Венчание на царство. Венчание Ивана Грозного на царство (кратко) Венчание на царство

План
Введение
1 История
2 Перечень венчаний на царство
3 Царский венец
Список литературы

Введение

Венчание на царство - церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царства носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания - «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям».

1. История

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1497 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный (1547 год). Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 г. греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор - митрополит Макарий).

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.

Венчание на царство Феодора Иоанновича (31 мая 1584) было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем - патриархами, в поздний синодальный период - митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители.

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону (меньшую по размеру) возлагал сам Государь (а не священнодействовавший архиерей); причём императрица становилась пред своим супругом на колени (при короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна «не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону»; обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II).

2. Перечень венчаний на царство

О коронации первого царя см. венчание на царство Ивана IV.О последней коронационной церемонии см. коронация Николая II и Александры Фёдоровны

· Иван IV (1547)

· Симеон Бекбулатович (1575)

· Фёдор Иоаннович (1584)

· Борис Годунов (1598)

· Лжедмитрий I (1605) - единственная тройная коронация русского царяМарина Мнишек (1606) - первая отдельная коронация царицы-супруги

· Василий Шуйский (1606)

· Михаил Фёдорович (1613)

· Алексей Михайлович (1645)

· Фёдор Алексеевич (1676)

· Иван V и Пётр I (1682) - уникальная совместная коронация соправителейЕкатерина Алексеевна (1724) - отдельная коронация императрицы-супруги (впоследствии Екатерина I)

· Пётр II (1728) - первая коронация императора

· Анна Иоанновна (1730)

· Елизавета Петровна (1742)

· Екатерина II (1762)

· Павел I и Мария Фёдоровна (1797) - первая из шести подряд совместная коронация супругов

· Александр I и Елизавета Алексеевна (1801)

· Николай I и Александра Фёдоровна (1826)

· Александр II и Мария Александровна (1856)

· Александр III и Мария Фёдоровна (1883) - максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности

· Николай II и Александра Фёдоровна (1896).

Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III - не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.

3. Царский венец

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века - так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка - «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором - «короной московитов».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

Список литературы:

1. http://slovari.yandex.ru/dict/mos/article/mos/19000/50479.htm

2. Б. А. Успенский. «Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов». Москва, «Языки русской культуры», 2000. Стр. 27-31.

3. Въ память Священнаго Коронованія Ихъ Императорскихъ Величествъ Николая Александровича и Александры Ѳеодоровны. Со множествомъ иллюстрацій лучшихъ художниковъ . - СПб.: книгоиздательство Германъ Гоппе, 1896, Часть I, стр. 28.

В январе 1547 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство великого князя Московского Ивана Васильевича…

Царский венец и трон. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / РИА Новости

Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи.

«Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя»

Со времени Крещения Руси Византия была для русских своеобразным эталоном, которым поверяли политическое устройство, развитие культуры и искусства. Так, по словам великого князя Московского Симеона Гордого , царство ромеев «есть источник всякого благочестия и училище законодательства и освящения».

Даже накануне падения Константинополя авторитет византийского императора в глазах русских был чрезвычайно высок. Византийскую идею царя раскрыл в письме великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу (1389) патриарх Константинопольский Антоний IV: «Святой царь [имеется в виду византийский император. – Т. С. ] занимает высокое положение в Церкви, но не то, что другие поместные князья и государи. Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во вселенной; цари собирали Вселенские соборы, они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей. <…> На всяком месте, где только имеются христиане, имя царя поминается всеми патриархами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и властителей. <…> Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собой и невозможно отделить их друг от друга. <…> Один только царь во вселенной, и если некоторые другие из христиан присвоили себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противоестественное и противозаконное».

Впитав уроки византийских учителей, на Руси хорошо усвоили саму идею царя как некой от Бога данной и Богом утвержденной силы, призванной в согласии со священством охранять и укреплять правоверие во вселенной…

Уния и падение Второго Рима

Василий Темный в 1440 году отвергает соединение с латинскою церковью, принятое митрополитом Исидором на Флорентийском соборе. Гравюра Б.А. Чорикова. XIX век

Московские князья никогда не забывали, что они связаны с императорским домом узами кровного родства. Как было написано в инструкциях, данных в 1489 году Иваном III русскому послу, направленному к императору Священной Римской империи Фридриху Габсбургу , князья на Руси «по изначальству были в приятельстве с передними римскими цари… да и государь наш в братстве и любви был с ними…».

Однако образ вселенского владыки на протяжении многих десятилетий оставался для московских правителей недостижимым, хотя и влекущим идеалом. Известно, что еще со времен Дмитрия Донского отдельные князья в некоторых случаях именовали себя царями. Но это был титул «для внутреннего пользования»: он лишь подчеркивал значение князей как независимых правителей, получивших такой статус по праву наследства. Общаясь же с внешним миром, русские князья не требовали от владык других стран называть их царями.

Ситуация резко изменилась в середине XV века. В 1439 году во Флоренции была подписана уния православной церкви с католической, а спустя несколько лет, в 1453-м, под ударами турок пал Константинополь. То, что византийский император, от Бога призванный охранять основы веры, решился на подписание унии, произвело неизгладимое впечатление на русских. А еще большее впечатление произвело на них падение Второго Рима под ударами «неверных»: в Москве оно воспринималось как «наказание Божье» за союз греков с латинянами.

В сложившейся ситуации впервые в новой для русских правителей роли блюстителя православия выступил Василий Темный. В одном из полемических сочинений, направленных против унии, – «Сказании о Флорентийском соборе» – великий князь Московский уже назван «всея русския земли утверждением, а греческой веры подтверждением и поддержанием».

Венчание на царство

Тем ощутимее для русских было значение венчания на царство Ивана IV в январе 1547 года, демонстрировавшего всему миру право наследования Россией той роли, которую некогда играли на международной арене Византия и ее император, почитавшийся царем всех православных христиан.

Одни историки (в частности, этой точки зрения придерживался Василий Ключевский ) считают, что инициатива венчания на царство исходила непосредственно от молодого великого князя Ивана Васильевича, которому к тому моменту не исполнилось и 17 лет. Однако большинство исследователей (вслед за Николаем Карамзиным ) полагают, что первым с такой идеей выступил тогдашний глава Русской церкви – митрополит Макарий, один из наиболее близких советников будущего царя и его духовный наставник.

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Венчание молодого государя проходило в соответствии с чином и ритуалом, которые специально по этому случаю разработал, вероятнее всего, митрополит Макарий.

Как отмечают исследователи, составленный тогда чин имел ряд отличий от византийского. Так, в русский чин не вошло возглашение царя святым, которое следовало сразу после миропомазания. По-видимому, сам ритуал миропомазания не был совершен над Иваном IV. Дело в том, что подробный текст византийского чина был прислан из Константинополя лишь в начале 1560-х годов, когда после долгих переговоров Ивану Грозному post factum удалось добиться патриаршего благословения на уже свершившееся венчание и тем самым обеспечить законность своего царского титула.

Митрополит Макарий возложил на великого князя знаки царского достоинства – крест, бармы и шапку Мономаха – и благословил его. Затем он обратился к нововенчанному государю с наставлением, которому отводилась очень важная роль в церемонии. Пастырь увещевал царя: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Почему Иван – Четвертый?

Интересно, что Иван Грозный не всегда обозначался как Четвертый. Во-первых, в допетровскую эпоху цифрового обозначения монархов вовсе не существовало. А во-вторых, известно, что в 1740 году Иван Антонович был провозглашен императором под именем Иоанна III.

Таким образом, Иван Грозный считался Иоанном I, поскольку именно он первым был венчан на царство. И только Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» начал отсчет с великого князя Ивана Калиты: тогда Иван Грозный и стал Четвертым. В дальнейшем в историографии утвердилась именно эта традиция.

Иван I (Калита)

Иван II (Красный)

Иван III (Великий)

Иван IV (Грозный)

«Великое православное самодержство»

В Европе изменение титула московского правителя было воспринято болезненно: если ранее великий князь по своему значению был равен принцу или великому герцогу, то теперь царь становился на один уровень с императором Священной Римской империи.

Католическая Европа провозгласила Ивана «самозванцем», а вот протестантские страны достаточно быстро признали его царское достоинство – первыми в этом ряду стали Англия и Дания. Позже к этой позиции присоединился и император Священной Римской империи Максимилиан II . Польские же короли, опираясь на поддержку папского престола, не признавали московских правителей царями вплоть до XVII века. Эта проблема явилась одним из узловых пунктов дальнейших русско-польских конфликтов…

Православные поместные церкви вскоре после венчания на царство Ивана Васильевича признали его новый титул, и даже патриарх Константинопольский поминал русского царя по обряду, ранее применявшемуся только к византийским императорам. В новых исторических условиях, когда Русь оказалась единственным неподвластным турецкому султану православным государством, страны-единоверцы начали воспринимать ее как «великое православное самодержство». Именно в ней отныне видели оплот православия. Многочисленные посольства просителей милостыни и защиты из Константинополя и монастырей Афона исподволь внушали русским правителям мысль об их долге «избавить угнетенных христиан от агарянского племени».

Несмотря на то что в Москве к этим идеям относились с большой осторожностью, они ложились на хорошо подготовленную почву. Уже в 1548 году братия Хиландарского монастыря в послании к Ивану IV титуловала его «единым правым государем, белым царем восточных и северных стран… святым, великим благочестивым царством, солнцем христианским… утверждением седми соборных столпов». А в 1557 году посланные от патриарха Константинопольского с просительной грамотой именовали в ней русского царя «святым царством» и заявляли о соборном уложении «молить Бога о царе и великом князе Иване Васильевиче, яко же о прежних благочестивых царях».

Трудно сказать точно, было ли это соборное уложение результатом политики Ивана IV, требовавшего признания своего царского титула, либо это было одним из направлений политики восточного духовенства, доказывавшего русским, что их долг – защищать восточную церковь. Очевидно лишь то, что Иван Грозный воспринял эти идеи весьма непосредственно.

Венчание Ивана IV на царство. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Венчавшись царским венцом, он действительно почувствовал себя самодержцем, равным византийским императорам – повелителям восточной половины мира. Однако в реальной политике ему пришлось столкнуться с резким непризнанием его нового статуса государями европейских держав и с «неповиновением подданных». Отныне вся деятельность царя – политическая, литературно-публицистическая – была посвящена построению изощренной системы доказательств его законного права на царский венец.

Мономахов трон

Несмотря на враждебное отношение со стороны западных правителей, сам Иван Грозный ощущал себя помазанником Божиим, противиться воле которого – все равно что противиться воле Бога. Одну из важнейших своих задач он видел в том, чтобы изменить традиционное для Руси отношение к правителю как к первому среди равных. Всеми доступными ему средствами венчанный государь проводил в жизнь идею о том, что царь – фигура священная. Это нашло отражение не только в политических шагах, предпринятых им вскоре после венчания на царство, и литературных произведениях, вышедших из-под его пера, но и в своеобразной художественной «программе», осуществленной царем.

Одним из пунктов этой «программы» было появление в Успенском соборе Кремля в 1551 году, то есть по прошествии четырех лет после венчания на царство, знаменитого Мономахова трона. Ивану Грозному было хорошо известно о существовании особого императорского моленного места в Святой Софии Константинопольской: оно называлось митаторием и располагалось в юго-восточной экседре храма. Идея «трона» в Успенском соборе была явно навеяна византийским образцом.

Царское моленное место и поныне стоит вблизи алтаря на южной стороне храма. Это монументальное сооружение имеет форму четверика с шатровым покрытием. Сюда, под сень шатра, венчанный царь, как некая святыня, восходил для молитвы в дни торжественных служб в Успенском соборе.

Заметим, однако, что если сама идея митатория была заимствована из Византии, то форма и декор «трона» весьма оригинальны. Его боковые стенки украшены барельефами, на которых воспроизведены легендарные сюжеты из русской истории. Здесь рассказывается о том, как русский великий князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора знаки царского достоинства – венец и бармы, венчался ими на царство и заслужил право именоваться царем. Эта легенда в годы правления Ивана Грозного имела огромное политическое значение. Она использовалась для доказательства законности права великого князя на царский венец и упоминалась практически во всех официальных документах того времени.

Резная надпись на подзоре (фризе) Мономахова трона представляет собой библейский текст, восходящий ко Второй и Третьей книгам Царств. Это обетование Господне израильским царям Давиду и Соломону, утверждающее божественный характер царской власти: «Аз избрах тя царя, взях тя за десницу твою и устроих тебе обладати людьми моими во вся дни живота твоего…»

В сочетании с сюжетами барельефов, где главным действующим лицом был русский великий князь, библейский текст воспринимался как обетование царскому роду Рюриковичей и русскому царю как преемнику ветхозаветных царей и византийских императоров. Не случайно в одном из своих посланий Иван Грозный, основываясь на родословии «дозаконных» царей, происшедших от Авраама, так объяснял возникновение института царской власти: «И сице обетова Бог Аврааму: яко отца многим языком сотворю тя, и царие из тебе изыдут».

Митрополит Макарий

Одним из наиболее значительных церковных деятелей эпохи Ивана Грозного был митрополит Московский и всея Руси Макарий. Уроженец Москвы, он принял постриг в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. В 1526 году Макарий стал архиепископом Новгородским и Псковским, а в 1542-м был возведен на московскую митрополичью кафедру. Ряд историков считают, что именно он предложил Ивану венчаться на царство. Он же благословил царя на поход против Казанского ханства в 1552 году, завершившийся взятием Казани.

При нем получило продолжение прославление (канонизация) русских святых, для чего было созвано два больших церковных собора – в 1547 и 1549 годах, а в 1551-м проходил Стоглавый собор, решения которого были зафиксированы в сборнике, известном под названием Стоглав. Под руководством митрополита Макария были составлены «Великие Четьи-Минеи» – первый полный свод житий святых, святоотеческих поучений и других богословских текстов (впоследствии он был переработан святым Димитрием Ростовским). Сборник, выстроенный по месяцам, состоял из 12 томов.

Макарий покровительствовал первопечатнику Ивану Федорову: Печатный двор на Никольской улице в Москве был открыт при деятельном участии митрополита. После падения «Избранной рады» Макарий оказался единственным ее членом, избежавшим царской опалы. Скончался он в последний день 1563 года. В 1862 году его образ был увековечен среди скульптурных изображений крупнейших деятелей церкви на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, а в 1988-м на Поместном соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых.
Митрополит Макарий венчает на царство Ивана IV. Гравюра с оригинала К.В. Лебедева

Портретная галерея Архангельского собора

Существовал еще один византийский обычай: при восшествии на престол императоры отдавали распоряжения об устройстве своей будущей гробницы, им даже приносили куски мрамора, чтобы они выбрали материал для саркофага. Смысл этой церемонии состоял в том, чтобы напомнить царю о его человеческой, смертной и греховной природе.

Следуя византийским примерам, Иван Грозный проявил особую заботу об украшении московского Архангельского собора – усыпальницы Рюриковичей, где в алтарной части, в диаконнике, приготовили место для царского погребения. Сам собор был расписан по царскому указу в 1564–1565 годах.

Главной отличительной чертой программы росписи храма, в разработке которой Иван IV, вероятно, принимал участие, стали надгробные портреты покоящихся в нем князей московского дома, предков венчанного царя. Примечательно, что все князья были изображены с нимбами над головой как представители династии, породившей царя-помазанника, каким себя ощущал Грозный. Их святость подтверждала и узаконивала его право на царский венец.

Не случайно и появление на стенах Архангельского собора портрета византийского императора Мануила Палеолога (в росписи, обновленной в XVII веке, Мануил превратился в Михаила), который был помещен на юго-восточном столпе среди изображений русских князей. Его портрет в этом ряду лишний раз подтверждал, что имперская традиция не умерла с падением Византийской империи, но нашла свое развитие при дворе русского царя.

В системе росписи Архангельского собора портрет императора уже не демонстрировал идею власти главы христианского мира, а символизировал верность русских князей имперской идее и тем традициям, которые были восприняты ими от Византии. Он служил напоминанием о праве московской державы – нового Рима – наследовать статус христианской империи.

Для доказательства царского происхождения кроме демонстрации святости рода необходимо было и детальное знание генеалогического древа, причем чем глубже в века уходили его корни, тем больше оснований находилось для подтверждения величия династии.

Византийский император Михаил Палеолог. Фреска юго-восточного столпа в Архангельском соборе Московского Кремля

Об актуальности этой идеи свидетельствует переписка Ивана Грозного с европейскими монархами. В письме шведскому королю Юхану III , не желавшему признавать русского великого князя царем, Иван IV высказывал сомнения относительно царского происхождения самого Юхана и указывал на то, что шведский государь не аргументировал свои претензии генеалогическими построениями: «Всего же достовернее будет, если ты пришлешь запись о своем государском роде, о котором ты писал, что ему 400 лет, – кто и какой государь после кого сидел на престоле, с какими государями были в братстве, и мы оттуда уразумеем величие твоего государства». С этой точки зрения княжеские портреты в Архангельском соборе не только подтверждали законность власти царствующего самодержца, но и были призваны демонстрировать мощь и величие державы.

Сакрализация власти

За долгие годы правления первый русский венчанный царь Иван Васильевич пережил многое – от радостного и бодрого упоения величием своей власти, по праву наследованной от византийских императоров, до мрачного разочарования и ощущения бессилия изменить что-либо в собственной судьбе и судьбе своего государства, что обернулось для его подданных невиданными по жестокости казнями.

В одном лишь царь был всегда последователен: на протяжении всей своей жизни самыми разными способами – сочинением литературных произведений, введением в обиход ритуалов византийского императорского двора, созданием художественных ансамблей со сложной идеологической программой, раскрывавшей идею царства, – он проповедовал воспринятую от Византии концепцию харизматической, то есть наделенной особыми благодатными дарами, царской власти.

На этом поприще Иван IV преуспел. Благодаря его стараниям традиционные для Руси представления о власти в значительной мере изменились. Отныне в царе видели не просто личность, которой полагается воздавать определенного рода почести, а предмет священного чувства и веры. С этого момента стал набирать силу процесс сакрализации царской власти, уже через столетие сформировавший специфически русское отношение к самодержавию как к понятию, принадлежащему не столько к области права, сколько к области веры.

Татьяна Самойлова,
кандидат искусствоведения (при участии Никиты Брусиловского)

Церемония венчания на царство – обычай древний и очень сложный. В настоящей статье речь идёт лишь о некоторых существенных различиях венчания на царство в XV-XVII веках.

Среди непременных атрибутов венчания на царство в разные времена использовались различные регалии, многие из которых находятся в экспозиции Оружейной палаты. Среди них – держава, символизирующая Землю. Во время появления державы среди символов государственной власти уже было хорошо известно, что Земля круглая. Не стоит считать, что люди выяснили это гораздо позже. Другая, не менее значимая регалия – это скипетр. Этот знак происходит от булавы, символа власти полководца.
В древние времена венчания на великое княжение проходили в Софийском соборе Киева. Александр Невский венчался на новгородское княжение в Софии новгородской. В Москве на Великое Княжение впервые венчался сын Василия Дмитриевича, внук Дмитрия Ивановича Донского князь Василий Васильевич (Тёмный) в 1432 году. Ярлык на великое княжение Василий II получил от татарского хана. Церемония проходила в старом Успенском соборе, построенном в 1326 году с благословения митрополита Петра во время княжения Ивана (I) Калиты.

В 1492 году в сохранившемся по сей день Успенском соборе проходила церемония венчания внука здравствующего Великого Князя Государя Ивана III Васильевича, Дмитрия Ивановича. Таким образом Иван Васильевич назначил своим преемником внука, сына умершего наследника, Ивана Ивановича. Доподлинно известно, что в этой церемонии на Дмитрия Ивановича возложили бармы – княжеское оплечье. Символика барм очень сложна, в Византии, откуда мы заимствовали всю атрибутику, этой регалии не было и ближайший по времени атрибут, от которых бармы могут происходить, уходит корнями в Древний Египет. В экспозиции музея находятся бармы, выполненные гораздо позже. Это бармы турецкой работы, принадлежащие Алексею Михайловичу.
В 1534 году в Москве венчают на царство трёхлетнего Ивана IV Васильевича, впоследствии прозванного Грозным. В 1547 году он повторно венчался на царство, но уже с титулом царя. В 1547 году в первую очередь на Ивана Васильевича возложили цепь с крестом, а уже затем золотой венец – Шапку Мономаха.
О происхождении Шапки Мономаха существует несколько версий. Скорее всего, это венец работы восточных мастеров. В пользу этой версии говорит наличие среди элементов ажурного орнамента цветков лотоса, явно указывающих на её азиатское происхождение.

При раскопках близ древнего города Сарай археологи нашли пряжки с точно таким же украшением в виде цветка лотоса. Но Шапка Мономаха, по всей видимости, была сделана в более крупном городе – Бухаре или Самарканде и, в качестве подарка, привезена на Русь.
Восемь пластин, из них состоит основной объём Шапки, символизируют 8 частей света, и царь, носящий этот головной убор суть правитель восьми частей света. Её вес составляет около 700 грамм. Крест на Шапке появился позже.

Впервые Шапку Мономаха использовали во время коронации Дмитрия Ивановича в 1498 году. В последний раз венец возложили на голову Ивана Алексеевича в 1682 году. В последующие времена древняя регалия присутствовала в торжественных церемониях.
В церемонии венчания на царство Ивана IV Васильевича миропомазания не было. Его называли помазанником Божьим постфактум, без фактического обряда. Впервые миропомазание включили в церемонию в 1584 году, когда венчали на царство последнего царя из династии Рюриковичей, сына Ивана IV, Фёдора Иоанновича.

Во время венчания на царство Бориса Годунова в 1598 году ему впервые была вручена держава.

В 1606 году в Успенском соборе проходила церемония коронации Марии Мнишек. Причём, её короновали до свадьбы. В европейских государствах жену императора или короля короновали вместе с ним или после коронации супруга. Например, Мария Медичи была коронована супругом Генрихом IV за несколько дней до его смерти в 1610 году, император как будто чувствовал приближающийся конец. В Москве же Лжедмитрий решил, что ему нужно жениться на царской особе и за день до свадьбы Марина Юрьевна была коронована ещё не будучи замужем.
В 1613 году при коронации 16-ти летнего Михаила Фёдоровича Романова впервые использовали цепь. На цепи выгравирована надпись – это полный титул царя. Цепь – очень сложна, кольца цепи причудливо переплетены. Она символизирует единое государства, цепь государства неразрывна, это видно в её структуре. Каждое кольцо соединено не с одним, а с тремя последующими звеньями.

Регалии Михаила Фёдоровича также представлены в Оружейной Палате. Шапка первого царя из династии Романовых – самая тяжёлая в коллекции, она весит около 2 кг.


Церемония венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 году отличалась особой пышностью, На ней было использовано несколько венцов, царь менял их.
В 1682 году венчались на царство два царя. 10-летний Пётр и 16-летний Иван. Для Петра сделали венец второго наряда. Он не столь изысканный, как Шапка Мономаха, но повторяет структуру главного венца. Он тоже сделан из восьми золотых пластин и увенчан крестом.
Алмазные венцы двух царей немного отличаются друг от друга. Венец Ивана украшен только алмазами, а в венец Петра включены хризолиты. Украшения выложены таким образом, что из них составлены двуглавые орлы.


Интересна история двойного трона. Его переделали из старого трона Алексея Михайловича немецкой (Аугсбург) работы. Результат переделки слишком хорошо заметен. Ступени, ведущие на трон заметно уже, чем ширина сидений.
Платно Петра 1691 года использовалось во всех придворных церемониалах, включая приёмы послов до 1718 года. Пётр вынужден был надевать его, чтобы соблюсти придворный этикет того времени.

Материал подготовлен на основе лектория Кремля, лекция “Парадный придворный церемониал”. Использованы фотографии, выложенные в свободный доступ.

16 января 1547 г. 464 года назад

В в Успенском соборе Московского Кремля венчается на царство Великий князь Иоанн Васильевич.

Иван IV Грозный

Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда - Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло торжество Православной веры.

Чин торжественной церемонии венчания был составлен митрополитом Макарием. Митрополит возложил на Иоанна знаки царского достоинства - крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.


Царский титул Иоанна был признан Константинополем. Константинопольский патриарх сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия».

Царский титул позволял русскому государю занять существенно иную позицию и в дипломатических сношениях с Западной Европой.

Принятый ранее великокняжеский титул на европейские языки переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в аристократической иерархии стоял наравне с титулом «король».

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Т.8, гл.3

С сего времени Российские Монархи начали уже не только в сношениях с иными Державами, но и внутри Государства, во всех делах и бумагах, именоваться Царями, сохраняя и титул Великих Князей, освященный древностию; а книжники Московские объявили народу, что сим исполнилось пророчество Апокалипсиса о шестом Царстве, которое есть Российское. Хотя титло не придает естественного могущества, но действует на воображение людей, и библейское имя Царя, напоминая Ассирийских, Египетских, Иудейских, наконец, Православных Греческих Венценосцев, возвысило в глазах Россиян достоинство их Государей. "Смирились, - говорят Летописцы, - враги наши, Цари неверные и Короли нечестивые: Иоанн стал на первой степени державства между ими!" Достойно примечания, что Константинопольский Патриарх Иоасаф, в знак своего усердия к Венценосцу России, в 1561 году соборною грамотою утвердил его в сане Царском, говоря в ней: "Не только предание людей достоверных, но и самые летописи свидетельствуют, что нынешний Властитель Московский происходит от незабвенной Царицы Анны, сестры Императора Багрянородного, и что Митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал Российского Великого Князя Владимира на Царство". Сия грамота подписана тридцатью шестью Митрополитами и Епископами Греческими.

В историю первый русский царь вошел как очень противоречивая личность.

Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы – единые органы управления. При нем был составлен Судебник – свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. Иван IV покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов. В его правление и началась торговля с Англией.

После введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным.

За годы его правления территория России увеличилась почти вдвое - до 5.4 млн кв. км, чуть больше, чем вся остальная Европа. Страна превратилась в огромную державу с высоким международным престижем. Однако в результате опричнины, длительных и неудачных войн государство пришло к разорению, что стало причиной глубокого государственно-политического и экономического кризиса в конце XVI – начале XVII в.

Одной из немногочисленных форм отражения всей величественности и пышности царской жизни и царского двора является венчание государя на царство. Однозначно, домашний быт, осуществление дипломатических приемов являются непосредственным видением этой жизни, но венчание по своим размерам, значимости и содержанию превосходит другие события из жизни русского царского двора, причем и происходит оно не так часто - один раз в жизни монарха. Поэтому первоначально мы уделяем внимание именно этому явлению. Венчание на царство - это такое событие, с которого начинается правление, берет свое начало определенная эпоха каждого монарха, тем более, если мы говорим о периоде второй половины XVI века и далее. Мы начинаем нашу реконструкцию русского мира царского двора именно с этого момента, чтобы отразить логическую последовательность событий в жизни государя. Прежде чем говорить об особенностях венчания русских царей на царство, мы считаем необходимым, прежде всего, дать определение такому понятию как "венчание на царство" и рассказать об истории данного явления.

Венчание на царство - торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров.

В России "первовенчанником" был Дмитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отнем столе" ("Слово о полку Игореве"), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников. Совершенное в первый раз священное Венчание над Дмитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так митрополит возложил на него "крест от Животворящего Древа", золотую цепь и подал в руки скипетр. Однако само венчание Ивана IV не было запечатлено глазами иностранцев, им об этом было лишь сообщено через два года. Таким образом, прибывавшие в Россию иностранцы во второй половине XVI века могли наблюдать процесс венчания на царство уже только во время коронации Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного.

И вот начинается торжественный выход царя с соблюдением определенной иерархичности, которая отражается не только в четкой последовательности выхода священнослужителей, но и в последовательности выноса икон, начиная с икон богоматерей, а затем уже других вместе с церковной утварью. "Царь со всей знатью, в определенном порядке, вошли в церковь…". Сохранение такого порядка выхода - это соблюдение уважения к старшим или наиболее знатным людям того времени.

Далее царская свита направляется в церкви. Хождение начинается с молитв в Благовещенском соборе, затем свита направляется к гробам предков в церкви по имени Архангела Михаила и затем в церковь (Успения) Пречистой Богоматери, где проходит венчание на царство. Как мы можем предположить, вся эта процессия несет в себе глубокий смысл. В Благовещенском соборе царь молит у Бога благословения на совершаемое дело, некой помощи перед началом венчания на царство, как было принято на Руси у всякого человека, который начинал любое дело, ибо это дело получало поддержку Божью. Далее царская свита совершает хождение к гробам предков, совершая молитву в память об усопших, в память своих предков, и уже только после этого начинается главное действие, которое происходит в церкви Пречистой богоматери. Венчание на царство у русских царей непосредственно и тесно связано с церковью, с почитанием Бога и своих предков, к тому же вся процессия сопровождается церковным пением.

В церкви Пречистой богоматери совершается главное действие. При входе государя в церковь диаконы с хором певчих начинают громко петь многолетие царю, потом патриарх и митрополит в ответ начинают петь гимн вроде молитвы. Царь усаживается в "специально приготовленное для него место", "особый стул", возле которого стоит знать, и тоже в определенном порядке. Читается молитва, после осуществляется переодевание царя, "что делается весьма чинно и торжественно" в "богатейший и бесценный наряд", надевается корона на голову государя, в правую руку ему дают скипетр и державу, а в левую - меч правосудия, богато убранный, также перед царем помещаются все шесть венцов - символы его власти над землями страны. После чего начинается чтение митрополитом молитвы. Горсей очень четко подмечает всю пышность, красоту и богатство царского одеяния: "на нем была верхняя одежда, украшенная разными драгоценными камнями и множеством восточного ценнейшего жемчуга…", а также и вес одежды - "она весила 200 фунтов, ее шлейф и полы несли шесть князей (dukes)". Какой невероятной силой обладает русский государь, чтобы вынести такую тяжкую ношу?! Мощь царского плеча, его непоколебимость и стойкость, которая должна показать, что царское плечо готово возложить на себя и ту ношу, которая называется властью, данною ему над государством.

Во время движения царь держит в руках жезл из кости единорога, о стоимости которого Горсей с невероятной точностью повествует нам: "жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями, купленный прежним царем …, что стоило ему 7000 марок стерлингов". Отсутствие скупости - вот еще одна особенность венчания на царство русских царей. Скипетр и державу несет перед царем Борис Федорович Годунов; богатую шапку, украшенную камнями и жемчугом, несет другой князь, а шесть венцов царя несут другие. Царь подходит к великим церковным вратам и народ кричит: "Боже, храни царя Федора Ивановича всея Руси". Таким образом, наследник трона становится царем - Федор Иоаннович слышит речь родного народа, которому верностью и правдою будет служить, в речи этой он подмечает согласие народа и его благословение на его (царское) правление. Далее государь направляется к подведенному к нему коню, "покрытому вышитой жемчугом и драгоценными камнями попоной, седло и вся упряжь были убраны соответствующим образом, как говорят, все стоило 300 тысяч марок стерлингов". Здесь, как и в случае с жезлом из кости единорога, виднеется роскошь царского двора; при этом элемент коронации, связанный с подачей коня, говорит о готовности монарха быть воином и защитником своего государства.

Необходимым элементом для движения царя Горсей выделяет подмостки "в 150 морских саженей длиной, в две шириной и на три фута поднятые над землей…", чтобы царь мог свободно пройти от одной церкви к другой и чтобы огромная толпа людей, пришедшая увидеть данное событие, не мешала ходу государя и не задавила его. Масштабы происходящего говорят о невероятной важности данного события, ибо были люди, которые были задавлены толпой, жаждущей увидеть идущего царя, оторвать кусочек золотой парчи, красного бархата или алого стамета, покрывавшие подмостки, по которым только что-то прошел новоизбранный царь. "Каждый желал иметь кусочек, чтобы хранить его как память". Здесь мы видим, что данное событие имеет невероятную значимость в умах народа, жаждущего прикоснуться к своему царю.

Затем царь следует в Думу, там он также занимает свое царское место, "украшенное как и прежде", а на столе стоят шесть его венцов. Один из его приближенных держит царские чашу и кувшин из золота, по обе стороны от него стояли два человека, называемые рындами (kindry). Горсей дает подробное описание одежды прислуги, что в очередной раз говорит о его восхищении роскошью царского двора: "в белой, затканной серебром одежде, с жезлами и золотыми топориками в руках". Князья и знать в богатых одеждах располагаются рядом с царем вокруг по старшинству. Царь допускает каждого поцеловать его руку, затем переходит на свое царское место за столом, где ему с почестями прислуживают его знатные люди. Множество серебряных и золотых блюд от пола до потолка, которые обрисовывает Горсей, также говорит о пышности и роскоши празднований. После этого царь начинает раздавать должности и земли своим подданным, причем размер земель весьма велик.

Празднества царской коронации завершаются пальбой из пушек, "называемой царской пальбой". Четкость и мощь выстрелов, причем в нужное место на точном расстоянии (2 мили) поражают ум иностранца и вызывают у него удивление. Он пишет: "…170 больших орудий всякого калибра, прекрасно сделанных. Эти орудия стреляли разом в специально приготовленные валы. 20 тысяч стрельцов, разодетых в бархат, отделанный шелком и стаметом, были расставлены в 8 рядов на протяжении 2 миль, они выстрелили дважды очень стройно".

В своем повествовании описание церемонии венчания на царство русского царя Джером Горсей заканчивает фразой, которая подытоживает все его восхищения царским двором: "Эта царская коронация требует много времени и бумаги для настоящего ее описания. Стоит сказать, что подобного зрелища никогда не видели в России", что говорит о масштабности и великолепии данного явления.

Таким образом, характерными чертами венчания царя на царство являются пышность и роскошь, традиционность, продуманность и символичность процессии, а также сочетание духовного и светского обрядов.