Знания и технологические возможности доисторической эпохи. Развитие техники в первобытном и раннем рабовладельческом обществе

Технический прогресс, будучи имманентен природе человека как разумного существа с динамичной системой потребностей, характерен уже для первобытной (доисторической) эпохи. Отсутствие науки как способа познавательной деятельности привело к тому, что технический прогресс в первобытных сообществах и великих цивилизациях Древнего Востока выражался главным образом в расширении многообразия навыков и приемов, дифференциации труда и управления им в рамках одной и той же - орудийной - технологической основы.

Подвижки в изменении характера технических знаний обусловлены началом приобретения им теоретического фундамента вследствие появления философии как нового типа мировоззрения, что в свою очередь позволило сформироваться зачаткам науки как принципиально нового вида знаний. Однако если в одном отношении традиционная философия способствовала становлению науки и, следовательно, ускорению темпов технического прогресса, то в другом, культивируя умозрительность как идеал познания, приобретя к тому же в позднеантичной и средневековой культуре религиозно-мистический характер, тормозила эти процессы. К тому же специфика социальной структуры и связей в рабовладельческом и феодальном обществах не стимулировала распространение инновационных знаний и сложных технических устройств. В целом процесс придания техническим знаниям научного характера растянулся на два тысячелетия.

Зарождение технических знаний в первобытном обществе и цивилизациях Востока

История технических наук неразрывно связана с историей технического знания, которое возникает в результате развития культуры Древнего мира. Технические знания в древних культурах представляли собой религиозно-мифологическое осмысление практической деятельности человека и применялись, например, при строительстве культовых памятников.

В. Г. Недорезов предлагает следующий набор характеристик ранних форм технического знания :

  • 1. Синкретизм. Техническое знание совершенствовалось благодаря редким эмпирическим находкам, которые закреплялись коллективным опытом. При этом оно не расчленялось на информацию о предмете, способе, мотивах деятельности. Внешней по отношению к содержанию технического знания формой его трансляции часто выступали мифологические представления.
  • 2. Дорефлексивность. Непосредственная цель деятельности обычно представала в превращенной мнимой форме, внешней по отношению к ее содержанию: подчинение старейшинам, родовым традициям, религиозным императивам. Средства деятельности слабо соотносились с реальными целями, их выбор определялся традицией. Человек не осознавать себя в качестве субъекта своей же технической практики.
  • 3. Эмпиричность. Техническое знание существовало главным образом в виде навыков простейших действий с предметами труда, не имело самостоятельного значения, не было хотя бы отчасти систематизированным, обобщенным.
  • 4. Нормативно-рецептурный характер. Организация работ в традиционных обществах сама являлась социальным институтом, функцией специальной группы. Технические правила, легко формулируемые, принимали форму нормативного закона или божественной санкции.
  • 5. Традиционализм. Техническое творчество носило преимущественно безличностный характер; технические новшества, разрушая традиционные механизмы наследования, характеризовались пугающим разрывом с традицией, освященной существующими религиозными нормами и опытом предшествующих поколений. Ведущими в трансляции технического знания являлись механизмы наследования, воспроизводившие в неизменности сложившиеся структуры технической практики.
  • 6. Имперсональность. Техническое знание существовало преимущественно в "личной" форме умений и навыков, при отсутствии отработанной системы понятий, способных его выразить. "Личная" форма знания препятствовала его обобщению, систематизации и универсализации, несмотря, к примеру, на значительные достижения в области математики и астрономии.

Отсчет истории технических знаний можно вести с технологического процесса изготовления каменного орудия труда в первобытном обществе. Нужно было знать, как придать заготовке исходную форму (топор, наконечник, скребок или другое орудие), создать и отшлифовать рабочую поверхность - режущую кромку, прикрепить к деревянной ручке, стреле, копью и т.д. Таким образом, первыми технологическими операциями стали сверление, пиление, полировка.

В первобытном обществе можно выделить следующие этапы технического прогресса:

I. Палеолит (древний каменный век, до XIII-XII тыс. до н.э.). Начало обработки камня для изготовления орудий (в основном употреблялся кремень из-за своей способности давать острые сколы). Использование и получение огня. Изготовление жилищ - хижин, землянок и т.д. Изобретение копья и копье металки. К концу эпохи относится появление примитивных водных транспортных средств - плотов, лодок-однодревок.

II. Мезолит (средний каменный век). Изготовление "микролитов" - миниатюрных (1-2 см) орудий, позднее - помещение их в держатели из кости или дерева. Появление лука и стрел, а также сложносоставных орудий для охоты и рыболовства. Распространение наземных транспортных средств типа саней. Начало одомашнивания животных.

III. Неолит (новый каменный век). Первая крупная технологическая революция (так называемая неаштическая), протекавшая в разных регионах земли с VIII по III тыс. до н.э. Переход от охоты к скотоводству, от собирательства к земледелию. Освоение технологий термообработки. Изготовление посуды, в том числе глиняной. Изобретение колеса и повозки, паруса, использование мускульной силы животных для их перемещения.

Излишки продукции земледелия позволяли развивать специализацию и кооперацию внутри коллектива, что приводило к разделению труда, неизбежному при выполнении тяжелых работ, непосильных для одной семьи.

Среди земледельческих племен начинает широко распространяться ткачество, о чем свидетельствуют глиняные грузила, обнаруженные во время археологических раскопок. Сырьем служили шерсть, затем шелк, хлопок и лен. Ручной ткацкий станок появился в У тыс. до н.э. Известны станки с горизонтальным и вертикальным расположениями основы.

В то время ранние земледельцы познакомились с металлом (сначала -медь, позднее - бронза и железо). Постепенно возникают ремесла (плотничье, гончарное, корзино-плетеночное и др.) и появляются люди, специально ими занимающиеся. В каменном веке форма орудий труда в значительной степени определялась качеством самого материала. Технология плавки и литья открыла больше возможностей создавать более рациональные и эффективные формы. Для обеспечения литья был создан целый набор инструментов - клеши для поддержания раскаченного металла, глиняные формы, тигель, воздуходувный мех. Существенный прогресс в области металлургии был связан с открытием производства железа, получаемого сыродутным способом (руда разогревалась древесным углем, из нее образовывались комки, которые подвергались многократной ковке для вытеснения шлаков и восстановления железа).

Области знания первобытного общества:

  • Технология основных форм деятельности, обеспечивающих поддержание жизни (охота, собирательство, скотоводство, земледелие, рыболовство).
  • Знание повадок животных и избирательность в выборе плодов.
  • Природоведческие знания (свойства камня, их изменения с нагревом, виды древесины, ориентация по звездам).
  • Медицинские знания (простейшие приемы залечивания ран, хирургические операции, лечение простудных заболеваний, кровопускание, промывание кишечника, остановка кровотечения, использование бальзамов, мазей, обработка укусов, прижигание огнем, психотерапевтические действия).
  • Элементарная система счета, измерение расстояний с помощью частей тела - ногтя, локтя, руки и т.д.
  • Элементарная система измерения времени с помощью сопоставления положения звезд, разделение времен года, знание явлений природы.
  • Передача информации на расстояния (дымом, световыми и звуковыми сигналами).

Развитие техники и общественной жизни в неолитических культурах вело к зарождению на Востоке первых цивилизаций. Самые крупные из них характеризуются значительным уровнем технического и технологического развития.

Экономика Древнего Египта была основана на растениеводстве. Технология земледелия полностью зависела от гидрорежима, поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур и, следовательно, самого существования людей было искусственное регулирование уровня речной воды при помощи дамб, каналов, плотин для гидромелиорации. При жарком климате это обеспечивало высокие урожаи злаков, овощей, фруктов. Как следствие, наряду с сельским хозяйством, развивались гидротехника, строительство, архитектура.

Об уровне развития техники и технологии в Египте можно судить по многочисленным текстам и рисункам на папирусах, рельефам на стенах гробниц, саркофагов, храмов, пирамид. Хозяйственная жизнь Древнего Египта представляется весьма обширной и многоплановой, начиная с организации домашнего быта и заканчивая такими отраслями, как земледелие, животноводство, ткачество, рыболовство и охота, виноделие, ремесленное производство, выплавка металла, ювелирное дело, военная техника, строительство. До настоящего времени существует несколько технологических тайн Египта, которые остаются неразгаданными: долговечность красок, негорючий папирус с асбестовым покрытием, бальзамирование.

Примечательно, что, по мнению некоторых ученых, изобразительное искусство Древнего Египта ничего общего не имеет с рисованием и живописью. Древнейшие рисунки - это не что иное, как профессионально выполненные художественные чертежи.

В Месопотамии сформировалась своеобразная и многопрофильная экономика. Отдельные достижения в области архитектуры, ремесел, земледелия, скотоводства, речных и морских судов, сухопутных повозок остались запечатленными на глиняных табличках, рельефах, в росписях дворцов, рисунках на посуде, на ювелирных украшениях, на предметах быта (в отличие от египетских на месопотамских изображениях наблюдаются легкость и вольность рисунков).

Важнейшими областями земледельческой деятельности являлись орошение (строительство каналов и ирригация), борьба с засоленностью почвы, удобрение илом при разливах. Высочайшей урожайности зерна (от 1:15 до 1:40) способствовал не только климат, но и появление новых сельскохозяйственных орудий, например плуга со специальной воронкой для семян ("автоматической сеялкой") в VII в. до н.э. Для хранения зерна строили глиняные башни.

Техника и технология Месопотамии развивались в первую очередь в направлении совершенствования вооружения, так как решающее преимущество на поле брани, где решались судьбы ирригационного хозяйства, имели государства, располагающие стальным вооружением, боевыми колесницами и мощными осадными орудиями.

В Древней Индии самым выдающимся достижением, имеющим важнейшее методологическое отношение к техническому знанию, явилось создание десятичной позиционной системы счисления. Индийцы разработали правила арифметических действий, которые практически ничем не отличаются от современных. Большим достижением индийских математиков было создание развитой алгебраической символики. Это способствовало прогрессу индийцев в архитектуре и строительстве, где они применяли геометрические представления. В остальном технические знания индийских цивилизаций оставались на чисто ремесленном уровне (что не мешало достичь мастерства в ткачестве, производстве керамики, выплавке и обработке металлов).

Искусство и ремесленное производство в Древнем Китае начинают интенсивно развиваться после 1500 г. до н.э., когда уже была известна обработка бронзы. По уровню культуры этого времени Китай опережал остальную Азию и Европу. Технический прогресс наблюдался в строительстве, и прежде всего в создании гидросооружений. Интенсивно прокладывались ирригационные каналы и внутренние водные пути. Также развивалась техника сооружения насыпей и опорных стен, тянувшихся иногда на сотни и тысячи километров.

Древним китайцам принадлежат многие важнейшие открытия в науке и технике, опередившие открытия в других странах - компас, сейсмограф, бумага, книгопечатание (путем высечения текста на камне и его перенесения на бумагу). Значительных успехов достигли математика, астрономия, медицина.

С морской цивилизацией финикийцев также связан ряд технических новшеств, таких как изготовление стекла или значительное усовершенствование парусного судоходства, в том числе создание многоярусных военных кораблей . Важнейшее значение для последующего прогресса научного и технического знания имело создание ими буквенного письма, послужившего основой для всех последующих буквенно-звуковых систем, в том числе европейских. Прежнее неупорядоченное иероглифическо-слоговое письмо египтян, вавилонян, китайцев и т.д. было громоздким по структуре, запутанным, не всем доступным, давало условно-описательную информацию, не имело должной точности и строгой определенности.

Итак, все древние цивилизации (в том числе цивилизации доколумбовой Америки) обладали большим практическим опытом, благодаря которому возводились грандиозные по размеру и замыслу сооружения, ими были выработаны конкретные знания в области математики, астрономии, медицины, которые транслировались по принципу исключительной принадлежности, от старшего к младшему по возрасту и рангу внутри касты жрецов. Знание считалось полученным от бога, покровителя касты, поэтому оно находилось в "застывшем" виде, не обсуждалось, критически не анализировалось, было исключительно рецептурным. Обучение строилось по принципу передачи готовых детерминированных алгоритмов. Этот способ передачи знания внутри профессиональной и социальной групп определяется моделью, в которой место индивида занимает коллективный обобщенный хранитель.

Ярким представителем подобной модели являлась египетская цивилизация. Для цивилизаций Междуречья, Индии и Китая были характерны более динамичные процессы накопления и обновления знаний.

В целом технические знания цивилизаций Древнего Востока носили прикладной характер, им были не свойственны фундаментальность, теоретичность и системность (в современном смысле этих терминов). Знания нужны были исключительно для повседневной жизни, а также для исполнения религиозных обрядов. Даже в точных науках - математике, астрономии - не было различия между точным и приближенным решениями задач - любое решение оказывалось приемлемым, если оно приводило к желаемым результатам. Решение сложных математических задач с использованием многостепенных уравнений и частных проектных проблем не выводило жрецов, тогдашних носителей знания, на необходимость обобщений, создания логического инструмента исследований, системы доказательств, так как в этом случае знание теряло бы свою сакральность.

техника философия общественный ясперс

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге «Возникновение технологии», опубликованной в конце XIX века, писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается, прежде всего, как необходимая принадлежность культа. ...Египтяне, например, ненамного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для разжигания священного огня… Колесо было великим изобретением, весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи, - заключает автор, - имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной».

Техника давно привлекала внимание мыслителей. Понимая технику как искусство производить вещи воплощающее в себе человеческое знание и подражающее природе, Платон считал ее обязательной для строительства оборонительных стен, корабельных верфей, храмов и других сооружений. Особое внимание при этом он уделял тому, что техника должна быть основана на знании. «Мы нуждаемся в таком знании,- говорит в своих «Диалогах» Платон, - в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным... Ведь здесь искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету». Аристотель писал, что «из существующих предметов одни существуют по природе, другие - в силу иных причин». Эта причина заключена в труде, в процессе которого «в предметах искусства мы обрабатываем материал ради определенного дела, а в природных телах он имеется в наличии как нечто существующее». Совершенно очевидно, что для Аристотеля техника - это искусство извлекать из природы ее потенциальные возможности для человеческого существования. Конечно, рассуждает далее он, в том, что создано при помощи искусства, т.е. техники могут быть ошибки. Но применение искусства - непременное условие создания новой вещи. В этом Аристотель видел отличие человека от прочих иных живых существ.

Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности. Степин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Центр, 1995. - 59 с.

Античная наука была комплексной по самому своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась и, во всяком случае, не принимала организованных форм дисциплинарности. Понятие техники также было существенно отлично от современного. В античности понятие "тэхнэ" объединяет и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о "тэхнэ". Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. «В античном мышлении, - писал один известный исследователь - «тэхнэ» не имело никакого теоретического фундамента. Античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку, технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла». Арзаканян, Ц. Философия техники как новая область знания/Ц. Арзаканян// Вестник высшей школы.-1990.-№4.-С. 58.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте - например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего - в самых различных областях науки и техники.

Философского осмысления техники в те времена занимались Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Паскаль и другие мыслители. Однако, несмотря на солидный запас философских знаний о технике философии техники как специфической области философского знания еще не было. Отмечая это обстоятельство, Н. А. Бердяев писал: «Поразительно, что до сих пор не была создана философия техники и машин, хотя на эту тему написано много книг. Для создания такой философии уже много подготовлено...».

Техника прошла в своем развитии долгий исторический путь, включающий в себя ряд этапов, среди которых можно выделить четыре основных: этап зарождения техники, ремесленную технику, машинную технику и современную (информационную) технику.

На первом из указанных исторических этапов техника носила ещё сугубо случайный характер. Исторически первые средства или орудия, как подчеркивали Л. Гейгер и Л. Нуаре, случайно находились, а не изобретались преднамеренно. Следовательно, на самом раннем этапе своего существования первобытный человек ещё не знал изготовления орудий в собственном смысле слова.

Только по истечении огромного отрезка исторического времени, исчисляемого тысячелетиями, употребление случайно находимых естественных предметов в качестве орудий, становилось настолько постоянным, привычным, укоренившимся и автоматизированным актом, что древнейшие люди по аналогии и путем подражания научились приготовлять орудия для целесообразного использования.

Древнейший человек, работая методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и поэтому можно сказать, что новое средство, скорее, само «находило» человека, чем он - его.

На первом историческом этапе формирования и развития техники арсенал технических средств был весьма скромным, а набор операций (умений и навыков) по их изготовлению и применению был весьма простым, элементарным. Ввиду этого умением не только использовать, но и изготавливать эти простые и даже примитивные орудия фактически обладали все взрослые члены первобытного человеческого коллектива.

На первом историческом этапе существования техники темпы её развития были крайне низкими. Поэтому этап зарождения и становления техники был самым длительным и продолжался, по-видимому, сотнями тысячелетий. Он охватывал собой весь доисторический период существования человечества и завершился только с появлением древних цивилизаций в Месопотамии, Египте, Индии и Китае, где начинает складываться новый этап в развитии техники - этап так называемой ремесленной техники.

На втором историческом этапе развития техники технические изделия становятся сравнительно многочисленными и гораздо более разнообразными, а технология их изготовления - достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготовить необходимые для своей работы орудия. Использование некоторых наиболее сложных орудий требует теперь соответствующей, более или менее серьёзной подготовки. Ещё более серьёзной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением самих орудий и производством утвари и услуг.

Следовательно, развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической деятельности, которые привели к образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью - ремесленников. Дорофеев Д.Ю. Актуальные проблемы современной философии/ Д.Ю.Дорофеев. - СПб.: СПб ГУТК им. проф. М.А.Бонч-бруевича, 2005.- 36с.

Одна из важнейших особенностей ремесла, отличающая его от других, более развитых форм технической деятельности, заключается в том, что при нем орудие труда ещё выступает простым дополнением или придатком к человеку, который поэтому продолжает оставаться главным действующим лицом всего технического процесса.

Другое существенное отличие ремесла как особой формы технической деятельности состоит в том, что оно основывается не на науке, не на теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, на передаваемых от поколения к поколению (от отца к сыну и т.д.) практических навыках и умениях. Ремеслом можно было овладевать только эмпирическим путём.

Второй исторический этап в развитии техники продолжался тысячелетиями и в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Возрождения, а ещё точнее - с началом эпохи Нового времени в Европе.

В основе машинной техники лежит уже инженерная деятельность, которая ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.

Переход от мануфактуры к промышленному производству, который ознаменовался превращением средства производства из орудия в машину, привел к широкому внедрению в производство и использованию в производственном процессе машинной техники. Это, в свою очередь, резко повысило спрос на инженерную деятельность. Появляется острая потребность в научно-методической, профессиональной подготовке инженеров.

Итак, машинная техника, как боле высокий этап в развитии техники, не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий её от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы (силой животного, ветра, воды, пара, электричества и т.д.).

В период машинной техники движущим началом технического прогресса выступает уже преобразованная в машину сила природы. Это значит, что имевшая место в ремесленном производстве непосредственная связь человека с орудием разрывается, и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными. И в самом деле, указанные функции в машинной технике выполняются уже разными людьми: инженерами (проектировщиками и конструкторами) и рабочими (исполнителями).

Среди всех существенных признаков информационной техники как нового этапа в историческом развитии техники, который начал складываться примерно с середины ХХ столетия, прежде всего, необходимо выделить следующие. Во-первых, при информационной технике не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами.

Во-вторых, на информационном этапе своего исторического развития техника еще в гораздо большей степени становится «органом человеческого мозга» и «овеществленной силой знания», что в частности выражается в синтезе науки, техники и производства.

В-третьих, в непосредственной связи с этим стоит и такой признак информационной техники, как возрастающая вовлеченность техники и науки в экономический оборот, их коммерциализация.

В-четвертых, информационная техника отличается более глубокой дифференциацией инженерной деятельности, в структуре которой достаточно отчетливо обозначаются границы между такими его элементами, как изобретение, проектирование и конструирование. Некоторые аспекты или функции проектирования, конструирования и даже собственно изобретательской деятельности «передоверяются» компьютерам, то есть их выполнение переходит от человека к машине.

В-пятых, участие и роль человека в непосредственно технолого-производственном процессе (и особенно, потребность в его исполнительных в данном процессе функциях) крайне минимизируются, что повлечет за собой такие серьезные последствия как:

  • - крайне узкую специализацию;
  • - превращение непосредственного исполнителя в незначительную частицу машинного механизма;
  • - существенное пополнение рядов безработных.

В-шестых, информационная техника ещё больше и острее выявляет негативные стороны научно-технического прогресса. Дело в том, что темпы развития техники на современном этапе её существования настолько ускоряются, что направленность, а стало быть, и последствия этого развития чаще всего становятся непредсказуемыми. Митчем К. Что такое философия техники? / Карл Митчем; Пер. с англ. под ред. В.Г. Горохова. - М.: Аспект-пресс, 1995. - 77 с

Проблематика лекции

Общая характеристика исторического периода. Хронология и география эпохи. Палеолит. Мезолит. Неолит. Бронзовый век. Мифология и магия как первые подходы к систематизации и передаче знаний в первобытном обществе. Техника первобытной эпохи. Технология обработки камня. Применение огня. Приемы загонной охоты. Изобретение лука. Изобретение лодки. Приемы рыболовства. Доместикация растений – первая технологическая революция в истории человечества. Технология древнего земледелия. Мотыжное земледелие. Орудия труда земледельцев. Микролитическая техника. Появление керамики. Ткачество. Строительство жилищ. Появление медной металлургии. Технология плавки меди и бронзы. Изобретение колесной повозки. Социальные последствия освоения земледелия. Земледельческие поселения и община. Организация труда при подсечно-переложном земледелии. Плужное земледелие. Освоение оседлого скотоводства. Доместикация овцы, козы, крупного рогатого скота. Роль скотоводства в хозяйстве земледельцев. Одомашнивание лошади. Изобретение боевой колесницы. Кочевое скотоводство. Освоение дальних пастбищ. Усовершенствование конской упряжи. Социальные последствия развития кочевничества.

Первобытная эпоха охватывает огромный промежуток исторического времени от появления на земле человека до возникновения первых государственных образований (от 2,6 млн. лет назад до 4-го тыс. до н.э.). Из всех специальных периодизаций наиболее важна археологическая. Она основана на анализе различий в материале и технике изготовления орудий труда и предметов быта. Выделяются каменный (ранний палеолит: 2,6 млн. лет назад – 80-е тыс. до н.э., средний палеолит: 80 – 40-е тыс. до н.э., поздний палеолит: 40 – 12-е тыс. до н.э., мезолит: 12 – 7-е тыс. до н.э., неолит: 7 – 4-е тыс. до н.э.), бронзовый

(2 – начало 1-го тыс. до н.э.) и железный (с середины 1-го тыс. до н.э.) века, которые в свою очередь подразделяются на периоды и этапы.

Процесс выделения человека из животного мира – чрезвычайно длительный процесс. Путь развития человека отделился от пути развития отдельных приматов примерно 22 млн. лет назад. Антропоиды миоцена (22 – 5 млн. лет назад) были обычными животными. В принципе они мало отличались от современных обезьян. Обитали в лесу, жили на деревьях и земле. Благодаря коллективной трудовой деятельности постепенно изменился весь организм наших предков-антропоидов – в первую очередь их руки и мозг.



Современная наука обладает археологическими материалами, которые дают представление о процессах становления вида Homo как в физическом, так и в интеллектуальном аспектах: Homo habilis (человек умелый) – Homo erectus (человек прямоходящий) – Homo sapiens (человек разумный). Эти процессы в основном завершились около 40 тыс. лет назад (поздний палеолит). В географическом отношении очаги первобытной культуры обнаружены на всех континентах планеты. Расселение человека из «колыбели» (Восточная Африка) по территории земного шара началось около 1,5 млн. лет назад.

Наиболее важные события эпохи: возникновение мышления и речи; освоение огня; появление и технико-технологическое совершенствование присваивающих видов хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, бортничество), затем переход к производящим видам (земледелие, скотоводство) в результате неолитической революции; развитие форм организации человеческого общества (первобытное человеческое стадо, община, род, племя, семья, брак); зарождение и распространение первых идеологических представлений (ранние формы религии, миф, магия); начало художественной деятельности. Познание окружающего мира и его техническое освоение были синкретично включены в жизнедеятельность древних людей.



По-видимому, первым изобретением человека было создание ручного рубила – заостренной гальки, позволяющей рубить дерево или резать мясо. Рубило было первым примитивным орудием, использование которого выделило человека из мира обезьян-приматов. Несколько позже, примерно 100 тыс. лет назад, человек научился использовать огонь. Огонь служил не только для приготовления пищи или обогрева, но в первую очередь был оружием на охоте. Огонь позволил организовать загонную охоту: размахивая факелами, цепь загонщиков гнала стадо животных к засаде, где прятались охотники с копьями и дубинами. Данные археологии говорят о чрезвычайной эффективности загонной охоты. К примеру, на стоянке в Солютре на территории Франции (около 18 – 15-го тыс. до н.э.) были найдены кости 10 тыс. лошадей, которых во время охоты загоняли к крутому обрыву. Загонная охота была главным фактором, определявшим образ жизни людей каменного века. Они жили небольшими сплоченными родами. Коллективная охота требовала коллективизма в повседневной жизни. Первобытные люди не знали, что такое частная собственность. Они жили в одной пещере и питались у одного костра, не производя дележа добычи. Все мужчины рода считались братьями, а все женщины – сестрами. Семья имела иной характер, чем в наше время. Кроме первой жены каждый мужчина имел других жен – все жены братьев, т.е. все женщины рода, считались его вторыми женами.

Загонная охота привела к полному истреблению многих видов крупных животных, например мамонтов, шерстистых носорогов. Пытаясь выжить в вечной борьбе за существование, люди совершенствовали методы охоты. Примерно 13 тыс. лет назад был изобретен лук, позволивший охотиться на птиц и мелких животных. В это время была одомашнена собака. Люди «заключили союз» с предками собак, шакалами, и стали помогать друг другу на охоте. Появляется гарпун и получает распространение рыболовство. Охотники создают первые рыбачьи лодки-долбленки. Наряду с охотой все больше распространяется собирательство. Собирательством съедобных растений обычно занимались женщины, в то время как охота была занятием мужчин.

Смысл всех технических достижений древнего человека в конечном счете сводился к попыткам расширения его экологической ниши. Объем экологической ниши определяется размерами существующих пищевых ресурсов. Технические достижения, скажем, освоение рыболовства, приводят к увеличению этих ресурсов, т. е. к расширению экологической ниши. Однако при благоприятных условиях численность населения может удвоиться за 50 лет; за сто лет население может возрасти в 4 раза, за 200 лет – в 16 раз, за 400 лет оно может возрасти в 256 раз! Таким образом, способность человека к размножению такова, что новые ресурсы вскоре оказываются исчерпанными, экологическая ниша заполняется до предела, и снова начинает ощущаться нехватка продовольствия.

Люди каменного века почти всегда жили в условиях регулярно повторяющегося голода. Голод приводил к столкновениям между охотничьими родами, и археологи находят многочисленные доказательства этих столкновений, в том числе и раздробленные и выдолбленные кости людей – признаки каннибализма.

Усовершенствование методов охоты оказывало существенное влияние на жизнь людей, однако они не шли в сравнение с теми революционными изменениями, которые произошли в период неолита.

Достижения в хозяйственной жизни – получение излишков продовольствия, появление новых орудий труда и строительство оседлых поселений – делали человека независимым от окружающей природы. В период, продолжавшийся с 8-го по 4-е тыс. до н.э., т.е. до появления первых цивилизаций, произошли коренные изменения в материальной и духовной жизни людей. Была освоена технология земледелия, люди научились сеять пшеницу и собирать урожай. Если прежде для прокормления одного охотника требовалось 20 км² охотничьих угодий, то теперь на этой территории могли прокормиться десятки и сотни земледельцев – экологическая ниша расширилась в десятки, в сотни раз. К охотникам, вынужденным постоянно сражаться за существование, неожиданно пришло неслыханное изобилие, начался «золотой век» в истории человечества. Это позволило назвать этот период неолитический революцией .

Термин был введен в 30-е гг. XX в. английским археологом Гордоном Чайльдом для характеристики процесса перехода от присваивающей экономики к производящей. Неолитическая революция характеризуется переходом к новым социальным отношениям в обществе в условиях перехода от охоты к скотоводству, от собирательства к земледелию и освоению новых технологических операций.

Неолит получил название из-за широкого внедрения новых способов обработки крупных каменных орудий: шлифования, сверления и пиления. Эти приемы позволили человеку перейти к обработке новых, более твердых пород камня: нефрита, жадеита, яшмы, базальта, диорита и других, которые стали служить исходным сырьем для создания крупных топоров, тесел, долот, мотыг. Шлифованными каменными топорами, жестко скрепленными с деревянной рукоятью посредством высверленных цилиндрических отверстий, человек стал рубить лес, выдалбливать лодки, строить жилища.

Условия, позволявшие перейти от присваивающей формы хозяйства к производящей , возникли почти повсеместно, но осуществился этот переход не одновременно. Еще в 30-е гг. XX в. отечественный биолог и генетик Николай Иванович Вавилов выделил семь самостоятельных очагов происхождения культурных растений и в то же самое время семь вероятных самостоятельных очагов возникновения земледелия. Это Турция, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Пакистан, Индостан и Индокитай. Возникло поливное земледелие. Выводы Н.И. Вавилова во многом были подтверждены археологами.

Заселение человеком Урала началось около 100 тыс. лет назад. Оно происходило с разных направлений и не было постоянным из-за периодических наступлений ледника. Палеолитические памятники обнаружены на всей территории Уральского края. В конце позднего палеолита происходило становление уральского (смешанного) антропологического типа. Главными занятиями древних «уральцев» были охота, рыболовство и собирательство. Для изготовления орудий труда и предметов быта использовались кремний, яшма, кости животных. Камень обрабатывался техникой скола длинных ножевидных пластин и техникой тонкой ретуши. Вместе с сезонными стоянками возникли и долговременные теплые жилища, в основании имевшие крупные кости животных (мамонта, северного оленя). В пещерах Уральских гор археологами найдены изображения животных.

В период с 8-го по 6-е тыс. до н.э. (переход от мезолита к неолиту) в обработке камня, кости и дерева стали применяться новые технические приемы: оббивка, шлифование, пиление, сверление, продольное и поперечное прорезание и членение, строгание и др. Появились микролитические орудия труда.

В результате неолитической революции на Урале получила распространение пластинчатая индустрия в сочетании со вторичной обработкой – отжимной ретушью и шлифованием. Обнаруженные камнеобрабатывающие мастерские свидетельствуют о начале специализации хозяйственной деятельности (добыча и обработка камня). Стали использоваться новые породы камня: кварц, гранит, сланец, горный хрусталь и др. Появились новые орудия: топоры, долота, стамески, тесла, костяные мотыги. По берегам рек и озер строились общинно-родовые поселения из нескольких жилищ (полуземлянок), где велось коллективное комплексное хозяйство. Наряду с охотой, рыболовством и собирательством осваивалось животноводство, но предпосылки перехода к производящему хозяйству только складывались. Человек осваивал различные средства передвижения: лыжи, сани, нарты, лодки. В эпоху неолита на Урале стали изготовлять глиняную посуду техникой ленточного налепа и украшать ее различными композиционными узорами. К ранним формам религий уральского населения относились тотемизм, фетишизм и магия. Они имели выраженную антропо- и зооморфную направленность.

Общины первых собирателей-земледельцев «возглавляли» женщины. Женщины преимущественно занимались собирательством, и поэтому они были ближе к «изобретению» земледелия. В то же время «главенство» женщины (матриархат ), а точнее, ее центральное положение в родовой общине, объяснялось, прежде всего, характерной для первобытной эпохи традиции установления родства по материнской линии.

Первоначально основным орудием земледельца была палка-копалка или мотыга. В 4-м тыс. до н.э. был изобретен плуг, в который запрягали волов. Использование плуга требовало большой физической силы, и с этого времени пахота стала делом мужчин. Теперь кормильцем рода стал мужчина, настало время патриархата.

Освоение земледелия было великим фундаментальным открытием, которое привело к резкому расширению экологической ниши и к быстрому увеличению численности земледельческого населения. Первоначальный очаг земледелия находился на Ближнем Востоке. Уже в 8-м тыс. до н.э. здесь ощущалась нехватка земли и началось расселение земледельцев на земли окружающих охотничьих племен, что означало распространение земледельческого культурного круга. В 7-м тыс. до н.э. земледельцы появились на Балканах, в 6-м тыс. до н.э. – в долинах Дуная, Инда и Ганга, а к концу 5-го тыс. до н.э. – в Испании и Китае. Охотничьи племена, прежние обитатели этих территорий, либо истреблялись и вытеснялись пришельцами, либо подчинялись им и перенимали их культуру. Из старых районов земледелия выходили все новые и новые миграционные волны. Финикийцы и греки осваивали берега Средиземного моря, индийцы – берега Индокитая.

В эпоху неолитической революции появилось скотоводство. Первыми были приручены мелкие животные – свиньи, овцы, козы. На более поздней стадии неолита был одомашнен крупный рогатый скот, а еще позднее – лошадь. Выделялись пастушеские племена, у которых кочевое скотоводство стало главным занятием. Это было первым крупным общественным разделением труда. В процессе доместикации животных и растений человек изменял свою деятельность в соответствии с растущими потребностями. После периода смешанной сельскохозяйственной деятельности произошло постепенное разделение людей на земледельцев и скотоводов.

С развитием земледелия начинается история глинобитной архитектуры. Для строительства домов изготавливали глинобитные блоки (сырцовые кирпичи) удлиненной, овальной формы, шириной 20 – 25 см, длиной 60 – 70 см. Их лепили из глины, смешанной с крупно нарезанной соломой.

Матриархат перестал соответствовать возросшему уровню производительных сил и новым формам производства. В скотоводстве и земледелии главную роль играли мужчины. Домашняя работа женщин утратила свое первостепенное значение. Совершается переход от матриархата к патриархату. Главой семьи становится мужчина. Возникает большая патриархальная семья. Их совокупность образует патриархальный род – коллектив, владеющий землей и орудиями труда. Совокупность родов составляет племя. Управлялось оно советом глав родов.

В настоящее время большинство специалистов считает, что скотоводство было освоено в одно время или немного позже, чем земледелие. Имея излишки пищи, земледельцы получили возможность вскармливать детенышей убитых на охоте животных – таким образом, происходило постепенное одомашнивание. В 9 – 8-м тыс. до н.э. на Ближнем Востоке были одомашнены козы и овцы, несколько позже – крупный рогатый скот. Расселяясь на новые территории, земледельческие племена приносили с собой навыки комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства. В 4 – 3-м тыс. до н.э. земледельческие поселения распространились на обширные пространства северного Причерноморья и Прикаспия. На этих степных просторах обитали дикие лошади, тарпаны, которые вскоре были приручены населением этих мест.

На территории Прикаспия и современного Казахстана лишь немногие земли были доступны для обработки мотыгой, и земледельцы селились на плодородных участках в поймах немногочисленных рек. Однако окружающие степи представляли собой изобильные пастбища, на которых паслись большие стада скота, – так что в хозяйстве местного населения явственно преобладало скотоводство. На одном квадратном километре ковыльно-разнотравной степи можно было прокормить 6 – 7 коней или быков, а для прокормления одной семьи из 5 человек требовалось стадо примерно в 25 голов крупного скота, следовательно, плотность скотоводческого населения в степи могла достигать 1,3 чел./км 2 .

Таким образом, плотность скотоводческого населения лишь ненамного превосходила максимальную плотность для охотников и собирателей. Она в 5 – 10 раз меньше, чем у мотыжных земледельцев, и в сотни раз меньше, чем у земледельцев, использующих ирригацию. Экологическая ниша скотоводов очень узка, и перенаселение наступает достаточно быстро. Пытаясь ввести в хозяйственный оборот удаленные пастбища, жители степей постепенно перешли к яйлажному скотоводству, при котором основное население оставалось в поселке, а пастухи вместе со стадами уходили на все лето на дальние пастбища. Следующим шагом в этом направлении стало кочевое скотоводство. Жители степей стали кочевать вместе со своими стадами.

Толчком к этим изменениям, произошедшим в VIII в. до н.э., было новое фундаментальное открытие – создание строгих удил. За созданием строгих удил последовало освоение всадничества (верховой езды). Наездничество перестало быть искусством немногих. Оно стало доступно всем. Кочевники Средней Азии обычно зимовали в районах южнее Сыр-Дарьи, а летом перегоняли свои стада за 1,5 – 2 тыс. км на богатые пастбища северного Казахстана (из-за сурового климата эти пастбища не могли использоваться зимой). Кочевание помогло освоить северные степи и горные луга, однако оно потребовало смены образа жизни. Кочевники отказались от растительной пищи. Они питались главным образом молоком и молочными продуктами. Важнейшими изобретениями кочевников, без которых была невозможной жизнь в степях, стали сыр и войлок. С переходом к кочевому скотоводству резко изменился весь облик степей. Исчезли многочисленные поселки, жизнь теперь проходила в повозках, в постоянном движении людей вместе со стадами от одного пастбища к другому. Женщины и дети ехали в поставленных на колеса кибитках, но были племена, где на коней сели и женщины. Древнегреческий историк Геродот в первом систематическом описании жизни и быта скифов свидетельствовал, что женщины кочевников «вместе с мужьями и даже без них верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами». Археологи обнаружили, что в могилы женщин – так же как в могилы мужчин – часто клали уздечку, символ всадника.

Римский историк Аммиан Марцеллин в IV в. писал о гуннах, что они словно приросли к своим коням, занимаются своими обычными занятиями сидя в седле. День и ночь они проводят на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют, и, склонившись на крутую шею коня, засыпают. Когда приходится совещаться о серьезных делах, то и совещания они ведут, сидя на конях.

Кочевничество позволило освоить новые пастбища, но плотность населения в степи оставалась низкой. Экологическая ниша скотоводов была очень узкой, и голод был постоянным явлением. Китайские хроники пестрят сообщениями о голоде среди кочевого народа сюнну (хунну).

«В том же году в землях сюнну был голод, от него из каждого десятка населения умерло 6 – 7 человек, а из каждого десятка скота пало 6 – 7 голов. Вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости, свирепствовали повальные болезни, от которых великое множество людей померло…».

Образ жизни кочевников определялся не только ограниченностью ресурсов кочевого хозяйства, но и его неустойчивостью. Экологические условия степей были изменчивыми, благоприятные годы сменялись засухами и обледенением пастбищ. В среднеазиатских степях это случалось раз в 7 – 11 лет. Снежный буран или гололед приводили к массовому падежу скота. В иной год гибло больше половины поголовья скота, что влекло страшный голод. Кочевникам не оставалось ничего иного, как умирать или идти в набег. «У нас ведутся постоянные войны, – говорит скиф Токсарис в произведении древнегреческого писателя-сатирика Лукиана, – мы или сами нападаем на других, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ…». «У этих племен… все люди без различия – воины», – говорит об арабах А. Марцеллин.

Кочевники закалялись в борьбе со стихией и в постоянных столкновениях друг с другом. В каждом роду имелся наездник, отличавшийся храбростью и физической силой. Постоянно проявляя себя в схватках, он постепенно становился «батыром», «богатырем». Батыры возглавляли роды в сражениях, они были главными героями местного эпоса.

Культ войны находил проявление в поклонении мечу. Геродот сообщает о поклонении мечу у скифов, А. Марцеллин – у алан.

В бесконечных сражениях выживали самые сильные и смелые. Таким образом, кочевники подвергались естественному отбору, закреплявшему такие качества, как физическая сила, выносливость, агрессивность. Древние и средневековые авторы неоднократно отмечали физическое превосходство кочевников над жителями городов и сел. «Кипчаки – народ крепкий, сильный, здоровый», – отмечал в XIV в. арабский купец-путешественник Ибн Баттута. «Они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются корнями трав и полусырым мясом всякого скота», – говорит Марцеллин о гуннах. «Искусно стреляют из лука с лошади, по природе люты, безжалостны…» – пишет китайский историк о тюрках. В Китае и в мусульманских государствах жители степей считались лучшими воинами, и из них набирались отборные воинские части.

Войны между кочевыми племенами нередко приводили к объединению Великой Степи и созданию кочевых империй. Единое государство положило конец межплеменным войнам, но не снижало демографического давления в степи. Если раньше в годы «климатического стресса» кочевники шли в набег на соседнее племя, и численность населения снижалась за счет военных потерь, то теперь единственным способом спасения от голода было объединение сил степи и нашествие на земледельческие страны. Таким образом, объединение кочевников порождало волну нашествий.

Нашествие приобретало особенно грозный характер, когда в руки кочевников попадало новое оружие. Первым созданным кочевниками новым оружием была запряженная парой коней легкая боевая колесница. Затем последовало освоение верховой стрельбы из лука. Были изобретены тяжелый лук, седло и стремя, позволившее использовать саблю. Все эти фундаментальные открытия нарушали военное равновесие между кочевниками и земледельцами. На земледельческие цивилизации обрушилась волна нашествий жестоких завоевателей.

Завоевание приводило к созданию сословных обществ, в которых основная масса населения, потомки побежденных земледельцев, эксплуатировалась потомками завоевателей. В новом обществе кочевники составляли военное «рыцарское» сословие. Они делили завоеванную страну на «феоды», возводили замки и порабощали крестьян.

Необходимо также сказать несколько слов об экологическом аспекте жизни кочевого общества. Постоянные войны в степи делали кочевников прирожденными воинами-кавалеристами, сильными, отважными, выносливыми и агрессивными. По своим физическим и психологическим характеристикам, по образу жизни кочевники были непохожи на крестьян-земледельцев. Эти отличия были следствием обитания в другой экологической нише, следствием адаптации к другим экологическим условиям. По законам биологии обитание в другой экологической нише ведет к формированию видовых различий. Можно предположить, что процесс становления кочевничества являлся также началом выделения нового вида людей (точно так же, как земледельцы были новым видом по отношению к охотникам). Таким образом, мы может наблюдать, как фундаментальное техническое открытие – изобретение суровых удил – привело к столь резким переменам в жизни людей, что можно говорить о формировании нового вида (или подвида) Homo sapiens.

История материального производства первобытного человека достаточно богата. Впервые было освоено добывание и использование огня. Появились сначала примитивные, а затем и более сложные орудия.

Археологические данные говорят о том, что первоначально все необходимое для себя древние люди делали сами в пределах своего хозяйства. Переход к земледелию обусловил переход к оседлому образу жизни. Необходимость хранения продуктов земледелия и приготовления пищи вызвала потребность в посуде. Древнейшие сосуды были сделаны из дерева или камня. Позднее появилась глиняная посуда. Наиболее ранняя посуда, сделанная методом ручной формовки, датируется концом 7-го тыс. до н.э.

Среди земледельческих племен распространяется ткачество. Сырьем служили шерсть, шелк, хлопок, лен. В 5-м тыс. до н.э. появился ткацкий станок.

Ранние земледельческие племена познакомились в 7-м тыс. до н.э. с металлом. Первые медные предметы – шильца, проколки, бусины. Постепенно возникли ремесла и появились ремесленники, т.е. люди, которые специально этим занимались. Выделилась профессия горняка. Разработки кремня неолитического периода известны на территории Европы.

Патриархальный род таил в себе зачатки разложения первобытнообщинного строя. С появлением новых орудий росла производительность труда. Это создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству отдельной семьи как наиболее производительному. Если прежний труд требовал общественной собственности на средства производства, то индивидуальный требовал частной собственности. Все это связано с общественным разделением труда и развитием обмена продукцией. Возникла необходимость в орудиях обмена. Ими являлись скот и другие орудия. Все это способствовало возникновению межобщинных отношений.

Появились изображения – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки. Освоение нового вида деятельности – художественного творчества – величайшее изобретение человечества. Изображения свидетельствуют о том, что возникла в высшей степени символическая концепция мира, являющаяся результатом отвлеченного мышления и отраженная в мифологической форме.

Миф, религиозные представления и сопутствующее им искусство не решали проблем в научном плане, создавали иллюзорный мир. В создании магии выражался не только страх человека перед таинственными силами природы, но и вера в возможность управлять такими силами. Создавалась картина мира, состоящая из действительных и предполагаемых (фантастических) элементов, удовлетворяющих человека своей полнотой и законченностью.

В верхнем палеолите развитие изобразительного искусства имеет ряд черт, позволяющих выявить отражавшиеся в них довольно сложные сюжеты мифов о людях, животных, небесных светилах. В период мезолита в центре внимания первобытного художника становится человек вместо животного. Все внимание поглощено действием, изображения многофигурны. В неолите реализм сменился схематизмом.

1. Афанасьев Ю.Н. История науки и техники [Текст]: конспект лекций /Ю.Н. Афанасьев, Ю.С. Воронков, С.В. Кувшинов. М., 1998.

2. Бернал Д. Наука в истории общества [Текст] / Д. Бернал. М., 1956.

3. Бутинов Н.А. Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев [Текст] / Н.А. Бутинов. // Ранние земледельцы. М., 1980.

4. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века [Текст]: книга для учителя / В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков. М., 1993.

5. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения [Текст] / Пер. с англ. М. 1997.

6. Запарий В.В. История науки и техники [Текст]: курс лекций / В.В. Запарий, С.А. Нефедов. Екатеринбург, 2004.

7. История науки и техники [Текст]: курс лекций / А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, А.И. Кузнецов, С.А. Нефедов; под ред. проф., д-ра ист. наук В.В. Запария. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.

8. История науки и техники [Текст]: курс лекций / А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, А.И. Кузнецов, С.А. Нефедов; под ред. проф., д-ра ист. наук В.В. Запария. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

9. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза [Текст] / АН СССР, Ин-т этнографии; отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1983.

10. Ломан Н.К. Развитие техники обработки металлов давлением с древнейших времен до наших дней [Текст] / Н.К. Ломан. М., 1990.

11. Матюхин А.Е. Орудия раннего палеолита [Текст] / А.Е. Матюхин // Технология производства в эпоху палеолита. Л., 1983. С. 134 – 187.

12. Першиц А.И. История первобытного общества: учебник [Текст] / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1982.

13. Решетов А.М. Основные хозяйственно-культурные типы ранних земледельцев [Текст] / А.М. Решетов // Ранние земледельцы. Л., 1980.

14. Рыжов К.В. Сто великих изобретений [Текст] / К.В. Рыжов. М., 2000.

15. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке [Текст] / С.А. Семенов. Л., 1968.

16. Соломатин В.А. История науки [Текст]: учебное пособие / В.А. Соломатин. М., 2003.

17. Тейлор Э.Б. Первобытная культура [Текст] / Э.Б. Тейлор. М., 1989.

18. Торопов В.Н. Первобытные представления о мире [Текст] / В.Н. Торопов //Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 8 – 40.

19. Фрезер Д. Золотая ветвь [Текст] / Д. Фрезер. М., 1983.

20. Щелинский В.Е. К изучению техники, технологии изготовления и функций орудий мустьерской эпохи [Текст] / В.Е. Щелинский // Технология производства в эпоху палеолита. Л., 1983. С. 72 – 133.

21. Щелинский В.Е. Трасология, функции орудий труда и хозяйственно-производственные комплексы нижнего и среднего палеолита [Текст]: автореф. дис.… д-ра ист. наук / В.Е.Щелинский. СПб., 1994.


Лекция 3

1

Осуществлена оценка этапов истории становления техники: этапа зарождения технических приспособ-лений; этапа ремесленного становления технических приспособлений; этапа машинной техники; этапа информационно насыщенной техники (автоматизированные системы управления / информационно-технические системы). Понятие техники имеет древнегреческие этимологические корни и получило рас-пространение как в обыденном, так и в научном сознании. Под техникой понимается совокупность ме-ханизмов и машин, созданных человеком на основе научных достижений, предназначенных для осу-ществления различных видов деятельности. Особенности развития техники способствовали появлению шести технологических укладов общества.

технические приспособления

ремесленная техника

машинная техника

информационно-технические системы

технологический уклад.

1. Мэмфорд, Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. – М., 1991.

2. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

3. Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие. – СПб, 2004.

4. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М., Экономика, 2010.

5. Петров, В.П. Социально-философский анализ особенностей формирования личности со-временной России. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2011.

Этимология слова техника имеет древнегреческую историю - τεχνῆτιο (techne) , что определяло на тот момент бытия эллинов самую широкую деятельность человека - от простейшего ремесла до высокого искусства. Предполагается, что это слово появилось во времена Гомера и трактовалось как τέκτων (tekton), имея индоевропейский корень tekp, означающий плотницкое дело, и первоначально использовалось для обозначения искусства мастера строительства - плотника, а затем уже стало употребляться в значении ремесла или искусства в целом.

Аристотель рассматривал это понятие более объемно, придавая ему значение познания. В трактате «Никомахова этика» он обращал внимание на различие и других видов знания, таких как ουράνιος (empeireia: опытное знание) и της επιστήμη (episteme: знание теоретическое). Хотя смысл познания у эллинов был близок смыслу знания, они все же не объединяли их, понимая, что есть вещи, которые еще не получили своего объяснения. Знание в широком смысле слова означало обращение к еще неизвестному. Techne (τεχνῆτιο) представляло ту область знания, которая непосредственно соотносится с человеческой деятельностью, связана с ней, отражает ее результат, то есть порождена мыслью и трудом человека в соответствии с имеющимися потребностями. Это являлось областью технознания . Предметом его выступала сфера создаваемого, т.е. находящегося в процессе становления. Теоретическое же знание было обращено к непосредственно существующему, то есть к уже данному природой или богами и требовало понимания.

Техническое знание представляло собой как бы связующее звено между опытным знанием и знанием теоретическим. В технознании интуитивно соединялись экспериментальные данные и теоретические умозаключения по объяснению происходящего и настоящего.

Особенностью технического знания была его направленность на проектирование, конструирование и производство. Процесс будущего производства в техническом знании состоит из ряда этапов: идеальное моделирование объекта, его проектировку и непосредственную разработку конструкции . Это существенная особенность, которая позволяет видеть в техническом знании средство для осуществления целей, соответствующих реальным потребностям общества и человека.

Сравнивая процессы производства в техническом знании и процессы возникновения в природе, греческие мыслители считали, что они во многом схожи, хотя процесс производства сложнее. В отличие от природы техническое знание посредством техники способно моделировать и совершенствовать то, что им создается в соответствии с возникающими потребностями. Во власти технознания - изменить природные процессы, поэтому техника, с одной стороны, действует аналогично природным процессам, с другой, может изменять окружающий мир в соответствии с возникающими потребностями людей.

Таким образом, в слове техника с момента его вербального использования соединились два аспекта: во-первых , орудия труда, т.е. инструменты, с помощью которых человек осуществляет деятельность, реализуя свои потребности; во-вторых , накопленные знания, навыки, способы работы, необходимые в применении орудий труда, а также используемые для их совершенствования. Хотя слово techne и было впервые употреблено в Элладе, оно не является доказательством того, что технические приспособления зародились именно там. Этот факт подчеркивает особенность развития знаний у эллинов, опирающихся на духовное осмысление явлений действительности. Сама же техника, а точнее первичные орудия хозяйственного применения, относятся к 4-3 тысячелетиям до н.э., то есть ко времени зарождения человеческой цивилизации. Поэтому они еще не могли считаться техникой в сущностном понимании и инженерном применении. Это был только прообраз техники для начального обозначения «человеческого техноделания»: создания орудий труда (скребков, мотыг, топоров, лопат, веретена, колеса), организации первичного производства (в строительстве, земледелии, металлообработке). Это были первые шаги человечества в становлении техники, а позднее в понятийном обосновании.

Техника как существенный элемент культуры общества и развития цивилизации исторически включает четыре этапа своего существования. I. Зарождение технических приспособлений. II. Ремесленное становление технических приспособлений. III. Машинная техника. IV. Информационно насыщенная техника [автоматизированные системы управления / информационно-технические системы (АСУ/ИТС)].

Хронологически первый этап включал всю доисторическую эпоху и длился до зарождения первых древних цивилизаций 4-3 тысячелетий до н.э. В это время формально складывались, а затем постепенно трансформировались первобытно-общинные отношения. Общественно-экономическая формация имела примитивный вид, и деятельность человека ограничивалась его семейно-родовыми потребностями. Применялись примитивные хозяйственные приспособления, необходимые для бытовых нужд. Они зачастую носили случайный характер, потому как не изобретались человеком, а случайно находились им. По мнению испанского философа и публициста Х. Ортеги-и-Гассета, эта техника была «техникой случая». На самом раннем этапе своего существования первобытный человек не понимал значения орудия труда и, естественно, не мог представить, как его изготовить. Он ограничивался лишь тем, что использовал для своих нужд пригодные природные предметы. Например, пустая скорлупа служила ему естественным, заменяющим ладони сосудом для питья (Л. Гейгер, немецкий исследователь). Случайно попавшийся камень или кость животного использовались в качестве примитивного «ножа», «топора» или «молотка». Но и тут «случай» был не для всех, а лишь для наиболее развитых, то есть тех, кто был способен осмысливать увиденное для своих первичных потребностей. И только спустя миллионы лет неоднократная случайность стала превращаться у первобытного человека в тенденцию к осознанному , а позднее к целесообразному применению им природных предметов в качестве хозяйственных приспособлений, давших толчок к их техническому изготовлению и использованию.

Набор технико-хозяйственных средств был ограничен, а операции по их изготовлению были незамысловатыми и передавались из поколения в поколение. Человек еще не осознавал себя субъектом своей деятельности, а, следовательно, и творцом техники. Он «еще не ощущает себя как homo faber», поэтому техника принимается им как часть природы, с которой он пребывает в единстве (Х. Ортега-и-Гассет) .

Темпы развития технических приспособлений в этот период были самыми длительными в истории человечества, так как древний человек создавал приспособления методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и только с появлением первых цивилизаций в Египте , Индии, Китае и Месопотамии (государства Ур, Урук, Лагаш в двуречье Тигра и Ефрата) начинает складываться новый этап в развитии технических приспособлений.

Хронологически его можно определить с этапа зарождения первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетия до н.э.) до наступления Нового времени (конец XVI - начало XVII вв.).

Технические приспособления в этот период стали существенно отличаться от первобытных, но назвать их техникой было нельзя в силу того, что научные знания только зарождались и применять их на практике люди еще не научились. Правда хозяйственное оборудование становится более разнообразным, а способы его изготовления усложняются, и далеко не каждый человек может сам изготовить необходимое ему приспособление. Более того, само применение усложненных предметов труда потребовало знаний и серьезной подготовки для занятия конкретным ремеслом с изготовлением орудий производства в различных видах хозяйственно-бытовой деятельности.

В силу этих причин постепенно стал зарождаться социальный слой ремесленников, людей, которые соединяли в себе техника и рабочего (Х. Ортега-и-Гассет). Орудия труда у них еще выступали простым дополнением к человеку, который, хоть и являлся «движущей силой» технического процесса (К. Маркс), но отношение «человек - орудие» коренным образом не изменилось со времени первобытно-общинного строя. Это произойдет гораздо позже при машинной технике, с применением которой существенно возрастет производительность труда и качественно изменится технологический процесс.

Суть состояла в том, что ремесло ремесленника как особая форма технической деятельности не основывалось на науке, никаких теоретических расчетов не производилось. Базой выступали традиционные знания и практические навыки поколений. Это означало, что ремеслом можно овладеть только эмпирическим путем, именно поэтому оно оставалось в рамках традиций. Данное обстоятельство наложило естественные ограничения на всю изобретательскую деятельность. Появление новых технических приспособлений было так же, как и раньше, делом большого времени. И хотя темпы технического развития ускорились по сравнению с темпами развития «техники случая», но и они не могли удовлетворять растущие потребности человечества. Только с наступлением эпохи Возрождения, а точнее с началом Нового времени, в Европе технизация приобретает то содержание, которое соответствовало ее форме. Этим содержанием техники выступила наука. Ремесленная техника исторически исчерпала свой потенциал и открыла путь машинной технике.

Хронологические рамки третьего этапа включают несколько столетий: от периода Нового времени до середины XX века.

В основе машинной техники лежала инженерная деятельность, которая как более развитая форма технической деятельности ориентируется на науку, то есть на теоретическое и прикладное естествознание.

В этом общественная сущность того, что машинная техника не могла появиться как альтернатива ремесленной технике в одно с ней историческое время. Не было реальных условий свободному развитию естествознания, а также и инженерной деятельности, которые позднее были вызваны к жизни объективными потребностями в развитии производительных сил. Общество стало осознавать этот факт именно в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.

В то же время стоит отметить, что у инженерной деятельности есть своя предыстория. Она закономерно укладывается в хронологические рамки тех эпох, которые предшествовали Новому времени. Этому способствовали обстоятельства и деятельность ряда уникальных представителей рода человеческого, в частности, Архимеда (287-212 до н.э.), Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Галилео Галилея (1564-1642 гг.), Николая Коперника (1473-1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.), Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.), Исаака Ньютона (1643-1727 гг.), Христиана Гюйгенса (1629-1695 гг.). Однако стыковки научного знания и производства еще не происходило, время научно-технических революций было впереди.

Как отмечал М. Хайдеггер, человечеству было еще отведено время для непрерывной эволюции производства и связанного с ней развития теоретического и практического естественнонаучного знания, прежде чем начавшаяся в Англии в 60-х годах XVIII века промышленная революция (охватившая Европу и США) не привела к необходимости формирования отдельных технических наук (например, теоретической механики).

Значительными событиями на этом пути были: изобретение англичанином Джеймсом Уаттом (1736-1819 гг.) паровой машины и универсального теплового двигателя; французом Этьеном Ленуаром (1822-1900 гг.) двигателя внутреннего сгорания; русскими изобретателями, отцом и сыном Черепановыми, паровоза и строительство железной дороги, протяженностью 3,5 км (Черепановы - Ефим Александрович (1774-1842 гг.) и сын его Мирон Ефимович (1803-1849 гг.) были крепостными людьми у заводчиков Демидовых); открытие физических свойств электричества и изобретение электромотора - динамомашины в 1867 году; Яблочковым Павлом Николаевичем (1847-1894 гг.) электрической свечи (1876 г.), в результате которых последовала целая серия мировых электротехнических изобретений, положивших начало четвертому этапу развития техники. Научные открытия сыграли решающую роль в переходе от занятия ремеслом к машинной технике, а затем и к машинному производству.

Переход от мануфактуры к промышленному производству потребовал профессиональной подготовки инженеров. В Париже в 1794 году известный математик и инженер Гаспар Монж (1746-1818 гг.) открыл Политехническую школу, сочетавшую в себе научно-теоретическую и технико-практическую подготовку. Эта система подготовки кадров начала распространяться по Европе и в США. В России также предпринимаются конкретные меры по подготовке технических специалистов. В 1830 году в Москве открывается ремесленное училище, которое в 1868 году было преобразовано в Императорское Московское техническое училище (высшее учебное заведение), с 1917 года - это МВТУ, вуз, крупнейший научно-исследовательский центр машино- и приборостроения. Ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В отличие от ремесленной практики, где человек продолжал оставаться основной движущей силой технического процесса, в машинной технике движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы. Машинная техника создала предпосылки перехода к четвертому этапу технического развития общества.

Хронологически четвертый этап - этап информационно насыщенной техники - начинает складываться с середины ХХ века и продолжается по сей день. АСУ/ИТС способствуют совершенствованию проектирования, научного исследования, управления производством и технологическими процессами.

Крупнейшие научные открытия в области атомной физики и квантовой механики, развитие химической физики и электроники (наноэлектроника), технологические разработки (биотехнология, мембранная, вакуумная, лазерная технологии) и применение традиционных и нетрадиционных энергоносителей способствовали появлению новых поколений техники. Творческий научно-технический процесс в среде ученых и специалистов, изобретателей и инженеров в различных сферах человеческой жизни идет параллельно с созданием и использованием новой техники. Работают множественные НИИ, КБ, ОКБ, лаборатории, институты, заводы, предприятия различных видов собственности по созданию новой техники и применению новых технологий в производстве широкого ассортимента продукции.

На смену машинной технике пришло машинное производство, автоматизированные системы управления, информационные технические системы. Электронно-вычислительная техника, компьютеризация производственного и интеллектуального процессов позволили в десятки, сотни и тысячи раз сократить время на разработку и внедрение изделий. Человек в этом процессе представлен на трех уровнях: инженер, программист, технолог.

Проблема исторического становления и развития техники, ее теоретическое видение предметно развивалось в ряде стран и научных школ, в том числе России. К числу западных теоретиков, философов техники относится плеяда немецких мыслителей XIX-XXI веков - Э. Капп, Ф. Дессауэр, Э. Блох, М. Хайдеггер; французский философ и социолог Ж. Эллюль; американские ученые Л. Мэмфорд, Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу; испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. В России к числу мыслителей этого направления принадлежит П.К. Энгельмейер - первый теоретик философии техники, А.А. Богданов. В современной России заслуживают достойной оценки работы В.Г. Горохова, В.М. Розина, Е.А. Шаповалова, весьма актуальной является работа санкт-петербургского философа Н.М. Аль-Ани, идеи которой использованы в статье .

Историческое появление техники обусловило развитие шести технологических укладов, различающихся технологиями производства. Начало было положено промышленной революцией XVIII века в Европе. В первом технологическом укладе (1770-1830 годы) ключевым фактором развития производства стали текстильные машины. Во втором (1830-1880 годы) им был паровой двигатель. В третьем (1880-1930 годы) ведущую роль сыграл электродвигатель, существенно обеспечивший повышение гибкости производства. В четвертом (1930-1970 годы) технико-технологический рывок в промышленности обеспечил двигатель внутреннего сгорания, позволивший перейти к массовому производству различных классов автомобилей, тракторов, самолетов. Пятый технологический уклад (1970-2010 годы) опирался на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии и материалов. Происходило предметное освоение космического пространства, развитие спутниковой связи. Ядро технологического уклада составили электронная промышленность, вычислительная техника, роботостроение, программное обеспечение, телекоммуникации, информационные технологии, оптико-волоконная техника. Шестой технологический уклад развивается на наших глазах с 2010 года. Ключевым фактором выступают нанотехнологии и клеточные технологии. Преимущество шестого технологического уклада, по сравнению с предыдущим, по прогнозу будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами. Его ядром выступают наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника. Обоснование такого подхода было заложено С.Ю. Глазьевым , и можно с достаточной долей оптимизма отметить, что прогнозы российского экономиста вполне реальны, как и выделение им шести технологических укладов. Современная техника - это техника пятого, шестого и даже седьмого поколений, ее функционирование возможно только с применением перспективных технологий. Взаимосвязь техники и технологии дает реальный толчок развитию как промышленного производства, так и общества в целом по всем сферам его жизни: экономической и экологической, управленческой и научной, педагогической и художественной, медицинской и физкультурной, оборонной и общественной безопасности .

Рецензенты:

Кулаков А.А., д.и.н., профессор, зав. кафедрой отечественной истории и культуры ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Кожевников В.П., д.и.н., профессор, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Петров В.П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ: ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И СТЕПЕНЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12679 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Цели и задачи истории науки как дисциплины: в научном исследовании; в учебном процессе; в создании музейной (исторической) экспозиции. Место истории науки в системе, как гуманитарных, естественных наук, так и технических. Понимание нового знания в истории науки. Предмет истории науки. Методы истории науки. Источниковая база истории науки и техники. Памятники науки и техники. Пределы рациональной реконструкции. История науки как сопереживание, как погружение. Новая информационная среда истории науки и техники. Соотношение истории науки и науковедения. Значение работ В. Вернадского, А. Богданова, К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, А. Койре, М. Фуко, Р. Мертона, М. Полани для науковедческих исследований.

Часть II. Наука и техника в их историческом развитии

Тема 1. Знания и технологические возможности периода доцивилизационного развития человечества

Неадекватность классической схемы истории появления человека и общества Роль знания в традиционном обществе. Мифологические формы знания. Современные исследовательские подходы к анализу мифа. Концепция структурной антропологии К. Леви-Строса. От структурной антропологии к постструктурализму. Современные традиционные общества как “историческая лаборатория”. Возможности датировки и реконструкции появления сложных орудий. Неолитическая революция. Освоение первых технологических процессов; современная оценка их эффективности. Эволюция простых и сложных орудий труда.

Тема 2. Знания о мире и человеке, уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях

Источниковая база изучения истории научных и технических знаний древних цивилизаций. Проблемы уверенной датировки. Существующие хронологии и периодизации. Концептуальные модели мира, характерные для древних цивилизаций. Сакральность знания, сакральность власти. Знание как путь, как откровение, как посвящение. Постижение знания. Системы кодирования знания, механизмы его передачи. Возможность современной интерпретации древнего знания. Реконструкция канонов древних цивилизаций. Геометрическая версия “золотого сечения”. “Внезапность” древнеегипетского и вавилонского знания и технологий. Проблема языка: происхождение, развитие, понимание. Современные версии реконструкции знания и отдельных технологических решений (пирамиды, зиккураты, ирригация и т.д.). Специфика знания и технологического уровня развития древних цивилизаций. Понимание времени; цикличность как форма жизни. Особая роль календаря. Типы календарей. Уникальность календаря майя. Предсказания астрономических и природных явлений в древности - высшая форма рационального знания.

Тема 3. Научная и техническая культура античности

Периодизация античности. Основные центры культуры и науки. Принципиально новое концептуальное видение мира: “понижение уровня” сакральности и “повышение уровня” личности. Пантеон античных богов. Культурный герой. Семантическая нагруженность мифа о Прометее. Основные коды и знаковая система античности. Переход от Мифа к Логосу. Фиксируемый процесс развития научных представлений - появление собственно истории. Источниковая база истории науки античности. Основная особенность интеллектуальной жизни античности - новая культура мышления и обоснования знания. Взаимосвязь полисной демократии и возникновение науки. Десакрализация знания, его доказательность. Фундаментальность античного понимания проявления. Понятие гармонии, формы ее проявления в мире и человеке, методы ее поиска как смысла существования. Проблемы взаимосвязи греческой науки со знанием Востока, характерные мотивы и формы заимствованийОсновные античные школы, мыслители, научные направления и достижения. Милетская школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. “Пифагорейский союз”. Фундаментальные пары противоположностей. Гераклит: идея всеобщей изменчивости. Эмпедокл: концепция четырех элементов и эфира. Эволюционная космология и “строение космоса”. Теория материи и космология у атомистов. Роль принципа причинности. Концепция множественности миров. Платон и его картина мира. Афинская академия. Принципы античного образования. Система Аристотеля. Универсальность научного синтеза в гуманитарной и естественнонаучной области в сочинениях Аристотеля Необычайная устойчивость аристотелевской парадигмы в истории науки и философии. Учение о материи и форме, Создание классификации как научного принципа. Доксография и возникновение истории науки. Александрийская школа; музей, библиотека. Особенности эллинистической науки в целом.

Возникновение ранних форм исследования в общественной сфере. Сходства и различия между греческими государствами, а также между ними и другими регионами древнего мира. Реформаторская мысль Солона.

обществознания. Условный характер применения понятия “дисциплина” к истории античной общественной мысли.

Воззрения Сократа, Платона, Аристотеля в области социального устройства, экономики, теории исторического процесса, педагогики, теории искусства и литературы, управления и права. Постановка теоретических вопросов юриспруденции в древнегреческой мысли как пример ранненаучного мышления.

Научное знание и технологические достижения Рима. Упадок науки в Риме по сравнению с Элладой. Развитие методов медицинского наблюдения и вскрытие человеческого тела в трудах Галена и его школы; описание мускульной, пищеварительной и других систем человеческого организма.