Белорусы на втором месте в мире по количеству разводов. Что мы упускаем? Кризисные явления современной белорусской семьи

О нетерпимости к гомосексуальным отношениям в Беларуси вспоминают после громких и порой трагических историй. Одна из последних парня, избитого после гей-вечеринки. По мнению суда, телесные повреждения ему нанесли «по неосторожности». Виновный вышел из тюрьмы по амнистии.

Надежд, что в ближайшее время отношение к геям и лесбиянкам в нашей стране изменится, нет. По белорусскому закону брак могут заключить только мужчина и женщина.

Негативные комментарии в сторону гомосексуальных пар Александра Лукашенко . При этом, как показал , экс-кандидаты в президенты Татьяна Короткевич , Сергей Гайдукевич и Николай Улахович ситуацию с урегулированием однополых отношений также предлагали оставить без изменений.

Преимущественно гетеросексуальное белорусское общество не готово принять гомосексуальные пары, поэтому им остается легализовать свои отношения за границей. О чем мечтает и как живет обычная белорусская однополая семья в типовой многоэтажке в Минске?

«Если у нас люди не готовы к человеку с татуировками, то они не готовы и к геям»

Спальные районы столицы похожи друг на друга: дома зачастую отличают лишь порядковые номера, рядом продуктовый магазин, на первом этаже подъезда парикмахерская. И только квартиры богаты личными непохожими историями.

Дверь одной из них открывает Светлана — короткостриженая девушка в платье и домашних тапках. На вид ей 30 лет. Предлагает пройти на кухню. На столе шоколадные маффины, на подоконнике потягивается серый кот. Холодильник увешан магнитами из разных стран, куда ездила Светлана со своей женой Верой .

Их отношения легализованы в одной из стран Западной Европы, у девушек есть подтверждающий документ. Вера и Светлана носят золотые обручальные кольца, а на тумбочке в комнате стоит их свадебное фото. Его сделали сотрудники city hall (здание муниципалитета), которые их расписали.

Вера, в джинсах, майке, с волосами по пояс, варит кофе и еще раз просит, чтобы в материале не указывали их настоящие имена. Не хотят шокировать родственников, так как не все из них в курсе отношений девушек. Да и с реакцией белорусов на однополые пары они знакомы не понаслышке: как минимум два раза прохожие на улице им делали замечания по поводу того, что девушки шли, взявшись за руки.

— Мы не типичные представители гей-тусовки: не активистки, не ходим на гей-парады и на гей-вечеринках были всего несколько раз. Да и то пришли туда, потому что хотелось потанцевать вместе и чтобы на нас не показывали пальцем, — объясняет Светлана. — Выглядим тоже как обычные девушки, мы не мужеподобные, и, если бы не ходили за руку, никто бы, возможно, и не догадался о наших отношениях.


Печальную историю о смерти Михаила Пищевского , избитого после гей-вечеринки, девушки слышали. Тема в разговоре возникает сама собой. По мнению девушек, в Беларуси в принципе нетерпимы к людям, которые как-то отличаются, — розовым цветом волос, пирсингом, хиджабом…

— Если у нас люди не готовы к человеку с татуировками, то, конечно же, они не готовы и к геям. Это их злит априори, — рассуждает Светлана.

Девушки считают, что если человек нетерпим к однополой паре, то он может быть также агрессивно настроен и к представителям субкультур. При этом за границей, по их наблюдениям, независимо от того, узаконены там однополые браки или нет, всегда можно встретить непонимание среди местных жителей, а порой и получить в глаз.

«Папа спрашивает, кто у нас в семье мужчина. Вот так воспринимают в Беларуси однополые семьи»

Вера и Светлана вместе около трех лет. Вера работает в частной компании и оказывает услуги населению. Светлана — «координирует работу представителей творческих профессий». Место работы они специально не конкретизируют, так как понимают, что для кого-то из их знакомых и коллег отношения станут неожиданностью.

Живут девушки в квартире Светланы. Сколько зарабатывают, тоже не озвучивают, но говорят, что хватает, чтобы жить и ни в чем себе не отказывать: ходить на концерты, несколько раз в год ездить за границу, обедать в ресторанах и кафе.

Познакомились девушки на новоселье у общих знакомых, но близко общаться стали только через полгода. Жить вместе решили буквально на третий день отношений. До этого у каждой из них был опыт как с мужчинами, так и с женщинами.

Беларусь девушки считают гомофобной страной, но уверены, что представление у многих белорусов о гомосексуальных парах искаженное.

— Неужели люди искренне думают, что к ним на улице подойдет гей и начнет приставать? Или что каждая лесбиянка любую девушку пытается затащить к себе в кровать? — практически в один голос говорят Светлана и Вера. — Это же ерунда! Но они считают, что это правда. И если некоторые мужчины вдруг представляют, что целуют других мужчин и им мерзко становится, то зачем это представлять? Зачем проецировать не свою ситуацию?

То, что общество не готово принять их отношения, увидели на примере семей. И если родные Светланы вопрос о личных отношениях не поднимают, то родители Веры знают, что она живет с девушкой.

— Мама более категорично отреагировала, чем папа. Говорит, что я больная и меня нужно лечить. А когда я говорю, что счастлива, не верит, что это возможно, и добавляет, что я отказалась от семьи и всех вокруг сделала несчастными. Папа ждет, когда у меня это пройдет, и периодически спрашивает, кто у нас в семье мужчина. Вот так воспринимают в Беларуси однополые семьи, — подводит черту Вера.

При этом друзья и коллеги, которые узнали об их отношениях, отреагировали нормально и не стали на этом заострять внимание. Проблем на работе не возникает, так как девушки уверены, что их ценят в первую очередь как профессионалов.


— Почему у нас так неоднозначно относятся к гомосексуальным парам?

— Потому что одинаковыми людьми проще управлять. Все привыкли к программе — родился, пошел в школу, университет, вышел замуж, родил детей. И если все развивается не по этой схеме, то считают, что у тебя какие-то проблемы. Если в 30 лет ты еще не замужем, а в 35 лет — без детей, тебя считают старой, никому не нужной клушей, — предполагает Вера.

— Людям еще не хватает информации и знаний о том, что мы такие же, как и они. У нас две руки, ноги… Но человек, которого мы полюбили, оказался того же пола. Люди, может, не понимают, что мы обычные, может, им кажется, что мы извращенцы какие-то, — перенимает эстафету Светлана.

Они рассказывают, как по выходным, так же, как в других семьях, ходят в кино, за покупками, встречаются с общими друзьями. Считают, что их быт организован абсолютно обычно: готовят и убирают в квартире вместе, считая, что любая пара — это равноправный союз. А думать, что этим должна заниматься женщина, в то время как мужчина читает газету или смотрит телевизор, для них неприемлемо.

«Люди думают, что нам нужны какие-то особые права, нежели у них. Но это не так»

Узаконить свои отношения девушки решили в одной из стран Западной Европы, где разрешены однополые браки. Списались с city hall’ом одного из городов, чтобы уточнить возможно ли это сделать гражданам другой страны и какие нужны документы. Оказалось, что все реально.

Выслали копии документов, удостоверяющих личность, в ответ им назначили время регистрации брака.

В тот день там женилось еще три пары, все — русскоговорящие, но только их — однополая.

— Церемония бракосочетания была на английском. Милейшие сотрудницы city hall’а представились, предложили сфотографировать нас на наш фотоаппарат, рассказали о семейных ценностях и спросили, согласны ли мы беречь друг друга. Мы обменялись кольцами и получили свидетельство о заключении брака, — пересказывает события из прошлого Светлана.

Теперь в странах, где однополые браки признают, эта бумага подтверждает то, что у них — семья. В Беларуси документ не имеет никакой юридической силы.

— А что в вашем понимании семья? — спрашиваю, пока Вера подливает мне еще кофе.

— Когда перестает звучать «я», а есть «мы». Когда мы вместе планируем бюджет, отпуск, где будем жить, когда все решения принимаются совместно. Даже поменять работу ты не можешь без совета с партнером, — объясняет Вера.

— Но многие люди живут не так, хотя называют себя семьей: выходят замуж по расчету, за нелюбимых, у них раздельный бюджет, в отпуск тоже вместе не ездят. Официально в Беларуси им можно жениться, потому что у одного из них есть идентификационный половой орган. И этого достаточно, чтобы их, а не нас, называли семьей, — негодует Светлана.

Сегодня девушки мечтают купить квартиру попросторнее и родить детей. При этом понимают, что в этом случае будет проще переехать в ту страну, где однополые браки разрешены. Вряд ли получится воспитывать детей в Беларуси и скрывать это от социальных служб:

— Мы надеемся найти парней-единомышленников, которые созрели и хотят завести детей. Если не получится, то будем искать другие способы. Но планируем, что у каждой из нас будет по ребенку.


— Как вы относитесь к мнению, что в однополых семьях дети в дальнейшем предпочитают гомосексуальные отношения?

— Дети — это осознанный шаг. А в таких семьях, как у нас, его долго планируют. И если люди делают это обдуманно, понимая, на что идут, то какой вред это может принести ребенку? — недоумевает Вера.

— Детям нужны любящие родители. Мы с Верой выросли в гетеросексуальных семьях, но создали однополую. И абсолютно не факт, что наши дети выберут себе в партнеры людей своего пола, — оценивает возможные перспективы Светлана. — Неужели те, кто выступает против того, чтобы в однополых семьях воспитывались дети, думают, что мы будем заниматься любовью на глазах у ребенка? Они сами что ли занимаются этим на глазах у своих детей?

Если бы в Беларуси можно было вступать в однополые браки, по мнению девушек, это упростило бы многие аспекты их жизни.

— Люди думают, что нам нужны какие-то особые права, нежели у них. Но это не так. Мы просто хотим, чтобы у нас были такие же права, как и у всех. Если у нас будут дети и с кем-то из нас вдруг что-то случится, то его ребенка могут забрать в приют. Хотя одна из нас его растила всю жизнь. Но документально это доказать невозможно, без документов ты этому ребенку никто, — возмущается Вера.

— Наверное, если бы в нашем правительстве решили узаконить однополые браки, и закон приняли, общество бы на это никак не отреагировало. В связи с этим не было бы никаких акций протеста. Никто бы на улицу не вышел. Все бы смирились и тихо жили, — мечтательно говорит Светлана. Вера одобрительно улыбается. Но пока традиционное большинство в Беларуси к таким переменам не готово, однополые семьи продолжают скрывать свои отношения от посторонних глаз. Правда, их быт и правила жизни мало чем отличаются от тех, которые есть в любой другой паре.

Имена героинь в материале изменены по их просьбе.

Фото носят иллюстративный характер и не касаются конкретной истории, описанной в материале.

«Ненужные люди» — проект о тех, кто среди нас.

Это цикл статей о людях, которые в какой-то момент столкнулись с трудностями судьбы и, возможно, оказались непонятыми. Их не всегда принимает общество, но тем не менее они находят поддержку и силы быть частью этого мира.

Сегодня поговорим о семье, о её значении для каждого белоруса, о том, какие изменения она претерпела со временем. Возможно, мы иначе понимаем значение и важность брачных отношений, чем наши праотцы и праматери. А если иначе, то это не значит, что хуже?

Чем дорожила традиционная белорусская семья?

С емья для белорусов, испокон веков,– это основа не только быта, но и всей жизни, и воспитанию ребёнка в семье, как продолжателю рода, уделялось всегда особое внимание. Во главе семьи стоял отец – «бацька» (белорусское слово, до сих пор не утерявшее всеобщего распространения и применения), который являлся защитником и добытчиком. Женщина всегда шла рука об руку с мужем, но при этом подчинялась мужу. Она тоже исполняла свою часть обязанностей – распорядительница и хозяйка, заботливая мать и терпеливая хранительница домашнего очага. В белорусских семьях почиталась многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Младенцу в первые годы жизни уделялось большое внимание, мать тщательно ухаживала за ним, берегла от бед и болезней. Ребёнок рос в заботе и внимании со стороны всех родных, ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки. При этом детей вряд ли можно было назвать избалованными и изнеженными, так как к воспитанию в белорусской семье подходили строго, с определёнными требованиями. Родители личным примером учили трудолюбию, терпению и уважению к старшим. И нтересный факт: разделение обязанностей по половому признаку отразилось на быте белорусов - металлические и деревянные изделия назвали «мужскими», а плетёные и тканевые – «женскими». Надо сказать, что белорусы всегда ценили натуральные материалы, а их одежду не спутаешь ни с какой другой. Здесь огромную роль сыграло географическое расположение и природные условия. Лён, произраставший на белорусских землях, имел высокую ценность. Возвращаясь к теме воспитания детей, стоит заметить, что отношение ко всем детям было одинаковое, большую часть времени они находились под опекой матери. Авторитет старшего поколения – отдельная тема, он был непререкаемым. Бабушек и дедушек слушались, старались угодить, а обращались при разговоре только на «Вы». В целом, семья для белорусов была главным богатством, которым только может обладать человек.

А что теперь?

Ведь выросло столько поколений людей, произошло столько событий, и неудивительно, что взгляды на семью и семейные ценности слегка видоизменились. Так какая она, современная семья в Беларуси? Какие приоритеты ставит? С какими трудностями сталкивается и какие проблемы решает?

М олодая пара, средний возраст от 23 до 27 лет, один или двое детей, оба работают. Это портрет рядовой семьи практически в любой стране СНГ. И современная Беларусь здесь не исключение. После распада Советского Союза наметилась тенденция на своего рода европеизацию семьи. Попытки быть похожими на западные семьи ведут к переориентации семейных отношений. Финансовая составляющая стала главенствующей. Однако сложное экономическое положение в середине 90-х и последующих годах так и не позволило белорусской семье стать полноценным европейским семейством. Впрочем, это вряд ли так необходимо.

Эволюция в белорусской семье

Согласно статистике заметно снизился рост вступления в брак молодых людей в возрасте до 25 лет. Количество разводов, тем не менее, у таких браков относительно низкое. Это объясняется тем, что люди более осознанно и вдумчиво подходят к со< зданию семьи, а так же имеют уже в своем роде небольшой опыт построения отношений с противоположным полом. Развод стал довольно характерным явлением для современной Беларуси. По статистике, каждая пятая женщина в возрасте до 30 лет разведена, имея при этом ребёнка. Каждая третья из этого количества повторно выходит замуж. Если сравнить общее количество браков и разводов в 1995 и 2017 годах в республике, то соотношение следующее: 1995 г.– 77 027 (брак) и 42 119 (развод), 2017 г. – 66 215 (брак) и 32 006 (развод). В «эпоху гендерного равенства» женщина не уступает в правах мужчине. В тяжёлых жизненных ситуациях она, наоборот, берёт на себя бремя ответственности за свою семью. Не обойти и роль отцов в современном мире. Они, как и прежде, много работают, порой уезжают в другие страны на заработки, всячески решают проблемы своей семьи… Но и часто уходят от проблем в семье. Проблема, которая не знакома белорусской семье в прошлом, – мать-одиночка после развода.

А как же многодетность?

В отличие от традиционных белорусских семей, распространёнными стали семьи с одним ребёнком. В этом-то белорусская семья тоже стала походить на европейскую. Несмотря на госпрограмму о поддержке и помощи многодетным семьям в Беларуси, льготное кредитование на постройку жилья, медицинское обслуживание, деторождение в стране неуклонно падает… Свою роль сыграли экономический, психологический и социальный факторы. По результатам проведения многочисленных опросов, современные белорусские родители, имея одного ребёнка в семье, хотели бы в будущем иметь ещё одного или двоих, что свидетельствует о том, что приверженность к большему количеству детей в семье осталось. Также довольно много белорусских женщин стало рожать в незарегистрированном браке. В одном из выступлений Председатель Минтруда и соцзащиты отметила, что «незарегистрированные союзы остаются популярными, особенно у молодёжи. Степень значимости брака возрастает в том случае, когда пара решает родить ребёнка».

Воспитанию детей в современном мире по-прежнему уделяется важное значение. Дети разносторонне развиваются с младенчества. Мать и отец выступают любящими и заботливыми родителями. Обучению отводиться решающая роль. Но в условиях города трудовое воспитание детей стало проблематичным. К тому же домашний труд уже не так категорично делится на мужской и женский. Роль старшего поколения в семье возрастает. В тоже время в обществе, к сожалению, традиционные ценности сегодня пересматриваются. Примеры неуважения к старшим, равнодушия к пожилым родителям стали обыденными… Вместе с тем появились такие понятия, как «неблагополучные семьи», «приёмные семьи», «трудные подростки», «подростковая преступность» (более подробно – в следующих выпусках газеты).

С урбанизацией и всё большим уходом от натуральных продуктов питания современная белорусская семья очень мало внимания стала уделять своему здоровью. К сожалению, все чаще и чаще можно встретить прогуливающихся с колясками мам, выкуривающих сигарету. В противовес приятно видеть семейную пару, ведущую здоровый образ жизни. Совсем другое дело! Хотя в целом активный отдых и спорт в современной Беларуси очень популярен.

От автора. Современная семья в Беларуси – это, в большей степени, ответственная, любящая и заботливая ячейка общества. А как много достойных примеров семей, прошедших через трудности, но сохранивших любовь и уважение друг к другу; многодетных; воспитавших почётных граждан страны и т.д. И ставку надо делать именно на такие семьи. На них и стоит равняться. Тем более с нынешним скрупулёзным подходом государства к семейной политике, когда не семья для государства, а государство для семьи. Не так ли?

Мурат АННАМУРАДОВ.

Согласно материалам, которые содержатся в книге И.И. Калачевой «Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развития», в 30 городах Республики Беларусь (в Минске, областных городах, средних и малых городах) проживают 76,6 % - женатых/замужних, 9,6 % - разведенных, 5,8 % незамужних/холостых, 4 % живут в незарегистрированном браке, 4 % - вдовые (в исследовании приняли участие 800 семей белорусов).

В последние десятилетия в стране быстро растет число детей, рождающихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (по сравнению с 1970 г. этот показатель уже возрос в 3 раза и продолжает быстрыми темпами увеличиваться). В 1990 г. таких детей было 9 % от всех родившихся, в 2000 г. - 19 %, в 2006 г. - почти 23 %. Таким образом, в настоящее время практически каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Особенно быстрыми темпами растет внебрачная рождаемость на селе. Здесь каждый третий ребенок рождается у одинокой матери. Большое количество разводов и рост внебрачных рождений приводит к увеличению в обществе неполных семей (преимущественно материнских), доля которых в Беларуси составляет 15%.

Данные тенденции в совокупности с рядом социально-экономических причин оказывают негативное влияние на репродуктивные установки современной молодежи, приводя к сокращению количества детей в браке и все более частым решениям переносить рождение первого ребенка на более поздний этап совместной жизни.

В настоящее время более 90 процентов семей с детьми являются малодетными: в их составе один или два ребенка, В обществе продолжает сохраняться социальная норма малодетности, несмотря на наметившийся рост числа детей, рожденных вторыми и третьими (по порядку рождения). В стране пока не обеспечивается простое замещение родительских поколений. Уровень рождаемости в сельской местности по-прежнему выше городского. Наметилась позитивная тенденция снижения числа рождений у женщин в возрасте до 18 лет. Доля детей, рожденных вне брака, в общей численности родившихся с 2006 года начала снижаться.

Следует отметить, что для семей с детьми значимой статьей доходов продолжают оставаться пенсии, пособия, материальная помощь от родственников, доход от личного подсобного хозяйства и продажи сельхозпродукции. Чем больше в семье детей, тем в большей степени пособия (все виды пособий, получаемых из государственного бюджета, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и за счет средств организаций) оказывают влияние на уровень доходов семей.

Уровень и качество жизни в семьях, с появлением первого или второго ребенка, практически не отличается от уровня и качества жизни в семье в среднем по республике. Материальное же положение многодетных семей значительно хуже, чем семей с одним и двумя детьми. Таким образом, рождение в семье третьего и последующих детей является фактором риска попадания семьи в категорию мало­обеспеченных.

Проводимая в последние годы активная государственная социальная политика по поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей, начинает сказываться на их уровне и качестве жизни в сторону улучшения.

В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейной жизни пытались решить на общегосударственном уровне. В советский период были разработаны специальные учебные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. Как свидетельствуют архивные источники, в советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:

· ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этикой отношений в семье;

· половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе сотрудников
системы здравоохранения и родителей;

· формирование у молодежи личностных качеств, способствующих в будущем успешному выполнению роли семьянина: дружелюбия, уважения к общественным нормам и ценностям, дисциплинированности путем привлечения к деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

· практическая подготовка старших школьников на уроках трудового обучения и в рамках учебно-производственных комбинатов к ведению семейного хозяйства, воспитанию детей и самостоятельной трудовой деятельности.

В подготовке учащихся к семейным отношениям особо подчеркивалась роль семьи: поощрялось участие родителей школьников в различных внеклассных мероприятиях, существовал контроль социальных институтов над условиями домашнего быта и отдыха учащихся.

В период кризисов 90-х гг. XX века адаптация подрастающего поколения к семейной жизни продолжала декларироваться как важная задача. Однако из школьной программы была исключена дисциплина «Этика и психология семейной жизни». Учитывая распад пионерской и комсомольской организаций, занятость родителей материальным обеспечением и др., проблема готовности к семейной жизни утратила свою актуальность.

В начале XXI века социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в силу отсутствия общественных институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. Более актуальными стали проблемы сексуального просвещения, безопасного и ответственного поведения. Данный факт можно объяснить действием следующих факторов: с одной стороны, снижением возраста начала половой жизни, с другой стороны- тенденцией заключать брак в более позднем возрасте. К сожалению, исключение из школьной сферы проблемы подготовки к семейной жизни, она не стала объектом должного внимания в ходе профессиональной подготовки молодежи в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Белорусские исследователи Л.И.Смагина, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявская и др. отмечают, что начало XXI века ознаменовано возникновением кризиса белорусской семьи. Об этом свидетельствует

дефицит насыщенного межличностного общения , когда члены семьи обсуждают только бытовые проблемы и, как следствие, - увеличение количества детей с нарушениями речи, ограниченным словарным запасом, с различными нервно-психическими расстройствами. Этот феномен специалисты объясняют эмоционально-духовным одиночеством детей, обусловленным недостатком родительской любви и внимания. Не пройдя школы воспитания чувств в родительской семье, молодые люди позже могут столкнуться с серьезными проблемами при создании собственной.

Досуг семьи через систему ценностей, традиций и обычаев, по мнению Л.И.Смагиной, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявской и др., определяет вкусы, предпочтения и поведение каждого человека. Для большинства современных семей квартира, дом стали единственным местом проведения свободного времени в будни и праздники, а такой замкнутый образ жизни влечет за собой увеличение потребления спиртных напитков.

Ограничение жизненного пространства стенами своего жилища представляет и такую опасность, как преувеличение семейных неприятностей. Скука, одно­образие, безрадостность повседневной жизни провоцируют ссоры по пустякам. Так пробивается брешь в той «стене», которой семья отгораживается от общества, стремясь выполнить миссию защиты своих членов от стрессов, сопровождающих динамизацию нынешней жизни.

Эти и другие изменения в жизнедеятельности семьи провоцируются также индивидуализацией жизни взрослых и детей, демократизацией межличностных отношений, размыванием поведенческих норм и ролевых обязанностей.

Упомянутые изменения в осуществлении современной семьей своих функций свидетельствуют о том, что, пройдя долгий путь развития, малая ячейка общества подверглась трансформации или, скорее, деформации, часто называемой кризисом семьи.

В настоящее время современная Беларусь все больше ассоциируется с советским прошлым. Накапливая мнения о том, что нужно сохранять преемственность поколений, социально-гуманитарные науки приходят к выводу, что нельзя «перескакивать» через исторические периоды слишком резко. Это может привести к коммуникационным проблемам взаимодействия поколений, их конфликтам. Понятия «традиции» и «традиционное» в некоторой степени ассоциируются со стереотипами, возвращающими нас в далекое прошлое. Говоря о прогрессе и развитии, надо заново переосмыслить и недавнее советское прошлое: понять, что же было хорошим в то время, что являлось важным, что нужно сегодня возродить, а что - оставить в нашей памяти.

С точки зрения современных исследователей советская семья была достаточно устойчивым институтом, в котором, как в зеркале, отражались приоритеты, ценности, ориентации и потребности советской эпохи. Перестройка 1990-х годов стала ощутимым вызовом для жизни семьи, а существенным признаком, характеризующим ее развитие, стала депопуляция населения. Сегодня эта проблема в Беларуси рассматривается как главная демографическая угроза, влияющая на социально-экономическое и культурное развитие страны.

Согласно переписи 2009 г., в республике насчитывалось 45% семей с детьми в возрасте до 18 лет, по данным переписи 1999 г. их было 56%.

Очевидная разница в количестве жителей республики, а значит, и в составе семейного населения, указывает на проблемы, резко обозначившиеся именно в последние десятилетия: малочисленность и малодетность белорусских семей.

Минчанка Ирина, родившая сына в 1991 году, вспоминает, что в ее многоквартирном доме были только два ребенка: ее сын и девочка из соседнего подъезда. Они вместе росли, вместе играли, затем пошли в детсад и школу. Всякий раз они с матерью этой девочки сетовали: «Это же надо, никто не рожает детей». И приходили к выводу: наверное, не то время, люди не знают, что будет дальше. Действительно, в те годы резко упала рождаемость населения. И основной причиной стала неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие понятных перспектив.

Еще в 1960-70-е годы в нашей республике стали ощутимыми миграционные процессы: это способствовало увеличению количества горожан и уменьшению числа жителей сельской местности.

По сути, в 1970-е годы выходцы из сел на территории страны составляли около 50% городского населения. Прибывали переселенцы и из других республик. Этнокультурная картина республики 70-80-х годов прошлого века выглядела так: белорусы – около 70%, русские - 20%, украинцы – 4%, евреи – 3,7% и др. По переписи 1999 г. белорусов стало уже 80%, русских – почти 20%. Согласно этносоциологическому исследованию, проведенному Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН РБ в 1980-х годах в 17 белорусских городах, большинство новоселов белорусских городов были переселенцами из других мест. Большинство жителей представляли первое поколение горожан, где удельный вес белорусов был довольно высоким. Сейчас ситуация несколько иная – но все же главная тенденция остается в силе: города Беларуси наполнены переселенцами из сел, малых и больших городов, других мест. Огромной популярностью пользуется Минск. Красота, безопасность и «вечная молодость» Минска притягивают, как магнит, сотни и тысячи наших соотечественников.

Преемственность

Следует отметить, что в советское время проблематика семьи не была приоритетной в научных исследованиях. В 70-е годы прошлого века известный исследователь рабочей семьи белорусов, этнограф Владимир Иванов отмечал, что семей с детьми по сравнению с прежними послевоенными годами становилось меньше. Он писал об укореняющейся новой традиции – снижении количества детей в семьях. Как только человек переезжал в город, он считал, что рожать детей надо меньше. Но нельзя сказать, что из-за смены места жительства белорусы вовсе отказывались от традиций. Как правило, многие молодые пары жили с родителями и иногда даже с бабушками и дедушками, которых они перевозили с собой в городские квартиры. В таких семьях, конечно, фиксировалось сохранение традиций преемственности поколений.

Острой проблемой современной Беларуси, как и других стран, остается высокий уровень разводов молодых пар. Отмечаются новые причины разводов, к примеру, вмешательство родителей супругов. Многие социологические исследования выявляют, что одной из главных причин развода наряду с пьянством и изменами является чрезмерная опека младших поколений старшими.

Сегодня многие молодые мужчины и женщины считают, что жить со старшим поколением невозможно. Автономное проживание семьи становится неотъемлемой чертой уклада жизни, ценностных представлений молодых поколений об отношениях между родственниками. Прочно вошедшие в быт каждой белорусской семьи Интернет и мобильная связь вполне успешно играют роль посредника, соединяющего многие семьи, живущие в разных городах и странах.

Многодетная семья

Исследуя проблематику отношения к многодетным семьям, надо сказать, что как в советское время, так и сейчас оно было и остается неоднозначным.

Женщина 65 лет, врач по профессии, вспоминает: «Когда видела на улице мамашу с коляской, а рядом с ней еще троих малышей, становилось не по себе: мать неухоженная, худая, а дети чумазые и неопрятные. Сердце сжималось. Жалкое зрелище». Подобное представление было довольно распространенным. Но оно, видимо, являлось отражением традиций белорусского народа: с одной стороны, многодетность поощрялась в обществе, с другой – осуждалась. Поощрялась в том случае, если дети из многодетных семей являлись хорошим примером для других - получили образование, престижную работу, поддерживали родственные связи и всякими способами показывали сообществу свои устои: взаимопомощь, поддержку, взаимовыручку.

Действительно, в традиционных ценностных установках белорусов прочно устоялось мнение о том, что многодетная семья более жизнеспособна: дети из многодетных семей рано приобщались к труду, уважали родителей, старших членов семьи, были преданы своей малой родине. Вместе с тем в народе жила убежденность в трудной доле многодетных семей, сложностях жизненного пути из-за социальной неустроенности и бедности.

А что же сейчас? По данным переписи 2009 г., в Республике Беларусь 5% многодетных семей. Причин, по которым семьи не становятся многодетными, достаточно. Одна из них – распространение в обществе духа потребительства, накопительства и стремления к наслаждениям. А ведь рождение ребенка потребует от родителей изменения привычного уклада жизни, привычек. Немногие отваживаются на такой важный шаг, как рождение 3-4 детей. Многие молодые пары в буквальном смысле берут калькулятор и подсчитывают, во сколько им обойдется появление малыша. И это заставляет их задуматься и… отложить рождение.

Как менять ситуацию? Быстрых и реальных изменений, очевидно, ожидать не следует – нужно, как и в прежние времена, стремиться формировать социальную сбалансированность общественного развития и устремленность взглядов разных поколений в одном направлении. Сейчас – в сторону увеличения численности детей в семьях, а в будущем и нас – жителей Беларуси.

УДК 316.35(476)

Андрейковец Елена Михайловна

Andreykovets Elena Mikhaylovna

старший преподаватель кафедры социальной работы, управления и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Минске

Senior Lecturer, Social Work, Management and Social Law Department, Russian State Social University, branch in Minsk

ДИНАМИКА СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ

DYNAMICS OF FAMILY VALUES IN MODERN BELARUS

Аннотация:

В статье описаны основные тренды развития и функционирования современной белорусской семьи. Автор отмечает увеличение показателей разводимости, неустойчивость молодых семей, интернационализацию брака. Для семей характерными становятся альтернативные формы организации брака, увеличение возраста рождения ребенка. Представлены результаты вторичного анализа данных социологического исследования «Беларусь-2030».

The article deals with the main trends in the development and functioning of the modern Belarusian family. The author notes the increase in divorce rate, the instability of young families, and internationalization of marriage. Alternative forms of marriage, advanced maternal age have become typical for families. The article carries out a secondary analysis of the "Belarus-2030"socio-logical research data.

Ключевые слова:

белорусская семья, брачность, разводимость, чайлдфри, альтернативные формы организации брака.

Belarusian family, marriage rate, divorce rate, childfree, alternative forms of marriage.

В последние десятилетия особое беспокойство общества вызывает состояние института семьи, который претерпевает серьезные изменения под влиянием различных социальных процессов. Дебаты относительно «кризиса» семьи ведутся учеными с 1990-х гг. Изменения в функционировании института семьи воспринимаются как негативные. Трансформация семейных отношений неизменно влечет за собой и изменения в других общественных сферах. Все это является своеобразным индикатором усложнения общества и отражает устаревание существующих моделей отношений, когда они уже не соответствуют повседневным нуждам и запросам людей. Параллельно с изменениями в самой семье в обществе происходят институциональные изменения, которые призваны компенсировать или перевести на себя те функции семьи, которые она не в состоянии реализовать.

Обратимся же к статистическим данным, которые фиксируют демографическую ситуацию в Республике Беларусь. За анализируемый период примем промежуток времени с 1990 по 2014 гг.

Следует отметить тот факт, что общее количество семей в Республике Беларусь значительно снизилось начиная с 1999 г. По итогам переписи населения 2009 г. падение составило 5 %. Белорусам становится присуща низкая интенсивность вступления в брак. Отмечается рост количества населения, никогда не состоявшего в браке. Так, если в 1999 г. в браке не состояло 16,8 % женщин и 24,3 % мужчин, в 2009 г. - 18 % женщин и 26,7 % мужчин, то уже в 2014 г. это 20 % и 28 % соответственно. Следовательно, в настоящее время у белорусов наблюдается устойчивая тенденция не заключать брачные союзы по различным причинам.

Перейдем к показателю брачности, который является одним из важнейших процессов естественного воспроизводства населения. Можно отметить, что динамика заключения браков в Беларуси за анализируемый период была разнонаправленной, что позволяет выделить три периода.

Первый - 1990-2004 гг. - характеризуется резким уменьшением количества заключенных браков. Это связано с двумя факторами: в тот период бракоспособным становилось поколение 1970-х, когда рождаемость была невысокой; второй фактор - резкое ухудшение социально-экономического положения населения. По данным Отчета об исследовании причин семейного неблагополучия в Беларуси, в этот период на величину среднемесячного душевого денежного дохода можно было приобрести в несколько раз меньше продуктов по сравнению с предыдущими годами. В это время осложнился и жилищный вопрос, так как прежний механизм распределения квартир перестал работать, а альтернативные еще не выработались. Естественным в таких условиях стало вынужденное откладывание заключения брачных союзов.

Второй период (2005-2008) характеризуется увеличением числа заключенных браков, что объясняется, с одной стороны, вступлением в брак поколения 80-х («беби-бума»), а с другой -

реакцией на демографическую политику государства, которая заключалась в увеличении пособий на детей, льготном строительстве для семей.

В 2008 г. произошел очередной спад в заключении браков, затем наблюдается незначительный рост, в последние годы их количество колеблется в пределах 80 000-85 000. Эта ситуация характеризуется тем, что с 2008 г. уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте. Как считает Л. Шахотько, данная тенденция будет сохраняться еще 15-20 лет .

Официальные данные статистики позволяют нам говорить о том, что, несмотря на некоторый рост числа заключенных браков в последние годы, показатели разводов растут гораздо быстрее . По сравнению с соседними государствами, Беларусь по количеству заключенных браков отстает, а по коэффициенту разводимости уверенно опережает эти страны. В Беларуси в 2014 г. коэффициент брачности составил 8,9 %о, коэффициент разводимости - 3,7 %о. То есть можем отметить, что с увеличением количества заключенных браков становятся более частыми и случаи разводов. Если в 2013 г. на 1 000 браков пришлось 414 разводов, то в 2014 г. их уже 415, а по состоянию за два квартала 2015 г. эта цифра составляет 512. Соответственно, почти половина заключенных в Беларуси браков распадается.

Важным моментом при анализе тенденций современного брака является неустойчивость молодых семей. К примеру, в 2014 г. 36,2 % семей распалось, прожив в браке не более 5 лет. Для сравнения: в 2000 г. процент таких разводов составлял 27,8 %. Такая тенденция говорит о том, что современный брак для белорусов рассматривается как «контракт на время». Возможность перезаключения этого «контракта», то есть развод, осознается как проявление свободы. Очевидно, что интересы индивида, его свобода и автономия являются более значимыми ценностями, чем ценность «семьи ради семьи» .

Как и в других западноевропейских странах, в Беларуси наблюдается устойчивая тенденция увеличения среднего возраста вступления в первый брак. Если в 1990 г. мужчины создавали семью в 24,4, а женщины - в 22,5 года, то уже в 2014 г. молодые люди создают семью в 27,4 и 25,3 года соответственно. Такую же ситуацию можно констатировать и с повторными браками. В 1990 г. возраст вступления в повторный брак у мужчин составил 38,2, у женщин - 36,2 года. В 2014 г. эти цифры значительно увеличились. Для мужчин возраст составил 40,4, для женщин - 37,6 года.

Увеличение возраста вступления в брак можно связать как с социокультурными, так и с экономическими изменениями. Во-первых, с распространением идей гендерного равенства и получением равных прав женщины стремятся сейчас реализовать себя в первую очередь профессионально, а не в семье.

Во-вторых, на современном этапе увеличивается конкуренция на рынке труда, работодатель предъявляет более высокие требования к персоналу, организует конкурсный отбор для высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Следовательно, у молодых людей меняются жизненные установки, которые в первую очередь направлены на получение престижного образования и повышение квалификации.

В-третьих, складывающиеся у молодых людей консюмеристские установки приводят к стремлению повышения своего качества жизни и формирования человеческого капитала. Как результат - откладывание решения о создании семьи.

Четвертым фактором отодвигания возраста вступления в брак в Беларуси исследователи называют социокультурные трансформации общества в сторону формирования ценности свободы и мобильности. Семья же является центром ответственности за другого человека, которую молодые люди не стремятся на себя принимать, желая оставаться независимыми и подвижными ради достижения высокого социального статуса.

Еще одной характеристикой современного белорусского брака является его интернационализация. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, если в 2005 г. из 73 333 браков 2 462 были заключены с иностранцами, то в 2013 г. с иностранцами был заключен уже 3 941 брак из 87 127. Чаще всего граждане Беларуси вступают в брак с россиянами, украинцами, израильтянами, итальянцами, немцами и литовцами.

Следует отметить, что в настоящий момент в Беларуси среди 2,7 млн семей только 1,3 млн -семьи с детьми. То есть мы можем констатировать тот факт, что только 48 % семейных пар воспитывают детей. В Беларуси, как и во всем мире, наблюдается тенденция чайлдфри. Но если в западных странах это связывают с нежеланием заводить детей по причине карьерного роста и желанием жить только для себя, то в Республике Беларусь причина тому - неблагоприятное социально-экономическое положение большинства семей. В условиях невысокого уровня жизни белорусского населения дети рассматриваются как основной фактор бедности. Поэтому, на наш взгляд, отказ от рождения детей в белорусских семьях - это средство социальной самозащиты населения в условиях экономической нестабильности. Таким образом, в Беларуси наблюдается тенденция «вынужденного» чайлдфри, нежели осознанно выбираемого в пользу профессионального роста.

Еще одной тревожной тенденцией в Беларуси является увеличение среднего возраста матери при рождении первого ребенка. Так, если в 1990 г. средний возраст матери при рождении первого ребенка был 22,9 года, то в 2014 г. - уже 25,9. И тенденция к увеличению этого показателя остается стабильной.

Современной тенденцией брачно-семейных отношений в Беларуси становится увеличение числа нетрадиционных семей, то есть альтернативных форм брака. В первую очередь это нере-гистрируемые сожительства. В стране не ведется официальная статистика, позволяющая определить количество сожительств. Однако о данном показателе позволяют судить результаты переписи 2009 г., согласно которым 8,1 % людей проживают совместно без официального оформления отношений. Для сравнения: по переписи 1999 г. эта цифра составляла 5 %. То есть количество сожительств за 10 лет увеличилось в 1,5 раза. Главной причиной, по которой люди не регистрируют брак, по мнению кандидата социологических наук Е. Бабосовой, является определенная степень свободы и отсутствия ответственности. То есть в любой момент можно разойтись без ущерба для сторон такого сожительства.

В белорусском обществе все чаще можно наблюдать серию краткосрочных союзов, так называемую последовательную полигамию. Современные белорусы рассматривают сожительство как пробный вариант брачного союза. Они предпочитают строить свои отношения в модели снэк-браков. В таком случае молодые люди встречаются несколько раз в неделю, не имея общих друзей, хобби. Основное назначение снэк-браков - реализация сексуальной, эмоциональной и коммуникативной функций.

Все большее распространение среди белорусов приобретает гостевой брак, когда супруги живут в разных местах (даже в разных городах), общаются в основном по интернету и телефону, встречаясь всего раз-два в месяц либо по выходным и праздникам. По мнению многих исследователей, такая форма брака является достаточно устойчивой в современных условиях, давая определенную степень свободы и мобильности супругам. Т. Гаплинчик считает, что такие отношения хороши, так как позволяют в будущем более осознанно подходить к вопросам построения быта, рождения детей. Однако такой вариант является приемлемым, пока у пары не рождаются дети.

Подведем итоги. На белорусское население в настоящее время все большее влияние начинают оказывать основные мировые социальные тренды, среди которых:

Ускорение жизни, проявляющееся в дефиците времени и внимания (в том числе и к себе). В этом случае наблюдается тенденция увеличения социальных связей и усиления роли слабых социальных контактов. Все меньше становится тех людей, с которыми устанавливаются глубокие отношения, потребность в них уменьшается. Соответственно, происходит утрата готовности к длительным и прочным отношениям;

Рационализация, которая связана с дефицитом времени и характеризуется упрощением всего, даже общения. Развитие социальных сетей приводит к увеличению интернет-знакомств, что размывает границы между виртуальным и реальным миром. Навыки установления и поддержания офлайн контактов утрачиваются, развиваются гостевые браки;

Индивидуализация как стремление быть независимым от группы, в том числе и от семьи. Происходит своего рода изолированность людей друг от друга. Собственная идентичность рассматривается людьми как проект, который требует инвестиций, развития партнерства. Следствием этого становится изменение гендерных стратегий у белорусов.

Представление о состоянии семьи в Беларуси будет неполным без учета данных социологических исследований, произведенных в Республике. По итогам социологического исследования «Беларусь-2030», проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2014 г., более трети респондентов (37,4 %) в качестве главной угрозы для страны отметили низкую рождаемость. Идеальное количество детей в представлении современных белорусов - двое.

По результатам исследования, на желание иметь детей влияет достаточное количество факторов, главные из которых, по мнению респондентов, следующие: состояние здоровья супругов (35 %), отношения между супругами (23,1 %), жилищные условия семьи (22,2 %), ориентация супругов на карьеру (21,3 %), материальные возможности семьи (17,4 %). Следовательно, можно говорить об осознанном подходе к вопросам рождения детей и отодвигании этого момента до более подходящего времени для семьи.

71,4 % респондентов считают, что женщины могут успешно совмещать карьеру и семейные обязанности, а больше половины (56,4 %) полагают, что для благополучия семьи неважно, кто больше зарабатывает. Все это свидетельствует о перераспределении традиционных гендерных ролей в представлениях современных белорусов.

По итогам опроса больше половины семей полагаются на поддержку государства и только 5,5 % рассчитывают на собственные возможности. На первое место среди видов государственной помощи белорусы ставят льготы по улучшению жилищных условий (75,8 %), далее следует увеличение выплат на детей (34,1 %), на последнем месте льготы в образовательной сфере.

В исследовании имелся блок вопросов, связанных с прогнозом будущего состояния белорусской семьи. Так, чуть менее половины респондентов (46,6 %) считают, что зарегистрированный брак останется основной формой семьи. Пятая часть респондентов (21,4 %) отмечает, что увеличится количество незарегистрированных сожительств, 39,8 % белорусов склоняются к такому же варианту развития событий. В отличие от других европейских стран, где приветствуется создание однополых браков, среди белорусов наблюдается негативное отношение к данному виду семьи. Только 2,4 % респондентов считают, что такая форма сожительства распространится точно, а 5,9 % отмечают, что скорее распространится.

Как показали итоги социологического исследования «Беларусь-2030», для белорусов семья является важной ценностью. Но в понятие семьи уже не закладывается обязательная регистрация брака, сожительство становится нормой, и, как следствие, число подобных форм брака увеличивается. При этом в белорусском обществе сохраняется отрицательное отношение к однополым бракам. В ответах белорусов прослеживается четкая установка на повышение роли женщины и трансформацию и перераспределение супружеских ролей. В перспективе, по мнению жителей республики, семья будет иметь в среднем два ребенка, ориентируясь в первую очередь на поддержку со стороны государства, но не на собственные возможности.

Таким образом, семейные устои в Беларуси изменяются в соответствии с мировыми социокультурными трансформациями. Среди основных тенденций белорусских семей можно выделить следующие:

Снижение количества семей;

Рост коэффициента разводимости при незначительном повышении коэффициента брачности;

Нестабильность молодых семей;

Увеличение среднего возраста вступления в брак;

Альтернативные формы организации брачных отношений;

Вынужденное чайлдфри, связанное с невысоким уровнем материального благосостояния белорусских семей.

1. Шахотько Л. Сложное демократическое будущее Беларуси [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/tema02.php (дата обращения: 08.10.2015).

2. Андрейковец Е.М. Функционирование семьи в условиях белорусской социальной политики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-15118 (дата обращения: 12.09.2015).