Настоящая история покахонтас. Интересные факты Покахонтас племя

Многим людям знакома история Покахонтас ― индианки, которая влюбилась в англичанина Джона Смита во время конфликта между европейскими поселенцами в Америке и индейцами. В 1995 году студия Диснея сняла красивый мультфильм, где были показаны романтические отношения между Джоном Смитом и Покахонтас. /сайт/

Всем известно, что в мультфильмах Диснея много художественных преувеличений. Но многие верили, что основные события из жизни Покахонтас показаны реалистично: любовь между ней и Джоном Смитом, её смелость, когда она спасла ему жизнь, и трагическая концовка, когда Джон Смит возвращается в Англию для лечения. Однако реальная жизнь Покахонтас выглядела совсем иначе.

Диснеевская студия сняла романтическую и искажённую историю жизни Покахонтас. Фото: fanpop.com

Считается, что Покахонтас родилась примерно в 1595 году в семье индейского вождя племени поухатанов. Её настоящее имя было Матоака, хотя в некоторых источниках встречается имя Амонут. «Покахонтас» ― это кличка, означающая «избалованный ребёнок» или «проказница». Племя Матоаки ― одно из 30 племён индейцев, говорящих на алконгинских языках. Они жили в Тайвотер, территория штата Вирджиния.

Матоака была ребёнком, когда в Новый свет прибыли англичане. Между колонизаторами и индейцами часто возникали конфликты. В 1607 году английский моряк и исследователь Джон Смит прибыл в Вирджинию на корабле с сотней других поселенцев. Однажды, когда он исследовал реку Чикахомини, его захватили индейцы. Его привезли в поселение племени поухатанов в Веровокомоко.

Дальнейшие события в разных источниках описаны по-разному. Сам Джон Смит писал, что его пригласили на большой праздник, во время которого он сидел рядом и беседовал с вождём поухатанов. В письме, написанном королеве Анне, Джон Смит рассказал, что Матоака бросилась к нему и закрыла его своим телом, когда индейцы хотели казнить его. Но Джон Смит был известен как человек, который любил приврать, чтобы добиться известности.

В диснеевском мультфильме Матоака/Покахонтас изображена как молодая девушка, спасшая Джона Смита. Но по его словам, ей тогда было чуть больше 10 лет. Поэтому маловероятно, что между ними возникли какие-то романтические чувства.

«Покахонтас спасает Джона Смита», картина работы Алонзо Чаппела, примерно 1865 год. Фото: Wikimedia

Матоака часто приходила в поселения колонизаторов в Джеймстауне и приносила им еду в трудные времена. 13 апреля 1613 года во время одного из таких визитов Самуэль Аргалл поймал Матоаку, чтобы обменять её на нескольких английских пленных, которых держал её отец. Она прожила год в Джеймстауне в качестве заложницы.

Во время её заключения табачный плантатор Джон Рольф проявил «особый интерес» к юной пленнице. Он добился её освобождения после того, как она согласилась выйти за него замуж. Матоаку крестили под именем Ребекка, и в 1614 году она вышла замуж за Джона Рольфа. Это первый известный брак между европейцем и представителем индейских племён.

«Крещение Покахонтас», картина работы Джона Гэдсби Чэпмана. Чэпман изобразил Пакохонтас в белом платье. Она принимает крещение от священника англиканской церкви Александра Вайтекера в Джеймстауне. Покахонтас окружают члены её семьи и английские поселенцы. Её брат Нантекуаус отвернулся во время церемонии. Сцена изображает распространённое в то время убеждение, что индейцы должны принять христианство и европейский образ жизни. Фото: Wikimedia

«Свадьба Матоаки и Джона Рольфа» из серии «Покахонтас: её жизнь и легенда» Вильяма М. С. Расмуссена. Это первый известный брак между английскими колонизаторами и индейцами. Фото: Wikimedia

Два года спустя Джон Рольф привёз Матоаку в Англию, чтобы использовать её в показательной кампании для получения финансирования колонии в Вирджинии. Её представляли как живой символ хороших отношений между англичанами и индейцами. Ребекку воспринимали как успешный пример перевоспитания «дикарки», а Рольф получил похвалы за то, что принёс христианство «безбожным племенам».

В Англии Матоака встретилась с Джоном Смитом. Она отказалась разговаривать с ним, отворачивалась от него и избегала. Её поведение явно не походило на беззаветную любовь, показанную в диснеевском мультфильме.

В 1617 году семейство Рольфа снарядило корабль, чтобы вернуться в Вирджинию. Но Матоака не смогла завершить путешествие домой. Она серьёзно заболела. Здесь существуют различные теории: воспаление лёгких, туберкулёз, оспа, по некоторым версиям её отравили. Ей пришлось сойти с корабля в английском городе Грейвзенде, где она скончалась 21 марта 1617 года. В то время ей был примерно 21 год. К несчастью, в жизни настоящей Покахонтас не было сказочного счастливого конца.

Статуя Покахонтас в Джеймстауне, Вирджиния, США. Фото: Wikimedia

О жизни реальной Покахонтас можно было бы снять более увлекательный фильм, чем у Диснея, но трагический.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Покахонтас
Pocahontas
Портрет по гравюре 1616 года
Имя при рождении:
Место смерти:
Отец:
Супруг:

Джон Рольф (1585-1622)

Дети:

сын : Томас Рольф (1615-80)

В кино

  • «Покахонтас » - американский мультфильм 1995 года.
  • «Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет » - американский мультфильм 1998 года.
  • «Новый Свет » - фильм 2005 года.

Напишите отзыв о статье "Покахонтас"

Литература

  • Philip L. Barbour. Pocahontas and Her World. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1970. - ISBN 0-7091-2188-1 .

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Покахонтас

И страстную любовь итальянца Пьер теперь заслужил только тем, что он вызывал в нем лучшие стороны его души и любовался ими.
Последнее время пребывания Пьера в Орле к нему приехал его старый знакомый масон – граф Вилларский, – тот самый, который вводил его в ложу в 1807 году. Вилларский был женат на богатой русской, имевшей большие имения в Орловской губернии, и занимал в городе временное место по продовольственной части.
Узнав, что Безухов в Орле, Вилларский, хотя и никогда не был коротко знаком с ним, приехал к нему с теми заявлениями дружбы и близости, которые выражают обыкновенно друг другу люди, встречаясь в пустыне. Вилларский скучал в Орле и был счастлив, встретив человека одного с собой круга и с одинаковыми, как он полагал, интересами.
Но, к удивлению своему, Вилларский заметил скоро, что Пьер очень отстал от настоящей жизни и впал, как он сам с собою определял Пьера, в апатию и эгоизм.
– Vous vous encroutez, mon cher, [Вы запускаетесь, мой милый.] – говорил он ему. Несмотря на то, Вилларскому было теперь приятнее с Пьером, чем прежде, и он каждый день бывал у него. Пьеру же, глядя на Вилларского и слушая его теперь, странно и невероятно было думать, что он сам очень недавно был такой же.
Вилларский был женат, семейный человек, занятый и делами имения жены, и службой, и семьей. Он считал, что все эти занятия суть помеха в жизни и что все они презренны, потому что имеют целью личное благо его и семьи. Военные, административные, политические, масонские соображения постоянно поглощали его внимание. И Пьер, не стараясь изменить его взгляд, не осуждая его, с своей теперь постоянно тихой, радостной насмешкой, любовался на это странное, столь знакомое ему явление.
В отношениях своих с Вилларским, с княжною, с доктором, со всеми людьми, с которыми он встречался теперь, в Пьере была новая черта, заслуживавшая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по своему; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу участия и интереса, которые он принимал в людях. Различие, иногда совершенное противоречие взглядов людей с своею жизнью и между собою, радовало Пьера и вызывало в нем насмешливую и кроткую улыбку.
В практических делах Пьер неожиданно теперь почувствовал, что у него был центр тяжести, которого не было прежде. Прежде каждый денежный вопрос, в особенности просьбы о деньгах, которым он, как очень богатый человек, подвергался очень часто, приводили его в безвыходные волнения и недоуменья. «Дать или не дать?» – спрашивал он себя. «У меня есть, а ему нужно. Но другому еще нужнее. Кому нужнее? А может быть, оба обманщики?» И из всех этих предположений он прежде не находил никакого выхода и давал всем, пока было что давать. Точно в таком же недоуменье он находился прежде при каждом вопросе, касающемся его состояния, когда один говорил, что надо поступить так, а другой – иначе.
Теперь, к удивлению своему, он нашел, что во всех этих вопросах не было более сомнений и недоумений. В нем теперь явился судья, по каким то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать.

Реальность.

Покахонтас существовала. Правда, она была представительницей табачной индустрии, чем-то вроде живого индейского "табачного магазина" во времена, когда табачные магазины еще не открылись.
Юную индейскую принцессу Покахонтас (1595 - 1617) выкрали в 1613 году британские поселенцы - это было сделано ради заключения более выгодного мира белых с отцом девушки, вождем Поухатаном. Они надеялись обменять Покахонтас на пленных англичан. Пока она была в заключении, его преподобие отец Уайттейкер занимался с девочкой английским языком, знакомил ее со Священным писанием, пытался "привить ей достойные манеры" (Покахонтас с детства привыкла ходить по пояс голой и часто просила мальчишек "построить ей повозку, чтобы она могла прокатиться на ней без одежды").
Девушка показала хорошие способности - она все схватывала на лету, быстро училась и быстро привыкала к новой жизни.
Ее крестили именем Ребекка и выдали замуж за англичанина, фермера Джона Рольфа. Именно табачные плантации Джона (первые в Виржинии) дали штату шанс выжить.
В 1616 г. Джон предпринял поездку в Англию, чтобы показать новые образцы товара, и Покахонтас тоже была одним из образцов.
Надо заметить, что английский король Джеймс I табак терпеть не мог, называя его "вредным для глаз, противным для носа и смертоносным для мозга".
Когда Покахонтас с мужем и десятком соплеменников прибыла в Лондон, индейцев представили ко двору. Покахонтас имела успех у королевы Анны. В то время как все индейцы приехали в Англию в своем обычном платье, Покахонтас явилась во дворец одетой по последней моде - в туалете с высоким английским воротником. Покахонтас стала всеобщей любимицей. И именно тогда Джон Смит впервые - через 10 лет после того, как это случилось, - начал рассказывать окружающим историю про то, "как-она-спасла-меня-от-смерти". Тут нужно заметить, что еще в 1608 году Джон Смит написал книгу под названием "Настоящее открытие Виржинии" - так вот, в этой книге не было НИ СЛОВА о его чудесном спасении при помощи индейской девушки Покахонтас! Ещё любопытно то, что после отъезда Джона Покахонтас вышла замуж за соплеменника по имени Кокоум и, видимо, была ему верной супругой до 1613 года, пока ее не выкрали колонисты. А вся история любви была описана Джоном Смитом только в 1624 г. Может быть, Смит просто старался привлечь к себе чуточку больше внимания? К тому же до сих пор не найдено ни одного свидетельства о том, что капитан Джон Смит и Покахонтас действительно встречались во время ее пребывания в Англии.

Половина из прибывших в Англию с Джоном Рольфом индейцев умерли от неизвестных болезней. Покахонтас тоже заболела оспой и после долгих мучений умерла в марте 1617 г. в возрасте 22 лет. Она похоронена там, на берегах Туманного Альбиона.
Что же касается миссии Джона Рольфа, то она провалилась: король не уменьшил налоги. Однако "Виржиния" за год подняла экспорт табака вдвое - с 20 до 40 тысяч фунтов.
Джон Рольф (1585 - 1625) женился снова - на этот раз на англичанке, но через несколько лет был убит - говорят, это сделали индейцы. А его наследство и сейчас живо - в табачной компании Джо Кэмела.

Четыре лика Покахонтас.

Покахонтас: изнанка легенды

Дочь вождя

Покахонтас родилась примерно в 1594 или 1595 году (точная дата неизвестна), предположительно в индейском поселении Веравокомоко (ныне - Викомико, Виргиния), к северу от реки Памаунки (Йорк-ривер). Ее родовое, тайное имя было Матоака ("Белоснежное перышко").

Она была дочерью вождя союза племен Поухатан по имени Вахунсонакок (Wahunsonacock). Правда, в истории белых людей он остался Поухатаном - по имени союза племен, которое он возглавлял. Под его властью находилось около 25 племен. Покахантас была дочерью одной из его многочисленных жен.

Весной 1607 года в устье реки Памаунки высадились английские поселенцы. В месте слияния Памаунки и Чикахимини они основали город, названный Джеймстауном (в честь короля Якова I (James I). К тому времени индейцы Поухатан уже знали о существовании белых людей. В 1570-71 годах им доводилось сталкиваться с испанцами-иезуитами, слышали они и о попытках бледнолицых основать английские колонии в Каролине. Приплывали корабли англичан и к устью реки Памаунки. За несколько лет до основания Джеймстауна англичане убили одного из вождей Поухатан, а многих индейцев захватили в плен и обратили в рабство. Неудивительно, что новую партию колонистов индейцы встретили неласково: напали на них, убили одного и ранили несколько поселенцев. Однако после того, как два из трех кораблей снялись с якоря и уплыли обратно в Англию, вождь Поухатан предложил поселенцам заключить мир и в доказательство доброй воли прислал первому губернатору колонии Вингфилду оленя. В это время Матоака и познакомилась с бледнолицыми. Они знали ее как Покахонтас, что в переводе означает "избалованная", "игривая". Именно тогда, предположительно, Покахонтас и познакомилась с Джоном Смитом, человеком, во многом благодаря которому ее история пережила века и стала легендой.

Джон Смит

Джон Смит родился около 1580 года (то есть был примерно на 15 лет старше Покахонтас). Жизнь его была полна приключений. Прежде чем прибыть на берег нового континента, он успел повоевать в Венгрии против турок (в 1596-1606 годах). Современники называли его "грубым, амбициозным, хвастливым наемником". По свидетельству очевидцев, он был маленького роста и носил бороду.
Опытный солдат, авантюрист, исследователь, Смит обладал еще и бойким пером и богатым воображением. Именно ему принадлежит первое известное описание английского поселения в Новом Свете глазами очевидца - "Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии со времени основания сей колонии" (1608). В этой книге, однако, Покахонтас не упоминается. О том, как индейская принцесса спасла ему жизнь, Смит поведал лишь в 1616 году в письме королеве Анне (Покахонтас как раз прибыла в Англию, но об этом - ниже), а затем повторил этот рассказ в своей книге "General Historie", изданной в 1624 году.

Если верить Смиту, в декабре 1607 года он во главе небольшого отряда колонистов покинул форт в поисках пищи. Индейцы под предводительством дяди Покахонтас, Опенчанкану, напали на экспедицию, убили всех, кроме Смита, а его отвели в столицу Поухатан, к верховному вождю. Тот повелел убить Смита, и тогда юная индеанка закрыла его собой от дубин соплеменников.

Исследователи и историки расходятся во мнении, насколько правдива эта история. Смит вполне мог ее выдумать - как уже было сказано, воображение у него всегда работало хорошо. Сомнения усугублялись тем фактом, что прежде Смита, по его словам, уже спасала принцесса, но не индеанка, а турчанка - когда он был турецком плену. Существует и еще одна версия: индейцы вовсе не собирались убивать его, а, наоборот, хотели принять в племя. Частью ритуала была инсценировка казни, от которой его и "спасла" Покахонтас.

Так или иначе, но в изложении Смита Покахонтас стала настоящим добрым ангелом колонии английских поселенцев в Джеймстауне. Благодаря ей на какое-то время отношения с индейцами наладились. Покахонтас часто бывала в форте и поддерживала дружеские отношения с Джоном Смитом. Она даже спасла ему жизнь еще раз, предупредив, что вождь Поухатан снова хочет убить его. Зимой 1608 года индейцы приносили в Джеймстаун провизию и меха, обменивая их на топоры и безделушки. Это позволило колонии продержаться до весны.

Однако в октябре 1609 года со Смитом произошел загадочный несчастный случай - он был тяжело ранен в ногу при взрыве пороха, и ему пришлось вернуться в Англию. Покахонтас сообщили, что капитан Смит погиб.

Cреди бледнолицых

После отъезда Смита отношения индейцев и колонистов начали стремительно портиться. Осенью 1609 года Поухатан отдает приказ убить 60 поселенцев, прибывших в Веравокомоко. Примерно в это же время Покахонтас выходит замуж за своего соплеменника Кокума и отправляется жить в индейское поселение на реке Потомак. Об этом периоде ее жизни известно мало (еще бы, не нашлось своего Джона Смита), как, впрочем, и о дальнейшей судьбе ее мужа.

В 1613 году один из жителей Джеймстауна, предприимчивый капитан Сэмюэль Арголл, проведал о том, где находится Покахонтас, и с помощью одного из мелких индейских вождей (за предательство тот получил медный котел) заманил дочь верховного вождя Поухатана на свой корабль, после чего потребовал у ее отца - в обмен на дочь - отпустить плененных индейцами англичан, а также вернуть украденное у поселенцев оружие и заплатить выкуп кукурузой. Через некоторое время вождь прислал в Джеймстаун часть выкупа и попросил, чтобы с его дочерью хорошо обращались.

Из Джеймстауна Покахонтас перевезли в город Хенрико, губернатором которого был тогда Томас Дейл. Губернатор поручил индеанку заботам пастора Александра Вайтекера. Через некоторое время Покахонтас приняла христианство. Ее крестили в англиканскую веру под именем Ребекка. Примерно в это же время на сцене появляется еще один белый мужчина, сыгравший в жизни Покахонтас значительную роль - колонист Джон Рольф.

Джон Рольф

Когда Джон Рольф и его жена Сара плыли из Англии в Джеймстаун, буря забросила их на Бермудские острова. Во время пребывания на Бермудах Сара родила девочку, но обе - жена Рольфа и его новорожденная дочь - вскоре скончались. Там же, на Бермудах, Рольф подобрал зерна местного табака, а, прибыв в Виргинию в 1612 году, скрестил его с местными грубыми сортами. Получившийся гибрид приобрел огромную популярность в Англии, и экспорт табака на долгое время обеспечил финансовое благополучие колонии. Разумеется, Рольф превратился в одного из самых уважаемых и богатых жителей Джеймстауна. Плантация табака, которой он владел, называлась "Бермудская сотня" ("Bermuda Hundred").

Покахонтас познакомилась с Джоном Рольфом в июле 1613 года, уже после того, как табак принес ему богатство и уважение колонистов. Каноническая легенда утверждает, что Покахонтас и Рольф полюбили друг друга и поженились - с благословления губернатора Томаса Дейла и отца Покахонтас, вождя Поухатана. Однако подлинные исторические документы (в частности, сохранившееся письмо Рольфа губернатору Дейлу) позволяют сделать вывод, что брак этот был лишь политическим союзом, а весьма набожный Джон Рольф не только не желал, но даже страшился союза с язычницей и согласился на него лишь "для блага плантации, ради чести страны, к вящей славе Божией и для собственного спасения" и только после того, как Покахонтас приняла христианство. Для Покахонтас же согласие на брак могло быть условием освобождения.

Так или иначе, но 5 апреля 1614 года 28-летний вдовец Джон Рольф и индейская принцесса Покахонтас поженились. На свадьбе присутствовали родственники со стороны невесты - ее дядя и братья. Сам вождь Поухатан на торжество не явился, но дал согласие на брак и даже прислал жемчужное ожерелье для дочери. В 1615 году Покахонтас, а теперь Ребекка Рольф, родила сына, которого назвали Томас, в честь губернатора. Потомки Покахонтас и Рольфа были известны в США как "Красные Рольфы".

В 1616 году в своем "Повествовании о Виргинии" Рольф называет последующие несколько лет "благословенными" для колонии. Благодаря браку Покахонтас и Рольфа между колонистами Джеймстауна и индейцами на 8 лет воцарился мир.

В цивилизованном мире

Весной 1616 году губернатор Томас Дейл отправился в Англию. Главной целью поездки был поиск финансирования для Виргинской табачной компании. Для того, чтобы произвести впечатление и привлечь внимание общества к жизни колонии, он взял с собой дюжину индейцев, в том числе и принцессу Покахонас. В поездке ее сопровождали муж и сын. И действительно, Покахонтас имела в Лондоне большой успех и даже была представлена ко двору. Именно во время ее пребывания в Англии Джон Смит написал письмо королеве Анне, в котором рассказал историю своего чудесного спасения и всячески превозносил положительную роль Покахонтас в судьбе колонии. Тогда же Покахонтас и Джон Смит вновь встретились. Источники расходятся во мнениях, в какой обстановке прошла эта встреча. Если верить запискам Смита, Покахонтас назвала его отцом, а его попросила называть ее дочерью. А вот вождь Рой Бешеный Конь в подлинной биографии Покахонтас на сайте powhatan.org утверждает, что Покахонтас даже не захотела говорить со Смитом, а при следующей встрече назвала его лжецом и указала ему на дверь. Правда это или нет, но больше Покахонтас и Джон Смит не встречались.

В марте 1617 года семья Рольфов стала собираться домой, в Виргинию. Но во время подготовки к отплытию Покахонтас заболела - то ли простудой, то ли воспалением легких. Некоторые источники даже называют среди вероятных недугов туберкулез или оспу. 21 марта она умерла и была похоронена в Грейвсенде (графство Кент, Англия). Ей было, по разным сведениям, 21 или 22 года.

Эпилог

Отец Покахонтас, вождь Поухатан, умер следующей весной 1618 года, и отношения между колонистами и индейцами испортились окончательно и бесповоротно. В 1622 году индейцы под предводительством нового вождя напали на Джеймстаун и убили около 350 поселенцев. Англичане ответили на агрессию агрессией. Еще при жизни ровесников Покахонтас индейцы, проживающие в Виргнии, были практически полностью истреблены и рассеяны по Америке, а их земли отошли колонистам. Вскоре подобные методы обращения с краснокожими распространились по всему континенту.

Джеймстаун между тем процветал. Джон Рольф продолжал успешно возделывать табак. В 1619 году он одним из первых стал использовать на плантации труд негров-рабов, в общем, был прогрессивно мыслящим для своего времени человеком и в итоге навсегда вошел в историю табачной промышленности и в историю Америки. В том же 1619 году Джеймстаун стал столицей штата Виргиния. Однако в 1676 году город был практически уничтожен во время одного из самых крупных в истории Америки индейских восстаний, Baconis Rebellion, после чего пришел в относительный упадок и в 1698 утратил статус столицы штата.

Сын Покахонтас, Томас Рольф, воспитывался в Англии на попечении дяди, Генри Рольфа. Однако в 20 лет он вернулся на родину своей матери, стал офицером местного ополчения и командовал пограничным фортом на Джеймс-Ривер.

Джон Рольф скончался в 1676, в год восстания, однако умер ли он своей смертью (а ему должно было быть около 90 лет) или был убит во время резни, учиненной индейцами в городе, точно неизвестно.

В последующие годы история Покахонтас, капитана Смита и Джона Рольфа постепенно стала одним из любимых виргинских, а потом и всеамериканских мифов. Множество людей в Виргинии и за ее пределами ведут свой род от Покахонтас, а упоминания о ней и ее потомках встречаются во многих литературных произведених. Вот что пишет, например, Майн Рид в романе "Оцеола, вождь Семинолов": "В моих жилах есть примесь индейской крови, так как мой отец принадлежал к семье Рэндольф с реки Роанок и вел свое происхождение от принцессы Покахонтас. Он гордился своим индейским происхождением - почти кичился этим. Быть может, европейцу это покажется странным, однако известно, что в Америке белые, у которых есть индейские предки, гордятся своим происхождением. Быть метисом не считается позором, особенно если потомок туземцев имеет приличное состояние. Многие тома, написанные о благородстве и величии индейцев, менее убедительны, чем тот простой факт, что мы не стыдимся признать их своими предками. Сотни белых семейств утверждают, что они происходят от виргинской принцессы. Если их притязания справедливы, то прекрасная Покахонтас была бесценным кладом для своего мужа".

Изображение Покахонтас и поныне украшает флаг и печать города Хенрико.

Ну а после того, как был изобретен кинематограф, миф о Покахонтас - индеанке, которая помогала бледнолицым - был неоднократно и в разных вариантах запечатлен на кинопленке. Первой картиной о Покахонтас стал одноименный немой фильм 1910 года, ну а последним на данный момент числится проект Теренса Малика "Новый мир".

http://christian-bale.narod.ru/press/pocahontas_story.html

Иллюстрации художника Smith, E. Boyd (Elmer Boyd, 1860-1943) , 1906 год .

Найдены тут:

Джон Смит родился в семье простого английского ремесленника где-то в конце семидесятых годов XVI века. Из школы он убежал в возрасте десяти лет. В пятнадцать лет у него уже были первые неприятности с девушками из лучших семей, которые открыто проявляли симпатию к не по годам развитому парню. В шестнадцать лет по настоянию многих отцов дворянских дочек он вынужден был уехать в Голландию, оттуда в качестве слуги молодого британского рыцаря отправился во Францию. В Париже он совершенствовался в искусстве сердцееда, поэтому неудивительно, что неприятности повторились, когда он через несколько лет вернулся в Англию.

Смиту пришлось срочно вновь покинуть Англию. На этот раз судьба забросила его в Венгрию. Венгерский король Рудольф II (его резиденцией чаще всего был Пражский Град) вел войну с мусульманской Турцией, и Джон Смит вступает в армию короля. И в боях молодой авантюрист сумел отличиться и даже заслужил награду за освобождение захваченного турками венгерского городка. Тогда же ему был присвоен чин капитана.

Дворянского звания Смит добился поистине гусарским способом. Турецкий гарнизон одного венгерского города, окруженного войсками Рудольфа, предложил решить судьбу города «рыцарским» турниром между представителями двух армий. Капитан Смит вызвался сражаться первым. Копье его было точнее, попало в прорезь забрала, и турецкий паша упал бездыханным. Тогда на площадку на арабском скакуне вылетел слуга паши, полный решимости отомстить за смерть господина. И эту схватку Смит выиграл. Солдаты армии Рудольфа склонили головы перед двумя поверженными и приветствовали победителя. Весть о двойной победе отважного капитана разнеслась по всем союзным войскам, ведущим войну с турками. Зигмунд Баторий посвятил отважного капитана в рыцари и утвердил его герб, на котором были изображены две отсеченные головы турок.

Но удача изменчива, и капитан в одной из стычек попадает в турецкий плен, где его продают в услужение в один из роскошнейших царьградских дворцов. Однако он так понравился любимой жене тамошнего паши, что она упросила хозяина не заставлять работать Смита как простолюдина.

Как-то паша поехал в Крым, в Бахчисарай, и взял с собой Смита. Там, в отсутствие покровительницы, Смита использовали на самых тяжелых работах. Однажды во время обмолота он случайно остался во дворе вдвоем с турком. Неожиданно Смит размахнулся цепом и несколькими ударами убил ничего не подозревавшего пашу. Потом облачился в его платье и на его коне ушел из Бахчисарая. Несколько лет он находился на территории, контролируемой русскими, потом вернулся в Англию.

Вернулся он вовремя. Плимутское общество как раз искало таких храбрецов, не боящихся странствий, для завоевания Северной Америки. Смит стал одним из основателей первого поселения в британской Северной Америке - легендарного Джеймстауна.

Территория, на которой капитан Смит и его спутники заложили первый британский форт, ставший эпицентром расширения английских колоний в Америке, представляла собой часть земель так называемой конфедерации Повхатана. В конфедерацию уже в то время входило 24 племени индейцев. Во главе мощного союза стоял вождь Повхатан.

Жители Джеймстауна из всей обширной области конфедерации знали только свой городок и его ближайшие окрестности, а из индейцев - только жителей ближайших стоянок, откуда им доставлялись продукты. Поэтому капитан Смит планирует совершить вылазку в глубь территории. Но была еще одна причина: Испания выгребала из своих американских колоний тонны серебра и золота. Поэтому плимутское общество настаивало, чтобы переселенцы из Джеймстауна также отправились искать золото во внутренних районах британской Америки.

Смит снаряжает небольшую лодку и в декабре 1607 года вместе с двенадцатью белыми и двумя индейскими проводниками отплывает вверх по реке Чикахоми. Через несколько дней позади остались равнины Вирджинии. Сузившееся русло реки завело в густые дебри. Здесь Смит оставил часть своих людей, а сам с двумя отважными гребцами из Джеймстауна и двумя индейцами отправился на утлой лодочке дальше.

Перед отплытием экипаж поклялся ни при каких обстоятельствах не покидать лодку на реке и не высаживаться в незнакомых местах. Но голод заставил их вскоре нарушить клятву. Они выбрались поохотиться на сушу. Реку окружал густой и на первый взгляд необитаемый лес, и Смит не подозревал, что их плавание протекает под пристальным вниманием дозорных из племени памунки.

Памунки входили в состав конфедерации. Их вождь Опечанкамуг даже был братом «короля» Повхатана и его первым заместителем в союзе, но они расходились во взглядах относительно того, как поступать с незваными гостями. Опечанкамуг не соглашался со своим братом, верховным вождем, который придерживался линии дружеского смирения. Опечанкамуг призывал совместными силами всех двадцати четырех племен заставить переселенцев убраться из Америки. Даже огнестрельное оружие бледнолицых не могло разубедить Опечанкамуга.

Но конфедерация могла начать боевые действия против белых переселенцев только по приказу и под руководством верховного вождя. Однако и на землях индейского союза действуют неписаные законы. Как только капитан Смит сошел на берег во владениях памунков, индейцы из засады напали на бледнолицых.

Ловкий Смит отбивался долго. Он использовал прием, которому научился в Венгрии в боях с турками: под прикрытием индейского проводника, обороняясь богатырским мечом, шаг за шагом двигался к лодке. Но индейский проводник ухитрился подставить ему ногу, и английский рыцарь все-таки был схвачен.

Первый белый пленный стал сенсацией не только для племени памунков, но и для всех соседних племен. По приказу Опечанкамуга его водили по индейским поселениям и выставляли напоказ, как потом на потеху европейцам выставляли пленных индейцев. Так индейцы и белые «знакомились» друг с другом. Смит постарался приспособиться к своим тюремщикам, заслужил их уважение умением обращаться с компасом, пистолетом, панцирем. Индейские шаманы несколько дней изучали удивительное существо под названием бледнолицый, защищенное железным панцирем. Им он казался ошибкой природы. Но ошибкой доброй или злой? Они потчевали своего пленного самыми вкусными блюдами, которых, как писал Смит, хватило бы и на двадцать человек. Смита мучил страх, что его хотят быстрее откормить и потом съесть.

Вскоре индейцы доставили пленного в «столицу» конфедерации Веровока-моку, и там он наконец-то предстал перед верховным вождем. Повхатан восседал на возвышенном месте, одетый в кожаную накидку. Вокруг «трона» стояли члены совета конфедерации. У ног верховного вождя сидела индейская девушка в пышном наряде. Смит в период жизни в Джеймстауне и в плену видел немало индейских женщин, но еще не встречал такой красавицы. Это была тринадцатилетняя принцесса Покахонтас, дочь и любимица грозного вождя, который удостоил ее почетного места, обычно по традиции занимаемого старшим сыном.

Перед «троном» горел большой костер, а вокруг костра рядами выстроились воины. Повхатан встал и важно спросил рыцаря, зачем он пришел на землю краснокожих. Рыцарь обвинил во всем испанцев, которые якобы кружат у побережья и преследуют англичан. И ему, мол, пришлось спасаться и искать прибежище на земле индейцев. Было видно, что вождь не поверил ни одному слову и разгневался. Портить дружеские отношения с поселенцами, которые расположились в Джеймстауне, на самой окраине конфедерации, было запрещено. Но здесь присутствовали члены совета племен, и вождь не пощадил пленного, предоставив право совету решать его судьбу. Большинство во главе с решительным Опечанкамугом потребовали немедленной смерти пленного у ритуального костра.

Покахонтас — дочь вождя

Повхатан утвердил смертный приговор первооткрывателю индейской Северной Америки. Но жизнь этому баловню Счастливого Случая спасла, как бывало не раз, опять женщина. На него, на его панцирь, на его роскошные усы с нескрываемым обожанием смотрела красавица Покахонтас. Первая - настоящая, но безнадежная - любовь засверкала в юном сердце Покахонтас.

Когда прозвучал приговор, капитану, его привязали к вбитому в землю столбу, и два крепких индейца приготовили каменные топоры, чтобы по приказу вождя размозжить ему голову. Палачи уже подняли свое страшное оружие, но к столбу кинулась хрупкая Покахонтас. Она заслонила чужеземца и закричала: «Убейте лучше меня!»

Повхатан не смог причинить страдание своей любимой дочери. Он помиловал рыцаря и вскоре освободил из-под стражи. Но Покахонтас было запрещено встречаться с ним. Еще спустя некоторое время, явно чтобы не допустить такой встречи, Повхатан под охраной двенадцати индейцев отправил капитана в Джеймстаун.

Первое и самое старое поселение в британской Америке, куда Смит вернулся после вынужденного пребывания в «столице» Повхатана, представляло собой убогое зрелище. Поселенцы жили только за счет подачек с соседних индейских стоянок, законов в городке не существовало, работы не было. И Смит, выразивший недовольство таким жизнеустройством, был вынужден убраться из Джеймстауна и вновь пуститься в плавание по рекам индейской Америки. По Потомаку он добрался до того места, где расположен сейчас Вашингтон.

Позже Смит вновь обосновался в Джеймстауне. Но ненадолго. При взрыве местного порохового склада он был тяжело ранен и отправился в Англию на лечение.

Джеймстаун тем временем доживал последние дни. К тому же вспыхнула чума, и когда волна эпидемии схлынула, переселенцы обнаружили, что Джеймстаун стал городом мертвецов. Из пятисот поселенцев в живых осталось 59. Индейцы перестали наведываться в поселение, где правила «черная смерть». Поэтому прекратили поступать продукты. Жители Джеймстауна отвыкли от сельскохозяйственных работ, и в поселении начался голод. В конце концов последние жители гибнущего Джеймстауна, которых даже крайние обстоятельства не заставили взяться за соху и сеялку, стали каннибалами.

Сведения о трагическом конце первого поселения в индейской Америке дошли до плимутского торгового общества. Оно направило шхуну с новым руководством Джеймстауна и несколькими десятками новых колонистов, с продуктами и оружием. Корабль, однако, попал в шторм в районе Бермуд, и новые колонисты, которые должны были спасти Джеймстаун от голода, сами умирали голодной смертью на одном из необитаемых островов.

У индейцев появилась возможность одним ударом покончить с единственным европейским населенным пунктом. Большинство вождей двадцати четырех союзнических индейских племен рвались в бой. Но Покахонтас, все еще помнящая об английском рыцаре, умоляла отца о мире. Повхатан и на этот раз пошел на поводу у своей дочери и не провозгласил: «Война». Он сказал: «Мир и великодушие».

Странно вели себя и переселенцы в Джеймстауне. В недружественном окружении многотысячных индейских племен, голодные и ослабшие, они думали лишь о том, как заставить индейцев их кормить. Матрос Аргалл, отчаянный авантюрист, добрался на корабле до столицы индейской конфедерации и обманом заманил на корабль индейскую принцессу Покахонтас, которая, похоже, распространяла свою любовь к английскому рыцарю на всех англичан. Аргалл связал принцессу и привез в Джеймстаун, а Повхатану сообщил, что вернет его любимую дочь только в обмен на огромное количество кукурузы. Повхатан это дерзкое предложение отверг, но опять не отдал приказа своим людям идти на поселение.

Покахонтас становится леди

Пленение красавицы Покахонтас, что удивительно, привело даже к миру между индейцами и белыми. И вот что произошло. Покахонтас, вздыхающая в тюрьме Джеймстауна по своему британскому рыцарю, влюбилась в другого кавалера. Следует признать, что кавалер был одним из самых достойных поселенцев Джеймстауна.

Смит был далеко за морем, и незамужняя индейская принцесса в конце концов приняла предложение досточтимого сэра Джона Рольфа. После отречения от своей прежней веры, приняв имя Ребекка, она стала супругой молодого англичанина.

Повхатан не противился замужеству своей дочери, напротив, он направил на свадьбу во главе многочисленной «делегации» от конфедерации одного из братьев. По случаю свадьбы индейский вождь подарил новому мэру поселения свою накидку и мокасины. Они до сих пор являются экспонатами оксфордского музея.

Но вернемся к нашему отважному рыцарю Смиту. Он тем временем плавал в иных морях и высаживался на другие берега. Иногда как рыбак, иногда как пират. Но в Вирджинию больше не возвращался никогда. И все же пути их с красавицей Покахонтас еще раз пересеклись…

Покахонтас-Ребекка Рольф в 1616 году посетила со своим мужем Англию. Лондон принял ее - дочь могущественного американского правителя - с необыкновенным восторгом.

От тех времен остался портрет индейской принцессы, который сейчас хранится в Национальной галерее в Вашингтоне. Индейская принцесса была даже принята во дворе. И именно здесь встретились Смит и Ребекка. Но многое разделяло теперь их! Индейская принцесса стала настоящей леди, имела именитого мужа, сына, а Смит, основатель английской колониальной империи в Северной Америке, так и остался белой вороной среди придворной лондонской элиты.

Смерть Покахонтас

Судьба оказалась безжалостной к индейской красавице. Покахонтас заболела в Лондоне туберкулезом и вскоре умерла в возрасте двадцати одного года. Она была похоронена на грейвендском кладбище на английской земле. Смит тоже больше не увидел Америку, он умер в довольно молодом возрасте через несколько лет.

Король Яков опасался, что сын индейской принцессы Томас Рольф станет наследным властителем Вирджинии - «американским королем», независимым от английского монарха. Стремясь предотвратить такое нежелательное развитие событий, которое, по его мнению, прямо угрожало интересам Англии, король принял решение в срочном порядке отправить в разросшийся к тому времени Джеймстаун несколько десятков невест из так называемых лучших семей, чтобы переселенцы не искали себе жен среди индианок.

Когда же королевский корабль выгрузил в Джеймстауне свой драгоценный груз - 90 специально отобранных девушек, их немедленно препроводили в церковь, чтобы во время торжественного богослужения каждый Переселенец мог незаметно выбрать себе невесту по вкусу. Церковь была переполнена как никогда, хотя переселенцы не отличались религиозностью. На следующий день в церкви венчались первые пары. Для компенсации дорожных расходов была установлена твердая такса: 120 фунтов вирджинского табака за невесту. Табак являлся главной валютой первой колонии. А происходило все это в 1621 году.

В том же году скончался главный защитник поселения Смита, вождь двадцати четырех племен Повхатан. Опустевший трон занял его брат Опечанкамуг, самый ярый противник проникновения белых в Вирджинию.

Через несколько дней после прихода к власти Опечанкамуг созвал к обрядовому огню вождей всех союзнических племен. Решение было единодушным - война! Война, пока не поздно Правда, соотношение сил к этому времени резко изменилось не в пользу индейцев. Десять лет назад во времена «черной смерти» в единственном поселении белых, в Джеймстауне, влачила жалкое существование сотня деморализованных европейцев. Но за десять лет вблизи Джеймстауна возникло несколько десятков английских поселений с более боеспособными и трудолюбивыми людьми. Но Опечанкамуг был непоколебим.

И 1 апреля 1622 года индейские племена Вирджинии вступили на тропу войны. Из 81 небольшого поселения при плантациях, заложенных белыми, индейцы разгромили 73. Только в первых схватках погибло 350 поселенцев. Повхатан и Покахонтас отошли в мир иной, романс о любви индейской принцессы к английскому рыцарю уже отзвучал, а в Северной Америке 1 апреля 1622 года взвились языки пламени первой настоящей войны индейцев…