Хоббит анализ произведения. Глава IV

Дата создания: 1937.

Жанр: волшебная сказка.

Тема: противостояние добра и зла.

Идея: победа добра над злом предрешена, хотя достается она дорогой ценой в тяжелой борьбе.

Проблематика. Страсть к богатству и преодоление ее.

Основные герои: хоббит Бильбо Бэггинс, мудрый волшебник Гэндальф, король гномов Торин.

Сюжет. Хоббиты - добродушный, жизнерадостный и очень хозяйственный народ. Внешне очень похожи на людей, но вдвое меньше ростом и голени их ног покрыты шерстью. Вместо домов для жилья они приспособили "норы", которые вырыты в земле. В этих "норах" все очень основательно обустроено для жизни. Селение хоббитов именуется Шир, окрест него обитают люди и эльфы. Эльфы схожи с людьми, но им свойственны сказочная красота, душевное благородство и бессмертие. Горы населены бородатыми гномами, непревзойденными мастерами по работе с драгоценными камнями и металлом.

Главный герой книги - хоббит Бильбо Бэггинс. Он среднего возраста, живет в достатке, любит сочинять песни. Когда-то Бильбо посетил маг Гэндальф Серый, заметил, что в этом хоббите есть авантюрное начало (любовь к приключениям). Между хоббитом и волшебником установились дружеские отношения. И как-то раз совершенно неожиданно для Бильбо к нему явилась ватага гномов во главе с беглым королем Торином Дубощитом. Оказывается, Гэндальф рекомендовал гномам взять с собой в поход Бильбо.Цель похода - вернуть утерянное царство гномов Эребор. Царство это подпало под власть огнедышащего дракона Смауга.

Бильбо сначала ни в какую не соглашался составлять гномам компанию, но вдруг решился и пошел с гномами в качестве разведчика. Путь был долог и опасен, он вел через горы, царство гоблинов, которые их чуть не съели. Путешественники пережили нападение злобных орков, им удалось спастись от варгов - огромных волков. Путь героев лежал через неприветливый лес, где на них напали пауки невероятных размеров. Благодаря смекалке Бильбо и магической силе Гэндальфа гномы выпутываются и всех передряг и следуют дальше. Лесные эльфы препроводили всю теплую компанию в тюрьму за нарушение эльфийских границ, но все пленники благополучно сбежали.

Еще в переделке с гоблинами, отстав от товарищей и заблудившись в горных пещерах, хоббит наткнулся на колечко, которое безотчетно прибрал в карман. Здесь же на берегу подземного озера он встречает отвратительное и непонятное существо по имени Голлум. Он одичал от одиночества подземной жизни, пищей ему служит рыба и падаль. У Голлума было явное намерение полакомиться Бильбо. Но хоббит вооружен эльфийским мечом, и приходится с ним играть в загадки. По условию, выигравшему Бильбо Голлум укажет выход из пещеры. Смекалистый хоббит выигрывает, но Голлум, взбешенный пропажей кольца и подозревающий Бильбо в краже, бросается на него. Но Бильбо ускользает, надев на палец кольцо, которое делает его невидимым, и находит выход. Ни Голлум, ни Бильбо не подозревают, что это кольцо всевластья, сотворенное владыкой темного царства.

Отряд подошел к цели - к Одинокой горе, где находится Эребор. Бильбо проник внутрь горы, растревожил дракона. Смауг не нашел того, кто осмелился войти в его владения, поскольку Бильбо был невидим под действием кольца. Разозленный дракон вылетел из своего логова и атаковал Озерный город. Но Бард Лучник сражает его стрелой, зная об уязвимом месте на животе дракона. Тем временем гномы входят в Эребор и завладевают всеми сокровищами. Однако пострадавшие горожане требуют у ворот Эребора компенсацию за нанесенный ущерб. Здесь же появляются и эльфийские воины. Гномы крепят оборону, назревает сражение. Но обстоятельства меняются с приходом несметного количества орков, которым тоже нужно богатство. Новая угроза объединяет людей, эльфов и гномов. Атака орков отбита, но это событие омрачено смертью Торина.

Бильбо в финале истории оделяется частью сокровищ, едет в свой Шир и опять живет спокойной, размеренной жизнью и пишет о своих приключениях.

И у него хранится кольцо всевластья.

Отзыв о произведении. Книга совершенно особенная, не похожая на другие. Автор создал особый мир, наполненный яркими героями и интересными персонажами. Приключения захватывают, книга позитивна, заряжает оптимизмом, вызывает желание перечесть.

Достигнув цели своего путешествия, гномы и Бильбо пытаются украсть сокровища и будят дракона. Дракон вылетает из подземелья и безуспешно ищет гномов на склонах горы, а затем нападает на расположенное неподалеку поселение людей - Озёрный Город (Эсгарот). Город полностью сожжён, но одному из его жителей, по имени Бард, удаётся метким выстрелом из лука поразить дракона в единственное незащищенное место, и убить его. Подгорное королевство и все его сокровища таким образом становятся свободными и достаются Торину и его дружине.

Жители разорённого Озёрного города, при поддержке своих союзников - эльфов Лихолесья, направляются к Одинокой Горе в надежде получить сокровища. Торин, укрепив вход в пещеры и вызвав на помощь своих родственников из Железных Холмов, отказывается выделить людям долю богатств. Назревающий конфликт прерывается появлением армии гоблинов и варгов, также узнавших о гибели дракона и надеющихся захватить Подгорное королевство. Происходит Битва Пяти Воинств, в которой участвуют гоблины с одной стороны, и армии гномов, людей, эльфов и зверей и птиц под предводительством Беорна - с другой. Гоблины побеждены, но в битве смертельно ранен Торин.

Бильбо, в сопровождении Гэндальфа, возвращается домой. В качестве оплаты он получает лишь малую часть сокровищ, но по меркам своей родины он становится весьма состоятельным. Позднее Бильбо записывает историю своего путешествия, и эти записи входят в состав «Алой книги западных пределов» в качестве главы под названием «Мои записки. Моё нечаянное путешествие. Туда и потом Обратно и что случилось После».

Герои книги

Главные герои

Имя Раса Описание
Бильбо Бэггинс Хоббит Родился в 2890 году Третьей Эпохи . Является сыном Банго Бэггинса и Белладонны Тук. Типичный хоббит-обыватель, но вместе с тем, он - главный герой произведения. В некоторых переводах фигурирует как Торбинс, Сумкинс или Сумникс.
Гэндальф Серый Майа В Амане его имя было Олорин . В Третью Эпоху вместе с четырьмя другими Майар был послан в Средиземье в составе сформированного Ордена для помощи жителям Средиземья в борьбе против Саурона. Кирдан Корабел встретил их в Серых Гаванях и подарил Гэндальфу одно из трёх эльфийских колец - Нарью (Кольцо Огня с рубином). Он много путешествовал, был неприхотлив и не искал славы, за что, по-видимому и получил своё прозвище. Пытался примирить все народы Средиземья. Неоднократно посещал Шир и помогал хоббитам, чем мог. Очередной его приезд и привёл к путешествию Бильбо «туда и обратно».
Торин Дубовый Щит Гном Сын Траина II, родился в 2746 году Третьей Эпохи, воевал вместе со своим народом при Азанулбизаре. После поражения гномов сопровождал своего отца в Голубые Горы, а после его смерти в подземельях Дол-Гулдура, стал новым Королём-под-Горой. Именно по его инициативе был собран отряд гномов, связанных одной целью - вернуть утраченные сокровища предков.
Смог Дракон Это один из драконов, живущих в Мглистых горах. Прознав о растущем богатстве Эребора, напал на королевство гномов, а также на соседний город Дейл, убив и сожрав при этом множество людей и гномов. Избавившись от гномов и насытившись, заснул в бывшем дворце Траина, где под действием его огненного дыхания и громадного веса самоцветы из сокровищ вросли в его чешую, сделав его тело практически неуязвимым. Помимо золота и жажды к убийствам, любил, как и многие драконы, загадки и лесть.
Голлум Хоббит Таинственный обитатель подземных лабиринтов под Мглистыми горами. Любит темноту, рыбу, труслив и коварен. Однако запросто общается с Бильбо, как будто бы принял его за своего сородича. Владел (до встречи с Бильбо) волшебным кольцом, делавшим своего носителя невидимым. Образ этого персонажа полностью раскрывается только во «Властелине колец».

К Бильбо приходит Гэндальф с гномами. Они берут Хоббита с собой в путешествие. Им нужно забрать сокровища у дракона Смауга. По пути к цели их ждет много опасностей: их чуть не съедают тролли, они дерутся с гоблинами и не раз попадают в плен. Путешественники успешно присваивают себе драгоценности, но не хотят ими делиться. Потом приходят гоблины, и начинается сражение. Но добро побеждает.

Произведение учит читателей тому, что, несмотря на сложности, которые встречаются в жизни, нужно оставаться щедрыми, добрыми, помогать своим друзьям.

Читать краткое содержание Толкиен Хоббит, или Туда и обратно

Хоббиты – люди небольшого роста с волосатыми ногами, проживающие в Шире. Их жилье – домики, которые вкопаны в землю. Кроме хоббитов в мире, созданном Дж. Толкином, обитают эльфы, люди, гномы, волшебники и гоблины. Эльфы бессмертны, а по внешности похожи на людей. Гномы живут в горах.

Главный герой книги – Бильбо Бэггинс. Он обеспеченный хоббит. У него есть хороший друг – Гэндальф, он волшебник. Как-то раз в гости к Бильбо приходит Гэндальф с гномами. Возглавляет гномов Торин. Гномы планируют забрать у дракона Смауга сокровища, потому что эти драгоценности принадлежали им, а дракон присвоил их себе нечестным путем. Гномы хотят отомстить.

Город, где живет дракон, находится далеко. Дорога туда полна опасностей. Гномы берут Бильбо с собой в дорогу, так как Гэндальф советует им это, говоря, что Бильбо профессиональный вор. Бильбо соглашается отправиться с ними, так как они обещают ему часть сокровищ.

Итак, Бильбо, Гэндальф и тринадцать гномов отправляются в путь. По дороге они встречают троллей. Путешественники уже были готовы распрощаться с жизнью, но умный Гэндальф тянет время. Ведь он знает, что, когда наступит рассвет, тролли превратятся в камень. Так и происходит. В жилище троллей путешественники находят мечи и кинжал. Его отдают Бильбо., он дает ему имя, Жало.

Странники заходят по пути к эльфам. Те помогают им расшифровать таинственные знаки на карте. Так гномы узнают, как они смогут пробраться в пещеру к Смаугу.

Потом путешественники попадают в пещеру, где живут гоблины. Они еле убегают от врагов, но в спешке оставляют хоббита. Бильбо находит кольцо. Хоббит встречает Голлума, странное некрасивое существо. Этому существу, оказалось, принадлежало кольцо. Сначала Голлум хочет убить хоббита, но у них завязывается разговор. Они загадывают друг другу загадки. Голлум обещает показать Бильбо выход, если тот выиграет. Бильбо выигрывает. В своей последней загадке хоббит спрашивает, что лежит в его кармане. Там находится кольцо. Вдруг Голлум понимает, что его прелесть (так он называет свое кольцо) пропала. Кольцо является очень ценным, так как оно не простое, а магическое. Оно делает человека, который надевает его, невидимым. В итоге Бильбо удирает от Голлума.

Бильбо догоняет гномов с волшебником, и они идут дальше. На них нападают гоблины, но орлы спасают отряд. Путешественники дальше попадают к Беорну, который помогает им. Гномы с хоббитом идут по страшному лесу. Сначала они попадаются к паукам, которые хотят их съесть. Но Бильбо всех спасает. Потом Лесные элфы берут их в плен. Но и тут Бильбо выручает всех. Не зря все-таки гномы его взяли с собой в дорогу.

Наконец-то тринадцать гномов с хоббитом достигают Озёрного города, рядом с которым находится гора Смауга. Бильбо надевает свое кольцо, и теперь его никто не может увидеть. Он крадет золотую чашу у дракона. А во время второй встречи, Бильбо узнает, где в его броне слабое место. Житель города узнает про это и убивает Смауга. Потом он требует у гномов отдать ему часть сокровищ. Ведь это именно он убил Смауга, который разрушил Озерный город. Кроме того часть драгоценностей была похищена драконом именно оттуда. К горе приходят эльфы. К гномам тоже приходит подкрепление. Кажется, что сейчас начнется битва. Но тут наступает армия гоблинов. Гномы объединяются с эльфами и людьми. Битва начинается. Прилетают орлы и помогают гномам. Гоблины проигрывают и убегают. Но они потеряли много воинов в бою, в том числе Торина.

Бильбо возвращается к себе домой. Он отказывается от большей части своей доли драгоценностей и берет всего два сундука. Когда Бильбо заходит домой, он видит, что его вещи распродаются на аукционе. Хоббит пишет книгу о своих приключениях.

Картинка или рисунок Толкиен - Хоббит, или Туда и обратно

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Колыбель для кошки Воннегут
  • Краткое содержание Вечно живые Розов

    Борис, работающий на секретном заводе и имеющий право на бронь, уходит добровольцем на фронт. Это происходит в канун дня рождения его любимой девушки, Вероники. Вероника не успевает попрощаться с Борисом

  • Краткое содержание Тургенев Муму

    В 1852 году Иван Тургенев написал рассказ «Муму», но опубликовали названное произведение только в 1854 году. Рассказ во многих деталях автобиографичен. Его сюжет составляет история глухонемого дворника Герасима и его найденыша

  • Краткое содержание Пушкин Метель

    В одной из российских губерний жил в своем поместье хороший и хлебосольный барин Гаврила Гаврилович с женой и семнадцатилетней дочерью Машей. Маша считалась в округе богатой наследницей, и претендентами на ее руку

  • Краткое содержание опера Беллини Норма

    «Нома» - признанный шедевр мировой оперы, сам автор - Беллини считал, что в случае наводнения это единственное его произведение, которое стоило бы спасать. Написана она была в конце девятнадцатого века

Анализ сказки Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно»

В новые школьные программы вошли многие литературные сказки зарубежных писателей XX века: А. Линдгрен, Дж. Родари, Дж. Р. Р. Толкин, Дж. Даррелл, Т. Янсон…

Почти во всех произведениях этого жанра содержатся иносказания и намеки, связывающие сказку с реальным миром. В литературных сказках ХХ века мы также находим немало иносказаний, связанных с реалиями современного мира, сталкиваемся с разнообразием сюжетов, фантастических образов, художественных стилей. А. Н. Афанасьев в работе «Сказка и миф» обратил внимание на мифологическую основу многих образов и сюжетов в народных сказках, на их связь с древнейшими языческими верованиями и представлениями: «…в народном поэтическом сознании, - писал он, - волшебные образы были не выдумкой, а реальностью…» Чудесное в сказках есть чудесное могучих сил природы…»

Джон Рональд Руэл Толкинг (1892 - 1973) - известный английский прозаик, ученый филолог, глубокий знаток западноевропейского фольклора и средневековой литературы, создатель сказочно-философской трилогии «Властелин Колец» (1954 - 1956).

Родился будущий писатель в африканском городе Блумфонтайне в семье служащего местного банка. Переехав с матерью в Англию, мальчик узнал о внезапной смерти отца. Когда ему минуло двенадцать лет, он потерял мать. Его детство оборвалось рано, и впоследствии тема тучи (горя, утраты…) станет образом-символом в будущих сказаниях.

Юному Толкину, воспитаннику священника Фрэнсиса Моргана, пришлось преодолеть немало трудностей на своем пути: учеба в Оксфордском университете, участие в первой мировой войне, любовь, на пути которой встал его опекун… Толкин до начала 30-х годов и не думал о занятиях художественной литературой, так как серьезно занимался средневековой литературой, будучи профессором Оксфорда.

Все началось с просьбы его детей - рассказать «совсем новую сказку». История похождений мистера Бильбо Бэгтинса («Хоббит, или Туда и Обратно») писалась для ребят. Вышедшая в 1937 году, книга имела шумный успех, и Толкину было предложено одним из издателей написать продолжение «Хоббита…».

Началась работа над новой книгой. Толкин стал переписывать повесть, дополняя и углубляя сказанное вскользь, вводя новые сюжетные линии, новых персонажей. Так возникла первая часть трилогии «Властелин Колец».

Вторая мировая война наложила свой отпечаток на эту сказочную, «вневременную» по замыслу книгу. Она наполнилась новыми образами и страшным дыханием войны, хотя прямых аналогий в ней нет. Три тома сказки, охватывающие огромный временной пласт - более шести с половиной тысяч лет, в котором действуют около 600 персонажей, были завершены в конце 40-х годов. Получился роман, действие которого разворачивается на сказочном фоне в мифическом Средиземье. В нем речь идет о маленьком человеке, волею судьбы ставшем управляющим мирозданием, о сущности Власти, о вечной борьбе добра и зла, войне и мире, дружбе и предательстве.

В детское чтение вошла сказка «Хоббит, или Туда и Обратно - о странствиях и подвигах хоббита Бильбо Бэггинса, переведенная на русский язык Н. Рахмановой (стихи в переводе Н. Руссовой). В сказке воссоздано фольклорно - мифологическое царство, населенное гномами, гоблинами, эльфами, троллями, в котором происходит борьба темных и светлых сил.

Сказка «Хоббит, или Туда и Обратно» состоит из 19 глав, повествующих о приключениях состоятельного пятидесятилетнего хоббита Бильбо Бэггинса, живущего в благоустроенной норе, с которым, как и с другими его сородичами, «никогда и ничего не приключалось», ибо они всегда умели «быстро и бесшумно исчезать» и всегда «напускать на себя деловой вид, если кто-либо хотел занять у него денег». Ростом меньше карликов, с юрким взглядом и острым слухом, хоббиты напоминают людей: любят вкусно поесть, выпивают, курят, любят гостей.

Однако герою волею обстоятельств пришлось покинуть свое теплое жилище, мужественно сражаться с многочисленными мерзкими существами, овладеть загадочным волшебным кольцом, благодаря которому можно стать невидимым, оказать помощь друзьям.

Дети с увлечением читают о приключениях героя, получившего от волшебника задание помочь гномам вернуть принадлежавшие им сокровища. Всем героям приходится вести борьбу с великанами-троллями, уродливыми и жестокими гоблинами, хищными волками, людоедам - пауками, опутавшими их своими нитями, жестоким и коварным драконом Смогом, проходить через мрачные пустыни, подниматься на сумрачные горы, пересекать вздувшие от дождей горные реки, темные овраги и трясины, попадать в плен, быть заточенными в тюремные камеры…

С каждой новой главой усиливается динамизм повествования, напряжение переживаний героя, сумевшего при помощи волшебного кольца помочь своим спутникам в конце концов вернуться после победы в родные пенаты.

Исследователь Вл. Гаков в статье «Сказка-жизнь профессора Толкина» справедливо пишет о том, что «только в наш сложный и грешный ХХ век можно было сочинить такую «сказку». В век, когда происходили события поистине удивительные: огромные массы самых ординарных людей являли чудеса героизма и, наоборот, из маленьких, ничем не примечательных «винтиков» вырастали фюреры всех мастей. В век, когда от каждого живущего в значительной степени стала зависеть судьба всех».

Рассмотрим ряд приемов, использованных в сказках «Хоббит…».

Как и в народных сказках, волшебство вырастает в его сказочной повести из будничной жизни. Однако в отличие от народных сказок, в которых действие происходит в «некотором царстве, в некотором государстве», в сказке Толкина указывается название волшебной страны. Автор начертил даже подробную карту волшебного Средиземья, в котором былая гармония разрушена злыми чарами. Этот прием повторил Дж. Даррелл в сказке «Говорящий сверток».

Как же сочетает Толкин реалистические элементы со сказочными? Как вводит их в волшебный мир? В сказке Толкина реалистические детали органично входят в самые невероятные ситуации. Так, описывая нору мистера Бэггинса и сохраняя правдоподобие в самых мельчайших деталях: «идеально круглая, как иллюминатор, дверь, выкрашенная зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посредине», «И всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как Хоббит любил гостей».

Или другой пример. Бильбо Бэггинс ждал в гости Гэндальфа, старого друга семьи, но происходит что-то непонятное, приходят в дом все новые и новые незнакомые лица.

«Только он хотел сказать: «Извините, что заставил вас ждать!, как вдруг увидел, что перед ним вовсе не Гэндальф… Едва дверь отворилась, он шмыгнул внутрь, как будто его только и ждали. Потом повесил плащ с капюшоном на ближайший крючок и с низким поклоном произнес:

Двалин, к вашим услугам.

Бильбо Бэггинс - к вашим! - ответил хоббит, который от удивления даже не нашелся что спросить… - Я как раз собирался пить чай, не присоединитесь ли вы ко мне?..

Извините! - сказал Хоббит и побежал открывать…

И новый гость прошмыгнул внутрь, едва отворилась дверь. Бильбо встретил его в совершеннейшем изумлении, когда тот сказал: «Я вижу, наши собираются!»

Заходите, выпейте чаю! - ухитрился он выдавить наконец, набрав воздуху в легкие.

Меня больше бы устроил стаканчик пивца, милостивый сэр, если это не слишком затруднит вас, - сказал белобородый Балин. - Но не откажусь и от кекса с изюмом…

Сколько угодно! - к собственному удивлению ответил Бильбо и, опять-таки к своему удивлению, побежал бегом в погреб».

Явились еще два гнома и позже еще четыре. «Бедняга хоббит рухнул на стул в прихожей, обхватил голову руками и принялся размышлять: что произошло, что еще произойдет и неужели они все останутся ужинать?! Тут звонок дернули пуще прежнего, и Бильбо бросился к дверям. Едва он повернул ручку, как - нате вам! - гости уже в прихожей, кланяются и повторяют по очереди» к вашим услугам». Гномов было уже не четверо, а пятеро… Одни требовали эля, другие - портера, кто-то - кофе, и все без исключения - кексов, так что хоббит совсем сбился с ног».

Но фантастическое в сказке преобладает. Как и в фольклорных сказках, повторяется мотив опасных странствий, мотив путешествий. Во время этих странствий герой приобретает мудрость и великодушие. Выступая против сил зла, герой готов принести себя в жертву, вступив в поединок с чудовищным Драконом.

У героя сказки есть волшебные предметы: кольцо, делающее его невидимкой, меч Окриста, распознающий врагов.

Типичен для фольклорной сказки и мотив преодоления героем зла. Это и вихри непогоды, и непроходимые чащи, и мрачные пещеры, и все те злые существа, с которыми герою приходится сталкиваться. Зло воплощено и в образах людей (бургомистра, заботящегося лишь о своей выгоде, родственников героя, обобравших его). Жадность, корыстолюбие съедают душу Торина - Короля гномов.

Сказочная повесть Толкина сохраняет прямую связь не только с народными сказками, но и с мифами, изученными автором. Интерес к мифологии проявляется в сказках нашего века неоднократно (образ древнегреческого бога Пана у французского сказочника К. Пино, образы титанов у отечественного писателя Я. Голосовкера). У Толкина мы встречаемся с многочисленными образами северной мифологии: троллями, гномами, эльфами, гоблинами и многими другими. Сам писатель - создатель образов хоббитов - жизнерадостных и простодушных «невысокликов». Одного из них автор заставил пережить множество опасностей, повзрослеть, возмужать, преодолеть в себе мещанина, сразиться со злом.

Приключения героев, мытарства, выпавшие на его долю, и одержанная им и его спутниками победа учат подростков мужеству, наблюдательности, поиску преодоления опасности.

Мир хоббита, его друзей (веселых эльфов, тружеников-гномов, смелых орлов, великана Беорна, мужественного Бэрда) и врагов (коварных гоблинов, пауков, Голлума, дракона Смога и др.) - это тот мир, в котором, как в зеркале, отражены взаимоотношения и законы человеческого общества, полного контрастов и противоречий.

Толкин показывает, что человек становится человеком, только пройдя через горнило страданий и преодолев в себе эгоизм. Его сказка отозвалась на многие проблемы времени, была проникнута глубоким смыслом, хотя и обращена прежде всего к детям. Азарт борьбы за власть, жажда победы, честолюбие могут переродить людей в худшую сторону. И в сказке о хоббите победитель дракона - отважный Бэрд отказывается стать королем.

Как же спастись от зла?.. Эта тема волнует писателей-гуманистов ХХ века, органично входит во многие литературные сказки. (А. де Сент-Экзюпери - «Маленький принц», Туве Янсон - «Мумми-Тролль и комета» и др.) Сказка учит распознавать зло, какую бы личину оно не надевало на себя. Она выносит приговор тем, кто «ворует золото и драгоценности, а сами сделать ничего не могут» и только истребляют все вокруг себя (о драконах), осуждает гоблинов, жестоких и злобных, изготавливающих орудия пыток и машины, «предназначенные для уничтожения большого числа людей за один раз», осуждает гномов, для которых важнее всего спасти свою жизнь и сохранить свои сокровища.

Отзываясь на вопросы времени, сказка Толкина пробуждает в юных читателях сметливость, предостерегает от ошибок, учит добру. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и загадки, введенные в текст. Достаточно вспомнить, например, такие пословицы, как: «Пока жив - надейся!», «У каждого дракона есть слабое место!» и другие.

Огромную роль в раскрытии сюжета и характеров героев играют пейзажные зарисовки: «Танцуют на воде лучи солнца в утро Иванова дня», волшебной красотой наполнен лес эльфов, ужас охватывает путешественников на пути к туманным горам в черном:

Дул ветер, мрачный и сырой,

И вереск гнулся под горой,

Смешались тень, и ночь, и день

Угрюмой сумрачной порой.

Волшебство и фантастика, которыми наполнено сказочное повествование, не всегда в состоянии выручить героев. Не способным окажется даже добрый волшебник Гэндальф (выразитель авторских мыслей) помочь своим подопечным друзьям. И читатель осознает, что человек прежде всего должен надеяться на себя, не забывая при этом о милосердии к более слабым и обиженным судьбою существам.

Анализ литературного произведения - это всестороннее его рассмотрение. Универсальность (стремление охватить многие сферы и аспекты) в подходе к искусству является идеалом литературной критики. Она завещана В. Г. Белинским, являющимся и на сегодняшний день непревзойденным критиком.

Что необходимо учесть, анализируя художественное произведение?

  1. Социальную значимость произведения.
  2. Типичность и индивидуальное своеобразие персонажей.
  3. Этическую ценность конфликтов и характеров.
  4. Место анализируемого образа или произведения в истории страны, в истории литературы.
  5. Эстетические проблемы жанров и стилей. Художественное своеобразие.

План

  1. Популярность жанра сказки в современном мире. Связь сказки с реальным миром. «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» (А. С. Пушкин).
  2. История создания произведения.
  3. Тема (то, о чем говорится в призведении) и проблема произведения (вопрос, который решает
  4. Сюжет сказки.
  5. Система образов.
  6. Художественные приемы , используемые автором: сочетание фантастического и реального ; сказочное в произведении (положительные и отрицательные герои, мотив приключений и путешествий, мотив преодоления зла, деление на положительных и отрицательных героев); мифологическое в произведении (многочисленные образы северной мифологии); насыщение текста пословицами и поговорками ; использование пейзажных зарисовок .
  7. Социальная значимость произведения. Идея (позиция автора по данному вопросу) сказка учит людей тому, что человек прежде всего должен надеяться на себя, не забывая при этом о милосердии к более слабым и обиженным судьбою существам. Толкин показывает, что человек становится человеком, только пройдя через горнило страданий и преодолев в себе эгоизм. Его сказка отозвалась на многие проблемы времени, была проникнута глубоким смыслом, хотя и обращена прежде всего к детям. Азарт борьбы за власть, жажда победы, честолюбие могут переродить людей в худшую сторону. И в сказке о хоббите победитель дракона - отважный Бэрд отказывается стать королем. Сказка учит распознавать зло, какую бы личину оно не надевало на себя. Она выносит приговор тем, кто «ворует золото и драгоценности, а сами сделать ничего не могут» и только истребляют все вокруг себя (о драконах), осуждает гоблинов, жестоких и злобных, изготавливающих орудия пыток и машины, «предназначенные для уничтожения большого числа людей за один раз», осуждает гномов, для которых важнее всего спасти свою жизнь и сохранить свои сокровища.

Литература

ГАКОВ В. Сказка-жизнь профессора Толкина // Литературное обозрение. - 1977. - №4.

МУРАВЬЕВА В. Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и Обратно» // Современная художественная литература за рубежом. - 1976. - №3.

ВАЙСМАН А. И. Сказка Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» //Литература в школе. - 1998. - №2.


Тема: «Сказочное повествование Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (Учебник: Литература 8 класс. Ланин Б. А.)

Цель: Охарактеризовать персонажей «Хоббита, или Туда и обратно» , определить идею и проблему, поставленную автором в произведении

Слово учителя. Сегодня наш урок посвящен сказочной повести, написанной Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном, английским профессором литературы, специалистом по средневековому фольклору и мифологии.

Придуманная им волшебная страна, названная Средиземьем, населена волшебным существами: гномами, эльфами, гоблинами, орками, троллями, волшебниками, сказочными существами. В своей сказке Толкиен показал нам модель мира, «человечества» со своей историей, с народами говорящими на разных языках, со своими законами и моральными ценностями.

Какие народы населяют Средиземье, и как их описывает автор?

Гномы – маленькие существа, наделенные сверхъестественной силой, живущие в недрах земли и хранящие там свои сокровища. Они искусные ремесленники, умеют ковать волшебные кольца и мечи.

Эльфы – духи воздуха, живущие на деревьях, обладающие даром исцеления и ясновидения. Их волшебная музыка очаровывает даже неживую природу. Искусные и бесстрашные войны. Говорят на эльфийском языке, синдарине.

Хоббиты - маленький народ, живущий в «норах» , миролюбивый и гостеприимный, любители хорошо поесть и покурить трубку. У них большие, покрытые бурым мехом ноги с кожаными подошвами, поэтому никогда не носят башмаки. К этому народу принадлежат главные герои повести «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец» Бильбо Беггинс и Фродо Беггинс.

Гоблины – высокие, злые и сильные существа, живущие в подземных туннелях. Их жилища полны похищенными сокровищами. Они уродливы и жестоки.

Тролли – уродливые, сильные, но глупые великаны-людоеды, обитающие внутри горы.

Орки – существа, сотворенные из глины волшебником Саруманом. Они сильны и жестоки, уродливы и бездушны.

Кто главные герои повествования?

Бильбо Беггинс – хоббит, который отправился в дальний поход за сокровищем гномов Аркинстоном.

Волшебник Гендальф – старик с посохом, помогающий гномам.

Торин Дубощит – предводитель гномов, бесстрашный и справедливый.

Голлум – хоббит, потерявший свое обличие.

Верховный Гоблин.

Дракон Смог.

Какую проблему поднимает в своей сказке Толкиен?

Извечную проблему Добра и Зла поднимает в своей повести Р. Толкиен.

Какова идея произведения?

Добро побеждает зло, как бы тяжела ни была борьба, и какой бы ценой она ни доставалась.

Кто из героев повести представляет сторону Добра, а кто на стороне Зла?

Подвиги во имя Добра совершают Бильбо Беггинс, Гендальф, Торин Дубощит и остальные гномы, помогают им эльфы, орлы-великаны, лесной волшебник Радагаст, человекомедведь Беорн.

На стороне зла – гоблины, тролли, орки.

Охарактеризуйте героев «Хоббита, или Туда и обратно»
Бильбо Беггинс – доброжелательный, домовитый хоббит, любящий домашний уют и комфорт. Он несколько труслив, не хочет идти в поход неизвестно куда и зачем. Но, отправившись в путешествие помимо своей воли, он меняется. В нем обнаруживается неожиданное мужество и храбрость, смекалка и изворотливость ума. Бильбо не раз спасал гномов, он заслужил уважение и признание Торина Дубощита, который вначале противился его участию в походе. Именно он возвращает гномам их сокровища и бесценный бриллиант Аркинстон. Совершенно не героичный по натуре, он оказался способным совершить подвиг, и не один.

Гендальф – мудрый волшебник, который взял на себя нелегкую миссию предводителя сил Добра в борьбе против Зла. Своей мудростью, отвагой и стремлением добиться победы даже ценой своей жизни Гендальф по праву становится одним из самых ярких образов в повествовании. Именно Гендальф собирает и объединяет столь противоречивых героев.

Торин Дубощит – предводитель отряда двенадцати гномов, наследник престола королевства гномов Одинокой Горы. Смелый, отважный, истинный предводитель, заслуживший уважение и преданность своих подданных своей приверженностью идее возвращению гномов в Одинокую Гору, которую захватил дракон Смог. В конце повествования Торин поддался жадности, свойственной гномам, жадности обладания несметными сокровищами, но искупил свою вину смертью. Мне кажется, что нельзя его осуждать за эту слабость.

Итог урока: Мы познакомились с героями повествования Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»

Узнали о мире Средиземья, созданном воображением автора сказки, о народах, населяющих этот мир.
Определили проблему и идею произведения.