Какая планета проходит большее расстояние. Орбита земли вокруг солнца

В астрономии земная орбита – это движение Земли вокруг Солнца со средним расстоянием 149 597 870 км. Земля полностью огибает Солнце каждые 365.2563666 дней (1 звездный год). При данном движении Солнце перемещается по отношению к звездам на 1° в день (или диаметр Солнца или Луны каждые 12 часов) на восток, как это можно увидеть с Земли. Для того чтобы сделать полный оборот вокруг своей оси Земле требуется 24 часа, после чего Солнце возвращается на свой меридиан. Орбитальная скорость Земли при движении вокруг Солнца в среднем равна 30 км в секунду (108 000 км в час), что достаточно быстро, чтобы покрыть диаметр Земли (около 12700 км) за 7 минут или расстояние до Луны (384 000 км) за 4 часа.

При изучении северных полюсов Солнца и Земли было установлено, что Земля вращается по отношению к Солнцу в направлении против часовой стрелки. Также Солнце и Земля вращаются против часовой стрелки вокруг своих осей.

Земная орбита, огибая Солнце, проходит расстояние примерно 940 миллионов км за один год.

История исследования

Гелиоцентризм – теория, гласящая, что Солнце находится в центре Солнечной системы. Исторически сложилась так, что гелиоцентризм противоречит геоцентризму, который гласит, что Земля находится в центре Солнечной системы. В 16 веке Николай Коперник представил полную работу о гелиоцентрической модели вселенной, которая была во многом схожа с геоцентрической моделью Птолемея Альмагеста, представленной во 2 веке. Эта Коперниковская революция утверждала, что ретроградное движение планет только казалось таковым, и не было очевидным.

Влияние на Землю

Из-за наклона оси Земли (также известен как наклон эклиптики) наклон траектории Солнца в небе (как можно увидеть на поверхности Земли) изменяется в течение года. При наблюдении за северной широтой, когда северный полюс наклонен к Солнцу, можно увидеть, что день становится длиннее, а Солнце восходит выше. Такое положение приводит к увеличению средних температур, поскольку увеличивается количество солнечного света, достигающего поверхность. Когда северный полюс отклоняется от Солнца, то в целом температура становится прохладнее. В крайних случаях, когда солнечные лучи не достигают северного полярного круга, в определенный период днем полностью отсутствует свет (это явление называется полярной ночью). Такие изменения в климате (из-за направления наклона оси Земли) происходят в зависимости от сезонов.

События на орбите

По одному астрономическому соглашению четыре сезона определяются солнцестоянием – орбитальной точкой с максимальным наклоном оси к Солнцу или от него и равноденствием, при котором направление наклона и направление Солнца перпендикулярны друг другу. В северном полушарии зимнее солнцестояние происходит 21 декабря, летнее солнцестояние – 21 июля, весеннее равноденствие – 20 марта и осеннее равноденствие 23 сентября. Наклон оси в южном полушарии полностью противоположен ее направлению в северном полушарии. Поэтому сезоны на юге противоположны северным.

В наше время Земля проходит перигелий 3 января, а через афелий 4 июля (для других эпох см. прецессии и циклы Миланковича). Изменение направления Земли и Солнца приводит к увеличению солнечной энергии на 6,9%, которая достигает Земли в перигелии относительно афелия. Поскольку южное полушарие наклоняется к Солнцу примерно в то же время, когда Земля достигает самой ближайшей точки от Солнца, в течение года южное полушарие получает немного больше солнечной энергии, чем северное полушарие. Однако такой эффект менее значителен, чем общее изменение энергии из-за наклона оси: большинство получаемой энергии поглощают воды южного полушария.

Сфера Хилла (гравитационная сфера влияния) Земли в радиусе составляет 1500 000 километров. Это максимальное расстояние, где гравитационное влияние Земли сильнее, чем сила более отдаленных планет и Солнца. Объекты, вращающиеся вокруг Земли, должны попадать в данный радиус, иначе они могут стать несвязанными из-за гравитационного волнения Солнца.

На следующей диаграмме показано соотношение между линией солнцестояния и линией аспиды эллиптической орбиты Земли. Орбитальный эллипс (эксцентриситет преувеличен для эффекта) показан на шести изображениях Земли в перигелии (периапсида-ближайшая точка к Солнцу) с 2 по 5 января: здесь также можно увидеть мартовское равноденствие с 20 по 21 марта, точку июньского солнцестояния с 20 по 21 июня, афелий (апоцентр – дальняя точка от Солнца) с 4 по 7 июля, сентябрьское равноденствие с 22 по 23 сентября и декабрьское солнцестояние с 21 по 22 декабря. Обратите внимание, что на диаграмме показана преувеличенная форма земной орбиты. В действительности путь земной орбиты не такой эксцентрический, как показано на диаграмме.

Занятие – игра

по типу телевизионных игр «Что? Где? Когда? »

или « Брейн – ринг» (по астрономии).

Для закрепления и повторения материала, после изучения темы или раздела, целесообразно использовать игровые моменты или игры, структура и организация которых хорошо известна учащимся, игры типа телевизионной игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн – ринг». Очень эффективно использование таких игр между классами, поскольку в параллели количество часов одинаково (как правило) и материал изучается одновременно. Тогда эту игру удобнее проводить на спаренных уроках (2 часа) или после уроков. В составе жюри участвуют представители обоих классов, администрации, базового предприятия.

Во время проведения игр стараюсь использовать все атрибуты ТВ игр – рулетку, звонок с лампочкой («Брейн-ринг»), конверты с вопросами, музыкальные паузы и т.д., а так же сектор – шутка, примеры которых приведены ниже. Точно также, как и на ТВ играх, вопросы задаются ведущим, у команды есть время для обсуждения и ответа.

Одним из самых основных моментов в подготовке игры является составление вопросов. Главное условие при этом: брать материал для них не только из курса физики, но и из смежных дисциплин (электротехника, радиоэлектроника и т.д.).

Так как наша учебная викторина преследует иные цели, чем аналогичные телевикторины, и её назначение – растить эрудитов, повышать интерес к предмету, то вопросы для неё считаю целесообразным ограничивать одной двумя изученными темами курса или одним разделом, что облегчает подготовку учащихся к состязанию, даёт возможность читать строго ограниченный круг книг и журнальных статей, а не всё подряд. Вопросы готовятся заранее, в процессе изучения главы или раздела. У каждой команды есть «группа поддержки» (зрители), которая активно помогает команде в подготовке игры, подбирая каверзные вопросы. Обычно используется два вида вопросов: первые, сформулированные в занимательной форме, требуют воспроизведения учебного материала, изученного на уроках (в данной работе это вопросы 1 – 7). Вторые, сформулированные тоже занимательно, расширяют границы учебника (вопросы 8-13).

Вопросы для игры готовят сами учащиеся, опуская их в запечатанных конвертах в ящичек, находящийся в кабинете физики. На каждом конверте с вопросом указывается автор и название команды (класса), в которой он состоит. Все вопросы « проверяются », редактируются учителем: если ответы на них рассматривались на уроках, тактично отвергаются, если вопросы требуют специальных знаний – они интереса у класса вызвать не могут и тоже отклоняются. Как показывает практика, те ученики, вопросы которых по той или иной причине были отвергнуты, чаще всего не останавливаются в поисках, а продолжают работу, расширяя свой кругозор.

Из множества поступивших вопросов выбираю 10 – 12, которые выносятся на саму игру.

За правильные ответы жюри, в составе 3-5 человек во главе с учителем, присуждает команде 2 очка, если ответ правильный, но не полный – 1 очко. Если команда не смогла ответить на заданный вопрос, то право ответа переходит к другой команде (в «Брейн-ринге»). Если это игра «Что? Где? Когда? » - то очко за данный вопрос присуждается команде, в которой состоит ученик, придумавший вопрос.

Команда, проигравшая в «сете» - 6 вопросов, уступает место следующей (в игре «Брейн-ринг»).

За самый интересный вопрос жюри может присудить дополнительные очки (2 – 3 по договорённости).

В зависимости от игры, её продолжительность колеблется от 45 – до 100 минут, в течение которых « разыгрывается » от 6 до 12 вопросов. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее число очков во всех встречах. Играют команды по очереди, порядок определяется жеребьёвкой.

Приведу, в качестве примера, некоторые вопросы для игры по разделу « Строение Солнечной системы ».

  1. Венера, Марс, Солнце, Нептун, Сатурн. Уберите лишнее.

Лишнее – Солнце , это звезда.

  1. Среднее расстояние от Юпитера до Солнца равно 778.5 млн км. Чему равно расстояние от Юпитера до Солнца в астрономических единицах (1 а.е.), если 1 а.е. = 150 млн км?

В астрономических единицах расстояние будет равно L = 778.5/150 ≈ 5,17 а.е.

  1. С какой планеты Солнечной системы Земля будет выглядеть ярче в максимуме блеска – с Венеры или с Нептуна? Почему?

Земля будет ярче будет выглядеть с Венеры , т.к. Земля гораздо ближе к Венере .

  1. Представим, что Земля перестала вращаться вокруг своей оси. Чему тогда будут равны сутки (в часах)?

Солнечные сутки – это промежуток времени между двумя последовательными восходами или заходами Солнца. Если Земля перестанет вращаться, то время между двумя последовательными восходами Солнца на Земле будет равно одному году (время, за которое Земля совершит один оборот вокруг Солнца). Т.к. в году 365 дней, а в каждом дне 24 часа, то продолжительность суток на Земле будет равна 365*24 = 8760 часов ≈ 8800 ч.

  1. В какой фазе была Луна за несколько часов до лунного затмения?

Лунное затмение – это явление, когда Луна попадает в тень Земли, а это значит, что в этот момент Солнце, Земля и Луна оказываются на одной прямой таким образом, что Земля оказывается точно между Солнцем и Луной. А в такой конфигурации Луна наблюдается в фазе полнолуния. Т.к.за несколько часов до затмения конфигурация существенно не менялась, значит Луна была в фазе полнолуния.

7 . С какой планеты Солнечной системы Земля будет выглядеть ярче в максимуме блеска – с Венеры или с Марса? Почему?

Земля светит отраженным Солнечным светом. Чем дальше находится планета, тем меньше света она отражает и тем слабее отраженный от нее сигнал. При наблюдении с Венеры свет должен пройти расстояние от Солнца до Земли и от Земли до Венеры, а при наблюдении с Марса – от Солнца до Земли о от Земли до Марса соответственно. Суммарное расстояние в случае Марса больше, чем в случае с Венерой. К тому же есть еще один существенный момент. При наблюдении с Марса Земля будет видна, тогда, когда находится на максимальном угловом удалении от Солнца (так же как и Венера видна с Земли на максимальном угловом удалении от Солнца). Поэтому при наблюдении с Венеры Земля будет выглядеть ярче.

8 . Можно ли в Петербурге наблюдать покрытие Полярной звезды Луной? Почему?

Нет, нельзя. Луна может закрывать только те звезды, которые находятся в плоскости орбиты Луны, которая почти совпадает с плоскостью орбиты Земли (т.е. с плоскостью эклиптики). По сути, Луна может проходить только по зодиакальным созвездиям. А Полярная звезда находится высоко над плоскостью эклиптики и Луна никогда не сможет ее закрыть .

9. Расстояние до ближайшей к Земле звезды, Проксимы Центавра, составляет 4.2 световых года. Сколько времени займёт перелёт с Земли на Проксиму Центавра, если скорость космического корабля составляет 2 % от скорости света?

Т.к. скорость звездолета составляет 2 % или 1/50 от скорости света. Если свет проходит расстояние до Проксимы центавры за 4,2 года (расстояние до звезды 4,2 св. года) , значит звездолет пройдет это расстояние за время в 50 раз большее, т.е. примерно за 200 лет.

10 . Близнецы, Весы, Рак, Вега, Орион. Уберите лишнее.

Лишнее – Вега . Это звезда, а остальные перечисленные объекты – созвездия.

11. Нептун находится на расстоянии 30 а.е. от Солнца. Чему равен его период обращения вокруг Солнца?

Согласно третьему закону Кеплера (Т 2 /а 3 ) = const, где Т и а в годах и астрономических единицах соответственно. Подставляя в качестве const значение для Земли, получаем, что постоянная равна 1 . Подставляя в выражение (Т 2 /а 3 ) значение большой полуоси Нептуна получаем, что период Т = (а) 3/2 ≈ 164 года.

12. Время в Санкт-Петербурге (30º в.д.) и Хабаровске различается на 7 часов. Какова долгота Хабаровска, если известно, что оба города находятся приблизительно в центре своих часовых поясов?

На Земле 24 часовых пояса соответствуют 360 ° . Т.е. на 1 час приходится 15 ° . Т.к. разница составляет 7 часов, то это соответствует 7 часов * 15 ° = 105 ° . Прибавляем 105 ° к 30 ° и получаем долготу Хабаровска 135 ° .

13. В какой фазе была Луна за 2 недели до лунного затмения?

Лунное затмение – это явление, когда Луна попадает в тень Земли, а это значит, что в этот момент Солнце, Земля и Луна оказываются на одной прямой таким образом, что Земля оказывается точно между Солнцем и Луной. А за две недели до этого Луна наблюдалась в фазе новолнолуния.

Задачи 11 класс

1. Вега, Сириус, Козерог, Бетельгейзе, Денеб. Уберите лишнее.

Лишнее – Козерог . Козерог – название созвездия, а Вега, Сириус, Бетельгейзе и Денеб –звезды.

2. В какой фазе была Луна за несколько часов до солнечного затмения? Объясните ответ.

Солнечное затмение – явление, когда диск Луны затмевает видимый диск Солнца. Это означает, что Луна должна находиться точно между Землей и Солнцем, а в таком положении Луна находится в фазе новолуния. За несколько часов до затмения конфигурация Луны существенно измениться не может, и значит, Луна за несколько часов до солнечного затмения находится в фазе новолуния.

3. В некотором году 1 сентября пришлось на четверг. На какие дни недели может выпасть 1 сентября в следующем году?

Целое количество дней в году 365 дней, что составляет 52 недели и 1 день (365/7). Значит, начало каждого следующего года приходится на день недели, больший на единицу по отношению к предыдущему году . Если год високосный (366 дней) , то разница составит 2 дня .

4. Какая планета проходит большее расстояние по орбите за 1 год – Марс или Юпитер? Обоснуйте ответ.

1/V = Т/а

Значит, 1/а·V 2 = const или а·V 2 = К, где К – некоторая константа, одинаковая для всех планет. Легко видно, чем больше значение большой полуоси планеты (радиуса орбиты планеты), тем меньше должно быть значение V 2 для планеты, т.е. тем меньше скорость планеты.

Поговорим немного об «Оптике».

  1. Уважаемые знатоки! Мы привыкли употреблять выражение « двояковогнутая линза »

и « рассеивающая линза » как синонимы. Но оказывается, что двояковогнутая линза не всегда рассеивает свет, а иногда его собирает, точно так же, как двояковыпуклая не всегда его собирает: иногда рассеивает.

Внимание! Вопрос: когда, т.е. в каких случаях, линзы могут поменяться ролями?

(Ответ. Выражение « двояковогнутая линза » и « рассеивающая линза » эквивалентны тогда, когда показатель преломления материала линзы больше показателя преломления среды, в которой она находится. Если же линзы размещены в среде, показатель преломления которой больше показателя преломления материала линзы, то двояковогнутая линза будет собирать лучи (как воздушный пузырёк в воде), а двояковыпуклая – рассеивать.)

  1. Хрустальный фужер случайно разбили… Можно ли его склеить так, чтобы место склеивания было не видно?

Уважаемые знатоки, подумайте: как склеить фужер, и возможно ли это?

(Ответ. Возможно, если показатель преломления клея такой же, как и у стекла.)

  1. Известно, что диаметр зрачка человеческого глаза может меняться от 2 до 8 мм.

Уважаемые знатоки! Объясните, почему максимальная острота зрения имеет место при диаметре 3 – 4 мм?

(Ответ. При большом диаметре зрачка острота зрения уменьшается из-за большой сферической абберации глаза, вызванной пропусканием широких пучков света. При малом диаметре зрачка получаются искажения изображения, обусловленные дифракционными явлениями.)

  1. В трудных условиях приходится работать сталеварам, имеющим дело с расплавленным металлом: его горячее « дыхание » буквально обжигает. Казалось бы, для облегчения условий труда костюмы металлургов должны изготавливаться из материалов с низкой теплопроводностью. На самом же деле спецодежда покрывается тонким слоем металла, являющегося отличным проводником тепла.

Уважаемые знатоки! Внимание, пожалуйста , объясните, почему так поступают?

(Ответ. Передача тепла от раскалённого металла человеку происходит главным образом путём инфракрасного излучения, т.е. электромагнитными волнами в интервале от 0,77 мкм до 1 мм. Эти волны очень сильно отражаются металлом, слой которого служит для них как бы зеркалом.)

  1. Явления, которые по-разному называют в разных странах: в Германии о нём говорят

« Солнце пьёт воду », в Голландии – « Солнце стоит на ножках », в Англии – « лестница

Якоба » или « лестницей ангелов » … Но сначала послушаем стихи.

Артём Арутюнян « Рассветная блестящая роса…»

Туда, туда скорее,

Где солнце пьёт соломенным лучом,

Где воздух в одуванчиковой шапке,

Где вызревают грозы

В глуби дня.

Уважаемые знатоки! Внимание – вопрос: при каких условиях можно наблюдать: « солнце пьёт воду? »

(Ответ. Одно из них: если Солнце скрыто за плотными облаками, а воздух наполнен лёгким туманом, то солнечные лучи, проходящие сквозь прорывы в облаках, « просвечивают » свой путь сквозь туман благодаря рассеянию на каплях, из которых он состоит. Все эти лучи в действительности параллельны, их видимая сходимость объясняется перспективным восприятием пространства, подобно тому, как кажется, что рельсы сходятся у горизонта.)

  1. Я прочту вам отрывок из произведения немецкого поэта и драматурга И.Ф.Шиллера

« Вильгельм Телль », написанного в начале 19-го века. Слушайте:

Майер Да что же такое?

Ах, вижу, вижу! Радуга средь ночи!

Мельхталь Она луной, должно быть, рождена.

Флюе Вот редкое и чудное явленье!

Не всякому дано его увидеть.

Сева Над ней другая, только побледнее…

Внимание! Вопрос: о каком явлении здесь идёт речь?

(Ответ. Лунная радуга.)

  1. Можно ли наблюдать радугу на Луне?
  1. В класс вносят и устанавливают на столе закрытый ящик

Ведущий читает стихотворение:

Смотрю – и что ж в моих глазах?

В фигурах равных и звездах

Сапфиры, яхонты, топазы,

И изумруды, и алмазы,

И аметисты, и жемчуг,

И перламутр – всё вижу вдруг!

Лишь сделаю рукой движенье –

И новое в глазах явленье!

Уважаемые знатоки! Что за прибор, которому посвящено только что прочитанное

Стихотворение, находится в « чёрном ящике » ? Из чего он состоит и для чего

Предназначен? Когда примерно изобретён?

(Ответ. Калейдоскоп. Состоит из трубки с зеркальными пластинками и осколками цветных стёкол. Предназначен для наблюдения быстро сменяющихся красочных узоров. Изобретён в 1817

году шотландским физиком Д. Брюстером.)

  1. Ш у т о ч н ы й с е к т о р.

Однажды репортёр спросил у А.Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли и, если записывает, то куда – в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Эйнштейн посмотрел на объёмистый блокнот репортёра и сказал…

Уважаемые знатоки! Что сказал Эйнштейн?

(Ответ. « Милый друг! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить. »)

Нетрафаретность организации таких уроков («матчей»), многоплановость деятельности, самостоятельность и инициативность учащихся, атмосфера творчества, деловых споров и здорового соперничества – всё это не только способствует развитию познавательного интереса и кругозора учащихся, но и помогает формировать такие черты характера, как активность, чувство товарищества и ответственности за порученное дело, трудоспособность, воля.


Солнечная система – это 8 планет и более 63 их спутника, которые открываются все чаще, несколько десятков комет и большое количество астероидов. Все космические тела движутся по своим четким направленным траекториям вокруг Солнца, которое тяжелее в 1000 раз, чем все тела в солнечной системе вместе взятые. Центром солнечной системы является Солнце – звезда, вокруг которой по орбитам обращаются планеты. Они не выделяют тепла и не светятся, а лишь отражают свет Солнца. В солнечной системе сейчас официально признано 8 планет. Вкратце по порядку удаленности от солнца перечислим их все. А сейчас несколько определений.

Планета – это небесное тело, которое должно удовлетворять четырем условиям:
1. тело должно обращаться вокруг звезды (например, вокруг Солнца);
2. тело должно обладать достаточной гравитацией, чтобы иметь сферическую или близкую к ней форму;
3. тело не должно иметь вблизи своей орбиты других крупных тел;
4. тело не должно быть звездой

Звезда – это космическое тело, которое излучает свет и является мощным источником энергии. Это объясняется, во–первых, происходящими в нем термоядерными реакциями, а во–вторых, процессами гравитационного сжатия, в результате которых выделяется огромное количество энергии.

Спутники планет. В солнечную систему входят также Луна и естественные спутники других планет, которые есть у всех них, кроме Меркурия и Венеры. Известно свыше 60 спутников. Большинство спутников внешних планет обнаружили, когда получили фотографии, сделанные автоматическими космическими аппаратами. Наименьший спутник Юпитера – Леда – в поперечнике всего 10 км.

– это звезда, без которой не могло бы существовать жизни на Земле. Она дает нам энергию и тепло. Согласно классификации звезд, Солнце – желтый карлик. Возраст около 5 млрд. лет. Имеет диаметр на экваторе равный 1 392 000 км, в 109 раз больше земного. Период вращения на экваторе – 25,4 дня и 34 дня у полюсов. Масса Солнца 2х10 в 27 степени тонн, примерно в 332950 раз больше массы Земли. Температура внутри ядра примерно 15 млн градусов Цельсия. Температура на поверхности около 5500 градусов Цельсия. По химическому составу Солнце состоит из 75% водорода, а из прочих 25% элементов больше всего гелия. Теперь по порядку разберемся сколько планет вокруг солнца вращается, в солнечной системе и характеристики планет.
Четыре внутренние планеты (ближайшие к Солнцу) – Меркурий, Венера, Земля и Марс – имеют твердую поверхность. Они меньше, чем четыре планеты гиганта. Меркурий движется быстрее других планет, обжигаясь солнечными лучами днем и замерзая ночью. Период обращения вокруг Солнца: 87,97 суток.
Диаметр на экваторе: 4878 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 58 дней.
Температура поверхности: 350 днем и –170 ночью.
Атмосфера: очень разреженная, гелий.
Сколько спутников: 0.
Главные спутники планеты: 0.

Больше похожа на Землю размерами и яркостью. Наблюдение за нею затруднено из–за окутывающих ее облаков. Поверхность – раскаленная каменистая пустыня. Период обращения вокруг Солнца: 224,7 суток.
Диаметр на экваторе: 12104 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 243 дня.
Температура поверхности: 480 градусов (средняя).
Атмосфера: плотная, в основном углекислый газ.
Сколько спутников: 0.
Главные спутники планеты: 0.


По всей видимости, Земля сформировалась из газопылевого облака, как и другие планеты. Частички газа и пыли сталкиваясь, постепенно "растили" планету. Температура на поверхности достигла 5000 градусов Цельсия. Затем Земля остыла и покрылась твердой каменной корой. Но температура в недрах и по сей день довольно высока – 4500 градусов. Горные породы в недрах расплавлены и при извержении вулканов выливаются на поверхность. Только на земле есть вода. Поэтому тут и существует жизнь. Она расположена сравнительно близко к Солнцу, чтоб получать необходимые тепло и свет, но достаточно далеко, чтоб не сгореть. Период обращения вокруг Солнца: 365,3 суток.
Диаметр на экваторе: 12756 км.
Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 23 часа 56 мин.
Температура поверхности: 22 градуса (средняя).
Атмосфера: в основном азот и кислород.
Число спутников: 1.
Главные спутники планеты: Луна.

Из – за сходства с Землей полагали, что здесь существует жизнь. Но опустившийся на поверхность Марса космический аппарат признаков жизни не обнаружил. Это четвертая по порядку планета. Период обращения вокруг Солнца: 687 суток.
Диаметр планеты на экваторе: 6794 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 24 часа 37 мин.
Температура поверхности: –23 градуса (средняя).
Атмосфера планеты: разреженная, в основном углекислый газ.
Сколько спутников: 2.
Главные спутники по порядку: Фобос, Деймос.


Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун состоят из водорода и других газов. Юпитер превосходит Землю более чем в 10 раз по диаметру, в 300 раз по массе и в 1300 раз по объему. Он более чем вдвое массивнее всех планет Солнечной системы вместе взятых. Сколько планете Юпитер нужно, чтобы стать звездой? Нужно его массу увеличить в 75 раз! Период обращения вокруг Солнца: 11 лет 314 суток.
Диаметр планеты на экваторе: 143884 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 9 часов 55 мин.
Температура поверхности планеты: –150 градусов (средняя).
Число спутников: 16 (+ кольца).
Главные спутники планет по порядку: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.

Это номер 2, по величине из планет солнечной системы. Сатурн привлекает к себе взгляды благодаря системе колец, образованную из льда, камней и пыли, которые обращаются вокруг планеты. Существует три главных кольца с внешним диаметром 270000 км, но толщина их около 30 метров. Период обращения вокруг Солнца: 29 лет 168 суток.
Диаметр планеты на экваторе: 120536 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 10 часов 14 мин.
Температура поверхности: –180 градусов (средняя).
Атмосфера: в основном водород и гелий.
Число спутников: 18 (+ кольца).
Главные спутники: Титан.


Уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а "лежа на боку". Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть. В 1986 г. "Вояжер –2" пролетел на расстоянии 64 000 км, у него было шесть часов на фотосъемку, которые он с успехом реализовал. Период обращения: 84 года 4 суток.
Диаметр на экваторе: 51118 км.
Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 17 часов 14 мин.
Температура поверхности: –214 градусов (средняя).
Атмосфера: в основном водород и гелий.
Сколько спутников: 15 (+ кольца).
Главные спутники: Титания, Оберон.

На данный момент, Нептун считается последней планетой Солнечной системы. Его открытие происходило способом математических расчетов, а потом уже увидели в телескоп. В 1989 году, "Вояжер–2" пролетел мимо. Он сделал поразительные фотоснимки голубой поверхности Нептуна и его самого крупного спутника Тритона. Период обращения вокруг Солнца: 164 года 292 суток.
Диаметр на экваторе: 50538 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 16 часов 7 мин.
Температура поверхности: –220 градусов (средняя).
Атмосфера: в основном водород и гелий.
Число спутников: 8.
Главные спутники: Тритон.


24 августа 2006 года Плутон потерял статус планеты. Международный астрономический союз вынес решение о том, какое небесное тело следует считать планетой. Плутон не удовлетворяет требованиям новой формулировки и теряет свой «планетарный статус», в то же время Плутон переходит в новое качество и становится прообразом отдельного класса карликовых планет.

Как появились планеты. Ориентировочно 5–6 миллиардов лет назад одно из газопылевых облаков нашей большой Галактики (Млечного пути), имеющее форму диска, начало сжиматься к центру, понемногу формируя нынешнее Солнце. Дальше, по одной из теорий, под действием мощных сил притяжения, большое количество частиц пыли и газа, вращающихся вокруг Солнца, стали слипаться в шары – образуя будущие планеты. Как гласит другая теория, газопылевое облако сразу распалось на раздельные скопления частиц, которые, сжимались и уплотнялись, образовав нынешние планеты. Теперь 8 планет вокруг Солнца вращается постоянно.

Исходя из определения, планетой называется космическое тело, вращающееся вокруг какой-либо звезды. Орбитой же, в свою очередь, называется траектория движения этой самой планеты в поле гравитации другого тела, как правило, чаще всего этими телами являются звезды. Например, для Земли, таким телом является Солнце.

Все планеты Солнечной системы осуществляют движение по своей траектории в направлении вращения Солнца. На данный момент ученым известна только одна единственная планета, которая двигается в противоположную сторону — это экзопланета под названием WASP-17b, находящаяся в созвездии Скорпиона.

Планетарный год

Сидерический период вращения (планетарный год) — это время, за которое планета делает один оборот вокруг своей звезды. Скорость движения планеты меняется в зависимости от того в какой точке она находится, чем ближе к звезде тем скорость больше, чем дальше от звезды тем соответственно медленнее движется планета. Поэтому длинна планетарного года, напрямую зависит от расстояния, на котором располагается планета относительно своего «Солнца». Если расстояние небольшое, то планетарный год относительно короткий. Так как чем дальше планета находится от звезды, тем меньше на ее оказывает влияние гравитация, а значит, движение становится медленнее и год соответственно длиннее.

Перигелий, афелий и эксцентриситет

Орбиты абсолютно всех планет имеют форму вытянутого круга, и насколько велика эта вытянутость, определяется эксцентриситетом, если эксцентриситет очень маленький (почти ноль) форма наиболее приближена к кругу. Траектории движения с эксцентриситетом близким к единице имеют форму эллипса. К примеру, орбиты многочисленных спутников и экзопланет пояса Койпера имеют форму эллипса, а все орбиты планет Солнечной системы почти абсолютно круглые.

Из-за того, что ни одна из известных нам космических орбит не является точным кругом, в процессе движения по ней меняется расстояние между планетой и соседствующим с ней светилом. Точку, в которой планета находится наиболее близко к звезде, называют периастра. В Солнечной системе данная точка называется перигелий. Самая отдаленная от звезды точка траектории движения планеты носит название апоастром, а в Солнечной системе — афелий.

Фактор, отвечающий за смену времен года

Угол между базовой плоскостью и плоскостью орбиты носит название наклонение орбиты. Базовой плоскостью в Солнечной системе считается плоскость Земной орбиты, которая имеет название эклиптика. В Солнечной системе располагаются восемь планет и их орбиты очень близки к плоскости эклиптики.

Все планеты Солнечной системы располагаются под углом к плоскости экватора относительно звезды. К примеру, угол наклона Земной оси равен примерно 23 градуса. Этот фактор влияет на то, какое количество света получает Северное или Южное полушарие планеты, а также отвечает за смену времен года.


Смена дня и ночи снятая спутником Электро-Л