Сложение и вычитание в пределах 3 примеры. Сложение и вычитание в пределах трех план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок математики в 1 классе

Тема: Сложение и вычитание в пределах 3.

Цели:

Образовательная: закрепить знания по нумерации чисел в пределах 3, формировать вычислительные навыки, умение математически правильно читать выражения, умения решать задачи;

Воспитательная: прививать интерес к чтению, любовь к книге, воспитывать аккуратность;

Коррекционная-развивающая: развитие зрительного восприятия, вычислительных навыков, коррекция памяти, мелкой моторики, функций анализа и синтеза при решении задачи.

Оборудование: цифры, сказочные герои, счетный материал: цветы, бабочки, стрекозы, геометрические фигуры, пластилин.

Ход урока

I Организационный момент.

- Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня нас ждет путешествие в сказку. А в какую, попробуйте угадать.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (колобок)

II Актуализация знаний.

Жил на свете колобок,

Колобок – румяный бок.

Он из сказки укатился

И сегодня к нам, ребята,

На урок он прикатился. (Изображение колобка)

Что напоминает колобок? Какую форму он имеет?

Давайте вылепим колобков из пластилина. Цвет вы выберете сами.

Молодцы. А теперь давайте покатаем его по квадрату.

Колобок очень хочет посмотреть, как вы научились работать на уроке, правильно сидеть за партой, выполнять все задания учителя. Он принес вам книгу со сказками, вы познакомились уже со сказкой «Колобок». Вы готовы отправиться вместе с Колобком по математическим дорожкам?

Тогда в путь!

III Устный счет.

Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по тропинке. А навстречу ему кто?

А на полянке, посмотри,

Цветочки, бабочки, грибы.

Глазами пестрыми глядят

И как будто говорят:

Полюбуйся и сравни!

Посмотрите, какая красивая поляна. Давайте выполним задание зайчика считать и сравнивать.

Посчитайте сколько ромашек? Найдите соответствующую цифру.

Сколько колокольчиков?

Сравните каких цветов больше?

Что меньше 3 или 2?

Сколько бабочек?

Сколько стрекоз?

Кого меньше?

Какое число больше? (2 или 1)

Сравните колокольчики и бабочек?

На нашей полянке спрятались цифры, найдите их. Поставьте их в порядке убывания.

IV Закрепление.

Покатился Колобок

По лесной тропинке.

Вдруг у старой елки

Повстречал он волка.

Я с утра не ел совсем

Вот тебя сейчас я съем.

Что ты, серый, не спеши,

А задание реши!

Поможем волку выполнить задание?

1) Работа в тетради.

а) Помогите Колобку добраться до домика.

б) Реши примеры. (с. 88 № 55)

V Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Медведь: Колобок, я тебя съем!

Колобок: Что ты! Есть меня нельзя.

Посмотри со мной друзья!

Медведь: Ладно вкусный Колобок,

Отпущу тебя, дружок.

Пусть девчонки и мальчишки

Решат задание для мишки.

VI Работа над задачей.

Посмотрите на нашу поляну. Составьте задачу о стрекозах.

Разбор и решение задачи.

VII Геометрический материал.

Лиса: Я лисичка, я сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

На охоту вышла.

Колобок, колобок, я тебя съем.

Ребята, помните как закончилась сказка?

Давайте изменим конец сказки. Лиса дай нам задание, мы его выполним и спасем Колобка.

Вот вам задание. Из деталей постройте домик для Колобка.

Какие геометрические фигуры у нас есть? (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Составляем и наклеиваем.

Сколько фигур потребовалось?

А какие фигуры вы еще знаете?

VIII Итог урока.

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и спасли Колобка.

Что мы повторили сегодня на уроке?

Какое задание вам понравилось больше всего?

С какими трудностями встретился Колобок?

Что вы сделали, чтобы ему помочь?

Какие русские народные сказки вы хотели бы еще использовать на уроке?

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание в пределах тысячи", 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов

Цели:
Образовательные:
- совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 1000;
- закреплять приёмы письменных и устных вычислений, умение решать.
Развивающие:
- развивать внимание, память, математическую речь, мышление обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать чувства уверенности в своих силах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Методы: проблемный, частично-поисковый, фронтальная беседа.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
Учитель: Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В мир математики отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок- игру по математике «Морское путешествие», где каждая команда покажет свою смекалку, умение точно считать, отвечать на вопросы. В нашем математическом путешествии участвуют 2 команды: «ЧЕМПИОНЫ» и «ЛИДЕРЫ», а следить за нашим путешествием будут опытные навигаторы, это:(ФИО жюри)

Учитель:
- Посмотрите по сторонам, найдите слова, которые помогут нам в пути.
(На стенах кабинета прикреплены слова «дружба», «улыбка», «трусость», «решительность», «смекалка», «внимание», «помощь», «лень», «грубость».)
- Я согласна с вашим выбором.
- Скажите, а зачем люди отправляются в путешествия? (Получают новые впечатления, узнают новое)
- Давайте повторим то, что пригодится нам в дороге. Я каждому из вас задам вопрос, а правильный ответ на него принесёт команде 1 балл.
- назовите 4 арифметических действия в математике; (сложение, вычитание, умножение, деление)
- найдите сумму чисел 42 и 35; (77)
- уменьшите 63 на 8; (55)
- на сколько 52 больше 9; (43)
- первый множитель 6, второй множитель 8, произведение…;
- делимое 63, делитель 9, частное …;
- во сколько раз 24 больше 3?
- Произведение 3 и 4?
- Сумма чисел 100 и 357?

Наше морское путешествие начинается и наш корабль отправляется в путь. Первый конкурс игры называется «Отдать швартовый». Вам предстоит подумать и ответить на 3 задания. Если команда не справляется со своей задачей, то эту задачу решает другая команда.

1. Найдите число, в котором 7 десятков.
709
607
372
2. Какое число при счёте следует за числом 459?
669
460
579
3. Какое число при счёте предшествует числу 500?
400
555
499
4. Назовите число, в котором 8 сотен и 1 единица.
810
81
801
5. Какое число состоит из 3 сотен?
30
333
300
6. Назовите число, которое можно записать в виде суммы разр.сл. так: 400+80+6
684
486
864
Молодцы! С первым заданием вы успешно справились. А мы продолжаем наше морское путешествие. И впереди нас ждет еще одно испытание «Морской узел». Морской узел – это очень крепкий, надежный узел и развязать его не так-то просто. Но мы сумеем это сделать, если выполним 3 задания. Готовы?

1 задание: На табло зашифровано крылатое выражение, автором которого является древнегреческий ученый-математик Пифагор. Расшифруйте это изречение.

2 задание: Кто быстрее решит пример?
640 - 249 =
740 - 349 =
596 + 404 =
357+ 633=
350+90+50=
440+70+60=
3 задание:
Решите задачу: Фермер купил 5 поросят, по 20 кг каждый, и 3 одинаковых барана. Общая масса этих животных 280 кг. Какова масса одного барана? (60 кг.)

Физкультминутка. А сейчас немного отдохнем и поиграем. Если вы согласны- похлопайте, если не согласны - потопайте.
На земле 4 океана. (Хлопаем.)
Для питья годится и пресная, и соленая вода. (Топаем.)
При помощи воды добывается электрический ток. (Хлопаем.)
Самое соленое море- Мертвое. (Хлопаем.)
На земле 300 морей. (Топаем.)
Байкал- самое глубокое озеро в мире.(Хлопаем.)
Синего моря не существует. (Хлопаем.)
Без воды нет жизни. (Хлопаем.)
В Черном море вода черная, в Красном- красная, в Желтом- желтая.
(Топаем.)
Вода составляет большую часть тела человека. (Хлопаем.)
Родник и ключ- не одно и то же. (Топаем.)
Начало реки называют исток, а конец- устье. (Хлопаем.)
Отдохнули, и снова в путь. Наше морское путешествие продолжается.

На наш корабль поступила секретная радиограмма. Она пришла зашифрованная, с помощью условных знаков. Наша задача узнать, что же было в радиограмме. Следующий конкурс «Радиограмма».
Вот ее зашифрованный текст.


Мы продолжаем путешествие по морю. Кажется, начинается шторм. И чтобы его успешно пережить нужно решить по задачи на смекалку в нашем следующем конкурсе «Морской шторм».
Задание первой команде:
Юнга Ваня живет в 12-этажном доме на 9-м этаже, если считать сверху. На каком этаже снизу живет юнга Ваня? (на четвертом.)
Задание второй команде:
Кок Шурик испёк 10 пирожков и дал боцману на 2 пирожка больше, чем взял себе. Как кок Шурик разделил пирожки? (себе взял 4, а боцману- 6.)
Задание для первой команды:
На двух полках лежало 19 ракушек, на каждую полку положили ещё столько же ракушек, сколько было на ней. Сколько ракушек стало на двух полках после этого? (38 ракушек.)
Задание второй команде:
Капитану и его сыну вместе 40 лет. Сколько лет им будет
вместе через 3 года? (46 лет.)

Наше морское путешествие скоро закончится и наш корабль причалит к берегу. А пока отдохнем, и ответим на веселые вопросы в последнем конкурсе «Шутки моряка». (Отвечает тот, кто первым поднимет руку.)
- Назовите единственную геометрическую фигуру, которую можно нарисовать на воде. (Круг.)
- У табуретки отпилили один угол. Сколько у нее теперь углов? (Пять.)
- Первое и единственное, что изобразил Буратино в тетради. (Клякса.)
- В Антарктиде пингвин
Насчитал 20 льдин.
Вдруг льдины
Распались на половины.
Сбился пингвин...
Перед ним сколько льдин?
Наше морское путешествие подошло к концу. Мы удачно добрались до берега и преодолели все трудности. А сейчас подведем итоги. Чья же команда оказалась быстрей, сообразительней? (подсчет баллов, награждение победителей).

Презентация на тему: Урок-игра по математике 3 класс "Морское путешествие"

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Урок математики в 1 классе специальной
(коррекционной) школы VIII вида по теме:
« Сложение и вычитание чисел в пределах 3»
Выполнила:
учитель начальных классов
Портянская Светлана Николаевна
1

г. Балахна
Содержание работы
1. Вступление стр. 3
2. Описание исходного уровня ЗУН стр. 4
3. Темы, цели, задачи, оборудование урока стр. 5
4. План урока с хронометражем стр. 6
5. Конспект урока с теоретическим обоснованием стр. 7
6. Самоанализ урока стр. 13
7. Список литературы стр. 15
2

Вступление
Обучение математике в 1 классе специальной (коррекционной) школе является достаточно
традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагога по отбору методов и
приёмов обучения, направленную на более успешную реализацию целей и задач урока, на наиболее
эффективное овладение учащимися учебным материалом на примере урока математики в 1 классе
специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Сложение и вычитание в пределах 3».
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал психолого­педагогической и методической литературы.
2. Составить характеристику класса в процессе изучения индивидуальных особенностей
учащихся и уровня исходных знаний по математике.
3. Подобрать методы и приёмы для успешной реализации целей и задач урока.
3

Описание исходного уровня ЗУН учащихся
Класс состоит из 8 человек. Учащиеся находятся в стадии школьной адаптации; классный
коллектив ­ в стадии формирования.
В результате наблюдений за учащимися на уроках, анализируя письменные работы,
учитывая индивидуальные возможности усвоения программного материала по математике, я
выделила 3 группы учащихся.
Для первой группы (Диана К., Люба Д.) овладение знаниями не представляет
трудностей. Учащиеся пользуются фразовой речью, поясняют свои действия, им не всегда нужна
предметная наглядность, запоминают состав изученных чисел, используют приобретенные знания,
понимают конкретный смысл простых арифметических задач. У детей этой группы нет грубых
нарушений моторики рук, поэтому они успешно справляются с заданиями геометрического
характера.

Учащиеся второй группы (Аня П.; Настя П.; Максим Рм.) испытывают на уроке
математики некоторые затруднения. Им необходимо осуществлять предметно­практические
действия для усвоения состава чисел, для выполнения арифметических действий сложения и
вычитания.
Простые арифметические задачи решают тогда, когда они иллюстрированы. Моторика рук нару
шена, при выполнении геометрических заданий испытывают трудности.

Для учащихся третьей группы (Дима Л., Максим Рм.) необходима организация пред­
метной деятельности с комментариями учителя. Дети не владеют фразовой речью.
Запоминание затруднено. Грубые нарушения мелкой моторики рук. Работоспособность на низком
уровне. Учащиеся нуждаются в постоянной помощи учителя.

Таблица уровня ЗУН учащихся класса по математике.

ФИ
учащихся
Люба Д.
1
2
Диана К.
Дима Л.
3
4
Аня П.
Настя П.
5
6 Максим Рм.
Нумерация
Состав
чисел 2,3
Сложение в
пределах 3
Вычитание
в пред. 3
Х
X
ХХХ
Х
Х
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Решение
задач
ХХ
ХХ
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Геометр.
материал
Х
Х
ХХХ
ХХХ
ХХ
ХХ
4

7 Максим Рб.
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
ХХ
X
Способны выполнить задания на наглядно­практическом уровне и на уровне
представлений.
XX
XXX
Способны выполнять на наглядно­практическом уровне.

Не способны выполнять даже с помощью учителя.
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 3
Цель: Закрепить умение находить результат арифметических действий сложения и
вычитания в пределах 3.
Задачи: 1) Закрепить знание состава чисел 2, 3.
2) Закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание
в пределах 3 и правильно записывать их.
3) Развивать мышление учащихся на основе решения задач.
4) Учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдением требований к
грамматическому оформлению фразы.
5) Развивать цветовые представления, пространственную ориентировку,
мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрического
характера.
6) Создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.
7) Воспитывать умение слушать учителя, одноклассников.
8) Воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ.
Оборудование:








числовой ряд 1­10,
таблица «Состав чисел 2, 3»,
индивидуальные конверты с цифрами 1­9,
предметные картинки с изображением петушка, цыплят, лесной поляны, ежика, белки,
грибов, яблок,
рисунок «Бусы»,
кружки красного, синего, желтого цветов,
карточки для составления примеров,
5




дидактическое пособие «Сосчитай»,
счетные палочки,
мешочек с пластмассовыми цифрами 1, 2, 3, знаками «+», «­»,
наборное полотно.

План урока с хронометражем
6

Этапы
урока.
Оргмомент.
Этап урока
учащихся.
Деятельность учителя и

­Школьный прозвенел звонок,
начинается урок. Все готовы.
Молодцы! Садитесь! Сели красиво,
правильно. (Учащиеся садятся на
свои места).
Теоретическое обоснование.

Организованное начало урока
Хронометраж
настраивает учащихся на работу.
(40 минут)
Контроль за соблюдением правил
посадки способствует сохранению
здоровья детей.

I. Оргмомент.
1
Сообщение
темы и цели
урока.
1
ного компонента учебной
(эмоциональный
Постановка учебной задачи способ­
ствует формированию мотивацион­

деятельности
приём), введение сказочной ситуа­
ции повышает интерес, активизи­
рует деятельность учащихся.

IV. Повторение пройденного материала.

III. Устный счет.
волшебный
­Ребята, вы знаете, что сейчас
проходит месячник математики.
II. Сообщение темы и цели урока.
Царица Математика оставила для
вас
мешочек.
Определите, что в нём лежит.
(Учитель вызывает ученика к доске,
вкладывает в ладошку предмет из
мешочка с просьбой назвать
предмет: пластмассовые цифры 1, 2,
3, арифметические знаки: +, ­).
­Сегодня на уроке мы будем решать
примеры на сложение, вычитание с
этими числами.
­Что ещё есть в мешочке, вы узнаете
в конце урока,
если будете
правильно выполнять задания,
будете активны,
старательны,
потому что царица Математика
любит
и
внимательных детей.
трудолюбивых

VI. Закрепление изученного материала.
V. Физминутка с речевым сопровождением.
VII. Физминутка с речевым сопровождением.
4
1
10
2
Устный счёт.
VIII. Решение арифметической задачи.
7
IX. Геометрическое задание.
­На урок к нам пришёл голосистый
гость в красивой пёстрой одежде.
Кто это? (Петух).
­Что любит Петушок клевать?
(Петушок любит клевать зёрнышки,
крошки, крупу, червячков).
сколько
­Сейчас мы узнаем,
зёрнышек
Петушок.
Разложите карточки с цифрами,
слушайте внимательно.
нашёл

(подвижная).
X. Дидактическая игра «Назови соседей»
6
Включение игровой ситуации,
введение персонажа способствует
сосредоточению внимания, помогает
удерживать его нужное время,
активизирует
мыслительную
деятельность.
2
Коррекция слухового восприятия,
произвольного внимания.
Фронтальная работа способствует
прочному усвоению учебного

XI. Итог урока.
2
7

Повторение
пройденного.
(Учитель стучит карандашом по
столу,
имитируя стук клюва,
учащиеся поднимают карточку с
цифрой).
­А сейчас посчитайте, сколько
крошек нашёл Петушок.
(Дидактическое пособие
«Сосчитай». На круге, разделённом
на сегменты, учитель стрелкой
показывает на числовые множества.
(Учащиеся поднимают карточку с
цифрой).
­ Молодцы! Соберите
карточки.

материала всеми учащимися.
При счёте звуков счётное действие
приобретает обобщённый характер.
В пособии «Сосчитай» точки
расположены вразброс, в наклонных
рядах – это помогает преодолеть
стереотипность мышления, т. к. дети
используют навык счёта при любом
расположении предметов. (2, 3
группы по В. В. Воронковой).
Фронтальная работа по закреплению
счётных навыков; умение соотносить
число предметов с цифрой.
Услышал Петушка маленький цып­
лёнок и прибежал на петино «ку­ка­
ре­ку ».
­Сколько стало птиц? (Птиц стало
две).
­Как получили число 2?
(Один петушок и один цыплёнок,
будет две птицы.)
Слабые учащиеся работают счётны­
ми палочками.
­Прибежал ещё один цыплёнок.
­Сколько всего цыплят?
(Всего два цыплёнка.)
­Сколько петушков?(1)
­Сколько всего птиц?(3)
Слабые учащиеся пересчитывают
счётные палочки.
­Как получили число 3?(К двум при
бавили 1, к одному прибавили два.)
­Из каких двух чисел состоит число
3? (2 да 1, будет 3;1 да 2,будет 3).
Этап повторения – один из важных
этапов урока, т.к. у/о дети склонны к
медленному запоминанию и быст­
рому забыванию.
Метод объяснительно­иллюстратив­
ный в сочетании с наблюдениями и
практической деятельностью уча­
щихся, т.к. мышление у/о детей на­
глядно­практическое.
Метод обучения по способу рассуж­
дения – индуктивный, обусловлен
методикой.
Учащиеся 2 группы «ведут» за собой
учеников 3 группы,что способст­
вует более быстрому запоминанию
учебного материала.
Индивидуальная работа с уч­ся 4
группы, для которых необходима
организация предметно­практичес­
кой деятельности.
Наглядность помогает подвести уче­
ников к обобщению, выводу.
Физминутка.
1,2,3,4,5­все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже;
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко­легко подышим.
Предупреждение утомляемости,
повышение работоспособности,
развитие ритмической памяти.
8

­Молодцы! Садитесь!
Закрепление
изученного
материала.
1.
­Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл,
Два под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет в плетёной
корзине?
­Сколько грибов ёжик нашёл под
берёзой? (Под берёзой ёж нашёл 2
гриба).
­Сколько грибов ёж нашёл под
осиной? (Под осиной ёж нашёл 1
гриб).
­Сколько грибов всего нашёл ёжик?
(Ёжик нашёл 3 гриба).
­Составьте пример. (2+1=3).
­Прочитайте его. (Учащиеся
считают разными способами: два
плюс один равно три; два да один,
будет три; к двум прибавить один,
получится три).
­Запишем пример в тетрадь.
(Учащийся 1 группы записывает
пример на доске).
­Три яблока из сада Ёжик
притащил.
Два самых румяных белке подарил.
С радостью подарок Белка
приняла.
Сколько яблок на спине Ежа?
(Приложение, рис. 6).
­Сколько у ёжика было яблок? (у
ёжика было 3 яблока).
­Сколько яблок он подарил
белочке? (Он подарил белочке 2

Метод обучения по характеру
познавательной
деятельности
учащихся и участия учителя в
учебном процессе – объяснительно­
иллюстрированный в связи с
особенностями мышления у/о
школьников.
Учащиеся 2, 3 групп работают по
демонстрации на доске, учащиеся 4
группы с помощью счётных палочек.
Дифференциация: дать возможность
более
учащимся
организовать
самостоятельный
поиск, слабым учащимся необхо­
дима материализация действий.
сильным

Использование системы вопросов
способствует развитию активности
учащихся, мышления.
Выбор ориентировочной основы
действия осуществлён с учётом
уровня
сформированности
компонентов учебной деятельности.
Развитие устной речи, контроль за
правильностью
построения
предложений.

Индивидуальная помощь учащимся 4
группы в ориентировке на тетрадном
листке, контроль за соблюдением
правил оформления письменных
работ.
9

2.
3.
Физминутка.
яблока).
(Один учащийся выполняет
действие с картинкой у доски).
­Сколько яблок у него осталось? (У
ёжика осталось одно яблоко).
­Составьте пример.
­Прочитайте его.
­Запишите в тетрадь. (Один
учащийся на доске).
­Сколько шариков на первой
картинке? (на картинке 3 шарика).
­Что изменилось на второй
картинке? (Один шарик покатился).
­Сколько шариков осталось?
(Осталось два шарика).
­Составьте пример. (3­2=1) (Устно).
­Сколько шариков на первой
ступеньке первой картинки?
(На верхней ступеньке один шарик).
(Приложение, рис. 7б).
­Что изменилось на второй
картинке? (Один шарик покатился к
двум шарикам).
­Сколько стало шариков? (Их стало
три).
­Составьте пример. (1+2=3)(Устно).
­Составьте пример на сложение,
чтобы в ответе было три? (2+1=3;
1+2=3).
­Составьте примеры на вычитание,
чтобы в ответе было число один?
(3­2=1;2­1=1)
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой –раз, правой ­ два,
Посмотрите на меня.
Все захлопали в ладоши дружно,
Веселей.
Застучали наши ножки
Громче и быстрей.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Ручки,ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте повернулись
Этот приём способствует овладению
смыслом арифметических действий.
Перенос закрепления приёма
сложения и вычитания в пределах 3
на абстрактный уровень. Закрепление
выстроено от простого к сложному: с
помощью наглядного материала (4
группа учащихся – счётный
материал) к более абстра­
гированному (2 группа).
Активизация воображения, развитие
мышления, внимания.
Проверка степени усвоения счётного
навыка, развитие аналитико­синте­
тической деятельности.
Предупреждение
утомляемости,
концентрация внимания, развитие
артикуляции.

Решение
простой
ариф. задачи.
И остановились.
­Ребята,откройте учебники по за­
кладке(с.90№ 60).
1.Знакомство с задачей.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Учитель читает задачу.
2.Работа над содержанием задачи.
­О ком говорится в задаче?
(В задаче говорится о лисятах.)
­Сколько играло лисят?
(Играло трое лисят.)
­Сколько лисят убежало?
(Два лисёнка убежали.)
Что спрашивается в задаче?
(Сколько лисят осталось?)
3. Поиск решения.
­Представим, что лисята это круж­
ки.
­Выложите на наборное полотно
столько кружков, сколько было ли­
сят.
­Как показать, что двое лисят убе­
жало?
(Уч­ся убирают два кружка.)
­Сколько лисят осталось?
(Остался один лисёнок.)
­Каким действием решали задачу?
(Задачу решали вычитанием, из трёх
вычитали два.)
4.Запись решения, формулировка
ответа.
Один ученик записывает решение
на доске, самостоятельно выбирая
наименование, остальные ­ в
тетради.
Устно формулируют ответ.
Соответствует методике обучения
решению задач учащихся 1класса
спец.­кор. школы.
Иллюстрация способствует конкре­
тизации содержания.
Наглядный метод обучения сопро­
вождается словесными пояснениями.
Коррекция произвольного внимания,
мыслительных процессов (анализа,
синтеза), речи (составление словесно
го отчёта.)
Конкретизация смысла действия
вычитания.
Дифференциация по уровню разви­
тия ребёнка (учащиеся 2,3 группы
выкладывают кружки, уч­ся 4 груп­
пы и некоторые ученики 3 группы
отвечают на вопросы: «Сколько
положили кружков?» и т.д.
Опора на визуальный канал восприя­
тия.
Индивидуальная форма работы на­
правлена на коррекцию недостатков
восприятия уч­ся 3,4 групп.)
Формирование навыка самоконтроля
по ходу деятельности.
Помощь учащимся с сильным под­
вижным типом ЦНС.
Геометрич.
задание.
­Ребята, у одной девочки были кра­
сивые бусы.
­Нечаянно она их порвала, и бусин­
ки рассыпались. Помогите девочке
собрать бусы.
Учащиеся называют порядок
расположения бусинок по цвету,
величине. Коллективно составляют
бусы из цветных кружков.
Повторение правил штриховки.
Коррекция пространственных, цве­
товых представлений,мелкой мото­
рики рук.
Репродуктивная деятельность уч­ся.
Метод обучения по степени взаимо­
действияучителя и ученика – само­
стоятельная работа.
Опора на тип ЦНС (ученики с силь­
ным подвижным типом НС работа­
ют у доски.)
11

Конспект открытого урока

Дата проведения: 26.11.14.

ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.

Класс: 1

Тип урока: закрепление и систематизация знаний

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 3.

Цель урока: Закрепление умения находить результат арифметических

Действий сложения и вычитания в пределах 3.

Виды задач

задачи

Коррекционно-образовательные

Закреплять знание нумерации чисел в пределах 3;

Закреплять знание состава чисел 2,3;

Развивать умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание и правильно записывать их;

Продолжать формировать умение решать простые задачи;

Продолжать формировать геометрические представления о треугольнике;

Коррекционно-развивающие

Развивать логическое мышление при работе с загадками;

Развивать долговременную память;

Развивать зрительно-моторную координацию в процессе выполнения задания геометрического характера; - развивать стереогноз на основе узнавания предметов путем их ощупывания;

Коррекционно-воспитательные

- воспитывать умение слушать учителя, одноклассников;

Воспитывать интерес к предмету через использование компьютерных технологий;

Воспитывать чувство взаимовыручки;

Воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ;

Оборудование:

кассы цифр, магнитные цифры и знаки действий, пластмассовые цифры и знаки действий, «волшебный мешочек», карточки для индивидуальной работы с дифференцированными заданиями, тетради, фигуры для счета, таблица состава чисел 2, 3, цветные карандаши (зеленый, красный), игрушка Буратино, рисунки с Буратино для оценивания, фишки-монетки, контуры геометрических фигур, указка, ключик, интерактивная доска, презентация урока.

Методы:

Словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная устная работа с классом, практическая работа с использованием интерактивной доски, индивидуальная работа в тетрадях, самостоятельная работа.

Технологии: проблемный и дифференцированный подход, комментированное решение примеров и задач, рефлексия, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая, зрительная гимнастика, динамическая пауза).

Ход урока

Слайд 1

Мобилизующий этап

  • Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи и успешности в придачу!

Актуализация опорных знаний и представлений

Ребята! Вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок математики. Мы отправимся в волшебный мир одной удивительной сказки. Угадайте - какой.

  • У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный.

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный. Кто же это? (Буратино).

Как вы догадались? Какие слова подсказали отгадку?

Буратино приготовил для вас волшебный мешочек. Определите, что в нём лежит. (Учитель вкладывает в ладошку ученика предмет из мешочка с просьбой назвать этот предмет: пластмассовые цифры 1, 2, 3, арифметические знаки: +, -). С этими числами и знаками мы будем работать сегодня на уроке.

Слайд 2

  • В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них!

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло.

Слайд 3

Помните, как папа Карло смастерил деревянного человечка, купил ему азбуку и оправил в школу? Только вместо школы Буратино попал в театр и остался без азбуки. Постараемся вернуть ему важную книгу? Для этого нужно правильно выполнять задания, отвечать на вопросы, аккуратно писать в тетради. Наградой за труд будут волшебные золотые монетки, на которые Буратино купит себе новую азбуку.

Слайд 4

Вспомните, кто хотел научить Буратино решать примеры? Поможем ему справиться с заданиями Мальвины?

Вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Покажи ответ». (Работа с кассами)


Устный счет

I-II гр.

Слайд 5

Нумерация чисел в пределах 3

Какое число находится на первом месте

Какое число находится на втором месте

Какое число находится на третьем месте

Покажите и назовите соседей числа 2

Какое число стоит справа от числа 1

Какое число стоит слева от числа 3

Слайд 6

Какое число пропущено

1 … 3; …2 3; 1 2 …; 3 2 …; 3 … 1; … 2 1.

Слайд 7

Сравнение чисел в пределах 3

1=… 1…

Слайд 8

Обозначение предметного множества числом и цифрой

Сосчитайте и покажите число:

Сколько ключиков на картинке?

Сколько Мальвин?

Сколько кукол Буратино?

Слайд 9

Соотнесение количества звуков с числом и цифрой

Помните, как Карабас –Барабас и Дуремар кидали кости в кувшин, где спрятался Буратино. Внимательно слушайте, считайте и покажите нужную цифру.

Сколько костей кинул Карабас –Барабас?

Сколько костей кинул Дуремар?

(вне поля зрения детей учитель стучит 2 раза, один раз)

III гр.

Выложить прямой числовой ряд по образцу

1 … 3; …2 3; 1 2 …;

Считают вслух с опорой на числовой ряд

Слайд 10

Слайд 11

Минутка чистописания

Пальчиковая гимнастика

Мы замочком постучали,

Записать цифру 3 (показать направление написания цифр карандашом в воздухе).

Слайд 12

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Сообщение темы и цели урока

Иллюстрирование примера рисунком

Слайд 13

Лиса Алиса и кот Базилио охотились за золотыми монетами Буратино.

Они выманили его из чулана, привели на пустырь, уговорили закопать деньги в землю.

Слайд 14

А потом сыщики бросили Буратино в пруд.

Буратино сегодня потребуется наша помощь. Постараемся помочь ему?

Знаете, что для этого надо делать? Все очень просто – правильно решать примеры на сложение и вычитание с числами 1, 2, 3. Справимся? Так мы сможем позвать к Буратино черепаху Тортилу.

Составление примера по рисунку

Слайд 17

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Мы справились с заданиями. Позвали на помощь черепаху Тортилу. Она выручила Буратино и пообещала подарить ему золотой ключик.

Слайд 18

Физкультминутка

Снятие общего утомления мышц через выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение.

Утомились не на шутку, надо сделать физминутку.

Систематизация и обобщение знаний

Слайд 19

Набирает у вас Буратино золотые монетки, чтобы купить азбуку? А еще он хотел купить куртку папе Карло. Постараемся помочь Буратино? Тогда потрудимся над задачей.

Слайд 20

Составление задачи по рисунку

I гр.

(самостоятельная поэтапная запись решения задачи)

II гр

(с направляющей помощью)

- Рассмотрите рисунок.

Сколько лягушек было сначала? Что произошло потом?

Придумайте условие задачи. Используйте слова: было, поймала.

Поставьте вопрос. Используйте слова: сколько стало .

Лягушек стало больше или меньше, чем было?

Какое арифметическое действие надо выполнить?

Расскажите: Лягушек стало меньше, чем было. Значит надо выполнить вычитание, в примере ставим знак «минус».

Выполните решение.

Подчеркните ответ. Назовите ответ.

3л.-1л.= 2л.

  • Прочитайте решение разными способами.

III гр.

(обведение решения и наименований в задаче по контуру с самостоятельной записью числа в ответе и подчеркиванием ответа)

3л.-1л.= …л.

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Слайд 21,22

Закрепление

Теперь у Буратино есть золотой ключик. Можно открывать потайную дверцу. Но на этот раз волшебные слова «крекс, фекс, пекс» почему-то не действуют. Придется попробовать другой способ. Тортила передала вам примеры. Правильные ответы помогут открыть дверцу.

Зрительная гимнастика

Следить глазами за передвижением золотого ключика по контуру геометрических фигур треугольника, квадрата, круга.

Самостоятельная работа

Слайд 23

Решение примеров на индивидуальных карточках.

Проверка

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Геометрический материал

Построение треугольника по точкам, штриховка в заданном направлении, раскрашивание.

Пальчиковая гимнастика

  • На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? (Пальцы в замочек)

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели. Мы замочек покрутили

И открыли! (Показать ладошки)

Ура! Открыта заветная дверца! Что за ней оказалось? Кукольный театр «Молния»!

Слайд 24

Буратино очень рад тому, что вы так дружно ему помогали, он так весело танцевал на сцене, что потерял колпачок. Выручите своего друга еще разок?

Слайд 25

Соедините точки. Какая фигура получилась? Заштрихуйте треугольник прямыми линиями слева направо. На что похож треугольник? Можно дорисовать кисточку и раскрасить полоски. Вот и найдется колпачок для Буратино.

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Итог урока

Мы сегодня славно потрудились.

Что делали на уроке? (Решали примеры, задачу, рисовали треугольник)

Слайд 26

Какие действия выполняли?

С какими числами решали примеры?

Из каких чисел состоит число 2?

Из каких чисел состоит число 3?

Слайд 27

Рефлексия

Вам понравилось работать на уроке?

Было легко или трудно?

Сколько монеток набрали?

Буратино сможет купить себе азбуку и пойти учиться в школу.

Слайд 28

Добрая сказка с хорошим концом

В школьных делах пригодится во всём.

В сказочном царстве мы побывали

Добрых поступков свершили немало.

Урок окончен.