Тренировка фонематического слуха. Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонематического слуха методическая разработка по логопедии на тему

Татьяна Елизарова
Занятие по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи

«Развитие фонематического слуха

У детей с общим недоразвитием речи ».

Статью составила учитель-логопед

ГБДОУ № 49 Приморского района

Г. Санкт-Петербурга

Елизарова Т. В. (2014 г.)

Уже 25 лет я работаю в системе дошкольного образования с детьми, имеющими тяжелую речевую патологию – общее недоразвитие речи .

Общее недоразвитие речи – дефект , при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика , лексика и грамматика.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Я. Е. Левина, Г. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия , т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) . Мой опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи , в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия . В последствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Результаты моей работы с детьми также позволяют мне сделать выводы о связи фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по формированию фонематического слуха дети , с которыми я работала, намного лучше воспринимали и различали : окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы , предлоги при стечении согласных звуков.

Логопедическую работу по развитию умения дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов :

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе тембру голоса;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов;

5. Дифференциация фонем

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных этапов .

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений я развиваю у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память .

На первых занятиях я предлагаю детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы : что шумит? (деревья, дождь) что гудит? (машины, трамваи, подъемный кран) . Кто кричит? (малыш) .Кто разговаривает? (люди) . Затем я предлагаю внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, кухни, зала.

Игра «Где спряталась игрушка?» Логопед выбирает водящего, завязывает ему глаза, а сама пряча игрушку, предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан.

Игра «Найди колокольчик» . Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик

Игра «Волшебные коробочки» .В одинаковые коробочки помещаются различные предметы : монетки, крупа, сахар, бумажные шарики. Перед детьми появляются игрушки или картинки : Буратино, кукла, котенок, птичка. Логопед рассказывает, что эти игрушки потеряли очень важные для них предметы. Дети помогают найти их игрушкам на слух , потряхивая коробочки. Для Буратино- монетки, для куклы-сахар, для птички- крупа, для к отенка-бумажные шарики.

На втором этапе я учу детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Кто заблудился в лесу?» .Дети зовут водящего, произнося слово «ау!» . Водящий отгадывает, кто это сказал. В усложненном варианте игры водящий то громко, то тихо произносит «ау!» , а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

Игра «Кто зовет маму?» . Детям раздаются картинки с изображением домашних животных. Логопед произносит звукоподражание высоким голосом. Дети угадывают детеныша .

Игра «Кто как говорит?» Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. (А- плачет девочка; А- показывают горло врачу; А-поет певица; А-качаем малыша; У- гудит пароход; У- плачет мальчик; О- стонет бабушка; О- удивилась мама и т. д.)

На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Подбери рифму» . Логопед читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок выбирает одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные (перина, подушка, рубашка)

От грязнули даже стол

Поздним вечером (сбежал, ушел, ускакал)

Игра «Найди похожие слова» .Логопед размещает на наборном полотне картинки, которые очень близки по звучанию (рак, лак, сок, сук, коса, коза, лужи, лыжи и т. д.) .Дети отбирают слова, которые отличаются одним звуком.

Игра «Какое слово не подходит?» Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные.

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

На четвертом этапе дети будучи уже достаточно подготовленными учатся различать слоги

Воспроизведение слоговых сочетаний, с одним согласным и различными гласными звуками

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка . Начинать следует с гласных звуков. В своей работе я использую три цвета для обозначения звуков : красный-гласные звуки, синий-твердые согласные звуки,зеленый-мягкие согласные

Игра «Звуковой диктант» .Логопед диктует детям гласные звуки, они выкладывают символы гласных

Игра «Собери звуки в баночку» .Дети собирают бусинки красного,синего и зеленого цвета, называя соответствующий звук.

Игра «На что похожи звуки» . На начальном этапе выделения согласных звуков я использую зрительно-звуковые символы. Например, для обозначения звука «З» использую картинку, изображающую комара; для обозначения звука «Р» - картинку «моторчик» ; «П» -капли воды; «Б» - бой барабанов; «Ф» -фыркает еж и т. д.

На шестом этапе я вырабатываю у детей навыки элементарного звукового анализа.

Игра «Назови первый звук в словах» .Назвать первый звук в словах-утка, ухо, учебник, улица,уши. Вспомнить 5 действий названия которых начинаются со звука «У» .

«Игры деда Звукоеда» .Звукоежка «откусывает» первый или последний звук в словах. Дети должны «починить» испорченное слово.

«Звуковые линейки» .Дети определяют, где живет звук в начале, всередине или в конце слова.

Игра «Запомни слова» .Выбрать из рассказа слова с заданным звуком.

Игра «Слово рассыпалось» .Логопед называет звуки, дети «собирают» слова.

Конспект занятия

«Золушкин сад»

Конспект составила

Учитель-логопед ГБДОУ №49

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Елизарова Т. В. (2014 г.)

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе

Тема : «Золушкин сад» .

Цель : - Автоматизация звуков «Л» «Ль» в словах и предложениях.

-Развитие функций языкового анализа и синтеза на материале сказки «Золушка» .

Задачи : -Автоматизация звуков «Л» «Ль» в словах и предложениях.

-Развитие функций языкового анализа и синтеза.

Упражнение в анализе предложения.

-Развитие памяти , внимания, мышления, связной речи , общей и мелкой

Моторики.

Материал : Картинки по сказкам «Спящая красавица» , «Белоснежка» , «Красная шапочка» ;

Плоскостные фигурки персонажей сказки «Золушка» ; предметные картинки (

Роза, мак, тюльпан, подсолнух, колокольчик, василек); цветовые символы

Звуков, звуковые линейки, буквы, полоски для составления схемы

Предложения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами поможем героям одной сказки, ее название состоит из одного слова. Первый звук в этом слове «З» , последний «А» (перед детьми выставляются картинки по сказкам «Белоснежка» , «Красная шапочка» , «Спящая красавица» , «Золушка» ). Дети выбирают нужную картинку.

2. Психогимнастика.

Кто это? (Золушка) . Покажите, какое доброе лицо было у Золушки. Изобразите злую мачеху и ленивых сестер.

3. Сообщение темы занятия .

Сегодня мы вспомним сказку «Золушка» и повторим звуки «Л» «Ль» .

4. Характеристика звука «Л» .

5. Произношение звука «Л» в словах.

Какой была Золушка? (ласковой, милой, славной) .Какую работу выполняла Золушка? (мыла, подметала, протирала, печь (топила, белье… (стирала, полоскала, гладила, обед (варила, готовила, грядки (полола, посуду (мыла, чистила) . Чем похожи эти слова? (они кончаются на слог «ла» ). Почему ее называют Золушкой? Ответы детей .

Что такое зола? (в случае затруднения логопед объясняет смысл этих слов) .

Чем было испачкано ее платье? (золой) . Оно было в (заплатках) .

6. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Догадайтесь,какое слово я задумала, если в нем есть звуки а, б,л (бал) .Правильно

Ли я обозначила это слово (в схеме даны 4 кружочка) .Куда хотелось поехать

Золушке? (на бал) .Кто поехал на бал (ее сестры. Придумайте имена ее сестрам со

Звуком «Л» (Лана, Лола, Лада) .Злая мачеха придумала трудные задания,

Выполнив которые, Золушка пойдет на бал. Поможем Золушке?

В первый день Золушка должна посадить цветы в названиях которых есть звук

«Ль» (дети выбирают из картинок цветов колокольчик, тюльпан, василек) .Где

Находится звук «Ль» в этих словах (дети определяют место звука «Ль» на звуковых

Линейках).

Во второй день Золушка посадит цветок, в названии которого 3 звука, гласный «А»

(дети среди картинок цветов находят картинку с изображением мака) .

На третий день Золушка должна посадить цветок в названии которого есть

Гласные звуки «О» «А» (дети находят цветок роза) .Выложите из букв слово роза.

Еще одно трудное задание придумала мачеха. Надо выложить кружочками схему

Слова Золушка (дети выкладывают схему слова) .

7. Физпауза.

Покажите, как собиралась Золушка на бал. Один ребенок показывает, а дети угадывают, называют и повторяют действия.

8. Анализ словесного состава предложения.

Помогите Золушке уехать на бал. Выложите ей дорожку из полосок-слов.

Составьте предложение из слов уехать, Золушка, бал, на. Обозначьте слова

Полосками. (дети выкладывают схему предложения)

9. Падежное управление. Слоговой анализ.

Чем угощали гостей на балу? Я «дам» вам слова с перепутанными слогами : лад-ко-

Шо, ме-лад-ма, кум-лу (шоколадом, мармеладом, лукумом) . Назовите первый

В слове шоколад, назовите последний слог в слове лукум. Какой звук есть в этих

В этих словах? («Л» ). Золушка была очень добрая и всем, кто ей помогал передала

Маленькие шоколадки.

Логопед угощает детей шоколадом .

10. Итог занятия .

Детский сад №44 ОАО «РЖД"

Конспект занятия в старшей логопедической группе

на тему: «Звуковой анализ и синтез слов»

Учитель - логопед:Мосалова Т.Н.

Задачи:

учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово» закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: астра, утка, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, дом, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие!

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост — краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово — это дом для звуков, а слоги — это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является… (дети заканчивают — «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками — [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог.. А вы все молодцы.

Разделы: Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимание его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детскими церебральными параличами (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети. Учащиеся-логопаты имеют речевые диагнозы – общее недоразвитие речи II-III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи, дисграфия, в сочетании с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием. Отсюда, основной педагогической идеей моей работы является – помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым, обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Для меня, как учителя-логопеда спецшколы, главной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика, страдающего тем или иным нарушением речи. В процессе своей работы я предусматриваю развитие сенсорных функций, развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимание; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а так же коррекцией социальных отношений. При коррекции речевых расстройств у детей я опираюсь на учение о взаимодействии речи и мышления, на теоретическое положение о соотношении общих и специфических закономерностей в развитии аномального ребенка, связи развития речи с деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического и речевого развития, о движущих силах психического развития.

Я стремлюсь сделать основной задачей обучения и воспитания моих учеников - интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучение. Систематическую логопедическую работу я направляю на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития я строю так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний.

Я провожу глубокое обследование устной речи и психических функций учащихся. Углубленное обследование имеет цель - распознавание, качественный анализ дифференциация отклонений в речевом развитии. Логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию ребенка с нарушениями речи, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений, чем раньше и точнее мной будут выявлены индивидуальные проблемы в речевом развитии, тем больше времени будет для их коррекции.

Для того, чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, мне необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

На основании имеющихся фактов логопедического обследования и их осмысления, я определяю прогноз дальнейшего развития ребенка, выявляю основные направления коррекционной работы с ним, решаю вопрос о его индивидуальном образовательно - коррекционном маршруте, я реализую в различных формах:

Индивидуальные занятия;

Групповые занятия;

Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями.

Выбор организационной формы зависит от характера дефекта, степени его выраженности, от психосоматического состояния ребенка.

Я, в своей работе, систематически провожу совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим направлениям:

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

Коррекция дефектов произношения;

Развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

Формирование и расширение лексической стороны речи;

Практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

Формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.). Задания, упражнения, которые я предлагаю, должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентированна на добровольное включение ученика в деятельность. Создаются такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, непосильные задания.

Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

С каждым годом число детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи в нашей школе увеличивается. Развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе.

Д.Б. Эльконин отмечает, что “от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующие усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии”.

При обучении школьников звуковому анализу, как предпосылке обучения чтению и письму, начинается сознательное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями. Исходя из этого следует, что успех обучения ребенка в начальных классах во многом определяется тем, как он овладевает звуко – буквенным анализом, базирующимся на четких, устойчивых, достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Недостаточная ориентировка в “звуковой действительности языка”, несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. Это наблюдается при недоразвитии устной речи у детей.

В этих случаях коррекция произношения, достигается при помощи одной лишь выработки артикуляционных навыков и обладает минимальным развивающим действием. Коррекция произношения не создает готовности к усвоению грамоты: для этого необходимо одновременно с выработкой нормальной артикуляции звука, работать над звуковым составов слова, учить производить наблюдения над речью, формировать фонематические и морфологические обобщения. В результате такого подхода дети приобретают не только навыки правильного произношения, но и способность к успешному усвоению грамоты и правописания.

Звуковой анализ формируется постепенно, как всякое учебное действие. При этом само действие остается одним и тем же – меняется только степень его осознания, степень сокращенности и обобщенности операций, посредством которых оно осуществляется. Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия.

При осуществлении коррекционного обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, я учитываю закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Исходя из целей и задач логопедического воздействия, первым этапом работы является развитие фонематического восприятия. Так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия я начинаю осуществлять с самых первых этапов работы. Вначале на материале неречевых звуков, а затем постепенно охватываются все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий я провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Очень важно, чтобы ребенок умел опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка необходимо специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладеет. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.Б. Чиркина всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы делят на этапы. Я, в своей работе, опираюсь на данный учебник, использую те же этапы.

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, я провожу в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, я перехожу к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ученика максимально ограничить или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривание ученика подключается на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Для детей с патологией речи требуются специальные методы и способы обучения, предполагающие дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапная автоматизация полученных навыков. Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, считаю использование компьютера. Применение компьютера на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными, интересными, дает возможность управлять учебно – познавательной деятельностью каждого ученика, оперативно вносить соответствующие коррективы. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. А это фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.

Логопедические занятия я строю с учетом принципа развития динамичности восприятия, что предполагает построение логопедического занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Я разрабатываю задания, при выполнении которых у школьников возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию логопата, расширению его возможностей и способностей, а кроме того, развитию механизма компенсации различных психических и речевых функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Моя задача, как логопеда, заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

Данное логопедическое занятие разработано для детей, имеющих недостаточную сформированность фонематических процессов, отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи, затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением.

Основными задачами занятия является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять прямой и переносный смысл фразеологических выражений, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.

Занятие основано на принципе поэтапного формирования умственных действий: т.е. от наглядно-действенного и наглядно-образного к организации действий во внутреннем плане, программирование речевого высказывания, реализация высказывания. В процессе беседы и упражнений логопед осуществляет контроль за речевыми высказываниями детей, определяя для себя их уровень.

Организационный момент занятия имеет цель - сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на учебную деятельность. Поэтому включаются упражнения на развитие внимания, пространственную ориентацию. При развитии пространственных представлений обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в окружающем пространстве.

У наших детей отмечается нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточное развитие ручной моторики, речевой моторики. Недостаточное взаимодействие ручной и речевой моторики - эти логопаты нуждаются в речевой зарядке. Вследствие этого в занятие включена речевая зарядка.

К каждому этапу занятия я даю инструкцию, т.е. конкретное задание учащимся по его восприятию. Инструкции стимулируют учеников к активной работе, нацеливают на анализ воспринимаемого объекта, определяют направление их деятельности, стимулируют познавательные процессы. Логопед должен давать конкретные задания учащимся по его восприятию, определив направление серией вопросов, заданий.

Весь речевой материал подбирался так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Так как, речь младших школьников бедна устойчивыми сочетаниями слов, дети не понимают значений некоторых оборотов, встречающихся в текстах для чтения, - на занятии они знакомятся с новыми фразеологическими оборотами, наблюдают за их особенностями, объясняют их значение. Большое внимание на занятии уделяется совместному поиску – рассуждению, который способствует развитию словесно-логического мышления.

На этапе - итог урока, суммируется учебная деятельность каждого ученика.

Главным условием эффективности является деятельность логопатов. Самостоятельная работа ученика, поиск вариантов ответов, упражнения, осмысление – это делает процесс обучения процессом психического развития ребенка.

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство - пресс”, 1998 г.
  2. Хватцев М.Е. “Логопедия”. Санкт-Петербург, “Дельта”. Масква, “Аквариум”, 1996 г.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.
  4. Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь правильно говорить. Москва, “Просвещение”, 1992 г.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  6. Логопедия, под редакцией Волковой Л.С. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  7. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, Организация логопедической работы в школе, “Сфера”, Москва, 2005 г.

Екатерина Порошина
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)

Тема «Волшебные звуки » (образовательная область «Речевое развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие » , «Социально-коммуникативное развитие , «Физическое развитие » )

Цели : развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Формирование умения различать речевые и неречевые звуки

Воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

- Развивать память , логическое мышление.

Коррекционно-развивающие :

- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков

Знакомить детей с органами артикуляции;

- Развивать артикуляционную моторику и общую моторики;

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала;

Воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи – работа в паре;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Воспитывать желание активно работать на занятии .

Формировать информационную культуру у детей через использование ИКТ на занятии .

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие

Логопед : Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам «Привет!» .

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Логопед : Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие , мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать. (логопед берет в руки куклу Гуся)

Кукла гусь : Сейчас я Ванечку схвачу

И награду получу

Отнесу его Яге

Той, что на одной ноге

Дети : Гуси - лебеди

Логопед : Правильно гуси - лебеди.

Кукла Аленушка : Ваня, братик,где ты мой

Я уже пришла домой.

Ой, беда, ой помогите

Гуси, братика верните!

Улетели гуси прочь

Кто же сможет мне помочь?

Логопед : Ребята, Аленушки просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Ребята, а как нам попасть в сказку? (ответы детей) . Правильно нужны волшебные слова . Я вас поведу по сказке, давайте скажем волшебные слова , которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их :

Ать-ать-ать – начинаем мы играть.

Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза) .

2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков .

Игра «Отгадай звуки природы »

Логопед : Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки . Давайте мы послушаем и скажем, какие звуки слышите вы (звуки природы , животных, птиц) . Это были неречевые звуки . А как вы думаете какие звуки еще бывают ? (дети : речевые) . Правильно звуки , которые произносит человек называются речевые.

3. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков .

Игра на интерактивной доске «корзиночка с яблоками»

Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня) .

Логопед : давайте послушаем какое задание приготовила нам яблоня (работа с интерактивной доской - нужно положить в корзинку только те яблочки, в которых есть звук О ).

(Ребенок подходит к доске, и раскладывает яблочки в корзинку) .

4. Развитие фонематического слуха на материале слогов

Игра «повтори за мной»

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает, куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые , а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню? А вот и рыбки с заданиями (дети ловят рыбок удочкой)

Логопед : рыбка хочет проверить, хорошо ли вы слышите все звуки . Через речку перепрыгнет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок (садятся на коврик)

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.

5. Динамическая пауза.

Логопед : Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти, давайте выполним следующее упражнение (логопед произносит слова , показывая движения) .

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза) .

6. Знакомство с органами артикуляции, артикуляционная гимнастика

Вот дошли мы с вами до печки.

Смотрите, ребята рядом с печкой кто-то сидит, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.

Ежик : может и подскажу, но сначала ответьте на такой вопрос : С помощью чего мы произносим звуки ?

Дети : Чтобы произносить звуки , нам нужен рот

Ежик : Рот – это домик звуков (демонстрация картинки) .

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Красные двери это что? А что такое белые звери?

Дети : Это губы и зубы.

Логопед : И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков . Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь.

Если б не было его – не сказал бы ничего.

Дети : язык

Логопед : Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Артикуляционная гимнастика.

Ежик : И для правильного произношения звуков обязательно надо делать зарядку для язычка и губ.

(Дети подходят к зеркалу и повторяют упражнения)

«Лопаточка»

Язычок наш, как лопатка :

Закруглённый, плоский, гладкий (Широкий язык высунуть, расслабить, подложить на нижнюю губу)

«Щетка – сметка»

Щеткой кухню подмету,

Наведу там частоту.

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык, двигать вправо, влево, не убирая его в глубь рта)

«Качели»

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать)

«Лошадка»

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости (открыть рот, щелкать языком, не закрывая рта)

Молодцы справились с заданием.

7. Развитие фонематического слуха в словах .

Игра «Верно или нет?»

Логопед : Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

На опушке, на дорожке

Стоит дом на курьих ножках

Что это? (избушка)

Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой?

(Рядом с избушкой мышка) .

Логопед : Мышка норушка помоги нам Иванушку вернуть.

Подготовила и она для нас задание. Послушайте, что здесь написано. Каждый звук важен , когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Логопед : мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду называть ее, но правильно назову только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Логопед : шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка

Логопед : Вот видите, один или несколько звуков изменили , и уже не то слово получается.

Молодцы ребята, и с этим заданием справились.

8. Развитие фонематического восприятия в словах .

Работа в тетради. Упражнение «Что здесь лишнее?» .

Но посмотрите, в окошке сидит Иванушка. И решает задание в тетради, которое баба яга ему дала. Давайте поможем Ванечке, и спасем его от бабы яги.

Логопед : Из четырех названий предметов в каждом ряду вы должны найти слово, которое по звучанию не похоже на остальные и обвести его в кружок».

9. Релаксация

Логопед : Молодцы, ребята, спасли Иванушку.

Дети, пройдите и лягте на коврик, закройте глаза и послушайте звуки природы .

Логопед : Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

10. Подведение итогов

Логопед : ребята, в то время, когда вы отдыхали, приходил Ванечка и в знак благодарности принес вам вот такие цветочные медальки, и сказал «спасибо» , за то, что вы его спасли от бабы яги. А расскажите, что вам понравилось в нашем путешествие, какое испытание было самым интересным? (ответы детей)

(Логопед говорит слова , а дети выполняют действия, согласно тексту)

А теперь : Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали, (говорят : «До свиданья» )

И отправились домой (идут в группу )

К.о.з .: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать участие в ней.

К.р.з .: активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного внимания, творческого воображения, подражательности.

К.в.з .: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Материал к занятию : ёлочки разной высоты, комочки ваты, бумажные снежинки.

Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Мультимедийное устройство показ на нём силуэтов животных: зайца, волка, медведя, лисы и лошади. Показ картинок: лес, ветер, снег, сова, синичка, воробей, ворона, волк.

Предметы: зонтик, ленточка, варежки, мелки.

Коврики для выполнения релаксации, игрушечные резиновые ёжики для выполнения массажа кистей рук.

Магнитофон, кассета с записью звуков природы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, я очень рада вас видеть.

Приветствие.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам « Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

(Дети садятся на стулья, поставленные в ряд.)

Педагог: - Дети, вы любите путешествовать? (Да, любим.)

А сказки любите? (Да.)

Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный зимний лес, нас там ждёт очень знакомый вам, герой. Он приглашает нас в свою сказку. Нам надо на чём – то путешествовать. А давайте поедем на волшебном паровозике? Согласны? (Да.)

Приготовьте руки, сделайте их хоботком. Вероника, ты будешь машинистом, объявляй:

Машинист: - Осторожно, двери закрываются.(ууууу… не громко, без напряжения)

Педагог: - И закрутились колёса (Руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам.).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит.

Дети: - Чух – чу, чух – чу.

Я лечу, лечу, лечу.

Я качу,качу, качу.

Педагог: - Ну, вот мы и подьехали к лесу. (Дети садятся на стулья.)

Какой красивый зимний лес. Всё покрыто снегом, снег искрится на солнышке. Зелёные ёлочки стоят в снегу. А это, кто лежит под ёлочкой? (Колобок.)

Дети, поздоровайтесь с колобком (здравствуй колобок).

Педагог: - Дети, колобок очень весёлый, любит задавать вопросы и отвечать на них, но он может ошибаться, поэтому вы, будьте внимательны и если колобок ошибётся, вам нужно помочь ему, исправить его ошибки. Хорошо? (Да.)

И так, испекла бабушка колобок и поставила его студить на окошко. Полежал колобок, полежал, выпрыгнул в форточку и покатился по снежной дорожке. И прикатился колобок в лес, на снежную полянку. Остановился и слушает. Давайте поможем колобку, расскажем какие звуки можно услышать в лесу.

Как шумит лес? (шшш…)

Как свистит ветер? (ссссс)

Как скрипит снег под ногами? (сссс)

Как ухает сова? (ууууу)

Как поёт синичка? (зинь – зинь – тан – 2 раза)

Как чирикает воробей? (чик – чирик)

Как каркает ворона (кар – кар)

Как воет волк? (ууу)

Дети, давайте поиграем в игру: «Испечём колобок».

Пальчиковая гимнастика.

1. Покажем, как бабушка собирала муку для колобка (широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак).

2. Месим тесто – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке.

3. Раскатываем тесто – трут ладошкой о ладошку.

4. Лепим колобок – кладут ладонь на ладонь и сжимают их, меняя при этом положение рук, накладывая сверху, то правую, то левую руку.

Молодцы, ребята, колобку понравилась игра.

А теперь, колобок просит вас догадаться, каких зверей он вам покажет. Силуэты: волк, лиса, заяц, медведь, лошадь - показ на экране.

Педагог: - Колобок говорит, что всех этих зверей он встретил в сказке. Правильно? (Нет.)

А, кто лишний? (Лошадка.)

Дети, вспомните, кого повстречал колобок первым? (Зайчика.)

Правильно, зайчика. А вот и зайчик, давайте поздороваемся с зайчиком. (Здравствуй, зайка.)

Ребята, зайчик какой – то грустный, видимо что – то случилось, давайте спросим?

Дети: - Что с тобой зайка?

Педагог: - Ой, дети, он оказывается простудился, ел снег. Давайте оденем зайку, чтобы он согрелся. (Педагог надевает зайке шубку.)

Дети хором : - Шубка – шубейка, зайку согрей - ка.

Педагог : - Ну, вот зайка согрелся и говорит вам, спасибо. А мы, давайте скажем зайке, чтобы не простужался.

Ребёнок: - Зайчик – побегайчик, больше по сугробам не бегай, снег не ешь. Дети хором : - До свиданья, зайка.

Умница, правильно.

Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резинового ёжика)

Дети, потрогаем колючки у ёжика. Возьмите сначала одной рукой, потом второй, вот так – показывает педагог (дети попеременно, то правой, то левой рукой сжимают резинового ёжика).

Катится колобок и видит кого – то: большой, неуклюжий, в берлоге сидит. Колобок говорит, что это заяц. Правильно он описал зайца? (Нет, это медведь.)

Педагог: - Наших ребят не проведёшь, они знают, что это медведь. Давайте поздороваемся с мишкой (здравствуй, мишка).

Медведь говорит, что он очень проголодался и с удовольствием съел бы колобка. Давайте попросим медведя:

Дети: - Не ешь мишка колобка, лучше давай мы тебе чем-нибудь поможем.

А, пока мишка придумывает нам задание, мы немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Игровое упражнение «Повторяйте»

Дети, давайте сделаем колобок, он у нас весёлый, любит катиться по дорожке. Возьмитесь за руки и покатимся по дорожке.

1. Колобок встретил зайку, он мягкий и любит прыгать (прыгают).

2. Колобок встретил волка, а волк злой и любит бегать (дети бегут друг за другом).

3. А теперь идёт медведь, он большой и неуклюжий (ходят - руки в стороны).

4. А лиса хитрая, рыжая, ходит на носочках (идут на носочках).

Педагог: - Ну, мишка придумал для нас задание? Ты, что такой растерянный? Ребята, оказывается у него в стихах перепутались звуки, давайте поможем ему. Я буду читать стихи, а вы будете подсказывать, какой нужно поставить звук, чтобы было правильно.

1.Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались шайки (нет зайки).

2. Здесь хорошее местечко, протекает рядом печка (нет речка).

3. Слёзы льются у Оксанки, у неё пропали банки (нет санки).

4. Мишка спрятался под горку и грызёт тихонько норку (нет корку).

5. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (нет лапки).

Дети, мишка благодарит вас за помощь, теперь он будет спокойно спать.

Дети: - До свиданья, мишка.

Правильно, лисичка. А какой характер у лисы? (Хитрая, злая, коварная.)

Лисичка хочет съесть колобка.

Дети: - Не ешь, лисичка, колобка.

Педагог: - Дети, лисичка не будет есть колобка, если вы скажите с какого звука начинается её имя. (Со звука-ль.)

Правильно.

Педагог: - Дети, в русской народной сказке лиса съела колобка, а у нас сказка со счастливым концом, потому что вы, помогли колобку. Давайте на прощанье подарим зверюшкам, подарки. Смотрите, что у меня есть (показывает).

Зайчику – (зонтик).

Медведю – (мелки).

Лисе – (ленточку).

Волку – (варежки).

Дети выбирают предметы, название которых начинается с такого же звука, как и имя героя.

Педагог: - А лесные зверюшки и колобок, вам тоже передают кое – что. Смотрите, это вкусные лесные орешки.

Дети: - Спасибо! До свидания!

Педагог: - Нам пора возвращаться домой.

И закрутились колёса (руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит

Чух –чу, чух –чу.

Я лечу, лечу,лечу.

Я качу, качу, качу

Вот, мы и дома. Дети, вам понравилось наше путешествие? (Да.)

Что, мы делали? (Мы думали, мы говорили, мы играли.)

Дети, вы молодцы.

Релаксация.

Дети сидят на ковриках скрестив ноги, закрыв глаза и слушают звуки природы.

Дети, пройдите и сядьте на коврики, закройте глаза и послушайте звуки природы.

Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

Педагог говорит слова, а дети выполняют действия, согласно текста.

Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали (говорят: «До свиданья»)

И отправились домой (идут в группу).

Длительность занятия – 20 – 22 минуты.