Наука и образование в античных государствах(Древняя Греция и Рим). Развитие науки в античную эпоху и средние века Современные концепции происхождения жизни

Грек в идеале должен быть образован. Быть образованным означало не только располагать определенной суммой знаний, но и быть способным к длительному, целенаправленному образованию, предрасположенным к тяжелому умственному труду. Для этого человек должен быть внутренне организован, собран, уметь владеть собой, быть нравственным.

Уже в эпоху архаики, что нашло отражение в поэмах Гомера, идеал образованности являл благородный герой, служивший своему наставнику словом и делом. В образе учителя выступал «мудрейший из кентавров Хирон». Герой в совершенстве владел всеми видами оружия, с успехом участвовал в спортивных и игровых состязаниях, прекрасно пел, играл на лире, танцевал и обладал даром красноречия. Он должен был превосходить всех

В Греции в связи с этим существовало две системы воспитания и образования : спартанское и афинское.
В Спарте , особенно в VII-V вв. до н.э., дети получали одностороннее военное образование. Упор делался на закаливание организма, физическую выносливость, поэтому даже девушки должны были заниматься гимнастикой. Впрочем, девушек обучали музыке, танцам и пению. Но все же музыкальное образование было сведено к минимуму. Следствием подобной однобокости явилось культурное обеднение и духовная пассивность. В Афинах гомеровский идеал образованности нашел в VI-V вв. до н.э. свое дальнейшее развитие в форме мусическо-гимнастического образования. К мусическому относились все искусства: поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство, скульптура, а также искусство счета, речи и даже философия. К V в. до н.э. в Афинах не было ни одного неграмотного.

В Греции была создана стройная система античного образования, которая сохранила свое значение не только до конца античного периода, но в основных чертах дошла до нашего времени: на первой стадии начального элементарного образования дети обучаются чтению, письму и счету, наряду с ними даются уроки гимнастики и музыки. Затем следует более высокая ступень образования - в гимнасиях изучаются грамматика, риторика, а также математика, обучение спорту и музыке продолжается на более высоком уровне. Кульминацией учебного процесса было изучение философии и риторики.

В Риме идеалом считался крестьянин-воин. Поэтому в качестве необходимых знаний кроме умения читать, писать и считать нужно было иметь знания сельскохозяйственные, врачевания, красноречия и военного дела. Со II в. до н.э. в Рим начинает проникать греческая система образования, хотя окончательное утверждение ее относится к 1 в. до н.э., правда с римскими особенностями.

Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до Р.Х. до начала VI в. после Р.Х., от возникновения первых философских учений «о природе вещей» (ранней греческой натурфилософии) до падения Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах (529 г.).


В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока: впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы. Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии: появляется и теория науки.

Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии , то есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены» в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчинены религиозным или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется чистая наука, выступающая совершенно самостоятельно и свободно, вне связи с обязанностями чиновников и жрецов.

Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов. Достигла вполне зрелого, развитого вида элементарная математика постоянных величин. На основе чистой математики становится возможным создание теоретической астрономии , в том числе геоцентрической системы мира, господствовавшей в Европе до XVI в.

В это время появляется натурфилософия , как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания , выделяется ряд конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики, экономики, права и политики.

Некоторые из крупнейших научных достижений античности:

  • атомистика Демокрита (V в. до Р.Х.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и Лукреция (I в. до Р.Х.);
  • диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до Р.Х.);
  • теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
  • метафизика , физика , логика , психология , этика , экономика , поэтика Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
  • геометрия и теория чисел , изложенные в форме дедуктивной научной системы в «Началах» Евклида (III в. до Р.Х.), но подготовленные в пифагорейском союзе и Академии Платона;
  • статика и гидростатика Архимеда (III в. до Р.Х.), его математические работы по вычислению площадей и объёмов;
  • теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до Р.Х.);
  • геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.), гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.), работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению радиуса Земли и расстояния до Луны;
  • теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);
  • исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) и др.;
  • медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).

классическая система римского права , труды древнеримских юристов, и др.

Античная наука в общем и целом имеет теоретически-созерцательный характер. Это не означает, что она имеет чисто «умозрительный» или «спекулятивный» характер. Она опирается и на обыденный жизненный опыт , и на специальные систематические, внимательные, тонкие наблюдения , и на обширный ремесленныйопыт , но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским обобщениям. Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как основы науки в античности отсутствует. Научно-философское знание не было направлено на практически-техническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.Цель науки – истина, цель искусства (техники) – польза.

Античностью (с латинского это слово означает «древность» - antiquus) называют эпоху двух великих цивилизаций - Древней Греции и Рима.

Периодизация античности

Отвечая на вопрос о том, что такое античное общество, нужно знать, в какую эпоху оно существовало и на какие периоды делилось это время.

Общепринятой считается следующая периодизация:

1. Ранняя античность - время зарождения греческих государств.

2. Классическая античность - период единства римской и греческой цивилизации.

3. Поздняя античность - время распада Римской империи.

Рассматривая античное общество, нужно учитывать тот факт, что временные рамки здесь точно установить невозможно. Греческая цивилизации появилась раньше римской, а Восточная существовала еще какое-то время после падения Западной. Считается, что эпоха античности - это время с VIII в. до н. э. по VI в. н. э., до начала средневековья.

Появление первых государств

На Балканском полуострове в древности произошло несколько неудачных попыток создания государств. Это был период предыстории

2700—1400 гг. до н. э. - время минойской цивилизации. Она существовала на Крите и имела высокий уровень развития и культуры. Была уничтожена природной катастрофой (извержение вулкана, породившее сильное цунами) и греками-ахейцами, захватившими остров.

Примерно в XVI веке до н.э. в Греции возникла микенская цивилизация. Она погибает в 1200-1100 году до н. э. после вторжения дорийцев. Это время называют еще «темными греческими веками».

После исчезновения остатков микенской культуры начинается первый период античности. По времени он совпадает с концом и формированием раннеклассового общества.

Древнегреческое государство являлось первичной цивилизацией. Оно берет свое начало в первобытном строе, и до него не было предшествующего опыта государственности. Поэтому античное общество испытывало сильное влияние первобытности. Это проявлялось, прежде всего, в религиозном мировоззрении. Человек в этот период рассматривался как Отсюда вытекает главная особенность античности - активная позиция по отношению к миру.

Жизнь в античном обществе: структура и классы

Первые греческие государства развивались очень активно. Этому способствовала борьба между крестьянами и знатью, когда первых последняя пыталась обратить в долговое рабство. Во многих других древних цивилизациях это удалось сделать, но только не в греческой. Здесь демос не только смог отстоять свою свободу, но и добился некоторых политических прав. Конечно, это не значит, что общество в античном мире не знало рабства. И древняя Греция, и впоследствии Рим были

Что такое античное общество и какова его структура? Основным государственным образованием античного мира был полис, или город-государство. Поэтому здесь сложилось общество, совершенно отличное от других стран. Его ядром выступала община. Каждый занимал в ней свое положение. Оно определялось наличием гражданского статуса. Все население делилось на три категории: полноправные граждане, неполноправные и бесправные. Гражданский статус - главное достижение античного общества. Если в других странах население жило в строгих рамках сословий, то в Греции и Риме более важным было наличие статуса гражданина. Он позволял демосу на равных со знатью принимать участие в управлении полисом.

Римское общество несколько отличалось от греческого и имело следующую структуру:

2. Свободные земледельцы и ремесленники. В эту же категорию населения входили колоны.

3. Торговцы.

4. Военные.

5. Рабовладельцы. Здесь на первом месте находилось сенаторское сословие.

Наука и культура античного общества

Первые научные знания были получены еще в далекой древности, в государствах Востока. Этот период называют преднаучным. В дальнейшем эти учения получили свое развитие в Древней Греции.

Наука античного общества - это появление первых научных теорий, основных понятий, трактатов и сообществ. В это время происходит формирование и зарождение многих современных наук.

В своем развитии наука античности прошла долгий путь:

1. Ранний этап - VII-IV вв. до н.э. Это время естествознания и философии. Первые ученые-философы в основном интересовались проблемами природы, а также поиском первоосновы всего живого.

2. Эллинский этап - он характеризуется расчленением единой науки на отдельные направления: логику, математику, физику, медицину. Это время считается высшим расцветом античной науки. Создают свои великие труды Евклид, Аристотель, Архимед, Демокрит.

3. Римский этап - время упадка античной науки. Из наиболее важных достижений этого периода можно выделить астрономию Птолемея.

Главный успех науки античного времени заключается в формировании отдельных направлений, создании первой терминологии и методов познания.

Философия античного общества и ее знаменитые представители

Возникла она в VII—V вв. до н. э. в Греции и делится на следующие этапы:

1. Натурфилософия, или ранняя классика. Философы этого времени в первую очередь интересовались вопросами космологии. Яркие представители: Фалес, Пифагор, Демокрит.

2. Классика - это период расцвета время, в котором жили ее самые яркие представители: Сократ, Платон, Евклид, Аристотель. Здесь впервые на смену вопросам натурфилософии пришел интерес к проблеме добра и зла, этики.

3. Философия эллинизма - в это время начинается активное развитие философской мысли под влиянием древнегреческих ученых. Самые знаменитые представители: Сенека, Лукреций, Цицерон, Плутарх. Появляется много направлений эпикуреизм, неоплатонизм и стоицизм.

Влияние античности на современную культуру

Древнюю Грецию и Рим поэтично называют колыбелью современной цивилизации. Несомненно, античное общество оказало колоссальное влияние на развитие других стран и народов. Науки, театр, спортивные соревнования, комедия, драма, скульптура - не перечислить всего, что подарил античный мир современному человеку. Это влияние до сих пор прослеживается в культуре, быту и языке многих романских народов и жителей Средиземноморского региона.

Книга: Культурология, конспект лекций

III. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА

1. Значение античной культуры для мировой цивилизации.

2. Культура Древней Греции.

3. Культура Древнего Рима.

1. Значение античной культуры для мировой цивилизации

В понимании современной науки античность - это история и культура Древней Греции и Древнего Рима - от возникновения первых древнегреческих государств (конец III-II тысячелетия до н.э.) и до падения Западной Римской империи и завоевание Рима варварскими племенами (V в. н.э.). Соответственно существуют понятия античной философии, античного искусства, античной литературы и т.п. Буквальный перевод слова “античный” с латинского - “древний”. В Европе в эпоху Возрождения вошло в моду коллекционирование предметов старины, их стали называть “антиками”. Позже во Франции возникло уже собственно понятие “античность” - для обозначения всех ранних форм искусства. По мере углубления исследований содержание термина сузился.

Уровень развития и степень влияния на дальнейшую историю придают культуре Древней Греции и Древнего Рима исключительного характера. В античном мире достигли расцвета все, без исключения, сферы культуры - образование, наука, литература, искусство. Творчество античных авторов и в науке, и в искусстве имела гуманистический характер, в ее центре был человек, его физическое и духовное жизни. Шедевры, созданные античными писателями, скульпторами и драматургами, стали в дальнейшем восприниматься как классические, как непревзойденные и достойные подражания образцы. Древнегреческий и латинский языки являются базой современной научной терминологии.

Положение свободных людей в античных государствах принципиально отличалось от других древних обществ. Возникает демократия, граждане пользуются политическими правами, участвуют в управлении государством. Хотя нельзя забывать и о том, что античное общество было рабовладельческим. Рабы играли существенную роль в экономике древнегреческих государств, делали свой вклад в их расцвет, на определенном этапе римской истории даже стали основной производительной силой.

2. Культура Древней Греции

Крито-микенская (эгейская) культура. Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский или эгейский. В конце III-II тысячелетия до н.э. первые государства возникают в бассейне Эгейского моря - на острове Крит и полуострове Пелопоннес (город Микены). Это были государства ранньомонархічного типа с развитым бюрократическим аппаратом, сильными общинами. Они похожи на древневосточные деспотии.

Микены открыл Г. Шлиман после своих сенсационных раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою. Толчком для начала исследований английского археолога А.Еванса на Крите послужили сюжеты многих греческих мифов: о великого мастера Дедала, который построил для критского царя дворец-лабиринт, про героя Тесея, который победил жителя лабиринта Минотавра и нашел путь с помощью “нити Ариадны”.

В конце III - начале II тысячелетия до н.э. самым мощным было Крітське царство, которое занимало исключительное географическое положение и обладали сильным флотом. Критские мастера обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали красивую керамическую посуду, украшая его цветными изображениями растений, животных, людей. Особенно известным является парадная посуда с “морскими” сюжетами.

Поражает царский дворец в Кноссе. План этой многоэтажного здания действительно напоминает лабиринт. Много помещений, соединенных сложной системой переходов, коридоров, лестниц, не имели внешних окон и освещались через специальные световые шахты. Во дворце действовала система вентиляции и водоснабжения. Стены украшали великолепные фрески, самая знаменитая из которых - “Парижанка”. Так А.Еванс назвал изображение молодой хорошо одетой женщины с темными волосами. Дворец был центром не только политической, но и религиозной жизни. Существует гипотеза, что строение дворца как-то связана с представлениями о потустороннем мире. Многие находки указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка. Крыша дворца украшали монументальные стилизованные изображения рогов, в виде головы быка изготавливали ритуальную посуду, на одной из фресок изображена игра акробатов с быком. Кносс был разрушен, и Крит утратил свое господствующее положение в середине II тысячелетия до н.э. в результате неустановленной катастрофы - будь то землетрясения (что сопровождалось извержениями вулкана), то внешнего нападения, то внутренних усобиц.

После этого центром ранней греческой цивилизации стал город Микены, где жили греки-ахейцы. Его окружали мощные оборонительные стены из огромных, грубых каменных блоков. Главные ворота - Львиные - украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц. Г. Шлиман нашел также “золотую усыпальницу” микенских царей - расположены по кругу подземные сооружения с купольным перекрытием. В конце II тысячелетия до н.э. Микены возглавили войну греков против города Трои в Малой Азии. Примерно в XII в. до н.э. греки-ахейцы были вытеснены племенами греков-дорийцев, которые переселились с севера Балканского полуострова. Последние стояли на более низком уровне развития. Вторжение первобытных племен дорийцев привело к упадку городов и политической жизни, потерю раннегреческой письменности.

Основные периоды истории Древней Греции. История Древней Греции после дорийского вторжения, образно говоря, начинается заново. Снова происходит разложение первобытных отношений и формирования государственности. Этот период своего рода “глухих времен”, который длился примерно с XI по IX в. до н.э., называют гомеровским, поскольку он известен прежде всего из поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

Следующий большой период - полисный (VIII - IV вв. до н.э.): государственность сформировалась в виде полисов - городов-государств преимущественно с республиканским строем. Кроме того, развернулась греческая колонизация в Средиземноморье и Северном Причерноморье, где греки основали многочисленные города-колонии (на территории современной Украины - Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Феодосия, др.). Надо учитывать, что название “Древняя Греция” (у греков - Эллада) означает не единое государство, а независимые полисы, которые имели общий язык, религию, культурные традиции, политические и торговые связи. Проявлением такой общности были, например, Олимпийские игры.

В рамках полисного периода выделяют архаический этап , когда происходит постепенное составления основных форм древнегреческой культуры, и классический этап - время наивысшего подъема - V-IV вв. до н.э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах были Афины. Своего максимального могущества и культурного расцвета они достигли, когда во главе государства стоял выдающийся политический деятель, демократ Перикл.

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - этап эллинизма - начинается с походов Александра Македонского (IV в. до н.э.) и заканчивается завоевание эллинистических государств Римом (I в. до н. э. последним был захвачен Египет). Македония завоевывала Грецию, полностью восприняла ее культуру, и после походов Александра Македонского древнегреческая культура распространилась в покоренных восточных странах. В свою очередь, эти народы были носителями собственной богатой традиции и сами влияли на античную культуру.

В течение всех периодов древнегреческой истории сохранялись общие черты и преемственность развития культуры. Поэтому можно дать общую характеристику основных сфер древнегреческой культуры.

Мифология . Связующую, формотворчу роль для развития культуры играла мифология. Она начала складываться еще в крито-микенский период. Древними были божества, которые олицетворяли силы природы. От союза Геи - земли и Урана - неба появились титаны, старшим был Океан, младшим - Крон. Дети Крона - боги во главе с Зевсом - в жорстрокій борьбе с титанами одержали победу и распределили власть над миром. Громовержец Зевс стал царем богов и людей, Посейдон - морей, источников и вод, Аид - мрачного подземного царства.

Гора Олимп считалась жилищем двенадцати верховных богов во главе с Зевсом. Гера - жена Зевса - была покровительницей брака и семьи, одна сестра Зевса Деметра - богиней плодородия, другая - Гестия - покровительницей очага. Любимая дочь Зевса Афина почиталась как богиня военной мудрости и мудрости вообще, она покровительствовала знаниям и ремеслам. Согласно мифу, Афина появилась из головы Зевса в полном боевом облачении - в шлеме и панцире. Богом войны был сын Зевса и Геры Арес. Гермес - первоначально бог скотоводства и пастухов, позднее почитался как вестник олимпийских богов, покровитель путешественников, купцов, бог торговли, изобретатель меры и пастушьей флейты. Артемида первоначально была богиней плодородия и покровительницей животных и охоты, богиня Луны, позднее она стала покровительницей женского целомудрия и охранительницей рожениц. Аполлон - брат Артемиды, божество солнечного света, образования, медицины, искусства, которое воплощается его спутницами - девятью музами. Еще одна дочь Зевса - Афродита, родившаяся из пены морской у острова Кипр, богиня любви и красоты. Мужем Афродиты был бог-кузнец Гефест. Дионис - самый веселый из богов, покровитель виноградарей и виноделов, ему посвящались шумные праздники в конце сельскохозяйственного года. Кроме олимпийских, существовало множество других, в основном местных, локальных) богов, которые имели свои функции.

Боги в представлении греков выглядели как люди, имели человеческие желания, мысли, чувства, даже человеческие пороки и недостатки. Они строго наказывали тех, кто пытался приблизиться к ним за красотой, умом и могуществом. Особое место занимает миф о титане Прометее - защитника людей от произвола богов. Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на вечные муки.

Кроме мифов о богах, существовали легенды о героях, самым любимым из которых был Геракл, который совершил двенадцать великих подвигов. Мифы и легенды о богах и героях складывались в циклы.

Параллельно с мифологией развивалась культовая практика - жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя. Афина считалась покровительницей Афин. Олимпия была центром поклонения Зевсу, которому и посвящались здесь спортивные соревнования. Место главного святилища Аполлона - Дельфы, где находились отмечен особым камнем центр (“пуп”) Земли.и знаменитый оракул (оракул - место в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, или это пророчество божества).

Человечные, гармоничные образы греческой мифологии стали почвой для развития искусства. Мифология древних греков оказала решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии, в эпоху Возрождения она была активно включена в европейский культурный процесс. До сих пор к ней не ослабевает и научный, познавательный и эстетический интерес.

Наука . В древнегреческой мифологии чувствуется стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. На другом мировоззренческом уровне эти поиски продолжили ученые Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в человеческой истории выделяется в самостоятельную сферу, и можно говорить не просто о накоплении научных знаний (что находились в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки.

Особое значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, относятся и получают свое оригинальное решение основные философские проблемы. Одной из важнейших черт древнегреческой философии является космологізм - разработка вопросов о происхождении Вселенной, о природе человека.

Первым греческим философом, астрономом и математиком традиция считает Фалеса Милетского. Его имя начинает список “семи мудрецов”, ему приписывают много известных высказываний: “Познай самого себя”, “Крупнейший за все пространство, потому что он все в себе содержит”, “Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть”, “Мудрейшим есть время, потому что оно все открывает”. Первоосновой всего сущего Фалес считал воду - “разумную и божественную”. Фалес стоит у истоков демифологизации мира: Зевса он считал мировым разумом, богов - действующими в мире силами. Фалес стал основателем стихийно-материалистической школы философии.

В материалистической традиции принадлежит атомистическая концепция строения мира Демокрита (“атомос” - неделимый). В становлении диалектики важную роль сыграл Гераклит, в постановке и глубокой разработке социально-этических проблем - Сократ. Его ученик Платон стал основоположником философской школы объективного идеализма, одним из самых влиятельных философов всех времен. Аристотель - самый знаменитый из энциклопедических умов в истории человечества, в своем учении попытался соединить сильные стороны взглядов Демокрита и Платона. Его учение существенным образом повлияло на философские направления Средневековья и Нового времени.

Отличительной чертой философских произведений эллинистического времени является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам. Философия Эпикура свою задачу видела в освобождении человека от страха перед смертью и судьбой, он отрицал вмешательство богов в жизнь природы и человека, доказывал материальность души. Жизненным идеалом философской школы стоицизма были невозмутимость и спокойствие, которые должна хранить человек в противоположность изменчивому миру. Основными добродетелями стоики считали понимания (то есть знание того, что есть добро и зло), мужество и справедливость. Особой популярности стоицизм вступит в Древнем Риме.

Историческая наука Древней Греции прежде всего ассоциируется с именем Геродота. Он много путешествовал: посетил Малую Азию, Египет, Финикию, различные города балканской Греции, побережье Черного моря. Главный труд Геродота - “История”, посвящен важнейшему политическому событию греческой истории - греко-персидским войнам. Несмотря на то, что “История” не всегда отличается целостностью и научностью, факты, которые приводятся в ней, в основном достоверны. Труд Геродота имеет большое значение для изучения прошлого народов, которые жили на территории современной Украины. Именно Геродоту принадлежит первое в античной литературе систематическое описание жизни и быта скифов.

Довольно рано начали обобщаться медицинские знания. Верховным покровителем медицины, богом-целителем считался один из олимпийских богов - Аполлон. Богом собственно медицины стал Асклепий, причем многие ученые сейчас считают, что у этого мифологического персонажа был исторический прообраз, реальный искусный врач. В Греции сложилось несколько научных медицинских школ, самые знаменитые - Книдская (город Кнід) и Коська (остров Кос). Представителем последней был Гиппократ, который жил в классическую эпоху. Его идеи о причинах болезней, о четырех темпераментах, о роли прогноза при лечении, о морально-этические требования к врачу оказали исключительное влияние на дальнейшее развитие медицины. Клятва Гиппократа и сегодня является нравственным кодексом врачей всего мира.

Эпохой успешного развития науки был эллинизм. Для этого этапа характерно появление новых научных центров, особенно в еліністичних государствах на Востоке. Крупнейшим научным центром эллинистического мира была Александрия Египетская с ее Мусейоном (“Дом Муз”) и библиотекой, которая насчитывала более полумиллиона книг. Сюда приезжали работать выдающиеся ученые, поэты, художники со всего Средиземноморья.

Синтезом накопленных на тот момент математических знаний можно считать труд “Элементы” (или “Начала”) Евклида, жившего в Александрии. Изложенные здесь постулаты и аксиомы, дедуктивный метод доказательств служили на протяжении веков основой геометрии. С именем Архимеда из города Сиракузы связано открытие одного из основных законов гидростатики, начало счета бесконечно больших и малых величин, ряд важных технических изобретений. Заметно продвинулось изучение человека. Герофіл Халкедонський обнаружил нервы и установил их связь с мозгом, он же высказал предположение, что с мозгом связаны умственные способности человека. Ерасістрат изучал анатомию сердца. Это очень неполный перечень успехов древнегреческой науки.

Образование . С развитием античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Именно полисы Эллады впервые в истории поставили задачу давать образование детям всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина. Существовали частные и государственные учебные заведения. На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В Афинах - городе с демократическим республиканским строем - сформировалась такая система обучения. После домашнего воспитания мальчики с семи лет учились в начальной школе, которая называлась дидаксалейон (от греческого - “дидактикос” - поучительный). Здесь изучали грамоту, литературу, начиная с Гомера, музыку, арифметику, рисование. Более углубленное изучение этих предметов с дополнением основ астрономии и философии продолжалось в грамматических школах (в возрасте от 12 до 15 лет). Обучение физической культуре велось одновременно в специальном комплексе - палестрі. Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Юноши 16-18 лет завершали общее образование в гимнасии . Здесь были такие предметы: риторика, этика, логика, география, а также гимнастика. О гимнасии заботилась государство, для них возводились монументальные здания. Богатые люди считали за честь занять выборную должность руководителя гимнасии, несмотря на то, что она требовала больших личных расходов. Гимнасии были центрами научной жизни полиса. В Афинах прославилась Академия, где беседы со своими учениками вел Платон, и Ликей, основанный Аристотелем. После гимнасии можно было стать ефебом - учеником высшего учебного заведения, который в полісну эпоху был военным, а в эллинистическую корне изменился и стал гражданским. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, создавались вокруг крупных ученых.

В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусії (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Хилых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетського позвоночника. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартіата от 8 до 20 лет. Учились в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девочки.

Литература. С мифологией, ее сюжетами и образами связан очень раннее начало древнегреческой литературной традиции. Развитие отдельных сфер культуры не всегда происходит равномерно. Так, в Древней Греции вершины поэтического творчества были достигнуты гораздо раньше, чем сложились классическая наука, образование и искусство.

Примерно в VIII в. до н.э. Гомер сложил свои большие эпические поэмы “Илиаду” и “Одиссею”. Большинство ученых считает, что Гомер жил в Малой Азии и был рапсодом - так называли поэтов, которые выступали с декламацией своих стихов. Трудно сказать, когда эти поэмы были записаны. Существует точка зрения, что первые записи появились еще при жизни Гомера. По мнению других, это случилось позже - в VI в. до н.э. Обе версии соотносятся с историей греческой письменности. Алфавит (фонетическое письмо) был заимствован греками у финикиян именно в VIII в. до н.э. Греки тогда даже писали, как финикийцы: справа налево и без гласных. В VI в. до н.э. греческое письмо приобрело уже привычного для нас вида.

Поэмы связаны с народным героическим эпосом, посвященным Троянской войне, в котором переплелись и реальные исторические события (военный поход греков-ахейцев на Трою, которую они называли Илион), и фантастические сюжеты (“яблоко раздора” как причина войны, участие богов в конфликте, “троянский конь”). Однако Гомер не пересказывает мифы, а создает художественные образы, рисует внутренний мир героев, столкновение характеров. “Илиада” посвящена одному эпизоду последнего, десятого, года войны гнева самого мощного и самого храброго из греческих воинов Ахилла, который обиделся на предводителя греков микенского царя Агамемнона. Ахилл отказывается участвовать в битве, троянцы прорываются к кораблей, погибает лучший друг Ахилла - Патрокл. Ахилл меняет решение, вступает в поединок с главным защитником Трои - сыном царя Приама Гектором - и убивает его. Потрясает сцена встречи Ахилла с Приамом, когда царь, целуя руки победителя, просит отдать ему тело сына для погребения со всеми почестями.

“Одиссея” - вторая по композиции и сюжету. Она рассказывает о долгий, полный невероятных сказочных приключений путь домой одного из главных участников войны - царя острова Итака, хитроумного Одиссея.

Точную и образную оценку значения “Илиады” и “Одиссеи” дал средневековый византийский писатель: “Подобно тому, как, по выражению Гомера, все реки и потоки берут начало из Океана, так источником любого искусства слова является Гомер”. Греки не просто любили гомеровские поэмы, а преклонялись перед ними. Их знали наизусть, много раз переписывали. Они стали основой воспитания и образования.

Продолжил эпическую традицию Гомера Гесиод. В поэме “Теогония” он изложил мифологические представления о происхождении богов и строение мира. В “Трудах и днях” впервые ввел в эпическую поэму личные оценки, описание обстоятельств собственной жизни. В дальнейшем в Греции набрала развития лирическая поэзия. Нам известны имена поэтессы Сапфо (сапфічна строфа - особый стихотворный размер), Анакреонта (анакреонтика - лирика, воспевающее радость жизни и мирские наслаждения), однако стихи этих и других древнегреческих авторов сохранились лишь фрагментарно. Как самостоятельный жанр литературного творчества сложилась драматургия.

Театр . Происхождение театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса. Участники ритуальных процессий изображали свиту Диониса, надевали козьи шкуры, пели и танцевали (слово “трагедия” в переводе с греческого - “песнь козлов”). Об исторических корнях театра свидетельствует обязательное участие в древнегреческих трагедиях хора, с которым сначала вел диалоги один актер, позже количество актеров увеличилось до трех. Сочетание с литературной традицией в классическую эпоху превратило театр из религиозных, народных спектаклей на самостоятельный вид искусства.

Театральные представления стали неотъемлемой составляющей государственных праздников - Дионисий и Линей. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тысячи зрителей (сохранились театр Диониса в Афинах, амфитеатр в Эпидавре). Руководители города находили хорега (человека, которая обеспечивала финансирование), по жребию определяли порядок показа комедий, трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актерами были только мужчины, они играли в особых масках. Постановщиком был сам поэт. После окончания спектаклей, которые продолжались несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших, вручали призы.

Найуславленішими драматургами есть трагики Эсхил, Софокл и Еврипид. К большому сожалению, большинство драматических произведений потеряно. Полностью сохранилось лишь семь пьес Эсхила (написал 90 пьес, 13 раз побеждал в драматургических состязаниях), семи - Софокла (написано 123 трагедии, из них победили - 24), чуть больше - 17 - Еврипида (108 пьес, 4 победы)

Эсхил в исторической пьесе “Персы” прославляет победу греков в войне с захватчиками, в которой, кстати, сам принимал участие. Другие пьесы написаны с мифологическими сюжетами. Авторы достаточно вольно интерпретировали их, выражали собственные взгляды. Эсхил в трагедии “Прометей прикованный” восхищается мужеством и свободолюбием титана.

Софокл привнес психологические мотивировки поступков героев. Например, в “Антигоне” главная героиня приносит себя в жертву, но выполняет нравственный долг: вопреки запрету царя хоронит погибшего брата. Именно в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: “Много в мире сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего”.

Еврипид, младший из трех великих драматургов, жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, которая нарастала со стороны Македонии. Все это и нашло отражение в его творчестве (“Медея”, “Ипполит”). Аристотель называл Еврипида “самым трагичным из поэтов”.

Мастером комедии заслуженно считается Аристофан (“Облака”, “Осы”, “Лягушки”). Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались.

Важное место в жизни эллинов занимала музыка. Существовали специальные коллегии (объединения) певцов, музыкантов, танцоров. Музыка была единогласной, хор пел в унисон. Распространенными музыкальными инструментами были лира и флейта.

Архитектура. В древнегреческих полисах развивается система регулярной планировки городов, с прямоугольной сетью улиц, площадью - центром торговой и общественной жизни. Культовым и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя - высокой и укрепленной части города.

Эллины выработали совершенно другой, чем древневосточные цивилизации, тип храма - открытый, светлый. Он прославлял человека, а не вызывал страх. Характерно, что в архитектуре присутствует человеческое метрическое начало. Математический анализ пропорций храмов доказал, что они соответствуют пропорциям человеческой фигуры. Классический греческий храм был прямоугольным в плане, со всех сторон окруженным колоннадой. Крышу строили двускатной. Треугольные плоскости, которые образовывались с фасада - фронтоны, как правило, украшались скульптурами.

Характерной чертой греческой архитектуры является чистота и единство стиля. Было выработано три основных архитектурных ордера (“ордер” - в переводе с греческого “порядок”) - они различаются типами колонн и перекрытий, пропорциями, декоративным украшением. Дорийский и ионический стили возникли в полисный период. Самые нарядные - коринфский ордер - появился во времена эллинизма.

Наиболее совершенным архитектурным ансамблем классической Греции является афинский Акрополь. Он был сооружен во второй половине V в. до н.э., в период наибольшего могущества Афин. Скала Акрополя, которая возвышается на 150 м над уровнем моря, издавна была крепостью, а затем местом расположения главных культовых сооружений. Однако во время персидского нападения древние храмы подверглись разрушению. После победы Перикл стал инициатором грандиозной реконструкции Акрополя. Работами руководил личный друг Перикла - выдающийся скульптор Фидий.

Характерная черта этого комплекса - необычайная гармоничность, которая объясняется единством замысла и скоростью строительства (около 40 лет). Парадный вход в Акрополь - Пропилеи - возведено архитектором Мнесіклом. Позже перед ними на искусственно увеличенном выступе скалы был построен небольшой храм Ники Аптерос (Бескрылой Ники) - символ того, что богиня победы никогда не покинет город.

Главный храм Акрополя - беломраморный Парфенон - храм Афины Парфенос (Афины-Девы). Его архитекторы Иктин и Каллікрат задумали и спроектировали здание настолько пропорционально, что она, безусловно, выделяется как самое величественное сооружение комплекса, однако своими размерами не “давит” на другие. В старину в центре Акрополя на постаменте в золотом облачении возвышалась грандиозная фигура Афины Паллады (Афины Воительницы) работы Фидия.

Эрехтейон - храм, посвященный Посейдону, который по мифу спорил с Афиной за право покровительствовать городу. Самый известный в этом храме портик кариатид. Портиком называют открытую с одной стороны галерея, опирающаяся на колонны, а в Эрехтейоне колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид. Мы и сейчас можем повторить вслед за римским историком Плутархом, который писал о сооружения Акрополя: “...их вечная новизна спасла их от прикосновения времени”.

Архитектура эллинистических полисов продолжала греческие традиции, но больше внимания стало уделяться общественному строительству - архитектуре театров, гимназий, дворцов эллинских правителей. К этому времени относится сооружение таких прославленных “чудес света”, как гробница царя Мавзола в Галикарнасе и Фаросский маяк на входе в Александрийскую гавань.

Изобразительное искусство . Любимым видом искусства эллинов была скульптура. Статуи богов ставились в храмах и на городских площадях, сооружались победителям Олимпийских игр и великим драматургам.

Овладение, очень постепенное, совершенством в этом виде искусства восходит к архаическим временам. Археологами найдены десятки очень похожих друг на друга архаических статуй двух типов: так называемые куроси - статуи обнаженных юношей и коры - женские статуи. Эти фигуры выглядят еще очень скованно, можно увидеть пока только попытки передать живое движение.

Шедевры скульптуры, которым не перестает восхищаться человечество, дала миру эпоха древнегреческой классики. Современниками были большие мастера Фидий, Мирон, Поликлет. Фидия называли “творцом богов”. К нам его главные работы не дошли, судить о них мы можем лишь из восторженных описаний и посредственных копий. Статуя Зевса, облицованная золотом и слоновой костью, в главном храме Зевса в Олимпии была отнесена современниками к семи чудес света. Он же создал выдающиеся барельефы и скульптуры Парфенона, в том числе главную статую - Афины Парфенос (Афины-Девы).

Мирон достиг высот в стремлении передать в скульптурном изображении движение человека. В его знаменитом “Дискоболі” впервые в искусстве решена задача передачи момента перехода от одного движения к другому, преодолевается статичность. В то же время согласно общего эстетического идеала лицо атлета скульптор изображает абсолютно спокойным.

Поліклету принадлежит цикл статуй атлетов - победителей Олимпийских игр. Наиболее знаменитая фигура - “Доріфор” (юноша с копьем). Поликлет теоретически обобщил опыт своего мастерства в трактате “Канон”.

Величайшим творцом женских скульптурных образов был Пракситель. Его “Афродита Книдская” имеет множество подражаний. К этой традиции принадлежит и знаменитая “Афродита Милосская” неизвестного мастера. Пропорциональность классических скульптур стала образцом для мастеров многих эпох.

Эпоха завоеваний Александра Македонского, последующего краха его империи, полна страстей, взлетов и падений человеческих судеб целых государств, привнесла новую атмосферу в искусство. Если сравнивать скульптуры эпохи эллинизма с предыдущим, классическим периодом, то их вид потерял невозмутимость, спокойствие. Художников стали интересовать душевные порывы людей, их состояние в трагические моменты (например, скульптурная группа “Лаокоон”). Появляются скульптурные портреты, которые передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Лісіппа (до нас дошел скульптурный портрет Александра Македонского). Успехи науки расширили технические возможности искусства. Одно из “семи чудес” света - колос Родосский, который представлял собой бронзовую статую бога солнца Гелиоса (высота колосса была около 35 м).

Живописные произведения (фрески, картины) не сохранились, но судить об их уровень дает возможность великолепный вазовий живопись . С усовершенствованием керамической технологии рос и художественный уровень: для архаики характерен так называемый чорнофігурний стиль изображения (рисовались темные фигуры на светлом фоне), в классическую эпоху появился червонофігурний стиль, который сделал изображение более реалистичными.

С политической и военной поражением Греции и эллинистических государств от Римского государства античная культурная традиция не прервалась, начался ее новый этап.

3. Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима - второй этап античной культуры. Влияние культуры Древней Греции на Рим не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной “Всеобщей истории” Полибий, который прожил в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры: “Римляне, оказывается, могут лучше всякий другой народ изменить свои привычки и позаимствовать полезное”. Но в то же время римская культура не копировала греческую, она развивала, углубляла достигнуто, а также привносила собственные национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение строгой системы. Величайшие завоеватели древности - римляне, покоряя различные народы, впитывали их культурные достижения, но при этом сохраняли и свои “домашние” обычаи. Динамизм римской культуры - такая же существенная ее особенность, как и традиционализм. Взаимодействие этих двух начал обусловила и ее жизнеспособность, и огромную роль для последующей культурной истории Европы, особенно Западной.

Периодизация. Периоды в развитии древнеримской культуры очень четко соответствуют трем основным этапам политической истории: царском, периода республики и периода империи.

Традиционно начинают отсчет истории Древнего Рима с VIII в. до н.э., от легендарной даты основания Рима Ромулом и Ремом в 753 г. до н.э. К VI в. до н.э. Рим представлял собой полис во главе с царями. Большое культурное влияние произвели на римлян соседние народы, особенно загадочные этруски (неясное происхождение этого народа, ибо остается непонятной его письменность). У них римляне заимствовали большинство букв своего алфавита, приемы строительства, некоторые обряды (например, гладиаторские бои). Символ Рима - бронзовая статуя волчицы - исполненная этрусским мастером. Етруською была последняя из царских династий.

После изгнания царя власть переходит в народные собрания, сенат и выбирали двух консулов. В период республики (VI-I вв. до н.э.) Рим покорил всю Италию, победил Карфаген и завоевал Грецию. Греки становятся учителями своих завоевателей, греческое влияние на римскую культуру доминирует: изучается греческая философия, литература, знания греческого языка становится обязательным для образованного человека, копируются греческие скульптуры.

Внутренний кризис республиканского строя, превращение армии в профессиональную, изменение роли военачальников влекут за собой гражданские войны. Гай Юлий Цезарь провозгласил себя императором. После убийства Цезаря и ожесточенной борьбы к власти пришел его племянник Октавиан Август. Его правление начинает период империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Накопленный культурный потенциал, политическая стабильность, огромные материальные богатства обусловливают подъем римской культуры. Завоеванные восточные народы также делают свой вклад в культуру Рима, особенно их влияние ощущается в религиозной сфере. Рим долго не знает военных неудач, но внутренние противоречия ослабляют его, в конце IV в. н.э. происходит разделение Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Рим был разрушен варварами, и это событие считается концом истории Древнего Рима и древней истории вообще.

Религия. Религия римлян древнейшего времени базировалась главным образом на представлении о внутренние силы, свойственные отдельным предметам и людям, на вере в духов - хранителей и покровителей мест, действий, состояний. К ним относились гении (добрые духи, которые охраняли человека в течение его жизни), пенаты (охранники и заместители родного дома, а затем всего римского народа, отсюда берет свое начало известное выражение - “вернуться к родным пенатам”, то есть вернуться на родину, домой). Верили и в божества гор, источников, лесов. Эти духи и божества были первоначально безличные и бесполые, нередко именовались и в мужском, и в женском роде (Янус и Яна, Фавн и Фавна). Этим божествам приносились жертвы, им посвящались религиозные церемонии. Огромное значение уделялось разного рода гаданием (за полетом птиц, по внутренностям животных и т.д.).

Под влиянием итальянских племен появились бог Сатурн, верховный бог Юпитер, Юнона и Минерва. У плебеев (низшая прослойка граждан) была своя троица божеств: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградарей) и Либера. Загальноіталійськими богами стали Марс (бог войны), Диана (богиня Луны), Фортуна (богиня счастья, успеха), Венера (богиня весны и садов, потом - любви и красоты). Некоторые боги почитались главным образом людьми одного сословия или профессии (торговцы почитали Меркурия, ремесленники - Минерву). У римлян не сложилась собственная развитая мифология. С усилением греческого влияния произошло определенное сближение римских богов с греческими и заимствования греческой мифологии (Зевс - Юпитер, Гера - Юнона, Афина - Минерва, Асклепий - Эскулап т.д.). Проникали в Рим и восточные культы - Исиды, Осириса, Кибелы, умирающего и воскресающего бога Митры.

Характерной чертой мировоззрения древних римлян была мифологизация своей истории. Если о богах практически не было сюжетных рассказов, то об основании Рима рассказывал миф о братьях Ромуле и Реме, которые сначала чудом остались живыми после заговора против их отца и потом были вскормлены волчицей. Начиная с древнейших времен передавались рассказы о воинскую доблесть и патриотизм римлян. Одна из них - о Гая Муція, прозванного Сцеволою (Левшой). Во время осады Рима этрусками он пробрался во вражеский лагерь и попытался убить царя, но был схвачен. Чтобы показать врагу стойкость духа римлян, Гай Муций сам положил правую руку на огонь светильника и сжег ее, не произнеся ни звука. Ошеломленные этруски отпустили Муція и сняли осаду. Позже в честь военных побед Рима устраивали грандиозные триумфы, а полководцы становились объектом культа. Римский народ считал себя избранным, а свое государство - одной из наивысших ценностей. На этапе империи сформировался культ императора как живого бога.

Возникновение христианства. По мере нарастания общего кризиса Римской империи наступает кризис традиционной религии. В результате сложного синтеза восточных религий и культов, прежде всего иудаизма, платоновской и эллинистической философии (в частности стоицизма) и социальных утопий возникает новая религия - христианство. Из иудаизма - национальной монотеистической религии еврейского народа - в христианство пришла та часть Библии, которая называется Ветхим Заветом - сборник древних священных текстов. Он складывался в течение i тысячелетия до н.э. и содержит изложение мифологических систем и сюжетов, исторические предания, религиозную публицистику и притчи, философско-моралістичні произведения и любовную лирику, образцы религиозной мистики.

Что составляет содержание новой религии - христианства? Если пытаться сказать кратко, то это вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в наш мир - родился, принял имя Иисус, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Священным книгой христиан стала Библия, в которую вошли Ветхий Завет и Новый Завет. Новый Завет содержит: 4 евангелие (в переводе с греческого “евангелие” - благая, добрая весть) - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, в которых описана земная жизнь Иисуса Христа; Деяния святых Апостолов (учеников Христа); Соборные послания святых Апостолов; Послания Апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Опыт, воплощенный и зафиксирован в Библии, обогатил народную мудрость, повлиял на развитие литературы, изобразительного искусства, философской мысли.

Современная историческая наука исходит из того, что евангельские рассказы об Иисусе имеют под собой несомненное историческое основание. Большинство историков сходятся во мнении, что Иисус (который родился в 4 г. до н.э.) был реальным подвижником и проповедником, который жил в Иудее и героически принял мученическую смерть за веру и истину. Историческими (т.е. такими, которые реально существовали) личностями считается и большинство апостолов - ближайших учеников Христа (Петр, Андрей, Иоанн, Павел и др.). Следуя примеру своего Учителя, апостолы не должны были владеть имуществом, им нельзя было оставаться на одном месте дольше одного-двух дней и брать с собой в дорогу что-нибудь, кроме хлеба.

Христос проповедовал две наибольшие заповеди в законе”, в которых сосредоточен весь дух и значение истинной веры. Первая из них: “...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим...”, вторая: “возлюби ближнего твоего как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон...” (Евангелие от Матфея. 22.37; 39-40).

Ведущая в раннем христианстве идея равенства людей перед Богом была своеобразной формой протеста завоеванных и угнетенных. Новая религия, которая сначала распространилась среди низших слоев общества в восточных провинциях, испытывала строгого преследования. Первые упоминания о христианах в римских источниках относятся ко времени правления императора Нерона (I в. н.э.), когда их обвинили в поджоге Рима и устроили массовую казнь. Постепенно христианство завоевывает все больше сторонников, а верхушка церковнослужителей вступает в союз с властью. Император Константин I в начале IV в. н.э. признал христианство равноправной религией, а в конце IV в. император Феодосий I запретил все языческие обряды, то есть христианство превратилось в государственную религию.

Система воспитания и образования. Особую роль в римлян играло семейное воспитание. Дети воспитывались в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения отцовской власти. Настоящий гражданин у римлян - это послушный сын и дисциплинированный воин. Древнее законодательство предусматривало строгое наказание за нарушение родительской воли, в этом же направлении действовала государственная религия с ее обожанием гражданской и военной добродетели. В V в. до н.э. появились элементарные (в переводе с латыни - основные) школы, где учились главным образом дети свободных граждан. Предметы - латинский и греческий языки, письмо, чтение и счет. Позже среди знатных и состоятельных семей распространение получила домашнее образование. Во II в. до н.э. возникли грамматические и риторські школы, которые также были доступны только для детей богатых римлян. Риторські школы были своеобразными высшими учебными заведениями (ораторское искусство, право, философия, поэзия). Постепенно юристы-учителя образовали довольно устойчивые группы, которые получили название “кафедры”. По такому же принципу оформляются кафедры риторики и философии, медицины и архитектуры. Несколько высших школ возникает во II в. н.э. (Рим, Афины). Студенты, которые приезжали получать образование из разных частей Римской державы, объединялись в землячества - “хоры”.

В период республики обучение было частным, и государство в него не вмешивалось. Однако во времена империи государство начало контролировать систему образования. Учителя превратились в оплачиваемых государственных служащих. В соответствии с размерами каждого города устанавливалась количество риторов и граматиків. Учителя пользовались рядом привилегий, а в IV в. н.э. все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Такая система имела и положительные, и отрицательные последствия.

Наука. Римляне сумели освоить и переработать накопленный наукой разных стран потенциал и, развивая его, достичь значительных результатов, особенно в тех отраслях знаний, где возможно практическое применение научных достижений.

На римской философии сильнее всего сказывался греческое влияние, здесь не сложилось ни одного оригинального направления. Популярность получили прежде всего морально-этические учения. Почти официальной доктриной римского государства стал стоицизм , который видел цель философии в том, чтобы указать путь к счастью. Выдающимся представителем этого направления был Сенека. Он играл заметную политическую роль при императоре Нероне, но закончилась его карьера трагически. Заподозрив участие Сенеки в заговоре, Нерон заставил философа покончить жизнь самоубийством. Сенека прежде всего разрабатывал проблемы практической морали: преодоление страха смерти, важность сдержанности, этическое равенство людей, существование судьбы. Философская разработка такого круга идей позволяет считать учение Сенеки одним из источников христианской этики.

Заметным вкладом римской науки было создание целого ряда энциклопедических работ, которые систематизировали знания, накопленные в разных сферах. Так, основные идеи античной материалистической мысли об атомах, о смертности души, независимость природы от воли богов преподает Тит Лукреций Кар в научно-просветительской поэме “О природе вещей”. Он, в частности, формулирует фундаментальные идеи связи движения и времени, сохранения вещества (“из ничего ничто возникнуть не может и в полнейшее ничто вернуться”), бесконечность мира (“Вселенной действительно в одном направлении ни одна граница не замыкает... должен Признать то, что не имеет конца, в какую сторону бы не распространялся, вселенная”).

Классический труд по географии принадлежит Страбону, который собрал в своей “Географии” все существующие сведения о страны и народы - от Британии до Индии. Птолемей, обобщая астрономические наблюдения, разработал геоцентрическую модель мира, согласно которой вокруг Земли, которая имеет форму шара, вращаются Солнце и другие планеты. Эта модель оставалась господствующей до Нового времени. Главной фигурой античной медицины и непререкаемым авторитетом в течение последующего тысячелетия был Гален, который изучал нервную систему, спинной мозг. Галену принадлежит первая в истории науки концепция кровообращения.

Учитывая особое отношение римлян к своей государства ясна исключительная роль исторической науки в Древнем Риме. Историками часто становились люди, занимавшие высокое общественное положение и принимали активное участие в политической жизни. Исторические произведения принадлежат Юлию Цезарю (“Записки о галльской войне”). Близким к Октавиана Августа был Тит Ливий, произведения которого являются почти единственным источником для изучения ранних периодов в истории Рима. Тацит нарисовал картину римской истории времен империи, уделив значительное место варварским племенам, которые нападали на Рим, упомянув среди прочих и венедов (одно из названий славянских племен в старину). Одним из самых популярных историков мира остается Плутарх, который избрал жанр исторического портрета. Его произведения и сейчас издаются большими тиражами, читаются. В “Сравнительных жизнеописаниях” он отыскивает параллели в греческой и римской истории за рассмотрение биографий прославленных людей.

Исключительно значимым и оригинальным вкладом Древнего Рима в мировую научную традицию является создание юриспруденции. Римское право обязательно входит в учебный курс всех современных высших учебных заведений, которые готовят юристов. Первые законы были письменно оформлены во времена борьбы плебеев с патрициями в ранней республике и воплотили победу равенства политических прав всех граждан Рима. В результате появились так называемые “Законы 12 таблиц”, которые заложили основы римского законодательства. Важный вклад в развитие юриспруденции сделал Марк Туллий Цицерон - выдающийся оратор, автор трудов по философии государства, последовательный сторонник демократического правления. После убийства Цезаря он пытался воссоздать республику, но тщетно.

В Риме действовала четкая судебная система. Во времена поздней республики и империи, когда в законы часто вносились изменения, возникла необходимость информировать граждан о законах, которые принимались. За Юлия Цезаря на центральную площадь выставляли гипсовую доску с сообщениями о военных победах и правительственные акты и решения - “Ежедневные ведомости римского народа” (своеобразный прообраз газет). Копии рассылались по государству во все провинции.

Литературная традиция. Совершенно особая роль принадлежит в мировой культурной традиции латинском языке. Масштабы римских завоеваний превратили ее в язык межнационального общения для всех покоренных народов от Испании до Междуречья. На основе так называемой “народной латыни” возникло много современных европейских языков: итальянский, испанский, французский, английский. В дальнейшем латина долго оставалась в Европе языком литературы и науки, а в медицине не потеряла эту роль и сегодня. Латинском ведется католическое богослужение.

Особенность развития латыни заключается в том, что в течение длительного времени речь эта совершенствовалась не в художественном творчестве, а прежде всего в политической сфере: в выступлениях ораторов в сенате и на судебных процессах, в законотворчестве, в политической публицистике. О образность языка свидетельствует множество афоризмов, которые живы и сейчас: “Карфаген должен быть разрушен” (Катон), “Пришел, увидел, победил” (Юлий Цезарь), “Пока, Катіліна, ты будешь испытывать наше терпение?” (Цицерон) и много других. Цицерон, который считал себя прежде всего политиком, по сути был создателем латинской художественной прозы. Образцовым стал стиль его речей, писем, философских произведений. Своеобразное продолжение этой традиции мы видим в художественной литературе: именно в Древнем Риме впервые появляется прозаический роман. Наиболее популярным был сатирический роман “Метаморфозы, или Золотой осел” Апулея.

Поэзия Древнего Рима не имела собственной национальной традиции. Она начинает активно развиваться только под влиянием греческой литературы, в конце республиканского периода. Переломную роль сыграло творчество Катулла. Ее главная тема - не Римское государство, не римский народ, а личные переживания, чувства и мысли. Он создает цикл лирических стихотворений, большинство из которых передает драматические изломы отношений с женщиной, выведенной под поэтическим псевдонимом Лесбія. В отличие от эпических поэм, при чтении его стихов практически не чувствуешь временной дистанции.

Время правления Октавиана Августа часто называют “золотым веком” римской литературы. Современниками были три крупных римских поэты - Вергилий, Гораций и Овидий. Самым знаменитым произведением римской литературы стала поэма Вергилия “Энеида”. Вергилий с блеском решил очень тяжелое творческое задание. Дело в том, что “Энеида” - это литературный эпос, то есть она не имеет народной устной основы, полностью созданная поэтом. К тому же поэма сразу стала составной частью римской государственной идеологии - поэт писал на политический заказ императора. Кратко содержание поэмы такой. Эней - сын царя Анхиза и богини Венеры, один из защитников Трои после ее падения отправляется в плавание на корабле, долго скитается и наконец, выполняя волю богов, прибывает в Италию и становится родоначальником римского народа. От него же ведется и род Юлиев, к которым принадлежал Октавиан Август. Непревзойденным считается владение Вергилием выразительными средствами языка. В.Брюсов писал, что “для поэта чтение “Энеиды” в оригинале является сплошным рядом недоумений... перед властью человека над стихией слов”. Существует множество переводов поэмы на современные языки. Можно вспомнить, что начало формирования современного украинского литературного языка положила авторизованная “Энеида” Ивана Котляревского.

Лирическими поэтами были Гораций и Овидий. Творчество Горация проникнута пониманием роли поэта в обществе. Особенно четко эти мысли прозвучали в оде “памятник”. До этого сюжета Горация обращался А.с.пушкин (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”), другие.

Трудно сложилась судьба Овидия. Его сборник “Искусство любви” принес ему огромную популярность и обвинения в аморальности. Затем он обратился к классическим сюжетам - “Метаморфозы” (“Превращения”) - поэтическая переработка мифов, в сюжете которых присутствуют чудесные превращения. За не совсем понятных, вероятно политических, причин Овидия был сослан в Причерноморье, откуда он писал проникнутые тоской “Письма с Понта” (греческое название Черного моря - Понт Эвксинский).

В римские времена появилось много новинок в книжном деле. Кроме папируса, распространился изобретен в малоазийском городе Пергаме материал для письма - особым образом обработанная кожа - пергамент. Кроме книг-свитков появились книги-кодексы, которые от современных книг отличались только способом скрепления листов. Библиотеки как хранилища документов, книг существовали уже давно, а вот библиотеки для общественного пользования возникли именно в Риме. Интересно, что в этих библиотеках были предусмотрены достаточно изолированные места для работы, поскольку в те времена люди читали исключительно вслух.

Искусство. Для практических римлян искусство было одним из средств разумной организации жизни, отсюда - ведущее место архитектуры. В архитектуре римляне объединили этрусском и греческую традиции, восточные элементы. Римляне разнообразили строительные материалы: использовали очень прочный соединительный известняковый раствор, изобрели бетон. Римские архитекторы и строители в совершенстве освоили и очень широко использовали арочную конструкцию, ее развитием стали своды и купол.

Центрами политической и культурной жизни в городах были форумы (буквальное значение - рыночная площадь). Здесь на ранних этапах проводились народные собрания, возводились главные храмы и другие общественные сооружения (большинство из них представляли собой базилики - прямоугольные в плане, разделены поперечными стенами на несколько залов, в переводе - “царский дом”). Всех превосходил уже в республиканскую эпоху, конечно же, римский форум. Юлий Цезарь положил начало традиции строительства форумов каждым новым императором (форум Августа, форум Траяна). Частью форумов были мемориальные сооружения, которые прославляли победы римского оружия, выдающихся полководцев, а затем императоров: триумфальные арки и колонны (наиболее знаменитая - колонна Траяна).

Как и раньше важным было культовое строительство. В отличие от греков, римляне помещали колоннаду чаще всего только перед фронтальной стороной храма. Часто строили круглые в плане храмы - ротонды (от латинского - круглая). Они разработали свои варианты дорийского, ионийского и коринфского ордеров, причем в их использовании не было такой строгости, как у греков. По мере роста могущества Рима храмы, сначала довольно скромные, становились все богаче и прекраснее.

Своего наивысшего воплощения архитектурная и инженерная мысль Древнего Рима получила в Пантеоне - храме всех богов, построенный во II в. н.э., вероятно, Аполлодором Дамасским. Храм представляет собой ротонду, вход в которую украшен портиком. Купол этого храма, отлитый из бетона, в диаметре превышает 40 м (по размерам он оставался в Европе непревзойденным до ХІХ в.) Люди древности воспринимали купол как символ неба - воплощение верховного бога Юпитера. В связи с этим особую роль играл единственный отверстие, размещенный в высшей точке купола. Столб света, который проникал через него, становился центром композиции. Периметр храма и его высота практически одинаковые, такие пропорции “увеличивают” помещение. В нишах вокруг зала в древности стояли статуи богов. Очень богатыми является внутренняя отделка различными сортами мрамора, которое полностью сохранилось до наших дней. Впервые в мировой архитектуре в этом храме главная роль отведена не внешнему виду, а созданию особой внутренней атмосферы.

В Древнем Риме создается ряд совершенно новых типов сооружений. Это прежде всего амфитеатры. Самый большой - амфитеатр Флавиев или Колизей (I в. н.э.). Места для 50 тысяч зрителей опирались на конструкцию, фасад которой имеет вид трехъярусной аркады. Арена в форме эллипса была снабжена сложной системой подземных технических помещений. Важной частью римского образа жизни были термы, которые служили не только банями, но и культурными центрами, местами встреч, отдыха. В эпоху империи термы стали огромными сооружениями с внутренним убранством, которые не уступали дворцам. Кроме помещений с холодными и горячими бассейнами, они включали залы для отдыха, для физических упражнений, а иногда и библиотеки. В бедных городских районах впервые появляются многоэтажные жилые дома - инсулы.

Прославили римлян и их технические сооружения. Сеть великолепных мощеных камнем дорог соединяла все части огромного государства. Древнейшая Аппієва дорога, которая вела в Рим, служит и сейчас. Римляне заимствовали на Востоке и довели до совершенства арочную конструкцию мостов. Города обязательно оснащались сложной системой водоснабжения. Символом могущества и богатства Рима была протічна вода, которая струилась в римских уличных фонтанах. Водопроводы были как подземными, так и наземными. В наземных водопроводах - акведуках - керамические трубы клали на высокую аркаду. Для грязной воды строились подземные каналы.

Свои особенности имело изобразительное искусство. Если греческая скульптура прославилась прежде всего обобщенными образами, которые олицетворяли человеческую красоту, то в Риме значительного развития приобрел жанр психологического скульптурного портрета. Его источниками были: особый культ семьи (по латыни - “фамилии”), предков у римлян, с одной стороны, а с другой - новое восприятие личности, ее роли в истории. Искусство “оживляет” историю, оставив портретную галерею ее главных действующих лиц: Помпея Великого, Юлия Цезаря, Цицерона, Октавиана и других.

Фресковая живопись и мозаика - реалистичные, с богатой цветовой гаммой, с передачей объема и глубины пространства - стали известны после раскопок городов Помпеи и Геракуланума, уничтоженных во время извержения вулкана Везувий в 79 г. н.э. Эта трагедия, которая принесла гибель людям, сохранила жизнь произведениям искусства. Раскопки здесь начали в XVIII ст., они продолжаются и сейчас. Об живописные портреты узнали после археологических находок в Фаюмском оазисе в Египте, где сложился погребальный обряд, который объединил восточные и западные традиции. На досках (иногда - тканях) на восковой основе были написаны портреты умерших, которые поражают изяществом, а также точностью передачи не только внешности, но и внутреннего мира человека.

Возникновение театрального искусства в Риме связано с праздниками сбора урожая. Самобытным римским театральным жанром были мимы - бытовые комические сценки, которые включали диалоги, пение, музыку и танцы (своеобразный прообраз современной оперетты). Позже стали относиться комедии и трагедии по греческому образцу. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов. Они занимали, как правило, низкое общественное положение. В Риме впервые возникают профессиональные актерские труппы и камерные (для небольшого количества зрителей) театральные представления.

Большой популярностью в Риме, особенно в период упадка, пользовались цирковые представления, гладиаторские бои, что свидетельствовало о деградации театральной культуры.

В античности в сравнении с давньосхідними цивилизациями был сделан принципиальный шаг вперед относительно положения человека в обществе, осмысление художественного творчества - состоит гуманистическая традиция. Отличие заключается и в степени влияния на другие народы древности, и в том, что культура Греции и Рима никогда не забывалась и непосредственно повлияла на дальнейшее развитие культуры.

При всем единстве античной культуры, ее греческий и римский этапы имеют свои особенности. На политическое и религиозное мышление, философские и юридические взгляды, литературу и искусство Западной Европы сильнее повлиял Рим. В культурной традиции Восточной Европы, в том числе Украины, ведущим через посредничество Византии был греческий влияние. По античности зарождаются явления, которые на дальнейших этапах станут определяющими в культуре, особенно - христианская религия.

1. Культурология, конспект лекций
9. X. КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В XX СТОЛЕТИИ
10. I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
11. III. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII - Xv вв.)




Наука появляется тогда, когда для этого создаются объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.

Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.

Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.

Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором, позднее развитая Платоном. Отношения действительности Пифагор выразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

Историки науки считают, что основная заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теоретическую дедуктивную науку, заложили основы арифметики и математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений в природе и выражению их языком математических формул.

Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платон основал первую научную школу – Академию.

Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками его считаются Левкипп и его ученик Демокрит, хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.

Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в природе.

Программа ААристотеля стала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.

Аристотель в отличие от других античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Аристотеля является и создание понятийно-категориального аппарата науки, классификации научных знаний.

Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.