Простые осложненные предложения знаки препинания тире. Знаки препинания в простых предложениях


Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Обособленные определения .

11. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Человек, (1) чувствующий себя уютно в обществе сво­их сограждан, (2) во много раз работоспособнее и пред­приимчивее того, (3) который должен всегда, (4) каждую минуту, (5) быть начеку, (6) чтобы предотвратить неза­служенное оскорбление или хамство. Хорошие манеры, (7) как проявление внутренней культуры, (8) - необхо­димый атрибут здорового общежития. (Н. Акимов)

12. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Списка книг, (1) которые необходимо знать, (2) чтобы слыть культурным, (3) образованным и начитанным че­ловеком, (4) составить нельзя. Хотя бы потому, (5) что «минимум образованности» - понятие, (6) лишенное смысла. Оно обозначало бы, (7) что есть какое-то коли­чество книг, (8) прочитав которые можно успокоиться и с чистым сердцем впредь считать себя образованным че­ловеком. (С. Львов)

13. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Духовные богатства, (1) накопленные человечеством, (2) неисчерпаемы, (3) а жажда познания неутолима. «У меня нет никакого таланта, (4) - говорил Альберт Эйнштейн, (5) - а только страстное любопытство». Это страстное любопытство и заставляет людей читать книгу за кни­гой. (С. Львов)

14. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Мать, (1) однако, (2) стояла в сторонке в своей облы­севшей шубенке, (3) в смешном капоре, (4) под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), (5) и с заметным волнением, (6) как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, (7) беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, (8) из которых некоторые, (9) смеясь, (10) на нее оглядывались и что-то друг другу говорили.

15. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Мать все так же стояла на площадке и, (1) печально склонив свою голову, (2) смотрела мне вслед. Заметив, (3) что я смотрю на нее, (4) она помахала мне рукой и конвертом так, (5) как это делают на вокзале, (6) и это движение, (7) такое молодое и бодрое, (8) только еще боль­ше показало, (9) какая она старая и жалкая.

16. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Почему слова поздравления часто бывают пустыми, (1) округлыми, (2) ничего не выражающими? Откуда они берутся, (3) эти слова не от души? Куда делся цвет слов, (4) их накал, (5) их пронзительность? Просто эти слова присыпаны пеплом других слов, (6) не своих, (7) чужих, (8) невыношенных, (9) не подсказанных изнутри. За ними ничего не стоит, (10) вот почему даже лучшие из них по­теряли свой жар, (11) свой цвет и запах.

17. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.

Четыре часа пополудни. День жаркий, (1) но воздух чист и ароматен. Солнце усердно нагревает темно-серые стены большого, (2) неуклюжего дома, (3) стоящего вдали от прочих деревенских изб. Об архитектуре его можно сказать одно: вероятно, (4) он был недостроен, (5) когда его покрыли крышей.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

18. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Царь подивился ответу их мудрому и послал родст­венника своего, (1) Хостоврула, (2) на Евпатия, (3) а с ним могучие полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, (4) что Евпатия живого к нему приведет. И по­шли полки татарские, (5) желая Евпатия живым взять. Сам Хостоврул вступил в бой с Евпатием.

19. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Жулька также принадлежала к очень распространен­ной породе маленьких собак, (1) тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бро­вями и на груди, (2) которых так любят отставные чинов­ницы. Основной чертой ее характера была деликатная, (3) почти застенчивая вежливость. (А.И. Куприн)

20. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Для первого знакомства я должен откровенно при­знаться, (1) что перед вами именно такой чудак. Более 35 лет провел я, (2) уставившись если не на зеленый огурец, (3) закупоренный в стеклянную посудину, (4) то на нечто вполне равнозначащее, (5) на зеленый лист в стеклянной трубке, (6) ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей. (К.А. Тимирязев)

21. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Литературная премия, (1) учрежденная вашим великим соотечественником, (2) Альфредом Нобилем, (3) есть высшее увенчание писательского труда. Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, (4) и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. (И. Бу­нин)

22. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Всего через несколько дней мы, (1) старые и молодые, (2) богатые и бедные, (3) здоровые и больные, (4) усядемся за новогодний стол и, (5) выпивая и закусывая чем Бог послал, (6) уставимся в «ящик» - ликуй, (7) Рейтинг, (8) законодатель телевизионных мод! Ведь всех нас, (9) та­ких разных, (10) объединяет одно: мы - телезрители. (И. Петровская)

23. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Две русые головки, (1) прислонясь друг к дружке, (2) бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, (3) алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки лас­ково сплелись... другие, (4) тоже молодые руки бегают, (5) путаясь пальцами, (6) по клавишам старенького пи­анино...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, (7) жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, (8) мой единственный товарищ. Мне холодно... Я зябну...(И.С. Тургенев)

24. В приведенных ниже предложениях стоят циф­ры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных приложениях.

До двадцати шести лет Яков Артамонов жил хорошо, (1) спокойно, (2) не испытывая никаких особенных непри­ятностей, (3) но затем время, (4) враг людей, (5) которые лю­бят спокойную жизнь, (6) начало играть с Яковом запутан­ную бесчестную игру. Началось это в апреле, (7) ночью, (8) года три спустя после мятежей. (А.М. Горький)

Ключи к разделу:

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ОСЛОЖНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Правило

Пример

Не обособляются

1. Распространенное определение (причастный оборот или оборот с прилагательным) в позиции после определяемого слова.

Хозяева, обрадованные встречей, пригласили войти в дом.

1) прилагательное или причастие в составе сказуемого:

Он вернулся до- мой усталый от суеты. (Им.п можно заменить Т.п.: вернулся усталым);

2) определяемое слово и определение составляют единое смысловое целое: Он шел с видом обиженным на весь свет.

2. Определение предшествует определяемому слову и выражает дополнительный обстоятельственный оттенок

Привлеченные светом мотыльки летели в комнату (можно задать обстоятельственный вопрос от сказуемого): летели в комнату почему? - были привлечены светом

При отсутствии обстоят. оттенка (нельзя от сказуемого задать обстоят, вопрос) предшествующее определение не обособляется: Из окна выглянула одетая в розовую кофту женщина.

3. Любое определение, относящееся к личному местоимению

А он, мятежный, просит бури...

Определение, относящееся к неличному местоимению, не обособляется: кое-что сказанное вами заслуживает внимания.

4. Однородные определения, стоящие после определяемого слова

Настала зима, морозная, снежная, долгая.

5. Любое определение, отделенное от главного слова другими членами предложения.

Одетая в розовую кофту, в окно выглянула женщина.

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ПРИЛОЖЕНИЯХ

Приложение - второстепенный член предложения, особая разновидность определения. Оно выражается су­ществительным и согласуется с главным словом в па­деже.

А. Если одиночное приложение и главное слово произносятся слитно, без паузы, между ними может быть дефис:

Дефис ставится

Дефис не ставится

1) общее - конк­ретное (летчик-ис­пытатель, акро­бат-жонглер);

1) имя нарицательное - имя собствен­ное (река Москва, озеро Байкал, царе­вич Иван) Искл.: матушка-Русь, мать-Земля и т.п.

2) приложение вы­ражает оценку или является метафо­рой

(город-герой, птица-песня, кор­милица-нива)

2) предшествующее слово равно прила­гательному (гигант завод, старик крестьянин);

3) имя собствен­ное - имя нарица­тельное

(Дюма-отец, Москва-ре­ка, Байкал-озеро,

Рокфеллер-стар­ший).

3) род - вид (птица зяблик, газ угле­род)

Искл.: заяц-русак, птица-лира, яст­реб-стервятник, жук-олень, рак-от­шельник, бабочка-капустница и под. (цельное название)

4) приложения связаны союзом И (де­путаты консерваторы и либералы) господин, гражданин, товарищ, ваш брат (разг.) (господин посланник, наш брат студент).

Б. Распространенное или одиночное приложение, произносящееся с выделительной интонацией, может обособляться (выделяться запятыми или тире):

Правило

Пример

Не обособляются

1. Распространенное приложение, стоящее после главного слова – имени нарицательного

Говорила больше мать, женщина с седыми волосами.

2. Любое приложение, стоящее после имени соственного.

Мой брат Петя, учитель , прекрасно поёт.

3. Приложение, предшествующее главному слову, обособляется, если имеет дополнительный обстоятельственный оттенок

Упрямец во всем , Сергей оставался упрямцем в учении.

Предшествующее приложение не обособляется, если не обладает дополнительным обстоятельственным оттенком:

Труды великого русского физиолога И.П. Павлова вошли в сокровищницу русской мысли.

4. Имя собственное (имя человека или кличка животного) является приложением и обособляется, если имеет пояснительное значение (можно добавить а именно, а зовут его, то есть ).

Елизавета поехала к брату, Аркадию .

При отсутствии пояснительного оттенка имена собственные не обособляются. Елизавета поехала к брату Аркадию .

5. Приложение с союзом КАК (с оттенком причины), оно обычно стоит в начале или середине предложения.

Илюше, как резвому мальчику , иногда так и хочется делать все самому

Оборот с оттенком «в качестве» не обособляется (обычно стоит в конце предложения): Полученный ответ рассматривается как согласие.

6. Приложение, которое вводится словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.п.

Завел себе щенка, по кличке Малыш.

7. Приложение, относящееся к личному местоимению.

Ему ли, карлику , тягаться с исполином?

8. Приложение, которое вводится частицами и пояснительными союзами даже, особенно и т.п; или, то есть и т.п.-

Всякая птица, даже воробей, привлекала мое внимание. Он был искусен в чистописании, или каллиграфии.

9. Приложение, которое вводится вводными словами например, в частности, к примеру и т.п.

Если вводное слово начинает или заканчивает приложение, то от него запятой не отделяется; если стоит в середине приложения, то обособляется: Каждый ученик, старшеклассник в частности , должен думать о будущем.

Но: Всякий школьник, учащийся, например, старших классов, должен думать о будущем.

10. Приложение, ото­рванное от главного слова или при отсутст­вии главного слова.

Так, собака, накормит, что просто не встанешь (Н. Гоголь).

Приложение желательно обособлять при помощи тире в сле­дующих случаях:

1. Можно вставить а именно (обычно в конце предложения): В углу святилось желтое пятно - огонь в окне квартиры Серафимы.

2. Для внесения ясности, к какому однородному члену отно­сится: За столом сидели хозяйка дома, ее сестра - по­друга жены, жена и я.

3. Для отделения предшествующих однородных приложе­ний: Автор замечательных детских произведений, блес­тящий переводчик, поэт и драматург - Маршак занял видное место в русской литературе.

4. Если внутри приложения есть запятые: Смотритель ноч­лежки - отставной солдат, участвовавший в турецкой войне, шел следом.

На этом уроке мы повторим правила постановки запятой в предложениях с однородными членами, узнаем краткую информацию о правилах постановки запятой при различных комбинациях союзов, а также при однородных и неоднородных определениях. Проанализируем решение задания типа А23.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А23. Знаки препинания в простом осложненном предложении с однородными членами

1. Запятая ставится в предложении с однородными членами (рис. 1, 2)

Задание А23 ЕГЭ проверяет знание правил постановки запятой в предложении с однородными членами.

Задание А23 представлено в следующей форме:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Повторим правила постановки запятой при однородных членах.

1. Запятая ставится, если однородные члены предложения соединены только интонацией.

Комната была завалена тряпками, подушками, мешками. [ ○, ○, ○ ].

2. Запятая ставится перед союзами а, но, да=но, однако, хотя, зато, а также, а то и.

Это не уменьшило, а только усилило мое беспокойство. [ ○, а ○ ].

3. Запятая ставится между парами однородных членов.

От дома и от деревьев, от голубятни и от галереи побежали длинные тени.

[ ○ и ○, ○ и ○ ]

4. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми (да..да, ни…ни, или…или, ли..ли, то…то, либо…либо, не то…не то…, то ли…то ли).

Ни он, ни его близкие не верили такому счастью. [ни ○, ни ○ ].

5. Запятая ставится при отсутствии союза И перед первым из перечисляющихся членов предложения, если союз И повторяется хотя бы дважды.

(Обратите внимание: запятая ставится и перед первым И тоже.)

Ему нравились дом, и сад при доме, и вечерний чай, и плетеные стулья.

[ ○ , и ○, и ○, и ○ ]

6. Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а и др.

Девушку охватила если не досада, то явное недовольство собой. [ если не ○ , то ○ ].

2. Запятая не ставится в предложении с однородными членами (рис. 1, 2)

Назовем случаи, когда запятая при однородных членах предложения не ставится.

1. Запятая не ставится, если члены предложения соединены неповторяющимся союзом и, да=и, или, либо.

Все эти дни он спал либо сидел часами перед телевизором. [ ○ либо ○ ].

2. Если союз И стоит перед первым из перечисляемых членов предложения, запятая перед ним не нужна.

Он был занят только собой и тогда, и теперь. [ и ○ , и ○ ].

3. Запятая не ставится при повторяющемся союзе И, если члены предложения образуют смысловое единство.

Дымову хотелось и пить и есть, но он отказался от чая. [ и ○ и ○ ].

4. Запятая не ставится, если перед нами цельный фразеологический оборот с повторяющимися союзами: и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк и т. д.

Вот мы с вами можем обо всем говорить и так и сяк.

Рис. 1. Постановка запятой в предложении с однородными членами ()

Стоит обратить внимание на то, что в предложении может быть несколько рядов однородных членов. Надо смотреть, является ли союз И повторяющимся. Может быть, союзы поставлены на разном основании. Союз может соединять различные ряды однородных членов. Запятая не ставится, если союз и, да=и, или, либо является неповторяющимся.

Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая, милая, редкая.

3. Однородные и неоднородные определения

Помните, что однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные - не отделяются.

Запятая ставится, если:

1. Определения обозначают схожие признаки предмета.

В шкафу висела шерстяная, шелковая, льняная одежда.

2. Однородными являются определения, выраженные прилагательными в переносном значении.

В песнях преобладали тяжелые, унылые, утомительные ноты.

3. Последующее определение поясняет содержание предыдущего.

Перед ним возникли новые, неведомые горизонты. (При этой расстановке знаков становится понятно, что новые горизонты и есть неведомые)

4. Первое определение является прилагательным, второе - причастным оборотом.

Потолок сделан из узких, плотно пригнанных досок.

5. Если определения стоят после главного слова.

Где-то на этом свете есть жизнь чистая, изящная, поэтическая.

4. Анализ задания А23

Рассмотрим пример задания А23.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

2. Поднялось солнце и залило волнами света водную гладь и лес и деревню.

3. Он как начал резко разговор так и закончил его.

В первом предложении повторяющийся союз И. Но занятая не нужна, так как перед нами смысловое единство «и днем и ночью».

Во втором предложении союз И соединяет однородные сказуемые. Это неповторяющийся союз - запятую не ставим. Повторяющийся союз И соединяет однородные дополнения гладь, лес, деревню. Союз И повторяющийся - запятая ставится перед первым же союзом. Значит, здесь две запятые.

В третьем предложении однородные члены соединены двойным союзом как...так и - запятую ставим перед второй частью.

В четвертом предложении союз да употреблен в значении И. Значит, запятая не нужна.

1. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

2. Поднялось солнце и залило волнами света водную гладь, и лес, и деревню.

3. Он как начал резко разговор, так и закончил его.

4. В юности он занимался перепиской да частными уроками.

Итак, правильный ответ - 3.

Рис. 2. Постановка запятой в предложении с однородными членами ()

Список литературы

  1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. - М.: Русское слово.
  2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М.: Эксмо, 2006.
  3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая ставится Запятая не ставится
Между однородными членами, не связанными союзами Между двумя однородными членами, связанными союзом «и»
Вчера я читала, убиралась, готовила. Вчера я читала, убиралась и готовила.
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. Вчера я читала и готовила.
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: В устойчивых сочетаниях
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям
Вчера не только читала, но и готовила.
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого
Вчера я и читала, и готовила. Пойду почитаю книгу.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Запятая перед союзом «и» не ставится, если
Если есть общий член предложения Весной природа просыпается и люди радуются теплу.
(общий член предложения– «весной»)
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом.
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали.
Предложение вопросительное Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь?
Предложение побудительное Внимательно прочитайте задание и сделайте его!
Предложение восклицательное Как ярко светит солнце и как красиво море!
Предложение неопределенно-личное В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку.
Предложение безличное Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради.
Предложение назывное Мороз и солнце!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку

Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
  • К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
  • Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
  • Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
  • Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.

Ответ: 2, 4.

Первый вариант задания

  1. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  3. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  4. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
  • Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
  • Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
  • Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
  • Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.

Ответ: 2, 4.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. — Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. — В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. — В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. — Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Ответ: 2, 5.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
  • И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
  • Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. — Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
  • Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. — Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
  • Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. — Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».

В данной статье:

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.

§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

к счастью - вводное слово, выделяется запятой

Посуда бьётся к счастью.

к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью

§4. Обращение

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

сынок - обращение

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна - обращение

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Я не люблю лимоны .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  2. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  3. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  4. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  5. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  6. Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  7. Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  8. Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?

    • осложнённое
    • неосложнённое

Видеоурок: ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания

Лекция: Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

1. Обращение всегда обособляется запятыми либо восклицательным знаком (при воскл. интонации) О. бывает односложное либо распространенное. Примеры:

    Пойдём гулять, Сашка! (нераспр.)

    О лучезарная, луноликая, ясноглазая Шахеризада, расскажи сказку! (распр.)

NB! Междометие О, стоящее при О., не обособляется.

NB! Если в О. входят ты и вы , они запятыми не отделяются: Доброе утро, солнышко ты моё !

NB! Частицы а либо да перед повторяющимися О. запятыми от них не отделяются: « Сашка, а Сашка, что это ты здесь делаешь?» - спросил Севка.

NB! При нескольких О. действует правило однородных членов: Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?

NB! Когда О. разделено другими словами, выделяем каждую его часть: Сильнее, громкоголосая, пой для нас, птичка!


2. Вводные слова, конструкции и предложения при произнесении выделяют интонацией, на письме запятыми (реже скобками).


Пример: Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.

В случае, когда вводные конструкции стоят сразу после с., их нужно отделять запятыми.

Пример: Но, как всегда, на первое место по общекомандным баллам вышла команда нашей школы.

Иногда с. А входит в вводную конструкцию, тогда запятую не ставим.

Пример: Это собака, а может быть, корова?

NB! Не могут быть вводными целый ряд слов: авось, ведь, вот, будто, словно, именно, едва ли и др.

Различайте вводные слова, конструкции и омонимичные им слова. Примеры:

    Во-вторых , хочется немного вафель с ягодами клубники, ежевики и малины.

    Во вторых строчках своего письма расскажу немного о том, как живёт Машенька.

3. Вставные конструкции– слово, с/ч либо предложения, уточняющие, дополняющую информацию, на письме выделяются запятыми, скобками и тире. Примеры:

    Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.

    По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.

    Когда внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они остаются (даже? и! в конце):

    Здесь – рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветных писем ворох, напоминающий – не сжечь!)

Если по условиям контекста нужны запятые между элементами основного предложения, эти запятые ставятся либо перед вторым тире, либо после вторых скобок. Примеры:

    Пехота шла не рядами – на это не посмотрели на сей раз, а по цепочке.

    Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.

4 . Однородными членами предложения бывают и главные, и второстепенные. Примеры:

Однородные члены иногда выражаются словами разных частей речи. Пример:

В одном предложении нередко встречается не один ряд однородных членов. Примеры:

В последнем предложении Г. повторяется, чтобы показать длительность действия, но сказуемые не однородны.

Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни тоже не однородные члены (и так и сяк, ни рыба ни мясо и др.), поэтому запятые не нужны. Пример: Сидел Иванушка ни жив ни мёртв.

Однородные члены связываются сочинительными союзами и интонацией либо только интонацией. Примеры:

Могут соединяться:


1) Соединительными союзами и, да=и, ни…ни. Пример:

2) Разделительными или, то…то, либо и др. Пример:

3) Противительными а, но, да=но и др. Пример: Мама объясняла тихо, но внятно.


NB! Определения однородны, если характеризуют предмет с одной стороны, объединены сочинительной связью и произносят их с перечислительной интонацией:

Во втором предложении не однородны, т.к. характеризуют столик с разных сторон, размер и материал, поэтому запятой не отделяем.

Двоеточие и тире. В предложениях с однородными членами могут встречаться обобщающие слова:


1) Обобщающее слово стоит перед однор., следовательно, нужно двоеточие.