Когда родился никитин. Иван Никитин

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793-1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным.
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.
Поэма вызвала одобрительные отзывы критиков.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник, Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец...…»), подвергшийся в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.
В 2009 году композитор Александр Шарафутдинов записал на стихи Никитина альбом песен «Радость и Кручина».
Скончался И.С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И.С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых - захоронение другого известного поэта А.В.Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».

Известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой … Биографический словарь

Никитин Иван Саввич - (1824 61), рус. поэт. В нач. творч. пути (1849 53), продолжая мотивы романтич. лирики 30 х гг. (одиночество среди людей, внутр. усталость, сознание бесплодно пропадающих душевных сил), находился под большим влиянием Л. Св. 15 произв. Н.… … Лермонтовская энциклопедия

Никитин Иван Саввич - , русский поэт. Родился в семье торговца. Учился в духовной семинарии (до 1843). Разорение отца вынудило Н. стать содержателем постоялого двора. В 1859 Н. открыл книжный магазин, ставший важным… … Большая советская энциклопедия

НИКИТИН Иван Саввич - (1824 61) русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; гражданская и пейзажная лирика (Русь, Утро). Поэмы (Кулак, 3 я редакция, 1858). Прозаический Дневник семинариста (1860) … Большой Энциклопедический словарь

Никитин, Иван Саввич - НИКИТИН Иван Саввич (1824 61), русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; гражданская и пейзажная лирика (“Русь”, “Утро”). Поэмы (“Кулак”, 3 я редакция, 1858). Прозаическое “Дневник семинариста” (1860). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Никитин, Иван Саввич - поэт, род. 21 го сентября 1824 г. в Воронеже; ум. 16 го октября 1861 г. Прадед его, Никита Герасимов, и дед, Евтихий Никитин, были дьячками Христорождественской церкви села Казачья Засосенского стана Задонского уезда Воронежской губ. Отец… … Большая биографическая энциклопедия

Никитин Иван Саввич - для информации о художнике того же имени обратитесь к статье Никитин, Иван Никитич. Иван Никитин Иван Саввич Никитин (21 сентября (3 октября) 1824, Воронеж 16 (28) октября 1861, там же) русский поэт. Содержание … Википедия

Никитин Иван Саввич - (1824 1861), русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; пейзажная лирика («Русь», «Утро»). Поэмы («Кулак», 3 я ред., 1858). Прозаический «Дневник семинариста» (1860). * * * НИКИТИН Иван Саввич НИКИТИН Иван Саввич (1824 1861),… … Энциклопедический словарь

НИКИТИН Иван Саввич - (1824—61), русский поэт. Рассказы в стихах из нар. жизни (даты создания), в т. ч. «Ссора», «Жена ямщика», «Бурлак» (все—1854), «Ехал из ярмарки ухарь купец», «Мертвое тело» (оба — 1858), «Старый слуга» (1859), «Портной» (1860);… … Литературный энциклопедический словарь

Никитин Иван Саввич - талантливый поэт, род. в Воронеже 21 окт. 1824 г., в мещанской семье. Учился в Духовном училище и Семинарии. Отец, вначале довольно состоятельный торговец, рассчитывал послать сына в Университет, но дела его расстроились, и Н. вынужден был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже и был единственным ребенком в семье купца Саввы Ефтихиевича Никитина. Благодаря уму и торговой смекалке, Савва Ефтихиевич сумел обеспечить значительный материальный достаток: имел собственный завод свечей, большой дом с балконом и лавку на бойком месте. Ване было девять лет, когда его определили во 2 класс духовного училища. К этому времени будущий поэт уже умел читать. Учился он старательно, успешно окончил училище и в 1839 году поступил в духовную семинарию. В семинарские годы Никитин полюбил поэзию Александра Пушкина и Алексея Кольцова. В это же время он начинает писать стихи. Сочинение стихотворений стало для него своего рода потребностью, и создали ему славу „семинарского поэта“. Учебу в семинарии не закончил – его исключили с 4 го курса за пропуски занятий. На посещаемости сказалась тяжелая семейная обстановка: смерть матери, серьезные финансовые проблемы отца.
Савва Никитин покупает постоялый двор на ул. Кирочная (сейчас улица Никитинская, 19А) и в 1844 году назначает Ивана его управляющим.
В 1859 году в центре Воронежа на Большой Дворянской улице (сейчас проспект Революции) Иван Саввич приобретает здание и открывает в нем книжный магазин с канцелярским отделом. Через некоторое время при магазине начинает работать читальный зал, ставший популярным местом встреч литературной общественности города.

Поэт Иван Саввич Никитин пользовался успехом у женщин. Но была в его жизни одна особа, к которой он питал настоящие чувства. Это Наталья Матвеева – дочь известного в России командира дружин воронежского ополчения в годы Крымской войны, генерал-майора Антона Матвеева. Иван Саввич посвятил ей стихотворения: «На лицо твое солнечный свет упадал…», «Я вас не смею раздражать…».

Весной 1861 года Иван Саввич тяжело заболел. К осени стало ясно, что болезнь не удастся победить. Завещание было подписано поэтом 10 сентября 1861 года. Согласно нему, книжный магазин должен быть продан, и все деньги распределены между родственниками. Право на издание своих сочинений Никитин передавал своему другу и наставнику, советнику Воронежского губернского правления Николаю Второву. По условию завещания все вырученные от издания книг средства должны были идти на благотворительные цели. Скончался Иван Саввич Никитин 28 октября 1861 года. Похоронен в Воронеже в литературном некрополе рядом с могилой поэта Алексея Кольцова.

Древнерусская литература

Иван Саввич Никитин

Биография

Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г. он был уволен «по малоуспешности, по причине нехождения в класс». Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Никитин стал там хозяйничать, сам выполняя все обязанности дворника. Несмотря на тяжелую жизненную обстановку, Никитин не опустился духовно. Окруженный средой, которая не могла понять его, он замкнулся в самом себе. В ноябре 1853 г. Никитин послал три стихотворения в «Воронежские Губернские Ведомости». Одно из них - патриотическое «Русь» - доставило поэту популярность в Воронеже. Стоявшие тогда во главе «Воронежских Губернских Ведомостей» Н. И. Второв и К.О. Александров-Дольник, приняли живое участие в Никитине и ввели его в группировавшийся около них кружок местной интеллигенции. С 1854 г. стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения». Печать отнеслась к поэту очень сочувственно. Успех, масса новых впечатлений, теплое, дружеское отношение Второва и членов его кружка, ободряюще подействовали на Никитина, отчужденность и нелюдимость пропали, он был настроен бодро, много работал. Но жизнерадостное настроение омрачалось расстройством здоровья. В 1856 г. появился сборник стихотворений Никитина, к которому критика отнеслась холодно или отрицательно. Наиболее отрицательно отозвался о сборнике Чернышевский в «Современнике». Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854 - 56 годы несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854 - 56 годы Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г. из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании. В 1858 г. вышла большая поэма Никитина - «Кулак». Критика встретила «Кулака» очень сочувственно; с большой похвалой отнесся к поэме между прочим Добролюбов; такой же успех «Кулак» имел и у публики: менее чем через год после его выхода он уже разошелся, принеся Никитину довольно значительный доход. Несмотря на угнетенное настроение и болезненное состояние Никитин в 1857 - 58 годы по-прежнему продолжал внимательно следить за русской литературой, знакомиться с иностранной, читая Купера, Шекспира, Гюго, Гёте, Шенье, стал заниматься немецким языком, переводя Шиллера и Гейне. В 1857 - 58 годы поэт сотрудничал в «Отечественных Записках» и «Русской Беседе». При содействии В. А. Кокорева, давшего Никитину взаймы 3000 р., он открыл в 1859 г. книжный магазин и библиотеку для чтения. В 1859 г. Никитин выпустил новый сборник стихотворений, встреченный критикой гораздо холоднее, чем «Кулак». Весь 1859 г. поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. Сначала 1860 г. его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г. поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г. Никитин чувствовал себя хорошо, много работал, написал большое прозаическое произведение «Дневник семинариста», напечатанный в «Воронежской Беседе на 1861 г.» и вызвавший сочувственные отзывы критики. Расстроившееся к концу 1861 г. здоровье Никитина к началу 1861 г. снова улучшилось, наступил опять подъем сил. Он принимает деятельное участие в собраниях сгруппировавшегося около М.Ф. Де-Пуле кружка, в местной культурной работе, в организации в Воронеже общества распространения грамотности и в учреждении воскресных школ. В 1859 - 1861 годы Никитин помещал свои произведения в «Отечественных Записках», «Народном Чтении», «Русском Слове» и «Воронежской Беседе». В мае 1861 г. Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Никитин 16 октября 1861 г. Самые ранние, из сохранившихся произведений Никитина, относятся к 1849 г. Обособленность и сосредоточенность, развитые тяжелыми жизненными условиями, наложили отпечаток на творчество Никитина 1849 - 1853 годов. Его поэтическая сфера была ограничена; он, главным образом, вращался в области личных переживаний, окружающая жизнь привлекала мало внимания. Игнорируя ее, поэт иногда рисовал то, чего никогда не видел, например, море («Ночь на берегу моря», «На западе солнце пылает», «Когда Невы, окованной гранитом…»). В поэзии Никитин за этот период времени ярко проявились стремление осмыслить жизнь, чувство неудовлетворенности ею, страдание от несоответствия ее с мечтами и стремлениями; успокоение поэту давали природа и религия, которые примиряли его на время с жизнью («Поле», «Вечер», «Когда закат прощальными лучами…», «Когда один, в минуты размышленья…», «Новый Завет» и др.). Но Никитин все-таки в 1849 - 1853 годы не замкнулся всецело в сфере личных ощущений и переживаний, в его творчестве этого времени уже заметны зачатки интереса к окружающей жизни, народу, уже звучат общественные мотивы («Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение», «Нужда»). Никитин еще не разобрался тогда в общественных вопросах, был казенно-патриотически настроен («Русь»), но уже видел зло в общественной жизни, негодовал на него, возмущался, уже призывал поэта бороться с ним («Оставь печальный твой рассказ…», «Певцу»). В 1849 - 1853 годы Никитин находился всецело во власти литературных влияний. Наиболее сильно было влияние Кольцова, особенно в отношении формы («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Песня», «Наследство» и др.). Никитин прекрасно овладел Кольцовской формой и стихом, и некоторые его стихотворения в этом отношении не уступают Кольцову («Весна на степи», «Русь»). Наряду с влиянием Кольцова, в поэзии Никитина 1849 - 1853 годов обнаруживается влияние Лермонтова («Ключ», «Когда закат прощальными лучами…», «Юг и Север», «Засохшая береза», «Я помню счастливые годы…», «Наскучив роскошью блистательных забав…» и др.), Пушкина («Лес», «Война за веру» и др.) и др. поэтов. Воздействие литературных источников сильно проявляется в мыслях и идеях, высказываемых Никитиным в стихотворениях с философским элементом, которые занимали довольно видное место в его поэзии 1849 - 1853 годов. В этих стихотворениях много искусственности, риторики («Дума», «Развалины», «Кладбище», «Наскучив роскошью блистательных забав…» и др.). Личные переживания играют видную роль в творчестве Никитина и после 1853 г., но наряду с ними, обнаруживается большой интерес поэта к окружающей жизни, к народному и мещанскому быту и психологии. После 1853 г. в поэзии Никитина стали также проявляться в известной степени местный колорит, этнографический элемент, интерес к истории местного края. Казенно-патриотическое настроение, захватившее Никитина еще до 1854 г., проявляется и после («Новая борьба», «Донцам», «Уж как был молодец…», «На взятие Карса»), но к 1856 г. оставляет поэта. Религиозная настроенность, обнаруживающаяся в творчестве Никитина 1849 - 1953 годов, довольно сильно проявилась в 1854 г. («Моление о Чаше», «Сладость молитвы», «С.В. Чистяковой»), но потом пропала. В поэзии Никитина в 1854 - 1856 г., так же, как и прежде, видно влияние других поэтов: Кольцова («Измена», «Не широк мой двор…», «Бобыль», «Уж как был молодец…», «Отвяжися, тоска…», «У кого нет думы…»), Лермонтова («Друг»), Пушкина («Кулак», «Новая борьба») и др., но в гораздо меньшей степени, чем ранее, все более обнаруживается стремление пойти своей дорогой. Изучение рукописных текстов Никитина, сохранившихся о нем материалов с несомненностью устанавливает, что в его творчестве 1854 - 1856 годов большую роль сыграло влияние Второва и членов его кружка. К 1857 г. Никитин уже вполне определился как поэт. В его поэзии после этого года общественные мотивы занимали видное место, но не исчерпывали всего ее содержания, он по-прежнему уделял значительное внимание личным переживаниям и природе; общественный элемент не подавил художественного. Развивавшиеся постепенно поэтические силы Никитина к 1861 г. стали пышно расцветать, но смерть прервала этот расцвет; они не успели обнаружиться вполне. Никитин не выявил всех таившихся в нем возможностей. Наиболее значительное место в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ярко выразилась самая искренняя, глубокая любовь к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное желание улучшения его положения. Но вместе с тем Никитин трезво смотрел на народ, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных черт народного характера, например, грубости, семейного деспотизма («Упрямый отец», «Порча», «Дележ» и др.). Никитин был в полном смысле слова городской житель; хотя он и бывал в окрестностях Воронежа, но гостил в имениях помещиков; в настоящей деревне, среди крестьян, в условиях их быта он никогда не жил. Материал для обрисовки народного быта и психологии давали Никитину, главным образом, извозчики, останавливавшиеся на его постоялом дворе, и вообще приезжие в Воронеж крестьяне. Ограниченность поля наблюдения народной жизни сказалась в поэзии Никитина, он не нарисовал широкой, всеобъемлющей картины жизни народа, не выявил во всей полноте и многообразии народной психологии, но дал ряд хотя и разрозненных, отрывочных, но живых картин, в которых правдиво обрисованы социально-экономическое положение народа, народные печали и скорби, некоторые стороны народного быта, верно подмечены характерные черты народной психологии и нравов («Мщение», «Старик-другоженец», «Ссора», «Жена ямщика», «Упрямый отец», «Купец на пчельнике», «Бурлак», «Порча» («Болезнь»), «Рассказ крестьянки», «Дележ», «Выезд ямщика», «Староста», «Полночь», «Темно в горенке…», «Нищий», «Деревенский бедняк», «Пряха», «Ехал из ярмарки ухарь-купец…», «Мертвое тело», «Старый слуга», «За прялкой баба в поняве сидит…»). Наряду с крестьянством, Никитин уделил значительное внимание мещанству, посвятив ему поэму «Кулак». Она слишком растянута, некоторые типы обрисованы бледно, но герой поэмы - мещанин-кулак, очерчен прекрасно, дана верная и яркая характеристика мещанства, его психологии. В развитии общественного элемента в творчестве Никитина известную роль сыграл Некрасов, но его влияние не являлось той главной силой, которая дала направление поэзии Никитина, определила ее, и в общем не было очень значительным. Несмотря на сходство мотивов и настроений, в ней почти отсутствуют такие характерные черты Некрасовской музы, как сатира и ирония. (Восторженное поклонение Некрасову, увлечение его поэзией в 1857 г. сменилось в Никитине в 1960 г. резко отрицательным отношение к нему, выразившимся в стихотворении «Поэту-обличителю».) Поэт-общественник, Никитин дал несколько стихотворений, которые высоко стоят по искренности, глубине общественных чувств, по силе гражданской скорби, творческого подъема («Разговоры», «Опять знакомые виденья!..», «Постыдно гибнет наше время!..»). В изображении субъективных переживаний Никитину удавалось достигать большой прочувствованности, силы и красоты, как, например, в знаменитом стихотворении «Вырыта заступом яма глубокая…», которое не только является лучшим созданием поэта, но и принадлежит к наиболее замечательным и трогательным произведениям русской поэзии. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу, различать оттенки ее красок и дал ряд прекрасных и ярких ее картин, в которых проявил себя талантливым пейзажистом («Вечер после дождя», «Буря», «Утро», «19 октября», «Рассыпались звезды, дрожат и горят…», «Смеркает день. В бору темнеет…», «В темной чаще замолк соловей…», «Помнишь? - с алыми краями…» и др.). «Дневник семинариста», оставшийся единственной попыткой Никитина попробовать свою силу в художественной прозе, показывает, что в этой области он мог бы занять видное место среди современных ему бытописателей-реалистов. «Дневник семинариста», напечатанный ранее знаменитых «Очерков бурсы» Помяловского, имел для своего времени большое общественное значение: Никитин осветил почти незатронутую тогда еще область. Творчество Никитина тесно связано с его жизнью и личностью, в нем много автобиографического элемента. Тяжелая, мрачная, лишь с небольшими и немногими просветами, жизнь Никитина, часто обострявшаяся и мучившая его болезнь наложили глубокий отпечаток на его творчество: в нем преобладают печальные тона, красной нитью проходят глубокая тоска и скорбь («Еще один потухший день…», «Я помню счастливые годы…», «С суровой долей я рано подружился…», «В лесу», «В саду», «Лампадка», «Незаменимая, бесценная утрата!..», «Детство веселое, детские грезы…», «Бедная молодость, дни невеселые…», «Вырыта заступом яма глубокая…» и др.). Источником скорби Никитина были не одни только личные жизненные условия, но и вся окружающая жизнь с ее непримиримыми социальными контрастами, с ее злом, ужасом и человеческими страданиями. Наряду с печалью и скорбью, другими характерными чертами поэзии Никитина являются: простота, искренность, прочувствованность, гуманность и драматизм. По своим художественным достоинствам произведения Никитина очень неравноценны: среди его стихотворений, особенно до 1854 г., есть довольно много слабых, являющихся скорее прозой, выраженной стихами, чем поэзией, но, наряду с этим, у него есть ряд стихотворений, облеченных в изящную художественную форму, полных поэтического чувства, написанных красивыми музыкальными стихами. В общем, Никитин по своему художественному дарованию не был очень крупной величиной, но его поэзия высоко стоит по проникающему ее гуманизму, по глубокой искренности, прочувствованности и высоте душевной настроенности. Эта сторона поэзии Никитина привлекла к нему общественные симпатии, создала широкую популярность: его сочинения выдержали много изданий, разошлись в громадном количестве экземпляров. - См.: Полное собрание сочинений и писем Никитина, под ред. А. Г. Фомина (3 т., Санкт-Петербург, 1913 - 15; 4 т. еще не вышел); под ред. М. О. Гершензона (М., 1912; 3-е изд., М., 1913); под ред. С. М. Городецкого (2 т., Санкт-Петербург, 1912 - 13); А. В. Дружинин «Сочинения» (т. VII, Санкт-Петербург, 1865); Н. Г. Чернышевский «Сочинения» (т. II, Санкт-Петербург, 1906); Н. А. Добролюбов «Сочинения» (под ред. М. К. Лемке, т. II и IV, Санкт-Петербург, 1912); М.Ф. Де-Пуле «Биография Никитина», приложение к 1 - 13 изд. его сочинений (Воронеж - М., 1869 - 1910); Ф. Е. Сивицкий «Никитин, его жизнь и литературная деятельность» (Санкт-Петербург, 1893); Н. К. Михайловский «Сочинения» (т. IV, Санкт-Петербург, 1897; 4-е изд., Санкт-Петербург, 1909); И. И. Иванов «Новая культурная сила» (Санкт-Петербург, 1901); Я. К. Грот «Труды» (т. III, Санкт-Петербург, 1901); В. И. Покровский «Никитин, его жизнь и сочинения» (Сборник статей, М., 1910); «История русской литературы XIX в.», под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского (т. III, М., 1911; статья Всев. Е. Чешихина); А. М. Путинцев «Этюды о жизни и творчестве Никитина» (Воронеж, 1912). Литература о Никитине указана в «Материалах для библиографии о Никитине и его сочинениях» А. М. Путинцева («Ученые Записки Юрьевского университета», 1906, кн. II, и отдельно, Юрьев, 1906); статья А. Г. Фомина в «Русском биографическом словаре», Санкт-Петербург, 1914, и редактированном им издании «Сочинения» Никитина.

Иван Саввич Никитин - русский поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже в семье свечного торговца. В 1839 году будущий поэт поступает в воронежскую семинарию. Несмотря на многие знания, полученные поэтом в семинарии, он презирает казенную и скучную систему образования. Во время обучения в семинарии отец Никитина покупает постоялый двор, но его буйный нрав вкупе с пьянством доводят дело до банкротства. Молодой поэт вынужден бросить семинарию и стать содержателем разоренного постоялого двора.

В 1853 году поэт дебютирует в прессе, отправив стихотворения в «Воронежские Губернские Ведомости», одно из которых – пронизанное любовью к Родине «Русь» – приносит ему успех.

Редактор журнала, Н.Второв, сводит знакомство с автором и вводит в его кружок местной интеллигенции. В 1854 году Никитин печатается в таких известных журналах как «Москвитянин» и «Отечественные записки». Однако следующий сборник стихов критики воспринимают холодно, особо едко сборник раскритиковал Чернышевский в своей заметке в журнале «Современник».

Оставаясь хозяином постоялого двора, молодой поэт продолжает писать стихи, занимается самообразованием, изучает иностранные языки. В 1857 году выходит крупнейшая работа автора – поэма «Кулак», которая повествует о судьбе разорившегося купца, который пытается существовать за счет мошенничества на рынке. Поэма в целом автобиографичная, так как главный герой имеет сходство с отцом автора. Критики благосклонно отнеслись к этой работе.

В 1859 году, при поддержке известного мецената Кокорева, Никитин открывает в центре Воронежа книжную лавку с читальней, которая вскоре становится центром культурной жизни города. Главными темами в поэзии Никитина являются родная природа, тяжелое положение крепостных, протест против социальной несправедливости и человеческих страданий. На слова поэта написано более 50 песен и романсов. Позднее творчество поэта выдержано в мрачных тонах, сквозь его стихотворения красной нитью проходит глубокая тоска, скорбь и боль.

В мае 1861 году Никитин переносит сильную простуду, которая вызывает обострение туберкулезного процесса. Иван Саввич Никитин скончался 28 октября 1861 года в Воронеже.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (9 октября н.с.) 1824 года в Воронеже в зажиточной мещанской семье.

И. Никитин учился в Воронежском духовном училище (1833-1849 ) и духовной семинарии (1839-1843 ), но не окончил ее. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г. он был уволен "по малоуспешности, по причине нехождения в класс". Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Разорение отца и тяжелое семейные обстоятельства вынудили И. Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 году И. Никитин открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа.

Печататься Иван Никитин начал в 1853 году . В начале литературного пути Никитина в нем принял участие кружок воронежских интеллигентов во главе с Н.И. Второвым. Первые стихи И. Никитина проникнуты религиозными и идиллическими мотивами. С 1854 г . стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения».

С начала 50-х годов в его творчестве все более проявляется стремление к реализму. Стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи» (1854 ) и др. посвящены горестной судьбе городского труженика, деревенского бедняка, крестьянки. В стихотворении «Мщение» (1853 ) он говорит о расправе крестьянина с жестоким и развратным барином-крепостником. Чувством любви к родине исполнены ранние стихи поэта («Русь», 1851 ; «Встреча зимы», 1854 ).

Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г . содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854-56 годы несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854-56 годы Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г . из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании.

Решающую роль в формировании эстетических взглядов И. Никитина и его реалистического метода сыграл общественный подъем 60-х годов. Суровый отзыв Н.Г. Чернышевского о первом сборнике стихотворений (1856 ), в котором критик осудил поэта за подражательство, способствовал идейно-творческому росту И. Никитина. В 1857 году была закончена поэма «Кулак», в которой глубоко раскрыта власть нужды, тяжесть семейно-бытовых отношений, трагизм бесправия женщины. Следую демократическим принципам критического реализма, Никитин ввел в поэзию новое лицо из мещанской среды – духовно обедненного, изуродованного общественным устройством мелкого торгаша-перекупщика, кулака. Н.А. Добролюбов оценил поэму «Кулак» как оригинальное произведение.

Весь 1859 г . поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. С начала 1860 г. его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г. поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г . Никитин чувствовал себя хорошо, много работал.

Поэт рисовал в своих стихах правдивые картины беспросветной жизни крестьянина, нищего пахаря: «Ночлег в деревне» (1857-1858 ), «Пахарь» (1856 ), «Нищий» (1857 ), «Пряха» (1858 ), «Соха» (1857 ), «На пепелище», «Поминки» (1860 ) и др. Страдания городской бедноты описаны в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь» (1860 ). В некоторых произведениях выражен прямой социальный протест: «Староста» (1856 ), поэма «Тарас» (1860 ) и др. Резкая оценка общественного строя дается в стихотворениях «Опять знакомые виденья…» (1858 ), «Хозяин» (1861 ). Революционно звучали стихи «Постыдно гибнет наше время!..», «Тяжкий крест несем мы, братья…», «Падет презренное тиранство…», широко распространенные в нелегальных списках и впервые напечатанные лишь в 1906 году. Никитин писал о крепостнической Руси как о царстве «взяток и мундира», «скорби и цепей».

В историю русской прозы И. Никитин вошел как автор «Дневника семинариста» (1860 ), где вопросы воспитания тесно связываются с вопросами формирования нового человека.

Иван Никитин – мастер русского поэтического пейзажа. С проникновенным лиризмом он воспроизвел картины родной земли с ее неповторимыми красками.

В мае 1861 г. Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Иван Саввич Никитин 16 октября 1861 г .