О чем спектакль день опричника. Отзыв о спектакле «День опричника» — театр Ленком

Максим Николаевич является одним из организаторов и артистов музыкально-театрального коллектива «Заячий стон». С 2009 он играет в рок-коллективе «Балабама», а в 2010-2011 гг. он вел ТВ-передачу «Хи-Хи-Хит парад». Телезрители знают его также по главной роли Миши в сериале «Ранетки».

{{togglerText}}

Этот артист очень востребован в кино и регулярно радует своих поклонников новыми работами. Из более сотни ролей, которые он сыграл на съемочной площадке, много главных. Это Анисимов в «Неподкупном», Макеев в сериале «Товарищи полицейские», Захарыч в детективной мелодраме «Что скрывает любовь», Скоробогатов в «Сивом мерине», Осипов в «Суде», Саныч в сериале «Я – сыщик» и еще десятки главных героев отечественных фильмов и сериалов.

{{togglerText}}

Дальнейшая судьба Сергея Вячеславовича связана с . Работы талантливого актера публика может увидеть нескольких постановках. Он создает образ Посохи в , Лорда Перси в и принимает участие в эпизодах массовых сцен в нескольких спектаклях текущего репертуара.

Артист дебютировал в роли диггера в социальной драме «Чрезвычайная ситуация» в 2012 г. Двумя годами позднее на экраны вышла картина «Криминальное наследство», в которой Сергей Яковлев сыграл Андрея. В военной драме 2015 года «Молодая гвардия» актер исполнял роль Толи Попова.

Всего в фильмографии актера насчитывается 6 проектов, его карьера успешно развивается. В исторической мелодраме «Нянька», с которой публика познакомилась в 2018 г., Сергей Яковлев исполнил роль Трофимова.

{{togglerText}}

Талант Виталия Николаевича многогранен, т.к. он не менее успешно работает хореографом и режиссером. В 2011 г. он стал создателем пластического театра «ТУДА», особенностью которого является постановка и реализация перфомансов в разных пространствах (особняки, галереи и площади). Боровик принимает участие в проектах «LIQUID THEATRE». В он сыграл в постановках «Моменты», «Норманск» и «Сфорца».

Фильмография этого артиста включает работы: «Штрафбат», где он сыграл солдата, «Долгий путь домой» – врача и «Ложь во спасение» – Стефано.

{{togglerText}}

Актриса обладает разносторонними интересами и талантами. Она окончила курсы фотомоделей, училась играть на фортепиано, увлекалась танцами, в особенности такими направлениями, как степ и фламенко. Волкова много снимается в кино и ее фильмография с каждым годом увеличивается. В 2011 г. она сыграла главную роль психолога Алисы в фильме «Группа счастья», а в 2014 г. она приняла участие в картине «Кураж», также сыграв главную героиню – Галлу.

{{togglerText}}

Молодой артист серьезно и основательно готовится к каждому выходу на сцену. Он тщательно работает над всеми своими ролями, даже если ему приходится играть персонажей второго плана.

Сергиевский предстает в образах Педрильо и шута Ушастика в . Его можно увидеть в составе «Квинтета» из спектакля и массовых сценах в постановках , и .

В киноиндустрии артист дебютировал в восьмисерийной мелодраме «Выйти замуж за Пушкина», вышедшей на экраны в 2016 г. Андрей Сергиевский был задействован в эпизоде, а годом позднее принял участие в работе над спортивным фильмом «Со дна вершины», в этой картине он исполнил роль Кости Полякова. Дебют в кино был успешным, карьера артиста получила достойный старт. Хочется верить, что в дальнейшем публика еще не раз увидит талантливого актера на экране в интересных и ярких ролях.

{{togglerText}}

Мигицко снимается в фильмах и сериалах. На сегодняшний день ее фильмография включает около двадцати наименований.

{{togglerText}}

Кокорин принимает участие и в творческих проектах других коллективов. Играет Зеленого клоуна в шоу Славы Полунина, Боуи в «Морфологии Дэвида Боуи» и актера в «Неявных воздействиях». Александр является одним из инициаторов создания Союза уличных театров РФ.

Первой киноработой стала роль Серафима в детективе «Академия», снятом в 2014 г., также он сыграл поэта в картине «Побег из Москвабада» и афериста в «Парфюмерше-2». В качестве режиссера и сценариста Кокорин принимал участие в создании короткометражных фильмов «День рождения», где он сыграл Вову и «Что тот человек, что этот» – роль Ивана.

{{togglerText}}

Семь десятков работ в полнометражном кино, сериалах и телеспектаклях. «Чокнутые», «Контракт со смертью», «Близкий круг», ремейк «Кавказской Пленницы», «Next», «Сыщики» и другие проекты на большом экране. Театральные перевоплощения в роли Симеонова-Пищика в , Ламме в «Тилле», Собакевича в «Мистификации» и множество других героев.

Он - обладатель Премии правительства России в области культуры, приза VI фестиваля «Улыбнись, Россия!» и званий Заслуженного и Народного артиста РФ и других престижных наград.

{{togglerText}}

В 2014 г. состоялся дебют Екатерины Драчевой в фильме «Любопытная Варвара», где она сыграла роль секретаря Ольги. Через год актрису можно было увидеть на экране в образе сестры Юли по имени Катя в картине «Вторая жизнь». Также она сыграла эпизод в «Королеве красоты» и Дуню в социальной драме «Челночница».

{{togglerText}}

Александр Вячеславович замечательно исполнил роли Романенко в «Диктатуре совести» и Плужникова в пьесе «В списках не значился», Томаса Мора в «Королевских играх», Хардинга в «Затмении» и Мотла в «Поминальной молитве». На счету Народного артиста России ряд других ярких образов, получивших высокую оценку критиков и зрителей. А. Сирин за лучший актерский дуэт с М. Сухановым в «Тартюфе» награжден премией «Чайка».

Современные театралы могут увидеть Александра Вячеславовича в таких репертуарных спектаклях театра, как – Доктор Бартоло, – Жевакин, – Людовик Великий и – граф Урусов.

Знатоки отечественного кинематографа знают Сирина по таким ролям, как Иван Хромов в «Склифосовском», Скабичевский в драме «Небо падших», меценат Барышников в картине «Суд», Алексей в драме «Тормозной путь», Завальшевский в мелодраме «Два гусара», Некто фильме «Дом, который построил Свифт» и др.

{{togglerText}}

Игорь Алексеевич выступил в качестве режиссера двух фильмов-спектаклей – «Вишневый сад» и «Небесные странники», а еще сыграл главную роль Ивана Воинова в фильме «Летняя поездка к морю». Кроме того, его игру можно увидеть в фильмах и сериалах «Петербургские тайны», «Усадьба», «Русские в городе ангелов», «Краплёный», «Сыщик Путилин», «Остановка по требованию», «Каменская», «Не стреляйте в белых лебедей», «Убить дракона».

{{togglerText}}

В кино Петров дебютировал в 2009 г. – это был персонаж по кличке Топор в фильме «Сердце капитана Немова». Далее этот артист снялся в трех экранизированных спектаклях Ленкома – , где сыграл шута Карлика,

Замыслу Марка Захарова, патриарха театральной и кинорежиссуры, уже лет десять. Говоря по правде, мало кто верил, что на сцене респектабельного и в последние годы конъюнктурного «Ленкома» действительно может появиться «День опричника», мрачнейшая притча Владимира Сорокина о ближайшем будущем России. Однако невероятное случилось. И это событие, что ни говори. Постановка здесь - самого мэтра, а не его правых и левых рук, как нередко бывало прежде. В ролях заняты лучшие из лучших - от легендарного Леонида Броневого (его персонаж князь Собакин вставной и ненужный, но выезд актера на сцену в инвалидной коляске дарит залу несколько минут счастья) до темпераментного Антона Шагина (адъютант Федька). Государя Платона Николаевича и вовсе играют по очереди Дмитрий Певцов и Виктор Вержбицкий.

Действие, правда, перенесли «через 100 лет после премьеры», но кого это может смутить? К эзоповым ухищрениям давно привыкли все, в будущее никто не верит, а настоящее - вот оно, более чем наглядно и узнаваемо. Даже первая бросающаяся в глаза декорация, газовая труба с китайскими иероглифами, кажется атрибутом сегодняшним.

Декорации, раз уж зашла о них речь, в «Дне опричника» выразительные, пусть Алексей Кондратьев не обладает таким индивидуальным почерком, как покойный Олег Шейнцис, ушедший из жизни ровно десять лет назад - тогда же, когда родился замысел этого спектакля. Подвижные гигантские конструкции четко указывают на незначительность человека в рамках системы, часы идут назад, на стенах висят волчьи головы, посреди сцены возвышается ржавая ракета. В опричной России неважно, какой год: всегда здесь и сейчас. День опричника - и день сурка, он такой же, как остальные дни.

Во всяком случае, так было у Сорокина, ответившего своим днем бодрого палача на хрестоматийные 24 часа из жизни жертвы - основу основ неформальной советской литературы, солженицынский «Один день Ивана Денисовича». У Захарова все несколько иначе: его Комяга (Виктор Раков, абсолютно органичный в роли деловитого карателя) просыпается опричником, а закат встречает свободным человеком. В его жизни этот день поворотный.

Здесь первая и, вероятно, важнейшая претензия к ленкомовской инсценировке. Сразу можно было предположить, что апофеоз сорокинского гротеска, «опричную гусеницу», Захаров на сцену переносить не будет: какой возрастной рейтинг ни ставь, как ни закавычивай ритуальную гомосексуальную оргию в кругу спецслужбистов-убийц, все равно подведут под статью (а если нет такой статьи, придумают специально). Однако худрук «Ленкома» пошел дальше. Он ввел в сюжет любовную линию, сделав главной героиней - к финалу вырастающей и вовсе в Богородицу - вдову Куницыну и, соответственно, свою дочь и любимую актрису Александру Захарову.

Можно сколько угодно критиковать несколько однообразную манеру Захаровой или даже злорадно вспоминать ее возраст, якобы непригодный для романтического материала. Однако в этом театре она безусловная звезда, ее появление на сцене встречают едва ли не овацией; сама же условная стилистика режиссуры позволяет принять любое допущение в области кастинга. Но не в драматургии. Проблема с вдовой Куницыной в том, что она выводит сорокинское повествование в иную, не органичную ему плоскость. Выдающийся душегуб Комяга, даже гордящийся своим душегубством, вдруг предстает перед нами застенчивым мальчиком, который влюбился в незнакомую женщину - да так, что послал к чертям всю свою карьеру. В рамках самой общей театральной абстракции в такое не поверить никак, ни за что.

Чтобы стало понятно, вспомните «Убить дракона», последний кинофильм Захарова, где нежную деву Эльзу держал в невестах правая рука Дракона - карьерист и мерзавец Генрих. Играли их те же Захарова и Раков. Теперь представьте себе финал той истории, в которой Ланселот гибнет, а Генрих исправляется, предлагает Эльзе побег - и так влюбленные ускользают от тирана-ящера. Можно такое себе представить? Даже в полном надежд 1988-м, когда вышел фильм, - маловероятно. А сегодня, когда день опричника действительно настал, и подавно.

В остальном, как оказалось, эклектичная эстрадная эстетика «Ленкома» не так уж противоречит велеречивому монолиту филигранной сорокинской сатиры. В спектакле полно отсебятины, и часто веришь в нее без труда: если такого в книге не было, то могло бы быть. Номер с ясновидящей Прасковьей Мамонтовной (Татьяна Кравченко), помыкающей китайскими рабынями и топящей печь собраниями сочинений русской классики, - из числа таких. Как и дуэт государя - Певцов превосходно играет кого-то наподобие Дракона с его тремя разными головами, меняя интонационные регистры на ходу, - с его зятем, графом-извращенцем Урусовым (Александр Сирин). Фактурный Сергей Степанченко оказался идеальным Батей, приближенным силовиком. Лучшая роль спектакля, вне сомнений, принадлежит Ивану Агапову: его персонаж, загадочный Демьян Златоустович, выходит в начале первого и второго акта, чтобы выразительно прочитать залу проповедь из «Теллурии»: «Аще взыщет государев топ-менеджер во славу КПСС и всех святых для счастья народа и токмо по воле Божьей, по велению мирового империализма, по хотению просвещенного сатанизма…»

Макаронический волапюк Сорокина гениально передает кашу в мозгах, где сложное сплетение давно потерявших смысл штампов убило даже намек на любую идеологию или веру. Но Захаров противоречит писателю и самому себе: нет, не убило, и в кромешной тьме можно полюбить, и спастись тоже, а за ночью последует рассвет. Трудно сказать, чего больше в этом катастрофически неровном, но все же неординарном спектакле, прекраснодушия или отчаяния, идеализма или цинизма (ведь публика любит хеппи-энды). Ясно лишь одно: Сорокин искал и безошибочно нашел в обычном, похожем на нас человеке опричника, а Захаров все еще надеется отыскать в опричнике человеческое.

Сцена из спектакля Фото: Александр Стернин

19.12.2016 Эвелина Гурецкая

«День опричника» Владимира Сорокина опять у всех на слуху, как это было 10 лет назад, когда книга вышла в свет. На сей раз поводом стала постановка Марком Захаровым спектакля по этому роману в театре «Ленком».

Случайно или не случайно, но появился спектакль как раз к юбилею, хотя ждать его пришлось довольно долго. Режиссер, по его признанию, намеревался поставить «День опричника» сразу после выхода в свет романа. Но по-настоящему приступил к постановке лишь 3 месяца назад. В представленной версии присутствуют герои и сюжетные линии из другого сорокинского произведения - «Теллурии». И сделал это режиссер, по его словам, по просьбе автора: «Я пообещал это сделать. И совет оказался хорош, потому что перед началом первого и второго актов появляется такой персонаж как Демьян Златоустович (играет народный артист Иван Агапов), говоря комедийно-абсурдистские, немного бредовые монологи, целиком взятые из «Теллурии». Монологи эти намекают на ту путаницу в наших мозгах, которая, увы, сейчас имеет место ».

Произведение Владимира Сорокина критики сразу окрестили «антиутопией»: это жанровая разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития. «День опричника» - это не праздник, как можно подумать, а один день из жизни государева человека, опричника Андрея Комяги . Понедельник для него начинается с тяжелого похмелья. Во сне он видит белого волшебного коня, а в реальности должен по указу свыше сжечь дотла дом изменника родины, неугодного государю боярина; разобраться с шутами-скоморохами, которые готовят праздничное представление; потом слетать в Оренбург за пополнением казны сборами с китайских купцов; оттуда - в Тобольск к ясновидящей - по личному делу любвеобильной государыни; отужинать с ней, вернувшись в Москву, и закончить день, попарившись в баньке со своими коллегами-опричниками. Следуя за главным героем, у читателя книги - а в театре и у зрителя - есть возможность погрузиться в жизнь государства Российского в недалеком будущем, после восстановления монархии и возведения неприступной стены, отгородившей ее от всего мира. Когда верноподданные дружно сожгли свои загранпаспорта на Красной площади, всех современных драматургов еще на Яблочный Спас перевешали, а книгами классиков русской литературы разжигают печи. Роман целиком состоит из гэгов, достаточно их и в спектакле. Во всяком случае, зрители живо реагируют на льющуюся со сцены речь.

Иван Агапов Фото: Александр Стернин

Не имеет смысла оценивать получилось или нет у режиссера донести до зрителей все смыслы сорокинского произведения. Марк Захаров, можно сказать, совершил поступок в сложившихся обстоятельствах, когда многие предсказания Владимира Сорокина, казавшиеся 10 лет назад немыслимыми, стал реальностью. Вспомнить хотя бы уже существующую цензуру, правда, пока еще лишь по части «нецензурных выражений в театре и кино», или выступлений отдельных активистов против неугодных выставок. Но наступление на свободу творчества продолжается: Театр.doc, например, не в первый раз будут проверять. Формально - это проверка уставных документов, но по признанию одного из полицейских главная причина - « антироссийские спектакли». А уж «День опричника» к таковым отнести не стоит труда.

Итак, что же это такое, «День опричника» по Марку Захарову? У Сорокина отгороженная от всего мира стеной, православная Россия живет в 2037 году - Марк Захаров отодвинул все происходящее еще на 100 лет, о чем сообщает крупная надпись на авансцене: «Действие происходит в 2137 году, спустя 100 лет после премьеры» . События также разворачиваются в течение одного дня из жизни коренного опричника Комяги, как это было и в первоисточнике. Но если роман начинается с его пробуждения, то в спектакле на сцену первым выходит персонаж, облаченный в одежды то ли боярские, то ли высшего иерарха церковного, с большими золотыми часами на руке, и начинает свой длинный монолог-молитву как бы во благо Родины. Кто он, это Демьян Златоустович? Судя по одеждам, явно рупор правителя государства Российского. И невольно приходит на ум параллель с нашим современным телевидением, которое в каждом доме выполняет ту же функцию, создавая немыслимую путаницу в головах зрителей. Дальше все по сюжету книги. Комяга (Виктор Раков ) свой день начинает вместе с другими коренными опричниками со штурма дома на Рублевке проворовавшегося финансиста. Хотя у Сорокина Рублевка не упоминалась, но эта деталь сегодня более чем уместна. Боярина повесить, дом сжечь, детей в приют, а вдову пустить « по кругу». Комяга в этом деле первый - по старшинству. И тут случается невероятное - он с первого взгляда влюбляется в боярыню Куницыну (Александра Захарова ). И этот ход режиссера позволит ему в финале завершить беспросветное будущее «светом в конце туннеля». Но об этом потом.

Виктор Раков и Александра Захарова Фото: Александр Стернин

Иллюстративно оформление сцены (художник постановщик Алексей Кондратьев ). Часы, идущие назад, огромные подвижные конструкции и ржавая ракета посередине. И главное - стена с вмурованными трубами, по которым идет на Запад и Восток наше главное природное богатство - газ. Китайские иероглифы, обрамляющие сцену, наглядно показывают, кто через сотню лет будет нашим верным союзником (у Сорокина - еще и источником дохода как самих опричников, так и пополнения казны) . На средства от таможенных сборов с китайских купцов да от продажи газа страна и живет.

Появление главного опричника, Бати (Сергей Степанченко ) явно показывает, на кого в будущем можно смело опереться правителю государства - казачья шапка с красным верхом у него на голове. Когда Батя готов объяснить народу, за что и зачем наказан боярин Куницын, прибывают «вестники», по-нашему телевизионщики. Они одеты как им и положено в спортивные костюмы и бейсболки, молчаливы и подобострастны до такой степени, что боятся даже вопрос задать. Сам Государь Платон Николаевич (Дмитрий Певцов ) с ними общаться не изволит. Опричники его постоянные собеседники, только им он доверяет. Карикатурный образ этого правителя далек от изображенного в романе. У Сорокина он персонаж эпизодический, у Захарова ему отведена значительная роль. По правде сказать, зачем это понадобилось режиссеру, не совсем понятно. Ведь это день опричника, они - главные герои. Как известно, царя играет окружение. Сорокин разглядел опричников в своих современниках. Марк Захаров - не мое определение, но полностью с ним согласна - в опричнике пытается разглядеть Человека. Отсюда и финал: Комяга вместе со своей возлюбленной, вдовой Кунициной и верным адъютантом Федькой (Антон Шаг ин) бегут прочь из этой страны. Куда - неизвестно, да и убегут ли?

Дмитрий Певцов и Сергей Степанченко Фото: Александр Стернин

Один из ярчайших персонажей в спектакле - ясновидящая Прасковья Мамонтовна в блестящем исполнении Татьяны Кравченко . Это она топит печь книгами наших классиков, в ее уста вложил режиссер такие перлы, и вовсе не из книги, от которых зал разражался хохотом. И еще один из самых запоминающихся эпизодов - появление на сцене в инвалидной коляске великого Леонида Броневого , придуманного персонажа князя Собакина. Обилие монологов, причем, часто вовсе не сорокинских, но выдержанных в его стилистике, порой утомляет зрителей. Но писатель Владимир Сорокин, по счастливому стечению обстоятельств присутствовавший в тот день на спектакле, судя по всему, таким прочтением своего произведения остался вполне доволен. Вместе с режиссером он не просто поднялся на сцену, но и выходил несколько раз на поклоны - это о многом говорит.

«День опричника»

О том, что в любимом всеми москвичами и гостями столицы театре Ленком готовится необычная премьера, зрители узнали задолго до объявления ее даты. Как только антиутопия «День опричника» былая заявлена в репертуаре, билеты на ленкомовский спектакль начали сметать. Грандиозность действа не вызывает сомнений!

История и особенности нового спектакля в репертуаре Ленкома

Режиссером «Дня опричника» выступил сам художественный руководителя Ленкома Марк Захаров. Он вынашивал идею долгих 9 лет. Именно столько времени прошло от замысла спектакля до его сегодняшнего воплощения на театральных подмостках.

К задиристой, временами откровенно злой прозе В. Сорокина, по одноименной повести которого поставлен «Опричник», очень многие относятся далеко не однозначно. Идея Марка Захарова пересказать произведение языком театра была смелой. Именно поэтому ее многообещающе воплощение так ожидали зрители и критики. Всем было безумно интересно, и вот премьера заявлена!

В новой своей работе легендарный режиссер-постановщик постарался остроумно и легко донести до зрителя скрывающиеся за эпатажем глубокие мысли об отношении к истории, о славянофильстве. Он довел до абсурда некоторые наши воззрения и увлечения.

Герои и исполнители «Дня опричника»

В спектакле «День опричника» собраны лучшие актерские силы Ленкома. Здесь в буквальном смысле «звезда с звездою говорит»!

Зрителя ждут интересные сценические решения от Виктора Ракова в главной роли.

Участие народного артиста СССР Леонида Броневого - это неизменно искрометный юмор и та истинная интеллигентность, которую не в состоянии скрыть никакая нарочитая грубоватость.

Замечательный ансамбль А. Захаровой, С. Степанченко, Д. Певцова, В. Юматова и молодых актеров театра дают всем присутствующим в зрительном зале право надеяться на яркое и запоминающееся действо.

Добавьте к такому звездному составу удивительно колоритные костюмы и завораживающее музыкальное сопровождение, и вы поймете, почему так рвутся все на эту премьеру 2016 года.

О чем «Опричник» рассказывает зрителю

«День опричника» - это рассказ действительно об одном дне из жизни главного героя спектакля. Прообразом его стал Малюта Скуратов, думный боярин, любимый опричник и помощник Ивана Грозного.

Действие спектакля перенесено в будущее.

2027 год. В России восстановлена монархия.

Вместе с главным героем зритель будет общаться с опричниками и шутами-скоморохами, побывает в Оренбурге, попадет на ужин к самой Государыне.

Что это? Погружение в прошлое, ироничная оценка времени нынешнего или настороженный взгляд-предупреждение в будущее? На эти вопросы ответы можно получить, купив билеты на спектакль «День опричника» в постановке Марка Захарова, руководителя и режиссера Ленкома.

Вас ждет непростая, но увлекательная и веселая постановка. Недаром сам режиссер назвал свое творение современными «Мертвыми душами», в которых страшные и отвратительные по своей сути персонажи вызывают искренний смех.

Не пропустите «День опричника» в Ленкоме! Герои и исполнители во главе с режиссером и всем творческим коллективом, принимающим участие в постановке, заставят вас до слез смеяться на всем протяжении действа. После того, как опустится занавес, вы глубоко задумаетесь над сегодняшним днем и тем будущим, которое нас может ожидать...

По произведениям Владимира Сорокина "Теллурия" и "День опричника"

ПОСТАНОВКА Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и России, Лауреат премии Правительства России МАРК ЗАХАРОВ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Лауреат Премии Правительства России

Народный артист России ВИКТОР ВЕРЖБИЦКИЙ