Нежность самый робкий кроткий божественный лик. Электронные учебники по русскому языку

По тексту Н. Тэффи "Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви..." Проблема: Какую роль играет нежность в отношениях между людьми?

Какую роль играет нежность в отношениях между людьми? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте русская писательница Н. А. Тэффи.

Автор приглашает читателя поразмышлять о сущности нежности, рассказывая историю из своей жизни. Рассказчик описывает грубого старика, который с отвращением относился к единственной женщине, заботившейся о нем: "Всё что-то поправляла около своего больного. То взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство". Это была его жена, старавшаяся всеми силами угодить ему, чтобы он чувствовал себя хорошо и ни в чем не нуждался. Однако старик ругает ее, не обращая внимания на все то, что она для него сделала. Женщина сразу меняется в лице, и автор привлекает внимание читателя к этому бытовому случаю: "Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю?". Автор вызывает в читателе чувство несправедливости и обиды, показывает ужасную сторону поступка старика.

Подтверждение вышесказанному можно найти на страницах художественной литературы. Так, в произведении А. И. Куприна “Гранатовый браслет” нежность предстает читателю в непривычном свете. Желтков без памяти любит Веру, но понимая, что его любовь безответна, Желтков все равно стремится сделать своей любимой приятное. Он дарит ей подарки, сыплет бесчисленными комплементами в письмах, рассказывает о своих глупых подвигах, которые он совершает ради нее. Эта милая навязчивость является проявлением тех сильных чувств, которые Желтков испытывает к Вере. Эту нелепую заботу Куприн представляет читателю как нежность, которая побуждает Желткова ухаживать за Верой. Таким образом, нежность Желткова по отношению к Вере заставила ее задуматься о своей жизни, помогла почувствовать себя любимой.

В произведении Н. В. Гоголя “Старосветские помещики” нежности отведена особая роль. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна – пожилые супруги, которые даже в преклонном возрасте продолжают любить друг друга. Они не ссорятся, вместе занимаются хозяйством, коротают дни. Словом, их любовь проявляется в той чистой нежности, которую они дарят друг другу каждый день. Эта обоюдная забота друг о друге превратила их в единое целое, части которого не могут жить отдельно. Именно поэтому, как только Пульхерия Ивановна умирает, Афанасий Иванович теряет вкус к жизни и вскоре также отходит в мир иной. Именно нежность до конца жизни соединяла этих людей, побуждая их дарить друг другу радость и

(1)Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви.(2)Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь - единоборство.

- (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи - ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть - все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность - тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один - злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания.

(47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

- (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

- (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! - бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

- (52)Но ведь ты же... - растерянно лепетала она. - (53)Ведь ты же всегда интересовался...

- (54)Никогда я не интересовался! - всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. - (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(по Н. А. Тэффи*)

* Надежда Александровна Тэффи (1872-1952) - русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема понимания любви и нежности (Что такое нежность?) Нежность – одно из проявлений лика любви. Но это самый кроткий и робкий лик, в то время как любовь больше похожа на единоборство.
2. Проблема отношения к любящему человеку (Как может относиться один человек к любящему его другому человеку?) Иногда отношение человека к любящему его может выражаться в эгоистичном, грубом и даже потребительском использовании.
3. Проблема разграничения любви-страсти и любви-нежности (В чём отличие любви-нежности от любви-страсти?) В отличие от любви-страсти, которая всегда с оглядкой на себя, любовь-нежность, не ищет своего, отдаёт всё и нет ей предела; она идёт сверху, заботится о любимом, охраняет, опекает его.
4. Проблема исчезновения такого понятия как нежность (Почему в современном мире все реже встречается нежность?) Современный человек стремится во всём утвердить себя как личность. Нежность считается проявлением слабости.

(1)Неж­ность — самый крот­кий, роб­кий, бо­же­ствен­ный лик любви.(2)Лю­бовь-страсть — все­гда с огляд­кой на себя. (3)Она хочет по­ко­рить, обо­льстить, она хочет нра­вить­ся, она охо­ра­ши­ва­ет­ся, под­бо­че­ни­ва­ет­ся, мерит, всё время бо­ит­ся упу­стить по­те­рян­ное. (4)Лю­бовь-неж­ность всё отдаёт, и нет ей пре­де­ла. (5)И ни­ко­гда она на себя не огля­нет­ся, по­то­му что «не ищет сво­е­го».
(6)Толь­ко она одна и не ищет. (7)Но не надо ду­мать, что чув­ство неж­но­сти при­ни­жа­ет че­ло­ве­ка. (8)На­о­бо­рот. (9)Неж­ность идёт свер­ху, она за­бо­тит­ся о лю­би­мом, охра­ня­ет, опе­ка­ет его. (10)А ведь опе­кать и охра­нять можно толь­ко су­ще­ство без­за­щит­ное, нуж­да­ю­ще­е­ся в опеке, по­это­му слова неж­но­сти — слова умень­ши­тель­ные, иду­щие от силь­но­го к сла­бо­му.


(11)Неж­ность встре­ча­ет­ся редко и всё реже. (12)Со­вре­мен­ная жизнь труд­на и слож­на. (13)Со­вре­мен­ный че­ло­век и в любви стре­мит­ся пре­жде всего утвер­дить свою лич­ность. (14)Лю­бовь — еди­но­бор­ство.

— (15)Ага! (16)Лю­бить? (17)Ну ладно же. (18)За­су­чи­ли ру­ка­ва, рас­пра­ви­ли плечи — ну-ка, кто кого?

(19)До неж­но­сти ли тут? (20)И кого бе­речь, кого жа­леть — все мо­лод­цы и герои. (21)Кто по­знал неж­ность — тот от­ме­чен.

(22)В пред­став­ле­нии мно­гих неж­ность ри­су­ет­ся не­пре­мен­но в виде крот­кой жен­щи­ны, скло­нив­шей­ся к из­го­ло­вью. (23)Нет, не там нужно ис­кать неж­ность. (24)Я ви­де­ла её иначе: в об­ли­ках со­всем не по­э­ти­че­ских, в про­стых, даже за­бав­ных.

(25)Мы жили в са­на­то­рии под Па­ри­жем. (26)Гу­ля­ли, ели, слу­ша­ли радио, иг­ра­ли в бридж, сплет­ни­ча­ли. (27)На­сто­я­щий боль­ной был толь­ко один — злю­щий ста­рик, по­прав­ляв­ший­ся от тифа.

(28)Ста­рик часто сидел на тер­ра­се в шез­лон­ге, об­ло­жен­ный по­душ­ка­ми, уку­тан­ный пле­да­ми, блед­ный, бо­ро­да­тый, все­гда мол­чал и, если кто про­хо­дил мимо, от­во­ра­чи­вал­ся и за­кры­вал глаза. (29)Во­круг ста­ри­ка, как тре­пет­ная птица, ви­лась его жена. (30)Жен­щи­на не­мо­ло­дая, сухая, лёгкая, с увяд­шим лицом и тре­вож­но-счаст­ли­вы­ми гла­за­ми. (31)И ни­ко­гда она не си­де­ла спо­кой­но. (32)Всё что-то по­прав­ля­ла около сво­е­го боль­но­го. (33)То пе­ре­во­ра­чи­ва­ла га­зе­ту, то взби­ва­ла по­душ­ку, то под­ты­ка­ла плед, то бе­жа­ла греть мо­ло­ко, то ка­па­ла ле­кар­ство. (34)Все эти услу­ги ста­рик при­ни­мал с явным от­вра­ще­ни­ем. (35)Каж­дое утро с га­зе­той в руках она но­си­лась от сто­ли­ка к сто­ли­ку, при­вет­ли­во со всеми бе­се­до­ва­ла и спра­ши­ва­ла:

— Вот, может быть, вы мне по­мо­же­те? (36)Вот здесь кросс­ворд: «Что бы­ва­ет в жилом доме?». (37)Че­ты­ре буквы. (38)Я за­пи­сы­ваю на бу­маж­ке, чтобы по­мочь Сер­гею Сер­ге­е­ви­чу. (39)Он все­гда ре­ша­ет кросс­вор­ды, и, если за­труд­ня­ет­ся, я ему при­хо­жу на по­мощь. (40)Ведь это един­ствен­ное его раз­вле­че­ние. (41)Боль­ные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его за­бав­ля­ет.

(43)Её жа­ле­ли и от­но­си­лись к ней с боль­шой сим­па­ти­ей.

(44)И вот как-то он вы­полз на тер­ра­су рань­ше обыч­но­го. (45)Она долго уса­жи­ва­ла его, укры­ва­ла пле­да­ми, под­кла­ды­ва­ла по­душ­ки. (46)Он мор­щил­ся и сер­ди­то от­тал­ки­вал её руку, если она не сразу уга­ды­ва­ла его же­ла­ния.

(47)Она, ра­дост­но поёжи­ва­ясь, схва­ти­ла га­зе­ту.

— (48)Вот, Серёжень­ка, се­год­ня, ка­жет­ся, очень ин­те­рес­ный кросс­ворд.

(49)Он вдруг при­под­нял го­ло­ву, вы­ка­тил злые жёлтые глаза и весь за­тряс­ся.

— (50)Уби­рай­ся ты на­ко­нец к чёрту со сво­и­ми иди­от­ски­ми кросс­вор­да­ми! — бе­ше­но за­ши­пел он.

(51)Она по­блед­не­ла и вся как-то опу­сти­лась.

— (52)Но ведь ты же... — рас­те­рян­но ле­пе­та­ла она. — (53)Ведь ты же все­гда ин­те­ре­со­вал­ся...

— (54)Ни­ко­гда я не ин­те­ре­со­вал­ся! — всё тряс­ся и шипел он, со зве­ри­ным на­сла­жде­ни­ем глядя на её блед­ное, от­ча­ян­ное лицо. — (55)Ни­ко­гда! (56)Это ты лезла с упор­ством де­ге­не­рат­ки, ка­ко­вая ты и есть!

(57)Она ни­че­го не от­ве­ти­ла. (58)Она толь­ко с тру­дом про­гло­ти­ла воз­дух, креп­ко при­жа­ла руки к груди и огля­де­лась кру­гом с такой болью и с таким от­ча­я­ни­ем, точно ис­ка­ла по­мо­щи. (59)Но кто же может от­не­стись

серьёзно к та­ко­му смеш­но­му и глу­по­му горю? (60)Толь­ко ма­лень­кий маль­чик, си­дев­ший за со­сед­ним сто­ли­ком и ви­дев­ший эту сцену, вдруг за­жму­рил­ся и горь­ко-горь­ко за­пла­кал.

(по Н. А. Тэффи*)

* На­деж­да Алек­сан­дров­на Тэффи (1872—1952) — рус­ская пи­са­тель­ни­ца, по­этес­са, ме­му­а­рист и пе­ре­вод­чик.

Сочинение

В тексте Тэффи о нежности как об одном из редких в ХХ веке ликов любви ставится вопрос о месте любви-нежности в современном мире.

В первой половине текста писательница дает определение любви-нежности, сравнивая ее с любовью-страстью, и приходит к выводу, что в современном ей мире такая всё отдающая и себя забывающая любовь-нежность встречается всё реже и реже: «(21)Кто по­знал неж­ность — тот от­ме­чен», -подытоживает свои размышления Тэффи.

Во второй половине текста Тэффи приводит пример любви-нежности в современном ей мире ХХ века. Писательница рассказывает, что в санатории под Парижем она была свидетельницей трогательной заботы немолодой женщины «с увяд­шим лицом и тре­вож­но-счаст­ли­вы­ми гла­за­ми» о муже, единственном настоящем больном в санатории, который, «если кто про­хо­дил мимо, от­во­ра­чи­вал­ся и за­кры­вал глаза». Женщина, «как тре­пет­ная птица, ви­лась» вокруг мужа, а больной старик с явным отвращением принимал ее заботы.

«Её жа­ле­ли и от­но­си­лись к ней с боль­шой сим­па­ти­ей», - подчёркивает писательница. Особенно трогательным Тэффи кажется, как эта женщина «каж­дое утро с га­зе­той в руках … но­си­лась от сто­ли­ка к сто­ли­ку, при­вет­ли­во со всеми бе­се­до­ва­ла» и записывала ответы на вопросы кроссворда: «Ведь это един­ствен­ное его раз­вле­че­ние», «я так рада, что хоть это его за­бав­ля­ет», - оправдывалась нежная жена.

В финале текста Тэффи описывает, как все отдыхающие стали свидетелями некрасивой сцены: оказалось, что старик вовсе не любил разгадывать кроссворды. «— (54)Ни­ко­гда я не ин­те­ре­со­вал­ся! — всё тряс­ся и шипел он, со зве­ри­ным на­сла­жде­ни­ем глядя на её блед­ное, от­ча­ян­ное лицо. — (55)Ни­ко­гда! (56)Это ты лезла с упор­ством де­ге­не­рат­ки, ка­ко­вая ты и есть!». Женщина ничего не ответила, только «огля­де­лась кру­гом с такой болью и с таким от­ча­я­ни­ем, точно ис­ка­ла по­мо­щи», - заканчивает свой рассказ Тэффи.

«(59)Но кто же может от­не­стись серьёзно к та­ко­му смеш­но­му и глу­по­му горю?» - спрашивает писательница. И сама же отвечает: «Толь­ко ма­лень­кий маль­чик, си­дев­ший за со­сед­ним сто­ли­ком и ви­дев­ший эту сцену». Так звучит последнее предложение предложенного для анализа текста рус­ской пи­са­тель­ни­цы, по­этес­сы, ме­му­а­ристки и пе­ре­вод­чицы, На­деж­ды Алек­сан­дров­ны Тэффи.

Таким образом, можно сказать, что на вопрос, каково место любви-нежности в современном ей мире, Тэффи отвечает, что в современном мире ХХ века такой любви-нежности нет места. Думаю, такой финал означает, что Тэффи считает, что в современном ей мире проявления любви-нежности измельчали, превратились в свою противоположность: нежность женщины к мужу обернулась ежедневной его экзекуцией, как извинения Червякова в чеховской «Смерти чиновника». Однако в то же время Тэффи не может утверждать это наверняка, потому что всё же маленький мальчик «вдруг за­жму­рил­ся и горь­ко-горь­ко за­пла­кал».

Поскольку авторская позиция не высказана прямо, могу согласится с тем, что людям ХХ века, вероятно, было свойственно высокомерно и иронично относится к семейно-бытовым проявлениям человеческих чувств, однако это не означает, что любви совсем нет. Просто в ХХ веке, после Чехова, стал наконец интересен сам человек, просто человек. И, какой бы он ни был, о нём все же стоит хотя бы поплакать.


О чём бы ни говорило искусство, оно всегда говорит о любви. Или о её отсутствии, о тоске по ней, или о её разнообразных проявлениях-ликах.

В тексте Тэффи о нежности как об одном из редких в ХХ веке ликов любви ставится вопрос о месте любви-нежности в современном мире. Есть ли ей место среди мира утверждающих свою личность современных людей? Нужна ли она им? Не устарела ли заповедь «возлюбить ближнего»?

Человеку присуща и нежность, и страсть, и слабость, и сила, а это понятия явно контрастные. Начиная свой рассказ с рассуждения о любви-нежности и любви-страсти, писательница отдаёт предпочтение первой, видя в ней черты истинной любви, говорит словами апостола Павла, что любовь-нежность «не ищет своего». В мире сильных людей, каковым был мир конца 19 – начала 20 века, все традиционные, христианские ценности подвергаются сомнению, нивелируются. Маяковский предлагал «сбросить Пушкина с корабля современности», а Горький искал нового, сильного героя, которому жалость не нужна, ибо она «религия рабов и хозяев». Казалось бы, в мире сильных людей, где «все молодцы и герои», нежности не встретить. У Тэффи иной взгляд на эту проблему. Она снижает заданный в начале рассказа возвышенный пафос ради того, чтобы рассказать, что в поисках этой истинной любви-нежности не надо ходить далеко, обращаться в ушедшее прошлое или возноситься высоко: она здесь, рядом, «в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных». Тэффи повествует о случае в санатории, где ухаживающая за «злющим стариком, поправлявшимся от тифа», женщина вызывает всеобщее участие, сочувствие и симпатию своей неустанной нежной, но суетливой заботой о муже. Казалось бы, женщина выглядит жалкой и глупой, когда вдруг выясняется, что все её старания «развлечь» мужа якобы любимым им разгадыванием кроссвордов были бессмысленны и только раздражали старика, о чём он внезапно, грубо и жестоко при всех сообщил ей, «со звериным наслаждением» глядя на её растерянность и отчаяние. Но «маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг за-жмурился и горько-горько заплакал», и эти слёзы говорят о том, что безобразна и жалка мстительная жестокость больного старика, а нежность его жены прекрасна в своей беззащитности и безответности, потому что это «самый кроткий, робкий, божественный лик любви». Об этой любви плачет мальчик.

Таким образом, своим словом в защиту нежности Тэффи ясно даёт понять: со времён апостола Павла ничего не изменилось. Истинная любовь жертвенна, беззащитна и прекрасна. Как всё истинное, она дана не каждому, но в истинности её нельзя усомниться. И без неё плохо.

Я согласна с автором. Истинная любовь неотделима от нежности. Нежность поддержит слабого, укрепит сильного. Не думаю, что непременно сила человека соседствует со страстью в любви и исключает нежность. Сильный и сам готов делиться нежностью, и нуждается в ней. В пушкинском стихотворении «Я Вас любил…» нежность, с которой лирический герой любил героиню-адресата своего послания, соседствует с силой: только сильный человек не будет проклинать не разделившую его чувство возлюбленную и мстить ей. Но нежность ценна и сама по себе, нет смысла взвешивать её на весах и сравнивать с прочими достоинствами человека. Так, например, поступает Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов»: ей мало нежности Ильи Ильича, ей нужен деятельный, целеустремлённый, сильный герой и молодец Штольц. И дай Бог ей счастья, но зачем же злиться и мстительно бросать в лицо не оправдавшему надежд возлюбленному упрёки, подобно старику из рассказа Тэффи! В том эпизоде романа Ольга, теряя-прогоняя Обломова, теряет многое в глазах читателя. И так же многое приобретает в глазах автора и читателя другая героиня того же романа, Агафья Матвеева Пшеницына, когда раскрывается во всей полноте своей любви-нежности к Обломову, приобретая смысл жизни. Нежность можно обидеть грубостью, но нельзя истребить, «нежным даётся радость, грубым даётся печаль». Нежность – это суть, грубость и сила – видимость.

В конце концов каждый приходит к этому. И Тэффи в 20 веке напоминает о неизбежности нежности. Вспомним об этом и в 21 веке и поищем её вокруг и в себе самих.


Вот тут, на самой опушке леса, недалеко от деревни осинка брянской это и было. Мы шли по сосновому лесу вдоль оплывших, засыпанных старой хвоей и поросших травами ямок. Это были боевые ячейки. Маршал Василевский, помню, рассказывал: от этих одиночных окопов в первый же год войны пришлось отказаться - бойцы в них чувствовали себя подавленно, неуверенно. Общий окоп, чувство локтя товарища делали людей более стойкими и сплоченными. Но тут давний бой 16 августа 41-го года бойцы-кавалеристы приняли, лежа в ячейках. Эскадрон связи 112-го кавалерийского полка, 21-й дивизии, 13-й армии оказался на пути танков Гудериана, неумолимо катившихся на Восток. И горстка бойцов, не ведая, с какой силой она столкнется, коней привязала в низине, а на опушке окопалась для боя. Мотоциклистов, самоуверенно мчавшихся по шоссе, сильным огнем они смяли, с потерями заставили отойти, а против танков что могли конники сделать? Все полегли. Жители сельца Осинка схоронили их тут же, в лесу, в трех могилах.
После войны об этом неравном бое не позабыли. Установили возле дороги монумент конника, глядящего в сторону, откуда шел неприятель. Людей, помнивших этот маленький эпизод Великой войны, уже не осталось. Но друг мой Николай Старченко вспоминает, как бабушка повела его вдоль опушки, показала ямки в земле и, поплакав, повязала березку возле одной из ямок вышитым полотенцем. Мальчику было тогда семь лет. Взяв палку, он лег в ячейку и целился в воображаемые танки.
В этом году исполнялось шестьдесят лет с того дня, когда случился неравный тот бой. И Николай загодя стал готовиться к этому дню. Написал на Брянщину, что приедет, советовался, какие гостинцы привезти из Москвы еще живым свидетелям той войны - старикам и старушкам в Осинке и в других деревнях. Почин земляка поддержали в Сураже, в лежащих рядом белорусских деревнях. Мне Николай предложил: «Поедем на Брянщину - посмотришь, где я вырастал...»
И мы поехали через Малоярославец, Медынь, Юхнов, Рославль...
Памятный день в августе был солнечным, тихим и теплым. Несколько сотен людей пришли из близлежащих селений - русских и белорусских. Играл оркестр. Говорили речи. Вспомнили давний тот бой. Положили цветы на могилы, к сожалению, безымянных бойцов. Мой друг был в центре волнующего события. Сказал недлинную речь, а потом из двух коробов доставал подарки своим землякам: старушкам - цветные яркие шали на плечи, старикам - по хорошей книжке, повествующей о войне, и по фляжке - вспомнить «боевые сто грамм». В ответ прозвучали слова уваженья и благодарности: «Спасибо, Коленька, что приехал, что надоумил всех нас собраться, что помнишь родные места».
Врзвращалимь домой из брянских боров мы той же дорогой: Рославль, Юхнов, Медынь, Малоярославец. Николай вел машину, и вместе мы вспоминали пережитое за три дня. Вспомнили безымянных конников, дорогу, по которой в 41-м двигались танки. «Я слышал, что сказала старушка, когда ты накинул на плечи ей шаль. Она сказала: «Как бы хотела быть лет на двадцать моложе, чтобы в этой обновке показаться на людях» За разговорами долгий путь пролетел незаметно. После лесов, пажитей, сереньких деревушек, маленьких городков, мостов через речки вдруг появилось море огней - Кольцевая дорога... Как важно время от времени с этой дороги съезжать и видеть что-то еще, помимо златоглавой и дорогой для всех нас столицы.

Вариант № 5.

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

((1)Генная инженерия - это направление современной науки, которое основано на переносе нужных генов от живых организмов одного вида
в организмы другого вида, часто очень далёкого по своему происхождению. (2)Так, <…> удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3)Интерферон образуется в лейкоцитах крови человека в ответ на вирусную инфекцию и обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

С помощью генной инженерии, основанной на переносе нужных генов от одного вида живых организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, который обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

Учёным-генетикам удалось исключить из генотипа клетки интерферон, тем самым обеспечив защиту человека от простудных заболеваний.

Гены, которые кодируют интерферон - важный белок, защищающий человеческий организм от вирусов, учёным-генетикам удалось встроить в генотип бактериальной клетки, что стало возможным благодаря современным достижениям в области генной инженерии.

С помощью генной инженерии, в основе которой лежит клеточная селекция, учёным удалось получить такой важный белок, как интерферон, который снижает количество лейкоцитов в крови.

Генная инженерия - это направление современной науки, которое основано на искусственном выведении генов.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это,

например,

во-вторых,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИТЬ , -чу, -чишь; -ченный; сов.

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы.

На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.

ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

поднялся более ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.

Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.

Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.

Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.

Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

созн..вать

разг..реться

мен..джмент

выст..лить

оп..раясь

Ответ: ___________________________.

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..плеск, ра..двинуть

пр..людный, пр..чёска

от..гнул, поз..крывал

с..грал, дез..нфекция

пре..сказал, о..давал

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Луков…ца

Расстра…ваться

Звоноч…к

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

бор..шься

слыш..мый

знач..мый

Ответ: ___________________________.

12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, - малину.

Ответ: ___________________________.

14. пишется Н.

На письме(1)ом столе - рукопись рассказа «Старуха», кожа(2)ая папка для бумаг, серебря(3)ый бювар с монограммой «И.Б.», тяжёлая стекля(4)ая чернильница с медной крышечкой.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

16 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного
к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь - единоборство.

- (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи - ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть - все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность - тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один - злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

- (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

- (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! - бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

- (52)Но ведь ты же... - растерянно лепетала она. - (53)Ведь ты же всегда интересовался...

- (54)Никогда я не интересовался! - всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. - (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(По Н.А. Тэффи*)

* Надежда Александровна Тэффи (1872-1952) - русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Ответ: ___________________________.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 5-10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 28-34 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём - (А)__________ (предложения 2, 3 - 4, 5) и синтаксическое средство - (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп - (В)__________ («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство - (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)».

Список терминов:

сравнительный оборот

разговорные слова

ряды однородных членов предложения

противопоставление

фразеологизмы

парцелляция

риторические вопросы

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

например

наживший

выше или более высокий

сознавать

прилюдныйпричёска

звоночек

борешься

недоумение

такженасчёт

сильногослабому