Основные психологические теории. Основные психологические теории личности - реферат Культурно-историческая теория Л

Психологические теории и их взаимосвязь.

Ассоцианизм – одно из базовых направлений мировой психической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелœем, выдвинувшем идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. Организм представлялся как машина, запечатлевающая следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого.

Благодаря учениям Давида Юма, Джеймса Милля, Джона Стюарта и др.
Размещено на реф.рф
утвердилось в науке воззрение согласно которому: 1)психика – построена из элементов ощущений, простейших чувствований; 2) элементы – первичны, сложные психические образования – вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3)условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4)закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

В 80-90-е годы XIX века были предприняты многочисленные попытки исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер). Вместе с тем была показана органичность механической трактовки ассоциации. Элементы ассоцианизма были трансформированы в учение Павлова об условных рефлексах. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии.

Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение трактовалось, как совокупность ответных реакций организма на стимулы внешней среды. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации - ϶ᴛᴏ стимулы S, ответные движения реакции R. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции: S – R. Поведение - ϶ᴛᴏ всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к окружающему миру. Все законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит ʼʼна входеʼʼ (стимул) и ʼʼвыходеʼʼ (двигательный ответ) системы организма.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, бихевиоризм исследовал поведение индивидов, как последовательность актов в виде ʼʼответовʼʼ (реакций) на ʼʼстимулыʼʼ, поступающие из окружающей среды. Введенное бихевиористами понятие ʼʼповедениеʼʼ исключало использование в психологии таких понятий как ʼʼсознаниеʼʼ, ʼʼличностьʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ и в т.ч. понятия ʼʼпсихикаʼʼ.

Бихевиористы ставили следующие задачи: 1) выявить и описать максимальное число возможных типов поведенческих реакций; 2)изучить процесс их образования; 3)установить законы их комбинации, ᴛ.ᴇ. образования сложных форм поведения. В связи с этими задачами, бихевиористы предполагали по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) и наоборот – по реакции судить о характере вызывающего ее стимула.

Представитель позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел поправку в классическую схему поведения, поместив между стимулом и ответной реакцией связующее звено – промежуточные переменные. Общая схема после чего приобрела следующий вид: S – V – R. Под промежуточными переменными Толмен понимал внутренние процессы, опосредующие действие стимула на организм и таким образом влияющие на внешнее поведение. К ним относятся цели, намерения и т.д.

Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии. Поведение можно исследовать наблюдением и экспериментом. В представлении бихевиористов человек – реактивное существо. Все его действия и поступки трактуются как реакции на внешнее воздействие. Внутренняя активность человека в расчет не принимается. Все психологические проявления человека объясняются через поведение, сводятся к сумме реакций.

Бихевиоризм упростил природу человека, поставил его на одну ступень с животными. Бихевиоризм исключил из объяснения поведения человека его сознание, личностные ценности, идеалы, интересы и т.д.

Гештальт-психология. Направление психологической науки, возникшее в Германии в первой трети 20 века и выдвинувшее программу исследования целостных структур психики. Основным положением новой школы в психологии стало утверждение, что исходным, первичным данным психологии являются целостные структуры.

У истоков данного направления стояли Вертхеймер, Коффка и Келлер.
Размещено на реф.рф
Согласно теории гештальт-психологии, мир состоит из целостных сложноорганизованных форм, и человеческое сознание также представляет собой интегрированное структурное целое. Восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства воспринимаемой фигуры не бывают адекватно описаны через свойства её частей. Фундаментальное обобщающее понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт. Гештальт – означает ʼʼформаʼʼ, ʼʼструктураʼʼ, ʼʼцелостная конфигурацияʼʼ, ᴛ.ᴇ. организованное целое, свойства которого не бывают получены из свойств его частей.

Выделяют следующие законы гештальта: 1)тяготение частей к образованию симметричного целого; 2)выделœение в поле восприятия фигуры и фона; 3)группировка частей целого в направлении максимальной близости, равновесия и простоты; 4)принцип ʼʼпрегнантностиʼʼ (тенденция каждого психического феномена принять максимально определœенную, отчетливую и завершенную форму).

Позднее понятие ʼʼгештальтʼʼ стало пониматься расширенно, как целостная структура, форма или организация чего-либо, а не только применительно к перцептивным процессам. Примером такого расширенного толкования была теоретическая работа В. Келœера ʼʼФизические гештальты в покое и стационарном состоянииʼʼ. В работе утверждалось, что между материальным объектом и его образом, между физическим полем и феноменальным полем восприятия обнаруживается посредник или связующее звено – целостные нейронные ансамбли, обеспечивающие их структурное соответствие друг другу. Основываясь на данном постулате, Келœер предложил изучение не отдельных составляющих нервной системы человека, а целостные и динамические структуры, своего рода ʼʼфизиологию гештальтовʼʼ.

ʼʼГештальтʼʼ представляет собой специфическую организацию частей, целое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нельзя изменить без его разрушения. Гештальт-психология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психических структур стало главной проблемой и объяснительным принципом гештальт-психологии. Методом стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания. При этом предлагалось занять позицию ʼʼнаивного, неподготовленногоʼʼ наблюдателя, не имеющего заранее разработанного представления о строении психических явлений. В гештальтпсихологии впервые был открыт принцип целостности при изучении человека. В рамках школы разработаны целые исследовательские практики, которые легли в основу целого направления практической психологии – гештальт-терапии.

Глубинная психология. В корне многих психологических теорий лежит теория бессознательного (аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов в поведении индивида и в формировании его личности). Бессознательное – относительно автономная область психической жизни, подструктура личности, часть её психического аппарата͵ неподвластная и неподконтрольная сознательному Я (Эго). З. Фрейд относил к сфере бессознательного биологические влечения индивида, желания и импульсы, неприемлемые с точки зрения его социального окружения, а также травматические переживания и воспоминания, вытесняемые в силу их болезненного воздействия на Эго. К бессознательному относят иррациональные силы: влечения, инстинкты. В частности основными из них являются сексуальные влечения и влечение к смерти. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль. Оно выступало в качестве слуги бессознательного. Бессознательное управляет человеком. По этой причине часто человек не может дать объяснения своим поступкам, или объясняет их не понимая подлинных причин своего поведения.

К.Г. Юнг расширил представления о бессознательном, выделив в нем, наряду с личностным, коллективный уровень, определяющий общечеловеческие, универсальные формы опыта. Согласно Юнгу, бессознательное следует рассматривать не только как изначально оппозиционную психическую инстанцию, находящуюся в постоянном противоборстве с сознанием, но и автономную творческую активность души, подчиняющуюся собственным законам и определяющее развитие индивида. Целью индивидуального развития Юнг считал синтез Эго (сознательное Я) и бессознательного.

Глубинная психология включает гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Гуманистическая психология - ϶ᴛᴏ направление в западной психологии, признающее главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную структуру. Гуманистическая психология сконцентрирована на изучение здоровых и творческих людей, на изучении их психики. Отношение к личности воспринимается как к абсолютной, бесспорной и непреходящей ценности. В контексте гуманистической психологии подчеркивается уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования. В гуманистической психологии в качестве приоритетных тем психологического анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Данное направление в психологии связано с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллера и др.

Основные положения гуманистической теории личности:

1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

2. Каждый человек уникален, в связи с этим анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность.

4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. Человек обладает определœенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

6. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Одним из ответвлений гуманистической психологии является экзистенциальная психология, фокусированная на проблемах смысла жизни, ответственности, выбора, одиночества, индивидуального способа бытия.

Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникла в конце 50-х начале 60-х годов XX века как реакция на господствующий в США бихевиоризм, отрицавший роль внутренней организации психических процессов. Главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторы до получения ответа. Были выделœены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т.ч. кратковременная и долговременная память. При этом такой подход, определил ряд трудностей в связи с увеличением числа структурных моделœей частных психических процессов. После чего главной задачей когнитивной психологии стало изучение роли знания в поведении человека. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта͵ в т.ч. о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Основными представителями когнитивной психологии были Жан Пиаже, Анри Валлон, Брунер, Колберᴦ. Жан Пиаже - швейцарский психолоᴦ. Основные исследования по формированию мышления и речи у детей. Развитие есть приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Механизмами уравновешивания являются аккомодация (приспособление действия к изменившейся ситуации) и ассимиляция (распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия). Инструментом уравновешивания является интеллект. Общая схема человеческой жизни по Пиаже выстраивается от развития мотивационно-потребностной сферы к развитию интеллекта. Продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и воспитания. Анри Валлон представлял развитие психики человека через его взаимодействие с внешней средой, с условиями существования. При этом наиболее существенными условиями развития являются отношение и поведение людей, а также предметный мир.
Размещено на реф.рф
Джером Брунер – американский психолог, основополагающую роль отводил научению. Считал, что ребенка можно научить чему угодно, в случае если с ним заниматься и, напротив, развитие ребенка останавливается, в случае если не начато его обучение до девяти лет. Вне школы развитие невозможно

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского:

Фундаментальные позиции отечественной психологии относительно психического развития разработаны Л.С. Выготским и представлены в его культурно-исторической теории. Ключевым понятием теории является понятие высших психических функций. Их характеризуют пять базовых признаков: сложность, социальность, опосредованность, произвольность, пластичность.

Сложность обусловлена многообразием высших психических функций по особенностям формирования и развития, по структуре и составу. Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Οʜᴎ появляются из социального взаимодействия, затем интериоризуясь, переходят во внутренний план, становятся достоянием субъекта. По такой схеме формируются черты и свойства характера человека, познавательные операции, свойства внимания и другие функции. Опосредованность высших психических функций проявляется в способах их функционирования. Главным ʼʼпосредникомʼʼ является знак (слово, число); уровень развития психики, позволяющий ребенку оперировать знаком, символом, представляет уровень высших психических функций. Произвольность есть способ существования высших психических функций. Она представляет тот уровень развития, на котором субъект способен действовать целœенаправленно, планируя действия, управляя ими. Пластичность высших психических функций есть их способность к изменениям. Пластичность выступает как приспособительная способность психики к изменяющимся условиям существования и деятельности. Пластичность означает и возможность компенсации новыми психическими функциями взамен утраченных или частично нарушенных.

Диалектика развития, согласно Выготскому, состоит в следующем: с одной стороны медленно накапливаются микроскопические изменения в психике ребенка, с другой – происходит скачок, взрыв, переход количества в качество, резкое изменение отношений ребенка и его социального окружения. Л.С. Выготский выделяет пять таких скачков: кризис новорожденности, кризисы одного года, трех лет, семи и тринадцати лет. Возрастное развитие неотделимо от социальных отношений ребенка. В этой связи Л.С. Выготский вводит понятие ʼʼсоциальная ситуация развитияʼʼ - ʼʼсовершенно своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всœего социальнойʼʼ. Именно социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому является основным источником развития. Социальная ситуация развития всœегда включает другого человека, партнера, с кем выстраиваются отношения, кто делает информацию, обучает. Обучение, согласно Л.С. Выготскому, есть крайне важно е условие культурно-исторического развития ребенка. Говоря о влиянии обучения на его динамику, Л.С. Выготский вводит понятие зоны актуального и зоны ближайшего развития. Актуальное развитие квалифицирует сегодняшние возможности ребенка, план его самостоятельных действий и умений. Зону ближайшего развития Л.С. Выготский определил как всœе то, что ребенок сегодня выполняет в сотрудничестве, а завтра сможет выполнять самостоятельно. Эту зону должно создавать обучение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ только тогда и будет развивающим, когда будет приводить в движение ʼʼцелый ряд внутренних процессов развитияʼʼ.

Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Деятельность, по Леонтьеву, - ϶ᴛᴏ единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целœей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии. Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Действие – основа мышления, крайне важно е условие формирования смыслов, их расширения и углубления. В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности

Структура двухфазной деятельности можно представить следующим образом: Актуализация потребности – фоновая (поисковая) активность – появление мотива – активная фаза деятельности – удовлетворение потребности.

Внешняя (поведенческая) и внутренняя стороны деятельности.Внутренняя сторона деятельности представлена психическими образованиями, направляющими внешнюю активность. Внешняя активность и направляющее её психическое возникают и развиваются в неразрывном единстве друг с другом, как две стороны общей жизнедеятельности. Первичной всœегда является внешняя активность. В процессе эволюции усложнение условий среды обитания обусловливало соответствующее усложнение внешней жизнедеятельности, что сопровождалось формированием отвечающих ей процессов психического отражения. В онтогенезе психики человека осуществляется переход от внешних, материальных, действий к действиям во внутреннем плане, ᴛ.ᴇ. внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности. Этот переход от внешних материальных действий к действиям во внутреннем плане получил название интериоризации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, первичной всœегда является внешняя практическая деятельность.

Результат психического отражения – важный элемент структуры деятельности, показатель уровня психического развития. Результат психического отражения имеет внутренний и внешний аспекты. Так, к примеру, у червей, улиток при световом раздражении внутренний результат психического отражения – отображение света на сетчатке глаза, внешний – собственно ощущение воздействующего раздражителя. На уровнях психики человека – результатом психического отражения становится знание. Оно также имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом:

П (потребность) – деятельность – М (мотив) – действие Ц (цель).

При рассмотрении структуры деятельности крайне важно иметь ввиду, что потребность – источник, первопричина деятельности – должна быть удовлетворена посредством различных предметов (мотивов). К примеру, потребность в пище можно удовлетворить с помощью различных продуктов питания, потребность в физической активности – с помощью различных видов спорта. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, одна и та же потребность может порождать различные деятельности, направленные на реализацию различных мотивов. Каждый мотив, в свою очередь, должна быть реализован посредством различных целœей, достигаемых с помощью различных действий.

Ведущая деятельность. Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Условия жизни человека таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определœенном виде деятельности: в младенчестве – в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте – манипулируя с предметами, в дошкольном детстве – играя со сверстниками, в младшем школьном возрасте – в учебной деятельности, в подростковом – в интимно-личностном общении со сверстниками, в юности – при выборе и подготовке к будущей профессии, в молодости – при освоении выбранной профессии и создании семьи и т.д. Ведущая деятельность является одним из базовых критериев в возрастной периодизации Эльконина, получившей у нас наибольшее признание

Психологические теории и их взаимосвязь. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические теории и их взаимосвязь." 2017, 2018.

Учебные вопросы занятия:

1. Бихевиоризм.

2. Психоанализ.

3. Когнитивная психология.

4. Гештальтпсихология.

5. Гуманистическая психология.

6. Деятельностный подход.

Краткое содержание темы.

Вопрос 1. Бихевиоризм.

Слово происходит от английского behavior – поведение. Это направление психологии возникло в начале прошлого века в США; основателем его считается Джон Уотсон . Задачу психо­логии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Своим тео­ретиком бихевиористы считают также И. П. Павлова. Важной заслугой бихевиоризма является внедрение объективных мето­дов регистрации и анализа внешне наблюдаемых действий че­ловека, процессов, событий; открытие закономерностей науче­ния, образования навыков, реакций поведения.

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: сти­мул – реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психике между стимулом и реакцией, не рассмат­ривался. Этот постулат был поставлен под сомнение необихевиористами. Первым из них был американец Эдвард Толмен, согласно которому формула поведения должна включать три составляющие: стимул – промежуточные переменные – реакция. Среднее звено – это недоступные прямому наблюдению психи­ческие моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено – по­требность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).

Основные положения бихевиоризма:

1) Изучать можно только то, что объективно наблю­даемо, т. е. поведение. При этом «поведение» понимается в расширенном смысле – это мышечные реакции вегето-сосудистые изменения, и деятельность желез.

2) Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При том формиро­вание человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.

3) Среда формирует поведение путем стимулов и под­креплений (стимулы это то, что предшествует поведению и вы­зывает его. Подкрепление это последствие поведения; если последствия нежелательны для индивида, поведение заторма­живается, если благоприятны поведение воспроизводится вновь.

4) Невротический симптом или аномалии поведения яв­ляются следствием неадекватной условной связи.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении пси­хики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

Вопрос 2. Психоанализ.

Основная идея психоаналитически ориентированных психо­логов (Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Карен Хорни, Отто Ранк и др.) - человек - это существо иррациональное, то есть его жизнь движется не рациональными мотивами, а иррациональ­ными порывами. Познать человека - значит познать ведущие иррациональные силы, заставляющие его поступать определен­ным образом. Психоаналитики вводят в оборот понятия, кото­рые описывают и объясняют действие самых глубинных психи­ческих структур человека: бессознательное, архетипы, защитные механизмы и т.д. Проникновение в мир бессознательного предполагает отказ от традиционных спо­собов постижения психики человека. Психоаналитики культивируют та­кие способы зондирования психи­ческой реальности, как толкование сновидений, работу с ассоциациями, с обыденными ошибками, оговорка­ми и т.д. Особый интерес у психо­аналитиков вызывают те явления че­ловеческого бытия, которые меньше всего регулируются его разумом, ра­циональными способностями. Мы не можем управлять снами, лишь час­тично - эмоциями. Мы не властны над своими фантазиями и воображе­нием и т.д. Именно эти феномены становятся предметом пристального изучения психоаналитиков. Психоанализ как направление психологической мысли представлен трудами, которые объединяет общая тематика, связанная с по­пытками проникновения в загадочный мир бессознательного. Многосложность предмета познания невольно породила и мно­гообразие трактовок бессознательного, используемых в пси­хоаналитических исследованиях. Трактовка бессознательного Фрейдом, основателем психоанализа, за время существования и развития психоаналитического движения претерпела существен­ные изменения. Понятие бессознательного стало трактоваться представителями разных версий психоанализа по-разному. Бес­сознательное Адлера, бессознательное Юнга, Фромма, Хорни, Салливана - не похожи друг на друга. Вместе с тем, все психо­аналитики едины в том, что психология не должна замыкаться на изучении поведения и когнитивных структур человека, они едины в том, что человек с его эмоциями и чувствами, волей, мо­тивацией, интересами, познавательными возможностями - су­щество, подвергающееся детерминации со стороны многих сил, в том числе и тех, о которых он сам имеет смутное представление или не имеет его вообще. Одной из таких значимых сил выступа­ет сила, «гнездящаяся» в бессознательных структурах психики и во многом определяющая и рисунок поведения, и рисунок мыш­ления человека. Психоаналитики не отрицают, что человек - это продукт культуры своего времени, продукт общества; они ут­верждают, что помимо этого человек еще и продукт глубинных слоев своей психики, функционирующей отнюдь не только на рациональных основаниях. Психоаналитики подчеркивают, что только познание этих глубинных слоев психики дает человеку возможность ставить перед собой задачи реального управления собой и организации своего бытия.

Этапы становления психологии

I этап - психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении . Возникает в XX веке: Задача психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап - психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Основные психологические теории и их взаимосвязь

Структура личности по Фрейду (Психоаналитические теории личности)

Теория сексуального развития 3. Фрейда

Защитные механизмы по Фрейду

Бихевиоризм

Типология поведения по Макгвайру

Когнитивные теории личности

Иерархия потребностей А. Маслоу

Самоактуализация личности

Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга

Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа

Генетический подход Чампиона Тойча

К. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного и его первичного образования (архетипа). Он создал типологию личности, в основе которой положена направленность человека на себя (интроверты) или на объект (экстраверты).

А. Адлер считал основой не природные инстинкты, а врожденное общественное чувство.

Гуманистическая теория рассматривает личность как продукт жизнедеятельности в обществе, усвоения общественных форм поведения и развития человеческого опыта. Ядром личности является его самооценка и самоактуализация. Поведение человека объясняются наличием у него врожденных гуманистических, альтруистических потребностей. Творческая самореализация является основой становления личности.

Отечественные теории личности. По С.Л. Рубинштейну личность имеет сложную многоуровневую структуру. Она внутренне детерминирована внешними обстоятельствами жизни. По Выготскому , основным двигателем развития личности является несоответствие или противоречие между операционально-техническими возможностями человека и развитием его мотивационно-потребностной сферы. А.Н. Леонтьев центральное место в структуре личности отводил деятельности. Мотивационная сфера и «личностный» смысл являются основной внутренней характеристикой личности, определяющей отношение цели действия к мотиву.

Защитные механизмы (по Фрейду)

Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами". Фрейд выделял семь защитных механизмов:

Подавление желаний - удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности;

Отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

Рационализация - построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

Инверсия - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

Проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи - обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю";

Изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я";

Регрессия - возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Поведенческая концепция Б. Скиннера

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном . Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название "последовательного наведения на нужную реакцию".

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения "проявления интереса". Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура - литература, живопись, эстрада - оказывается в его трактовке "хитроумно придуманными подкреплениями". Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге "По ту сторону свободы и достоинства" (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение трактовалось, как совокупность ответных реакций организма на стимулы внешней среды. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса.

Бихевиористы ставили следующие задачи:

1) выявить и описать максимальное число возможных типов поведенческих реакций; 2)изучить процесс их образования;

3)установить законы их комбинации, т.е. образования сложных форм поведения

ПСИХОАНАЛИЗ (англ. psychoanalysis ) - направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З . Фрейдом в конце XIX - 1-й трети XX в.

П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов .Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация (см. Стремление ).П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии (см. Ассоциациям ).

П. рассматривает душевную жизнь с 3 т. зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики).

учение о личности ,в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго).

Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные влечения и желания.

Структура Я образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением Оно и Сверх-Я.

Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности (см. Защита психологическая ),а также сублимацию бессознательных влечений - замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.

По Фрейду, творчество человека - результат преобразования его энергии либидо .

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Аналитическая психология - одно из психодинамических направлений , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг . Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного,


ПСИХОИНТЕЗ - В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, соединив в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, которому дал название «психосинтез». Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения её от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я».

Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход:

1. Глубокое познание своей личности.

2. Контроль над составными частями своей личности.

3. Постижение своего «Высшего Я» (см. модель) - выявление или создание объединяющего центра.

4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Гештальт-психология. - возникшее в Германии в первой трети 20 века и выдвинувшее

У истоков данного направления стояли Вертхеймер, Коффка и Келлер.

Согласно теории гештальт-психологии, мир состоит из целостных сложноорганизованных форм, и человеческое сознание также представляет собой интегрированное структурное целое.

Фундаментальное обобщающее понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт.

Гештальт – означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей.

Выделяют следующие законы гештальта:

1)тяготение частей к образованию симметричного целого;

2)выделение в поле восприятия фигуры и фона;

3)группировка частей целого в направлении максимальной близости, равновесия и простоты;

4)принцип «прегнантности» (тенденция каждого психического феномена принять максимально определенную, отчетливую и завершенную форму).

Позднее понятие «гештальт» стало пониматься расширенно, как целостная структура, форма или организация чего-либо, а не только применительно к перцептивным процессам.

«Гештальт» представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения.

Гештальт-психология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психических структур стало главной проблемой и объяснительным принципом гештальт-психологии.

Трансперсональная психология - течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология - недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье. 20 в. Трансперсональная психология - С. Гроф, Альберт хоффман ЛСД

Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, признающее главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную структуру. Гуманистическая психология сконцентрирована на изучение здоровых и творческих людей, на изучении их психики. Отношение к личности рассматривается как к абсолютной, бесспорной и непреходящей ценности. В контексте гуманистической психологии подчеркивается уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования. В гуманистической психологии в качестве приоритетных тем психологического анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Данное направление в психологии связано с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллера и др.

Основные положения гуманистической теории личности:

1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность.

4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

6. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии.

Главной задачей - изучение роли знания в поведении человека

Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Жан Пиаже, Анри Валлон, Брунер, Колберг. Жан Пиаже

Анри Валлон представлял развитие психики человека через его взаимодействие с внешней средой, с условиями существования

Психологическая теория деятельности
Деятельность - это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития

Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонть­ев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и лич­ность.

Уровни деятельности:

Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно долж­но проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип актив­ности).

4Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (прин­цип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обу­словленности).

Теория деятельности С.Л.Рубинштейна - (открывает принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма) утверждает и доказывает, что базу для построения новой конкретной психологии может составить философия марксизма.

Результативные попытки использования естественно-научных методов в изучении психики человека, предпринятые рядом исследователей в конце XIX в., привели к официальному признанию психологии в качестве самостоятельной области научного знания. Активно содействовавшие этому процессу исследования известного английского ученого Френсиса Гальтона (1822–1911), немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832–1920), его соотечественника Германа Эббингауза (1850–1909) и многих других ученых того времени оказали существенное влияние и на развитие теорий учения.

Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению психики человека был английский ученый Френсис Гальтон. Основной сферой его научных интересов оказалась психология одаренности.

Ф. Гальтон родился в семье английских аристократов, получил прекрасное медицинское и биологическое образование. По свидетельству биографов, в детстве был одаренным ребенком. Его выдающиеся способности и поразительная широта интересов дали удивительные результаты. Ф. Гальтон оставил заметный след, кроме психологии, во многих областях научного знания: географии, метеорологии и даже в криминалистике.

Современники утверждали, что огромное впечатление на Ф. Гальтона произвел труд его двоюродного брата Чарлза Дарвина "Происхождение видов". Благодаря чем)" он и увлекся проблемой наследования таланта.

Ф. Гальтон первым попытался доказать, используя фактический материал, что выдающиеся способности (гениальность) – результат действия, в первую очередь, наследственных факторов. В своей знаменитой книге "Наследственность таланта: ее законы и последствия", впервые изданной в конце XIX в., он пишет: "...я намереваюсь показать, что природные способности человека являются у него путем унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире" .

В качестве доказательства он проводит статистический анализ биографических фактов представителей английской социальной элиты. Им обследовано 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его утверждению, в самом человеке и передается биологическим путем из поколения в поколение. Он приводит данные, согласно которым на каждые десять знаменитых людей, имеющих выдающихся родственников, приходится три-четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей.

Отклонения от условной нормы, по убеждению сторонника дарвинизма Ф. Гальтона, строго регламентированы законами наследственности. Таким образом, в психологии под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина возникает новое направление. Один из основных его постулатов – принцип приспособления к среде, предполагающий действие механизма естественного отбора, который направляет механизм наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих вид. Ф. Гальтоном впервые выдвигается положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка, подобно физиологическим различиям, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности.

Дальнейшая разработка этого направления привела Ф. Гальтона к заключению о необходимости искусственного поддерживания и даже совершенствования интеллектуального потенциала в человеческом сообществе. Для этого "естественный отбор" в человеческом сообществе должен уступить место "искусственному отбору". Иначе говоря, люди должны упорядочить собственное размножение. Ф. Гальтон прямо заявлял о том, что со времен Афинской цивилизации человечество деградирует из-за беспорядочного размножения. Человеческому виду, считал он, следует заняться своим улучшением и для этого искусственно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и т.п.

Приемы вариационной статистики, разрабатываемые в эго время учеными, в том числе и самим Ф. Гальтоном, вооружили психологию важным методологическим средством. Наиболее результативным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Он позволял сделать заключение о величине, а также о степени случайности связи между двумя различными характеристиками, например между уровнем интеллекта и академической успеваемостью, между особенностями внешнего облика и уровнем когнитивных способностей и др. Этот метод был усовершенствован английским математиком Карлом Пирсоном, результатом этих нововведений стал факторный анализ. Он получил большое распространение в психологии XX в. (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд и др.).

От Ф. Гальтона ведут свою родословную современные психодиагностика и психометрия. Он одним из первых ввел в обиход понятие – "тест" (от англ, test – проба). Но теоретические основания диагностической программы Ф. Гальтона, а, следовательно, и весь методический аппарат, существенно отличались от тех, что стали доминировать впоследствии.

Ф. Гальтон исходил из того, что умственную одаренность можно определять по степени сенсорной восприимчивости. Он считал, что возможности рассудка тем выше, чем тоньше органы чувств улавливают и дифференцируют различия во внешнем мире. Это утверждение, на его взгляд, подтверждалось тем, что при идиотии сенсорные способности человека часто оказываются нарушенными (способности различать тепло, холод, боль и др.).

Поэтому его исследовательская программа, ориентированная на изучение уровней умственной одаренности, предполагала выявление остроты зрения и слуха, физической силы и латентного времени реакции (т.е. времени, которое проходит с момента подачи заранее обусловленного сигнала, например, свистка или гудка, до ответа испытуемого). Но практическая проверка его концепции и построенного на ней диагностического подхода (в частности, проведенное им в 1884 г. на Международной выставке здоровья в Лондоне обследование нескольких тысяч людей), не подтвердила его теоретических предположений.

И при жизни, и после нее в оппонентах у Ф. Гальтона недостатка не было, но какой бы критике не подвергали впоследствии его теорию, практически все исследователи признавали его приоритет в деле "очеловечивания природы гения". Главной причиной величайших духовных свершений после Ф. Гальтона и в значительной степени благодаря нему, признавалось уже не какое-то высшее существо, не слепая судьба, а факторы, которые можно научно, в том числе и экспериментально, исследовать, прогнозировать, целенаправленно развивать.

  • Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М., 1996. С. 6.