Генрих лев и полабские славяне. Полабские славяне и Поморские славяне

Полабско-поморские (или балтийские) славяне, проживали некогда в северных частях современной центральной Европы - по южному берегу Балтийского моря и по рекам Лаба, Солава, Одра, Хобола, а также по низовьям Вислы. Здесь Вы можете найти редкие, подчас уникальные, и надеюсь, по-настоящему интересные, материалы об этих народах. Многие из представленных на сайте данных для кого-то могут оказаться настоящим откровением. Тем не менее, они абсолютно правдивы и верны. И мы видим одной из своих целей - чтобы Вы, сами лично, смогли в этом убедиться. Помимо всего прочего, на нашем ресурсе размещены сведения об очень близком родстве балтийских славян с русским народом, особенно с северными русскими. Для некоторых, это может показаться неожиданным, но, тем не менее, это также правда.


Кроме того, мы публикуем, видимо одними из первых, почти не изученные, но тем не менее, чрезвычайно красноречивые (даже в самом первом приближении) топонимистические (сравнивающие географические названия) аргументы близкого родства русских и балтийских славян. Совпадения между названиями полабско-поморских земель и России часто по-настоящему ошеломляют! Также на сайте представлены некоторые мысли и наблюдения о том, почему настолько яркие, важные и ключевые сведения о нашей с вами истории, в настоящее время столь катастрофически мало известны, причём не только массовой публике, но и «профессионалам». Хотя, в последние годы, наметилась тенденция распространения данной информации в самых широких кругах. Её уже невозможно просто отрицать или замалчивать. Что, конечно же, является очень отрадным. Предлагаем Вам познакомиться с этими данными. Очень может быть, что Вы узнаете что-то абсолютно новое для себя! Перед Вами то, что усилиями некоторых нечистоплотных и ангажированных историков прошлых времен, совершенно искусственно, держалось в тайне! Это наша древнейшая история!...


Балтийские, полабско-поморские славяне в древности и средневековье проживали в землях, расположенных по южному берегу Балтики - которые в настоящее время, поделены между Польшей и Германией. На иллюстрации пунктирной линией примерно обозначена область, которую населяли эти племена. А также указаны современные немецкие федеральные земли и польские воеводства, частично или полностью расположившиеся в их землях.

В своё время, славянские народы жили по всему южному берегу Балтики - примерно от современного немецкого города Киль и до самого устья реки Вислы. А также по берегам рек Одры (Водры, Одера) и Эльбы (Лабы) с их притоками - такими, как Заале (Солава), прее (Спрёва), Хафель (Хобола или Гавола), Икер (Укра), Нейсе (Ныса или Нижа), Пене (Пена) и т.д. Многочисленное славянское население, в эпоху раннего средневековья, также проживало в Скандинавии - и в Норвегии, и в Швеции, и в Дании. Составляя там, как минимум, очень существенную диаспору. Но центром их земель было именно южное побережье Балтийского моря.

Политически, поморские и полабские славяне представляли собой несколько довольно крупных военно-племенных союзов - ободритов, лютичей, лужичан и поморян. По сообщениям немецких хронистов и католических проповедников, бывавших в их землях, некоторыми из них правили собственные короли (обладавшие всей полнотой власти и передающие её наследству правители - в отличие от «вождей», «князей» или «герцогов», которые обладали относительно ограниченной властью и получали её от королей, или императоров, либо избирались на время самим народом). Свои короли, в частности, были у ободритов и у жителей острова Рюгена - Руяна.

Самым западным из этих союзов, был союз ободритов - в него входили племена самих ободритов, а также вагры, или варны, древане, линяне (или глиняне), смоляне и полабы. Их земли простиралась от современного Киля и Любека (Любицы) до Шверина (Зверина), Висмара и Ростока. Их столицами были Старигард (Ольденбург), Рерик и Велегард.

Валы Старигарда, столицы одного из ободритских племен, которое немцы называли «варны», «вагpы», видимо, на самом деле, просто, те самые «варяги». Ныне город называется Ольденбург, дословно «Старая крепость» - это название является немецкой калькой со славянского исходного варианта. Находится город на полуострове Вагрия, в земле Шлезвиг-Гольштейн. Это тот самый город, который был упомянут одним из известных немецких описателей поморских славян, Адамом Бременским, как столица вагров, «Альдинбург» (что дословно также означает «Старая крепость»).

Чуть восточнее и южнее от них проживали лютичи (они же вильцы). В состав их союза входили племена черезпенян, резан, долечан, редарей, и иногда спреван, стодорян, моричан и гаволян. Их земли располагались на территории от современных Ростока и Нойбранденбурга, до Одры, а на юге - до современного Берлина и Бранденбурга на Хафеле (Бранибора). Одной из столиц лютичей была знаменитейшая Ретра, она же Радегощь, или Радогощь, располагавшаяся в землях редарей, в районе Доленского озера (ныне Толлензе), в которой находился храм Радегаста.


«Аркона, Ретра, Винета». Средневековые немецкие источники сообщают, что Ретра была известнейшей и славнейшей крепостью в земле редарей. В ней находился храм Радегаста - одного из самых почитаемых славянских богов. Известно что от неё до Гамбурга было 3 дня пути. Крепость также называлась «Трёхрогий Радегаст». (Перевод названия упомянутого в немецком источнике. Исходный славянский вариант, скорее всего, выглядел как «Трёхрогая Радегощь».) Она носила такое имя из-за своих трёх башен. Ретра была типичной средневековой североевропейской деревянной крепостью. На рисунке видны два ряда стен на холме, на берегу озера, три башни и храм. По одной версии Ретра стояла на Замковой Горе около современной деревни Прильвиц (Prillwitz, славянское название Прилойце).

В XVII веке в этой деревне был найден клад, состоявший из множества литых статуэток, а также прочих предметов, видимо, культового назначения. Правда, чуть позже, все они были провозглашены некоторыми немецкими чиновниками «расследовавшими» обстоятельства находки «фальшивкой». В настоящее время, эти фигурки, до сих пор, официально числятся фальшивыми, хотя данный «вывод» очень жёстко критиковался некоторыми исследователями, ещё во времена того самого «расследования», приведшего к такого рода «выводу». По-настоящему научного исследования этих фигурок, включая радиоуглеродный анализ, никогда так и не было сделано. До настоящего времени, Замковая гора в Прильвице не сохранилась, она была срыта по приказу немецких властей. При этом, по другой версии Ретра находилась там же, недалеко от Прильвица, но чуть восточней - в местечке Фельдберг (Feldberg). На берегу озера Луцин (Лужино). Шухардт в своей книге упоминает оба варианта. Причем под Фельдбергом он обнаружил большое городище, описал и сфотографировал его валы, каменные основания стен, а также составил подробную схему.

Ещё южнее жили лужичане (они же, лужицкие сербы). В их союз входили племена лужичан, сербов, мильчан, нишан, гломачей, сусулей, плоней и жаровян, а иногда так же - и пограничные с лютичами спреване и гаволяне (хоболяне). Жили они к югу от современного Берлина, через Лейпциг (Липск), Дрезден (Дрежджаны) и Эрфурт (Яроброд), до севера современной Баварии. На востоке лужичане занимали берега Одры и Нейсе (Нижы), гранича там со слензянами, бобрянами и любушанами - западными славянскими племенами, в последствии составившими население Герцогства Силезия. С юга лужицкие сербы граничили с чехами. Ещё одним союзом полабско-поморских славян были собственно поморяне, жившие в Поморье - от устья Одры и современного города Щецин до Гданьска, стоящего в устье Вислы. В их союз, помимо самих поморян, входили племена укрян, словинцев, волынян и пырычан. Их городами были Вольгаст (Вологощь), Колобжег (Колобрег), Бялогард (Белгард), Гданьск, Щецин (Штетыно), Старгард, Славно, Камень и знаменитейший Волин (во время землетрясения в начале XIV века ушедший, к сожалению, на дно моря). На границах их земель находилось и небольшое поселение Быдгощь, в последствии ставшее крупным и знаменитым городом. На юге поморяне граничили с польскими племенами, а позже и с польским королевством.

Особняком среди полабско-поморских славян стояли жители священного острова Руяны (современного Рюгена) - руяне (они же ране, ругии, рены, рутены, или, видимо, просто русы). Они не подчинялись никому и, подчас, сами диктовали свою волю окрестным племенам. Именно в их землях, на севере острова Рюген располагалась одна из самых главных славянских языческих святынь - крепость Аркона с храмом Свентовита.

Аркона . Видны остатки внешних валов древней славянской крепости. Значительная часть мелового мыса, на котором стоит крепость (включая внутренние валы, а также огороженную ими территорию) к сожалению, за прошедшие столетия, в результате оползней и землетрясений, обвалилась в воду. Только в XX веке было 2 серьезных оползня.

Там же, на острове находилась столица руян - город Кореница. Помимо этого острова, руяне владели также землями на материке - по соседству с Рюгеном, в том числе и землями племени хижан. Руянам, в частности, принадлежал, в своё время, город Штральзунд (Стрелово).

Соседние с полабскими и поморскими славянами, немцы, долгое время, со средневековья, называли их всех, обобщённо, «вендами». Это же слово, немцы и сейчас, иногда, используют в отношении потомков поморских и полабских славян. Его же, немцы применяли по отношению почти ко всем славянам центральной и западной Европы, включая племена жившие в Австрии, Баварии, а также к славянским народам Силезии, более того - они называли так иногда даже словаков. В общем, этим словом, немцы именовали всех соседних с ними славян, кроме, разве что, чехов и поляков. В средневековье, слово «венды» также использовали для обозначения западных и северных славян англичане, датчане, шведы, норвежцы и некоторые другие соседние с ними неславянские народы.

В настоящее время, из всех этих племён и народов, продолжают существовать, не растворившись окончательно среди соседей, лишь горсточка лужицких сербов (в современной Германии) и остаток поморов - кашубы (в Польше). Все остальные их собратья за прошедшие века, к сожалению, либо онемечились, либо полонизировались. Однако, многие из них, пересилившись в своё время на территорию соответствующую нынешней северо-западной России, сыграли очень существенную роль в формировании современного русского народа.

Современные лужичане (или по-другому, сербы, лужицкие сербы) живут на востоке современной Германии в Лужице - небольшой области, которая осталась от их изначального ареала. Расположена она в землях «Саксония» и «Бранденбург», и «зажата» между Дрезденом и Берлином с одной стороны, и Польшей с другой. Сама эта область делится на Горную и Дольную Лужицы. Дольная находится в пределах совеременного «Бранденбурга», горная в пределах «Саксонии».

Лужичане уникальны тем, что это последние исконные жители Германии, которые всё ещё помнят, что они славяне. И, пусть на очень маленькой территории, но сохранили собственную самобытность и свою культуру. И это несмотря на века военно-политического господства немцев и на часто проводившуюся в отношение них политику ассимиляции. (Что немцы иногда пытались делать даже насильственно). Нынешние остатки лужицких сербов - это, фактически, последние жители наших исконных, некогда, чисто славянских, земель в центре Европы, которые до сих пор не согласились стать немцами. Хотя современные лужичане - это люди, которые очень сильно интегрированы в немецкий народ. Тем не менее, они помнят своё происхождение и гордятся им.

В VIII-XIII веках новой эры, в северных и восточных - ранее чисто славянских, землях современной Германии, а также на других, соседних территориях постоянно шли войны. Дело в том, что созданная на юге по новому, сначала просто западному христианскому, а потом и уже собственно католическому образцу, немецкая империя, военным образом пыталась закрепиться в славянских землях Полабья и Поморья. В общей сложности, местные славяне, сопротивлялись ей с оружием в руках, около 500-от лет! Видимо, это были самые длинные в истории человечества, с одной стороны, завоевание, а с другой, оборона какой-либо земли.

Начал попытки немецкого вторжения ещё Карл Великий, который намеревался присоединить к своему государству все соседние племена - как немецкие (такие, как саксы и тюринги), так и славянские. Именно он основал на границах с ободритами город Гамбург. Карл заключил союз с ободритами, которые поначалу, сотрудничали с немецкой империей, надеясь на помощь в борьбе с лютичами. Карл, защищая их, действительно отправлял свои войска против лютичей. Он же впервые попытался захватить земли лужицких сербов. Началось это в конце VIII-ого века. Хотя войны, приграничные стычки и столкновения между полабскими племенами и немецкими раннегосударственными образованиями, конечно случались и до этого. Например, ещё в начале VII-ого века, а точнее, в 631 году, князь лужицких сербов Дерван разбил войска франкского короля Дагоберта. Но централизованная имперская политика по покорению и присоединению этих земель начинается именно с эпохи Карла. Интересно, что войско посланное им на завоевание лужичан было разбито немецким племенем саксов, которые, в то время сами, вместе со славянами, боролись против присоединения к империи Карла и против насильственного крещения.

Однако, в конце концов, все независимые немецкие племена в данном регионе оказались разбиты и порабощены. В том числе и саксы. По приказу Карла были вырублены их священные рощи. А сами они крещены западными священниками. Тоже самое произошло и с тюрингами. Таким образом, земли славян в данном регионе остались единственной не покорившейся территорией, единственной мишенью для организованного наступления молодой христианской немецкой империи. Которая стала вести с ними постоянные войны.

Поначалу они шли с переменным успехом. Немцы нападали и, если одерживали какую-то локальную победу в какой-то битве - объявляли какую-то землю покорённой, учреждали там свою особую административную имперскую единицу - «марку» (от слова «марк» - «знак»). Например, «Икер Марк» (Укрянская марка) или «Лаузицер Марк» (Лужицкая марка) «Мейсен Марк» (Мейсенская марка), Норд марк (Северная марка) Славен марк (Славянская марка) и т.д. Ну, а разных «Остмарк» или «Остермарк» (Восточных марок), а также всевозможных Ноймарк (Новых марок) в разных местах и в разное время, в славянских, в том числе, полабских и поморских землях, было основано довольно много. Некоторые из этих марок были довольно маленькими - не больше района (как Укрянская марка), некоторые довольно крупными (как марка, а позже маркграфство Бранденбург). Всего подобных областей, именовавшихся «марками» существовало (или существует до сих пор) несколько десятков. И кстати, даже сама будущая Австрия, хотя и чуть южнее интересующего нас района, но всё равно, на землях славян (хорутан-словенцев) в своё время, ещё при Карле Великом, была основана именно как «Остмарк» - «Восточная марка». Это была одна из первых «Восточных марок».

Немцы также обкладывали местных жителей «покорённых» областей налогом (данью). Кроме того, они обычно учреждали епископство, или другие церковные власти. Затем происходило славянское восстание, или приходили славянские отряды, и немцы из захваченного места изгонялись, а их гарнизоны и латинские проповедники уничтожались. Следовавшая за этим освобождением независимость могла длиться пятьдесят, семьдесят, сто, и даже больше, лет. Но, в конце концов, всё повторялось снова. Немцы, накопив силы, снова нападали. Бывало, что им опять, причём сразу, давали отпор, но если они захватывали какую-то крепость, городок, или область, то опять «основывали» на его месте какое-то немецкое поселение (например на месте Ратибора - «Ратцебург», на месте Дрежджан - «Дрезден», на месте Бранибора - «Бранденбург», на месте Липска - Лейпциг, на месте Любицы - «Любек»). Далее они опять «обзывали» округу «маркой такой-то», или «епископством таким-то» - учреждали центральную имперскую и церковную власть, и ставили там кирху. Таких примеров в истории войн за полабские земли очень много. Это повторялось везде - и у ободритов, и у лужицких сербов, и у руян, и у лютичей.


Некоторые немецкие города, марки и епископства, таким образом, на самом деле, были «основаны» в славянских землях по нескольку раз. При этом, в дальнейшем, уже в новое время, при написании немецкой истории, датой основания той или иной немецкой административной единицы в славянских землях, немецкими историками, нередко объявлялась именно первая сохранившаяся дата - когда немцам на некоторое время удалось закрепиться в какой-то области. Хотя, на самом деле, после этого, они могли несколько раз, и очень на долго терять контроль над данной территорией. Но немецкие хвалебные тексты, написанные в новые времена, часто этого не учитывают и не упоминают.

Славянские рати так же, поначалу, часто ходили в ответные походы на немцев. В немецких документах зафиксированы многочисленные нападения славян на немецкие города и монастыри, разграбление и уничтожение немецких поселений и церквей, угон немецких пленников. Например, один только город Гамбург, в ходе этих войн, был сожжён ободритами больше пятнадцати раз. В таком виде ситуация развивалась не одно столетие. Но, в конце концов, славянское вооруженное сопротивление постепенно угасает и, к тому же, видоизменяется, преобразуясь всего лишь во внутреимперские феодальные стычки между различными лендлордами, герцогами, маркграфами, князьями, епископами и прочими вассалами немецкого императора - когда существенная часть знати славян Поморья и Полабья принимает подданство немецкого императора, получает от него имперские титулы, и постепенно превращается в обыкновенную знать средневековой немецкой империи.

Дело в том, что немцы шли в эти земли всё таки с определённой, новой по тем временам политикой, стремясь создать там фактически провинции своей империи. Славяне же, несмотря на то, что они действовали в военном смысле подчас очень успешно, воевали по старинке, на уровне обычных для тех мест конфликтов и войн - за добычу или дань.

У славян не было организующей политики, с которой немцы познакомились на юге - в бывшем Риме, приняв христианство, и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя (не даром же основатель немецкой империи Оттон I - во времена которого немцы тоже воевали в Поморье и Полабье, назвал своё государство «Священная Римская империя» и с этим названием, оно просуществовало около тысячи лет). Фактически, средневековые немцы, после принятия христианства, прямо рассматривали себя как продолжателей дела Рима. Славяне же воевали тогда на уровне межплеменных конфликтов - также, как воевали в течении предыдущих столетий, не имея объединяющей, направленной на расширение идеологии и не пользуясь богатым римским опытом в деле создания больших империй.

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Пола́бы , полабские славяне (н.-луж. Połobske Słowjany , польск. Słowianie połabscy , кашубск. Pòłabsczi Słowiónie ) - большая группа западнославянских племён, по распространенной теории, населявшая приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии . Занимали эти славяне обширную территории от устья р. Лабы (Эльбы) и её притока р. Салы (Зале) на Западе, до р. Одры (Водры, Одера) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане , лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, ререги ). Родственными им также являлись племена поморян , проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы , а на юге, по реке Нотечи, граничавших с польскими племенами. Вендами немцы традиционно называли и называют до сих пор исконное, коренное славянское население Германии.

История полабских или прибалтийских славян

Полабские или прибалтийские славяне - условное название для различных ветвей славянского племени, занимавших южное побережье Балтийского моря и бассейн р. Лабы (Эльбы) и дробившихся на массу мелких колен. Из них особенное значение имеют бодричи (ободриты, ререги ) на северо-западе, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях, лужицкие сербы (сербы, лужичане) на юге. Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками , поначалу часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти. У лютичей, наоборот, княжеская власть была отменена и господство перешло в руки аристократии. Лужичане, соседствовавшие с чехами, долгое время разделяли общую с ними историю. Много, однако, есть и сходного в истории полабских славян.

Начиная с IX и, даже VIII века н. э. их жизнь протекла в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения. Начало этим бесконечным попыткам завоевания положил ещё Карл Великий , который пытался объединить под властью своей империи все соседние с ней племена, как немецкие по этнической принадлежности, так и другие - в частности славянские. Надо отметить, что поначалу, когда ещё не все соседние полабским славянам, германские племена были покорены и христианизированы, зачастую, они действовали заодно со славянами. Например, войско, отправленное Карлом Великим на завоевание сорбов (лужицких сербов) было уничтожено саксами , которые в то время, подобно славянам, боролись против христианизации и против присоединения к империи Карла. Но, постепенно, по мере покорения и христианизации собственно немецких племён Германии, земли полабских славян, в этом регионе, становятся единственной мишенью организованного наступления немецкой империи, поощряемого и инициируемого Римской католической церковью. X-XIII вв. характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами . Эти войны сопровождаются попытками христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли П. славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, затем все повторяется снова. Зачастую, славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разоряют немецкие поселения, жгут города и монастыри, грабят и убивают жителей, уводят пленных. Дания долгое время, до короля Вальдемара I, платила дань городу Арконе - столице племени руян , входившего в состав союза ободритов . Но король Вальдемар I Великий в конце-концов уничтожил Аркону. Ирония заключается в том, что Вальдемар по матери был правнуком Владимира Мономаха , в честь которого и получил своё имя. В конце концов, приблизительно к XII-XIII векам, все славянские земли Полабья вливаются в те или иные государственные немецкие образования в составе Священной Римской империи и принимают христианство по римскому образцу.

После этого, начинается постепенный процесс онемечивания местного населения, который продлился несколько веков. Ему подверглись огромные массы людей. Онемечивание происходило несколькими путями, в том числе, посредством притока на земли П. славян немецких переселенцев, благодаря законодательному укоренению немецкого языка, присвоению славянам немецких или «немецкообразных» фамилий, межэтническим бракам, влиянию церкви и т. д.

Внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

Единственной частью современного немецкого населения, которая все ещё сохранила свой славянский язык и культуру являются лужичане .

Остальные полабские славяне хотя и онемечились, но не бесследно. От них современной Германии досталось огромное количество топографических названий (смотри - Славянская топонимика Германии). Кроме этого, постепенно онемечившись, полабские славяне передали современным немцам массу славянских по происхождению фамилий (смотри - Славянские по происхождению фамилии современных немцев).

Описание полабских славян, оставленные современниками

  • Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»: «Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ , он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой…. из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»

«…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст …»"…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…"

  • Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян . В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

См. также

Примечания

Литература

  • Венелин Ю. И. Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне . - М .: В Университетской Типографии, 1846.
  • Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском) (рус.) // Известия ОРЯС Императорской Академии наук : журнал. - 1906. - Т. XI. - С. 1-190.
  • Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений А. Гильфердинга . - СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1874. - Т. 4.
  • Гильфердинг А. Ф. Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.) // Имп. Русское географическое общество «Этнографический сборник»: журнал. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1862. - В. V.
  • Иванова-Бучатская Ю. В. PLATTES LAND: Символы Северной Германии (cлавяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб. : Наука, 2006.
  • Котляревский А. А. «Юридические древности П. славян» и «Сказания об Оттоне Бамбергском» (1874)
  • Лебедев Н. «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (во 2-ой части - обзор источников)
  • Павинский «Полабские славяне» (СПб., 1871)
  • Первольф И. Н. «Германизация балтийских славян» (СПб., 1876)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шафарик П. «Славянские древности» (т. II, кн. III. рус. пер. Москва, 1848)
  • Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 84-102.
  • Bogusławski a Hórnik, «Historija serbskeho naroda» (1884)
  • Giesebrecht L., «Wendische Geschichten» (Берл., 1843)
  • Siemawski, «Pogląd na dzieje słowian zachodno-połniocnych» (1881)

Ссылки

Западные славяне это Хорваты, Чехи, Сербы, Ободриты, Лютичи, Моравы, Словенцы, Словаки, Слензане, Поморяне, Поляне, Куявы, Серадзяне, Ленчане, Дулебы, Висляне, Мазовшане, Пруссы, Ятвяги, Воляняне. Славяне — это некая общность разных народов.

Славяне никогда не представляли собой единого целого в полном смысле этого слова. У них, как и у каждой этнической группы, всегда были соматологические, культурные, языковые и территориальные различия. Эти первоначальные различия долгое время были незначительными, затем возросли вследствие переселения и скрещивания с другими этносами. После начальных импульсов переселения славянская единая общность распалась на ряд новых образований, сложившихся окончательно в течение последующих столетий. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: — на юг, на Балканский полуостров; — на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; — на восток и север по Восточно-Европейской равнине. Путь к северу был прегражден морем, а также озерами и болотами. В результате расселения сформировались племена восточных, западных и южных славян, на основе которых позже возникли многочисленные славянские народы. Судьба их была различна.
Часть славян двинулась на северо-восток, на Восточно-европейскую равнину, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было — это Восточные славяне. Они ушли двумя потоками: одна часть славян ушла к озеру Ильмень, другая — к среднему и нижнему течению Днепра. Другие остались в Европе. Позже они получат название южных славян . Южные славяне, предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев, ушли на юг, к Адриатическому морю и на Балканский полуостров, попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья. А третья часть славян — западные славяне – это чехи, поляки, словаки передвинулись далее на запад к Одре и Лабе и даже далее этой реки - к Заале, а в юго-западном направлении - на средний Дунай вплоть до нынешней Баварии.

Процесс выделения западнославянской ветви начинался еще до нашей эры и закончился в общих чертах в первом тысячелетии нашей эры. Местом расселения западных славян была восточная половина обширной области, которая с I века до н. э. называлась Германией и границей, которой на западе был Рейн, на юге - сначала река Майн и Судетские горы, а позднее Дунай, на востоке установилась по Висле. Западные словяне, с древнейших времен подвергавшиеся иным культурным влияниям, чем восточные славяне, с течением времени попали в новые, еще более отличительные условия и в новую среду. Разграничение восточных и западных славян началось в X в., когда возникли два конкурирующие между собой государства — Киевская Русь и Польша. Углубило отчуждение и то, что в странах было христианство различных обрядов (католицизм и православие). Связь с восточной ветвью славян ослабевала еще и потому, что между ней и западной ветвью простирались с одной стороны бесконечные и труднопроходимые Рокытенские болота, а с другой стороны вклинивались литовские пруссы и ятвяги. Так западная ветвь славян, ее язык, культура и внешнеполитические судьбы начали в дальнейшем развиваться самостоятельно и независимо от южных и восточных славян.

Большая группа западнославянских племён в конце 1-го начале 2-го тыс. н. э. населяла территорию от реки Лаба и её притока реки Сала на западе до реки Одра на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Западнее всех, начиная от Кильской бухты, селились ободриты, южнее и восточнее по берегу Балтики жили лютичи, на острове Рюген, близлежащем к территории лютичей, жили руяне. Родственные им поморяне проживали по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, на юге по реке Нотечь, граничали с польскими племенами. Тех славян, которые в прошлые века занимали обширные пространства на берегу Балтики, принято называть балтийскими славянами. Группы были независимы друг от друга. Только опасность заставляла их на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами в племенные союзы:

  • бодричи (военно-племенной союз), вагры, глиняне, древане;
  • лютичи (военно-племенной союз), ратари, руяне, словинцы, смолинцы;
  • лужичане лужицкие сербы (военно-племенной союз), мильчане;
  • Поморяне, предки нынешних кашубов, сленжане, богемы и другие.

Все эти племена и сейчас называются полабскими славянами . Жили они по течению Лабы, откуда и их название, являвшееся собирательным для ряда мелких пплемен. Каждая из этих групп состояла из более мелких племен, к которым принадлежали ветничи, или бетенчи, пыжичане, волиняне, выжичане, и др., которые селились по берегам небольших рек. В результате отсутствия надёжной взаимосвязи мелкие племена не были связаны в самостоятельное государственное объединение. Во второй половине VI века не менее трети земель современного немецкого государства на севере и северо-востоке были охвачены полабскими славянами. Славяне сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена и направившихся с побережья Балтийского моря на юг. Восточная половина Германии (до Эльбы), значительно опустевшая с уходом большей части живших там германских племен, постепенно была занята славянами. Подтверждением тому, что славяне жили на территории Германии с самых первых веков нашей эры, существует совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями, упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. Об этом свидетельствуют и множественные топонимы, которые они оставили после себя. «Немецкий» Берлин - это искаженное название древнейшего города полабских славян, основанного в I тысячелетии до н. э., и в переводе означавшее (бурлин) «запруда».
С X века германские феодалы начали систематическое наступление на полабских славян, сначала ради получения дани, а затем — с целью распространения на их землях своей власти путём основания военных областей (марок). Германским феодалам удалось подчинить полабских славян, однако в результате мощных восстаний (983, 1002) большая часть их, за исключением лужицких сербов, вновь стала свободной. Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям. Сплочение отдельных племен под единой княжеской властью, было необходимо для совместной защиты их от агрессии саксонских и датских феодалов. В 623 году полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам. В 789 и 791 годах вместе с чехами полабские сербы снова участвуют в походах Карла Великого против Аварского каганата. При преемниках Карла Великого полабские племена несколько раз выходили из-под саксонской власти и снова попадали в зависимость.

В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы. В 928 году полабские славяне объединились для оказания успешного сопротивления саксонскому королю Генриху Птицелову, захватившему территорию полабско-сербского племени гломачей и обложившему данью лютичей. Однако при Оттоне I лужицкие сербы вновь были всецело порабощены немцами, а их земли были отданы в ленное владение рыцарям и монастырям. В полабских землях мелкопоместными князьями назначались немецкие феодалы. В 983 году полабские славяне подняли восстание. Их отряды разрушали построенные германцами крепости, опустошали пограничные области. Славяне вернули себе свободу еще на полтора столетия.
Славянский мир, как эволюционно, так и под давлением Римской империи давно прошёл этап племенного устройства. Это было, хотя и не чётко организованная, но система протогосударств. Длительные войны с германскими феодалами пагубно сказывались на экономическом развитии полабских славян, тормозили процесс образования у них относительно крупных раннефеодальных государств. Вендская держава — раннефеодальное государство полабских славян: бодричей, лютичей и поморян, существовало с 1040-ых по 1129 годы на побережье Балтийского моря между устьями рек Лаба и Одра. Во главе стоял Готшалк (1044-1066г.г.) — князь бодричей. Пытаясь сплотить наметившийся союз полабских славян в борьбе против Биллунгов и их союзников, Готшалк в качестве господствующей религии для ободритов и лютичан избрал христианство. В результате его правления на землях ободритских племен были вновь возрождены церкви и монастыри, восстановлены кафедры: в Старгарде у вагров, в Велиграде (Мекленбурге) у ободритов и в Ратиборе у полабов. На вендский язык стали переводиться богослужебные книги. Процесс христианизации подрывал на местах власть полабской родоплеменной знати, которая была фактически отстранена от управления на землях Вендской державы. Против политики Готшалка возник заговор среди членов его семьи, представителей племенного нобилитета, языческих жрецов и покоренных им лютичей. Во главе заговора родоплеменной знати встал Блусс, женой которого была родная сестра Готшалка. В 1066 г. одновременно с отстранением архиепископа Адальберта от власти и с потерей им политического влияния, в Славонии началось восстание против Готшалка, центром к-рого стал г. Ретра, расположенный в земле лютичей. «Из-за верности Богу» князь был схвачен и убит в церкви язычниками. Ими также был убит Мекленбургский епископ Иоанн, которому «отрубили руки и ноги, а голову вонзили на копье в знак победы и принесли ее как жертву богам». Восставшие подвергли разорению и разрушению Гамбург, а также пограничные датские земли в р-не Хед. Народное восстание, подавил Князь Генрих (сын Готшалка), он призвал обратно немецких епископов и правил как вассал саксонских Биллунгов. Некоторыерые племена, например, раны не признавали Генриха и вместе с польскими князьями продолжали борьбу против немецкой агрессии. Ослабленная территориальными потерями и внутренними династическими неурядицами, Вендская держава распалась окончательно около 1129 года. В XII в. наступил заключительный этап борьбы полабских славян во главе с князем бодричей Никлотом против германской агрессии, организаторами которой были Генрих Лев и Альбрехт Медведь, стремившиеся окончательно поработить силами своеобразных крестоносцев славян за Лабою.

В походе принимали участие епископы, и прежде всего епископы славянских областей, вынужденные после славянских восстаний конца X и начала XI вв. покинуть свои епархии. Эти епископы, возглавляемые епископом гавельбергским, который назначался папским легатом при крестоносцах, мечтали вернуть потерянные десятины и иные доходы и земли, когда-то пожалованные им Оттоном I. К походу примкнули также датчане, терпевшие от славянских набегов, и даже бургундские, чешские и польские феодалы. После неудачи в первом Крестовом походе против славян в1147 году, Генриху Льву удалось в результате последующих походов на восток, захватить почти всю территорию бодричей и стать владельцем огромной территории к востоку от Эльбы. Тем самым с 1160 года владения славянских князей в Мекленбурге оказались в ленной зависимости у немцев. В 1167 году земли бодричей, за исключением Шверинского графства, были возвращены сыну Никлота Прибиславу, принявшему христианство и признавшему себя вассалом Генриха Льва. В 1171 году он основал Доберанский монастырь, выделил средства на Шверинское епископство и сопровождал Генриха в Иерусалим в 1172 году. Христианизация была для немецких феодалов лишь благовидным предлогом для хищений в славянских землях за Лабой.

У славян не было организующей политики, с которой немцы познакомились на юге — в бывшем Риме, приняв христианство, и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя. Со второй половины XII века полабско-балтийские славяне, находятся в немецком подданстве. Это означало для них не только утрату политической свободы, своей веры и культуры, но и своей народности, так как тот, кто не был уничтожен, стал подвергаться усиленной германизации, закреплявшейся обратной колонизацией немцами тех областей, в которых они когда-то обитали в начале нашей эры.

От Одера до Вислы расселились те, кого и называли соответственного их приморскому месту жительства, занимавших территорию к востоку от Одера и до границы области пруссов: Поморяне.

Точные границы расселения поморян неизвестны. Граница между лютичами и поморянами проходила по Одеру и разделяла эти враждебные племена. После распада лютичского союза, некоторые земли лютичей к западу от Одера перешли к поморянам, и территория их расселения изменилась. С востока были другие соседи — пруссы. Границы этой области пруссы перешли лишь в XII веке, завоевав так называемую Помезанию, расположенную между Вислой и Дрвенцой. В 13 веке земли пруссов были захвачены Тевтонским орденом. Начался массовый приток литовского и польского населения в регион. В результате в начале XVIII века произошло полное исчезновение пруссов как отдельной народности. На юге границей между поморской и польской областями были реки Варта и Нотец, но это лишь по названию, так как действительной границей был обширный непроходимый девственный лес. Лишь по нижнему течению Вислы поляки продвигались в области Коцева и Хельмно, а вскоре они стали продвигаться и к морю...

Поморяне — это союз племен, в который входили значительно отличавшиеся друг от друга племена — это кашубы, занимавшие область от устья Вислы до Жарновского озера, простиравшуюся до линии Бытов, Ленборк, Мястко, Ферстново, Камень, и словинцы, селившиеся у Лебского озера. На западе их земли граничат с Германией. В средние века кашубы расселялись в западных районах Поморянии, в бассейне реки Парсенты у города Колобжег. В XIII веке Кашубией называли западную Поморянию. Кашубы - потомки древних поморян, в настоящее время живут на побережье Балтийского моря, в северо-восточных районах Польши.

Единственными сохранившимися до наших дней языком поморян остался кашубский, носители остальных поморских языков перешли на немецкий. Сохранению кашубского языка способствовало то, что часть Поморья к западу от Гданьска поддерживала связи с Польским государством и длительное время находилась в его составе. В отношении языка поморских славян до сих пор идет спор, относить ли его к польскому языку и рассматривать лишь как диалект польского языка или же причислить к группе самостоятельных языков.

Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический центр — град, с окружавшей его территорией. Далее располагались другие, более мелкие, грады.

В IX веке некоторые славянские поселения у устья Одры, такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преоброзовывались в плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, с торговыми центрами, в которых устраивались торги, например, в Щецине два раза в неделю. Население — это ремесленники, рыбаки, купцы, было в своей основной массе свободное, отягощённое только соответственными данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое — где поселялись пришельцы, которые пользовались значительной свободой действий.

Уже в X в. из укреплённых пунктов, вокруг которых первоначально располагались многие славянские деревни, выросли города, представлявшие собой военно-административные центры отдельных племён или их союзов: Бранибор — центр племени гаволян, Ретра- главный пункт четырёх лютических племён, Микелин или Мекленбург- в земле ободритов. Эти города в X-XI вв. вели оживлённую торговлю с Саксонией, Данией, Швецией и Русью, вывозя хлеб, соль и рыбу. Постепенно в славянских городах развилось и ремесленное производство: ткацкое, гончарное, ювелирное и строительное. Постройки в славянских городах отличались красотой, поражавшей современников. Многочисленные города западных славян строились из дерева, как и позже на Руси. Само слово «город» означало «огороженное пространство». Чаще всего огорожа состояла изо рвов, заполненных водой, из ручья с измененным руслом, и валов. Валы – это присыпанные землей бревна, в которые вставляли направленные вовне заостренные на концах мощные колья.

Такие защитные сооружения достигали в высоту пяти (и выше) метров, столько же – в ширину. Именно такие городища и были раскопаны немецкими археологами. Например, Торнов на берегу Шпрее. Всего к западу от Одера в землях полабских славян раскопано полтора десятка городищ IX–XI веков, но это лишь незначительная часть из некогда существовавших здесь городов.

В 40 — 60-х годах XII века Поморяния представляла собой федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин, решения которого были значимы для других княжеств и городов. Щецин представлял интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани. Верховный орган — Народное собрание — ВЕЧЕ собиралось в граде, но в нем участвовало славянское население и из сельской округи града. Воля князя была непреклонна для всех поморян: когда князь поморян зимой 1107—1108 при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и объявил себя верным ему рыцарем и слугой, польский князь без единого сражения смог в течение недель присоединить почти всё княжество Поморянию.

Присоединение Поморья и Сербо-Лужицких земель способствовало укреплению славянства в этих земелях и в дальнейшем их противостоянию германизации. В 11-12 веках князья Поморянии совершали походы на Польшу.

Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья — и овёс. В VII-VIII веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина. В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. Многие реки и озёра и море, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с VI-VII веков поморяне занимались варением соли.

Около 1000 г. поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии. Соль была одним из важнейших предметов торговли как импортной, так и экспортной - в зависимости от наличия ее в той или иной славянской области. Существовали области, заселенные славянами, где соли не было, однако были области, богатые этим минералом, где и развивалась соляная торговля. Соль была известна еще индоевропейцам, у которых для нее было общее название, а отсюда вытекает, что и славяне знали и употребляли соль уже в доисторическую эпоху. Каким путем добывали ее в те времена, нам неизвестно, так как об этом нет никаких сообщений; возможно, ее получали, как и у других северных народов, путем заливания соленой водой горящих дров, с которых собирали затем пепел, перемешанный с солью.

Первые сообщения об употреблении славянами соли в пище и в качестве предмета торговли появляются лишь в IX веке н. э.; в то время славяне применяли уже несколько способов добывания соли в зависимости от условий ее местонахождения. На побережье Адриатического, Эгейского и Черного морей преобладали древние солеварни, где вода выпаривалась на солнце. Выпаривали воду и на больших железных сковородках, называемых в латинских источниках sartago, а в славянских - чрен, черенъ. До настоящего времени так вырабатывается соль в Боснии или в Галиции, где соленосное сырье выкапывается из ям. Со сковородок снимали куски соли наподобие караваев хлеба, затем делили эти куски на части, для которых сохранилось несколько древних терминов, например: голважня, груда. Вываренная соль была дорогим товаром, поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и сплочены для защиты в дороге своего продукта, которым они торговали повсеместно. Первоначально варяги были целиком из славян, а в дальнейшем в их число стала входить и пассионарная молодёжь из Скандинавии. Само слово «варяг» означало «солевар» от слова варити, то есть выпаривать-варить соль. Отсюда и название варежка — варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожегов, а впоследствии варежка пригодилась и в северных краях зимой для защиты рук от мороза. Есть и другое толкование слова «варяг» — от значения на санскрите слова вода — «вар». В этом случае «варяги» означает людей, живущих у воды, поморов.

В X веке там происходит расцвет дальней торговли. Свободные племена поморян к X веку н. э. постепенно объединились в более крупные союзы. Поморье имеет контакты почти со всеми европейскими странами. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши — солёная селёдка. Помимо связей со Скандинавией, которые поддерживали города Волин, Щецин, Камень, Колобжег, Гданьск, устанавливаются устойчивые отношения с Русью и другими славянскими землями, среди которых особо следует выделить внутренние польские области. Кроме того, налаживаются отношения с пруссами, Византией, некоторыми арабскими странами, Англией и Западной Европой. Связи с пруссами проявились не только в появлении импортных прусских изделий, но и в образовании некоторых новых черт культуры, например распространении металлических оковок ножен ножей, а также, может быть, в облике некоторых языческих идолов. С другой стороны, пруссы переняли формы поморянской керамики. Влияние керамического производства поморян распространилось также на Скандинавию.Появляются большие торговые центры Щецин и Волин, в которых устраивались торги и в например, в Щецине два раза в неделю.

Происходит расцвет местного производства. Довольно рано здесь стали изготавливать на токарном станке янтарные бусы. К VI или VII в. относится находка в Толищеке: в глиняном сосуде находились серебряные кольца и бусы из стекла, янтаря и глины, ожерелье из стеклянных бус, и другое — из янтарных, в том числе шлифованных. Материалы раскопок, например, в Колобжеге-Будзистова указывают на то, что в последующие столетия работы по янтарю, кости и рогу выполнялись одними и теми же ремесленниками или в одних и тех же мастерских.

Развиваютсяметаллургия и кузнечные ремесла. Основу для роста металлургии создавали болотные, луговые и частично озерные руды. Главные центры добычи железа находились в основном в деревнях. Крицы (крицей называется рыхлая, губчатая, пропитанная шлаком железная масса, из которой посредством разных обработок получается кричное железо или сталь ) выплавляли в печах-домницах. Для нагрева применялся древесный костровой уголь. В городищенских центрах происходила переработка сырья; там же возникали кузни. В городах Радаще в Кендржино, Волине, Щецине, Колобжеге и Гданьске появляются производственные мастерские, вырабатывавшие олово и свинец. В землях славян обнаружены богатые месторождения серебра. Среди серебряных украшений имеются формы, которые, несомненно, изготавливались в Поморье.

Территория свободного Поморья переходила несколько раз во власть к Польше или Германии, которая в то время была частью Римской империи. Только в 995 г. Поморье признало зависимость от польского князя Болеслава Храброго. В начале XI века (1018 год) Болеслав Храбрый присоединил Лузицию к Польше, но уже в 1034 году она вновь попала под власть немцев. В этот же период на какое-то время вновь приобретают независимость и земли поморян. В 1110 г. польский король Болеслав Кривоустый вновь присоединил поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше, князья поморян при этом не лишились своих уделов.

Польское владычество над Поморьем продлилось не долго. Поморяне сопротивлялись польской власти и раз за разом поднимали восстания, тем более, что поляки не только пытались иметь политическую власть над поморянами, но и христианизировать их, что вызывало у последних особое возмущение. В 1005 г. восстал Волин, но к 1008 году Болеславу удалось восстановить свою власть над Поморьем. Но в результате нового восстания волинян после 1014 г. позиции Польши в Поморье вновь ослабли. Было ликвидировано ранее основанное епископство в Колобжеге и процесс христианизации Поморья был прерван.

Присоединение Поморянии к Польше во второй половине X века имело далеко идущие общественно-политический последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в XII веке функции кастелянских центров, были расширены. В Колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный центр. В XII веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную Поморянию с городом Гданьск, и поставить в политическую зависимость князей западной Поморянии. Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы ее строя, что проявлялось в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.

С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью. Такие условия вынуждали сербское население усваивать язык и культуру немцев. Славянские диалекты сохраняются практически только в сельской местности. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Наиболее активно процесс германизации проходил в западных землях полабских славян. Во время Тридцатилетней войны (1618—1648) здесь погибло более 50% сербов, в результате чего ареал распространения славян на территории Германии значительно сократился. Язык славян и их обычаи дольше всего удерживались в герцогстве Мекленбург и Ганноверском Вендланде.

Западные славяне долго сохраняли языческую традицию. Особое развитие она получила у обитателей польского Поморья. Новый король Польши Болеслав Кривоустый понял, что для присоединения Поморья к Польше необходимо устранение религиозного различия. Проповедовать в Поморье вызвался епископ Бамбергский Оттон после того, как Болеслав обратился к нему с этой просьбой. Язычники поначалу оказывают какое-то сопротивление, но насаждение нового культа проходит весьма агрессивно, с применением жестоких мер по отношению к приверженцам старины. Проехав через несколько городов, Оттон в1127 году прибыл в Волин. Перед этим он побывал в Щетине. Для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ бесчисленный — язычники из деревень и градов. Часть знатных людей города, которые и до того были склонны к христианству, решили изгнать «из пределов отечества» языческих жрецов и в религии следовать руководству Оттона. После этого в Волине Оттон не встретил никакого сопротивления. Город последовал примеру Щетина, как там было принято, и Оттон продолжил свой путь. Так было положено начало христианизации Поморья. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией и Польшей, у полабских славян – вместе с распространением немецкой (саксонской) власти. Среди поморян ослабляло их недовольство поляками – теперь у них была одна религия.

Главное святилище поморян находилось в Щецине. Были в городе Щецине четыре контины, но одна из них, главная, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими. Было также здесь изваяние тройное, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав.

Триглав — трёхглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землёй и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них. Были у них и другие боги. Они поклонялись Святовиту, Триглаву, Чернобогу, Радигосту, Живе, Яровиту. Богам посвящались храмы и рощи. До сих пор в землях, населявшихся полабскими и поморскими славянами, находят свидетельства языческой культуры. Одним из них является Збручский идол, а также микрожинские рунические камни.

Жители Колобрега поклонялись морю, как жилищу каких-то богов. Как и другие язычники, поморяне приносили богам жертвоприношения. Но человеческих жертвоприношений они не практиковали.

У всех балтийских славян были жрецы. Но в отличие от лютичей и руян, власть и влияние жрецов у поморян не были значительны. Важную информацию об уровне медицины того времени представляют славянские телесные захоронения 10-12вв. Наибольший интерес представляют сложнейшие операции на черепе — трепанации. Они известны и в гораздо более ранние времена – так, например, черепа с трепанациями известны и у культуры мегалитов в том же Мекленбурге. И если цель их и не полностью ясна, и предполагается, что они имели мистический и культовый характер, то о сложности подобных операций говорить излишне.Концом славянского язычества в Полабье явилось разрушение святилища Святовита в Арконе.

Кроме собственно трепанации, у балтийских славян известна так же и трепанация символическая. Пациенту в этом случае не полностью удалялась часть черепа, а лишь надрезался или соскребывался верхний слой кости.

Считается, что подобным образом могли «лечить» ранения головы. Наиболее вероятно, что проводились операции языческими жрецами. Прямых средневековых свидетельств о подобных практиках у славянских жрецов не сохранилось, но известно, что жрецы кельтов были искусны в подобном врачевании. Техника проведения таких сложных операций, как трепанация, исчезла сразу с принятием христианства — когда было уничтожено жречество. Славяне сохраняли веру в то, что языческие идолы могут излечить от болезней. Как только что в принявшем христианство поморском городе Щецине разразилась эпидемия чумы, жители города восприняли её, как месть Триглава, чей идол был, незадолго до этого, свергнут христианами. Терзающие со средневековья Европу повальные эпидемии, связывают напрямую с тем, что вместе с уничтожением язычества в Европе были утрачены и накапливаемые тысячелетиями медицинские знания жрецов.

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI – XI веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане (Федеративная Республика Германии) и кашубы (Польская Республика). В настоящее время Западная Померания является частью германской земли Мекленбург-Передняя Померания, остальная часть является польской территорией.

Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега Цветков Сергей Эдуардович

Полабские, поморские и висленские славяне (лехиты)

Полабские, поморские и висленские славяне (лехиты)

На севере и северо-западе славянские племена, принадлежавшие к лехитской ветви, в VI–VII вв. придвинулись к Балтийскому морю, заняв прибрежные земли в нижнем течении Вислы, Одера и Эльбы. Остатки местного венетского населения, оказавшись в славянской среде, быстро слились с нею.

Германские поселения на Эльбе еще в V в. были полностью покинуты их жителями, ушедшими на запад, поэтому славяногерманского слияния в этом районе не произошло. Но, двигаясь вверх по Эльбе, славянские переселенцы густо заселили южно-датские (шлезвиг-гольштейнские) земли, оставив следы в тамошней топонимике и антропологическом облике местного населения.

На этих территориях возникло несколько славянских племенных объединений. Наиболее мощными среди них были союзы ободритов и вильцев (лютичей), каждый из которых, согласно Баварскому географу (середина IX в.), состоял из четырех племен. Союз вильцев-лютичей образовали кессины, жиржипане, толленсы (от озера Толлен) и редарии; в ободритский племенной союз входили вагры, полабы, собственно ободриты и варны (по названию реки Варнов). Каждое из этих племен управлялось своими вождями, имело своих богов и городища. В середине IX в. у вильцев насчитывалось 100 городищ, столько же имелось у ободритов. Скандинавы восхищенно называли славянское Поморье «Гарды», «Гардарики», то есть «страна городов». Так, «Сага об Инглингах» повествует о поездке бога Одина из легендарного Асгарда «сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов» (современная Саксония). Позднее название «Гарды» будет перенесено на Русскую землю.

По сведениям авторов VIII–IX вв., ободриты селились на землях нынешнего Восточного Гольштейна и Западного Мекленбурга, между реками Эльбой, Травной, Варной и Балтийским морем, являясь, таким образом, самой западной группой славян. Первое письменное упоминание о них содержится во «Франкских анналах» под 789 г. Власть ободритского князя распространялась на племена древан, линонов (глинян?) и смельдингов (смолинцев?), которые, правда, отложились от ободритов уже в 808 г. Политическим центром племенного союза ободритов был обширный и хорошо укрепленный город, возникший, как предполагается, не позже VII в. Его славянское название было Велиград («великий, большой, главный город»); саксы называли его «Михеленбург», в хронике Адама Бременского говорится о «Магнополисе» - в обоих случаях сохранено значение славянского названия. Позже в устье Одера возник знаменитый город Волин - крупнейший торговый центр Северной Европы.

На северо-запад от ободритов, на большом острове Ране (иначе Руе, Руяне, ныне Рюген), близ берегов Дании, обитали ране (руяне, руги). По сведениям немецких хронистов, они почитались главным, старшим племенем среди всех балтийских славян.

Вильцами (иначе велетами, а позже лютичами) раннесредневековые писатели называли соседствовавшую с ободритами обширную полабскую группу славянских племен, занявших земли между устьем Хафеля, Эльбой (Лабой) и Балтийским морем. Этноним «вильцы» имеет, вероятно, тотемное происхождение - от славянского слова vilci - «волки». Вильцам подчинялись слензяне, дедошане, гаволяне и некоторые другие племена. Самым известным городом вильцев была Ретра, где находилось общеплеменное языческое святилище Радогоста. Местные жрецы руководили всем племенным союзом вильцев, который никогда не знал сильной княжеской власти. В бою вильцы славились своей свирепостью, лютостью.

Междуречье среднего течения Одера и Вислы заняли поляне. Баварский географ насчитал в их землях «400 градов» (племенных и родовых городищ). Поляне создали свой племенной союз, в который входили гопляне (близ озера Гопло в Куявии), ленцицане (окрестности Ленчицы), сарадзане (окрестности Сарадза). В будущем ему было суждено составить ядро Польского государства.

Полабские славяне в VIII–X вв.

Севернее полян, на балтийском побережье между Вислой и Одером, жили поморяне. В союз поморян входили и кашубы - балтское племя, обитавшее на Кашубской возвышенности.

Все эти племенные объединения не обнаруживали никакой тяги к политическому сближению и зачастую жестоко враждовали друг с другом, как, например, ободриты и вильцы. Некоторое подобие единства наблюдалось только внутри племенных союзов, но и там племенные различия закреплялись особыми обычаями и религиозными культами, существовавшими у каждого из входивших в состав союза родов и племен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Славяне в 550-е гг Осенью 551 г. последние отряды мощного словенского нашествия покинули пределы Империи Ромеев. Главным результатом событий для словен, помимо демонстрации силы и богатой добычи, стал оформленный союз с гепидами, которые за долю в добыче согласились

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

СЛАВЯНЕ В прошлых главах в центре нашего внимания находилось Причерноморье. Но не только из-за важности этого региона. А еще и из-за того, что он был связан со Средиземноморьем, и о нем сохранилось больше всего информации в иностранных источниках. Вроде пятна света под

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Славяне В настоящее время существуют две версии происхождения этого слова - либо от «славы», либо от «слова».«Слава»: славяне народ славы, славный. Византийцы и римляне называли их склавинами, склавами. Появление буквы «к» объясняют тем, что в греческом правописании в их

Из книги Хан Рюрик: начальная история Руси автора Пензев Константин Александрович

Рим и славяне Норманнист норманнисту глаз не выклюет. Это давно известно. Однако градус норманнического видения у того или иного историка может быть различным. Есть норманнисты, что называется «радикальные», которые утверждают, что славяне были завоеваны скандинавами, а

Из книги Новые материалы для новейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества автора Классен Егор Иванович

СЛАВЯНЕ Откуда производят Славяне это нарицательное имя своё - от «слова» или от «славы»? Стыдно вспомнить, что некоторые из наших отечественных историков колеблются в произведении этого имени от славы, выставляя как-то нерешительно и слово, и славу корнем ему. Имена лиц,

Из книги Декабристы. Беспредел по-русски автора Щербаков Алексей Юрьевич

2. Гей, славяне Речь идет о так называемом Обществе соединенных славян. Эта организация, созданная братьями Андреем и Петром Борисовыми и Юлианом Люблинским, возникла на Украине в 1823 году. На первый взгляд, довольно-таки «травоядная» тусовка, провозглашавшая уже знакомые

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Поморские славяне в «эпоху викингов» Первыми о наступлении этой эпохи узнали монахи из обители Святого Кутберта на острове Линдисфарн, близ нортумбрийского побережья (Северо-Восточная Англия). В один из июньский дней 793 г. к острову пристало несколько ладей, на носу

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Славяне Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали подписку, в которой

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

5. Славяне Славяне и их соседи. Пятнадцать столетий назад славянские племена занимали земли на берегах Балтийского моря, по Днепру и по Дунаю, и в верховьях Оки и Волги. Впоследствии славяне, жившие в Восточной Европе, образовали три больших народа - русских, украинцев,

Из книги У истоков исторической правды автора Верас Виктор

Славяне Время появления славян в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье ученые относят к VII – VIII вв. Основная масса полоцко-смоленских курганов датируется VII – IX вв. Древнейшими погребальными памятниками кривичей являются длинные курганы. Это невысокие

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Славяне В I тыс. н. э. на историческую арену стремительно выходят славяне - одна из основных ветвей древнеевропейского населения. Об их происхождении и местах изначального проживания существует несколько версий. Первая из них - дунайская - была выдвинута еще Нестором

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Русско-поморские судовые термины "Проследите терминологию морских и судовых слов, употребляемые нашими плавателями, - писал П. Богославский, - вслушайтесь в этот язык, и вы найдете еще уцелевшие, свежие остатки старины.<…>Слова, относящиеся к оснащению и вооружению

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Славяне Сравнение языков, древних верований и обычаев европейских и некоторых азиатских народов показало, что славяне принадлежат к большой семье племен, которые ведут начало от одного праотца-народа – арийцев, в незапамятные времена живших в Азии, на Иранской

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

В) Полабско-поморские славяне Бодричи. Лужичане. Лютичи. ПоморянеК полабско-поморским славянам относятся западные славянские племена, которые проживали на территории между реками Лаба (Эльба) – «Белая река» (белая – в значении красивая) – и ее притоками Салой (Зааном)

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Славяне Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару