Цели сформулированы в действиях учащихся?
  • Заложен ли в формулировке конечный результат?

Как определить, что цель сформулирована правильно

  • Цель урока трансформируется в задачи:
  • Информационная: что будем учить и чему будем учиться?
  • Операционная: как и каким образом будем учиться?
  • мотивационная: зачем нам это надо?
  • коммуникативная: с кем и где?

Требования к уроку

Объявление темы урока

Традиционный урок

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания

Осуществление контроля

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Итог урока

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


Критерии

Традиционный урок

Урок в условиях введения ФГОС

Формирование ЗУН

Ведущий тип деятельности

Развитие личности

Способ усвоения материала

Репродуктивный, воспроизводящий

Исследовательский, продуктивный, творческий

Деятельность по образцу

Контроль

Мыслительная деятельность, рефлексия

Контроль и самоконтроль усвоения нового материала

Целеполагание

Самооценка, рефлексия результатов деятельности

Определяет учитель

Определяют ученик и учитель по согласованию


КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК

Урок становится личностно-развивающим;

Урок становится компетентностно-ориентированным;

Урок становится метапредметным;

Наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием


Структура традиционного урока

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • актуализация субъектного опыта учащихся
  • изучение новых знаний и способов деятельности
  • первичная проверка понимания изученного
  • закрепление изученного;
  • применение изученного;
  • обобщение и систематизация;
  • контроль и самоконтроль;
  • коррекция;
  • домашнее задание;
  • подведение итогов учебного занятия;
  • рефлексия.
  • Сколько этапов должно быть на уроке?

Структура современного урока

Проблематизация

Извлечение новых знаний

Формирование первоначальных умений

Применение умений

Обобщение и систематизация

Повторение

Контроль

Коррекция

Актуализация знаний

Семантизация

Контроль, само оценка

Рефлексия


Структура урока по ФГОС:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Тип урока

Целевое назначение урока

Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий

Первичное усвоение новых знаний и (или) способов учебных действий

Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений

Урок применения знаний, умений и навыков

Применение умений и навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации ЗУНов

Систематизация знаний или способов действий

Урок повторения ЗУНов

Закрепление ЗУНов или подготовка к контрольной работе

Контрольный урок

Проверка уровня усвоения предметных ЗУНов или сформированности общих учебных умений, навыков

Учебная экскурсия, Учебный поход

Урок решения практических задач

Непосредственное (в отличие от опосредованного) изучение явлений окружающего мира

Лабораторный практикум

Практическая направленость изучения теоретических положений

Заседание клуба

Открытие и использование эксперимента как способа

проверки выдвинутых гипотез

Формирование умения учебного сотрудничества


ТИПОЛОГИЯ УРОКА

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.


ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ФГОС

  • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
  • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
  • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
  • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
  • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
  • Контрольно-оценочная деятельность.

Современный урок

  • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
  • на уроке применяются разнообразные источники знаний;
  • изменяется структура урока;
  • преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
  • отдается приоритет деятельности ученика;
  • применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

  • Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
  • Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
  • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
  • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
  • Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
  • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

  • Разработать целеполагание урока по системно-деятельностному подходу.

Предмет___________________________________

Тема урока_________________________________

Класс __________________________

Цель (личностный, метапредметный, предметный результат) __________________________

Задачи урока:

Предметные:

Метапредметные:

Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательнаяк казачья школа"
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка

Цель и целеполагание на уроке ФГОС

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»
К. Д. Ушинский
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения
Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком.
Как формулировать цель?
-Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся.
- Цель, сформулированная через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической (диагностичной, диагностируемой или операциональной)
-Цель описывает желаемый, но возможно еще не достигнутый результат


Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обу-чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
· Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
· Конкретные.
· Понятные.
· Осознанные.
· Описывающие желаемый результат.
· Реальные.
· Побудительные (побуждать к действию).
· Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели

Основные категории учебных целей Характеристика
целей
Ключевые слова для постановки задач
Образовательная Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить,
выполнить, систематизировать...
Развивающая Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло-гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки. Обеспечить развитие, способствовать формированию умений,
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.

Воспитательная Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положи-тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро-вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек-ватного поведения в любом обществе. Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать,
вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки


Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения.
1. Визуальные:
· Тема-вопрос
· Работа над понятием
· Ситуация яркого пятна
· Исключение
· Домысливание
· Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
· Подводящий диалог
· Собери слово
· Исключение
· Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
- учет уровня знаний и опыта детей,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
- Самостоятельное решение
- Коллективная проверка результатов
- Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
- Постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников, композиторов.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках музыки фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо персонажу любого произведения, сочинить письмо одного литературного или музыкального героя к другому и т. д.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку!
Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей музыкального произведения и терминов, а ребенку осознать важность внимания
Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным




Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся
(Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО, г. Москва).


Источники:
www.uchportal.ru/publ/24-1-0-1981
uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.html
ivlieva56.ucoz.ru/publ/6-1-0-4
Каким должен быть современный урок. www.it-n.ru .

«Урок по требованиям ФГОС» - Урок комплексного применения знаний. Фронтальная форма обучения. Урок современного типа. Основные этапы урока. Организационные формы обучения. Ушинский. Коллективная форма организации обучения. Групповая (парная) форма обучения. Учебная ситуация. ФГОС. Первичное закрепление. Коммуникативные действия.

«Урок по ФГОС» - Фгос. IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: «Разделительный мягкий знак». Учебная ситуация строится с учетом: Русский язык, 2 класс. М.Е. Ларина Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов.

«Типы уроков по ФГОС» - Самостоятельная работа с самопроверкой. Механизм деятельности. Умение. Осознание учащимися метода преодоления затруднений. Постановки целей коррекционной деятельности. Коррекция учащимися своих ошибок. Ответы детей. Построение учащимися норм и методов учебной деятельности. Подготовка мышления. Актуализация + затруднения в индивидуальной деятельности.

«Новый урок» - VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. 1.Организационный момент. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившиеся в данном фрагменте урока. 1. … V. Первичное закрепление.

«Структура урока по ФГОС» - Пример проблемной ситуации. Проблемы. Структура урока рефлексии. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задание на сложение дробей. Урок «открытия» нового знания. Проблемная ситуация. Структура урока «открытия» нового знания. Типы и структура уроков по ФГОС. Виды диалогов. Проблемно-диалогическая технология.

«Примеры уроков по ФГОС» - Анализ результатов работы по проекту. Проект на весь учебный год. Самоанализ, самооценка. Исследовательская работа в группах. Накопительная система оценивания. Отношения между детьми в классе. Фрагменты уроков по ФГОС. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Диалог, подводящий к теме урока. Деятельностный подход.

Филковой Ирины Петровны

    Предмет – русский язык

    Тема урока: « Написание сочетаний жи-ши »

    Класс - 2

    Программа «Планета знаний»

    Цели и задачи урока

Вариант 1.

(Системно-деятельностный подход)

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о правописании буквы – и в сочетаниях жи и ши .

Задачи:

1.Предметные

1.закреплять умение писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, графически обозначать орфограмму.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа делать выводы.

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1Формировать умение работать в паре.

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Вариант 2. (Компетентностный подход)

Цели урока через планируемые результаты:

Цели урока: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач), коммуникативной (учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).

Задачи:

обучающая – сформировать у обучающихся умение анализировать предложения и находить их основу; на основе изученных правил решать практические задачи;

развивающая – учить анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;

воспитательная – развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций

Вариант 3. (Таксономия Блума)

Уровень:

Действие ученика:

Глаголы действия

    1. Знание

Знает понятия: «орфограмма»,

Распознает изученную орфограмму в словах

Систематизировать знания об изученных орфограммах, непроверяемых написаниях;. Сформулировать правило написания слов с гласными звуками после шипящих ж и ш.

    1. Понимание

Аргументирует выбор правильного написания изученных орфограмм.

Демонстрирует имеющиеся знания

Классифицировать слова по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах

    1. Применение

Демонстрирует свои знания и умения в письменной и устной речи в разных учебных ситуациях

Применить умение писать слова с изученной орфограммой правильно и графически её обозначать.

    Анализ

Находит слова, в которых букву гласного после шипящего сначала нужно проверить, и писать слова с орфограммой-буквой гласного после ж и ш..

Применяет эти знания при выполнении упражнений.

    Синтез

Составление алгоритма написание слов с изученной орфограммой

Аргументировать умение видеть изучаемую орфограмму и графически её обозначать

    Оценивание

Планирует свою деятельность на каждом этапе урока.

Оценивает значимость полученного результата по теме «Написание сочетаний «жи-ши».

Заполняет отчетный бланк

Произвести само и взаимо

о ценку.

Делать вывод о правильном употреблении слов в письменной и устной речи.

Приемы включения учащихся в процесс целеполагания.

Этап

Название этапа

Задачи

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий)

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1-й

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной деятельности, раскрывает содержание урока

Включаются в процесс целеполагания через приемы «группировка» и «домысливание»

Конструктивный

Готовы к изучению нового материала

2-й

Орфографическая минутка

Выработать алгоритма определения и объяснения правильного написания изученной орфограммы

Запись под диктовку:

Выполняют задания, комментируют и обоснуют свой выбор

Конструктивный

Представляют сформулированные понятия

3-й

Работа по заданию из учебника

Развивать умение правильно писать сочетания жи-ши

Раздает задания в парах:

В ы п о л н е н и е упражнений по заданию учебника, с комментированием.

Образуйте пары слов, в которых на конце пишется буква и после ж и ш

Выполняют задания в соответствии с инструкцией

Конструктивный, творческий

Защита результатов работы в парах

4-й

Ролевая игра

"Фотограф

Применить полученные знания в измененной ситуации

Раздает задания парам

«Запомни слова»

Проверяют - кто больше запомнил и написал слов?

Творческий

Применяют полученные умения правильно употреблять слова с изученной орфограммойв устной и письменной речи

5-й

Проверочная работа.

Применить полученные знания и само-, взаимо-оценить

Запишите под диктовку, обозначьте орфограмму.

.

Пишут под диктовку, (Само-, взаимо-) оценивают по «ключу»

Репродуктивный

Дают оценку себе и друг другу

6-й

Подведение итогов, рефлексия

Подвести итоги по результатам отчета групп. Оценить уровень достижения поставленных в начале урока целей

Наблюдает за работой руководителей групп

Обсуждают работу каждого в группе, заполняют отчетные бланки

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Теперь цель начальная сравнивается с полученными результатами!

Конструктивный

Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно.

Планируемые образовательные результаты достигнуты

Вопросы

Да

Нет

Определено ли требование в этой цели

Может ли большинство учеников выполнить

Можно ли оценить

Ученик выполняет

Глаголы конкретны

Слайд 2

Целеполагание

  • Процесс формулирования цели и вытекающих из неё задач
  • Компоненты целеполагания
  • Обоснование и выдвижение цели
  • Определение путей их достижения
  • Проектирование ожидаемого результата
  • Слайд 3

    Процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности; совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности; выбору содержания деятельности и определению критериев результативности деятельности, выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процесса осуществления идеи.

    Слайд 4

    Понятие цель

  • Слайд 5

    SMART критерии постановки цели

    • S (specific) – конкретность
    • M (Measurable) - измеримость
    • A (Attainable) - достижимость
    • R (Result-oriented) – ориентированность на результат
    • T (Time-bounded) - соотносимость с конкретным сроком (время)
  • Слайд 6

    Определение целей урока

    • Цели обучения
    • Цели предмета
    • Цели данного урока
    • (Цели на каждом этапе урока)
    1. Стратегическая цель
    2. Тактическая цель
    3. Операциональная цель
  • Слайд 7

    Формулировка цели на основе таксономии Б. Блума

    • (Таксономия- классификация и систематизация объектов….)
    • Уровни таксономии Б. Блума
    • 6.Оценка
    • 5.Синтез
    • 4.Анализ
    • 3.Применение
    • 2.Понимание
    • 1.Знание
  • Слайд 8

    Цель урока - достижение образовательных результатов

    • Личностных –принятие новых ценностей, нравственных норм
    • Метапредметных – освоение способов деятельности, навыков самоорганизации
    • Предметных- приобретение знаний и умений по данному предмету
  • Слайд 9

    Определите цель, которую можно достигнуть за 45 минут, за 125 часов, за 5 лет обучения

    • Научить учащихся работать со справочной литературой.
    • Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции.
    • Научить анализировать литературные произведения эпического характера.
    • Закрепить знания об основных признаках млекопитающих.
    • Развить способность к системному анализу явлений действительности.
    • Научить учащихся составлять тезисы и конспекты прочитанных статей и книг.
    • Сформировать знания о периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
    • Сформировать знания о сущности закона Ома.
  • Слайд 10

    Проанализируйте цели урока:

    Цели урока:

    • Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов.
    • Содействовать формированию мировоззренческих идей.
    • Обеспечивать сохранение здоровья учащихся.
    • Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
    • Развивать познавательный интерес учащихся.

    Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

    Слайд 11

    Какие ошибки можно выделить в предложенных формулировках целей урока?

    • Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны
    • Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными
    • Ученик смогут классифицировать понятия… по параметрам …
    • Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора
    • Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше
  • Слайд 12

    Как определить, что цель сформулирована правильно

    Ответить на вопросы:

    • Посильна ли цель для учеников?
    • Конкретна ли цель?
    • Способствует ли достижению запланированного результата?
    • Можно ли оценить достигнутый результат?
    • Цели сформулированы в действиях учащихся?
    • Заложен ли в формулировке конечный результат?
  • Слайд 13

    Цель урока трансформируется в задачи:

    • Информационная: что будем учить и чему будем учиться?
    • Операционная: как и каким образом будем учиться?
    • Мотивационная: зачем нам это надо?
    • Коммуникативная: с кем и где?
  • Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК

    Урок становится личностно-развивающим;
    - урок становится компетентностно-ориентированным;
    - урок становится метапредметным;
    - наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

    Слайд 17

    Структура традиционного урока

    Сколько этапов должно быть на уроке?

    1. организационный момент;
    2. проверка домашнего задания;
    3. актуализация субъектного опыта учащихся
    4. изучение новых знаний и способов деятельности
    5. первичная проверка понимания изученного
    6. закрепление изученного;
    7. применение изученного;
    8. обобщение и систематизация;
    9. контроль и самоконтроль;
    10. коррекция;
    11. домашнее задание;
    12. подведение итогов учебного занятия;
    13. рефлексия.
  • Слайд 18

    Структура современного урока

    1. Актуализация знаний
    2. Проблематизация
    3. Рефлексия
    4. Контроль, самооценка
    5. Семантизация
  • Слайд 19

    Структура урока по ФГОС:

    1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).
    2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
    3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
    4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
    5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
    6. Первичное закрепление 4-5 минут.
    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
    8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
    9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

    Слайд 20

  • Слайд 21

    ТИПОЛОГИЯ УРОКА

  • Слайд 22

    ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ФГОС

    • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
    • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
    • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
    • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
    • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
    • Контрольно-оценочная деятельность.
  • Слайд 23

    Современный урок

    • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
    • на уроке применяются разнообразные источники знаний;
    • изменяется структура урока;
    • преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
    • отдается приоритет деятельности ученика;
    • применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
  • Слайд 24

    Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

    • Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
    • Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
    • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
    • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
    • Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
    • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
  • Слайд 25

    Задание

    1. Разработать целеполагание урока по системно-деятельностному подходу.
    Предмет___________________________________
    Тема урока_________________________________
    Класс __________________________
    Цель (личностный, метапредметный, предметный результат) __________________________
    Задачи урока:

    • Предметные:
    • Метапредметные:
    • Личностные:
  • Посмотреть все слайды