История создания рассказа смерть чиновника. «Смерть чиновника» главные герои

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» проникнут юмором, обычно присущий этому писателю. Произведение это изучается в школе, поэтому «Смерть чиновника» краткое содержание обычно помогает познакомиться с ним, понимая не только сюжет, но и анализ. Это поможет в дальнейшем прочитать уже это произведение – «Смерть чиновника» в кратком содержании и прекрасно понимать, каждую фразу, созданную великим писателем.
Главный герой рассказа – Иван Дмитриевич Червяков. Он занимал малую и довольно простую должность - экзекутора. Такое его положение в обществе, конечно же, накладывало и на него свой отпечаток, и поэтому он боялся начальства, причем не только тех, под чьим руководством он сам работал, но и чиновников более высшего ранга любого ведомства. Служил он хорошо, был услужлив, но его мало кто замечал.
Однажды главный герой рассказа “Смерть чиновника» отправляется в театр. Дело происходит вечером, и Иван Дмитриевич Червяков уже после трудового рабочего дня находится в полном расслаблении. Так как бюджет семьи главного героя «Смерть чиновника» невелик, то в театр он отправляется один, а жена остается поджидать его дома. Кажется, вечер должен быть интересным и, конечно же, он не предвещал никакой беды.
Состояние Ивана Дмитриевича Червякова с трудом можно выразить несколькими словами, так как он был не только рад такому стечению обстоятельств, но просто блаженствовал от этого. Он пришел в театр намного раньше, занял свое место и спокойно стал ждать того, когда же начнется представление. Его место было во втором ряду, откуда и так все было хорошо видно, но ради престижа, ведь он же не зря сюда пришел, он все-таки время от времени поглядывал на сцену, где как раз и должно было вот-вот начаться представление, используя маленький театральный бинокль.
В театр Червяков ходил не часто, поэтому в его жизни это было большое событие. В этот вечер на сцене должен был быть представлен неизвестный еще Червякову спектакль – «Корневильские колокола».
И все было просто превосходно, и вечер, наверное, закончился бы замечательно. И затем мелкий чиновник из рассказа «Смерть чиновника» отправился в хорошем распоряжении духа домой, где его ждала бы радостная жена.
Но тогда бы эта история мелкого чиновника не была бы закончена, а была бы очень бесполезной. Именно поэтому авторы и внесли в начало рассказа замечательно слово – « а вдруг». Так что же вдруг случилось с Иваном Дмитриевичем Червяковым?
В какой момент вдруг у него стали слезиться глаза, подкатились, дыхание сперло, и он неожиданно для себя и для окружающих чихнул. Но это не у кого не вызвало какого – либо недоумения, практически все, кто присутствовал в этом зале, даже не обратили на это внимание. И сам Червяков поначалу также не посчитал нужным задуматься о том, что произошло. Да это и понятно, ведь каждый человек может чихнуть. Но как вежливый человек, он на всякий случай достал платочек, вытерся и стал оглядываться вокруг себя, дума о том, чтобы никого не побеспокоить.
Но в какой-то момент Червяков заметил, что человек, сидящий впереди него, на первом ряду, тоже достал носовой платочек и теперь упорно вытирал свою голову, на которой совсем не было волос. Он так упорно тер свою лысину, что Иван Дмитриевич сразу понял, что именно он причинил этому старичку неудобства.
Червяков присмотрелся и узнал в старичке, сидящем впереди, статского генерала. Иван Дмитриевич, главный герой рассказа «Смерть чиновника», понимал, что этот человек никакого отношения к нему не имеете, и он не подчиняется, но все-таки ему стало не по себе, глядя на то, как старший по чину вытирает свою лысину носовым платочком. Конечно же, он узнал этого человека. Это был статский генерал Бризжалов.
Червяков решил, что ему обязательно нужно извиниться. Поэтому он наклонился всем туловищем вперед и стал шептать слова извинения генералу на ухо. Тому тоже было неудобно, и он отвечал, что ничего страшного не произошло. Но Ивана Дмитриевича это не остановило, и он продолжал извиняться. Генерал попросил его забыть об этой ситуации и смотреть представление.
Червяков попытался это сделать, но то, что происходило на сцене, уже больше его не интересовало. В антракте он снова решает сделать попытку извинения. Но генерал и слушать не стал, говоря, что он уже забыл обо всем. Но Ивану Дмитриевичу не понравились его глаза, то, как он посмотрел на него. И поэтому все остальное представление он уже думал о том, что произошло, и как ему дальше поступить.
После представления, отправляясь домой, Червяков даже не замечал то, по какой дороге он идет, так как его мысли были заняты только тем, что произошло. Войдя в свою квартиру, Иван Дмитриевич тут же поведал о том, как невежливо он поступил с Бризжаловым. Но и реакция жены чиновнику тоже не понравилась. Так, женщина сначала испугалась, но затем, узнав, что генерал из другого ведомства успокоилась и совсем забыла об этом случае. Хотя она все-таки предложила ему сходить повторно и извиниться. Зато такое происшествие совсем не давало покоя Червякову.
Размышляя всю ночь, герой рассказа «Смерть чиновника» никак не мог уснуть. Новый день он начала с того, что привел себя в порядок: подстригся, переодел мундир на новый и отправился к Бризжалову на службу, чтобы поговорить с ним и, конечно же, извиниться.
Но в этот день у статского генерала было довольно много посетителей. В приемной к приходу Ивана Дмитриевича уже толпилось много народа, да и сам Бризжалов уже начал прием. Пообщавшись с несколькими просителями, статский генерал поднял глаза и на Червякова, как бы спрашивая его о том, чего он хотел.
И вот тут мелкий чиновник, заикаясь и стесняясь, опять стал просить прощения за вчерашний свой поступок, который он совершил нечаянно. Но это еще больше разозлило статского генерала, и он постарался побыстрее избавиться от этого разговора, да и от самого Червякова, обратившись уже к другим посетителям.
Но Ивану Дмитриевичу вся эта ситуация никак не давала покоя и он никак не хотел уходить из приемного зала, не поговорив, как ему казалось, с обиженным статским генералом. Ему казалось, что Бризжалов на него сердится, и это не давало ему покоя, он решил опять повторить попытку. Но главный герой рассказа «Смерть чиновника» сначала решил дождаться окончания приема, и как только Бризжалов перестал разговаривать с последним посетителем и уже направился вглубь комнат, то Червяков возобновил свои попытки.
Он стал рассказывать статскому генералу о том, как он сожалеет о случившемся и очень сильно раскаивается. Но лицо Бризжалова очень сильно исказилось, словно он уже от этих извинений вот-вот заплачет. Он резко закрыл дверь прямо перед носом Ивана Дмитриевича, решив, что тот просто издевается уже над ним.
Червяков решил больше не приходить к Бризжалову, раз тот не желал с ним общаться, но извиниться – то он должен был как-то. Вот и выбрал Иван Дмитриевич новый путь извинений: написать письмо статскому генералу, где подробно и изложить все свои извинения. Весь вечер он сочинял это письмо, но как – то он так и не сложилось. Поэтому наутро Червяков опять отправился к Бризжалову, чтобы извиниться.
Своими извинениями он так сильно разозлил статского генерала, что тот не выдержал и выставил Червякова вон из приемной, затопав даже ногами. Это не только расстроило главного героя рассказа «Смерть чиновника», но и привело в огромнейший ужас.
У расстроенного и испугавшегося не на шутку Червякова в этот самый момент что-то интересное произошло в животе, словно там что-то оторвалось. Он успел тихонечко выскользнуть за дверь и потом уже медленно и тихо плелся по улицам, ничего не замечая вокруг себя. А вот дома уже мелкий чиновник Иван Дмитриевич Червяков совсем уже расстроенный лег на диван и тотчас же умер.

Антон Павлович Чехов неоднократно приоткрывал завесу истории над канцелярским миром царских клерков и писарей, канувшим в небытие. Однако неизменными остались те виртуозно описанные типажи людей, порожденные бюрократической системой. Забитые, ограниченные, лицемерные и сведенные с ума своей иерархической зависимостью жертвы работы по-прежнему смешат их здравомыслящих знакомых, а мастер слова больше ста лет назад дал им такую меткую характеристику, которая до сих пор актуальна. Особенно интересна она в рассказе «Смерть чиновника».

Чехов показывает истинные и ложные ценности: истинная ценность – внутренняя свобода от шаблонов поведения и авторитетов начальства, а ложная – стремление во всем угодить господам и возвысить их до гротескных размахов. Недаром для своего произведения «Смерть чиновника» он выбрал жанр «юмористический рассказ». Это нужно для того, чтобы высмеять ложные ценности, сформированные обществом. Писатель высмеивает такие пороки, как лизоблюдство, чинопочитание и стремление вжиться в конъюнктуру, приспособленчество, иначе говоря.

О чём произведение?

В рассказе говорится о том, как экзекутор Червяков смотрел пьесу «Корневильские колокола» и случайно чихнул на лысину статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения, который сидел впереди него: «Я его обрызгал! - подумал он. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Он наклонился и извинился, зритель в первом ряду сказал «ничего страшного». Однако чиновнику показалось, что его превосходительство лукавит и не простит обиду. Хотя это был не его прямой начальник, представитель другого ведомства, нарушитель порядка очень встревожился и подошел на антракте, но сановник опять сказал, что ничего страшного.

Дома он пожаловался жене, но супруга не оказала на происшествие должного внимания. На следующий день Червяков вновь потерпел неудачу с просьбой о прощении, услышал, что произошедшее – пустяк. Тогда он подумал: «Говорить не хочет! - подумал он, бледнея. - Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…» - и решил вновь попросить прощения на следующий день, однако генерал выгнал его с гневом. «В животе у него что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Суть произведения Чехова «Смерть чиновника» в том, чтобы показать, до чего доводит человека безумное чинопочитание.

Главные герои и их характеристика

Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.

Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор. Внутренний мир персонажа такой же узкий, как червь: он ограничивается службой. Больше всего его беспокоит мнение общества о нем, а уж мнение вышестоящих он чтит, как закон. Когда он нечаянно чихнул, он воспринял это, как ужасную катастрофу. Его настолько взволновала реакция генерала, что он ее попросту придумал, наградив самыми жуткими красками. Значит, жизнь у него настолько пуста, что, кроме службы, его ничего не волнует. Он дошел до полного самоотречения во имя «прислуживания» вышестоящим чинам. По сути, его внутренний мир – это проекция внешнего: его формы, его положения, его статуса в обществе. Личного у него нет, он полностью приспособился к внешним обстоятельствам, похоронив свою индивидуальность. Выделяться для него – тяжкий грех. Он хочет не самовыражаться, а выражать чьи-то интересы. Образ главного героя в рассказе Чехова «Смерть чиновника» открывает тему маленького человека, распространенную в русской литературе. Персонаж унижен обществом, забит своим вечно подчиненным положением. Он полностью зависим от воли начальника и его готовности дать соизволение на что-либо. Постепенно он научился прислуживаться, а не служить, чтобы хоть как-то обеспечить себе и семье стабильность. Он настолько вжился в эту роль, что перестал видеть очевидные вещи и чувствовать что-то, кроме приниженности. Эволюция персонажа, которую мы лишь угадываем, оказывается деградацией личности до уровня безличного клерка. В нем не осталось ничего человеческого, только перечень должностных инструкций и норм приличий, которые он доводит до гротеска. Даже описания Ивана Дмитриевича Червякова в тексте нет.

Бризжалов (статский генерал по ведомству путей сообщения) – почтенный и уважаемый чиновник, привык к безоговорочному повиновению. Однако ему неловко всерьез обсуждать тему поступка Червякова, он хочет сделать вид, что ничего не произошло. Но назойливость виновника инцидента выводит его из себя. И без того не слишком любезный к нижестоящему коллеге сановник грубо выгоняет его, теряя человеческий облик. Он кричит, ругается, теряет всю свою холодность и мнимую воспитанность. Неумение сдерживать свои эмоции выдает в нем типичного самодура, который то и дело срывается на своих подчиненных. Характеристика Бризжалова – это его пост. Он тоже лишен индивидуальных черт и предстает перед нами лишь очередным носителем признаков той или иной должности.

Темы

  1. Проникновение общественной жизни в частную, замещение реальности ее абсурдной пародией.
  2. Кроме того, Чехов затрагивает свою излюбленную тему внутреннего рабства и обнищания духа. Он искусно перемешивает смешное и грустное, раскрывая абсурдность казенного бытия, сосредоточенного только на службе.
  3. Особняком в тексте стоит тема тоски. Автор изображает героя, который тяготится своим положением, и читатель понимает, что есть, от чего. «Смерть чиновника» раскрывает трагедию униженной личности.
  4. Культура преклонения перед начальством – проблема общества, его неправильного устройства, где неравенство обусловлено религиозным посылом. Если царь – помазанник божий, а дворяне – его приближенные, то их мнимое превосходство – от Бога. То есть, людям с детства навязывается миф о том, что кто-то лучше их по праву рождения. Это проблема царского режима, который породил таких Червяковых.
  5. Тема маленького человека тоже дает о себе знать, ее автор воплощает посредством образа главного героя. Такая ничтожная и беззащитная личность обречена на прозябание в большом и жестоком мире.
  6. Проблематика

    Данное произведение отражает множество как вечных, так и насущных проблем.

    1. Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным перевоплощением из личности в должностное лицо.
    2. Произвол. Другая проблема состоит в том, что начальство реально представляет угрозу для подчиненных. Любого профессионала можно уволить абсолютно безосновательно, деятельность управленцев никто не контролирует.
    3. Равнодушие в семье автор тоже не обошел вниманием: жена чиновника не оказала ему должной поддержки.
    4. Неравенство. Героям даже в голову не приходит, что отношения между ними не должны быть иерархичными, каждый из них не признает себя равным другому, и при таком положении дел социальных противоречий не избежать.

    Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела? Таким образом, проблематика рассказа очень богата, несмотря на малую форму произведения.

    Главная мысль

    К сожалению, реалии России того времени таковы, что самодурство начальника могло сделать нищим любого его подчиненного. Всевозможные государственные службы закрепощали души, которые навек застывали в неволе и трепете перед вышестоящим лицом. Основная мысль рассказа – показать, как человек теряет достоинство, стремясь не потерять должность. Чехов обращает внимание читателя на то, как общество уничтожает естественные закономерности и заставляет обывателя вести себя противоестественно: бояться начальника до смерти, например.

    Даже название произведения уже говорит о замысле писателя. Идея рассказа «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы показать, как человек теряет свое лицо и становится всего лишь должностным лицом, которого убивает его же стремление во всем услужить господам. Он настолько ничтожен, что его жизнь ограничивается службой, а его достоинство – «приличным поведением на людях», как метко выразилась жена Червякова, которую больше волнует, что люди скажут, а не самочувствие мужа.

    Действительно, в книге речь идет о том, что умер не человек, а чиновник. Причина его смерти в вопиющем чинопочитании, так как герой расстроил нервы из-за того, что не угодил начальству. Не реальная трагедия была тому основанием, а иллюзорная реальность мундиров, в которой подчиненный забывает о собственном достоинстве и становится рабом государственной системы принуждения. Смысл рассказа в том, что вместо жизни у него появляется иллюзия жизни, где ценности подменяются выдуманными рангами и регалиями, а добродетели вытесняют пороки: лицемерие и лизоблюдство.

    Чему учит рассказ?

    Автор серьезно описывает, по сути, курьезную ситуацию: персонаж загонял себя до смерти из-за такого пустяка. Довольно смешно наблюдать, как герой не может понять простых вещей, что банально надоел генералу своими бреднями. Он, как клоун, вновь и вновь поскальзывается на банановой кожуре и театрально падает, расшибив лоб, но в упор не понимает, что происходит. Обыкновенные слова его превосходительства он воспринимает, как изощренные намеки и лукавство, приписывает ему хитрость и лицемерие, хотя, на самом деле, инцидент исчерпан, и человек думать о нем забыл. Чехов бесстрастно и серьезно говорит о том, что смешно, ведь таких нелепых и жалких клерков мы высмеиваем и сами. Мораль в рассказе «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы не высмеивать, а жалеть таких людей, они глубоко несчастны, но не одни они виноваты в этой ущербности. В этом виновато все несправедливое общественное устройство. Вот вывод, к которому приводит писатель свои размышления. Измениться надо не абстрактному Червякову, а всему социуму.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действие начинается в театре «Аркадия» во время спектакля «Корневильские колокола ». Мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков, неосторожно чихнув, обнаруживает, что потревожил сидящего в первом ряду зрителя - статского генерала Бризжалова. Извинившись за конфуз и услышав в ответ «Ничего, ничего…», Червяков, тем не менее, продолжает беспокоиться из-за своей оплошности. В антракте он вновь обращается к генералу со словами извинения, а на следующий день, посоветовавшись с женой, приходит в приёмную Бризжалова и пытается объяснить, что обрызгал его нечаянно. После очередного визита назойливого посетителя, стремящегося рассказать, что его чихание произошло не от злого умысла, генерал срывается на крик. Потрясённый чиновник возвращается домой, ложится на диван и умирает .

    История создания и публикация

    Согласно воспоминаниям младшего брата Чехова - Михаила Павловича , анекдотичную историю про чиновника, чихнувшего во время спектакля, Антон Павлович услышал во время пребывания в имении Бабкино от управляющего императорскими московскими театрами Владимира Бегичева , который утверждал, что такой случай действительно произошёл в Большом театре . Литературоведы, воспроизводя эти сведения, тем не менее делают оговорку о том, что рассказ «Смерть чиновника» был написан в 1883 году, тогда как Чехов впервые посетил Бабкино двумя годами позже .

    Вторая версия, связанная с возможными источниками для чеховского сюжета, восходит к распространённым в ту пору байкам о проделках и розыгрышах поэта и юмориста, одного из создателей образа Козьмы Пруткова Алексея Жемчужникова . В театральной среде рассказывали о том, как, придя на спектакль, Жемчужников сознательно наступил на ногу некоему вельможе, после чего начал изводить того своими ежедневными визитами и просьбами о прощении. Третья гипотеза относится к реальным событиям, произошедшим в январе 1882 года в родном городе Антона Павловича - Таганроге . По информации одного из знакомых писателя, А. В. Петрова, после конфликта с местным почтмейстером старший сортировщик Щетинский попытался принести свои извинения. Они не были приняты. Пребывая в отчаянном состоянии, Щетинский покончил жизнь самоубийством .

    Приступая к написанию рассказа, Чехов сообщил издателю литературно-художественного журнала «Осколки » Николаю Лейкину , что готовит для него «экспромтец»: «Суббота у меня Ваш день». Работа шла быстро: рассказ был начат 25 июня 1883 года и закончен 26-го. В конце июня Лейкин известил писателя, что к нему поступили рукописи сразу двух чеховских произведений - речь шла о «Смерти чиновника», а также об очерке из цикла «Осколки московской жизни». По словам издателя, «и то, и другое прелестно» . Рассказ, имевший подзаголовок «Случай» и подписанный первым литературным псевдонимом Антона Павловича - А. Чехонте, был опубликован в 27-м номере «Осколков», вышедшем в свет 2 июля 1883 года .

    Персонажи

    В произведении действуют только два персонажа: экзекутор с «говорящей фамилией» Червяков и статский генерал Бризжалов, причём первый по службе не зависит от второго - это подчёркивается фразой, которую мысленно произносит Иван Дмитрич после чихания: «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко». Далее начинается череда извинений, посещений, объяснений, завершающаяся тем, что измождённый визитами оправдывающегося незнакомца генерал начинает топать ногами. Его фраза «Пошел вон!» фактически убивает Червякова - услышав её, чиновник «машинально» возвращается домой и, не сняв нового вицмундира, умирает. По словам литературоведа Георгия Бердникова , в основе поведения Червякова лежит не страх перед генералом, а общий пиетет по отношению людям, имеющим высокий чин .

    Извиняется он, так сказать, по принципиальным соображениям, считая, что уважение к персонам есть священная основа общественного бытия, и он глубоко обескуражен, что извинения его не принимаются .

    Через три года после выхода «Смерти чиновника» Чехов заметил в письме к старшему брату Александру Павловичу , что «угнетённые коллежские регистраторы » (под которыми подразумевался обобщённый образ «маленького человека ») постепенно уходят в прошлое: «Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их пр[евосходительст]вам». В ряду этих новых героев стоит и Червяков, который умирает не от трепета перед начальством, а оттого, что исповедуемые им принципы уважения к важным персонам оказались низвергнутыми .

    Литературные параллели

    Исследователи, отмечая тематическую близость «Смерти чиновника» с гоголевской «Шинелью » и другими произведениями русской литературы, рассказывающими о судьбах «маленького человека», одновременно подчёркивали, что Чехов своим коротким рассказом не только переосмыслил, но и фактически закрыл эту тему для XIX века . По мнению литературоведа Игоря Сухих , маленькая сценка из жизни Червякова и Бризжалова по своему драматизму стоит вровень с историей о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, умершем после того, как на него накричало «значительное лицо» .

    Однако чеховские герои уже отличаются от обитателей гоголевского мира. Если персонажи «Шинели» существуют в соответствии с логикой своего представления об узаконенной иерархии (начальству дозволено кричать на подчинённых, а тем положено пугаться), то в «Смерти чиновника» генерал и экзекутор «изначально говорят на разных языках, у них не одна, а две логики, понимание здесь невозможно принципиально» . По замечанию литературоведа Михаила Громова, робкий и смиренный Башмачкин не решился бы появиться в театральном зале в непосредственной близости от начальства, как это делает Червяков. В то же время чеховский экзекутор своей назойливостью настолько изнуряет генерала Бризжалова, что в минуту гнева тот превращается в «настоящего, грозного, гоголевского» героя .

    Писатель Сергей Савинков полагает, что Чехов с его тонкой ироничностью стремился внести элемент пародии в тему взаимоотношений сиятельных персон и мелких служащих. В русской литературе она нередко развивалась в ситуациях, когда безотчётный страх перед начальником сковывал подчинённых при одном взгляде на «божество». Так, тот же Акакий Акакиевич при виде «значительного лица» доходит до полуобморочного состояния. Герой романа Достоевского «Бедные люди » Макар Девушкин в схожем эпизоде «чувств лишился». В финале «Смерти чиновника» подобным образом реагирует на генеральский гнев и Червяков, в животе у которого «что-то оборвалось». В то же время одобрительный знак внимания со стороны сановных лиц воспринимается «маленькими людьми» с благоговением, граничащим с экстазом .

    По словам Савинкова, Чехов сознательно включил в «Смерть чиновника» «гоголевско-достоевсковские канонические черты», но при этом почти в каждом эпизоде сумел опровергнуть прежние литературные традиции. Его генерал не рассердился от чихания сидящего сзади зрителя. Червяков, обрызгав Бризжалова, не испугался, а всего лишь расстроился .

    Испытывает же он «облегчение» только тогда, когда доводит генерала до необходимой кондиции: Бризжалов во гневе синеет, трясется и топает ногами. А Червяков «млеет от ужаса», испытывая сразу все вместе: и гоголевский страх и трепет, и достоевсковское умиление. И этот верх его смертельного блаженства ни в коей мере не сравним с тем, которое он ощущал, глядя в бинокль со второго ряда кресел на принесшие моду на канкан «Корневильские колокола» .

    Роль рассказчика

    В «Смерти чиновника» интонацию во многом определяет голос рассказчика. Этот невидимый персонаж периодически появляется в произведении и сопровождает происходящее в нём действие оценочными суждениями и собственными комментариями. Так, в самом начале повествования рассказчик не только упоминает, что история начинается «в один прекрасный вечер», но и даёт весьма ироничную характеристику Червякову: «не менее прекрасный экзекутор». Он стремится внести в текст элемент интриги: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это „но вдруг“». Время от времени рассказчик включает в текст, казалось бы, не относящиеся к сюжету восклицания и умозаключения: «Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» .

    «Внезапность», о которой говорит рассказчик, касается не только чихания, но и всей дальнейшей реакции генерала вплоть до смерти чиновника. Не случайно «смерть» вынесена в заглавие. Она тоже есть внезапность… «Смерть чиновника» обозначает ещё и смысловой перевертыш: умер не человек, умер именно чиновник .

    Отзывы и рецензии

    Критики в течение трёх лет обходили своим вниманием «Смерть чиновника» - первая рецензия появилась только в 1886 году, после того, как произведение было опубликовано в сборнике «Пёстрые рассказы». Журналист Владимир Петерсен, печатавшийся под псевдонимом Н. Ладожский, поместил в «Санкт-Петербургских ведомостях » (1886, № 167) статью, в которой расценил историю про генерала и экзекутора исключительно как шарж, вызывающий улыбку. Подобное отношение к рассказу как к занимательной театральной байке сохранялось в среде рецензентов весьма долго. Так, беллетрист Александр Измайлов , подготовивший литературный обзор для газеты «Биржевые ведомости » (1898, № 200), назвал «Смерть чиновника» «карикатурой, далёкой от жизни» .

    Постепенно в литературной критике начал формироваться новый взгляд на проблему, поднятую в «Смерти чиновника». Историк литературы Семён Венгеров , обнаруживший, как и его предшественники, в рассказе элементы анекдота, одновременно заметил, что в забавной чеховской истории присутствует и «психологическая и жизненная правда». В статье, опубликованной в «Вестнике и библиотеке для самообразования» (1903, № 32), он писал, что «забитость мелкого чиновника, для которого сановник в полном смысле слова какое-то высшее существо, опять-таки схвачена в этом шарже в самой своей основе». Писатель Платон Краснов обратил внимание на то, насколько точно Чехов попал своим рассказом в нерв времени:

    Прежде всего средний современный человек отличается болезненным, чисто нервным, беспокойством… Достаточно вспомнить чиновника («Смерть чиновника»), чихнувшего в театре на лысину сидевшего перед ним генерала, как этот человек страшно обеспокоился, стать надоедать генералу с извинениями и наконец умер от тревоги .

    Экранизации

    Ещё одна экранизация рассказа «Смерть чиновника» состоялась в 1971 году, когда Игорь Ильинский и Юрий Сааков выпустили телевизионный фильм «Эти разные, разные, разные лица… ». Все роли в этой ленте, состоящей из семи новелл, исполнил Игорь Ильинский. В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале за актёрскую работу в этой картине Игорь Владимирович получил первую премию .

    Примечания

    1. , с. 507.
    2. , с. 82.
    3. , с. 139.
    4. , с. 81.
    5. , с. 506.
    6. , с. 505-506.
    7. , с. 505.
    8. , с. 83.
    9. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова . - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1987. - 184 с.

    Сюжет

    Рассказ Смерть чиновника был включён в "Пёстрые рассказы"

    Однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр. Он был на вершине блаженства. Но вдруг он чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов генерал, думая, что тот смеётся над ним, выгнал Червякова.

    Журнал "Осколки". Именно в нём впервые был издан рассказ "Смерть чиновника"

    Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер.

    Персонажи

    • Иван Дмитриевич Червяков - чиновник.
    • жена Ивана Дмитриевича Червякова
    • статский генерал Бризжалов

    О рассказе

    • «Смерти чиновника» чин героя не назван вовсе, из чего можно заключить, что поведение Червякова определялось не им.

    Указана лишь должность - небольшая (экзекутор - хозяйственный исполнитель «при канцелярии или присутственном месте»), но достаточная, чтобы Иван Дмитрич мог - престижа ради - наведываться в театр, о чем Акакий Акакиевич не помышлял и во сне. В социальном статусе чеховского чиновника полностью устранены те жалкие житейские условия, которые питали робость и начальственный трепет у Акакия Акакиевича. Это позволяет Чехову исключить объяснение гибели Червякова страхом и перенести внимание читателя с причин внешних (общественных) на внутренние – психологические и нравственные.

    Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. И делает это он, в отличие от Макара Девушкина, по своей воле и с удовольствием. Впрочем, имел ли чеховский экзекутор то чувство своей личностной неповторимости, которым пуще всех земных благ дорожил маленький человек Достоевского? Этот вопрос уже прямо ведет к разгадке того, отчего умер герой «Смерти чиновника».

    Червяков был чиновником не по функциональному положению в обществе, а по своей внутренней нравственно-психологической сущности. И эта сущность раскрыта в рассказе немногими, но удивительно точными и емкими деталями. Главные опорные слова здесь – персона, червяк, извиниться и объяснить.

    Исходная ситуация рассказа «чиновник младший и старший» движется у Чехова возрастанием взаимного непонимания между экзекутором и генералом. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своем малом чине не личность, а персонификация бюрократической системы, основанной на неукоснительном преклонении ее нижестоящих членов над вышестоящими, независимо от индивидуальных качеств или заслуг. В особенности же перед ее столпами или, по Червякову, «персонами»: статскими или нестатскими генералами. Для чеховского экзекутора такое преклонение в форме самопринижения стало не просто нормой, а потребностью."

    Экранизация

    "Смерть чиновника" была экранизирована в фильме Эти разные, разные, разные лица.


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Смерть под парусом
    • Смерч (фильм)

    Смотреть что такое "Смерть чиновника" в других словарях:

      Смерть Ивана Ильича - Жанр: Повесть

      сладкая смерть - А тут с милым вместе! По крайней мере сладкая смерть! .. И она неистово целовала своего чиновника, смеялась и с растрепанными курчавыми волосами, с блестящими глазами была хороша, как никогда. А.Куприн, Яма. Я умру от её руки! подумал… … Словарь оксюморонов русского языка

      Анекдот - АНЕКДОТ. В переводе с греческого слово «А.» обозначает «неизданное» и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее (как напр. у византийского историка VI в. Прокопия в его «Тайной истории») под А. стали понимать… … Литературная энциклопедия

      Фокин, Владимир Петрович - Владимир Фокин Имя при рождении: Владимир Петрович Фокин Дата … Википедия

      Владимир Петрович Фокин

      Владимир Фокин - Имя при рождении: Владимир Петрович Фокин Дата рождения: 8 сентября 1945 Место рождения: Харьков … Википедия

      Фокин, Владимир - Владимир Фокин Имя при рождении: Владимир Петрович Фокин Дата рождения: 8 сентября 1945 Место рождения: Харьков … Википедия

      Фокин Владимир Петрович - Владимир Фокин Имя при рождении: Владимир Петрович Фокин Дата рождения: 8 сентября 1945 Место рождения: Харьков … Википедия

      Чехов, Антон Павлович - один из самых выдающихся современных европейских писателей. Отец его был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела. Семья Ч. вообще талантливая, давшая нескольких писателей и художников. Ч.… … Большая биографическая энциклопедия

    В 1883 году в известном журнале под именованием «Осколки» был опубликован рассказ незабываемого писателя Антона Павловича Чехова - «Смерть чиновника», что произвело должное впечатление на читателей. Произведение было выпущено под псевдонимом А.Чехонте.

    Удивительно то, что сюжет Чехову подсказал его товарищ Антон Бегичев, благодаря которому писателю удалось написать поразительный рассказ, трогающий до глубины души.

    У произведения есть свой жанр: «сценка», где главным героем является некий чиновник, имя которого – Иван Червяков, что случайно обрызгал генерала Бризжалова, чихнув в его сторону. Герой после всего случившегося терзает себя за содеянное, не может найти себе места, успокоиться, он постоянно извиняется перед генералом в надежде, что тот смилостивиться и простит, но тому и дела нет до этого. Червякова он давно забыл, а тот всё мучается в душе, находится не в своей тарелке. В результате Антон Павлович в своем рассказе поднимает важную проблему: «маленький человек» перед обществом.

    Чехов явно показывает читателям, что он протестует против того, чтобы человек терял своё достоинство, подавлял в себе личность. Это не приемлемо для писателя. И Червяков как раз такой герой, который своей нелепой настойчивостью убивает же самого себя. Он вызывает и смех, и жалость. Каждый раз, извиняясь перед Бризжаловым, персонаж только и делает, что понижает свой уровень. И что же? Иван Червяков умирает в финале произведения не из-за испуга, когда на его крикнул генерал, у которого сдали нервы, нет, он погиб от нарушения генералом принципов героя. Это очень трагичное произведение, которое заставляет задуматься над своей жизнью и вынести необходимые уроки.

    Рассказ наполнен множеством важных деталей, что играют свою роль. В центре произведения необычный случай, а не характер или идея. Вследствие чего Чехов изображает то или иное обстоятельство, благодаря которому раскрывается как раз таки характер героя.

    Так, в название рассказа Чехова заложена глубокая проблема: противостояние человека и чина. Возникает множество вопросов после прочтения произведения, ибо это Антон Павлович, что поражает своим талантом: загадочное писание рассказов, коротких по своему объёму. Главной темой произведения является, несомненно, внутренний мир человека. Этому писатель уделяет весьма особое значение. Чехов – мастер своего дела. Его краткость необычна, непредсказуема. Так что его рассказы актуальны и популярны не только среди старшего поколения, но и молодого. Поэтому стоит обращаться к творчеству писателя, дабы понять саму жизнь, да и её законы.

    Подробнее

    Персонажи

    Главный герой - Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей, и является мелким чиновником. Таким же мелким как червяк.

    Второй персонаж - старик Брюзжалов. Он генерал, уважаемая персона, занимает почетное место в обществе.

    Развитие событий

    Во время спектакля в театре Червяков чихнул и обрызгал сидящего впереди него генерала. Теперь он пытается вымолить прощение, несмотря на то, что Брюзжалов неоднократно пытался от него отвязаться: "Ничего, ничего...", "Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же!".

    Причины поведения Червякова

    В данном рассказе наглядно показана рабская сущность человека, который сам себя сделал рабом. Сам себя сковал цепями. Червякову нужно унижаться, нужно умолять и просить. Ему совсем непонятны такие простые слова Брюзжалова, ему кажется, что он должен страдать, должен терпеть, должен мучиться. Червякову не приходит в голову, что прощение не нужно вымаливать. Генерал и чиновник будто говорят на разных языках, и это отчасти верно, ведь Червяков - типичный раб.

    Что же заставляет его быть таким? Несамостоятельность. Люди с рабской психологией не могут жить без чьего-то покровительства, так как их счастье зависит от других людей. Причем эту зависимость они придумывают себе сами, их никто не держит и не заставляет так себя вести.

    Отношение Чехова

    Читатель может заметить, что несмотря на название рассказа "смерть чиновника", Чехов уделяет самой гибели всего одно слово в самом конце произведения. Этим автор подчеркивает комичность происходящего. То, как нелепо себя ведет Червяков, пытаясь отстоять свое, ничего не стоящее, положение в обществе.

    Посыл и главная мысль

    Чехов хочет показать, что ни в коем случае нельзя вести себя подобным образом, и что нужно приложить все усилия для избавления от "рабской психологии". Всегда нужно иметь свое мнение, трезво оценивать ситуацию и главное - уметь слышать и осознавать свои ошибки.

    Анализ 3

    Произведение в утрированной форме показывает нравы российского чиновничества времен жизни Чехова. В образе главного героя показан также один из вневременных человеческих недостатков – угодничество перед сильными, замешанное на трусости.

    Экзекутор Червяков (чиновник среднего звена) в театре случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. Это происшествие вызвало у нижестоящего чиновника ужас. Он начал извиняться, мешая генералу смотреть спектакль, затем продолжил это делать в фойе. После надоедал этим Бризжалову на службе.

    Сатира автора не направлена на критику российского самодержавия, порядков, дающим вышестоящим полую власть над теми, кто оказался ниже. Чехов показывает статского генерала обычным вменяемым, вежливым и даже терпеливым человеком. Он с самого начала простил и готов был забыть этот мелких инцидент. Бризжалов в резкой форме выгнал надоедливого раболепного кающегося только после того, как тот действительно вывел его из себя, как и любого другого человека, не обладающего ангельским смирением.

    Кроме того, подчеркивается, что статский генерал не был непосредственным начальником Червякова, так как даже служил в другом ведомстве. Этот момент также мастерски использован автором в эпизоде, когда жена Червякова, сначала также сильно испугавшаяся за карьеру своего супруга, узнав о данном факте, успокаивается. Здесь показа другой вариант чинопочитании. Чехов напоминает читателям, что раболепием могут страдать и вполне здравомыслящие люди.

    Показательно также, что главный герой никак не представляет в деталях последствия произошедшего. Он не начинает анализировать, не начинает искать обходные пути, возможные другие места службы, если дело все же дойдет до увольнения. Червяков, видя неудачу своих попыток получить прощение (хотя генерал говорил ему об этом) хочет писать письмо, но опять же не совершает даже такой простой шаг.

    Его страх иррационален. Он боится начальства не только потому, что ему приходилось работать с людьми, которые имеют над ним власть. В конце концов, и армия, и государственная служба, и даже бизнес всегда построены по иерархическому принципу. Однако далеко не все люди, оказавшиеся в этих сферах, стали трусливыми холопами.