Речевая карта тнр. Речевая карта обследования неговорящего ребёнка

Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

Логопед ___________________________________

I . Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II . Изучение слухового восприятия

Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III . Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

координация ____________________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

темп ___________________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV . Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V . Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )

Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI . Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

______________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

(дифференциация звуков)

VII . Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена __________________________________________________________________

Складывание пирамидки _________________________________________________________________

Классификация _________________________________________________________________________

Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт: ______________________________________________________________

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________

_______________________________________________________________________________________ _

Называние цифр ____________________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис :

Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________

________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________

________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Обследования детей, обучающихся сдиагностической целью в СКОУ 5 ВИДА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Фамилия, имя, отчество учащегося________________________________________
Год рождения____________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________
ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Крик Гуление Лепет Первые слова Первые фразы
ДЫХАНИЕ.
Вдох: глубокий, поверхностный.
Выдох: длительный, короткий.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.
Речь: разборчивая, неразборчивая, убыстренная, замедленная, ритмичная, неритмичная.
Голос: сильный, слабый, высокий, низкий, хриплый, звонкий, модулированный, немодулированный, выразительный, невыразительный.СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ.
Лицевая мускулатура. Гипомимия, сглаженность носогубных складок, асимметрия (левосторонняя, правосторонняя), гиперкинезы.
Тонус мускулатуры (повышен, понижен, нормальный)
Губы: толстые, тонкие, нормальные, расщелина (левосторонняя, правосторонняя), рубцы, тонус мускулатуры (повыше, снижен, нормальный), асимметрия движений (правосторонняя, левосторонняя).Зубы: Крупные, мелкие, частые, редкие, двурядье (верхний ряд, нижний ряд), искривления.
Небо:
Твёрдое нёбо: нормальное, широкое, узкое, высокое, низкое, расщелина (отсутствие,открытая,субмукозная).
Мягкое нёбо: нормальное, короткое, длинное, наличие расщелины, подвижное, слабоподвижное.
Увуля: длинная, короткая, норма, раздвоенная, подвижная, неподвижная, девиация (вправо, влево).
Челюсти:
Расщелина: односторонняя, двусторонняя.
Прикус: открытый передний, открытый боковой (двусторонний, правосторонний, левосторонний), глубокий передний, прогения, прогнатия.
Язык: Длинный, узкий, широкий, тонкий, большой, толстый, нормальный, девиация (вправо, влево), тонус мускулатуры (повышен, понижен, нормальный), тремор, гиперкинезы, амплитуда движений (норма, снижена, чрезмерно выражена),точность движений (норма, неточные),асимметрия (правосторонняя, левосторонняя), изменение окраски при нагрузке, саливация.
Подъязычная связка: нормальная, короткая, толстая.
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ.
Контакт: В контакт вступает легко, контакт затруднён, в контакт не вступает.
Общение устойчивое, неустойчивое, инициативен в общении.
ПСИХОМОТОРИКА.
Пересчет пальцев.
пальцы Нет ошибок
0 Пропуск пальца 2 Нарушение порядка 2 Синкинезия одна 1
Синкинезии множест. 4
1-2 1-3 1-4 1-5 1-5 1-4 1-3 1-2
Пальцевой гнозис.
пальцы Не выполнено 1 Не точно
0,5 Замедленно
1 Медленно
2 Очень медленно
3
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты. Ладонь вперед 1-й поднят вверх остальные – в кулак2-й выпрямлен, остальные в кулак2и3,как Y 2и5 выпрямлены,остальные в кулак 2 и 3 скрещены, остальные в кулак 2 и 3 как Y,остальные в щепоть 1 и 2 кольцом, остальные выпрямлены. ИССЛЕДОВАНИЕ ГНОЗИСА.
Узнавание изображений предметов с недостающими деталями.
картинки ответ Называние недостающих деталей
кастрюля кресло часы дом стул машина стол Узнавание предмета изображенного контурно
картинки контурно пунктирно
лошадь корова чашка чайник
Соотнесение контурного и реального изображения предмета.
Лента Земляника Акула Тюльпан Совок Сахарница
Узнавание предметов наложенных друг на друга.
картинка ответ Покажи предмет (для не говорящих детей)
Телефон
Будильник
груша Кукла
Миска
Круг
яблоко Лист
Гитара
Гриб
лопата Узнавание вписанных друг в друга геометрических фигур
Квадрат, треугольник, круг.
Прямоугольник, овал, квадрат.
Три круга разного диаметра, треугольник.
Буквенный гнозис.
Нахождение буквы среди ряда других по образцу:
А М Х О И Ш Т У С Н
Нахождение буквы по словесной инструкции:
А П Р М У Е Ш В Б Д К О С Г З К
Узнавание букв неправильно расположенных на листе бумаги.
Узнавание букв, наложенных друг на друга.
Дифференциация правильно и зеркально написанных букв.
Называние и сравнение букв, сходных графически:
БУКВЫ ЧЕМ ПОХОЖИ? ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?
П Н
Ь РВ Ф
С Э
З Е
CИМУЛЬТАННЫЙ И СУКЦЕСИВНЫЙ ГНОЗИС.
Понимание смысла сюжетной картинки.
Понимание смысла сюжета последовательных картин.
части раскладывание рассказывание
2-х
3-х
4-х
5-ти
7-ми
ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС.
Нахождение и показ правых и левых частей собственного тела
Левый глаз Правая нога Правое ухо Левая рука Левое ухо
Проба Хеда на пространственную организацию движений.
Наглядный вариант.

Коснуться левой рукой правого уха Правой рукой левого глаза Левой рукой правого глаза Правой рукой левого уха Речевой вариант.
задание правильно зеркально Не правильно
Коснуться левой рукой правого уха Правой рукой левого глаза Левой рукой правого глаза Правой рукой левого уха Указать рукой (относительно собственного тела) направление.
Определение своего положения среди предметов.
ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС.
Воспроизведение по памяти расположения геометрических фигур Составление картинок из частей
2-х 3-х 4-х 6-ти 9-ти Палочковый тест Гольдштейн-Ширера.
№ фигуры правильно балл Ошибка в размере балл Прочие ошибки балл
1 2 1 0
2 1 0 3 1 0 4 2 1 0
5 1 0 6 2 1 0
7 2 1 0
8 1 0 0
9 1 0 0
10 2 1 0
Составь букву из палочек.
М А К Ш Г Е П Т Х У И
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ПРАКСИСА.
Восприятие и воспроизведение ритмов
образец выполнение Примечание
I I I I I II II II II I II I II I II II I II I II I III III III III I III I III I III III I III I III I II III II III II III Кулак Ребро Ладонь Кулак Ребро Ладонь Кулак Ребро Ладонь
Лев. прав ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.
Понимание инструкции
ступени инструкция выполнение
простая Возьми игрушку 2-х ступен.

3-х ступен.
4-х спупен.
Понимание различных грамматических форм.
Понимание конструкции с различными падежными формами.
Понимание предложных конструкций.
предлоги на в под за н
а
д с из Из-за Из-под к около
Выполнение инструкции Употребление в речи Дифференциация ед. и мн. числа существительных.
картинки ответы
сумка конфета паук шляпа сова окно яйцо письмо лист знамя стул Дифференциация глаголов с различными приставками
Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ-ных.
Дифференциация родовых окончаний прилагательных
красный жёлтая синее красная жёлтое синяя красное жёлтый синий Дифференциация родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
Женя упал Женя заплакал. Женя упала. Женя заплакала. Дифференциация окончаний ед. и мн. числа глаголов настоящего времени.
Понимание соотношения между членами предложения (на материале сюжетной картинки).
ПОНИМАНИЕ СЛОВ.
Показать называемые предметы.
Подобрать к качествам предметы.
качества Показать предмет Назвать предмет качества Показать предмет Назвать предмет
Мокрый
радостный Быстрый
тяжелый Твердый
густой Подобрать к названию целого название части.
предмет Показать части Назвать части предмет Показать части Назвать части
Платье
дом Книга
дверь Стул
машина Подобрать название предметов по названным действиям.
название показать назвать название показать назвать
светит
пишет плывет шьет
висит Летит
Подобрать к названию общего понятия частное.
название покажи назови название покажи назови
животные Растения
насекомые Мебель
фрукты Овощи
транспорт Одежда
обувь Цветы
Подобрать слова-антонимы.
предъявление ответ предъявление ответ
большой правдивый узкий кислый храбрый пустой веселый старший Закончи предложение.
предложение ответ
Пластилин мягкий, а камень Диван мягкий, а скамейка Кашу варят густую и Лес бывает густой и Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники Заменить прилагательное близким по значению
Бесстрашный летчик Рассказ занимательный Густой лес Подобрать прилагательное к существительному.
Платье, глаза, костюм (коричневый, карий)
Лес, туман (густой, дремучий)
Лето, вода, привет (горячий, знойный)
Волосы, лицо, небо (смуглый, темный)
Человек, учебник (пожилой, старый)

Подобрать слова, подходящие по смыслу.
Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев.
Они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали).
Нина (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек.
Воробьи быстро (бегали, ходили, скакали, прыгали) и (ели, глотали, кушали, клевали) крошки.Вдруг незаметно (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка.
Она (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Выделение звука на фоне слова. Покажи картинку со звуком.
картинки звук ответ звук картинки ответ
флаг О
Л ш Молоток
Балалай-
ка РЛ
Й л Вишни
груша О
ШС
РрКомар
гриб Г
И а Ворона
топор Д
Б
О м Еж
иголка Т
К
А
Г в мак к Карандаш
Услышать слово с заданным звуком.
звуки фраза ответ
в На заборе сидит ворона.
У Вовы новые валенки.
н Наташа хорошо поет.
У Насти болит нога.
м Маша ела кашу.
Мальчик пьет молоко.
ж Ира увидела жука.
В лесу живут медвежата.
з На поляне заяц.
У Зои розовый бант.
пМама варит суп.
Паша нарисовал пальму.
б Боря ест суп.
Под дубом растут грибы.
к У Нины носок.
На картине нарисован мак.

Ш Саша купил хлеб.
У Лены большой шар.
с Летит сова.
Соня ест булку.
Подобрать картинки к словам паронимам.
картинки ответ
Крыша – крыса
Бочка – почка
Коза – коса
Рожки – ложки
Дрова – трава
Лук – люк.
Софа – сова
Мышка – мишка
Хор – хорь
Выделение звука из слова.
картинки Звук в начале Звук в середине Звук в конце
облако иголки аист удочка рак дом лук кит сыр пила грибы кольцо кенгуру очки кот жук автобус шар стул танк сани мышь Определить место звука в слове. Определить последовательность звуков в слове
картинки звук ответ картинки ответ
рыба РБ мак шапка А
псук шкаф Ф
ШК
Дом
ваза тарелка Л
К
Т
Танк
малина клубок У
К
О Рыба
клубок самовар С
РМ
В
Шкаф
самовар Нахождение фонетической ошибки во фразе.
фраза ответ
З-С Хозяйка сварила зуб. Малыш перелез через сапор и забрался в огород. У девочки заболел суп. На лугу паслась коса. П-БВоду хранили в почке. На цветке сидела папочка. Малыш бил воду из стакана. Из чайника шел бар. Д-ТВ этом томе я живу. У меня взрослая точка. На лугу росла густая дрова. В конце предложения надо ставить дочку. Г-КФутболист забил кол. Собака грызла гости. В этом доме я живу третий кот. Учитель поставил мальчику гол. Ж-Ш В руке мальчика воздушный жар. После дождя образовалась большая луша. Летом я шил у бабушки. Раскаленная печка давала сильный шар. Ш-С В нашем доме отремонтировали крысу. Я люблю пить томатный шок. Из норы выбежала большая черная крыша. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы. Подбери слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное.
Слово Ответ
Стол
Зима
Шапка
Чайка
Рука
Репа
Лужа
Полка
Бочка
Туча
Дом
Каша
Горка
Вата
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.
Составить слово из звуков.
Последовательно данных В нарушенной последовательности
На слух С азбукой На слух С азбукой
к, о, та, р, к с, о, к м, ы,дж,у,к о,с,н м,а,к х,о,м к,а,ш,а ж,н,о р,у,к,а з,о,к,а у,т,к,а д,о,в,а п,о,л,к,а з,о,р,а с,у,м,к,а а,м,к,у с,т,о,л,б с,л,т,о р,о,п,т,о з,а,л,г,а СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Изолированное произношение звуков.
Гласные.
А О У Э И ЫСогласные.
свистящие шипящие аффрикаты
С С ЗЗШЖ ЩЦЧ Твердые
ПБ Т Д В Ф Г К
Мягкие.
ПЬ БЬ ТЬ ДЬ ВЬ ФЬ ГЬ КЬ
Соноры.
твердые мягкие
М Н Л РМЬ НЬ ЛЬ РЬ
Произношение звуков в слогах.
Мягкие слоги.
пя спи впе пе пю бя вби бе бе бю
тя пти те те тю дя ди где вдё дю
фя фи фе фе фю вя дви ве твё вю
ся кси псесе сю взя зи зе зе зю
мя ми ме ме мю ня пни гне не ню
ля вли ле пле лю ря ри дре прё рю
кя ки ке ке кю гя ги ге ге гю
хя хи хе хе ща щу щи ще ще ча чи че че чу Твердые слоги.
прямые обратные
са всу псо ксы аск ясн ус ес ос ис
за зу взо зы ач уч еч ич оч ца цу цо цы ац яц уц ша шу шо вши иш аш уш ош яш еш
жа жу жо кжи ащ ущ ощ ищ ещ
ла лу кло плы ал ял юл ел ол ил
ра вру ро пры рэ ар яр ер ур ир
ма му мо мы ам ям ом ем ум им
пна вну мно ны ан юн ен ун он ин
да ды до ду та ту то ты ат ят итут от ет
га гу го гы тка вку ко кы ок ик ук ек юк ек
ха ху хо хы ох ух ах их ях ех
рва ву тво квы фа фу фо фы оф уф еф иф аф юф
Произношение звуков в словах.
Звуки Слоговая структура Картинки Ответ по картинке Отражённо Примечание
С простая Собака
Усы
нос сложная Сумка
Автобус
снеговик С` простая Сети
Синий
гусь сложная Семь
Письма
апельсин Зпростая Зубы
Коза
ваза сложная Замок
Зонт
звезда З` простая Узел
Газета
зелёный сложная Зебра
Обезьяна
земляника
Цпростая Цепь
Яйцо
огурец сложная Цветы
Пуговица
индеец Шпростая Машина
Душ
мешок сложная Шапка
Шишка
Шахматы
Ж простая Жук
Ножи
жёлудь сложная Ежи
Жираф
Ножницы
Ч простая Очки
Чайник
ключ сложная Чемодан
Бабочка
Щпростая Щука
Овощи
щепки Рпростая Рыба
Корова
топор сложная Ведро
Помидор
трактор Р` простая Репа
Фонари
дверь сложная Ремень
Верёвка
брюки Л простая Лук
Пила
дятел сложная Лампа
Молоток
белка Л` простая Лев
Пальто
лимон сложная Телефон
Лейка
улитка Й простая Юбка
Майка
платье сложная Трамвай
Листья
яблоко М простая Мыло
Малина
сом сложная Морковь
Костюм
комар Н простая ноты
Окно
диван сложная Носки
Слон
танк Б простая Бант
Банан
бочка сложная Клубок
Бутылка
барабан В простая Вата
Сова
волк сложная Савок
Ванна
гвозди Д простая Дом
Дым
дыня сложная Удочка
радуга К простая Кот
Паук
банка сложная Конфета
Индюк
кубик К` простая Кеды
Кит
пакет сложная Валенки
Кепка
ботинки Г простая Губы
Рога
вагон сложная Голубь
Иголка
попугай Г` простая Гиря
Гитара
сапоги сложная Бегемот
Флаги
гирлянда Х простая Халат
Ухо
петух сложная Хлеб
Хобот
холодильник Х` простая Мухи
Орехи
духи Проговаривание оппозиционных слогов.
слоги ответ слоги ответ
Са-са-ша Шу-шу-жу Са-за-са Жо-зо-жо За-за-са бо-по-по Пу-бу-пу Фа-ва-ва Ва-фа-фа Произношение звуков во фразах.
фразы ответ
свистящие Самолет летит над сосновым лесом.
Саша уступила место старушке.
Шла Саша по шоссе.
шипящие У кошки пушистый хвост.
Медвежонок залез на сосну.
У наседки пять пушистых цыплят.
Шишки на сосне, шашки на столе.
аффрикаты В чаще щебечут птицы.
Черный щенок тащит щетку.
Четыре чумазеньких чертенка чертили чертеж. соноры Лара разбила тарелку.
Маляр красит ларек.
Корабль украшен флагами.
Павка на лавке плетет лапти Клавке.
Маленькой Мане дали носки.
Оглушение, озвончение. На дубе прыгает белка.
Дети видели в лесу дятла.
У Зины болят зубы.
Соня завязывает синий бант.
Жук жужжит и встать не может.
йотация Ель на ежика похожа. У маленькой Юли большое яблоко.
Петя пьет горькое лекарство.
Нарушение слоговой структуры. На перекрестке стоит милиционер.
Космонавт управляет космическим кораблем. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА.
Название малознакомых предметов
картинки ответ картинки ответ
памятник фонтан водопад пасека клумба манжет Называние действий.
Картинка
(действие) ответ Картинка
(действие) ответ
летит бежит долбит рисует умывается моет шьет вяжет вышивает варит жарит печет сверкает светит плывет капает идет идут Дополнение тематического ряда слов.
Данные слова Продолжение ребенком Данные слова Продолжение ребенком
Стол, стул…. Помидор, огурец… Яблоко, груша… Автобус, самолет, корабль. Туфли, сапоги… Ворона, курица… Ромашка, василек…. Шапка, косынка… Малина, крыжовник… Назови предмет по описанию.
описание ответ
Пушистое, с острыми коготками, мяукает Покрыто перьями летает Мягкая мебель, служащая для отдыха сидя Здание, где люди смотрят спектакли Дорожка в парке, обсаженная деревьями Верхняя одежда, которую носят в сильные морозы Подбор синонимов.
существительные прилагательные глаголы
труд грустный радоваться храбрость медлительный выигрывать печаль смелый Выявление общих категориальных названий.
понятие По картинкам По словесному предъявле-ниюпонятие По
картинкам По словесному предъявле-ниюовощи фрукты мебель транспорт Дикие животные Домашние животные посуда одежда игрушки обувь деревья цветы продукты Инструмент Эл. приборы Шк. принад-лежностиягоды птицы грибы рыбы Голов. уборы Профессии насекомые оружие ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
Составить фразу по картинке.
картинка фраза примечание
Составить фразу по трём предметным картинкам.
картинки фраза примечание
Составление фраз с предлогами по картинкам.
предлог фраза предлог фраза
В
на с Из
под За
к От
Из-за Из-под
Подставить недостающий предлог в текст.
Лампа висит…. столом. ….дома забор. Ковер лежит …..полу. Кошка спит…..скамейкой.
Платье висит…..шкафу.
Составить фразу по 3-м предметным картинкам.
Составить предложение, употребив данное слово:
слово фраза
утро солнце сестре снегом Составить предложение из данных слов.
слова фразы
В, живут, лесу, звери, разные. Зима, придет, скоро, настоящая. Маша, пошли, Сережа, и, на, луг. С, перепрыгивала, на, ветки, белка, ветку. В, пошли, рано, ягоды, ребята, утро, за, лес. Школьники, решили, озеленить, улица, родного, село. Одни, копал, лопаты, яма, другие, сажал, ребята, и, молодые, дерево, вода, их, поливали. Составление сложносочиненных предложений:
Из данных простых предложений
простые предложения Сложные предложения
Солнце зашло за горы
Было еще светло Небо затянулось тучами
Пошел дождь Море разбушевалось
Рыбаков все не видно СОЮЗЫ: а, но, и.
Составление сложноподчиненных предложений.
Простые предложения предлоги Сложные предложения.
Я поеду в лагерь
Разрешит врач Который, хотя, Я поеду в лагерь
Наступят каникулы потому,что
если, когда Мы не пошли гулять
Шел сильный дождь поэтому Мы пошли гулять
Шел сильный снег Закончи предложение по данному главному
Начало предложения конец
Птицы полетели на юг, потому что Урок в школе начинается, когда Употребление имени существительного в различных падежах
падеж существительное
родительный дательный винительный творительный предложный Преобразование единственного числа существительных во множественное (им. пад.)
Ед. число. Окончание мн. числа. Ед. число. Окончание мн. числа.
сумка лист шляпа кошка яйцо окно знамя сова Преобразование единственного числа существительных во множественное в родительном падеже.
Согласование существительных с числительными.
картинка ответ
3 цыпленка 5 цыплят 1 цыпленок 4 кружка 1 кружок 5 кружков 1 гусь 2 гуся 5 гусей 1 яблоко 3 яблока 5 яблок 1 машина 4машины 5 машин СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Образование названий детенышей животных.
животное детеныш животное детеныш
курица утка собака кошка волк медведь лошадь корова овца коза лиса лев слон тигр Образование прилагательных от существительных
существительное прилагательное существительное прилагательное
медведь стекло дерево снег дождь мех железо пластмасса собака шелк шерсть кожа Образование глаголов с помощью приставок (по картинкам)
Начальная форма Производные формы Начальная форма Производные формы
ходит Бежит
прыгает Едет
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Чтение букв.
Печатный шрифт.
Заглавные буквы.
ПЧ ЗЕ Г Т С О
ЮЁ А Л М Н И К
РЖ ШЩЦБ Ф РУ Строчные буквы.
э е с о ё ю ф
рн и пб д а
Письменный шрифт.
Заглавные буквы.
Строчные буквы.
Списывание букв.
Печатный шрифт.
Письменный шрифт.
Списывание слов.
Анализ ошибок.


Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных

Перестановки
Добавления
Графические



Восстановление деформированных слов.
Данные слова Восстановленные слова Данные слова Восстановленные слова
Те…дь К..га.отинки Конве..Мед..дь Градус..кКа…даши Чи..ет.исуем Ку..етУмы..ется Са…ница..жницы Полот…е Капу… За..ыгал Переп…чик Нач..тить Зас..треться …еный Прек….ый Списывание связных текстов.
Анализ ошибок.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слова Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Пропуски слогов и частей слова
Перестановки
Добавления

Нарушение управления

Слитное написание слов
ошибки Замена букв: по кол-ву элементов
По пространственному расположению
Зеркальное письмо букв Ошибки на правописание
Диктант букв.
Печатный шрифт.
Заглавные буквы.
ПЧ ЗЕ Г Т С О
ЮЕ А Л М Н И К
РЖ ШЩЦБ Ф РУ Строчные буквы.
э е с о е ю ф
рн и пб д а
Письменный шрифт.
Заглавные буквы.
Строчные буквы.
Диктант слогов
Ам, ир, ус, ох, ой, иж, лу, фа, ек, ле, ню, ря, зя. Пра, сно, дру,
бла, кли, мно, пась, чинь,
цва, треп, зном, щусь.
Анализ ошибок.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слога Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Перестановки
Добавления
Диктант слов.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слова Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Пропуски слогов и частей слова
Перестановки
Добавления
Графические
ошибки Замена букв: по кол-ву элементов
По пространствен
ному расположению
Зеркальное письмо букв Ошибки на правописание
Диктант текстов.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слова Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Пропуски слогов и частей слова
Перестановки
Добавления
Замены слов по звуковому сходству Лексико-грамматические ошибки Нарушения согласования
Нарушение управления
Замены слов по семантическому сходству пропуски слов
Слитное написание слов
Раздельное написание частей слова Графические
ошибки Замена букв: по кол-ву элементов
По пространственному расположению
Зеркальное письмо букв Ошибки на правописание
Письмо по памяти. Изложение.
Типы ошибок Виды ошибок Кол-во ошибок Примеры ошибочного письма
Ошибки звукового состава слова Замены гласных
Замены согласных
Пропуски гласных
Пропуски согласных
Пропуски слогов и частей слова
Перестановки
Добавления
Замены слов по звуковому сходству Лексико-грамматические ошибки Нарушения согласования
Нарушение управления
Замены слов по семантическому сходству пропуски слов
Слитное написание слов
Раздельное написание частей слова Графические
ошибки Замена букв: по кол-ву элементов
По пространственному расположению
Зеркальное письмо букв Ошибки на правописание
Определение количества слов в предложении.
предложение Кол-во слов
Наступила золотая осень. Воробьи купаются в лужах. В вазе розы и тюльпаны. Автомобиль свернул с дороги в лес. Для нас построили новую школу с бассейном. Утренние лучи солнца пробивались сквозь щель в ставнях. Техника чтения слов различной структуры.
Подбор подписей к картинкам.
Прочитать предложение и найти соответствующую ему картинку.
Чтение и пересказ
Продолжи рассказ.
Рассказ из личного опыта.
Анализ состояния связной монологической речи.
Уровни выполнения
задания Виды заданий.
пересказ Рассказ по серии картинок Продолжение рассказа Рассказ из опыта
Хороший
Удовлетворительный
Недостаточный
Низкий
Задание не выполнено Заключение.

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________

2. Школа__________________________________ класс___________________________________

3. Национальность__________________________________________________________________

4. Домашний адрес__________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________

6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________

7. Заключение психоневролога________________________________________________________

8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________

__________________________________________________________________________________

9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________

__________________________________________________________________________________

11.Общая характеристика речи_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

а) словарный запас__________________________________________________________________

Б) грамматический строй____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) состояние звукопроизношения______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) фонематическое восприятие________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) слоговая структура слова__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) темп и внятность речи_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Чтение:

а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Прявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Заключение учителя-логопеда______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________

2. Школа – ____________________ класс ___

3. Домашний адрес

4. Дата зачисления на логопедический пункт 15.09.2014 г.

5. Успеваемость по родному языку начало учебного года

6. Заключение психоневролога на учёте не состоит/_____________________________________

    Данные о ходе развития речи. Анамнез

А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________

Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________

8. Состояние слуха, зрения - соответствуют норме/не соответствуют норме ______________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):

А)Строение:

Б) Подвижность:

    сохранность функции;

10. Словарный запас:

11. Грамматический строй:

    Состояние звукопроизношения

    фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Слоговая структура слова

14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

15. Письмо. Наличие и характер специфических ошибок .____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Чтение:

а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Прявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений

Внимание:

Мышление:

Память:

19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

Фамилия, имя _________________________________________________

Возраст _______________________________________________________

Дата обследования _____________________________________________

Анамнез

    Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________

    Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________

    Беременность по счету ____________________________________________________________

    Как протекала ___________________________________________________________________

    Роды ___________________________________________________________________________

    Когда закричал __________________________________________________________________

    Физическое развитие:

    Стал держать головку ____________________________________________________________

    Сидеть _________________________________________________________________________

    Вставать _______________________________________________________________________

    Ходить _________________________________________________________________________

    Раннее речевое развитие:

    Гуление ________________________________________________________________________

    Лепет __________________________________________________________________________

    Первые слова ___________________________________________________________________

    Фраза __________________________________________________________________________

    Не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________

    Перенесенные заболевания:

    до 1 года

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________

    Внимание:

    внимание устойчивое (неустойчивое)

    взгляд фиксирует (не фиксирует);

    переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

    общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

    слабая концентрация внимания;

    общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

    Мышление:

    познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

    сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

    преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

    Память:

    запоминание произвольное /непроизвольное;

    быстрое запоминание /медленное, с трудом;

    снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

    непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

    Произвольная мимическая моторика:

    отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;

    лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

    состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);

    сглаженность носогубных складок;

    оральные синкинезии; асимметрия лица;

    гиперкинезы лица;

    сохранность функции.

    Артикуляционная моторика:

    сохранность функции;

    состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

    подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

    неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

    состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

    наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

    подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

    движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

    тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

16. Общая произвольная моторика:

    объем движений (полный /неполный);

    точность выполнения (неточные /точные);

    самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);

    координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);

    темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);

    активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);

    качество движений (моторная напряженность, скованность);

    переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).

    особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.

    Ручная моторика:

    объем движений (полный, неполный),

    координация (нормальная, некоординированность),

    наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,

    темп (медленный, быстрый, нормальный),

    переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),

    активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),

    персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,

    ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).

    Анатомическое строение органов артикуляции:

      • Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

  • Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

    Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д. ,

    Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

    Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

    Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

    Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

    Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. ,

    Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

    Звукопроизношение:

    Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

    Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

    Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

    Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

    Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

    Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

    Фонематические процессы:

    Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.

    Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

    Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

    Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

    Состояние слоговой структуры слова

      • Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

  • Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

    Словарный запас:

    объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

    резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

    неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

    несформированность семантических полей;

    трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

    трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

    Грамматический строй речи:

    морфологические и синтаксические аграмматизмы;

    владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

    ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

    нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

    своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

    Импрессивная речь:

    умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;

    легко входит в контакт /контакт затруднен;

    участвует в общении по инициативе других;

    активность в общении /активен; малоактивен.

логопедическое заключение

фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Примерные формулировки логопедических характеристик

Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

1. Фамилия, имя, ребенка__________________________________________

2. Дата рождения ______________________________________________

3. Домашний адрес ______________________________________________

4. Откуда прибыл ______________________________________________

5. Дата поступления в речевую группу ______________________________

6. Заключение ПМПК _________________________________________

7. Анамнез

От какой беременности, ее характер (падения, травмы, ушибы). Психозы, хронические и инфекционные заболевания_____________________________ __________________________________________________________________

Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, обезвоженные) __________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, электрическая) __________________________

Когда закричал ___________________________________________________

Асфиксия _______________________________________________________

Резус-фактор ____________________________________________________

Вес и рост при рождении __________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал)

Когда выписали из роддома, если задержали, то почему ________________

Когда стал держать голову, сидеть, ходить ___________________________

Когда появились зубы_____________________________________________

Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре)

8. Заключение специалистов: отоларинголога, офтальмолога, педиатра

9. Состояние общей моторики и движений рук

Координация движений в статике

Координация движений в динамике

10. Навыки самообслуживания

Умение надеть-снять одежду, застегивать пуговицы, завязывать шнурки

Выполнение гигиенических правил (мытье рук, пользование полотенцем)

Умение самостоятельно есть, пользоваться ложкой, вилкой, характер жевания, глотания

11. Характер игровой деятельности

Какие игрушки любит, как их использует (адекватность, длительность, творчески - стереотипно)

Как относится к своим игрушкам

Речевое сопровождение игры

Использование помощи взрослых

12. Поведение

С детьми какого возраста общается (спокойный - беспокойный, контактный – конфликтный)

Различия в поведении дома и вне семьи

13. Условия воспитания

Социальная среда

Речевая среда

Культурно-бытовые условия

Психологический климат в семье

14. Речевой анамнез

Когда стал узнавать близких

Реагировать на звук, на свое имя

Гуление

Лепет (активно - неактивно, однообразно - разнообразно)

Когда начал понимать обращенные просьбы (до, после года)

Первые слова

Фразы (медленно, динамично, бурно)

Когда заметили отставание в развитии речи, не прерывалось ли речевое развитие



Меры для устранения патологии развития

Наследственные заболевания

15. Состояние интеллекта:

Пирамидки

Разрезные картинки (до 4-х)

- "почтовый ящик"

4-ый лишний

Классификация

- "нелепицы"

16. Состояние речевой деятельности:

беседа, беседа по сюжетной картинке (по теме)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексико-грамматические средства языка

1.Словарь:

Название предметов:

а) слова, часто встречающиеся в жизни

б) слова, редко встречающиеся в обиходе ребенка

груша кастрюля корова

корабль морковь лук

шарф ножницы лиса

яйцо репа халат плащ иголка диван

слон слива овца

2. Название действия

3. Дидактическая игра "Скажи наоборот"

4. Предлоги:

простые: в, на, за, под, у

Морфологические средства языка (актив, пассив)

1. Единственное, множественное число существительных

кукла – стол – стул –

окно – ведро –

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

3. Воспроизведение слоговой структуры

б) Предложения:



Дети слепили снеговика.

Повар печет блины на сковороде.

Милиционер стоит на перекрестке.

Фонетико-фонематические средства языка

1. Звукопроизношение:_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Фонематическое восприятие:

а) хлопнуть, когда услышишь звук:

Ы - ы – ы - и - и - и

У - У – У - а - а - а

б) слова –паронимы (Покажи нужную картинку: мишка – миска)

3. Состояние психических процессов:

Работоспособность

Активность

Устойчивость внимания

Темп деятельности