Исследовательская работа «Левша- это я? Исследовательская работа на тему "Я- левша!" Исследовательская работа леворукие дети.

Эльмира Большебратская
Проект на тему леворукости «Я-ребенок из Зазеркалья!»

Дорогие коллеги все мы не только педагоги, но прежде всего мамы. Моему младшему сыну Вадиму предложили поучаствовать в конкурсе научных проектов , я его поддержала. Стали думать на какую тему выбрать проект и я предложила взять тему леворукости , т. к. Вадик-левша, сынок согласился со мной.

Вот такой проект у нас получился .

Я - Большебратский Вадим, ученик 5 класса «а» , разрешите представить Вашему вниманию исследовательскую работу, выполненной на тему : «Я- ребёнок из Зазеркалья »

Эпиграфом для моего исследования послужили слова Жюля Верна :

«в природе движение идет справа налево .

У человека правая рука развита лучше, нежели левая.

Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево . И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота»- читать!

Цель моей работы : Выявить трудности леворуких людей , с которыми им приходится встречаться в мире праворуких

Определение цели исследования и изучение литературных источников позволили сформулировать следующие задачи :

1. Изучить литературу по проблеме леворукости .

2. Выявить, имеют ли леворукие люди свои особенности.

3. Выяснить трудности, с которыми встречаются леворукие

4. Выяснить, есть ли в начальном звене школы №17 леворукие дети , и если есть, каковы их способности.

Пять лет назад я пошёл в школу и стал замечать, что другие ученики пишут, рисуют правой рукой, а я всё делаю левой . А во время аппликации я столкнулся с трудностями - ножницы не режут в левой руке . Мне стало интересно, почему?

Моя работа актуальна. Леворуких людей становится все больше, а живут они в праворуком мире, поэтому имеют разные трудности. Чтобы помочь таким людям, надо знать их особенности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозг.

Методы исследования :

1. Изучение и анализ литературы.

2. Метод анализа.

3. Метод синтеза.

4. Экспериментальный метод.

5. Метод наблюдения.

Данная исследовательская работа представляет практическую ценность для многих родителей, учителей, учащихся, заинтересованных в том, чтобы каждый леворукий ребенок смог адаптироваться и не испытывал проблем в мире праворуких

Слайд №10 Особенности леворуких детей

“Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.

Обычно это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.

У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.

Слайд №11 -

Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.

Ребенок-левша доверчив, склонен к быстрой смене настроения. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. Левши обычно склонны фантазировать, имеют хорошую память. Они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят.

Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными

Слайд №12

По данным анкетирования, 76% родителей леворуких детей считают , что у их детей нет никаких трудностей, а педагоги на вопрос- имеются ли трудности у леворуких детей на уроках труда – 48 % ответили положительно.

Слайд №13

На данных фото мы можем увидеть, что леворукие дети испытывают трудности на уроках труда, рисования, на физкультуре, при письме

Слайд №14

Отношение к леворукости .

По данным анкетирования, можно отметить, что 92% опрошенных педагогов, а также 76% родителей детей младшего школьного возраста считают леворукость индивидуальной особенностью организма, а 8% педагогов и 18% родителей относятся к леворукости как уникальности и признаку гениальности.

Слайд №15

Начав исследование данной проблемы, я изучил семейный фотоархив и выяснил, что причина моего левшества - все таки генетическая, т. к. моя прабабушка – левша, а папа переученный левша.

Слайд №16

А вот старший брат Эрик – видимо скрытый левша, т. к. у него были сомнения по поводу ведущей руки

Слайд №17

Также я обнаружил массу подтверждений, что я уже в раннем детстве отдавал предпочтение левой руке

Слайд №18

С целью выявления левшества и ведущей руки в деятельности мною был проведен тест- опрос среди моих родственников

Обработав данные опросника, я получил следующие результаты : 20% моих родственников являются амбидекстрами, то есть в быту достаточно часто пользуются той и другой рукой в качестве ведущей, 20% - в качестве ведущей используют левую руку чаще правой. Тогда как среди испытуемых нет ни одного левши, кроме меня. Вероятно, здесь также имеет место скрытая леворукость .

Слайд №20

Один из авторов книги «Леворукий ребенок » Марьяна Михайловна Безруких утверждает, что : - читать! «Леворукий леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим»

Слайд №21

Анализируя результаты анкетирования учителей начальной школы, выяснилось, что 90% педагогов замечают, что необходимы рекомендации и специальные методики по работе с леворукими детьми . Что касается родителей, то 76% родителей леворуких детей считают , что их детям не нужен особый подход.

Слайд №22

По результатам нашего исследования мы бы хотели дать следующие советы взрослым :

1. Никогда взрослые не должны показывать ребенку отрицательное отношение к леворукости .

2. Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей , чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

4. Определять ведущую руку необходимо в 4-4, 5 года.

Слайд №23

5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

6. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю желательно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо .

Слайд №24 -Правила посадки за партой

так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое . Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху.

Слайд №25

Вашему вниманию представлены специальные канцелярские товары, разработанные специально для левшей. Если ребенок с самого начала школьного обучения будет пользоваться специальными школьными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.

Только с 2004 года российским детям стали доступны специальные канцелярские принадлежности для левшей. И еще один огромный минус – дорогая цена.

Канцелярия для левшей появилась на прилавках нашего города вообще в 2011 году и вот такой набор из необходимых для учёбы предметов – ручка, карандаш, запасные стержни, ластик, точилка - стоит порядка 1800тг. А линейка для левшей стоит 280тг. Конечно, радует, что все эти предметы стали нам доступны, но огорчают цены на них, т. к. не каждый родитель сможет позволить себе такую покупку. А если бы эти товары производились в нашей стране, то их стоимость могла бы быть намного ниже.

Слайд №26

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы :

Анализ данных анкетирования учителей учащихся 1-4 классов доказывает отсутствие прямой связи между ведущей рукой и проблемами в развитии ребенка.

Леворукость – индивидуальный вариант нормы. Склонность к действию той или иной рукой нельзя считать отклонением в развитии.

Предпочтение ведущей руки окончательно определяется к 4-5 годам.

Слайд №27

Фактор переучивания левши приводит к возникновению школьных неврозов.

Количество левшей с возрастом уменьшается, так как праворукая среда заставляет леворуких приспосабливаться (ненасильственное переучивание) .

Осуществление индивидуального подхода к особенностям восприятия мира леворукого ребенка снизит проблемы адаптации левши в преимущественно праворуком мире.

Слайд №28 –

В ходе исследования наша гипотеза нашла подтверждение :

Владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга

Слайд №29 –

Изучать литературу и проводить исследовательскую работу мне было интересно

Ведь я узнал, в первую очередь, свои особенности. Ведь я- левша- ребёнок из Зазеркалья !

Мы заняли 1 место в конкурсе школьных проектов (04. 2012г, затем 1 место в городе(10. 2012, 1 место в Области(11.2012, а на Республиканском туре заняли 3 место(01.203г г. Щучинск!

Корелов Иван Артемович

Руководитель проекта:

Сметанина Наталья Александровна

Учреждение:

МБОУ Средняя школа № 3 города Няндома

Ученик 3 класса начальной школы решил начать работу над исследовательским проектом по окружающему миру "Кто такие леворукие дети" после того, как заметил некоторые отличия среди одноклассников.

Он стал интересоваться про различия по видам деятельности и в интересах у "правшей" и "левшей".

В данной проектной работе по окружающему миру "Кто такие леворукие дети" школьник заметил, что «леворукому» человеку очень трудно в праворуком мире, потому что всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей.


В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему "Кто такие леворукие дети" ученик 3 класса провел анкетирование в школе, где выявил интересы леворуких и праворуких детей.

Введение
Основная часть
1. Что мы знаем о левшах?
2. Как узнать, что ты леворукий?
3. Анкетирование детей начальной школы
4. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?
5. Стоит ли переучивать левшу?
6. Увлечения леворуких и праворуких детей
Заключение
Литература
Приложения

Введение


Меня зовут Иван Корелов. Я ученик 3 «Б » класса МБОУ СОШ № 3 г. Няндома.

С 1 сентября вместе с ребятами из нашего класса, я посещаю занятия логопеда. В нашей группе есть мальчик, который пишет левой рукой. После звонка мы все расселись по своим местам, но Наталья Александровна попросила Егора пересесть на другое место. Мне стало интересно, почему именно туда?

Учитель улыбнулась и предложила мне провести исследование на тему «Кто такие «леворукие дети ». Меня эта тема очень заинтересовала, потому что в нашем классе несколько ребят, которые пишут левой рукой.

Раньше я не задумывался о том, что у левшей могут быть какие – то трудности в учебе. Я попробовал писать и рисовать так, как они, но мне было очень неудобно. У меня появилось несколько вопросов, и мы с мамой начали искать на них ответы:

  1. Кто такие левши и что о них известно?
  2. Как можно понять, что ты левша?
  3. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?
  4. Отличаются ли увлечения леворуких и праворуких детей?

В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему " Кто такие леворукие дети " я провел анкетирование в третьих классах нашей школы, выявил интересы леворуких и праворуких детей.

Цель исследования: выявление особенностей леворуких детей в мире праворуких.

Задачи:

  1. Изучить особенности леворуких детей.
  2. Сравнить интересы и увлечения левшей и правшей.
  3. Провести анкетирование и тесты на определение рукости.
  4. Проанализировать результаты исследования.

Объект исследования: особенности леворукости и праворукости.

Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе леворуких и праворуких детей.

Мои гипотезы:

1. «Леворукому » человеку очень трудно в праворуком мире, потому что всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей.
2. Я предположил, что у "правшей" и "левшей" есть различия в предпочтениях по видам деятельности и в интересах.

Я выбрал следующие методы исследования:

  • изучение теоретического материала;
  • анкетирование;
  • анализ результатов исследования.

1. Что мы знаем о левшах

Сначала я решил узнать кто такие леворукие дети, и что в них особенного. Оказывается, леворукость и праворукость зависит от того, какое у человека ведущее полушарие мозга .
Итак, наш головной мозг состоит из 2 полушарий. Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий.

Левое полушарие отвечает за математические вычисления, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.

Правое полушарие - за образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. Правое полушарие хорошо развито у леворуких людей.

Зная, какое полушарие у нас главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в том или ином виде деятельности.

Леворукие дети – правополушарные, а значит более эмоциональные, чувствительные, творческие натуры.

В литературе мы нашли еще и такие интересные факты и особенности левшей:

  • у них необычный взгляд на мир, стремление к новому, интересному.
  • наличие творческих и музыкальных способностей, высокий уровень интеллекта, который помогает добиваться хороших результатов в профессии. Часто левши встречаются среди деятелей искусств: художники, музыканты, актеры, например: Валерий Меладзе, Микеланджело, Чарли Чаплин.
  • левши незаменимы в отдельных видах спорта, например: теннисе, фехтовании, боксе. Они считаются самыми «опасными » и непредсказуемыми противниками.
  • у левшей даже есть свой праздник «Всемирный день левшей », который проходится 13 августа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что леворукость – это не болезнь, а особенность человека, у которого правое полушарие работает лучше, чем левое.

2. Как узнать, что ты леворукий ребенок?

Протестировать ребенка можно разными способами, я предложил ребятам 2 теста:

Тест №1

Возьмите расческу и расчешите волосы. Возьмите ручку и напишите несколько слов. Возьмите карандаш и нарисуйте солнышко. Послушайте часики. Вырежьте цветочек (Приложение № 1 )
Если из 4 заданий вы сделали 3 – левой рукой, то, скорее всего, вы леворукий человек.

Тест №2

Этот тест мы провели для того, чтобы определить ведущую руку, глаз, ухо. Для этого я:

  1. Сделал в небольшой коробочке одно отверстие для глаза, положил туда светящийся предмет и попросил ребенка заглянуть в коробочку, спросив, что там внутри. В это время я отмечал, каким глазом он чаще прикладывается к коробке. (Ведущий глаз )
  2. Приготовил коробочку с горохом, завязал ребенку глаза и попросил побрякать ей и угадать, что там. Отмечаю, каким ухом слушает. (Ведущее ухо )
  3. Предложил брать одной рукой школьные принадлежности. (Ведущая рука )

Если большинство действий определили ведущую левую сторону тела - ребенок левша. Если ведущая правая сторона тела - правша (Приложение №2)

3. Анкетирование детей начальной школы.


Сначала я решил узнать, сколько в начальных классах нашей школы леворуких и праворуких детей. Оказывается в начальной школе 398 учащихся.

Из них 361 правша и 37 левшей.

Я провел анкетирование в начальных классах (Приложение №3) .

1. Какой рукой ты пишешь (ешь, бросаешь мяч)?
2. Трудно ли тебе было учиться писать в первом классе?
3. Чем ты любишь заниматься? (спорт, рисование, музыка, чтение, поделки)
4. Как относятся к твоей леворукости окружающие?
5. А если ученик работает правой рукой – как ты относишься к левшам?

Анализ анкет показал:

  • что большая часть одноклассников не знала как определить ведущую руку, и ее определение им очень понравилось;
  • что учиться в первом классе было трудно всем;
  • большая часть ребят ответили, что они даже не обращали внимания на то, какой рукой работает их сосед, друг;
  • левши ответили, что им иногда бывает сложно писать быстро, читать и считать. Свою леворукость – праворукость ребята определяли впервые;
  • а еще анализ показал, что 21 ученик умеют работать обеими руками.

4. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?

Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым. В Средние века леворукость считалась знаком дьявола. В дальнейшем левшам стали приписывать одаренность и талант.

Однако, среди праворуких людей тоже очень много известных людей. Это говорит о том, что люди равны между собой, и успехи, достижения зависят не только от природных задатков, но и от желания человека развивать себя, работать над собой.

5. Стоит ли переучивать левшу?

До недавнего времени левшей старались переучивать, но после выяснилось, что если переучивать их силой, то это плохо отражается на учебном процессе, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.

Я попробовал это на себе: (Приложение № 4) как праворукий человек я привязал к телу с помощью мамы правую руку и попробовал все делать левой рукой – это, конечно, возможно, но я очень нервничал, потому что уходило очень много времени, получалось некачественно, и очень хотелось отвязаться.

Во время тестирования 21 ученик написал, что умеет работать обеими руками. Можно предположить, что это переученные левши. По моим наблюдениям эти ребята часто нервничают, торопятся, расстраиваются при неудачах.

Мой вывод: переучивать нельзя, ребенку от этого лучше не будет. Можно пробовать, развивать другую руку, только если он сам этого хочет.

6. Увлечения леворуких и праворуких детей.

Я сравнил интересы леворуких и праворуких детей, вот, что у меня получилось: левши действительно больше предпочитают творческие занятия, рисовать, петь, слушать музыку, а правши больше предпочитают точные науки и спорт (Приложение № 5).

Из всего этого можно сделать вывод, что левшам трудно жить в праворуком мире. Потому что все прописи, ручки, мебель и даже ручки на дверях сделаны для правшей.

Заключение


В ходе исследования мне удалось выяснить, что:

1. Среди учащихся начальных классов 37 левшей, 21 умеют работать обеими руками, 340 правшей.
2. Я научился и научил одноклассников определять ведущую руку.
3. Леворукий человек испытывает неудобства в праворуком мире.
4. Интересы левшей и правшей немного отличаются. Леворукие люди склонны к творчеству. Они увлекаются музыкой, литературой, но им труднее дается чтение, письмо, счет. Праворукие – любят точные науки, спорт. Но, леворукость – это не препятствие для достижения успеха в жизни.
5. Еще я сделал вывод, что переучивать ребенка – левшу не надо, а можно развивать правую руку, если ребенок этого хочет.

Проделав эту работу, я получил ответы на все интересующие меня вопросы. Было очень интересно подтверждать теорию практикой. Считаю, что моя гипотеза подтвердилась полностью.

В заключении хочу сказать, что я сейчас знаю и могу порекомендовать леворуким ребятам следующее:

  • Чтобы сосед не мешал вам писать, садитесь от него слева.
  • Ручку берите пальчиками на расстоянии 2-3 см от пера.
  • Тетрадь разворачивайте к себе правым уголком, а не левым как это делают правши.

Все это нужно делать для того, чтобы видеть, что вы пишете.

Литература

1. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008. - 64 с. (Будущий первоклассник. Подготовка к школе).
2. М.М.Безруких. Почему учиться трудно. - М.,1995.
3.Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с.
4. Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. Леворукий ребёнок: 50 уроков для подготовки к письму. - СПб.: Издательский дом «Литера », 2011.- 80 с. (Готовимся к школе).
5. Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция.- С-Петербург.,2005

Салова Арина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 34»

Исследовательская работа

по теме:

«Правши и левши: две стороны одной медали или два разных мира?»

Выполнила:

Ученица 4 «Б» класса

Салова Арина

Научный руководитель:

Радаева Ч.Ф.

Ульяновск- 2011

  1. Введение……………………………………………….3
  2. Исследование литературы…………………………….4
  3. Экспериментальная часть…………………………….7
  4. Вывод…………………………………………………..10
  5. Литература……………………………………………..10
  6. Приложения………………………………………..11-13

Введение.

Обоснование выбора темы:

Я очень люблю своего братишку Андрея и мы часто играем вместе. Он младше меня на 3 года. Когда он был маленьким, то одинаково часто пользовался и правой и левой рукой, но с возрастом стал чаще пользоваться левой. Я сама- правша, и мне стало интересно: отчего некоторые люди больше пользуются правой рукой и она у них лучше развита, а некоторые - левой. Каково леворукому человеку в праворуком мире? И вообще - есть ли левши и правши среди животных? Эти вопросы меня так заинтересовали, что я решила исследовать эту тему.

Итак, объект моего исследования - человек.

Предмет исследования - правосторонние и левосторонние признаки людей.

Цель исследования : расширить знания о леворукости и праворукости людей, а также животных.

Задачи:

1. Изучить физиологические основы праворукости и леворукости, узнать, что влияет на выбор ведущей руки..

2. Узнать, почему большинство человечества праворуки, а также как относились к правшам и левшам в истории человечества и причины такого отношения.

3. Изучить способы определения ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри.

3. Провести эксперименты по определению у себя ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри и по пользованию только левой (неведущей) рукой с целью ощутить, что чувствует леворукий человек в мире правшей.

5. Узнать, существует ли праволапость и леволапость у животных и о том, как её выявить.

6. Провести эксперимент по определению ведущей лапы у моего кота Рыжика.

7 Собрать приложения: пословицы и поговорки со словами правый, левый, правша, левша и т.д. ; составить список известных и гениальных людей- левшей и список действий, которые левше делать труднее, чем правше.

Мои гипотезы (предположения):

  1. Леворукость связана с более развитым левым, а праворукость – с развитым правым полушарием головного мозга. Эти признаки передаются по наследству.
  2. Большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше, потому что их большинство.
  3. Я не являюсь «чистым» правшой.
  4. Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей.
  5. Праволапость и леволапость у животных существуют в таких же соотношениях как у людей.
  6. Мой кот Рыжик праволапый

Исследование литературы.

Физиологические основы праворукости и леворукости.

Все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной ассимметрии (т.е. неодинаковой развитости). В двигательной сфере: это выделение ведущей (т.е. более развитой) руки, ноги, в области чувств - ведущего глаза, уха, ноздри. У каждого человека возможно своё сочетание право- и левосторонних признаков. «Чистых» левшей (т.е. людей с ведущими левым ухом, глазом, ноздрёй, рукой, ногой) очень мало! И «чистых» правшей тоже! В основном на Земле живут люди с преобладающими левосторонними или правосторонними ведущими органами.

Левшами являются около 10-15 % людей. Остальные 85-90% - правши. Отчего же зависит, является ли человек правшой или левшой? Это связано с особенностями работы полушарий головного мозга. У правшей, оказывается, больше развито не правое, как я предполагала, а ЛЕВОЕ полушарие, которое отвечает за переработку словесной информации. У левшей более развито ПРАВОЕ полушарие, которое отвечает за обработку образов, эмоций, чувств. Однако существуют люди с одинаково развитым правым и левым полушарием. Это так называемые амбидекстры. Они одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, ногой и т.д. У них нет ведущих парных органов.

Но почему же в ходе развития человечества праворукость победила леворукость?

Сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости. Так, например, французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя. Исходя из того, что сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары копьём или мечом.

Ряд исследователей склонен усматривать причины праворукости в том, что правая рука играла определённую роль в древних культах.

Интересна версия армянского ученого Геодакяна. Опираясь на свою теорию Геодакян сделал множество занятных предсказаний. Он угадал, что ребенок в утробе матери сосет правый пальчик. Исследования УЗИ подтвердили: 92% из сосущих палец детей именно большой палец правой руки находят более вкусным! Почему? Млекопитание - одно из поздних завоеваний эволюции, поэтому за сосательный рефлекс отвечают левое полушарие и правая рука соответственно! Таким образом, получается, что человек, как представитель млекопитающих, более предрасположен к праворукости.

Причины праворукости или леворукости:

На выбор ведущей руки влияют несколько факторов:

  1. Наследственность – у леворукого родителя с большей вероятностью родятся леворукие дети. Кстати, у моего братишки папа- левша, быть может поэтому и он больше пользуется левой рукой?
  2. Влияние среды, культуры. Чем выше уровень развития народа, тем меньше леворуких.

Например, среди эскимосов, папуасов и других близких к природе народов левшей 25-30% !

  1. Травма или болезнь. Это так называемая вынужденная право- или леворукость, связанная с заболеваниями мозга, руки, ноги и т.д..

Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества .

На протяжении истории человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Отношение к левшам было неодинаковым в разных странах и в разные времена.

Во многих языках прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Например, в английском языке слово «леворукий» имеет дополнительное значение - неуклюжий, лицемерный, зловещий, незаконный. Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.

Русский язык тоже предоставляет множество примеров подобного рода:

«левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый.

Так же можно рассматривать негативные значения словосочетаний «левый доход», «левым образом», «сходил налево», «встал с левой ноги», «как левый глаз увидел» и т. п.

Учитывая связь языка и мышления, вряд ли стоит удивляться отрицательному восприятию леворуких людей праворукими. Большинство всегда отрицательно относится к меньшинству, пытается его подавить, такова человеческая натура. Отсюда и переучивание левшей, имеющее много отрицательных последствий на организм и психику.

ЧТО ЖЕ ЯВИЛОСЬ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЕВШАМ?

А повинна в этом картина Страшного суда в Евангелии от Матфея.

«.. Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам.» Тогда и скажет тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его.»

Поскольку Библия очень почитаемая книга, основа религии, образец морали и идеалов для огромной части человечества, то становится понятным отрицательное отношение общества к левшам.

В наше время, когда уже исследованы причины и физиологические основы леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы.

Существует ли леволапость и праволапость у животных?

В 60-х г.г.20 века при тщательном изучении поведения животных обнаружилось много интересных фактов. Оказалось, что у животных существует устойчивая «лапость» - т.е. крыса, собака, кошка, обезьяна предпочитают манипулировать одной из передних лап, и это предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным, где обозначают особей, предпочитающих пользоваться левой (передней) или правой (передней) лапой соответственно. У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство - правши, среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные - амбидекстры, зато все белые медведи − левши. Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе около ²/ 3 шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов - правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши.

Таким образом, если рассматривать животный мир в целом, то в отличие от людей, количество праволапых животных приблизительно равно количеству леволапых.

Итак, подытожу: левшами являются люди (или животные) с преобладанием левосторонних ведущих органов, связанным с особенностями работы больших полушарий головного мозга. Леворукость и праворукость связаны с наследственностью и влиянием среды одновременно. Праволапость и леволапость у животных существует.

В следующей главе я попытаюсь определить у себя и своего кота ведущие правосторонние и левосторонние признаки, а также попробую почувствовать себя «левшой».

Экспериментальная часть.

Изучив литературу, я уже была готова к опытно- экспериментальной работе, которая должна была помочь мне окончательно разобраться в простейших методах определения правосторонних и левосторонних предпочтений у человека и животных.

ЭКСПЕРИМЕНТ №1

Я решила определить у себя ведущую руку, ногу, глаз, ухо и ноздрю .

Для этого я провела следующие опыты:

  1. Скрещивание пальцев. Палец какой руки сверху?
  2. Поза Наполеона. Какая рука сверху?
  3. Аплодирование. Какая рука сверху ударяет по другой?
  4. Закидывание ноги на ногу. Какая нога сверху?
  5. Смотрение в «подзорную трубу». Каким глазом привычнее и удобнее?
  6. Подглядывание в замочную скважину. Каким глазом?
  7. Подслушивание того, что говорится в соседней комнате. Каким ухом удобнее?
  8. Шепот на ухо. Каким ухом слушаешь?
  9. Нюхание духов из флакона с узким горлышком. Какой ноздрёй привычнее и удобнее?

10.Затыкание ноздри ваткой. Какой ноздри больше «не хватает»?

Таким образом, я не являюсь «чистым» правшой, как я и думала. Из 10 исследуемых признаков 6 - правосторонние, а 4- левосторонние. Следовательно, правая сторона преобладает, но незначительно.

ЭКСПЕРИМЕНТ №2

Следующим моим экспериментом стал добровольный отказ от пользования правой рукой на сутки с целью испытать ощущения и эмоции леворукого человека в праворуком мире.

День, я сразу скажу, был не из легких! Оказывается, все, что так привычно и удобно для праворукого, для левши представляет большую трудность. Писать, заглядывая себе под руку, НЕУДОБНО. Мало того: вырезать, чертить, резать хлеб, пользоваться отверткой, шить на ручной швейной машинке, закупоривать крышки, консервируя на зиму, пользоваться многими инструментами (отверткой, кусачками, пассатижами, ручной дрелью и мясорубкой, пилой и ножом и т.д.) так ТРУДНО, что я и представить не могла! Даже открыть форточку левше труднее, чем правше. Вообще, все действия, которые совершаются по часовой стрелке, леворуким неудобны. Складывается такое ощущение, что весь мир против тебя.

Исследователь леворукости М. Гарднер замечает: «Многие мелочи постоянно раздражают левшу в правом мире. Он входит в метро- щель монетоприёмника в пропускном автомате расположена СПРАВА. Он хочет позвонить из автомата - дверь в будку неудобно открывать левой рукой. Отдавали ли вы себе отчет в том (если вы не левша), что все ручные часы рассчитаны на правшей! Наденьте свои часы на правую руку и попробуйте их завести, тогда вы поймёте, какое неудобство для левши помещённая справа заводная головка. Все руководства для обучения любому ручному труду неизменно рассчитаны на правшей. Девочка- левша, которая хочет научиться вязать, или мальчик- левша, желающий освоить карточные фокусы , должны переводить соответствующие руководства на свой язык ».

Попробуйте левой рукой воспользоваться таким привычным инструментом, как ножницы - они не режут, рвут бумагу, мнут её. От мамы я узнала, что существуют специальные ножницы, ножи и другие инструменты для левшей, вот только купить их трудно и стоят они недёшево.

Итак, этот эксперимент показал, что левше значительно труднее выполнять самые распространенные действия, так как почти все в мире людей ориентировано на правшей.

ЭКСПЕРИМЕНТ №3

Третьим моим экспериментом было определение ведущей лапы у моего кота Рыжика.

Я долго думала, как можно узнать, какой лапой удобнее пользоваться животному? Наблюдая за Рыжиком во время его игры с моим попугаем Клюшей в клетке, я заметила: кот чаще замахивался на Клюшу правой лапой. А если это случайность? Как с достоверностью узнать, правша он или левша? Прочитав соответствующую литературу и поразмыслив самостоятельно, я выбрала 4 способа определения ведущей лапы у кошки:

1. В банку с узким горлом помещаю вкусное лакомство. Какой лапой Рыжик будет пытаться достать пищу?

2. На веревочку подвешиваю бантик на расстоянии 45 см от пола. Какой лапой Рыжик будет больше играть с бантиком?

3. Тот же бантик на веревочке буду возить по полу. Какой лапой кот чаще будет охотиться за бантиком?

4. Какой лапой Рыжик чаще копает песок?

Вот какие результаты у меня получились:

Из 4 признаков 3-левосторонние.

Таким образом, моё предположение о том, что Рыжик праволапый, ОПРОВЕРГНУТО. Мой кот левша.

ЭКСПЕРИМЕНТ №4

Социологический опрос.

Мною было опрошено 120 человек разного возраста и пола. Задавался один и тот же провокационный вопрос:

Кем быть лучше: правшой или левшой?

Результаты опроса:

Правшой – 45 %

Левшой – 20%

Одинаково, нет никакой разницы – 25%

Не знаю – 10%

Вывод: БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛУЧШЕ БЫТЬ ПРАВШОЙ. Причины:

1) Так думают те, кто сами являются правшами.

2) Так считают те левши, которые испытывают неудобства в праворуком мире.

Правшам был задан вопрос: Как вы относитесь к левшам?

Результаты опроса:

Нормально, они ни чем не хуже нас – 60%

Я их не понимаю, они другие – 25%

Мне их жалко, им труднее, чем нам – 15 %

Вывод : БОЛЬШИНСТВО ПРАВШЕЙ СЧИТАЮТ ЛЕВОРУКОСТЬ НОРМОЙ.

Левшам был задан вопрос: Как ты относишься к тому, что ты - левша?

Результаты опроса:

Горжусь, что я не такой как все – 25%

Вполне нормально – 25 %

Мне труднее, чем правшам, я испытываю неудобства – 30%

Я хотел бы быть правшой – 20%

Вывод: ПОЛОВИНА ЛЕВШЕЙ ИСПЫТЫВАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ПО ПОВОДУ СВОЕЙ ЛЕВОРУКОСТИ,

Выводы.

В ходе исследования я узнала много новой информации. Кроме научных фактов, я собрала много пословиц и поговорок про левую и правую руку, составила список гениальных и известных левшей. Оказывается, что даже существует Всемирный день левшей , который празднуется с 1992 года ежегодно и отмечается 13 августа!

Ряд моих гипотез подтвердился , например тот факт, что

Леворукость передаётся по наследству;

К праворуким общество относится лучше, потому что их большинство;

Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей, более того, ему необходимо

« переводить» многие инструкции на свой лад;.

Я не являюсь «чистым» правшой: у меня есть левосторонние ведущие органы;

Существует праволапость и леволапость у животных.

Однако, некоторые мои предположения в ходе исследования были опровергнуты :

Я думала, что леворукость связана с более развитым левым, а праворукость - правым полушарием головного мозга, а оказалось, что все наоборот! Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое - правой.

Соотношение между праволапыми и леволапыми животными приблизительно равное, а не такое, как соотношение между правшами и левшами у людей;

Мой кот Рыжик не праволапый, а леволапый.

Теперь я могу ответить на главный вопрос: правши и левши – две стороны одной медали или два разных мира?

Я поняла, что обе версии ответа на этот непростой вопрос верны. Правши и левши это две стороны одной медали, так как почти у каждого человека присутствуют как левосторонние, так и левосторонние признаки. Но все же, левшам очень трудно жить в правостороннем мире, потому что этот мир враждебен к ним. Это выражается во всем: начиная от инструкций для ручного творчества, заканчивая молниями на одежде, которые созданы так, как удобно правшам. Именно поэтому многие леворукие люди создают свои общества и сайты в интернете, где общаются и обмениваются советами. Они как будто создают свой маленький мир, где нет места правшам.

Тема правшей и левшей изучена мной еще не до конца. Мне хотелось бы продолжить исследование в этом направлении. Меня заинтересовало, как влияет леворукость и праворукость на творческие способности и характер человека, на успехи в учебе и выбор профессии в будущем, поэтому моё исследование еще продолжится в следующей работе.

ЛИТЕРАТУРА:

1.М. М. Безруких «Если ваш ребёнок левша».

2. Брагина Н. Н. «Левши».

3. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».

4. Каппорт К. Д. «Определение ведущего парного органа у человека».

5.Л. Жаворонкова «Правши и левши»

6. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пословицы и поговорки со словами «ЛЕВЫЙ» и «ПРАВЫЙ»:

  1. Права рука, лево- сердце.
  2. На суде божьем право пойдет направо, а криво- налево.
  3. Пойдёшь налево, придёшь направо.
  4. У нас правому всяк свояк.
  5. У правого уши смеются, а у левого язык уныл.
  6. Кто правого винит, тот сам себя язвит.
  7. Самодур делает всё, что левая нога захочет.
  8. Правая рука это та, на которой большой палец слева.
  9. Языком мастер, а делом – левша.
  10. Виноватый винится, а правый ничего не боится.
  11. Толковый сын- правый глаз отца.
  12. Правый весь день ликует.
  13. Говорит направо, а глядит налево.
  14. В правом ухе звенит- добром поминают, в левом- худом.
  15. Право слово велико.
  16. Правого рука по правде живет.
  17. Левак левака видит издалека.
  18. Левша правшу изымает.
  19. Правый и без глаза видит.
  20. Правой рукой строит, а левой ломает.
  21. Встать с левой ноги.
  22. Его по правой щеке бьют, а он левую подставляет.
  23. Как левой рукой сделано.
  24. У кого то право, а кому то лево.

ПРИЛОЖНИЕ №2

Список известных и гениальных людей- левшей.

Леонардо да Винчи

Исследовательская работа « Я - левша»

Выполнил учащийся 1класса:

Ключевской Иван

Руководитель:

Чумак Татьяна Михайловна



Гипотеза : Леворукость - это не патология и не недостаток развития, это норма

Цель исследования : изучить проблему леворукости и доказать, что леворукость является индивидуальным вариантом нормы.

Задачи : 1. Изучить литературу по проблеме леворукости.

2.Узнать сколько левшей учится в нашем классе.

3. Провести анкетирование среди учащихся и педагогов

4 Провести эксперименты по установлению скрытой леворукости у учащихся моего класса.

Предмет исследования : «леворукость»

Объект исследования : учащиеся начальных классов


План работы

  • Изучить литературу по данной теме
  • Провести анкетирование педагогов
  • Провести анкетирование учащихся
  • Оформить результаты своей работы

  • Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.
  • Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В России их порядка 15–18 миллионов человек. Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов.
  • Всемирный день левшей был установлен в 1992 году и впервые отмечался 13 августа по инициативе Британского клуба левшей.

  • Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным.
  • Так, среди кошек большинство – правши
  • Зато все белые медведи - левши


Анкетирование учащихся

Вопросы к испытуемому

1.Какой рукой Вы пишете?

правой

любой

2.Какой рукой бросаете камень, мяч?

левой

3.Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?

4.Какой рукой режете ножницами бумагу?

5.Какой рукой вставляете нитку в иглу?

6.Какой рукой режете хлеб?

7.Какой рукой расчесываетесь?

8.Какой рукой держите молоток?

9.Какой рукой держите зубную щетку?

10.Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?



Определение ведущего уха

Определение ведущего глаза

  • Ведущий глаз левый – у 4 человек
  • Ведущее ухо левое – у 4 человек
  • Ведущий глаз правый – у 23 учащихся
  • Ведущее ухо правое - 23 человека

Исходя из проведённой мною работы (опрос психолога, тестирование среди моих одноклассников и анкетирование учителей школы) и изучив научную и художественную литературу по этому вопросу, я пришёл к выводу, что леворукость нельзя считать отклонением в ту или иную сторону. Левши такие же люди, как и все, только с более развитым правым полушарием. В моём классе 4 левши, что составляет – 5 %.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 86» городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Секция «Окружающий мир»

Я – ЛЕВША!

ученик 3 А класса

Руководитель: Гаврилова С.В.,

учитель начальных классов

гимназии № 86

2016 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Кто такие левши?

1.2. Леворукость – это навсегда.

1.3. Известные левши.

1.4. Я – ЛЕВША!

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Организация и анализ анкетирования учащихся 3-их классов гимназии № 86

2.2. Организация и анализ экспериментальной работы среди учащихся 3-их классов гимназии № 86

Заключение.

Ты левша, и это классно! Ты левша, и это классно!

Говорят, что склад ума

У левшей столь необычный,

Прямо кругом голова.

Ты особенность природы

С честью, гордостью прими.

И талант, что дан от Бога,

Ты достойно пронеси.

Введение

Я – левша! Я понял, что со мной что-то не так еще в детском саду, когда на занятиях или во время еды меня воспитательница все время поправляла, предлагая взять карандаш или ложку в другую руку. А когда я делал это, то мне становилось неудобно и ничего не получалось. Тогда моя мама пошла к воспитательнице и поговорила с ней о чем-то. И больше мне подобных замечаний не делали. Потом пришла пора идти в школу. И моя мама с первого дня предупредила учительницу, что я левша. В школе меня учительница всегда старается посадить с левой стороны. Я начал обращать внимание на то, что практически все дети все делают правой рукой. Вот тогда я решил выяснить у мамы, что со мной не так, почему я не такой как все?! Мама объяснила мне, что левша это такой же человек, как и все, просто людей пользующихся левой рукой намного меньше, чем людей работающих правой рукой. И что, когда моя мама была маленькая, то левшей переучивали, и потому их было еще меньше. Я тогда спросил маму – почему же она меня не переучила? На что она мне ответила, что не хотела причинять мне неудобства и что не видела в этом необходимости. Сказала, что ей важнее, что бы я был здоров и счастлив и неважно какой рукой я буду держать ложку. Но ведь это мнение моей мамы, а для мамы действительно неважно правша ребенок или левша. А ведь сама мама то правша. И я задумался – а права ли она в том, что не стала меня переучивать с точки зрения ученых.

Актуальность темы. А ведь я совсем не одинок в этой своей особенности. Только в моем классе насчиталось 3 человека – левшей. Я могу нормально кушать, я научился хорошо писать, но вот, например, ножницами я не очень ловко управляюсь. Ведь все в нашей стране сделано под правую руку, что создает нам левшам определенные неудобства. Так может нужно переучивать левшей? Или нет?

Цель исследования: узнать, сколько нас – левшей, и надо ли нас переучивать.

В работе я планирую решить следующие задачи :

    Изучить литературу на заданную тему;

    Узнать кто же такие левши на самом деле;

    Узнать в чем причина «леворукости»;

    Узнать особенности развития левшей;

    Узнать, как определить кто ты – левша или правша;

    Провести опрос учащихся 3-их классов;

    Провести эксперименты на уроках;

    Сделать выводы.

Объект исследования: леворукость.

Предмет исследования: влияние леворукости на процесс обучения.

Гипотеза работы: левшу не надо переучивать, т.к. это не влияет на уровень знаний.

Методы исследования:

    Анализ литературы по заданной теме.

    Анкетирование.

    Эксперимент.

    Анализ полученных результатов.

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Кто такие левши?

Левшами принято называть людей, которые для выполнения тех или иных действий предпочитают пользоваться не правой рукой, как большинство людей, а левой. Существует мнение, что люди, у которых левая рука развита больше, чем правая, имеют значительное превосходство над правшами. Согласно этой теории, левши легче обрабатывают информацию, способны быстрее анализировать ситуацию, да и вообще - чаще добиваются успеха в жизни, становясь крупными руководителями и зарабатывая более крупные суммы, чем правши. Так ли это на самом деле?

Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.

Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети. Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции – правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые – левым.

А вы не задумывались, почему у нас принято подавать правую руку при приветствии, почему на наручных часах заводная головка справа, трубки в телефонных будках висят справа, прорезь для проездной карточки в турникетах метро – справа, рабочие инструменты - для правой руки, спусковая кнопка у фотоаппаратов справа, ручки у дверей, и те ставятся так, что правшам удобно, а левшам нет? Ученые считают, что в древности человечество было леворуким. Причины возобладавшей праворукости существуют на уровне гипотез. Одна из них говорит, что во времена беспокойные, представлявшие собой череду бесконечных рукопашных войн, где главными были щит и меч, левши были попросту истреблены, потому что держали меч в левой руке, а щит - в правой, не умея защитить им левую половину груди, где находится сердце. Однако наиболее вероятная причина уменьшения числа левшей – это постепенная активизация роли левого полушария.

Человек устроен таким образом, что левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое – левой. При этом хотя полушария внешне похожи и работают вместе, но думают и живут по-разному. Это именуется межполушарной асимметрией.

У древнего леворукого человека активнее было правое полушарие, которому свойственны бессознательные инстинктивные действия, чутье и интуиция, образная память, глубокое чувство ритма, красок, звуков, запахов, прикосновений, хорошая ориентировка в пространстве. С появлением же признаков цивилизации многие вышеперечисленные свойства человека остались невостребованными и их стали вытеснять более нужные функции левого полушария, управляющего правой рукой, такие как сознательное конкретное мышление, математические и аналитические способности, речь, чтение и письмо, способность к целенаправленным и дифференцированным действиям. Незаметно потеряв шестое чувство, дитя природы постепенно превратилось в дитя прогресса с активным левым полушарием и активной правой рукой. Праворукость, подкрепленная религиозными и культурными традициями, стала доминировать, а левшей, неловких и неприспособленных, загнали в угол.

А все ли знают, что у людей, которые пользуются левой рукой как ведущей, есть свой праздник? А он есть! Отмечается Международный день леворуких 13 августа. Впервые этот праздник отмечали в 1992 году по инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. Во всем мире в этот день левши стремятся привлечь внимание производителей товаров (как бытовых, так и специальных) к необходимости учитывать удобство их использования леворукими людьми. Для этого левши устраивают разные мероприятия и соревнования. Но главной озабоченностью левшей является факт, что во многих школах мира детей-левшей по-прежнему стараются переучить, чтобы во время письма они начали пользоваться правой рукой, а ведь давно известно, что такое переучивание провоцирует психологические стрессы и понижает успеваемость учеников.

    1. Леворукость – это навсегда.

По мнению ученых леворуких детей не стоит переучивать. Леворукость – это навсегда! Даже переученные левши в ответственные моменты предпочитают пользоваться левой рукой. Никто пока не обнаружил причины, почему некоторые люди являются левшами, но около 13% населения во всем мире – левши. Одной из причин левшевства считается наследственность, так как наблюдается семейная предрасположенность к леворукости. Исследователи недавно обнаружили ген, который, как они считают, несет ответственность за леворукость ребенка, так что, если этот ген есть, один или даже несколько детей в семье могут быть левшами, а при отсутствии этого гена все в семье будут только правшами.

Уже доказано, что еще существует особый вариант леворукости - компенсаторный, при котором это явление является компенсацией нарушений развития мозга вследствие патологии беременности и родов, черепно-мозговых травм или серьезных заболеваний раннего возраста.

То, как работает мозг, невероятно сложно, но несколько упрощенное объяснение даст некоторое представление, где формируется господство левой руки. Мозг работает перекрестным образом – левое полушарие управляет правой рукой и правой стороной тела, и, наоборот, левой стороной тела и левой рукой управляет правое полушарие.

Левое полушарие контролирует речь, язык, письмо, логику, математику, естественные науки – это режим линейного мышления. Правое полушарие управляет музыкальными способностями, искусством, творчеством, восприятием, эмоциями, гениальностью – это режим целостного мышления.

Однако эта тенденция проявляется только в отношении мужчин, леворукие и праворукие женщины здесь демонстрируют одинаковые результаты. Также выяснилось, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Левшей также непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов (например, бейсболистов, гольферов и боксеров).

Множество людей постоянно интересуются, почему существуют правши и левши. Это и в самом деле чрезвычайно интересный факт! Попробовал проанализировать, какие же все-таки существуют различия между правшой и левшой и почему не следует переучиваться, если ты левша.

Нет общепринятого и четкого объяснения, почему одни люди - правши, а другие – левши. Впрочем, по этому поводу существуют несколько теорий. Одна из них, на сегодняшний день ведущая теория, заключается в том, что наше тело асимметричное (правая половина не идентичная левой). Поэтому и правое и левое полушария мозга человека функционируют тоже по разному. Также, нервы связывают каждое полушарие с противоположной стороной тела: правое полушарие с левым и наоборот.

Отсюда следует, что если левая часть мозга имеет преимущество, то правая часть тела является более совершенной и лучше адаптируемой. Все что мы делаем при жизни (читаем, готовим, пишем) - все это происходит благодаря левому полушарию мозга. У левши наоборот: происходит перестановка, правая часть мозга доминирует над левой, поэтому такие люди лучше владеют левой стороной тела. Такая черта часто передается по наследству, в связи с этим у родителей левшей скорее родится ребенок – левша, а у правшей – правша.

Приблизительно каждый десятый человек – левша. Согласно наблюдениям, среди девушек в два раза меньше левшей, чем среди парней. Такое отличие объясняется тем, что оба полушария головного мозга отвечают за разные стороны жизни. Правое полушарие мозга отвечает за восприятия информации и эмоциональность, поэтому левши все воспринимают обобщенно и интуитивно. Левое полушарие, в свою очередь, отвечает за детали и анализ, поэтому правши более склонны к логике и рациональности.

Как правило, в 5 лет становится окончательно понятно левша ты или правша. А поскольку ими рождаются, то и переучиваться не следует. Причина здесь прячется в работе мозга, который в любом случае не станет от этого работать иначе. Поэтому и переученным левшам бывает еще сложнее писать и учиться вообще.

Согласно социологической теории, благодаря своей исключительности левши показывают лучшие результаты в определенных видах деятельности. Левая рука часто преобладает у композиторов, художников, спортсменов, руководителей; правая – у лингвистов, инженеров, математиков.

Лучше разберемся, что это за люди и какова их роль в жизни человечества (может быть, пока еще не сыгранная). А отбросив настороженно-негативное отношение, поймем, что они не неправильные, а просто не правые.

    1. Известные левши .

Леонардо Да Винчи, выдающийся итальянский ученый, исследователь, изобретатель и художник, архитектор, анатомист и инженер, выдающаяся личность итальянского Возрождения. Он был амбидекстером. Это особый тип людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой рукой. Таких среди нас – каждый пятый.

Чарли Чаплин, английский и американский киноактер и кинорежиссер. Признан как один из наилучших комиков в истории мирового кино, был трижды награжден премией "Оскар". Играл на скрипке тоже левой рукой.

Юлий Цезарь, кроме того, что мог заниматься тремя делами одновременно, он еще и был древнеримским государственным и политическим деятелем, полководцем, писателем.

Левшами также были: Аристотель, Тиберий, Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Карл Великий, Наполеон, Ньютон, И.П. Павлов, Н.С. Лесков, Д-К. Максвелл, Ч.Чаплин, Л.Кэррол, П.Пикассо. Из сегодняшних заметных левшей назовем Рональда Рейгана, Пола Маккартни, Брюса Уиллиса, Вупи Голдберг, Опру Уинфри, Дэвида Духовны. Комментарии здесь излишни. Левши с лихвой доказали свою полноценность.

Среди них много архитекторов, художников и музы-кантов. Боксеры – левши известны своими преимущест-вами, так же как фехтовальщики и теннисисты. В эмоциональной сфере у левшей есть свои особенности: они несдержаны, часто робки, впечатлительны, совестливы, чувственны и гораздо более пессимистичны, чем правши и амбидекстры.

    1. Я – ЛЕВША!

Природа наделила левшей необычными (по мнению правшей) свойствами.

Левши:

    способны воспринимать звуки и интонации по-другому, тонко вычленяя то, чего правшам слышать не дано. Они лучше слушают музыку, вернее, лучше слышат ее.

    обладают образной памятью, способностью длительное время сохранять впечатления и воспроизводить яркие воспоминания. Они могут видеть невидимое, разглядев в простом изображении многоплановый подтекст. У них тяга к парадоксам, свой взгляд и особое цветовосприятие.

    легко ориентируются в пространстве, запоминая все ходы и выходы, помнят детали и последовательность действий. Кроме этого, свободно обращаются со временем, фиксируя в памяти очередность пережитых событий и легко возвращаясь к ним, как будто по невидимым меткам.

    связаны с бессознательным, пусть это не прозвучит как нечто из области кухонной психологии. Левши видят мир по-другому, обнаруживая и переживая его другие грани и качества. Этим объясняются феноменальные свойства некоторых левшей: способность жить на шаг вперед и предсказывать будущее. Озарение для них - естественная способность.

На фоне этих удивительных левшей, правши, умеющие оперировать цифрами, мыслить логически и складно говорить, выглядим весьма приземленными. Левшество это не яркое, а скрытое, проявляющееся в более активном пользовании левым ухом, левым глазом или левой ногой.

Если у вас ребенок левша, то не давите на него, а посоветуйтесь с психологом, способного адаптировать и научить его полноценно жить его в нашем "правом", слишком рациональном мире. Если левшу оставить в покое, не пытаясь переучивать, он ответит высокими показателями психического развития, креативностью мышления, незаурядными способностями и достижениями в архитектуре, музыке, художественном творчестве. Левшей стоит поберечь, возможно, они еще не раскрыли полностью своих потенциальных возможностей. А еще они смотрят цветные сны и способны увидеть будущее.

Узнав все эти факты, я теперь могу с гордостью сказать: «Я-левша!»

1.5. Тесты на определение ведущего полушария

Во-первых: известно, что правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое – правой.

Поэтому люди с ведущей левой рукой (левши), относятся к правополушарникам, а правши - к левополушарникам, но это деление условное.

Вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какое полушарие ведущее, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. После каждого задания вы будете фиксировать на листке, какой тип реакции – ПРАВЫЙ или ЛЕВЫЙ – проявился у вас. Их можно отмечать, например, буквами "П" и "л".

Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции (ведущее полушарие - левое), так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый, а ведущее полушарие - правое (и в следующих заданиях - соответственно также).

Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!).

А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый.

Приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте.

Наконец, четвертое задание. Сначала немного поаплодируйте. А сейчас обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху – правая или левая. Теперь зафиксируйте этот результат на своем листке.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии.

Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим (левополушарник) или эмоциональным (правополушарник)

Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность.

Третье – указывать на склонность к простодушию или кокетству.

Четвертое – на решительность или нерешительность характера.

А вот более подробное описание типов по результатам тестирования:

ПППП – ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение.

ПППл – неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность.

ППлП – способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы.

ППлл – редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера. Высокая контактность, но медленное привыкание.

ПлПП – деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип "деловой женщины".

Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, "вязкость", замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.

ПлПл – самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость. Подверженность различным влияниям. Встречается только у женщин.

ПллП – склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликты. Некоторое непостоянство, способность кокетничать в аналитической манере, особая мягкость. Эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Чаще встречается у женщин.

Пллл – непостоянный и независимый характер, основная черта – аналитичность. Встречается редко.

лППП – часто встречающийся тип характера с очень хорошей адаптацией к разным условиям. Эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая прежде всего проявляется в основных стратегических вопросах (брак, образование и т. п.). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

лППл – слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность. Требует особо тщательного отношения к себе – чаще у женщин, тип "маленькой королевы".

лПлП – самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных целях. Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения.

Такие люди не любят инфантильности.

лПлл – Сильный и ненавязчивый характер. Практически не поддается убеждению.

Основная черта – внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.

ллПП – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.

ллПл – основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается).

лллП – эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные "тормозные механизмы".

лллл – способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость.

Способность ослепительно улыбаться.

Определили? Соответствует вашему характеру?

Глава 2. Практическая часть

Изучив все материалы про левшей, я сделал вывод, что переучивать нас ни в коем случае нельзя! Это - вмешательство в работу структур мозга.

Много лет подряд воспитатели в детских садах, педагоги, педиатры упорно боролись с леворукостью. Все учебные программы были рассчитаны на праворуких, быт был настроен лишь под них. Левшей не всегда поддерживали даже родители, потому что не хотели, чтобы их дети выделялись среди других, остерегаясь, что это повлияет на их отношения с окружением. И хотя общество всячески игнорировало леворукость, прогрессивные медики всегда констатировали: левши - особые. Ведь важные нейрофизиологические реакции у них протекают не так, как у правшей. И именно ученые первые подняли голос в защиту левшей, потому что знали: каждое насильственное психологическое действие на организм человека, запрет пользоваться тем, что удобно, негативно влияет на личность.

Теперь хотелось бы все это доказать на практике!

2.1. Организация и анализ анкетирования учащихся 3-их классов гимназии № 86

Я решил провести свое исследование, которое проходило в два этапа:

1. Анкетирование учеников 3-их классов.

2. Эксперимент на уроке.

Цель проведения анкетирования: узнать, сколько левшей учиться в нашей школе в параллели третьих классов. И действительно ли что левшей девочек в два раза меньше, чем мальчиков? Сколько из них левша «по наследственности», а сколько нет? И влияет ли это на их увлечения и успеваемость в школе.

Для достижения данной цели была составлена анкета, которую заполнили школьники 3 классов гимназии № 86 г. Уфы, всего 83 человека, среди них 45 девочек (54%) и 38 мальчиков (46%).

Заданные вопросы:

    Кто ты – девочка или мальчик?

    Какой рукой ты пишешь – правой или левой?

    Есть ли у тебя в семье «левша»?

    Кем ты хочешь стать в будущем?

Выяснилось, что среди наших третьеклассников 7 человек левшей, а это всего 8%. Это действительно мало. Но вот действительно ли девочек меньше левшей, чем мальчиков? В нашем случае это не подтвердилось: оказалось 4 девочки (57%) и 3 мальчика (43%). И что примечательно среди правшей количество девочек и мальчиков также разделилось практически поровну: 54% и 46 % соответственно.

При ответе на второй вопрос я хотел узнать все ли левши – левши по наследственности. Выяснилось, что «потомственные» левши – 3 человека (43%). А у 20% правшей был очень большой шанс родиться левшой.

При ответе на четвертый вопрос 6 человек левшей или 86% выбрали профессии творческой или спортивной направленности, а среди правшей большая часть – 52% выбрали профессии где, требуется больше логического мышления. При этом 10% правшей не знают, кем хотят быть, а 38% выбрали профессии творческой или спортивной направленности.

Кроме того я провел опрос классных руководителей, с целью выяснить влияет ли левшевство на успеваемость и подчерк детей. Все 7 человек левшей учатся на 4 и 5. Почерк тоже практически у всех ровный и аккуратный. Несколько человек закончили второй класс с отличием.


2.2. Организация и анализ экспериментальной работы среди учащихся 2-ых классов гимназии № 86

Цель эксперимента: узнать отличается ли мышление и восприятие окружающей действительности левши и правши.

Эксперимент заключался в том, что:

    Детям было предложено разделить на группы девять слов по любому признаку:

рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица.


В результате первого эксперимента 86% левшей и 20% правшей обладают образным мышлением, т.е. они разделили слова таким образом: рыба+чешуя+плавать и т.п. А 14% левшей (1 человек из 7) и 80% правшей разделили слова согласно логическим цепочкам: животное – действие – покровы или существительное – глагол.

В результате второго эксперимента 100% левшей выбрали фигуры круг и зигзаг. Эти фигуры согласно психологической оценке означают: символ гармонии (круг) и символ творчества (зигзаг), присущие для людей с правополушарным типом мышления, образным. Те же фигуры выбрали 60% правшей. Фигуры квадрат и треугольник выбрали только правши – 40%, эти фигуры присущи людям с левополушарным типом мышления, логическим.

И в результате третьего эксперимента я сделал вывод, что рисунки левшей радикально отличаются друг от друга. Тут есть и точное исполнение увиденного и какое-то собственное восприятие действительности, и своя образная «геометрия» с учетом дополнительных деталей.

Рисунки же правшей выполнены в соответствии с заданием: дом и дерево. Они определенно схожи все между собой, что говорит о том, что авторы исполняли задание, следуя логике.


Из проведенных мною анкетирования и эксперимента можно сделать вывод, что у правшей и правда больше преобладает левополушарный логический тип мышления, а у левшей – правополушарный образный. Но это никак не влияет на процесс обучения и почерк у левшей. Как и то, что правша может быть человеком творческим образномыслящим. Т.е. нет совершенно никакой необходимости переучивать левшу, причиняя ему этим физическое неудобство и, возможно, психологическое страдание.

Может просто необходимо принять тот факт, что мир не полностью «правильный, праворукий». Сделать его удобнее и для левшей, создавая больше вещей для них. Вот, например, некоторые предметы для левшей, которые уже можно приобрести и которых не было раньше:


И еще многое другое.

Таким образом, поставленные цели и задачи достигнуты:

    Была изучена литература на заданную тему;

    Изучена причина «леворукости» и особенности развития левшей;

    Проведен опрос учащихся 3-их классов и эксперименты на уроках;

    Сделаны выводы.

Материалы данной работы носят ознакомительный характер, и могут быть использованы в качестве дополнительного пособия на уроках или классных часах, как работа, содержащая довольно интересные факты.

Заключение

В мире 20-25% малышей рождаются левшами, а леворуких мужчин вдвое больше, чем женщин. Доказано, что левши - неординарные, талантливые, креативные, умные, умелые. И от большинства людей их, на первый взгляд, отличает лишь то, что во время приветствия они подают левую руку …

Но наука и до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, почему у одних родителей рождаются леворукие и праворукие дети, почему природа разделили нас, как одно отображение в зеркале.

Точно известно, что леворукость наследуется. Доказано, что 50% детей становятся таковыми, если их папа и мама - левши. И одновременно более 6% леворуких - дети праворуких родителей. Пожалуй, эта тайну не будет разгадана, пока не раскроют один из крупнейших секретов человеческого мозга - его несимметричность. А наш «главный компьютер» так устроен, что правое и левое полушарие, хотя внешне подобные, отличаются и по строению, и за функциями.

Мы еще не можем разгадать феномен леворукости, но должны оценивать его как вариант нормы и как яркое свидетельство многогранности человеческой натуры. Поэтому если ваш малыш - левша, приветствую! Кто знает, возможно, у вас подрастает маленький Леонардо …

Список используемой литературы:

    Покровский В.И. Леворукость//Энциклопедия здоровья. - М.:ИПО Автор, 1992.-С.248-249.

    Беккелмэн Л. Чувствующий мозг//Человек.- М.:ООО Аст- рель,2002.-С.17.

    Акимов Г.Е. Как помочь своему ребенку. – Екатеринбург, 2003. – 110 с.

    Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 г. - № 3.

    Вартанян Г. А., Клементьев Б.И. Химическая симметрия и асимметрия головного мозга. М: Медицина, 1991 г.

    «Википендия». Свободная энциклопедия. Vikipendia. га.

    Ефремов К. Левый - правый мозг // Знание - сила.- 2002 г. - № 8.

    Маркина Н. Мозг правшей и левшей - В чем разница? «Наука и жизнь» - 2001 г. -№6.

    Не переучивайте левшу. № 8, 2002 г./ Журнал «Наука и жизнь».

    Сайт о проблемах левшей, w.w.w. left hand. ru.