Кто такой д трезини. Биография

Прославленный архитектор Доменико Трезини, проектировавший Петербург в эпоху правления императора Петра Великого, скончался 282 года назад. Творца не стало 2 марта 1734 года.

Архитектор, получивший образование в Италии, приехал на службу в Россию из Дании без каких-либо рекомендаций. Однако спустя короткое время Трезини благодаря своим личностным и профессиональным качествам добился расположения императора и стал основоположником так называемого «петровского барокко».

сайт подобрал пять самых известных проектов швейцарца, доживших до наших дней.

Петропавловский собор

На берега Невы Трезини прибыл в феврале 1704 года. На тот момент там не было практически ничего - болота, вода и древесина. Петропавловская крепость возвышалась тогда в своем первоначальном варианте - из глины и дерева.

Доменико Трезини сперва направили на укрепление Кронштадтской крепости. Вернувшись, специалист стал главным архитектором новоиспеченной Канцелярии городовых дел. Петр I задумывал, что новое ведомство будет руководить перестройкой одной только Петропавловской крепости - из земляной в каменную. Это было главным занятием Трезини в течение четырех последующих лет.

Каменный Петропавловский собор был заложен в мае 1712 года. На сегодняшний день он является одним из самых значительных и знаменитых творений швейцарца.

Самая примечательная часть собора - устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как доминанта в ансамбле строящегося города.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764-м Ивана VI, место захоронения которого неизвестно до сих пор.

Работа над Петропавловским собором стала для Трезини одной из первых в России. Фото: www.globallookpress.com

Здание Двенадцати коллегий

В период с 1722-го по 1733 год Трезини создал еще одно свое знаменитое сооружение, известное сегодня во всей стране - здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.

Здание расположено на Университетской набережной Васильевского острова. В XVIII веке его занимали высшие органы государственного управления. Когда петровские коллегии расформировали, их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий строилось для государственных нужд. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Летний дворец Петра I

Одно из старейших зданий Петербурга, сохранившееся и по сей день, проектировалось архитектором в течение четырех лет - с 1710-го по 1714 год. Трезини сделал Летний дворец Петра I весьма скромным - 14 комнат и две кухни. Это, прежде всего, было связано с тем, что здание предполагалось использовать лишь в теплое время года. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Петр I посещал дворец до самой смерти.

В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но затем провели масштабную реставрацию. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею. В настоящий момент оно вновь закрыто на реставрацию и должно открыться в следующем году для посетителей.

Петр I любил проводить летние месяцы в своём дворце. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Трезини руководил и разработкой проекта архитектурного комплекса Александро-Невской лавры в 1715 году. Архитектор видел монастырь как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой. По мере возведения монастыря у его стен вырос городок, были разбиты огород и сад. Появились здесь кузница, столярная мастерская, конюшенная и скотный двор.

Впоследствии в стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII-XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре.

Император Петр Великий впервые посетил монастырь, спроектированный Трезини, 29 мая 1723 года. Царь повелел перенести мощи князя Александр в Петербург из владимирского Рождественского монастыря. Останки прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. В память об этом в РПЦ ввели праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - место, куда Петр I попросил перенести мощи князя. Фото: www.globallookpress.com

Дом Трезини

По адресу: Университетская набережная, 21, находится здание, именуемое как дом Трезини. Именно здесь, согласно открытым данным, жил известный архитектор.

Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини. Дом представлял собой образец того самого «петровского барокко».

Возведение шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом еще не был подведен под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьей. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того как архитектор в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове и детям.

В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 2005 году дом расселили и провели реконструкцию. Теперь здесь размещена гостиница. Два года назад перед домом установили памятник Доменико Трезини, еще раз увековечив архитектора в истории города.

Дом Трезини сегодня является гостиницей. Фото: Commons.wikimedia.org / Надежда Пивоварова

Доменико Трезини считается первым архитектором Петербурга. Он сумел долгие годы работать в теснейшем контакте с Петром I, выполняя его волю и реализуя его идеи. Сформировавшееся Петровское барокко - это творческий стиль Трезини.

Доменико Трезини родился в 1670 году в Швейцарии в селении Астано недалеко от города Лугано. Фамилия Трезини принадлежит к старинному итальянскому дворянскому роду. В современном городе Астано сохранился трехэтажный каменный дом семьи Трезини с гербом на фасаде. В окрестностях Лугано издавна существовало огромное количество художественных и ремесленных школ, так называемых «академий», где молодые люди проходили обучение и получали профессиональные навыки. Одну из таких школ и закончил Доменико Трезини. Затем он продолжил образование в Италии, выбрав для этого Венецию. Возвратившись домой, Трезини женился, у него родились дочери.

Семью надо было кормить, но работу архитектора в Швейцарии найти было очень трудно. Доменико решил поехать в Данию. При дворе датского короля Фридриха IV и началась профессиональная деятельность Трезини в качестве архитектора-фортификатора. Дания была союзником России в войне со Швецией, и посол Петра I при дворе датского короля Андрей Измайлов постоянно искал специалистов разных профессий для работы в России. Молодому фортификатору было обещано жалованье в 1000 рублей в год, что являлось для него сказочным богатством. Это и на самом деле были огромные по тем временам деньги. К слову сказать, жалованье самого царя Петра в должности капитан-бомбардира было почти в три раза меньше. В последних числах июня 1703 году вместе с другими специалистами, нанятыми Измайловым, Трезини отплыл в Россию. Он не предполагал тогда, что контракт, подписанный им на год, продлится до конца его жизни, а Россия станет его второй родиной.

Условия военного времени требовали возведения оборонительных сооружений, и первым заданием, которое царь Петр поручил Трезини, было строительство форта Кроншлот в Финском заливе у берегов острова Котлин. Там же архитектор возвел массивные и торжественные триумфальные ворота. К сожалению, до сегодняшних дней они не сохранились. Быстрый и энергичный Трезини хорошо знал свое дело. С первых же лет он зарекомендовал себя с самой хорошей стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием Петра I. В 1705 году архитектор возвращается на берега Невы, где интенсивно идет строительство Петербурга. Ему поручено создать главную защиту города - Петропавловскую крепость, которую царь Петр повелел перестраивать в камне. Помимо каменных стен в ней также возводились казармы, пороховые погреба и другие постройки. Под защитой каменных стен крепости началось строительство и первого каменного собора в Петербурге - Петропавловского, строить который Петр I тоже повелел Трезини.

Размах городского строительства был так велик, что потребовалось специальное учреждение, которое занималось организацией и снабжением такой грандиозной стройки строительными материалами. Для своевременного исполнения всех этих надобностей по указу царя была создана Канцелярия городовых дел. Во главе ее Петр поставил Ульяна Акимовича Сенявина. Брат знаменитого адмирала был прекрасным организатором, а Трезини стал его первым помощником. Позже канцелярия станет ведать не только строительством, но и всей планировкой Петербурга. Вскоре после основания Петербурга у царя Петра возник замысел основать неподалеку от города монастырь в честь князя Александра Невского. Место для монастыря выбрал сам царь. Доменико Трезини выполнил модель монастыря, которую Петр утвердил, и в 1712 году приступили к работам. И сейчас малиново-красные с белым декором корпуса и Благовещенская церковь являются украшением Александро-Невской лавры. Но не только крепости и соборы являлись заботой архитектора. В 1711 году начали строить новый Зимний дворец. Этот дворец еще называли «Свадебные палаты», так как в нем состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины. До наших дней этот дворец не дошел, не сохранились также его чертежи и модель, выполненные Трезини. Только по документам о строительстве дворца можно судить о требованиях царя и возможностях архитектора. Царский дворец был построен осенью 1712 года, и Трезини вновь угодил императору.

Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел - он стал правой рукой царя по всем строительным делам Петербурга. А с 1714 года архитектор фактически вел все строительство города, ставшего новой столицей России. Идея создания «регулярного города» выразилась в разработке типовых проектов жилых зданий и определенных правил застройки улиц и площадей. Трезини разработал проекты домов для разных сословий: для «подлых» людей, из низкого сословия, зажиточных и именитых. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца начали забивать сваи и под строительство Летнего дворца. Трезини построил его по типовому проекту домов для именитых. Здание, сохранившееся до наших дней, и сейчас является украшением Летнего сада. Ярким памятником архитектуры Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий - первое каменное правительственное сооружение в новой столице. Для лучшего архитектурного решения царь даже объявил первый в России конкурс. В результате были приняты проекты Трезини и Швертфегера, а руководство строительством было поручено Трезини.

Завершить строительство Трезини не успел. Он умер 19 февраля 1734 году и был похоронен на Сампсониевском кладбище в Петербурге. А здание Двенадцати коллегий достраивал его лучший ученик Михаил Григорьевич Земцов. В 1995 году площадь на съезде с моста Лейтенанта Шмидта, между 5-й и 6-й линиями была названа его именем — площадь Доменико Трезини. Здесь, на Университетской набережной, под № 21, находился его собственный дом, возведенный в 1723-1727 годах.

ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ

(ок. 1670-1734)

Доменико Андреа Трезини родился в 1670 году в маленьком, уютном швейцарском городке Астано. Никто из его рода не славился богатством. Но над входом в дом горделиво сиял начищенный щит с дворянским гербом.

Во второй половине 17-го столетия на Апеннинском полуострове существовало два основных художественных центра – Рим и Венеция. Для небогатого Доменико Венеция была ближе и потому доступнее. Путь из Астано в Венецию лежал через Милан и Борону Здесь некогда родился знаменитый Витрувий, автор трактата «Десять книг об архитектуре», в котором он обобщил опыт греческого и римского зодчества. Трезини не мог здесь не задержаться. Место рождения великого Мастера и Учителя – цель паломничества каждого молодого человека, мечтающего стать архитектором.

Годы учебы Трезини совпали с годами последнего триумфа Венеции. Расцветает и венецианское искусство, бережнее других хранившее великие традиции Возрождения.

Возвратившись домой, Доменико женился на Джованне ди Вейтис. Он поселился с женой в доме недалеко от главной площади родного города. Как каждый мужчина, Доменико мечтал о сыне, продолжателе рода. А рождались девочки – сначала Фелиция Томазина, потом Мария Лючия Томазина. Надо было зарабатывать на жизнь, и Доменико отправляется в Копенгаген, один. О судьбе Джованны ничего не известно. А со второй дочерью Доменико встретится только через двадцать один год.

Но и в Дании он не нашел работы. Король Кристиан V мечтал создать мощные укрепления вокруг своей столицы. Видимо, прослышав об этом, Доменико заспешил на север, надеялся получить заказ. Но когда добрался до Копенгагена, то увидел на троне уже другого правителя. Новый король, Фредерик IV, строить ничего не собирался. И вновь Трезини вынужден искать заработок ради хлеба насущного.

К счастью, в 1703 году царю Петру понадобился строитель крепостей. Еще не приспело время свободно и спокойно возводить город и порт. Сначала следовало удержать отвоеванные земли и укрепить их. Именно Доменико нужен был Петру сейчас. Он числился «архитектонским начальником» в строении крепостей.

1 апреля 1703 года Андрей Измайлов, русский посол при дворе датского короля Фредерика IV, «учинил уговор с господином Трецином», уроженцем кантона Тессин (в Южной Швейцарии):

«Обещаю господину Трецину, архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет служить в городовом и палатном строении.

За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.

Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.

Обещаю также именованному Трецину, чтоб временем не хотел больше служить или если воздух зело жесток здравию его, вредный, ему вольно ехать куда он похощет.

Именованному так же доведется давать 60 ефимков, по цене как в дацкой земле, на подъем к Москве и тех денег ему на счет не поставить, а как он служить больше не хощет, опять ему на подъем с Москвы толико давать и ему вольно с собою взять, что он здесь наживет а будет ли он еще на время болен был, ни меньше того жалованье ему давать…»

Договор для архитектора Трезини оказался как нельзя кстати, предложенное Измайловым жалованье – тысяча русских рублей – представлялось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир-капитана, должность которого исполнял царь.

В последних числах июня 1703 года Трезини вместе с другими людьми, решившими служить царю Петру, взошел на корабль. Торговая шхуна, приняв попутный ветер в паруса, взяла курс из Копенгагена вдоль берегов Норвегии к далекому северному Архангельску.

Первое строение Трезини в России – форт Кроншлот – не сохранилось до наших дней. Не уцелели, к сожалению, ни его модель, ни чертежи. Но осталось несколько гравюр той поры, и по ним можно представить, как выглядело мощное укрепление, поднявшееся посреди залива. Приземистая восьмигранная башня, утыканная кругом пушками. Башня – сестра стройных и высоких восьмигранных колоколен русских церквей. Только раздавшаяся вширь как бы под тяжестью многочисленных орудий.

Через два месяца после освящения Кроншлота, 12 июля, шведская эскадра появилась на горизонте. Двое суток продолжалась непрерывная бомбардировка. Но форт выдержал обстрел, не понеся особого ущерба. Правда, и шведские корабли не пострадали, но прорваться в устье не рискнули. Это была победа русских. Царь Петр мог торжествовать. Радовался и Трезини. Он доказал, что умеет работать и может принести пользу русскому царю.

Летом 1704 года Петр вызвал его в Нарву. Надо было быстро укрепить разбитые ядрами крепостные стены и бастионы, соорудить казармы для солдат, погреба для воинских припасов. Всем этим предстояло заниматься Трезини.

Там же архитектор возвел массивные и торжественные триумфальные ворота из камня. Ворота царю понравились. Архитектор получил государево одобрение. А ворота прозвали «Петровскими». Иноземцев впускали в город только через них. Пусть видят памятник русской славы и мощи. К сожалению, ни ворота, ни их чертежи не сохранились до наших дней. Сам архитектор без особой радости вспоминал потом свою жизнь в Нарве.

В конце лета 1705 года Трезини наконец возвратился на берега Невы для строительства города. Ему предстояло отвечать за главную русскую цитадель на Балтике, за Петропавловскую крепость, без которой сегодня немыслим Петербург.

Год 1706-й – особый в жизни Трезини, переломный. С него начался путь архитектора в будущее. Еще зимой повелел государь начать перестройку земляной Петропавловской фортеции в камне – кирпиче, чтобы стали ее будущие малиново-красные бастионы символом вечного стояния России на балтийском берегу.

Это великое и мощное строение своими могучими стенами навсегда отгородило Трезини от Европы и заставило прожить до самой смерти в России. Двадцать восемь лет отдаст архитектор этому главному делу своей жизни. Уже в преклонном возрасте все перечни своих трудов неизменно станет начинать фразой: «Первейшая из главных работ – Санкт-петербургская фортификация, которая застроена каменным зданием с 1706 года…»

Размах начинания, надобность в умельцах и строительных материалах требовали нового отношения к делу. Следовало в нужные сроки заготовить и подвезти много плитного камня для фундамента, сотни и сотни тысяч кирпичей, отборную известь, лес. Для своевременного исполнения всех надобностей Петр создал специальную Канцелярию городовых дел. Во главе ее поставил дельного, расторопного Ульяна Акимовича Сенявина. А Трезини, получивший наказ возвести каменную фортецию, стал фактически его правой рукой.

Позже канцелярия станет ведать строением государевых домов, а потом и всей планировкой Петербурга. Так постепенно, исподволь Трезини окажется человеком, который будет отвечать перед царем за внешнее обличье города. Но это – в будущем. А пока одна забота: крепость.

К лету 1708 года в крепости уже были выведены каменные пороховые погреба, началось строительство казарм, выкладывание в кирпиче двух бастионов – Меншикова и Головкина – и куртины между ними. Затем соорудили ворота. Трезини возводил их сначала из дерева.

4 апреля 1714 года государь повелел «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить». Одновременно велено было Петровские ворота вывести в камне. К тому времени уже прознали о больших залежах гранита под Сердоболем (теперь Сортавала). Во всяком случае, в 1715 году сооружение каменных ворот велось полным ходом.

На пятнадцатиметровую толщину крепостной стены Трезини наложил декорацию из ниш, пилястров, волют и рустованного камня. А резко выступающий карниз как бы продолжает верхнюю кромку стены и делит декорацию на две неравные части.

Нижняя – массивная, одетая грубо околотым камнем. Мощные пилястры по краям сооружения и по обеим сторонам въездной арки сдерживают его разрастание вширь. Между пилястрами ниши для статуй Афины Паллады – победоносной воительницы и Афины Полиады – покровительницы города.

Верхняя часть, над карнизом, состоит из прямоугольника – аттика, увенчанного закругленным лучковым фронтоном. Массивные волюты поддерживают его и связывают с горизонталью крепостной стены.

Аттик украшен символическим барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». На фронтоне и волютах – рельефные композиции из шлемов, лат, фанфар. Во всем ощущение силы и воинского торжества.

К концу лета 1716 года сооружение ворот было завершено 23 сентября Трезини доносил: «На ворота фигуры поставлены, и штукатурные работы доделывают».

К тому времени появились в столице каменные дворцы, перестраивали в камне фортецию, а вот каменного храма еще не было. И 3 мая, ровно через шесть лет после начала перестройки крепости, вместо старой деревянной церкви заложили новую каменную во имя Петра и Павла. А строить храм царь повелел Трезини.

Многие месяцы напряженных раздумий, работы урывками, в часы, свободные от повседневных хлопот на строительных площадках и в Канцелярии. Трудные, но счастливые часы истинного творчества. Скорее всего, к середине 1716 года модель монастыря и все чертежи были готовы.

Модель, увы, не сохранилась. Но в том же году художник Зубов, гравируя свою знаменитую «Панораму Петербурга», на отдельном листе изобразил монастырь, будто уже построенный.

Кирпично-красный, с белыми порталами ансамбль Трезини резко отличался от древнерусских монастырей, укрытых грозными крепостными стенами. По размаху, по торжественной, строгой нарядности Россия еще не знала подобных строений. И Петр, любуясь моделью, охотно одобрил ее. Его новая столица обретала достойное сооружение.

От первоначального проекта Трезини остались в Александро-Невском монастыре только глядящие на Неву малиново-красные с белым декором корпуса по обе стороны собора и Благовещенская церковь.

Канцелярия доносила царю 2 августа 1717 года: «Колокольня святыя церкви Петра и Павла камнем вся отделана… и шпиц связывают». Значит, скоро будут ставить часы. Могут успеть к приезду монарха. Усталый, измученный Трезини торопит мастеров. Он не бережет себя и не жалеет других. Сооружение колокольни завершили в основном к осени 1720 года. Только шпиль оставался не укрытым листами золоченой меди.

Мощное прямоугольное основание как бы подчеркивает немыслимую тяжесть всего сооружения. И только пилястры чуть оживляют его мрачную суровость, да перед входом небольшой портик с восемью колоннами будто искусственно приставлен к западной стене. А две ниши по краям фасада подчеркивают толщину кладки.

Опираясь на массивное основание, поднимается кверху трехъярусная четырехугольная башня. Ее первый, нижний, этаж как бы раздался вширь под тяжестью верхних двух. Но его сдерживают по бокам мощные волюты. Своими завитками они опираются на крайние пилястры западной стороны основания.

Такие же волюты сдерживают распор второго яруса, возможный под тяжестью третьего. И снова большие каменные завитки лежат на крайних пилястрах первого яруса.

Третий ярус башни устремляется вверх. Его венчает золоченая восьмигранная крыша с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. В окнах – черные циферблаты главных часов государства.

Над крышей – стройный, изящный восьмигранник, прорезанный узкими вертикалями проемов. Над ним высокая, тоже восьмигранная, золотая корона. А на ней вместо традиционного креста или бриллианта – тонкая стройная башенка – основание сверкающего шпиля-иглы. И на самом верху – ангел с крестом в руке. От земли до вершины креста 112 метров. На 32 метра выше Ивана Великого.

Только августовским днем 1720 года заиграли часы на колокольне. Над Петербургом зазвучала новая, непривычная музыка. И поплыла над рекой, будоража и удивляя обывателей. Тридцать пять больших и малых колоколов начиная с половины двенадцатого разлили окрест свой мелодичный перезвон.

Петр Алексеевич ликовал. Сбылась еще одна мечта. И тут же изъявил желание подняться на колокольню, осмотреть механизм часов, а заодно оглядеть с высоты свой город.

Государь с приближенными прибыл в крепость утром 21 августа. Откинули ружья на караул бравые часовые. Комендант, салютуя шпагой, прокричал рапорт. И тогда Трезини в своем самом лучшем камзоле шагнул навстречу царю. А тот, бросив на ходу короткое «показывай!», широко зашагал вперед.

С каждым ярусом чуть умеряя прыть, государь поднялся на самый верх. Переведя дух, оглянулся и замерев в радостном восторге. Внизу овалом раскинулся большой город…

После завершения колокольни сам храм достраивали, доделывали и украшали еще десять лет.

Новый облик Петропавловской крепости и всему Петербургу придал построенный позднее Петропавловский собор. Камер-юнкер Ф. Берхгольц записал в 1721 году: «Крепостная церковь… самая большая и красивая в Петербурге; при ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при ярком солнечном свете… Куранты на колокольне так же велики и хороши, как Амстердамские, и стоили, говорят, 55000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того, каждые полчаса и час они играют еще сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом…»

Творение Трезини – колокольня Петропавловского собора с ее сияющим шпилем – остается главной отличительной приметой Петербурга.

Но не только над созданием Петропавловской крепости трудился Трезини. Весной 1710 года, в середине двора теперешнего Эрмитажного театра, начали бить сваи под первый каменный Зимний дом. Дом этот не сохранился до наших дней, не сохранились его чертежи и модель, исполненные Трезини. Но уцелели документы о его строении и гравюра Алексея Зубова «Зимний дворец», по которой можно судить о требованиях царя и возможностях архитектора.

Обширное, на тринадцать окон в ряд трехэтажное здание. В нижнем, высоком цокольном этаже хранились припасы и жила прислуга. Два верхних занимала семья государя. Правая и левая стороны дома (шириною в два окна каждая) резко выдвинуты вперед. Это ризалиты. Выделен и центр строения шириною в три окна. Он выступает на длину кирпича. К парадной двери с двух сторон ведут широкие лестницы. Шесть фонарей на высоких мачтах освещают их по ночам. По обеим сторонам дома служебные постройки, протянувшиеся в глубину двора. Между ними и домом – ворота с барочными фронтонами, на которых застыли кораблики с наполненными ветром парусами.

Дворец построили из добротного красного кирпича – продолговатого, плоского и крепкого. Но по желанию царя его окрасили в белый цвет, позолотив оконные рамы и архитектурные детали. Этакий франт под тяжелым свинцовым небом среди болотной грязи и кривого подлеска.

Строение государева Зимнего дома закончили осенью 1711 года. Царь был доволен. Трезини потрафил ему и тем самым укрепил свое положение.

Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел. Он фактически стал правой рукой царя по всем строительным делам в Петербурге: крепость, дворцы, пороховые погреба, соборы, отведение места для сооружения партикулярных домов, наблюдение за их пригожестью. И, наконец, гавани. Все надо было успеть исполнить с тщанием и аккуратностью.

«Всяких чинов людям объявить, которые строят… по берегу Невы реки и по каналам по указу палаты, також которые впредь по указу будут строиться, и тем людям при тех своих палатах делать гавани таким образом, как сделано на Адмиралтейском острову по берегу большой Невы реки, против дому Федосея Скляева, а делать к двум домам одну гавань, как покажет архитектор Трезин».

Петербург и сегодня бережно хранит приметы градостроительной деятельности Доменико Трезини. Одна из них – район от верховьев Фонтанки к востоку с его четкими, прямыми линиями теперешних улиц Воинова, Каляева, Чайковского, Петра Лаврова, Пестеля. Еще в 1712 году государь повелел архитектору сделать чертеж, по которому «на Первой линии строить каменное или мазанки, назади деревянное», чтобы выглядел берег Невы нарядным и представительным.

Вторая примета – графическая сетка проспектов и линий Васильевского острова. Пожалуй, по размаху строительства, по затраченным силам, масштабам замыслов это главный труд в жизни Трезини. Значительнее, чем Петропавловская крепость. Хотя последняя потребовала от зодчего всей его жизни.

Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу. И Петр приказал Трезини выстроить здание Коллегии. Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырехскатная с переломом. Очень типичная для первой четверти 18-го столетия.

Первый этаж здания – галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны – широкие прямоугольные столбы. Крайние – чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они – как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей – протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его.

«Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада – один из характернейших признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием.

Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, – нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона – тимпан – украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым – все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.

Много позднее историк архитектуры М. Иогансен, воздавая должное зодчему, написала: «Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен – размер «корпуса» коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания. Несомненно, что мотив аркады… оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Кваренги… Все… свидетельствует о большом значении этой работы Трезини не только для петровского Петербурга, но и последующего времени… По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени».

Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1734 год, год смерти зодчего.

В Россию Трезини приехал один. Первую свою жену он оставил в Астано. В Петербурге Доменико – вероятно, в 1708 или 1709 году – женился вторично. Джованни Баттиста Цинетти, который в 1729 году работал под началом Трезини и жил у него в доме, вернувшись на родину, рассказывал, что архитектор был женат трижды. Как звали вторую жену, он не упоминал. Знал только ее сына Петра. Третья жена – Мария Карлотта. От нее у зодчего были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В первые годы пребывания в Петербурге Трезини поселился рядом с Греческой слободой. Он ходил в немецком. Не имел чина. Кафтан до колен из синего сукна с большими обшлагами и вместительными накладными карманами. На воротнике и по бортам – строгий серебряный галун. Такого же сукна короткие штаны до колен. Под кафтаном – светлый короткий камзол без складок и воротника. Днем сапоги – лазить по стройке. Вечером – в гости или на ассамблею – чулки и туфли.

Иноземные обыватели Греческой слободы избрали Доменико старостой своего прихода. Никто лучше Трезини не умел решить сложных вопросов и помирить рассорившихся соседей.

Помимо семьи, в доме всегда обитали шестнадцать–восемнадцать мужчин. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть денщиков для посылок. Собственная немалая канцелярия.

Осенью 1717 года, едва вернувшись из Европы, Петр Алексеевич повелел Трезини построить на берегу Большой Невы, на Васильевском острове, «образцовый» дом для зажиточных и самому поселиться в нем для всеобщего примера, сколь удобно и красиво такое жилье. Место для дома царь указал на углу Двенадцатой линии. Дом Трезини построил, но, видимо, так и не поселился в нем. Петр отдал дом барону Остерману.

Однако отобрав готовые хоромы, царь приказывает: «…Построить ему Трезину из казны… каменный дом галанским манером… в 2 кирпича». Но, как говорится, милует царь, да не жалует псарь. Чиновники без личной заинтересованности не спешили исполнить порученное дело, и строительство дома архитектора растянулось на годы.

Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство.

Одним из первых поселился у Трезини недавний служитель губернской канцелярии Михаил Земцов. Прибыл по велению государя для лучшего изучения итальянского языка. А оказалось, что любит архитектуру и разбирается в строительном деле. Что это: случайное совпадение или прозорливость царя Петра?

Если бы Доменико Трезини ничего не построил в Петербурге, а только воспитал бы первого талантливого русского зодчего, то и этого достаточно, чтобы остаться в памяти благодарных потомков. Из школы Трезини вышло немало опытных помощников архитектора – гезелей: Василий Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов, Федор Окулов. Не зарыл мастер свой талант в землю. Целиком отдал на благо России – своей новой родины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

ЛУИ ЛЕВО (1612-1670) Во-ле-Виконт, Коллеж четырех наций и вклад в создание Версаля поставили Лево в самый первый ряд мастеров архитектуры. Если искусство Мансара обращено во многом уже к следующему столетию, к новой эпохе развития архитектуры, то эффектные архитектурные

Из книги 100 великих любовников автора Муромов Игорь

АВГУСТ II СИЛЬНЫЙ (1670-1733) Курфюст саксонский (под именем Фридриха Августа I – с 1694), король польский (1697-1706, 1709-1733) Участник Северной войны (1700-1721) на стороне России. Прославился необыкновенной физической силой и любовными историями.Август Сильный, давший своим

Из книги 100 великих врачей автора Шойфет Михаил Семёнович

ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ОРЛОВ (1734-1783) Фаворит Екатерины II. Благодаря протекции императрицы получил звание сенатора, графский титул (1762). Один из организаторов дворцового переворота (1762), генерал-фельдцейхмейстер русской армии (1765-1775). Первый президент Вольного

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

ПЛОЩАДЬ ТРЕЗИНИ Площадь Трезини находится между Университетской набережной и 5-й и 6-й линиями Васильевского острова при съезде с Благовещенского моста. До 1995 года эта предмостная площадь не имела названия. 25 января 1995 года ей было присвоено имя архитектора Доменико

Из книги 100 великих казаков автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Никола-Эдм Ретиф де ла Бретон (Nicolas-Edme R?tif de la Bretonne)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Даниил (Данило) Павлович Апостол (1654–1734) Миргородский полковник. Гетман Левобережной УкраиныМолодые годы Данилы Апостола были полны военных тревог. Украинский реестровый казак участвовал в походах на турецкие пределы и во владения крымского хана. Он очень рано

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Иван Петрович Козыревский (около 1680–1734) Есаул сибирских казаков. Землепроходец. Один из первых исследователей Курильских острововПётр I Алексеевич, последний русский царь и первый всероссийский император, не зря прозван в отечественной истории Великим. Он не только

Из книги автора

Площадь Трезини Площадь Трезини находится между Университетской набережной, 5-й и 6-й линиями Васильевского острова и набережной Лейтенанта Шмидта при съезде с Благовещенского моста. До 1995 года эта предмостная площадь не имела названия. 25 января 1995 года ей было присвоено

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ЛАУКСМИН Сигизмунд (1596-1670) - литовско-белорусский теолог, представитель "виленской схоластики", автор ряда реминисцентных постренессансных идей в риторике и философии. Учился в Полоцке и Виленском универсисете. Преподавал в Полоцке, Несвиже, в Виленском университете

Из книги автора

ТОЛАНД (Toland) Джон (1670-1722) - английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687-1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691-1692), в Оксфорде (1693-1695). Основные

Доменико Андреа Трезини прожил довольно долгую жизнь. В России он обрел новую родину, имя и семью. Он создал в Северной столице целый ряд значительных архитектурных сооружений, которые повлияли на русское зодчество в целом. А его имя сегодня чаще всего можно видеть в задачнике, где школьникам предается понять, «сколько циркулей купили Петр Лопушин и Доменико Трезини». А ведь биография архитектора - это часть русской истории.

Детство и семья

О жизни и особенно о детстве Доменико Трезини известно очень мало. Он родился в небольшой швейцарской деревне Астано, неподалеку от Лугано Тессинского кантона в 1670 году, более точная дата неизвестна. Семья происходила из итальянских дворян, когда-то обитавших в городе Трезини. На момент рождения мальчика его родители проживали в Швейцарии и имели очень скромный достаток. Но семья гордилась своим происхождением, и над входом в их дом был размещен родовой герб в виде Андреевского креста французской формы.

Образование

Несмотря на то что семья Доменико Трезини была стеснена в средствах, они все-таки решили дать мальчику образование. Кантон Тессина, в котором проживало очень много выходцев из Италии, славился своими художественными и архитектурными школами. Из этой местности вышло около 150 довольно известных в Европе зодчих. Поэтому семейство Трезини недолго ломало голову над тем, какую профессию дать сыну. Когда он завершил обучение в местной школе, то родители решили, что Доменико нужно продолжить образование, чтобы получить приличное место. В это время Италия была центром архитектурного образования, там были два места средоточия учебных заведений для зодчих: Рим и Венеция. Так как Венеция была ближе и дешевле, то выбор пал на нее. Доменико поехал постигать профессию в этот город на воде и через несколько лет получил желанный документ, подтверждающий его квалификацию. Теперь оставалось найти место работы.

Приглашение из России

В Италии и в родной Швейцарии работы для Доменико Трезини не было. В это время датский король Кристиан Пятый начал большое строительство - он намеревался возвести оборонительные сооружения вокруг Копенгагена. Пока Доменико ехал до Дании, там произошла смена власти и новый король Фредерик Четвертый не захотел нанимать Трезини на службу. Но Доменико все же нашел место и работал на возведении фортификационных сооружений в течение 4 лет. В те времена между Данией и Россией был заключен военный союз и несколько российских придворных находились в Копенгагене и подыскивали специалистов для реализации Петра Первого. Русский посол Андрей Измайлов провел переговоры с начинающим архитектором, специалистом по фортификационным сооружениям. Трезини было обещано высокое жалованье, «подъемные» и повышение оплаты после того, как он «покажет свое искусство». Все это оказалось более чем заманчивым, и молодой архитектор согласился поехать в такую экзотическую страну, как Россия.

Оборонительные сооружения

России срочно нужны были фортификационные сооружения для защиты своих границ от шведов. Но специалистов такого профиля в стране не было, поэтому послы и ангажировали архитекторов и инженеров за рубежом. В 1703 году водным путем из Копенгагена в Архангельск отправился Доменико Трезини. Затем он добрался до места рождения Санкт-Петербурга и поселился в Греческой слободе. Здесь проживали разные иноземцы и, по воспоминаниям современников, никто лучше Трезини не умел решить их споры и проблемы. Первый проект, который был поручен архитектору, - форт Кроншлот в водах Финского залива. Он активно принял на себя руководство работами и за несколько месяцев, несмотря на непривычный для архитектора холод и незнакомый язык, его команда смогла поставить форт. Он был необычной для русской традиции формы и постройка вызывала много скептических возгласов. Однако первое же нападение шведов показало, что форт обороноспособен и это значительно возвысило Трезини в глазах Петра Первого. В честь победы в Нарве Петр решил возвести там Триумфальные ворота на манер римской традиции. Этот проект он поручил Трезини. Мощные и парадные ворота Трезини получили прозвание «Петровские», они стали настоящим памятником русскому оружию и очень понравились русскому царю. И он повелел вернуться Трезини к месту строения Санкт-Петербурга и заняться постройкой крепости.

Петропавловская крепость

На уже несколько лет велась работа - возводилась Петропавловская крепость. Доменико Трезини был отправлен на замену умершему управляющему стройкой саксонскому инженеру Иоганну Кирхенштейну. К этому времени уже основные деревянные стены были возведены, новый инженер должен был завершить постройку кронверка на Городовом острове, заняться укреплением стен, найти способ снизить волновую нагрузку на укрепления во время наводнений и осады. Доменико заложил первый камень в основание кирпичных стен и активно занялся строительством. Петропавловскую крепость впоследствии он будет называть главной постройкой своей жизни. По приказу Петра в крепости возводят ворота «на манер Нарвских», возводят стены, строят пороховые склады, казармы. Все это сделано очень добротно и монументально. Царь часто посещал стройку и был доволен ее ходом. Трезини укреплял свое положение при русском дворе.

Трезини и Северная столица

После окончания основных работ в крепости Доменико Трезини, биография которого теперь навсегда связана с Россией, получает заказ на планирование жилых районов города. Построек архитектора того времени сохранилось мало, но чертежи говорят о широте и грандиозности замысла. Начало работы архитектора приходится на «деревянный» период города, это не позволяло мастеру в полной мере показать свои возможности, все-таки он привык мыслить и творить в камне. На него возлагалось все больше обязанностей, которые он с большой ответственностью исполнял. А вот Петр своих обещаний не выполнил, он так и не повысил архитектору жалованья, хотя в начале и сулил. Но Трезини не роптал, хотя иногда робко просил повышения оплаты. Работами по обустройству Петропавловской крепости зодчий будет заниматься до конца жизни. Но, кроме этого, царь возложил на него и другие градостроительные задачи, которые инженер с честью решал. Первым, не военным проектом архитектора стал собор в крепости. Позже он начал заниматься гражданским строительством и вложил немало сил и выдумки в планировку Северной столицы.

Петропавловский собор

В 1712 году Доменико Трезини начал работать над проектом Петропавловского каменного собора, взамен деревянной церкви. Как и проект каменной крепости, собор стал новым словом в русском зодчестве. На храм возлагались очень серьезные задачи: он должен был стать символом новой России, сердцем Петербурга. Собор оставался самым высоким зданием исторической части города до 2012 года и до сих пор является основной приметой петербургской перспективы. В архитектурном смысле собор - абсолютно западноевропейское сооружение. Его внешний вид строг и лаконичен, доминантой является многоярусная колокольня. Все великолепие находится внутри собора. Здесь разместилась императорская усыпальница и великолепный позолоченный иконостас. Интерьер напоминает самые роскошные парадные залы королевских покоев. Трезини смог воплотить в камне идею Петра - об устремленности к мощи и высоте духа.

Васильевский остров

Архитектор Доменико Трезини в 1715 году создает план регулярной застройки Васильевского острова. Большая часть построек по его проектам не сохранилась, но принцип планирования остался прежним. Петр хотел на острове разместить административный квартал своего нового правительства и велел Трезини подготовить для этого помещения. Сегодня построенное по проекту Трезини, является образцом петровского барокко, прародителем которого и стал русский зодчий швейцарско-итальянского происхождения. Также по его проекту на острове был построен Гостиный двор, не доживший до наших дней.

Собственный дом

Петр Первый велел архитектору построить первый каменный дом для жизни и самому в нем поселиться «для примера». Здание разместилось на набережной Васильевского острова и стало «типовым проектом», по образцу которого впоследствии много лет велась застройка Петербурга. Она является образцом для которого характерны регулярность плана, рациональность, сочетание ордерных деталей с барочными элементами, скромность и лаконичность внешнего декора зданий. Дом позже подвергся небольшой перестройке, но и сегодня является украшением Университетской набережной.

Постройки в Санкт-Петербурге

Доменико Трезини в Санкт-Петербурге построил несколько зданий, часть из них не дожила до сегодняшнего дня. Но можно увидеть широту дарования архитектора в Петропавловской крепости, в планировке Васильевского острова и в первую очередь его набережной, в Петра Первого в Летнем саду, в комплексе Александро-Невской лавры. В 1726 году он начал заниматься расширением Зимнего дворца Императора Петра у Зимней канавки, построил второе здание дворца. Также Трезини занимался проектированием и строительством Галерной гавани.

Влияние Трезини на русское зодчество

На русское градостроительство сильное влияние оказали несколько иностранных зодчих, в том числе Доменико Трезини. Достопримечательности Петербурга во многом получили свой внешний вид именно благодаря его идеям. Он решительно начал строить на русской земле в европейской традиции. Он, конечно, изучал русские принципы зодчества, но сильно их преобразовывал. И сегодня то, что Петербург выглядит так по-европейски, во многом заслуга Трезини. Также он воспитал выдающегося русского архитектора М. Земцова, который немало сделал для развития отечественного зодчества и облика Петербурга.

Частная жизнь

Трезини был трижды женат. Первый раз он сочетался браком еще по дороге из Венеции в Швейцарию. В том браке у него родилось три дочери. Но жену он с собой в Россию не взял. О второй жене зодчего ничего не известно, но в этом браке у него родился долгожданный сын Петр (Пьетро), крестным отцом которого стал император Петр Первый. Позже Пьетро станет архитектором и тоже будет работать в России, с М. Земцовым. Третий брак стал самым длительным и удачным для зодчего. Мария-Карлотта - жена Доменико Трезини, которая прожила с ним до конца его дней, родила архитектору дочь и четверо сыновей.

Наследие и память

До нынешнего дня дожили 16 строений Д. Трезини в Санкт-Петербурге, но его основное наследие - это планировка Васильевского острова и формирование облика Северной столицы. Но россияне оказались не очень благодарными, и имя архитектора пережило несколько волн забвения. Первая случилась после его смерти и продлилась почти 100 лет. О нем вспомнили, когда начали восстанавливать историю некоторых питерских зданий. Потом о нем вновь забыли на 30 лет. Всплеск интереса к нему появляется в связи с созданием Истории русского искусства. И вновь его имя уходит в Лету на четыре десятилетия. Во второй половине 19 века о нем все чаще вспоминают, изучают его стиль, конструктивные решения. Сегодня имя Трезини вписано во все учебники по русской архитектуре. Хотя все же большая часть жителей России вновь начинает забывать его имя. Видимо, чтобы исправить такую несправедливость, в школьном учебнике по математике появилась задача, в которой Петр Лопушин и Доменико Трезини делают покупки. Так, очевидно, решается задача вызвать интерес у молодого поколения к истории страны и ее культуре. Несмотря на очевидные заслуги архитектора, в России до сих пор его именем не названа ни улица, ни площадь, ни даже переулок. В то время как на родине в Швейцарии, где он прожил всего 17 лет, в его честь наименована крупная городская магистраль. В конце 20 века возникла идея поставить памятник Доменико Трезини в Северной столице. И только в 2014 году в Санкт-Петербурге, наконец, появился монумент в честь выдающегося архитектора. Творения Трезини сегодня являются частью обязательной программы при изучении русского зодчества, ведь без него облик Санкт-Петербурга и России был бы иным.