Формирование древнерусского государства – Киевская Русь. «Киевская Русь» - презентация Мбоу «садовская сош»

Проектная работа Киевская Русь выполнил Беляев Виктор ученик 11 класса.

Киевская Русь или Древнерусское государство - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен - ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства.

Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945 . В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда

Святослав Игоревич Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: Саркел, Семендер и столицу Итиль. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках. Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь.

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство.

Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

Древняя Индия. Понятие Кармы и Дхармы. Индуизм. Шива. Вишну. Буддизм. Религии древней Индии. Пуруша. Мифы о сотворении мира. Традиции древней Индии. Духовное преображение. Правильная речь. Миссия древней Индии. Изображение асуров. Освобождение от страдания. Будда. Химия. Брахма. Научные открытия. Религиозная толерантность. Разделение мира. Благоговение перед живым. Проповедь Будды. Причины страданий.

«Русская культура второй половины 19 века» - "Вечер на Волге", "Золотая осень", "Март". Классицизм. Основоположник русской драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"). Н.М. Карамзин. ("Борис Годунов"). Рахманинов. Географ. 2. Просвещение. Драматургия. Мусоргский. Возрастает число библиотек. "Бедная Лиза " "Деревня " "История государства Российского". 3.Назовите автора картин. Куинджи ("Украинская ночь", "Ночь на Днепре").

«Культура Руси 10-15 века» - Певческое искусство. Религия. Культура и быт 10-15 век. Письменность. Политические трудности. Свидетельство о развитии грамотности. Храм Святой Софии. Свидетельство византийского дипломата. Летописи. Архитектура. Годы правления Андрея Боголюбского. Как зарождалась культура Руси. Монах Нестор. Свидетельство о существовании славянской письменности. Открытость и синтетичность. Быт народа. Развитие русской культуры.

«Смутное время в России 17 века» - Альтернативы развития России в начале XVII века. Историческое содержание понятия Смута. Польская интервенция. Борис Годунов 1598 – 1605 гг. Изменило бы ход развития страны приглашение польского королевича Владислава. Василий Шуйский 1606 – 1610 гг. Смутное время – время упущенных возможностей. Можно ли восстание Ивана Болотникова отнести к альтернативам. Вопросы для семинара. Лжедмитрий I 1605 – 1606 гг.

Агрессия немецких рыцарей. Всего же более убогих не забывайте. Произведение было создано в XII в. Процесс формирования. В основу «Слова...» лёг поход новгород-северского князя. Из работы Н.М. Карамзина. Год битвы-1380г. Название периода. Невская битва и Ледовое побоище. Из «Жития Александра Невского». Тверские князья имели «право старшинства». Русь удельная. Куликовская битва. Право старшинства. Русские земли и княжества в XII - середине XV вв..

«Бородино 1812» - Французский артиллерист. 16-19августа: Смоленское сражение. 7 сентября: Бородинская битва. 7 сентября 1812. ГЕНЕРАЛ МИХАИЛ КУТУЗОВ. 19 октября: Французские войска оставляют Москву. 25-28 ноября: Сражение на реке Березине. Вестфальские войска. БОРОДИНО ХРОНОЛОГИЯ Июнь-декабрь 1812. Бриджи – желто-бежевые, заправлялись в высокие сапоги для верховой езды. Черная каска обтягивалась дубленой кожей и украшалась позолоченной арматурой.

История России

ШЕВЧЕНКО

Александр Афанасьевич,

учитель истории

ГБОУ города Севастополя «Гимназия № 10»


КИЕВСКАЯ РУСЬ

Киевская Русь – государство восточных славян, существовавшее несколько веков (с VIII в.и до 1132 г.). Вклад её в мировую историю и культуру огромен.

Киевская Русь в Х – ХІІІ вв. была самым крупным государством Европы. На её территории существовали сотни городов – центров ремесла и культуры.

Киевская Русь начала создаваться как феодальное государство, сохраняя длительное время и старые, общинные традиции.

Достигнув могущества, славы и признания в мире, государство погибло от внутренних войн и нашествия кочевников – монголо-татар.



ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Расселение восточных славян

Создание союзов племен (самый большой – союз полян)

Борьба союзов племен с соседними племенами за свою территорию

Образование четких пределов расселения славян

Дальнейшее развитие ремесла, торговли, земледелия и скотоводства

Разделение общества на группы (классы) богатых и бедных

Формирование класса знатных землевладельцев – земельной аристократии

Строительство городов

Появление новых социальных отношений – феодальных


ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ СЛАВЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Союзы племен возглавляли вожди-князья, власть и могущество их были безграничны

Славяне расселились на огромной территории

У племен и союзов племен были свои обычаи, традиции, часто достаточно разные

Славяне были язычниками

До ІХ в. у славян не была распространена письменность


ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КИЕВСЬКОЙ РУСИ

Конец ІХ – конец Х вв. – возникновение, становление и эволюция государственных структур

Конец Х – середина ХІ вв. – период наивысшего подъема и развития Киевской Руси

Конец ХІ – середина ХІІІ вв. – период политической раздробленности Киевской Руси


Князь Кий (полулегендарный) (? - ?) – вождь союзу племен полян, основатель города Киева (согласно легенде вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в V –VI вв.)

Князь Рюрик (862 – 879 гг.) –объединил часть славянских племен вокруг г. Новгорода

Князья Аскольд и Дир (? – 882 гг.) – завоевали Киев во второй половине ІХ в. В 882 г. князь Олег сверг их

ПЕРВЫЕ СЛАВЯНСКИЕ КНЯЗЬЯ


ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ ОЛЕГ (882 – 912)

По мнению многих историков, Олег – родственник Рюрика, правивший после его смерти, пока Игорь был слишком молод. Олег сумел:

ПРИСОЕДИНИТЬ:

  • кривичей;
  • северян;
  • радимичей;
  • древлян;
  • дулебов;
  • тиверцев

ПОБЕДИТЬ:

  • хазар;
  • Византию

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ ИГОРЬ (912 – 945)

Продолжил дело Олега, а именно:

  • 914 г. – сломил сопротивление древлян и уличей, которые, воспользовавшись смертью Олега, отказались подчиняться Киеву;
  • 915, 920 гг. – первые стычки с печенегами;
  • 941 г. – поход на Византию (окончился поражением);
  • 943 – 944 гг. поход на Волгу и Каспий;
  • 944 г. – поход на Византию (удачный)
  • 945 г. – был убит древлянами при сборе дани (полюдья)

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ ОЛЬГА (945 – 964)

Формально являлась регентом (временным правителем), пока сын её и Игоря Святослав не достигнет совершеннолетия, однако продолжала править до самой смерти, осуществив ряд важных реформ:

  • 945 г. – отомстила древлянам уничтожив их столицу Искоростень;
  • 946 г. – реформировала систему сбора дани:

Были точно определены нормы дани

Был изменен способ сбора дани (погосты)

  • 957, 959 гг. – Установление дипломатических отношений с Германской и Византийской империями;
  • Попытки введения христианства на Руси

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ СВЯТОСЛАВ (964 – 972)

Большую часть своего правления провел в военных походах, в результате которых:

  • Выросло могущество Киевского государства;
  • Были закреплены позиции Руси на важных торговых путях;
  • Укрепилась власть великого князя Киевского;
  • Возрос международный авторитет государства

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ ВЛАДИМИР (978 – 1015)

Укрепил государство, а именно:

  • Родоплеменное деление общества было окончательно заменено территориальным;
  • Проведена судебная реформа;
  • Проведено военная реформа;
  • Возрос международный авторитет

государства;

  • Ввел единую денежную

единицу (златник, серебреник);

  • Ввел новую религию христианство

Вывод: Именно при Владимире Русь окончательно приобщилась к европейской политической и культурной жизни, став неотъемлемой частью процесса формирования европейской цивилизации.


СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ

Великий князь Киевский – глава государства

Великие князья – его дети (у каждого в подчинении княжество или несколько княжеств)

Удельные князья – слуги великих князей


  • Убил Бориса и Глеба, заманив их в ловушку
  • Победил Святополка в войне, изгнав его за пределы Киевской Руси
  • Боролся с Ярославом за власть, добился раздела Киевской Руси (ему досталось Левобережье, а Ярославу – Правобережье) 1036 г. Мстислав умер, и Русь объединилась под властью Ярослава
  • Боролся с Ярославом за власть, добился раздела Киевской Руси (ему досталось Левобережье, а Ярославу – Правобережье)
  • 1036 г. Мстислав умер, и Русь объединилась под властью Ярослава

БОРЬБА ДЕТЕЙ ВЛАДИМИРА ВЕЛИКОГО ЗА КИЕВСКИЙ СТОЛ

Святополк

Ярослав (Мудрый)

Мстислав


КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ ЯРОСЛАВ (1019 – 1054)

Именно с Ярославом Мудрым связан период расцвета Древнерусского государства, проявившегося в:

  • Усилении значения киевской церковной митрополии;
  • Сооружении Софийского собора;
  • Основании библиотек и школ, распространении письменности;
  • Создании “Русской правды” – первого письменного кодекса древнерусского феодального права;
  • Укрепление международных связей, превращение Киева в центр политической жизни средневековой Европы

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО экономика

  • Господствующее место в экономике занимает сельское хозяйство:

а) в лесостепной зоне – огнево-подсечная система;

б) у степной зоне – переложная система.

  • Значительного развития достигло скотоводство.
  • Сохраняют свое значение охота, рыболовство, бортничество.
  • С ХІ в. формируется и усиливается вотчинное землевладение

(вотчина – феодальное землевладение, передающееся по наследству).

  • Быстро развиваются ремесла (на начало ХІ в. их известно более 60).
  • Интенсивно развивается торговля.
  • Быстро возрастает количество городов:

ІХ – Х вв. – 20 городов

ХІ в. – 32 города

ХІІІ в. – около 300 городов.


ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО политическая система

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ

ТЫСЯЦКИЕ

ПОСАДНИКИ

ДВОРЕЦКИЕ


ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО социальная структура

воеводы (бояре), тысяцкие, сотские, тиуны, огнищане, сельские старосты, городская верхушка

рядовичи, закупы, холопы, челядь


ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО религия

ДАВНЬОРУСЬКА ДЕРЖАВА релігія

  • у 988 г. было принято христианство как государственная религия
  • христианство имело огромное значение для Киевского государства, а именно:
  • укрепило центральную власть великого князя;
  • дало возможность Киевскому государству войти на равных в число самых могущественных государств Европы, активизировать политические, экономические, военные, культурные связи с ними;
  • способствовало бурному развитию торговли, каменного строительства
  • христианство в Киевской Руси стало единым мировоззрением и единой идеологией для разноплеменного населения государства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО “Русская правда”

  • “ Русская правда” – свод законов, наиболее известный памятник древнерусского книжного законодательства, регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения Киевской Руси
  • Известно более 100 списков “Русской правды”, которые принято делить на три редакции – краткую, расширенную и сокращенную
  • Краткая редакция содержит “Правду Ярослава” (Древнейшая правда), “Правду Ярославичей” (“Устав Ярославичей”) и две статьи – “Покон вирный” и “Урок мостникам”
  • Основной источник – нормы обычного права
  • Четко выражает природу феодального права
  • Состоит из норм разных отраслей права: гражданского, уголовного, процессуального
  • Является исключительно светским памятником феодального права
  • Сохраняла свою силу на протяжении нескольких столетий и намного пережила Древнерусское государство.
  • Имела значительное влияние на формирование более поздних правовых систем Украины, России, Белоруссии, Литвы и ряда других стран.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПОСЛЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Ярослав Мудрый

Всеволод Ярославич (1078 – 1093)

Изяслав Ярославич (1054 – 1073; 1076 – 1078)

Святослав Ярославич (1073 - 1076)

Олег Святославич

Владимир Всеволодович (Мономах)

Святополк Изяславич


КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1113 – 1125)

  • Был приглашен на княжение самими киевлянами
  • Княжил 12 лет
  • 83 раза ходил на половцев
  • Пытался смягчить социальные противоречия
  • Издал Устав Мономаха – свод законов, дополняющий “Русскую правду”
  • Владимир Мономах и его сын Всеволод были последними Киевскими князьями, которым удавалось сохранять единство государства
  • После смерти Всеволода в 1132 г. на Руси начинается период феодальной раздробленности

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО политические предпосылки раздробленности

  • Престолонаследование среди князей Киевской Руси было разным: в одних землях власть переходила от отца к сыну, в других – от старшего брата к младшему
  • Ослабление политических связей между отдельными феодальными владениями и отдельными землями
  • Местное боярство требовало сильной местной власти князя для защиты своих прав
  • В Киевском княжестве не была образована собственная династия, ибо борьбу за Киевский стол вели представители всех княжеских родов
  • Усилилась экспансия кочевников (половцев) на русские земли

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО экономические предпосылки раздробленности

  • Натуральный характер хозяйства приводил к ослаблению связей между отдельными землями
  • Быстро развивались города, становившиеся экономическими и культурными центрами отдельных земель
  • Усилилась роль местной знати, больше не желавшей делиться властью с Киевом
  • Изменение торговой конъюнктуры привела к потере Киевом роли основного торгового центра
  • Междоусобные войны после смерти Ярослава Мудрого Междоусобные войны – это войны между князьями (крупными феодалами) за власть, землю богатство
  • Междоусобные войны после смерти Ярослава Мудрого
  • Междоусобные войны – это войны между князьями (крупными феодалами) за власть, землю богатство
  • Междоусобицы прекратились из-за угрозы со стороны половцев
  • Съезд князей в г. Любеч (Любечский съезд), попытка прекратить междоусобные войны
  • Продолжение междоусобных войн
  • Продолжение междоусобных войн
  • Княжение Владимира Мономаха (1113 – 1125) и Мстислава Владимировича (1125 – 1132) Временное прекращение междоусобных войн
  • Княжение Владимира Мономаха (1113 – 1125) и Мстислава Владимировича (1125 – 1132)
  • Временное прекращение междоусобных войн
  • Окончательный распад Киевской Руси, образование самостоятельных княжеств на ее территории

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО этапы феодальной раздробленности


  • Киевская Русь стала первым государством восточных славян, что создало благоприятные условия для развития хозяйства и культуры
  • Укрепилась обороноспособность, что помогло избежать физического уничтожения со стороны кочевников
  • Сформировалась древнерусская народность
  • Возрос авторитет восточных славян, укрепились международные связи
  • Положено начало государственности не только у славянских, но и у неславянских народов
  • Киевская Русь стала восточным форпостом европейской христианской цивилизации, принимая на себя удары кочевников

Слайд 1

Презентации к урокам по разделу: «Киевская Русь» презентации к урокам истории, 10 класс

Слайд 2

Тема I:
Возникновение государственности у восточных славян. Первые русские князья

Слайд 3

“Военная демократия” – стадия исторического развития человеческого общества, характеризующаяся впервые проявившимся социальным неравенством, возросшей политической активностью и постоянными военными Конфликтами (VI-VII в.).

Слайд 4

Род (родовая община) – коллектив родственников Племя – объединение нескольких родов Союз племен – организация общества, характерная для периода военной демократии – предгосударственной стадии развития общества Дружина – военно-служилая знать князя Государство – политико-географическое образование, система органов власти, культурно- исторический феномен

Слайд 5

Норманнская теория – славяне не способны были создать собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию государства восточных славян (немецкие историки: Г. Байер (1694-1738), позднее Г. Миллер и А. Л. Шлёцер) Противники норманнской теории – полное отрицание роли скандинавов в процессе формирования древнерусского государства (М. Ломоносов, Д. И. Иловайский)

Слайд 6

Раннефеодальное государство – государство, в котором господствует государственная собственность, собственность феодалов лишь формировалась, еще не сложились классы В середине IX в. восточные славяне объективно находились на пороге создания государственности

Слайд 7

В IX в. - 2 центра формирования государственности: В районе озера Ильмень (Новгород) Среднее Поднепровье (р. Рось, Киев, поляне) Оба центра располагались на пути “из варяг в греки”

Слайд 8

862 г. – Рюрик с дружиной (Синеус, Трувор) были приглашены на княжение в Новгород 866 г. – новгородская знать во главе с мятежным дружинником Вадимом Храбрым попыталась избавится от опеки Рюрика, восстание было жестоко подавлено варягами

Слайд 9

Олег Вещий (879-912 гг.) (шурин Рюрика) 882 г. –убил полянского кн. Дира и в. Аскольда, объединил Новгород и Киев под своей властью Покорил: древлян, северян, радимичей, дулебов, харватов 911 г. – выгодный торговый договор с Византией

Слайд 10

Игорь Старый (912-945 гг.) (сын(?) Рюрика) 915 г. – впервые встретился с печенегами 941 г, 944 г. – походы на Константинополь (945 г. – мир. договор) 945 г. – повторно собирая дань с древлян был убит князем Малом

Слайд 11

Ольга Мудрая (жена Игоря) (регентша с 945 – 964 г, умерла 969 г.) 946 г. – карательный поход на древлян, взят Искоростень. Ольга провела реформу налогообложения, учредила погосты 957 г. – крестилась под именем Елена

Слайд 12

Полюдье – объезд князей с дружиной подвластных земель, племен для сбора дани. Погосты – административные центры, созданные для сбора дани Уроки – нормы определяющие размер дани Заслуга княгини Ольги заключается в том, что она нормировала сбор дани (уроки) и заменила полюдье погостом. Ольга – первая княгиня- христианка, после смерти Ольга (Елена) была канонизирована православной церковью

Слайд 13

Бояре Святославу: “Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул”

Слайд 14

Святослав Игоревич (Воитель) (945 – 972 г.) 964-966 г. – походы на хазар, взял Итиль и Саркел, Хазарский каганат после этого удара не смог оправиться 968 г. – вторжение в Дунайскую Болгарию, взял Переяславец и объявил его “серединой своей земли” 971 г. – мирный договор с Византией, русские ушли из Болгарии 972 г. – попал в печенежскую засаду, убит (Куря)

Слайд 16

ТЕМА II:
Русь во времена Владимира Святославича. Крещение Руси (988 г.)

Слайд 17

Владимир I Святославич (Святой,Красно Солнышко) (980 - 1015) В результате усобиц между сыновьям Святослава Ярополком был убит Олег (Древлянская земля), Владимир бежал к варягам. Вернувшись Владимир захватил Новгород, договорившись о Переговорах, хитростью убил Ярополка, захватил власть в Киеве. В 980 г. – утвердился на киевском престоле

Слайд 18

980 г.– религиозная реформа. Владимир пытается создать общерусский языческий пантеон богов во главе с Перуном. В пантеон также входили: Даждьбог, Стрибог, Велес. Провал реформы

Слайд 19

Причины религиозных реформ: Идеологические пережитки язычества не могли быть совместимы с централизованной властью и порождали сепаратизм Язычество мешало стабилизации феодальных отношений Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы

Слайд 20

Причины религиозных реформ: 4) Требовалась новая идеология, утверждающая отношения господства и подчинения 5) Монотеизм укреплял авторитет личной княжеской власти

Слайд 21

988 г. – Русь перенимает христианскую религию от Византии в форме православия. Владимир: “Кто не со мной, тот против меня” Первыми приняли крещение киевляне (вошли в Днепр), новгородцев пришлось крестить силой с особыми усилиями 989 г – первая церковь св. Георгия

Слайд 22

“Мечом и огнем Русь крещена была” Д/з § 7,8, Значение крещения Руси (письменно)

Слайд 23

Тема III: Правление Ярослава Мудрого (1019-1054 г.)

Слайд 24

План урока:
Усобицы между сыновьями Владимира А) Святополк Окаянный, убийство Бориса и Глеба Б) Правление Ярослава и Мстислава 2) Ярослав Мудрый 3) Русская правда – первый свод законов Русской земли

Слайд 25

Святополк Ярополчич – приемный сын (племянник) Владимира Святославича. Захватил великокняжеский престол. 24 июля 1015 г. – вероломно убил брата Бориса (канонизирован православной церковью, храм Св. Василия в Вышгороде) 5 сентября 1015 г. – обманом убил Глеба (канонизирован православной церковью, храм Св. Василия в Вышгороде) Святополк за свою подлость получил прозвище “Окаянный”

Слайд 26

Против Святополка Ярополчича выступил новгородский князь Ярослав Владимирович (сын Владимира Святославича). 1016 г. – Святополк потерпел поражение при Любече, бежал в Польшу. 1018 г. – Святополк разбил Ярослава на р. Буг, княжил в Киеве 1019 г. – Ярослав разбил Святополка, на р. Альта Святополк был повторно разбит, бежал.

Слайд 27

Ярослав Мудрый (1019-1054 г.) Владимиром Святославичем был посажен на великокняжеский стол новгородский, но ещё при жизни отца отказался платить дань Киеву. После смерти Владимира участвовал в междоусобной борьбе с Святополком, одолев его стал великим князем Киевским.

Слайд 28

Ярослав Мудрый (1019-1054 г.) Ярослав соперничал с тмутараканским князем Мстиславом Храбрым (брат) за Русскую землю. Потерпел поражение, братья поделили земли. Границей был Днепр: земли по левому берегу – Мстислав Земли по правому берегу (вместе с Киевом) – Ярослав 1036 г. – Мстислав умер, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Слайд 29

Ярослав Мудрый (1019-1054 г.) Ярослав Мудрый установил принцип наследования великокняжеского стола старшему в роду Положил начало русскому письменному законодательству – Русская Правда Возвел храм Святой Софии в Киеве

Слайд 30

Тема IV: Складывание феодальных отношений на Руси

Слайд 31

Этапы формирования древнерусской государственности
Этапы Временные рамки Правящие князья
Начальный Середина IX – конец X в. Олег (882-912) Игорь (912-945) Ольга (945-964) Святослав (964-972)
Расцвет Конец X – первая половина XI в. Владимир (980-1015) Ярослав Мудрый (1019-1054)
Упадок, распад Вторая пол. XI – середина XII в. Владимир Мономах (1113-1125) Мстислав Великий (1125-1132 гг.)

Слайд 32

На Руси в XI-XII вв. формируется феодальная структура, схожая с вассально-сеньориальной системой Европы – соподчинение феодалов различного ранга, взаимообязательства сеньора и вассала. Однако Русь не знала столь четкой феодальной иерархии как в Европе.

Слайд 33

На Руси формируется княжеский домен – комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии. Этот процесс сопровождается формированием таких владений у княжеских родственников, бояр, дружинников. Института рыцарства Древняя Русь не знала.

Слайд 34

Кормление - система содержания должностных лиц за счет местного населения, наместник (местный князь, боярин) получал право взимать налог с определенных земель, часть которого присваивал себе за службу.

Слайд 35

Великий князь
Дружина
Старшая
Младшая
Светлые князья
Местные дружины, 500-3000 чел.
Ополчение, до 50 тыс. человек
Наемники, до 1 тыс. чел.
Пехота
Конница
Структура вооруженных сил Древнерусского государства (X-XII вв.)

Слайд 36

Вотчина (отчина - перешедшая от отца, иногда от деда) - древнейший вид феодальной земельной собственности, принадлежащей владельцу на правах полной наследственной собственности.

Слайд 37

Община - древнейшая сельская форма объединения людей, отличающаяся общим владением средствами производства, частичным самоуправлением. В России община была замкнутой сословной единицей, используемой для сбора податей и полицейского контроля. Вервь – соседская территориальная община у славян (от «вервь» - верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой).

Слайд 38

Смерды - общее название сельского населения Древней Руси. Наймиты- свободные общинники работающие за плату.
Свободные общинники

Слайд 39

Полузависимое население
Рядовичи - человек, заключивший определенный договор - ряд и обязанный выполнять работу по этому договору. Закупы -работавшие в хозяйстве феодала за «купу» - заем, имели свое хозяйство. Отработав долг, освобождались.

Слайд 40

Зависимое население
Холопы - категория зависимого населения в Древней Руси, известная с X в. Холопы были близки по положению к рабам. В XVII в. постепенно слились с крепостным крестьянством. Киевская Русь (IX- сер.XII в.) не знала крепостной зависимости крестьян!

Слайд 41

Д/З § 9, 10-11

Слайд 42

Тема V: Новые феодальные усобицы на Руси. Владимир Мономах – великий киевский князь

Слайд 43

План урока:
Усобицы на Руси после смерти Ярослава Мудрого. Ослабление власти великого киевского князя. Любечский съезд. 1097 г. Борьба с новой угрозой из Дикой Степи – половцами Владимир Мономах Наследие и распад державы.

Слайд 44

До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. 1068 г. – половцы нанесли серьезное поражение русским князьям. Изяслав отказался вооружить киевлян восстание в Киеве великий князь Всеслав, полоцкий князь. Изяслав предпринял попытку захватить власть, недолго княжил в Киеве. 1073 г. – великий князь Святослав (вскоре умер). Изяслав вернулся, 1078 г. погиб от руки Олега Святославича. 1078 – 1093 гг. – великий князь Всеволод (младший сын Ярослава Мудрого), период его правления отличался относительной стабильностью на Руси.

Слайд 45

1093 г. – сын Всеволода Владимир Мономах уступил Киев двоюродному брату Святополку Изяславичу и отправился в Чернигов (Изяслав – старший Ярославич) Усилилась междоусобная борьба между князьями – черниговским Олегом (сочувствовал половцам) и переяславским Владимиром Мономахом. Олег был разбит, клялся в повиновении.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Происхождение слова «Русь» Учёные спорят и о том, каково происхождение названия «Русь»:

  • Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами.
  • Но большинство лингвистов доказывают, что слово «Русь» - не славянское, а скорее пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции - «Руслаген».
Древний Киев Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, - значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование - показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового, государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой - торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались Новгород и Киев - два важнейших восточнославянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882-912 гг.), прозванный Вещим. Княжение Олега (879-912гг)
  • во-первых, освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще непокоренных восточнославянских племен;
  • во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов;
  • в-третьих, обеспечение выгоных условий для Руси в торговле с Византией.
  • Для обороны от кочевников Олег "нача городы ставити". Племена северо-запада Руси (словене, кривичи, меря) продолжали подчиняться ему и платили дань, причём новгородцы обязались отвозить в Киев особую дань варягам в 300 гривен (гривна - слиток серебра весом около 200 г) «мира для». Северяне и радимичи (восточнославянские союзы племён) по-прежнему платили дань хазарам. Но Олег потребовал от них: «Не дайте хазарам, а мне дайте». Таким образом начала формироваться государственная территория «империи Рюриковичей». Согласно «Повести временных лет», Олегу подчинялись поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена. Вероятно, в какую-то зависимость от Киева попали дреговичи, западные кривичи и, возможно, уличи и тиверцы.
К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба. ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира - Византийскую империю. В 907 г. он совершил успешный поход на её столицу - Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград.

Византийские послы откупаются драгоценностями от русской дружины.

907,911г.г.- походы Олега на Царьград. Договоры Руси с греками. Императоры Византийской империи Лев VI и его брат и соправитель Александр:

  • Выплатили баснословную сумму контрибуции - по 12 гривен на уключину (весло лодьи, за которым сидело по нескольку человек). Всего в русской флотилии насчитывалось две тысячи кораблей по сорок воинов в каждом.
  • Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам - Киеву, Чернигову, Переяславлю и др.
  • Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание.
  • Купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями - привилегия, которую имели только жители Константинополя.
  • Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов. 911г.- первый письменный договор (13 статей).
Игорь Старый (912-945г.г.) Покоряет уличей, тиверцев,древлян; 941-944г.г. – русско- византийская война (договор 944г.)
  • Денежная дань
  • Военная контрибуция
  • Отмена беспошлинной торговли
  • Право Руси владеть территориями в устье Днепра, на Таманском п-ве
  • Подтвержден военный союз против Хазарии (русские отряды должны приходить на помощь Византиии)
  • Право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.
Использование славянами «греческого огня» Сбор князем Игорем «полюдья» Казнь князя Игоря Ольга(945-957г.г.) «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь - Святою, История - Мудрою», - пишет Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского». Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях? О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что родом она из Пскова. В древнейшей русской летописи - «Повести временных лет» - под 903 г. записано: «...И привели ему (Игорю. - Прим. ред .) жену из Пскова именем Ольгу». Некоторые авторы утверждают, что происходила она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла, другие видят в ней дочь князя Олега, третьи считают её простой крестьянкой, прельстившей князя Игоря своей красотой. Скорее всего она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом говорит и её варяжское имя - Ольга (Хельга). Но как бы то ни было, она стала достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и городами, ей принадлежали Вышгород под Киевом, сёла Будутино, Ольжичи и другие владения. Не исключено, что она имела собственные вооружённые отряды. Встреча князя Игоря и Ольги Ольга Мудрая Ольга Святая Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
  • В договоре князя Игоря с византийцами (944 г.) упомянут особый посол княгини Ольги, который занимает третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах.По-видимому, именно Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа.
  • Однако на первый план она выдвигается после гибели князя Игоря, убитого в 945 г. древлянами во время сбора «полюдья»
  • «Полюдье» – сбор князем дани.
  • Для Ольги это было трудное время. Древлянская земля «отложилась» от Киева, наследник, князь Святослав, по свидетельству летописи, был ещё слишком мал. На плечи княгини легла вся тяжесть управления.
Древнерусское государство в IX-XI в.в. Строительство княжества После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти:
  • Как пишет летописец, «отправилась Ольга к Новгороду и установила на Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани (иными словами, точных размеров платежей в пользу великих князей киевских)
  • Ловища (охотничьи угодья) её сохранились по всей земле.
  • «погосты», становились небольшими центрами княжеской власти, куда стекалась дань, собранная с населения.
  • ВЫВОД: Благодаря административно-хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг на пути становления государства.
Крещение Ольги в середине 50-х гг. X столетия Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Её крещение стало не только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Историки до сих пор спорят, когда и где именно - в Киеве или Константинополе - крестилась Ольга? Крещение княгини Ольги в Константинополе. Крещение Ольги в середине 50-х гг. X столетия
  • Согласно летописи, в середине 50-х гг. X столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом же деле ей было в ту пору около 60 лет), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала » (обманула) его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними.
Путешествие Святой Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Кремле. Крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане . На византийском императоре всё ещё лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский стол.

Значение крещения княгини Ольги

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина). Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже ее сын Святослав "не думал и не прислушивался к этому... продолжая жить по языческим обычаям". Святослав в данном случае выражал настроения своей дружины: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г., и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди». Хоронили её по христианскому обряду. Князь-воин 957-972г.г. «...Легко ходил в походах, как пардус (т. е. гепард.), и много воевал, - писал о нём летописец. - В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах... И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"».

Сохранилось также описание облика Святослава, сделанное византийским историком. По его словам, князь был среднего роста, довольно строен, видом мрачен. У него были широкая грудь и толстая шея, голубые глаза, густые брови, плоский нос, длинные висячие усы.

Походы Святослава То, что известно нам о Святославе, доказывает, что он не был обделён ни честолюбием, ни мужеством, ни отвагой, однако летопись молчит о нём до 964 г. В 964 г. - если верить летописи - Святославу исполнилось 22 года, и он повёл войско на восток. 1. Разгром Хазарского каганата появление Тьмутараканского княжества 2. Поход на Дунай 3. Поход наВизантию На Дунай прибыли гонцы от киевлян, которые сказали Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе твоей отчизны, старой матери, детей своих?» Во главе конницы Святослав поспешил к Киеву, оставив часть войск в Переяславце. Пока он воевал с печенегами, болгары восстали и выбили русских из города. Однако князь смириться с этим не пожелал. После победы над печенегами он заявил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки (драгоценные ткани. - Прим. ред.), вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы» . Только просьбы умирающей Ольги задержали его в Киеве. После смерти матери Святослав посадил в Киеве своего старшего сына Ярополка, а второго сына Олега - в Древлянской земле. Тогда же и Новгород попросил себе князя. Святослав отправил туда Владимира, сына Малуши, ключницы Ольги. «Сын рабыни», как звали Владимира в Киеве, впоследствии стал великим князем киевским, Владимиром Святым, хотя сам Святослав вряд ли считал его своим наследником. Переговоры князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием. Гибель Святослава 972г. Поредевшему войску Святослава предстояла опасная дорога через степи, где кочевали печенеги. Византийцы позволили русским беспрепятственно уйти из Доростола, даже дали хлеба на дорогу. Во время переговоров с Цимисхием Святослав просил его обеспечить безопасный проход через земли кочевников, и император обещал это сделать. Цимисхий был не прочь расправиться с ним руками печенегов. На уговоры византийских послов беспрепятственно пропустить войско Святослава печенеги ответили отказом. Дорога на Киев оказалась закрытой, и воинам князя пришлось зимовать на берегу моря в устье Днепра. Видимо, Святослав и не спешил в Киев, скорее всего он ожидал подкрепления, рассчитывая вернуться на Дунай. Но не дождавшись его, двинулся на север. Часть воинов во главе с воеводой Свенельдом отправилась домой кружным путём и благополучно добралась до Киева, Святослав со своей дружиной поднялся вверх по Днепру. Здесь, у днепровских порогов, и подстерегли его печенеги. Гибель Святослава 972г. И князь, и вся дружина погибли в бою. Из черепа Святослава печенежский князь Куря повелел сделать чашу для пиров. Такие же чаши были сделаны и из черепов дружинников Святослава. Большая часть земель, завоёванных Святославом, была потеряна для Руси. Договор, заключённый с Византией, ничего не прибавил к тому, чего уже добились Олег Вещий и Игорь Старый; напротив, Святослав обещал Византии оказывать ей в случае необходимости военную помощь. Сыновья Святослава, посаженные им в разных частях Русской земли, после гибели отца сразу же перессорились между собой. Сначала в сражении с Ярополком погиб Олег, потом по приказу Владимира был убит Ярополк... Трудно не согласиться с Карамзиным, который сказал, что Святослав, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризны историка. И всё же память народная хранит слова князя: гордое «иду на вы» и мужественное «мёртвые сраму не имут», а самого Святослава чтут как отважного и удачливого воителя, мечом своим умножавшего Русскую землю. Памятник князю Святославу в Киеве Русь после гибели Святослава

  • первая княжеская междоусобица на Руси ознаменовалась братоубийством (972-980г.г.).

(Ярополк)

Победа Новгорода

Новгород

(Владимир)

Жертвоприношение Перуну во времена князя Владимира Святославича. Правление Владимира Красное солнышко(980-1015гг)
  • В 981 г. киевская дружина во главе с князем идёт походом на Волынь и изгоняет поляков из захваченных ими Червенских городов - Перемышля, Червена и др).
  • В 981-982 гг. Владимир дважды выступает в поход против вятичей на Оку;
  • 983г.следующий год ознаменован победой над ятвягами, вынужденными прекратить свои набеги на русские земли и стать данниками Руси.
  • В 984 г. воевода Владимира усмиряет мятежных радимичей,

Все первые годы своего правления Владимир Святославич проводит в военных походах, возвращая Руси всё утраченное за время междоусобиц, укрепляя её рубежи:

Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление единства Русской земли. Он покончил со всеми местными княжениями и поставил там наместниками своих сыновей. Где какому сыну княжить, сколько дани взимать с той или иной земли - всё это определял великий князь киевский, князь всея Руси:

  • Новгород – Вышеслав, Ярослав
  • Ростов – Борис
  • Муром – Глеб
  • Древляне – Святослав
  • Владимир – Всеволод
  • Таманский п-ов – Мстислав
  • Туров – Святополк (усыновлен)
Крещение Руси 988г. Причины принятия христианства:
  • Потребность дальнейшего развития русского государства и общества, необходимость идеологического средства консолидации господствовавшего класса и распространения его власти на все общество;
  • Укрепление единовластия;
  • Цементировало семью – ячейку общества;
  • Развитие культуры, приобщение к культуре античного мира; вызревание на Руси новых социальных отношений
Крещение киевлян Последствия принятия христианства
  • Христианство цементировало семью, вводило новую мораль с гуманным отношением к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще;
  • Правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти- христианскую религию, а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывающегося феодального строя (княжеская власть от бога);
  • Идеологически закреплялось единство древнерусского государства; ускорение славянизации неславянских элементов в русском обществе; стабилизация системы иерархических общественных ценностей;
Последствия принятия христианства
  • Русь получила письменность и возможность приобщения к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;
  • Расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;
  • Но не всегда гладко складывались отношения Владимира с сыновьями. Старший сын Ярослав, княживший в Новгороде (а ещё ранее - в Ростовской земле, на Верхней Волге, где он основал город, носящий его имя - Ярославль), отказался платить дань Киеву, сочтя её чрезмерной. Владимир прогневался на непокорного сына и собрался походом на Новгород. Но не суждено было отцу с сыном встретиться в бою: 15 июля 1015 г. Владимир скончался. «Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нему - бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем» - гласит русская летопись.
Вторая междоусобица на Руси (1015-1024гг) После смерти Владимира вновь вспыхнула на Руси братоубийственная междоусобица. Сын Владимира Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем. Приняли мученическую кончину сыновья Владимира Борис и Глеб, впоследствии признанные церковью первыми русскими святыми. Их брат Святослав пытался бегством спастись от людей Святополка, но был настигнут ими и убит близ Карпатских гор. Потрясённый жестокостью Святополка, народ дал ему прозвание Окаянный (т. е. братоубийца - тот, кто уподобился библейскому Каину, убившему брата своего Авеля). Святополк же опирался на помощь поляков и исконных врагов Руси - печенегов. Наконец в 1019 г. разгромленный в битве на реке Альте, Святополк бежал за пределы Руси, но был настигнут варягом Эймундом, который доставил отсечённую голову князя-братоубийцы Ярославу.

Четыре года вёл нелёгкую войну со Святополком Ярослав (новгородский князь) Помогали ему новгородцы и варяжские воины из Швеции, откуда была родом королевна Ингигерда, жена Ярослава.

1024г.- столкновение между Ярославом и Мстиславом князем Тьмутараканским. 1026г. - русское княжество разделено на две части

Мстислав

(левобережье Днепра, Чернигов)

(правобережье Днепра, Киев, Новгород)

Ярослав правил 35 лет (1019-1054 гг.) Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом.

  • В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды (память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя собора Святой Софии). Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира - собору Святой Софии в Константинополе, Ярослав таким образом ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии. На фресках (красочных настенных росписях по сырой штукатурке) константинопольской Софии есть изображение семьи императора Юстиниана - величайшего из константинопольских государей, в киевской же Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава. Вслед за Киевом Софийские соборы появились в Полоцке и Новгороде. Для новгородцев Святая София стала главной святыней их вольнолюбивого города.

Храм Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Стамбуле(Константинополе)

Храм Святой Софии в Великом Новгороде)

Киев времён Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве, по свидетельству немецкого хрониста начала XI в. Дитмара из Мерзебурга, имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало несметное множество народа. Немецкий автор второй половины XI в. Адам Бременский называл Киев соперником Константинополя - крупнейшего города христианской Европы. Чтобы подчеркнуть могущество Руси, её равенство с Византией, Ярослав сам, без согласования с константинопольским патриархом, назначил для Руси главу церкви - митрополита . Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов , тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.

«Золотые ворота» в Киеве

Дмитриевский монастырь XI век

Андреевский монастырь XIвек

В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Ещё Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. Теперь же его преемник создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 г. первая летопись появляется и в Новгороде. Перу сподвижника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит «Слово о законе и Благодати» - первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли. Успехи просвещения на Руси во многом стали возможны благодаря личным достоинствам её правителя. Ярослав был твёрдым христианином, сторонником «книжного почитания». Сам он много читал, и нередко ночь заставала его за книгой. Собрав в Киеве писцов и переводчиков с греческого, он поручил им перевод книг, привезённых на Русь из Византии. Это были богословские и исторические сочинения византийских и античных авторов. Так Русь приобщалась к великой культуре античного мира и Византии. Династические браки При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. В те времена престиж державы во многом определялся династическими связями. С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться могущественнейшие монархи христианского мира. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Любопытно, что во время коронации во Франции Анна Ярославна пожелала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезённой из Киева славянской Библии. Библия эта так и осталась в Реймском соборе, где до 1825 г. включительно короновались французские монархи; и, как это ни поразительно, последующие поколения французских королей присягали на Библии, прибывшей во Францию из Руси.

Жена Ярослава Мудрого - с 1019 Ингегерда (в крещении - Ирина , в иночестве Анна ), дочь короля Швеции Олафа Шётконунга . Их дети разъехались по всей Европе:

Владимир (1020 -1052 ) - князь новгородский .

Изяслав (1025 -1078 ) - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде .

Святослав (1027 -1076 ) - князь черниговский , предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде , дочери графа Леопольда .

Всеволод (1030 -1093 ) - женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха ), от брака с которой родился князь Владимир Мономах .

Вячеслав (1033 -1057 ) - князь смоленский

Игорь (1036 -1060 ) - женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового .

Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I , сына Владислава Плешивого .

Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I . Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник

«Русская правда» «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала:

  • судопроизводство;
  • определяла наказания за те или иные проступки или преступления;
  • из неё можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени.

Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, т.е. свободных граждан ; устанавливала положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право, ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников, разбирала споры между свободными людьми уравнивала в правах новгородских и киевских "мужей" и другое.

Согласно "Русской правде", закупы и рядовичи находились в экономической зависимости и не могли уйти от владельца по своей воле. Их жизнь оценивалась в 5 гривен (так же как и лично зависимого холопа ). Князь становится не только олицетворением силы, нор и справедливости. В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом в славянской и варяжской среде. Имеется три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная.

«Русская правда»

  • Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава, который по справедливости вошёл в русскую историю под именем Мудрого, было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или же «Правда Ярослава». Позднее преемники Ярослава дополняли его новыми статьями.

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/2966/2527.jpg

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам, размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была кровная месть, распространённая в обществе тех столетий. По меткой оценке Н.М. Карамзина, «Правда Ярослава» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя. Управление государством при Ярославе Мудром. Категории земельной собственности:

  • Общинная- совместная собственность всей общины
  • Княжеская- личная собственность князя и его семьи
  • Вотчина- наследственное земельное держание, пожалованное князем за службу
Формы зависимости крестьян
  • Смерд - человек, выполняющий какие- либо обязанности в пользу князя
  • Закуп- разорившийся общинник, взявший ссуду, проценты с которой отрабатывает на поле человека, ссудившего его деньгами
  • Рядович - человек, заключивший договор о выполнении определённых обязанностей в пользу господина
  • Холоп - человек, попавший в полную зависимость от господина, раб.
Предчувствуя близость кончины и желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, старый князь ещё при жизни постарался распорядиться державным наследием.
  • Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода.
  • Святослав Ярославич получил в княжение Чернигов,
  • Всеволод - Переяславль,
  • Игорь - Владимир-Волынский,
  • Вячеслав - Смоленск.
  • В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич.
  • По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю. В 1054 г., прожив более 70 лет, великий князь Руси Ярослав Мудрый скончался.

Великий князь Ярослав Мудрый