Внеклассное мероприятие "сталинградская битва". Сценарий "сталинградская битва" Мероприятия к сталинградской битве

Мероприятие, посвящённое 75-й годовщине Сталинградской битвы

Цель : способствовать воспитанию чувства любви и гордости за родной край, Родину, великий народ;

расширить представления обучающихся о Великой Победе под Сталинградом;

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

показать мужество русских солдат и жестокость войны, развивать чувство патриотизма, воспитывать уважение к истории страны, традициям школы, выполнению гражданских обязанностей.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину и за родной народ;

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

развитие умения работать с информацией;

развитие умения использовать различные способы поиска информации;

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации. (Познавательные УУД);

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. (Регулятивные УУД)

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Оборудование : мультимедийный компьютер; интерактивная доска; фотографии военного Сталинграда; песни о войне; презентация.

Оформление: выставка книг, посвящённых ВОВ; музыкальные заставки; слайд - шоу по теме; ученические стенгазеты и рисунки.

Ход мероприятия :

Чтецы выходят на сцену вместе с учителем

(под музыкальное сопровождение «Священная война»)

Учитель: речь учителя…

Ведущий 1. Июнь. Лето. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: мы играли на улице, старшеклассники возвращаются с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Ведущий 2. Так началась Великая Отечественная война. Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Накануне войны Сталинград являлся крупнейшим промышленным и культурным центром страны с полумиллионным населением. В условиях войны Сталинград приобрел исключительно большое стратегическое значение. Овладев Сталинградом, немцы получали выход к Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, а значит, к неограниченным запасам нефти. Для СССР потеря Сталинграда означала неминуемый крах, т. к. это лишило бы армию и промышленность основных источников нефти. Гитлер планировал овладеть городом за 2 недели, но Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.)

Наш народ помнит те 200 дней и ночей, казавшихся бесконечными.

Всем было предельно ясно, что Сталинград – это последний рубеж. И этот рубеж сдавать нельзя.

Просмотр видеофрагмента «Битва под Сталинградом» (до 7:10 мин.)

Ведущий 1 . Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения

Мы засыпали с думой о тебе.
Мы на заре включали репродуктор,
Чтобы услышать о твоей судьбе.
Тобою начиналось наше утро.
В заботах дня десятки раз подряд,
Сжимая зубы, затаив дыханье,
Твердили мы:
- Мужайся, Сталинград! -
Сквозь наше сердце шло твое страданье.
Сквозь нашу кровь струился горячо
Поток твоих немыслимых пожаров.
Нам так хотелось стать к плечу плечом
И на себя принять хоть часть ударов!

Песня « Нас ждет огонь смертельный…»

Ведущий 2. Победа советских войск под Сталинградом оказала огромное стимулирующее воздействие на национально-освободительные движения народов тех стран, которые были оккупированы войсками Германией и её союзников. В февральские дни 1943 года на берегах Волги была одержана великая победа, положившая начало коренному перелому в войне. С тех пор слово "Сталинград" вошло во все языки мира и стало общепризнанным символом героизма, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству.

Ученик рассказывает стихотворение

В свой срок - не поздно и не рано -
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль - февраль, солдатский месяц -
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль - февраль. Солдатский месяц -
Горят гвоздики на снегу.

Ведущий 1. Самым трудным для сталинградцев был день 23 августа 1942 года. В три часа дня над центральной частью города появились сотни вражеских тяжелых бомбардировщиков. Всего за два часа во второй половине дня вражеская авиация произвела около двух тысяч самолетовылетов. Немцы сбрасывали то зажигательные, то тяжелые фугасные бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилал полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясали воздух. Горели жилые дома, кварталы, рушились, как карточные, школы, больницы, госпиталя. Отовсюду доносились стоны, крики раненых. Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. История войны не знала такого ожесточенного сражения.

Ученики рассказывают стихотворения:

Чтец 1. Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.

Чтец 2. В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу!

И тот приказ “Назад – ни шагу!”
Суровый воинский приказ.
Вселил в сердца людей отвагу,
Что не далек Победы час.

Ведущий 2. Солдаты Сталинграда выдержали такой натиск врага, какого не приходилось испытывать ни одной армии в мире. Вместе с солдатами город защищали все его жители. На тракторном заводе женщины собирали танки, которые сразу с конвейера отправлялись на поле боя.

Бои здесь шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, за каждый дом. Раненых переправляли на другой берег Волги на лодках, катерах, баркасах. Когда спросили однажды привезенных раненых, что в городе делается, они ответили: “ Все горит: дома, заводы, земля. Металл плавится”. “ А люди?” - “Люди? Стоят насмерть!

Ученики читает отрывок из писем немецких солдат:

Чтец 1. О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

Чтец 2. Из письма Пауля Мюллера, п/п 22468, жене. 31.XII.1942 г.
"...Мы переживаем здесь большой кризис, и неизвестно, чем он закончится. Положение в общем и целом настолько критическое, что, по моему скромному разумению, дело похоже на то, что было год тому назад под Москвой".

Чтец 3. Из письма солдата Рефферта жене. 29.XII.1942 г.
"...Над многими, которые в прошлом году и не думали о смерти, стоит сегодня деревянный крест. За этот год множество народу у нас рассталось с жизнью. В 1943 г. будет еще хуже. Если положение не изменится и окружение не будет прорвано, то мы все погибнем от голода. Никакого просвета...

Чтец 4. Из письма унтер-офицера Георга Кригера, невесте. 30.XI.1942 г.
"...Мы находимся в довольно сложном положении. Русский, оказывается, тоже умеет вести войну, это доказал великий шахматный ход, который он совершил в последние дни, причем сделал он это силами не полка и не дивизии, но значительно более крупными..."

Чтец 5. Огромный вклад в Победу на Волге имело военное искусство главнокомандующего 62 армии генерала В. И. Чуйкова и главнокомандующего 64 армии генерала М.С. Шумилова, командующего 13 гвардейской дивизии А.И. Родимцева, командующего Юго - Западным фронтом Н.Ф. Ватутина, командующего Донского фронта К. К. Рокоссовского, Сталинградского – А.И. Еременко, Воронежского - генерала Ф.И. Голикова, начальника Генштаба А.М. Василевского, Г.К. Жукова, маршала Советского Союза, который по поручению Совета Верховного Главнокомандования координировал действия фронтов в Сталинградской битве. (Читает под слайды).

Звучит песня «Поклонимся Великим тем годам»

Ведущий 1. 23 ноября войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов соединились у поселка Советский в 18 км от Калача. Была окружена фашистская группировка общей численностью 330 тыс. человек.

Операция «Кольцо» - Гитлеровское командование ударом извне стремились спасти от разгрома войска, окруженные под Сталинградом. Спешно формируется группа Армий «Дон» под командованием генерала Манштейна. Проведение операции по уничтожению окружённой группировки, которая получила кодовое название «Кольцо», целиком возлагалась на Донской фронт. С 27 января Донской фронт приступил к ликвидации противника. Был взят в плен вместе со своим штабом генерал-фельдмаршал Паулюс. Южная группировка врага прекратила сопротивление, а Северная продолжала сопротивляться до 2 февраля. Закончилась Сталинградская битва блестящей победой советских войск. Она положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне.

Сообщение ученика…

Ведущий 2. Сталинград навечно вошел в сознание человечества как символ несгибаемой воли, мужества и отваги советских воинов. Мы, ныне живущие, и наши потомки с благодарностью будем склонять головы перед памятью тех, кто отстоял Сталинград ценой собственной жизни, доказал любовь и преданность Родине.

Вечный огонь на площади Павших бойцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. В 1967 году на Мамаевом кургане был открыт памятник. Грандиозная 52-метровая скульптура "Родина-мать" по замыслу автора-скульптора Вутетича, поднимает в Сталинграде меч освобождения. Там же находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизий, погибшие в боях за Сталинград.

Ученик рассказывает стихотворение

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Звучат первый куплет и первый припев песни «На Мамаевом кургане…»

Ведущий 1. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы . Склоны кургана были изрыты бомбами и минами - даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава.

Чтец. Жизнь! Мы славим величье её.
Жить – вот благо и счастье людское!
За него. За счастье твоё и моё
Свои жизни отдали герои…

Ведущий 2. Защитники Сталинграда… “ Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они?..”

Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но все они выполнили до конца свой долг перед священной МАТЕРЬЮ – РОДИНОЙ.

Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади. В память о них зажигают Вечный огонь.

Чтец. Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось:
Тревоги, холод, голод и разлуки.
Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.

Исполняется песня, слайды «От героев былых времен...»

Учитель. На этом мероприятие, посвященное 75 годовщине Сталинградской битвы, окончено. Благодарим всех за внимание!































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года – продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий.

Сталинград явился крупнейшим поражением немецкой армии. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Исход битвы положительно повлиял на укрепление антигитлеровской коалиции, усилил пораженческие настроения в странах фашистского блока.

Оформление: Презентация , аудиозаписи с музыкальными произведениями.

Железный бил ветер в лицо им из мрака,
Но знали солдаты: ни шагу назад!
И жив Сталинград! Он отбил все атаки,
В легендах прославленный город-солдат!

В. Фадин.

Звучит песня в исполнении Н.Баскова на слова В.Бокова «На Мамаевом кургане тишина»

За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Учитель: С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом юбилейном году, посвященном 70 - летию победы, мы вспоминаем Великие битвы этой войны.
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Мир рукоплескал победе советского военного искусства, ознаменовавшей коренной перелом в ходе второй мировой войны. На устах у всего мира в те дни было три слова: «Россия, Сталин, Сталинград…». На конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании Черчилль вручил И.В. Сталину в дар от короля Георга VI меч в знак восхищенья стойкостью славных защитников Сталинграда.
Цель мероприятия: вспомнить и отдать дань памяти тем, кто остался в живых, и кто по сей день отчетливо может слышать по ночам звук разрывающейся бомбы, всем тем, чьи имена увековечены в гранитных памятниках и обелисках.

Ведущий I

Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием Второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду. С прорывом ударной группировки противника в большой излучине Дона боевые действия вступили в новый этап. Началась величайшая битва за Сталинград. Она продолжалась 6,5 месяцев и делится на 2 периода:

Оборонительный - на подступах к городу и в самом городе (с 17 июля до 18 ноября 1942 г.)
Наступательный (с 19 ноября по 2 февраля 1943г.)
Вопрос к учащимся: Почему любой ценой необходимо было удержать Сталинград?
Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина - делал захват города выигрышным ходом.

Ведущий II

14 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена на осадном положении.
17 июля 1942 года День начала Сталинградской битвы

Учитель

Цель немецкого командования: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г.
12 день сражения . Гитлер своим армиям дает приказ: «Сходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта». Нарком обороны И.В.Сталин, Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину. Отныне железный закон –«НИ ШАГУ НАЗАД!». Предусматривались самые жесткие меры к тем, кто проявит в бою трусость и малодушие. Командирам и политработникам, партийным и комсомольским организациям ставилась задача довести до сознания каждого воина требования этого приказа. Все солдаты пытающиеся отступать немедленно расстреливались заградительными отрядами.

Ведущий I

23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 мирных граждан.
Сталинград защищали две армии: 64-я под командованием М.С. Шумилова и 62-я под командованием В.И. Чуйкова.

Учащийся:

Из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова

«Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»

Учащийся:

Воины Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Ярким примером подобных действий является оборона «Дома Павлова». Вся страна узнала имена Павлова и его товарищей, которые в центре города обороняли дом, ставший важным опорном пунктом. Оказавшись в окружении, они геройски отразили многочисленные яростные атаки врага и удержали дом.

Учащийся:

Связист Матвей Путилов
Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Ведущий II

Мамаев Курган. Сражение на Мамаевом Кургане имела важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана. Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток
В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Учащийся:

Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:

Ведущий I

В воздухе стоял запах гари, и горячий печной дух шёл от раскалённых стен сгоревших домов, они ещё дышали жаром. Навечно поверженными казались им те, кто, задыхаясь в дыму, в подвалах, ямах, убежищах, среди раскалённых развалин обращённых в прах жилищ, с ужасом прислушивались к торжествующему и зловещему гудению бомбардировщиков, царивших над горящим городом.
Но нет! В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое – в крови и в раскалённом каменном тумане рождалось не рабство России, не гибель её; среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей.

Учитель:

Замысел большого контрнаступления под Сталинградом впервые рассматривался в Ставке Верховного Главнокомандования в середине сентября 1942 года. В итоге напряжённых творческих усилий большого коллектива военачальников и штабов план Сталинградской наступательной операции был разработан в деталях. Он получил условное название «Уран».
19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление. Со стороны Дона наступали Донской (генерал К. К. Рокоссовский) и Юго-Западный (генерал Н.Ф. Ватутин) фронты. С юга им навстречу наносил удар Сталинградский фронт (генерал А.И. Еременко). Удар был умело рассчитан по времени. Он пришелся на период, когда первые морозы уже сковали почву, прекратив осеннюю распутицу, и в то же время сильные снегопады еще не успели покрыть землю глубоким снегом. Все это обеспечило высокую скорость продвижения войск и позволило им маневрировать. 23 ноября в 4 часа утра! 6-я полевая и 4-я танковая фашистские армии в составе более 300 тысяч человек оказались в «котле».

Ведущий II

Гитлеровское командование в это время спешно разрабатывало планы спасения своей окружённой группировки. Поэтому Гитлер приказал сформировать новую группу армий «Дон». Командовать этой группой он назначил фельдмаршала Манштейна. План деблокады 6-й армии был назван «Зимняя гроза».
12 декабря фашистская группа армий «Дон» начала операцию «Зимняя гроза».
В течение пяти суток воины 1378-го стрелкового полка 87-й дивизии 51-й армии в районе Верхне-Кумского отбили более 20 атак противника и не дали ему продвинуться здесь ни на шаг. Все солдаты и офицеры этого полка были награждены орденами и медалями, а их командир полковник М. С. Диасамидзе удостоен звания Герой Советского Союза. Отличились в этих боях и части механизированного корпуса генерала Вольского, и танковый полк полковника Асланова.
Утром 19 декабря после мощной артиллеристской и авиационной подготовки войска противника возобновили наступление на Сталинград. Танковая группировка прорвала нашу оборону на реке Аксай и к исходу дня вышла на реку Мышкова. Теперь до окружённой 6-й армии Паулюса оставалось около 40 километров. Однако наши войска стояли здесь крепко. Каждый боец делал всё, чтобы остановить врага и не дать ему пройти за реку Мышкова.

Учащийся:

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля, И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Учащийся: 8 января советское командование во избежание напрасного кровопролития предложило командованию окружённых под Сталинградом немецких войск прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать. Ультиматум был отвергнут. Тогда 10 января войска Донского фронта перешли в новое решительное наступление (операция «Кольцо»).
После мощной бомбежки и артподготовки в 10.00 пошли танки, и поднялась пехота. К исходу дня главная полоса обороны противника была прорвана. 20 января Паулюс сам запросил у Гитлера разрешения на капитуляцию. Гитлер отклонил его просьбу. Фюрера уже не интересовала судьба окружённых солдат. Он хотел только одного – чтобы они продержались подольше и не давали советскому командованию возможности перебрасывать войска из-под Сталинграда на запад.
С утра 22 января Паулюс радировал командованию вермахта: «Дальнейшая борьба бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых прошу дать разрешение на капитуляцию». Гитлер ответил: «Запрещаю капитуляцию! Армия должна удерживать свои позиции до последнего патрона!»
25 января наши войска Донского фронта ворвались в Сталинград с запада. Навстречу им бросились воины 62-й армии. Они с сентября 1942 года стойко держались на узком клочке сталинградской земли, и хоть район их обороны был невелик, он сыграл огромную роль в деле защиты Сталинграда и в разгроме немецко-фашистских войск, зажатых в «котле».
И тут фашисты начали сдаваться в плен без приказа своего начальства. 31 января прекратила сопротивление южная группа. После мощного огневого налёта артиллерии 2 февраля сложила оружие и северная группа вражеских войск. Этот день знаменовал собой победный финал Сталинградской эпопеи.

Учитель: В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с Паулюсом. Боевые успехи Советской Армии в битве под Сталинградом были высоко оценены Советским правительством. 44 соединения и части, особо отличившиеся в сражениях, были удостоены почётных наименований: Сталинградских, Донских, Кантемировских, Котельниковских, Тацинских и других. 55 соединений и частей были награждены орденами. Многие части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские. Боевые награды получили десятки тысяч солдат и офицеров. 112 лучших советских воинов стали Героями Советского Союза. Новыми, только недавно учреждёнными орденами Суворова 1 степени были награждены наши полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, Н. Н. Воронов, Н. Ф. Ватутин, А. И. Ерёменко, К. К. Рокоссовский и другие военачальники. Были произведены первые награждения орденами Кутузова и Александра Невского.

Учащийся:

Ложатся строчки ровные в тетрадь...
Пусть сотни раз
снега сойдут со склонов,
Всё так же сердце
будет замирать
При этой цифре – 27 миллионов.
Не забывайте те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.

Учитель:

Победа под Сталинградом крупнейшее военно-политическое событие второй мировой войны. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и всей второй мировой войны. С этого момента советское командование прочно овладело стратегической инициативой и удерживало её до самого окончания войны. В ходе битвы враг потерял около 1,5 миллиона убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, то есть четвёртую часть сил, которыми располагал тогда фашистский блок на советско-германском фронте. Разгром крупной немецко-фашистской группировки под Сталинградом не случайное событие, а тем более не результат лишь ошибок командования вермахта и самого Гитлера, как теперь пытаются доказать фальсификаторы истории всех мастей на западе. Победа под Сталинградом – результат массового героизма советских воинов, младших командиров и офицеров Советской Армии,
Минута молчания.(зажигается свеча)

Заключительные слова учителя: В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших отцов и дедов. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память для наших детей о тех уже далеких событиях

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость.
Поклонимся памяти погибшим. Отдадим дань памяти живым.

Звучит песня в исполнении А. Розенбаума «Мамаев курган»






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года – продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий.

Сталинград явился крупнейшим поражением немецкой армии. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Исход битвы положительно повлиял на укрепление антигитлеровской коалиции, усилил пораженческие настроения в странах фашистского блока.

Оформление: Презентация , аудиозаписи с музыкальными произведениями.

Железный бил ветер в лицо им из мрака,
Но знали солдаты: ни шагу назад!
И жив Сталинград! Он отбил все атаки,
В легендах прославленный город-солдат!

В. Фадин.

Звучит песня в исполнении Н.Баскова на слова В.Бокова «На Мамаевом кургане тишина»

За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Учитель: С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом юбилейном году, посвященном 70 - летию победы, мы вспоминаем Великие битвы этой войны.
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Мир рукоплескал победе советского военного искусства, ознаменовавшей коренной перелом в ходе второй мировой войны. На устах у всего мира в те дни было три слова: «Россия, Сталин, Сталинград…». На конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании Черчилль вручил И.В. Сталину в дар от короля Георга VI меч в знак восхищенья стойкостью славных защитников Сталинграда.
Цель мероприятия: вспомнить и отдать дань памяти тем, кто остался в живых, и кто по сей день отчетливо может слышать по ночам звук разрывающейся бомбы, всем тем, чьи имена увековечены в гранитных памятниках и обелисках.

Ведущий I

Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием Второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду. С прорывом ударной группировки противника в большой излучине Дона боевые действия вступили в новый этап. Началась величайшая битва за Сталинград. Она продолжалась 6,5 месяцев и делится на 2 периода:

Оборонительный - на подступах к городу и в самом городе (с 17 июля до 18 ноября 1942 г.)
Наступательный (с 19 ноября по 2 февраля 1943г.)
Вопрос к учащимся: Почему любой ценой необходимо было удержать Сталинград?
Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина - делал захват города выигрышным ходом.

Ведущий II

14 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена на осадном положении.
17 июля 1942 года День начала Сталинградской битвы

Учитель

Цель немецкого командования: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г.
12 день сражения . Гитлер своим армиям дает приказ: «Сходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта». Нарком обороны И.В.Сталин, Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину. Отныне железный закон –«НИ ШАГУ НАЗАД!». Предусматривались самые жесткие меры к тем, кто проявит в бою трусость и малодушие. Командирам и политработникам, партийным и комсомольским организациям ставилась задача довести до сознания каждого воина требования этого приказа. Все солдаты пытающиеся отступать немедленно расстреливались заградительными отрядами.

Ведущий I

23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 мирных граждан.
Сталинград защищали две армии: 64-я под командованием М.С. Шумилова и 62-я под командованием В.И. Чуйкова.

Учащийся:

Из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова

«Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»

Учащийся:

Воины Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Ярким примером подобных действий является оборона «Дома Павлова». Вся страна узнала имена Павлова и его товарищей, которые в центре города обороняли дом, ставший важным опорном пунктом. Оказавшись в окружении, они геройски отразили многочисленные яростные атаки врага и удержали дом.

Учащийся:

Связист Матвей Путилов
Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Ведущий II

Мамаев Курган. Сражение на Мамаевом Кургане имела важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана. Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток
В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Учащийся:

Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:

Ведущий I

В воздухе стоял запах гари, и горячий печной дух шёл от раскалённых стен сгоревших домов, они ещё дышали жаром. Навечно поверженными казались им те, кто, задыхаясь в дыму, в подвалах, ямах, убежищах, среди раскалённых развалин обращённых в прах жилищ, с ужасом прислушивались к торжествующему и зловещему гудению бомбардировщиков, царивших над горящим городом.
Но нет! В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое – в крови и в раскалённом каменном тумане рождалось не рабство России, не гибель её; среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей.

Учитель:

Замысел большого контрнаступления под Сталинградом впервые рассматривался в Ставке Верховного Главнокомандования в середине сентября 1942 года. В итоге напряжённых творческих усилий большого коллектива военачальников и штабов план Сталинградской наступательной операции был разработан в деталях. Он получил условное название «Уран».
19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление. Со стороны Дона наступали Донской (генерал К. К. Рокоссовский) и Юго-Западный (генерал Н.Ф. Ватутин) фронты. С юга им навстречу наносил удар Сталинградский фронт (генерал А.И. Еременко). Удар был умело рассчитан по времени. Он пришелся на период, когда первые морозы уже сковали почву, прекратив осеннюю распутицу, и в то же время сильные снегопады еще не успели покрыть землю глубоким снегом. Все это обеспечило высокую скорость продвижения войск и позволило им маневрировать. 23 ноября в 4 часа утра! 6-я полевая и 4-я танковая фашистские армии в составе более 300 тысяч человек оказались в «котле».

Ведущий II

Гитлеровское командование в это время спешно разрабатывало планы спасения своей окружённой группировки. Поэтому Гитлер приказал сформировать новую группу армий «Дон». Командовать этой группой он назначил фельдмаршала Манштейна. План деблокады 6-й армии был назван «Зимняя гроза».
12 декабря фашистская группа армий «Дон» начала операцию «Зимняя гроза».
В течение пяти суток воины 1378-го стрелкового полка 87-й дивизии 51-й армии в районе Верхне-Кумского отбили более 20 атак противника и не дали ему продвинуться здесь ни на шаг. Все солдаты и офицеры этого полка были награждены орденами и медалями, а их командир полковник М. С. Диасамидзе удостоен звания Герой Советского Союза. Отличились в этих боях и части механизированного корпуса генерала Вольского, и танковый полк полковника Асланова.
Утром 19 декабря после мощной артиллеристской и авиационной подготовки войска противника возобновили наступление на Сталинград. Танковая группировка прорвала нашу оборону на реке Аксай и к исходу дня вышла на реку Мышкова. Теперь до окружённой 6-й армии Паулюса оставалось около 40 километров. Однако наши войска стояли здесь крепко. Каждый боец делал всё, чтобы остановить врага и не дать ему пройти за реку Мышкова.

Учащийся:

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля, И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Учащийся: 8 января советское командование во избежание напрасного кровопролития предложило командованию окружённых под Сталинградом немецких войск прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать. Ультиматум был отвергнут. Тогда 10 января войска Донского фронта перешли в новое решительное наступление (операция «Кольцо»).
После мощной бомбежки и артподготовки в 10.00 пошли танки, и поднялась пехота. К исходу дня главная полоса обороны противника была прорвана. 20 января Паулюс сам запросил у Гитлера разрешения на капитуляцию. Гитлер отклонил его просьбу. Фюрера уже не интересовала судьба окружённых солдат. Он хотел только одного – чтобы они продержались подольше и не давали советскому командованию возможности перебрасывать войска из-под Сталинграда на запад.
С утра 22 января Паулюс радировал командованию вермахта: «Дальнейшая борьба бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых прошу дать разрешение на капитуляцию». Гитлер ответил: «Запрещаю капитуляцию! Армия должна удерживать свои позиции до последнего патрона!»
25 января наши войска Донского фронта ворвались в Сталинград с запада. Навстречу им бросились воины 62-й армии. Они с сентября 1942 года стойко держались на узком клочке сталинградской земли, и хоть район их обороны был невелик, он сыграл огромную роль в деле защиты Сталинграда и в разгроме немецко-фашистских войск, зажатых в «котле».
И тут фашисты начали сдаваться в плен без приказа своего начальства. 31 января прекратила сопротивление южная группа. После мощного огневого налёта артиллерии 2 февраля сложила оружие и северная группа вражеских войск. Этот день знаменовал собой победный финал Сталинградской эпопеи.

Учитель: В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с Паулюсом. Боевые успехи Советской Армии в битве под Сталинградом были высоко оценены Советским правительством. 44 соединения и части, особо отличившиеся в сражениях, были удостоены почётных наименований: Сталинградских, Донских, Кантемировских, Котельниковских, Тацинских и других. 55 соединений и частей были награждены орденами. Многие части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские. Боевые награды получили десятки тысяч солдат и офицеров. 112 лучших советских воинов стали Героями Советского Союза. Новыми, только недавно учреждёнными орденами Суворова 1 степени были награждены наши полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, Н. Н. Воронов, Н. Ф. Ватутин, А. И. Ерёменко, К. К. Рокоссовский и другие военачальники. Были произведены первые награждения орденами Кутузова и Александра Невского.

Учащийся:

Ложатся строчки ровные в тетрадь...
Пусть сотни раз
снега сойдут со склонов,
Всё так же сердце
будет замирать
При этой цифре – 27 миллионов.
Не забывайте те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.

Учитель:

Победа под Сталинградом крупнейшее военно-политическое событие второй мировой войны. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и всей второй мировой войны. С этого момента советское командование прочно овладело стратегической инициативой и удерживало её до самого окончания войны. В ходе битвы враг потерял около 1,5 миллиона убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, то есть четвёртую часть сил, которыми располагал тогда фашистский блок на советско-германском фронте. Разгром крупной немецко-фашистской группировки под Сталинградом не случайное событие, а тем более не результат лишь ошибок командования вермахта и самого Гитлера, как теперь пытаются доказать фальсификаторы истории всех мастей на западе. Победа под Сталинградом – результат массового героизма советских воинов, младших командиров и офицеров Советской Армии,
Минута молчания.(зажигается свеча)

Заключительные слова учителя: В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших отцов и дедов. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память для наших детей о тех уже далеких событиях

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость.
Поклонимся памяти погибшим. Отдадим дань памяти живым.

Звучит песня в исполнении А. Розенбаума «Мамаев курган»

МКОУ «Большовская средняя общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области».

8 класс.

Подготовила учитель истории

Цыканова Марина Александровна

х. Большой 2015 г.

Внеклассное мероприятие «Герои Сталинградской битвы».

8 класс.

Цель: Организация внеклассного мероприятия, в память о победе русского народа в Сталинградской битве.

Задачи:

    расширить знаний учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне;

    воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам и память о великой победе:

    формировать умение находить информацию на заданную тему;

    способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;

    вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы и чувство восхищения родным городом.

Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа PowerPoint, презентация.

Предварительная работа: разучивание стихов, подготовка сообщений по теме “Герои Сталинградской битвы”.

Ход мероприятия.

На старой, милой нам Земле

Есть много мужества. Оно

Не в холе, воле и тепле,

Не в колыбели рождено…

К. Симонов

Учитель: 70 лет прошло с момента Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., но ее отголоски слышны до сих пор. Сколько жизней унесла эта война, сколько разрушений оставила после себя, сколько изломанных судеб... Вся страна работала на победу и в тылу, и на фронте люди проявляли массовый героизм и отвагу.И все это ради дальнейшей жизни других поколений, целых народов и стран, ради мира на Земле.

Чтец 1:

Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан.
Там сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу,-
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле Сталинградской,
Рвётся к солнцу цветок полевой,
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Мы славим величье её.
Жить! - вот благо и счастье людское.
За него, за счастье твоё и моё
Свои жизни отдали герои.

Учитель: С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории волжских степей шли тяжёлые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих и погибших в них людей эта битва превзошла все известные ранее истории сражения.

Сталинградская битва – беспримерный подвиг народа.… На Сталинградской земле советские люди выдержали самое трудное испытание…

Захват Сталинграда был важен для Гитлера по нескольким причинам. Во-первых, это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Во-вторых, захват Сталинграда мог обеспечить безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. И в-третьих, сам факт, что город носил имя Сталина - главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным ходом.

Исегодня мы будем говорить о мужестве, которое проявили участники Сталинградской битвы в ходе сражения.

Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»)

Учитель: Да. За ценой не стояли наши солдаты, бились на смерть, до последней капли крови.

Чтец 2.

День за днём Сталинградцы сражались.

В небывалом, кровавом бою.
В эти грозные дни отстояли они
и Отчизну, и Волгу свою.
Мы с тобой пораженья не знали,
Был наш лозунг: «Ни шагу назад!»
До последнего насмерть стояли,
Но не сдали врагу Сталинград.

Учитель: Девизом защитников стали слова: «Ни шагу назад! Стоять на смерть! За Волгой для нас земли нет!» В ожесточенных кровопролитных боях рождались тысячи героев показывающие образцы мужества, отваги, самоотверженности.

Кто же они настоящие герои Сталинграда?

Ученик 1

Василий Зайцев - снайпер. Лично уничтожил 242 фашиста из них 11 немецких снайперов. В Зайцеве сочетались все качества, снайпера - острота зрения, чуткий слух, выдержка, выносливость, военная хитрость. Он умел выбирать лучшие позиции, маскировать их. Немцы доставили в Сталинград самого лучшего снайпера, чтобы уничтожить Зайцева. Но вскоре фашистский снайпер был застрелен в нелегком поединке.

Ученик 2

Михаил Паникаха. 2 октября 1942 года в боях при Сталинграде совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону главного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился….

Ученик 3

Матвей Путилов - связист штаба. В разгар боя нужно было исправить повреждённую связь. Две предыдущие безуспешные попытки восстановить связь закончились гибелью связистов.И тогда Матвею Путилову была поставлена задача восстановить проводную телефонную связь. Осколком мины его ранило в плечо. Превозмогая боль, он дополз до места обрыва провода, но был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошёл ток. Связь была восстановлена. Умер Матвей Путилов с зажатыми в зубах концами телефонных проводов.

Ученик 4

Снайпер Пётр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал учувствовать в боях и погиб под Кривым рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

Ученик 5

Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

Ученик 6

Алексей Ващенко. Это было 5 сентября 1942 года. Шёл кровопролитный бой на правом фланге 272-го стрелкового полка НКВД. Гитлеровцы бросили сюда большое количество танков и пехоты. Четвёртая рота автоматчиков должна была атаковать врага и перейти в наступление. Но в это время из дзота открыл огонь вражеский станковый пулемёт. Атака была сорвана. Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке. Алексей был ранен. Полуживой, он дополз до дзота и закрыл его своим телом. Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление. Наш земляк Николай Сердюков повторил его подвиг, также закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечив этим атаку.

Учитель: Говоря о героях Сталинграда, нельзя не упомянуть и о нашем земляке, участнике Сталинградской битвы Шишкине Иване Яковлевиче.

Иван Яковлевич Шишкин родился в хуторе Моховом в крестьянской семье. С семи лет был погонщиком быков. Работал в колхозе в поле, со скотиной. Заслужил награды в мирное время: орден «Знак Почета», звание «Почетный колхозник». До войны был внештатным корреспондентом газеты «Призыв».

Прошел всю войну. Участник Сталинградской битвы. Имеет два ордена Великой Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За оборону Сталинграда». Имеет благодарственные письма от Верховного главнокомандующего за битвы на Одере, Висле.

После войны вернулся в родной хутор. Работал секретарем партийной организации. На общественных началах строил клуб. Затем семь лет им заведовал. Был заводилой и инициатором интересных мероприятий. Сам всегда принимал в них участие.

Потом работал в колхозе шофером на ГАЗ – 51. Возил зерно с поля на ток. Стаж пятьдесят лет. Имеет много почетных грамот.

Чтец 3

Ах, война, что ты сделала подлая,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что бредёте войной наугад,
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад
.

Учитель: Бились с врагом до конца и женщины в белых халатах. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое - за человеческую жизнь.

Ученик 8:

Во время Сталинградской битвы Людмила Родионова, после тяжелого ранения в голову, оказала помощь 70 раненым. В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 года под непрерывной бомбёжкой мужественно спасала тонувших.

Ученик 9:

420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.

Ученик 10:

Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь. Это милосердие, участие, сострадание, удесятеряло силы солдат, и было настоящим подвигом.

Ученик 11:

Всем известно имя Гули Королевой. 24 ноября 1942 года во время боев вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой бойцов. Дважды раненная, она не оставила поле боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 фашистов и погибла смертью героя.

Чтец 4:

Я был и пионером и солдатом,

Но галстук заменяли мне бинты.

Ревела смерть над нашим медсанбатом

И с визгом обрывались с высоты.

А я страдал отважно и упрямо,

Срывал повязки в яростном бреду.

Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»

Так было в 41-м том году.

Учитель: Детям в годы войны пришлось наравне со взрослыми работать в тылу врага, ухаживать за ранеными, выносить их с поля боя, помогать задерживать шпионов, захватывать у фашистов оружие, совершать совсем не детские подвиги. Многие погибли в борьбе за Родину, отдавая самое дорогое, что у них было, свою жизнь.

Ученик 12:

Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота как мог помогал бойцам. Приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его героический подвиг спас жизнь командиру полка. Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под сильным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира.

Ученик 13:

В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10 - 14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против
врага, сея панику среди захватчиков. «Мы клянёмся всё время бить фашистов, по-всякому вредить им. Мы будем мстить за расстрелянных и замученных женщин, детей, стариков. Кровь за кровь! Никто из нас не испугается, не отступит и не изменит. За измену и трусость – смерть» - такой была клятва маленьких героев большой войны…

Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на
глазах у хуторян расстреляли. Казалось земля плакала по этим детям, которые погибли за Родину, по этим настоящим маленьким мужчинам. Десять ангелов улетели в небо…

Учитель: Сегодня, говоря о победе и воздавая признание и благодарность победителям, мы никогда не должны забывать о тех, кто навсегда остался лежать под Сталинградом. К сожалению, их оказалось немало.

Объявляется минута молчания…

В памяти нашего народа это время живет не только как время коренного перелома в войне, но и как ужас, как незабываемое горе. Это событие и сейчас еще напоминает о себе едва ли не в каждом доме пожелтевшими треугольниками солдатских писем, страшными листками «похоронок», сохранившимися боевыми наградами, фотографиями погибших на фронте, умерших от ран, болезней и без вести пропавших родственников. Мы не имеем права забывать об этом. Это наша история, это наша память

Звучит запись песни «Горячий снег» (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года , положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных форм организации музейной деятельности и проведения воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Целью разработки данных методических рекомендаций является выявление основных форм воспитательных технологий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за победу Советского народа в Великой Отечественной войне, для внедрения их в практику организации музейной деятельности, а также знакомство с историей героических подвигов в Сталинградской битве.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) и классных руководителей, с современным пониманием процессов воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017 г.).

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют формы проведения мероприятий патриотической направленности при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе реализации современных технологий и подходов.

2 февраля – День воинской славы России, день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Она продолжалась 200 дней и унесла более миллиона жизней русских людей. Сталинградская битва занимает особое место среди событий отечественной и мировой истории и имела колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны. Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942–1943 годах решались дальнейшая судьба нашей страны.

Среди планируемых мероприятий 2017–2018 учебного года Департамент образования города Москвы обозначил 3 основных проекта в области гражданско-патриотического воспитания и музейной педагогики. Один из них – Городской фестиваль «Духовные скрепы Отечества». Этот Фестиваль представляет собой комплексную системную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Сроки и этапы проведения конкурсных мероприятий Фестиваля даны в Положении о Фестивале . Участники конкурсных мероприятий Фестиваля могут принять участие как во всех, так и в отдельно взятых конкурсных этапах Фестиваля в соответствии с содержанием конкурсных мероприятий, в состав которых входят: уроки мужества, тематические и фотовыставки, музейно-патронатные акции, кинолекторий, интернет-киновикторина и другие мероприятия.

Все мероприятия III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» посвящены Сталинградской битве, которая по размаху и напряженности боевых действий превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории. Сталинградская битва завершилась блестящей победой советских войск, показала возросшие возможности Красной Армии и советского военного искусства. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне в целом.

Задачи всех мероприятий III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» :

  • познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • развивать навыки в работе с историческими документами, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, посвящённый Сталинградской битве.

На основании положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» классным руководителям, педагогам-организаторам, руководителям музеев образовательных организаций рекомендуется:

1. Организовать подготовку и проведение в образовательных организациях Уроков мужества, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы. Вниманию педагогов на сайте Городского методического центра предлагаются методические материалы для проведения таких тематических занятий, как: «Священная память героям Сталинграда», «Сталинградская битва. Ни шагу назад!», «Герои Сталинграда». Все методические материалы носят рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

2. Организовать в образовательных организациях кинолекторий, в который включить фильмы о Сталинградской битве. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию, – сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа. Каждый школьник должен знать, что Сталинградская битва послужила переломным моментом в ходе той кровопролитной войны, и посмотреть фильм «Сталинград» 1989 года. Великий режиссёр Юрий Озеров решил снять фильм про Сталинград к 45-й годовщине Сталинградской битвы. Именно в этом «Сталинграде» отлично передана атмосфера сражения, всё сделано «по-озеровски» масштабно, драматично и впечатляюще. В фильме есть все знаменитые герои Сталинградской битвы: Ворошилов, Чуйков, Жуков, Тимошенко, Хрущев и многие другие.

Школьникам Москвы в рамках кинолектория могут быть предложены следующие фильмы:

  • «Сталинград» (1989);
  • «Они сражались за Родину» (1975);
  • «Горячий снег» (1972);
  • «Четвёртая высота» (1978).

Можно смотреть и другие фильмы о Сталинградской битве, но в интернет-викторине будут вопросы именно по этим фильмам. Вот уже несколько лет активисты школьных музеев проводят кинолекторий и участвуют в интернет-киновикторине по просмотренным кинофильмам.

3. Способствовать проведению патриотических акций в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Школьники могут посетить ветеранов Великой Отечественной войны, подарить им подарки, открытки, оказать посильную помощь. Проведение ежегодных традиционных дел и акций активистами музеев развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит, всё это – гражданские поступки. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т. е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности, – эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.

4. Подготовить тематические выставки-экспозиции, которые раскрывают тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражают основные события Сталинградской битвы. Оригинальность и уникальность работы каждого школьного музея заключается в наличии разнообразного материала (газеты, документы, фотографии, вещи, реликвии войны). Посещение музея даёт школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией. Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезённая с мест боев, – всё это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т. к. жизнь их была освещена высокой целью.

Одним из важнейших факторов победы в Сталинградской битве является героизм бойцов и командиров, которые, несмотря на численное превосходство врага, проявили небывалую стойкость в обороне и решительность в наступлении. Чувство ответственности за волжскую твердыню рождало целые подразделения, части и соединения героев. Многие из них покрыли себя неувядаемой славой. 103 человека были удостоены звания «Герой Советского Союза». Их подвиги навечно останутся в сердцах многих народов. Они навсегда будут являться символом бесстрашия, мужества и самопожертвования во имя Отчизны.

5. Обобщить опыт педагогов в образовательных организациях по проведению мероприятий патриотической направленности в виде мастер-классов «Примером сильны и духом отважны» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Исключительно велико значение Сталинградской битвы в наше время. Подвиг Сталинграда учит нас решительности, твёрдости, необходимости высокого профессионализма, а главное, единству в отстаивании интересов России. Подвиг сталинградцев, воспоминания живых участников этой битвы имеют огромное значение для патриотического воспитания нашего общества, детей, молодёжи, российских воинов. Необходимо донести до нынешнего поколения всеми имеющимися способами всё величие героизма наших воинов, всех советских людей, победивших в Сталинградской битве. Сталинград навсегда останется символом величия нашей Родины, героизма нашего народа и его Вооружённых сил. Он будет постоянно звать нынешние и грядущие поколения к самоотверженному служению своему Отечеству.

По итогам проведения воспитательных мероприятий каждый педагог может прикрепить ссылку о проведённом мероприятии на странице III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» на сайте .

Алгоритм участия педагогов в Фестивале:

  1. Выбрать форму проведения мероприятия.
  2. Разместить на сайте образовательных организаций пресс-релиз или пост-релиз (видеоролик или фотоотчёт) о проведённых мероприятиях с указанием этапа Фестиваля.
  3. Заполнить соответствующую страницу в интерактивной системе .

По итогам III этапа все организаторы воспитательных мероприятий в образовательных организациях получат электронные сертификаты участников (победителей и призёров) Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Надеемся, что воспитательный эффект от проведения всех этих мероприятий, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы, планируемых в образовательных организациях города Москвы, позволит каждому московскому школьнику произнести эти слова:

«В резной шкатулке много лет

Лежит бесценная награда –

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда».

Её я бережно достал,

И что-то в сердце защемило.

Я будто вновь солдатом стал

И вспомнил всё, как это было».

Ведь именно в этих стихах есть слова гордости за нашу Победу под Сталинградом, её огромное историческое значение. Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создаёт новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой формирования будущего России.