План работы творческой группы учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Творчество в логопедической практике Состав творческой группы воспитатели

Положение

о городской проблемно-творческой группе

педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ

«Нейропсихологический подход в системе диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует цель и задачи деятельности, структуру и порядок формирования, управление и организацию деятельности городской проблемно-творческой группы (далее ПТГ) педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ.

1.2. Проблемно-творческая группа - это форма объединения педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ, обеспечивающая их самореализацию в рамках совместной творческой деятельности по решению комплексных проблем развития обучающихся и воспитанников через развитие их профессиональной компетентности, освоение современных коррекционно-развивающих технологий.

1.3. Проблемно-творческая группа осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о городской проблемно-творческой группе педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ.

2. Цели и задачи деятельности проблемно-творческой группы

2.1. Основная цель ПТГ : разработка методического обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения системы диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

2.2. Основные задачи :

    Проанализировать сущность нейропсихологического подхода в теоретической литературе. Систематизировать нейропсихологические технологии в системе диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

2.3. Продукт деятельности ПТГ :

Методическое пособие «Нейропсихологический подход в системе диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».


Структура и порядок формирования проблемно-творческой группы

3.1. Проблемно-творческая группа создается из числа педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ, имеющих склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к заявленной проблеме. Руководитель проблемно-творческой группы определяется методистом по детской психологии информационно-методического центра города Томска.

3.2.Количественный состав проблемно-творческой группы - от 5 до 20 членов.

3.3. Руководитель ПТГ избирается членами ПТГ из числа педагогов-психологов ДОУ, обладающих организаторскими способностями, хорошо владеющих содержанием проблемы, методами групповой работы.

3.4.Основной формой организации работы проблемно-творческой группы является заседание, семинар-практикум, круглый стол .

Управление проблемно-творческой группы

4.1. Координатором деятельности ПТГ является методист информационно-методического центра г. Томска.

4.2.Непосредственное руководство работой ПТГ осуществляет руководитель группы, в обязанности которого входит:

Планирование работы ПТГ;

Распределение работ, подготовка и проведение заседаний;

Осуществление учета и отчетности о работе ПТГ.

5. Организация работы ПТГ

5.1. ПТГ работает по отдельному плану, составленному на учебный год.

5.2. Заседания ПТГ проводятся не реже трёх раз в год в соответствии с планом работы.

5.3. Каждый член ПТГ принимает активное участие в реализации поставленных задач. Объем и качество выполненной работы фиксируется в плане работы и в протоколах.

5.4. Для реализации поставленных задач в полном объеме участники ПТГ имеют право самостоятельно выбирать оптимальные, преимущественно деятельностные формы работы.

6. Документация ПТГ

6.1. В состав документации ПТГ входят:

    Положение о ПТГ. Приказ об открытии ПТГ и назначении руководителя ПТГ. План работы ПТГ. Протоколы заседаний ПТГ. Отчёт о работе ПТГ.

6.2. Документация ПТГ находится в информационно-методическом центре города Томска.


1)при изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) проведение виртуальных практических работ с использованием обучающих программ типа «Игры для тигры»; 3) закрепление изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы, практические задания); 4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Дифференциация звуков С- Ш", энциклопедии, развивающие программы); 6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).


Логопединформ Орёл 1. Костырина Татьяна Григорьевна, учитель- логопед МОУ лицея 21, руководитель творческой группы. 2. Васильева Елена Александровна, учитель- логопед МОУ СО школы 13, руководитель методического объединения учителей- логопедов ОУ г. Орла. 3. Панкратова Ирина Валерьевна, учитель- логопед МОУ СО школы Миленина Юлия Анатольевна, учитель- логопед МОУ СО школы Войцихская Наталья Анатольевна, учитель- логопед МОУ СО школы Толмачева Елена Николаевна, учитель- логопед МОУ СО школы Баркова Наталья Леонидовна, учитель- логопед МОУ СО школы Корнина Юлия Вячеславовна, учитель- логопед МОУ СО школы Цапок Оксана Евгеньевна, учитель- логопед МОУ СО школы Цыганкова Ирина Викторовна, учитель- логопед МОУ СО школы Абрамова Вера Николаевна, учитель- логопед МОУ СО школы 12 Наша творческая группа была создана в 2008 году с целью разработки и внедрения активных методов обучения с использованием информационных технологий.


Направления нашей работы. 1. Создание и применение дидактического материала в коррекционной работе учителей- логопедов МОУ СО школ города Орла. 2. Поиск и внедрение новых методических разработок с помощью Интернет- ресурса. 3. Творческое общение и обмен педагогическим опытом учителей-логопедов МОУ СО школ города Орла. 4. Общение и обмен педагогическим опытом с коллегами из других регионов РФ.


Методическое обоснование и оценка эффективности использования ИТ в работе учителя- логопеда. Эффективность использования программы Microsoft Power Point для создания дидактического материала к фронтальным логопедическим занятиям. Усвоение навыков создания дидактического материала к коррекционным занятиям с помощью программы Microsoft Power Point (практическое занятие). Запланировано проведение практического занятия по обучению составлению тестовых заданий. Создание дидактического материала, активное общение учителей- логопедов и обмен методическим опытом.


«Дифференциация звуков С- З, С - З, буквы С, З» (Корнина Ю. В) «Звуки Б, Б и буква Б» (Цыганкова И. В.) «Артикуляционная гимнастика», «Дифференциация звуков П- Б, П - Б, буквы П, Б» (Войцихская Н. А.) «Синонимы» (Миленина Ю. А.) «Дифференциация звуков Ч- Щ, буквы Ч, Щ» (Толмачева Е. Н.) «Звук Ж и буква Ж» (Абрамова В. Н..) «Образование слов с уменьшительно- ласкательным значением суффиксальным способом» (Костырина Т. Г.) «Упражнения, направленные на выработку направленной воздушной струи» (Баркова Н. Л.)


Компьютерная программа «Задания на дифференциацию звуков С- Ш». Презентация по теме «Синонимы» (Миленина Ю. А.) Альбом обследования устной речи. (Костырина Т. Г.) Презентация по теме « Развитие артикуляционной моторики» (Войциховская Н. А., Баркова Н. Л., Костырина Т. Г.) Презентация по теме «Дифференциация звуков Б- П, Б-П. Буквы Б, П» (Войциховская Н. А.)


Презентация по теме «Звук и З, З, буква З» (Костырина Т. Г.) Полезные ссылки для логопеда. Презентация по теме «Дифференциация Ч – Щ» (Толмачева Е. Н.) Презентация по теме «Звук и Б, Б, буква Б » (Цыганкова И. В.) Презентация по теме «Образование слов с уменьшительно- ласкательным значением». (Костырина Т. Г.) Презентация по теме «Звук и буква Ж» (Абрамова В.Н.)





Последовательность и системность информации; -тезисность и информативность; -наглядность и эффектность подачи материала; -легкость возврата к предыдущей информации; -возможность дополнения или исправления информации; -копируемость; -транспортабельность; -повышение интереса учащихся; -сокращение времени, затрачиваемого для подготовки к занятиям; - освобождение учителя- логопеда от необходимости приобретения дорогостоящего дидактического материала.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика профессионализма, включающая в себя развитые личностно-деятельностные структуры. Развитие личности логопеда в профессии проходит поэтапно, каждый этап имеет свою качественную характеристику, протяжённость во времени, зависящую от индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ

как средство повышения профессиональной компетентности

(из опыта работы ГМО учителей-логопедов ДОУ)

Захарова Светлана Алексеевна,

руководитель ГМО учителей-логопедов МДОУ,

учитель-логопед МКДОУ №9 «Светлячок»

ЗАТО Железногорск Красноярского края

Врач работает с болезнью, священник - с грехами, педагог - с идеалами, психолог - с иллюзиями. В профессии логопеда соединились милосердие медицины, мудрость педагогики, прозорливость психологии. Все эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего профессионала. Логопед, который не только владеет нормами профессиональной коррекционно-педагогической деятельности, но и изменяет, развивает свою личность средствами профессии, именно такой логопед – профессионал.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика профессионализма, включающая в себя развитые личностно-деятельностные структуры. Развитие личности логопеда в профессии проходит поэтапно, каждый этап имеет свою качественную характеристику, протяжённость во времени, зависящую от индивидуальных особенностей. Модель профессионального развития личности логопеда (по Ю.К.Бабанскому, Д.Дж. Левинсон и др.) выглядит так:

1 этап – этап адаптации («вхождение» в профессию логопеда);

2 этап – этап становления, стабилизации, идентификации с профессией, профессиональной зрелости логопеда (достижение приемлемого профессионального уровня для устойчивой эффективности профессиональной деятельности логопеда);

3 этап – этап мастерства, преобразования, творческого вклада в работу логопеда (высшие достижения в профессии);

Этап профессиональной деформации (стадия регресса) может наступить в любой момент профессиональной деятельности и зависит от многих обстоятельств (состояние здоровья, социально-экономическая ситуация, профессиональное «выгорание» и т.п.).

Процесс повышения уровня компетентности начинается с приобретения профессионально значимых качеств, проходит через конструктивное преодоление трудностей, познание себя и своей личности.

Неумолимая статистика свидетельствует, что во всех странах мира миллионы людей страдают от дефектов речи. Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда носит индивидуальный характер, как уникален и неповторим каждый человек. Молодому специалисту и зрелому мастеру-логопеду каждый раз приходится удивляться разнообразию проявлений, лёгкости или же трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом конкретном случае, радоваться или же огорчаться результату своего труда, делать открытия в своей профессии, иметь возможность постоянно развиваться и совершенствоваться, становиться профессионально компетентным. Составляющими профессиональной компетентности логопеда являются определённые компоненты, которые важны в коррекционной работе:

  • мотивационный компонент

Продуктивность деятельности логопеда зависит от содержания его профессиональной мотивации;

Высокомотивированные логопеды лучше видят взаимосвязь между усилием и результатом, что во многом влияет на восприятие (эмоциональную оценку) собственной коррекционно-педагогической деятельности;

Положительные изменения в содержании мотивационного компонента обусловливают повышение уровня удовлетворённости избранной профессией и профессиональное самоопределение логопеда;

Личностно-профессиональная компетентность логопеда определяет процесс коррекционно-педагогической деятельности, направленный на ребёнка, родителей, педагогический коллектив.

  • операциональный (деятельностный) компонент

Особенность профессионального мышления логопеда: умение ставить цель, увидеть, сформулировать и решить коррекционную задачу;

Индивидуальный стиль деятельности обеспечивает результат коррекционно-педагогической работы (получение наилучшего результата при минимальных затратах времени и сил);

Эффективность достижения результатов обеспечивается наличием развитых способностей логопеда к самообразованию, самообогащению, самосовершенствованию.

  • рефлексивный компонент

Эффективность рефлексивной оценки зависит от профессионального самосознания логопеда, сформированности «Я-образа»;

Степень адекватности «Я-образа» складывается из самооценки личности, своих профессиональных возможностей, личностных качеств и места среди коллег.

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов, родителей, правильно расставить приоритеты, перейти от коррекции к коммуникации - задачи, стоящие перед каждым логопедом-практиком. Городское методическое объединение учителей-логопедов ДОУ способствует тому, чтобы каждый логопед, от начинающего до высококвалифицированного специалиста, имел возможность реализовать себя, найти ответы на актуальные вопросы теории и практики, повысить уровень профессиональной компетенции, организованно заниматься инновационной деятельностью. Эпиграфом, характеризующим профессиональную деятельность учителей-логопедов, служат слова американского философа и педагога Дж.Дьюи: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу это применить».

Функциями ГМО учителей-логопедов являются:

  • Обеспечение освоения нового педагогического и коррекционного содержания, технологий и методов профессиональной деятельности и программ, реализуемых ДОУ;
  • Обобщение прогрессивного педагогического опыта и внедрение в практику коррекционной работы;
  • Повышение профессиональной компетентности, овладение умением профессионального целеполагания и системным анализом профессиональной деятельности;
  • Организация инновационной работы в рамках профессиональной деятельности;
  • Формирование корпоративного имиджа учителя-логопеда ДОУ, развитие кадрового потенциала, обеспечение поддержки логопедического сообщества (организационная, информационная, правовая, научно-методическая, материально-техническая, финансовая).

Городское методическое объединение логопедов дошкольных учреждений нашего города имеет огромный опыт работы, но постоянно ищет новые формы. Несколько лет в рамках ГМО работают творческие группы: учителя-логопеды совместно решают текущие проблемы в области организации кооррекционно-развивающего процесса в условиях ДОУ общеразвивающего вида, компенсирующего вида, комбинированного вида. Такая форма работы на сегодняшний день оптимальна, т.к. небольшие профессиональные сообщества людей, объединенные одними интересами, работают более эффективно: самообразование не в одиночку - сам при помощи всех других.

Современные требования к качеству образования предполагают поиск новых путей оптимизации не только развивающего, но и коррекционного процесса. Целенаправленное изменение логопедических подходов, разработка и внедрение новшеств, вызывающих переход системы из одного состояния в другое, способствуют качественному изменению в структуре коррекционной работы логопеда. Инновационная деятельность - это процессы разработки, освоения, применения, распространения нововведений внутри образовательной системы. Критериями инновационной деятельности являются системность, соответствие инновационных программ образовательным потребностям, создание нового образовательного продукта (проект, программа, методические пособия и др.).

Причины инновационной деятельности учителя-логопеда ДОУ:

  1. Осознание необходимости вести активный поиск путей решения существующих проблем.
  2. Стремление повысить качество профессиональной деятельности, сделать её разнообразной.
  3. Интуитивное представление о том, что нововведение улучшит профессиональную деятельность.
  4. Неудовлетворённость достигнутыми результатами, намерение их улучшить.
  5. Потребность в причастности к решению актуальных проблем.
  6. Стремление молодых специалистов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания по различным темам.
  7. Возрастающие запросы (родители, педагоги, воспитанники).
  8. Профессиональная конкуренция.

Работа творческой группы учителей-логопедов ДОУ будет эффективной в инновационной деятельности только при соблюдении условий:

  1. Системность в работе с кадрами (развитие профессиональных навыков и умений логопедов, обучение руководителей творческих групп).
  2. Наличие личного плана развития, который мобилизует потенциальные способности.
  3. Анализ профессиональных достижений, рефлексивная оценка деятельности творческой группы (содержательная, эмоциональная), создание ситуации успеха (развитие деловых качеств, положительная мотивация к самосовершенствованию).
  4. Создание творческой атмосферы и объединение усилий творческой группы учителей-логопедов ДОУ по построению инновационного пространства, где каждый ощущает свою значимость.
  5. Установление открытых отношений, при которых снимаются напряжённость, приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему, конструктивное решение спорных вопросов.
  6. Проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

Эффективность работы творческой группы зависит как от состава участников, так и от руководителя творческой группы. К руководителю творческой группы учителей-логопедов ДОУ предъявляются требования как к организатору инновационной деятельности: это непосредственный организатор нововведений, пользующийся авторитетом, имеющий опыт и необходимые навыки работы, в том числе умеющий выделять актуальные проблемы, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности. Задача руководителя творческой группы не только в организации взаимодействия всех участников инновационного процесса, но и формирование чувства неудовлетворённости ранее достигнутым результатом, обеспечение перехода участников творческой группы в зону повышенной инновационной мотивации, создание положительного общественного мнения о нововведениях.

Основные требования к руководителю творческой группы учителей-логопедов ДОУ:

  1. Возможность отличать реально выполнимые цели от недостижимых:
  • что имеем, каких результатов достигли,
  • что не удовлетворяет в работе,
  • что необходимо изменить в соответствии с новыми требованиями, желаниями, потребностями,
  • какие результаты получим.
  1. Готовность предлагать коллегам ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий.
  2. Реально представлять результаты в ходе реализации плана.
  3. Уметь донести идеи до коллег (понять – принять – реализовать).
  4. Опираться на единомышленников.
  5. Мыслить категориями успеха.

Оценивая сложившуюся ситуацию в системе оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи, руководителю творческой группы учителей-логопедов, сначала необходимо оценить возможность организации инновационной деятельности в творческих группах по следующим позициям:

  1. Степень ответственного отношения к делу.
  2. Мотивация деятельности: призвание, или старание, или случайность.
  3. Приоритеты в организации работы: поиск нового, или известные приёмы.
  4. Отношение детей: любовь, или уважение, или боязнь.
  5. Отношение родителей: уважение, или неприятие, или равнодушие.
  6. Отношение коллег: стремление к лидеру, или ровное, или отчуждение.
  7. Кругозор.
  8. Воспитанность: тактичность, или низкая культура, или конфликтность.
  9. Профессиональная позиция: активность, или участие, или присутствие.
  10. Степень профессиональной открытости: по собственной инициативе, или по инициативе руководителя, или закрытость.
  11. Моральные правила: принципиальность, или невмешательство, или игра в «правду».
  12. Чувство юмора.
  13. Коммуникабельность: открытость, или сдержанность, или закрытость.

Проанализировав возможности коллег, выяснив их желание к добровольному объединению в творческие группы, руководитель творческой группы выясняет инновационный потенциал логопедов по основным показателям:

  1. Восприимчивость к новому – потребность в постоянном профессиональном росте:
  • стремление внедрить передовой опыт в практику,
  • самообразование,
  • развитие идей в процессе деятельности,
  • анализ и рефлексивная оценка результатов профессиональной деятельности (своей и коллег),
  • сотрудничество с научными консультантами,
  • прогнозирование, перспективное планирование деятельности.

Для оценки используется 5-бальная шкала:

5 баллов – восприимчивость очень сильно выражена

4 балла - восприимчивость выражена

3 балла – восприимчивость проявляется, но не всегда

2 балла – восприимчивость слабо проявляется

1 балл – восприимчивость не проявляется,

коэффициент восприимчивости К определяется по формуле:

К = К фактически полученное количество баллов : К максимально возможное количество баллов

  1. Подготовленность к освоению нового (выявляется посредством наблюдений, анкетирования, бесед):
  • информированность о новшествах,
  • наличие потребности в изменении педагогического процесса,
  • достаточный объём знаний и умений для успешной, профессиональной и исследовательской деятельности.
  1. Степень новаторства:
  • Новатор – педагог с ярко выраженным новаторским духом, имеет способность к решению нестандартных задач, не только воспринимает новшества, но и сам активно создаёт и разрабатывает инновации.
  • Передовик – первым осуществляет практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации.
  • Умеренный («золотая середина») – освоение новшества осуществляет умеренно, не спеша, но не хочет быть среди последних, включается в инновационную деятельность под влиянием большинства.
  • Предпоследний – воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
  • Последний – связан с традициями, имеет консервативное мышление и отношение к деятельности.

По отношению к инновационному потенциалу, творческая группа учителей-логопедов развивается и изменяется в своём развитии в определённых стадиях: первая стадия - робость, вторая стадия - стабилизация, третья стадия - сотрудничество, четвёртая стадия - зрелость. От стадии робости к стадии зрелости проходит определённое время (до нескольких лет, при условии, что состав творческой группы не меняется).

Прежде чем начать инновационную деятельность, творческая группа решает, какой тип нововведений наиболее актуален. Инновационный процесс различается по типам нововведений :

I. Тип нововведения по влиянию на учебно-воспитательный (коррекционный) процесс:

В формах и методах,

В управлении.

II. Тип нововведения по масштабам (объёму) преобразований:

Частные, единичные, не связанные между собой,

Модульные (комплекс частных, связанных между собой),

Системные (относящиеся ко всему образовательному учреждению)

III. Тип нововведения по инновационному потенциалу:

Модификационные нововведения (усовершенствование, модернизация, рационализация, видоизменение аналогичных методов коррекции речевых нарушений);

Комбинаторные нововведения (анализ методов и приёмов коррекционной работы,

выделение нужных, комбинирование выбранных и внедрение их в работу);

Радикальные нововведения (педагогический продукт является принципиально новым, не имеющим аналогов и прототипов, поиск новых методов и приёмов коррекции речевых нарушений, анализ инновации, возможность внедрения в практику).

IV. Тип нововведения по отношению к предшествующему новшеству:

Заменяющее нововведение (вводится вместо конкретного, устаревшего средства),

Отменяющее нововведение (прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии),

Открывающее нововведение (освоение нового вида деятельности, технологии, программы),

Ретровведение – освоение нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося.

Инновационный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. имеет свои определённые стадии:

Стадии инновационного процесса

Управление инновационным процессом

I. Зарождение инноваций

1. Выявление проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей (микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым).

2. Формирование потребности в изменениях.

1. Осознание потребностей и определение возможностей

2. Поиск соответствующего новшества

1. Организация творческих групп на добровольной основе.

2. Распределение между ними проблемных тем для поиска инноваций на основе изучения передового опыта, литературы и т.п.

3. Выбор инноваций

1. Детальное обсуждение возможных вариантов.

2. Выбор наиболее приемлемых вариантов, при этом учитывается актуальность, результативность, новизна, методическая разработанность, нормативно-правовая база, время для внедрения и др.

II. Подготовка новаторов

1. Выбор и обучение руководителей творческих групп

2. Обучение участников творческих групп, обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса

III. Разработка и проектирование новшества: формулировка целей, разработка содержания, определение критериев оценки

Внесение изменений в план работы.

Проведение семинаров.

Составление программы опытно-экспериментальной работы.

IV. Опытно-экспериментальная проверка

  1. Организация работы.
  2. Контроль хода работы.
  3. Внесение корректив в программу опытно-экспериментальной работы.
  4. Информирование о ходе работы.
  5. Методическая помощь.
  6. Психологическая поддержка.

V. Многократное повторение

Расширение сферы повторения новшества на разных объектах и в ситуациях

VII. Включение инноваций в логопедическую практику

VIII. Рутинизация

Широкое использование инноваций в практической деятельности

Как руководителям творческих групп, так и участникам, следует понимать, что новое добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом, новое носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определённого промежутка времени, утратить актуальность на более позднем этапе и даже стать тормозом в развитии. Приобретение профессионально значимых качеств, конструктивное преодоление трудностей, познание себя и своей личности позволит повысить уровень профессиональной компетенции через реализацию себя в инновационной деятельности. Это обязательно поможет учителю-логопеду ДОУ стать настоящим Профессионалом!

Желаю коллегам целеустремлённого творчества, повышения уровня профессиональной компетентности, каждому стать профессионалом, человеком результата - принципиальным, решительным, успешным!

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М., 1986.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ, М., 1995.
  4. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование - парадигма 21 века // Высшее образование в России, №5, 2003.
  5. Найн А.Я. Инновации в образовании, Челябинск, 1995.
  6. Нововведения в муниципальной образовательной системе / Под ред. Малахова Н.Д., М., Рос.пед. агентство, 1999.
  7. Чечулина О.Г. Инновационная деятельность педагогов ДОУ в межаттестационный период // Воспитатель ДОУ №11, 2008.
  8. Смолякова Е.В. Управленческое проектирование деятельностью педагогического коллектива // Детский сад от А до Я, №3, 2008.
  9. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ // Управление ДОУ. 2007. №1.
  10. Петелина Н.Г. Анализ психологических условий повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда // Логопед, №5, 2007.
  11. Боровцова Л.А., Роль методических объединений и групп профессионального общения в системе непрерывного образования учителя-логопеда // Логопед, №5, 2007.
  12. Евдокимова Е.С. Технология планирования в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  13. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие, под ред. М.М.Поташника, М., Педагогическое сообщество России, 2000.

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи мастер-класса:

  • представить основные идеи диалогического подхода в образовательной практике;
  • охарактеризовать творческую лабораторию педагога;
  • продемонстрировать возможности методов художественного творчества в практике помощи детям с речевыми нарушениями;
  • расширить представления о профессии учителя-логопеда.

Участники: специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методисты, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций.

Фокус-группа: три подгруппы по 3 человека.

Дидактический материал: гуашь, кисточки, ручки, альбомы (по количеству участников), зеркало, ножницы, зубная щетка, катушка с нитками, видеопрезентация по теме.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Краткое описание:

Логопедия традиционно лежит на стыке медицины и педагогики, и логопедическая практика представляет особую трудность для диалогической психологии вследствие центрированности на технических аспектах речи. Тем интереснее представляется представленный в рамках мастер-класса успешный опыт работы, где диалогический подход позволил организовать творческое взаимодействие детей и взрослых, позволившее не только решить логопедические проблемы, но и выйти на обсуждение более широкого круга тем и вопросов. Показано, как адресация к целостной личности, включая и духовно-нравственные измерения, позволяет задействовать ее творческие силы, что и становится залогом позитивных изменений.

Ожидаемые результаты: развитие способности к диалогическому взаимодействию с ребенком; стимулирование мотивации моделировать образовательную деятельность с использованием методов художественного творчества.

По итогам мастер-класса участники:

Будут знать: особенности применения методов художественного творчества в практике помощи детям с речевыми нарушениями; разновидности методов художественного творчества, соответствующие разным целям логопедической работы.

Будут уметь: применять методы художественного творчества в конкретной ситуации обучения.

План проведения:

  1. Введение в тему. Вступительное слово. Цель: актуализация знаний в данной проблемной плоскости.
  2. Основная часть. Цель: знакомство с теоретическими основами методов художественного творчества в логопедической практике .
  3. Практическая часть. Цель: работа в мини-группах, представление результатов работы.
  4. Обсуждение результатов работы. Заключительное слово ведущего по всем вопросам и предложениям. Цель: подведение итогов работы.

Ход мастер-класса

1. Введение в тему. Вступительное слово.

– Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс “Методы художественного творчества в логопедической практике”. Помимо титульного названия у мастер-класса есть название рабочее, и звучит оно примерно так: “О ребенке, художественном творчестве, диалоге и не только…”. Почему так?

О ребенке, потому что ребенок – это центр педагогической Вселенной…

О художественном творчестве, потому что художественное творчество – это один из возможных и многочисленных путей к центру Вселенной…

О диалоге, потому что диалог – это контекст, который позволяет преодолеть путь к центру Вселенной, раздвигая при этом ее границы до бесконечности… Ни для кого не секрет, что диалог – это полисемантическое понятие. А потому определимся с терминологией. Мы не будем говорить о диалоге, как обмене репликами в процессе коммуникации, не будем говорить о диалоге как форме речи. Мы будем говорить о диалоге как способе отношений между людьми, а если быть более точной, о диалоге как качестве этих отношений. Чем глубже всматриваешься в понятие диалог, тем ощутимее становится его универсальность и многогранность. Кажется, что в мире гуманитарного знания нет таких тайн, которые невозможно открыть с помощью этого волшебного ключа. Или таких, к которым можно прикоснуться, сохраняя монологическую позицию. В области художественного творчества, о котором сегодня тоже пойдет речь, необходимость диалогизма не кажется такой очевидной, как в области педагогики или логопедии. Но это лишь на первый взгляд. Для художественного творчества и для познания художественного творчества с первых шагов человеку необходима диалогическая позиция.

Итак, взяв курс на диалог, мы начинаем.

2. Основная часть.

Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем:

– Ребенок должен жить в мире. Вопрос: Как вы полагаете, носит ли эта фраза завершенный характер? Почему? В каком мире должен жить ребенок? Естественной средой обитания ребенка является тайна, чудо, волшебство. Приглашаю вас в волшебный мир детства, в котором все живет и дышит. В этом мире можно встретить банку, которая хранит запах солнца и след от ранки, в котором влажная тряпка для доски непременно превращается в Царевну-Лягушку, а сверчок за печкой – в скрипача на крыше. Попадая в это мир, любой Взрослый становится волшебником. И с вами это тоже случится. Давайте проверим? Перед вами четыре предмета, знакомые каждому: шариковая ручка, катушка с нитками, зеркало и зубная щетка. Превратите эти предметы в волшебные, и создайте с их помощью изображения. Создав его, всмотритесь в изображение и попробуйте рассказать, что вы увидели…

Я же вернусь к нашим гостям и расскажу о причинах, по которым следует заниматься художественным творчеством.

1 причина: занятия художественным творчеством – это следование социокультурным традициям. Первые люди изначально существовали в хаосе и пытались создать из него космос. Так появились отпечатки ладошек на песке, позже – наскальные рисунки, а потом и другие творческие продукты.

2 причина: занимаясь художественным творчеством, ребенок развивает когнитивные способности. Он усваивает сенсорные эталоны, учится пространственно и образно мыслить, тренирует внимание и память. И все это в интересной деятельности, без слез, упреков и обид…

3 причина: творчество и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом, и в нашем мозге они продолжают жить рядом, помогая друг другу. Вы, как никто другой, знаете, как значим в логопедической практике рисунок, которой помогает малышу выразить то, что недоступно пока выразить посредством слова.

4 причина: дети с речевыми нарушениями, как правило, застенчивые, тревожные, нерешительные. Занятия художественным творчеством позволяют гармонизировать эмоциональную сферу малыша: снять эмоциональное напряжение и тревожность, повысить общий эмоциональный фон, развить направленность на сферу человеческих отношений.

5 причина: занятия художественным творчеством воспитывают волю, мотивацию и дисциплину: заниматься можно и нужно постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. С тем лишь отличием, что художественное творчество – это воспитание характера без риска травмы.

6 причина: художественное творчество развивает навыки общения. Ребенок знакомится не только с творчеством И.Я.Билибина или В.М.Васнецова. Вглядываясь в гениальные изображения, малыши знакомятся с их авторами, учатся видеть другого человека, понимать мир и себя в этом мире.

7 причина: быть может, самая важная – творчество воспитывает сердечный слух и родственное внимание, то есть воспитывает Человека.

Характеристика творческой лаборатории, представление полученных результатов:

Без сомнений ваши усилия будут вознаграждены. Результаты не заставят себя ждать, они будут разные у всех, но замечательные и неповторимые у каждого. И это убедительно доказывают детские тексты, полученные в практике работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи. (Дети 6-го года жизни поступили в логопедическую группу с заключением “общее недоразвитие речи, II – III уровень речевого развития”, проходили курс коррекционного обучения в течение двух лет).

Технология “монотипии”. На одном из занятий мы наносили краску на подкассетники и ставили штампы на лист бумаги. У каждого оказались свои изображения. О каждом из них хотелось рассказать:

Алина М.: 6,5 л.:

Это следы. А это волшебный человек. Он всё может делать. Солнце ему дало волшебство. Облако дало красоту. Трава помогла добраться до сказочного леса, в котором жил медведь. Медведь и волшебный человек подрались из-за этих следов. Но потом они поняли, что это их следы.

Некоторые изображения были как истории. В них начиналась жизнь: существа думали, ходили, встречались и разговаривали – помогали друг другу…

Илья Л., 6 л.:

Ползла змея и видит: стоит грустная лошадь.
Змея: – Что такое с тобой случилось?
Лошадь: – У меня нет головы и ног.
Змея приделала всё свое, и стали они одним целым.

Неожиданно оказалось, что на все изображения можно посмотреть сразу и увидеть…диафильм!

Настя К., 6 л.:

Мы попали в Анапу. Там море, пляж, солнце, скалы. Волны пляшут на море. Скалы высокие-высокие, до неба. Я там плаваю. Но вдруг мы встречаем на берегу крокодила. Он светло-зелёный. Все его испугались, и настроение испортилось. Я нырнула глубоко и вынырнула. Его уже там не было. А я увидела, что уезжает Дед Мороз. Он привозил подарки: самолёт, шарики, лошадь, заводную рыбку и робота-собачку и вкусный вишнёвый торт.

Технология “Ниткопись”. Затаив дыхание, наносим краску на ниточку, оставляя концы не закрашенными. Расправляем нитку на листе бумаги, сворачиваем лист пополам, придерживаем лист ладошкой и вытягиваем нитку. Разворачиваем лист, а там…Там и птичка, и свечка, и месяц…Как тут промолчишь?!

Даша Ц., 6 лет:

Месяц взошёл на небе. И тут прилетела птичка. Птичка задела месяц, а он упал и потух. Откуда ни возьмись, появилась волшебная свечка. Она зажгла месяц, и он стал чудесней чудесного, но поднять его не смогла. Тогда свечка подбавила ещё чудесного огня, и месяц поднялся. Так свечка и волшебный огонь спасли месяц.

Иван О., 6,5 лет:

Жила-была птичка. Птичка сидела на ветке, а над ней светил месяц. С него упали лёгкие мокрые капельки. Месяцу было холодно, потому что наступала зима. Рядом рос чудесный сад. В середине сада стоял дом. Птичка подлетела к дому и увидела, что в доме горит свечка. Вдруг подул сильный ветер, и птичка упала на травку. Птичку поднял и спас большой папа. Огромный папа принёс птичку домой и согрел её. Птичка осталась жить в доме.

Технология “кляксография”. На другом занятии нам пришла идея “играть в кляксы”. Мы наносили кляксу на лист бумаги, раздували ее через соломинку и дорисовывали щеткой. Так появились новые изображения и интересные истории. Слушаешь их и понимаешь, что в душе ребенка живет целый мир, наполненный образами и переживаниями. От нас взрослых требуется всего лишь вслушаться и постараться не пропустить самое главное.

Кирилл П., 6,5 лет

Жила-была в аквариуме рыбка. Она была очень весёлая, но одной в аквариуме было скучно, и рыбка загрустила. Поэтому решила, однажды, рыбка отправиться в водную школу. В школе рыбка подружилась с одиноким крабом. Они вместе после уроков выходили из школы и прыгали через скакалку. Потом рыбка нашла еще друзей. Они стали изучать человека, думали добрый он или нет. Они узнали, что люди иногда бывают злые, они ловят рыбок и хотят их жарить. Но бывают и добрые люди, которые ласково смотрят на рыбок, когда те плавают в море.

3. Практическая часть.

Представление результатов работы.

А теперь давайте заглянем в творческую мастерскую наших волшебников. Участники фокус-группы демонстрируют изображения и рассказывают о них.

4. Обсуждение результатов работы.

Заключительное слово по всем вопросам и предложениям.

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности ведущего и участников мастер-класса.
  • Заключительное слово ведущего по всем замечаниям и предложениям.

– Наше путешествие в волшебный мир детства подходит к концу. Мы теперь опытно знаем, что “ребенок должен жить в мире КРАСОТЫ, ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА”. Это слова удивительного человека, замечательного педагога В.А.Сухомлинского.

Литература:

  1. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.Ступеньки к творчеству. М.: Издательство Бином, Лаборатория знаний, 2012.
  3. Тихонова Е.С. А мы будем сегодня заниматься? Диалог в логопедической практике // Дошкольное воспитание. – 2008. – №6. – С.90-98.
  4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., Институт психологии АН СССР, 1991.
  5. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Издательский центр Академия, 2001.

План работы творческой группы учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида»

на 2016–2017 учебный год.

Руководители учителя-логопеды :

Митина Елена Алексеевна

Соколова-Муравьёва Галина Владимировна

Состав творческой группы воспитатели:

Мартюшева Мария Петровна

Лапшина Валентина Владимировна

Ветчинкина Татьяна Ростиславовна

Сергеева Евгения Евгеньевна

Тема на 2016 – 2017 учебный год:

«Современные подходы к организации коррекционно-логопедической и воспитательной деятельности с детьми С ТНР».

Цель работы :

Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления образования.

Задачи:

1. Повысить профессиональное и педагогическое мастерство учителей-логопедов и воспитателей речевых групп.

2. Распространять опыт работы педагогов.

3. Развивать творческую инициативу, индивидуальной самообразовательной деятельности.

План работы творческой группы на 2016 -2017 уч. год.

Дата

Тема заседания

Мероприятия

Ответственные

«Основные аспекты компетентности воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

1.Утверждение плана работы творческой группы на 2016-2017 уч. год.

2. Разработка и согласование перспективно-тематических планов коррекционно-логопедической работы на 2016-2017 уч. год.

3. Консультация: «Развитие речи ребенка – одна из важнейших образовательных областей ФГОС ДО».

4. Обзор литературы по коррекции ОНР у детей.

Воспитатель: Мартюшева М.П.

«Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР».

1. Консультация: «Использование интерактивных презентаций в процессе развития и обучения детей с ОНР».

2. Обзор компьютерных игр, направленных на развитие речи.

3. Мастер-класс: «Создание мультимедиа презентации».

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.

«Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития у детей с ТНР».

1. Консультация: «Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастик».

2. Мастер-класс: «Использование Су-Джок терапии в работе с детьми с ОНР». 3. Создание картотеки игр на развитие артикуляционной и мелкой моторики в речевых группах.

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.

Воспитатель: Лапшина В.В.

«Использование здоровье сберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе».

1. Консультация: «Использование здоровье-сберегающих технологий как обязательное условие формирования здоровье-сберегающей компетентности дошкольников».

2. Мастер-класс: «Массаж и самомассаж в системе коррекции звукопроизношения».

3. Отчёт учителей-логопедов и воспитателей речевых групп МБДОУ по темам самообразования.

4. Подведение итогов работы творческой группы за 2016-2017 уч. год.

5. Создание мультимедиа презентации «Лексико-грамматические игры по теме «Зима».

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.