Фрэнсис гальтон. Неутомимый исследователь фрэнсис гальтон

Биография

Происхождение

Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина по их деду -Эразму Дарвину . Его отцом был Самюэль Тертиус Гальтон, сын Самюэля «Джона» Гальтона. Семья Гальтон была известной и весьма успешной в сфере изготовления оружия и банкирском деле, в то время как Дарвины были известны в областях медицины и науки.

Оба эти семейства могли похвастать тем, что их представители являлись членами Лондонского королевского общества , которое в будущем стало британским эквивалентом Академии наук, и любили изобретать в свободное время. И Эразм Дарвин, и Самюэль Гальтон были одними из основателей знаменитого Лунного общества Бирмингема , среди членов которого были: Маттью Болтон, Джеймс Уатт , Джозайя Уэджвуд , Джозеф Пристли и другие выдающиеся учёные и предприниматели. Также оба семейства могли похвастать литературными талантами: Эразмусом Дарвином, известным благодаря созданию длинных технических трактатов (учебников) в стихотворной форме, и тётей Мари Анной Гальтон, известной благодаря работам по эстетике и религии и её знаменитой автобиографии, подробно описывающей уникальное окружение её детства, состоящее из членов Лунного Общества.

Хронология

Рано проявил одарённость: с полутора лет знал все буквы алфавита, самостоятельно читал с двух с половиной лет, писал с трёх лет. С обучается медицине: Бирмингамский госпиталь, медицинская школа Лондона, в Королевский колледж(«Кингс колледж») - медицинское отделение. В поступил в Кэмбриджский университет (Тринити-колледж) для занятий математикой и естественными науками. В умер отец, Фрэнсис не завершил медицинское образование и всю оставшуюся жизнь посвятил научной деятельности. В публикует первое научное сообщение, посвященное разработке печатного телеграфа - «телетайпа ». Много путешествовал, в том числе с экспедициями по Ближнему Востоку и Южной Африке. В получил золотую медаль Географического общества за отчёт об африканском путешествии. В публикует книги «Искусство путешествовать» и «Заметки о современной географии». С член Королевского общества . С конца 1850-х занимается климатологией и метеорологией . Публикует работу о климате Занзибара . Первым начинает выпускать метеорологические карты Европы. Открывает феномен антициклона . После выхода книги Происхождение видов своего двоюродного брата Чарльза Дарвина стал биологом . В 1860-е разрабатывает проблему наследования различных признаков у человека и животных. В выпустил «Путеводитель по Швейцарии». В статьи: «Наследственный талант и характер», «Первые шаги в направлении к одомашниванию животных».

В последние годы жизни занимался разработкой основных положений науки евгеники о создании идеального во всех отношениях человека.

Научные интересы и достижения

Он занимал пост генерального секретаря с 1863 по 1867 гг, президента Географического отдела - в 1867 и 1872 гг и президента антропологического отдела - в 1877 и 1885. Он был активным участником совета Королевского Географического общества в течение более чем сорока лет, в различных комитетах Королевского общества и на Метеорологическом совете.

Круг вопросов, которым сэр Гальтон посвящал своё время был чрезвычайно широк. Он был очень эрудированным человеком, что позволило ему сделать серьёзный вклад во многих областях науки, включая метеорологию (антициклон и первые общедоступные погодные карты), статистику (регресс и корреляция), психологию (синестезия), биологию (природа и механизмы наследственности) и криминалистику (отпечатки пальцев). Высоко ценил и широко применял на практике математические методы. Многие открытия были сделаны им именно благодаря его склонности к подсчёту или измерению.

Психология

Известен своими исследованиями человеческого интеллекта. Им он посвятил целую книгу «Исследование человеческих способностей и их развитие», в которой описаны основы психологического тестирования.

Генетика

Занимался вопросами наследственности, первым начал изучение однояйцевых близнецов. Обнаружил, что некоторые человеческие признаки явственно передаются по наследству. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуально-психологических различий между людьми.

Акустика

Гальтон изобрёл один из первых источников ультразвука - свисток Гальтона , конструкция которого оказалась настолько простой и эффективной, что его модификации были использованы впоследствии и для генерации инфразвука .

Дактилоскопия

Предостоставил научное обоснование для использования отпечатков пальцев в криминалистике . Сам метод опознания преступников по их отпечаткам пальцев был разработан в 1860-ых годах Уильямом Гершелем в Индии , а его потенциальное использование в судебной практике было впервые предложено доктором Генри Фаулдсом в 1880 году . Но внедрению метода в судебную практику мешал недостаток уверенности в том, что у двух людей не может быть одинаковых отпечатков пальцев. Именно Гальтон, проанализировав большое количество отпечатков пальцев, полученных от добровольцев, математически обосновал практическую невозможность совпадения отпечатков пальцев у людей.

Евгеника

Некоторые идеи, которые сейчас относятся к сфере евгеники, существовали и до Гальтона. Он впервые систематизировал их на основе эволюционного учения. Он также ввёл термин «евгеника».

В «Происхождении видов» своего кузена Чарльза его больше всего заинтересовала одна из первых глав «Изменчивость у одомашненных животных». Вдохновлённый прочитанным, он принялся за тщательное исследование изменчивости и наследственности у людей. Результаты своей работы Гальтон изложил в книге «Наследственный гений» (англ. "Hereditary genius" )

В своих исследованиях широко применял экспериментальные и статистические методы. Изобрёл ряд приборов и экспериментальных процедур («метод близнецов», метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Для определения наследуемости способностей он изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей (со способностями выше среднего) превышал средний процент среди остального населения.

В 1888 году научное общество «Ройял инститьюшен», заинтересовавшееся антропометрическим методом Бертильона , обратилось к Гальтону сделать оценку этого метода и выступить по этому вопросу на одном из заседаний общества. Гальтон принял приглашение, побывал в лаборатории у Бертильона. В своём докладе отметил тщательность проведения антропометрических обмеров и хорошую организацию. Но в докладе он отметил также, что, по всей видимости, кроме системы Бертильона, существует ещё один метод идентификации, а именно отпечатки пальцев.

Ещё в 1885 году он открыл в лондонском музее Саут-Кенингстог постоянную лабораторию, чтобы собирать статистические данные о мужчинах, женщинах и детях. Это ему нужно было для его занятий вопросами наследования физических и умственных особенностей и способностей. В лаборатории делались замеры размаха рук посетителей, роста, веса, силы рук, объём лёгких, оценивалась быстрота реакции, умение различать цвета, проверялись зрение и слух. После того, как Гальтон ознакомился со статьёй Гершеля и с его коллекцией отпечатков пальцев рук, распорядился, чтобы в лаборатории при музее стали снимать у посетителей ещё и отпечатки пальцев. Лаборатория в музее пользовалась успехом и интересом у посетителей, считалось хорошим тоном подвергнуться измерениям и исследованиям, которые проводил ассистент Гальтона, сержант Рэндл.

Через три года у Гальтона была коллекция отпечатков пальцев, значительно превосходящая коллекцию Гершеля. Гальтон убедился, что не было случая, чтобы узоры в отпечатках повторялись. Но его заинтересовал ещё один вопрос, до которого ни Фулдс , ни Гершель не дошли в своих исследованиях. Это идея использовать отпечатки пальцев не только для надёжной идентификации личности, но вместо бертильонажа создать систему их регистрации и каталогизации. При изучении исторических работ Гальтон установил, что вопросами классификации занимался, например, чешский профессор физиологии и патологии в Праге Йоганн Пуркинье. В 1823 году в своей работе «К вопросу об исследовании физиологии и кожного покрова человека» предпринял попытку классифицировать бесчисленное множество отпечатков пальцев, которыми он заинтересовался во время своих обследований. Пуркинье обратил внимание на большое число основных типов рисунков, которые повторялись в папиллярных узорах: спирали, эллипсы, круги, двойные завихрения и т. д.

Тщательным изучением большого количества узоров Гальтон убедился, что есть четыре основных типа, от которых происходят все прочие рисунки. Он постоянно встречал треугольное образование из папиллярных линий, находившееся в отпечатке либо слева, либо справа. Другие отпечатки имели по два или по нескольку треугольников. Были отпечатки, вообще не имевшие треугольников в своих узорах. Это явилось базой для создания системы дактилоскопической регистрации. В дальнейшем Эдвард Генри создаст дактилоскопическую формулу и основанную на ней систему классификации, за которой в криминалистике утвердится название Гальтона-Генри.

В 1853 году он получил высшую награду Королевского Географического Общества - одну из двух золотых медалей, вручаемых в том году, за его исследования и картографию юго-западной Африки. Он был избран членом престижного Атенеумского Клуба в 1855-м, а в 1860-м был принят в Товарищи Королевского Общества. На протяжении своей карьеры он получил все главные награды Викторианского научного учреждения. Он был посвящён в рыцари в 1909-м году, в том же году заболел туберкулёзом и 17 января 1911 года скончался.

Литература

  1. Юрген Торвальд . Сто лет криминалистики. - Москва, Издательство «Прогресс», 1974. С. 440.
  2. Эдмонд Локар . Руководство по криминалистике. - Москва, Юридическое издательство НКЮ СССР, 1941. С. 544.
  3. Михаил Ярошевский . ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В. Учеб. пособие. - М., 1996. - 416 с.
  4. Иван Канаев . Фрэнсис Гальтон. - Ленинград, Издательство "Наука", Ленинградское отделение, 1972. - 136 с.

См. также

Ссылки

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 16 февраля
  • Родившиеся в 1822 году
  • Умершие 17 января
  • Умершие в 1911 году
  • Умершие от туберкулёза
  • Криминалисты
  • Дактилоскопия
  • Антропологи Великобритании
  • Евгеника
  • Чарльз Дарвин
  • Члены Лондонского королевского общества
  • Награждённые медалью Дарвина
  • Статистики Великобритании
  • Награждённые медалью Копли
  • Географы Великобритании
  • Психологи Великобритании

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Троицкий мост (Санкт-Петербург)
  • KSquirrel

Смотреть что такое "Гальтон, Фрэнсис" в других словарях:

    Гальтон Фрэнсис - Голтон (Galton) (1822 1911), английский биолог, психолог и антрополог. Внук Э. Дарвина, двоюродный брат Ч. Дарвина. Один из создателей биометрии, дифференциальной психологии, методов тестов, евгеники. Основные работы по антропологии и… … Энциклопедический словарь

    Гальтон Фрэнсис - Гальтон, Голтон (Galton) Фрэнсис (16.2.1822, Бирмингем, 17.1.1911, Лондон), английский психолог и антрополог. Получил медицинское и биологическое образование и начал научную деятельность в области географии и метеорологии. Г. были составлены… … Большая советская энциклопедия

Альма-матер
  • Королевский колледж Лондона
  • Тринити-колледж
  • школа Короля Эдварда [d]

Биография

Происхождение

Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина по их деду - Эразму Дарвину . Его отцом был Самюэль Тертиус Гальтон, сын Самюэля «Джона» Гальтона. Семья Гальтон была известной и весьма успешной в сфере изготовления оружия и банкирском деле, в то время как Дарвины были известны в областях медицины и науки.

Оба эти семейства могли похвастать тем, что их представители являлись членами Лондонского королевского общества , которое в будущем стало британским эквивалентом Академии наук, и любили изобретать в свободное время. И Эразм Дарвин, и Самюэль Гальтон были одними из основателей знаменитого Лунного общества Бирмингема , среди членов которого были: Маттью Болтон, Джеймс Уатт , Джозайя Уэджвуд , Джозеф Пристли и другие выдающиеся учёные и предприниматели. Также оба семейства могли похвастать литературными талантами: Эразмусом Дарвином, известным благодаря созданию длинных технических трактатов (учебников) в стихотворной форме, и тётей Мари Анной Гальтон, известной благодаря работам по эстетике и религии и её знаменитой автобиографии, подробно описывающей уникальное окружение её детства, состоящее из членов Лунного Общества.

Хронология

Рано проявил одарённость: с полутора лет знал все буквы алфавита, самостоятельно читал с двух с половиной лет, писал с трёх лет.

Много путешествовал, в том числе с экспедициями по Ближнему Востоку и Южной Африке.

В последние годы жизни занимался разработкой основных положений науки евгеники о создании идеального во всех отношениях человека.

Научные интересы и достижения

Он занимал пост генерального секретаря с 1863 по 1867 гг, президента Географического отдела - в 1867 и 1872 гг и президента антропологического отдела - в 1877 и 1885. Он был активным участником совета Королевского Географического общества в течение более чем сорока лет, в различных комитетах Королевского общества и на Метеорологическом совете.

Круг вопросов, которым сэр Гальтон посвящал своё время, был чрезвычайно широк. Он был очень эрудированным человеком, что позволило ему сделать серьёзный вклад во многих областях науки, включая метеорологию (антициклон и первые общедоступные погодные карты), статистику (регрессия и корреляция), психологию (синестезия), биологию (природа и механизмы наследственности) и криминалистику (отпечатки пальцев).

Высоко ценил и широко применял на практике математические методы. Многие открытия были сделаны им именно благодаря его склонности к подсчёту или измерению.

Психология

Известен своими исследованиями человеческого интеллекта. Им он посвятил целую книгу «Исследование человеческих способностей и их развитие», в которой описаны основы психологического тестирования. Первым в академической литературе описал афантазию .

Генетика

Занимался вопросами наследственности, первым начал изучение однояйцевых близнецов. Обнаружил, что некоторые человеческие признаки явственно передаются по наследству. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуально-психологических различий между людьми.

Акустика

Гальтон изобрёл один из первых источников ультразвука - свисток Гальтона , конструкция которого оказалась настолько простой и эффективной, что его модификации были использованы впоследствии и для генерации инфразвука .

Дактилоскопия

Предоставил научное обоснование для использования отпечатков пальцев в криминалистике .

Сам метод опознания преступников по их отпечаткам пальцев был разработан в 1860-х годах Уильямом Гершелем в Индии , а его потенциальное использование в судебной практике было впервые предложено доктором Генри Фаулдсом в 1880 году . Но внедрению метода в судебную практику мешал недостаток уверенности в том, что у двух людей не может быть одинаковых отпечатков пальцев.

Именно Гальтон, проанализировав большое количество отпечатков пальцев, полученных от добровольцев, математически обосновал практическую невозможность совпадения отпечатков пальцев у людей.

Евгеника

Некоторые идеи, которые сейчас относятся к сфере евгеники, существовали и до Гальтона. Он впервые систематизировал их на основе эволюционного учения. Он также ввёл термин «евгеника ».

В «Происхождении видов» своего кузена Чарльза его больше всего заинтересовала одна из первых глав «Изменчивость у одомашненных животных». Вдохновлённый прочитанным, он принялся за тщательное статистическое исследование изменчивости и наследственности у людей. Результаты своей работы Гальтон изложил в книге «Наследственный гений» (англ. "Hereditary genius" ), в которой он делает вывод о том, что у человека выдающегося гораздо больше шансов иметь выдающегося сына, чем у человека рядового. В качестве одного из примеров, подтверждающих такой вывод, Гальтон приводит статистические данные по английским судьям, в соответствии с которыми вероятность того, что сын известного судьи сам станет известным человеком, составляла 25%, в то время как вероятность достижения такой же степени известности для сына наугад выбранного обычного человека составляла лишь 0.025%. Предвидя возражения о том, что главную роль здесь играет не наследственность, а социальное положение, предоставляющее детям известных людей неизмеримо больше возможностей, Гальтон проанализировал историю римского католического папства, в котором веками существовал обычай усыновления Папой одного из своих племянников и всяческого дальнейшего покровительства такому приемному сыну. Статистические данные показали, что шансы таких приемных сыновей на достижение высокого положения соответствовали шансам именно племянников великих людей, в то время как такие же шансы у биологических детей выдающихся людей были намного выше .

Впоследствии выводы Гальтона были подтверждены американским биологом Фредириком Вудзом (Frederik Adams Woods), проанализировавшим родственные связи и "унаследованную известность" в королевских семьях Европы (Mental and Moral Heredity in Royalty, 1906 г.) и в двух группах знаменитых американцев (Heredity and the Hall of Fame, Popular Science Monthly , май 1913 г.). Эти публикации Вудза были веским возражением против утверждения о первостепенном значении социальных факторов, поскольку в них рассматривались экстремальные случаи их воздействия на индивида - максимальное благоприятствование в первом и "общество равных возможностей" во втором. В обоих случаях статистические данные свидетельствовали о том, что превосходство "идет из семьи", а бездарность и дегенерация наследуются королевскими отпрысками точно так же, как и всеми остальными людьми.

В своих исследованиях широко применял экспериментальные и статистические методы. Изобрёл ряд приборов и экспериментальных процедур («метод близнецов», метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Для определения наследуемости способностей он изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей (со способностями выше среднего) превышал средний процент среди остального населения.

В 1888 году научное общество «Ройял инститьюшен», заинтересовавшееся антропометрическим методом Бертильона , обратилось к Гальтону сделать оценку этого метода и выступить по этому вопросу на одном из заседаний общества. Гальтон принял приглашение, побывал в лаборатории у Бертильона. В своём докладе отметил тщательность проведения антропометрических обмеров и хорошую организацию. Но в докладе он отметил также, что, по всей видимости, кроме системы Бертильона, существует ещё один метод идентификации, а именно отпечатки пальцев.

Ещё в 1885 году он открыл в лондонском музее Саут-Кенингстог постоянную лабораторию, чтобы собирать статистические данные о мужчинах, женщинах и детях. Это ему нужно было для его занятий вопросами наследования физических и умственных особенностей и способностей. В лаборатории делались замеры размаха рук посетителей, роста, веса, силы рук, объём лёгких, оценивалась быстрота реакции, умение различать цвета, проверялись зрение и слух. После того, как Гальтон ознакомился со статьёй Гершеля и с его коллекцией отпечатков пальцев рук, распорядился, чтобы в лаборатории при музее стали снимать у посетителей ещё и отпечатки пальцев. Лаборатория в музее пользовалась успехом и интересом у посетителей, считалось хорошим тоном подвергнуться измерениям и исследованиям, которые проводил ассистент Гальтона, сержант Рэндл.

Через три года у Гальтона была коллекция отпечатков пальцев, значительно превосходящая коллекцию Гершеля. Гальтон убедился, что не было случая, чтобы узоры в отпечатках повторялись. Но его заинтересовал ещё один вопрос, до которого ни Фулдс , ни Гершель не дошли в своих исследованиях. Это идея использовать отпечатки пальцев не только для надёжной идентификации личности, но вместо бертильонажа создать систему их регистрации и каталогизации. При изучении исторических работ Гальтон установил, что вопросами классификации занимался, например, чешский профессор физиологии и патологии в Праге Йоганн Пуркинье. В 1823 году в своей работе «К вопросу об исследовании физиологии и кожного покрова человека» предпринял попытку классифицировать бесчисленное множество отпечатков пальцев, которыми он заинтересовался во время своих обследований. Пуркинье обратил внимание на большое число основных типов рисунков, которые повторялись в папиллярных узорах: спирали, эллипсы, круги, двойные завихрения и т. д.

Тщательным изучением большого количества узоров Гальтон убедился, что есть четыре основных типа, от которых происходят все прочие рисунки. Он постоянно встречал треугольное образование из папиллярных линий, находившееся в отпечатке либо слева, либо справа. Другие отпечатки имели по два или по нескольку треугольников. Были отпечатки, вообще не имевшие треугольников в своих узорах. Это явилось базой для создания системы дактилоскопической регистрации. В дальнейшем Эдвард Генри создаст дактилоскопическую формулу и основанную на ней систему классификации, за которой в криминалистике утвердится название Гальтона-Генри.

В 1853 году он получил высшую награду Королевского Географического Общества - одну из двух золотых медалей, вручаемых в том году, за его исследования и картографию юго-западной Африки. Он был избран членом престижного Атенеумского Клуба в 1855-м, а в 1860-м был принят в Товарищи Королевского Общества. На протяжении своей карьеры он получил все главные награды Викторианского научного учреждения. Он был посвящён в рыцари в 1909-м году, в том же году заболел туберкулёзом и 17 января 1911 года скончался.

Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения - тест.

Одна из основных целей Ф. Гальтона - измерение человеческих способностей. Основная проблема, интересующая этого ученого, - это наследование способно стей. Будучи убежденным в том, что человеческая раса подвержена вырождению и нуждается в улучшении путем целенаправленного отбора, он стремится создать метод измерения способностей для селекции людей: «Психометрия, это необхо димо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока фе номены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки».

Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философ ского учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он сформулировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информа ция о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем боль ше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллек туальной деятельности».

Ф. Гальтон совершенствует уже известные экспериментально-психологиче ские приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает новые. Некоторые из них, такие как свисток для определения предела восприя тия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до сих пор и названы его именем.

В 1884 г. на Лондонской международной выставке медицинского оборудова ния, средств и методов охраны здоровья Ф. Гальтон ознакомил широкую публи ку с созданными им тестами. Измерить свои «способности» мог любой из посети телей открытой им антропометрической лаборатории (Ф. Гальтон полагал антро пометрию искусством измерять физические и умственные свойства людей). Тестирование проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота объем легких; различение цветов, запо минание объектов и др. После закрытия выставки в 1885 г. Ф. Гальтон перевез свою лабораторию в Музей Южного Кенсингтона и на протяжении шести лет про вел измерения у 9000 человек.

Особо следует отметить, что Ф. Гальтон оказался новатором и в области ста тистических процедур в психологии, без которых невозможен анализ данных по индивидуальным различиям. В 1888 г . он предлагает метод вычисления коэффи циента корреляции (статья на основе доклада 1888 г . опубликована в следующем году). Он пишет: «Два изменчивых органа считаются коррелированными, когда изменение одного из них сопровождается, в общем, большим или меньшим изме нением другого органа и в том же направлении. Так, длина руки считается корре лированной с таковой ноги, потому что человек с длинной рукой имеет обычно длинную ногу, и наоборот» .

Гальтон вычислял коэффициент корреляции в антропометрии и в исследова ниях наследственности. Статистическое изучение явления регрессии в наслед ственности непосредственно связано с понятием корреляции: «Регрессия объяс няется следующим образом. Ребенок частично наследует от своих родителей, ча стично от своих предков. Говоря вообще, чем дальше назад идет его генеалогия, тем многочисленнее и разнообразнее становятся его предки, пока они не станут отличаться от группы людей, одинаковой по численности, взятой из расы в целом. Средний рост их будет такой же, как и расы, иначе говоря, он будет средний». Это и есть открытый Гальтоном закон регрессии. Он также рассчитал, что если каж дая особь наследует от обоих родителей половину своих особенностей, от двух дедов и двух бабок - одну четверть и т. д., то в результате получается убывающий ряд, сумма членов которого стремится быть равной единице. В этом суть закона наследования свойств предков потомками. Гальтон пытался понять наследствен ность в свете корреляции и полагал, что семейное сходство - частный случай об ширной области корреляции. Получается так, что наследственность есть корре ляция между степенью родства и степенью сходства. Естественно, что он распро странял этот закон и на наследование интеллекта. Хотя эти гальтоновские законы представляют сегодня лишь исторический интерес, тем не менее для своего вре мени это были новаторские работы. Гальтон также ввел метод математического описания «огивы» (дуги) , изображающей кривую Гаусса. Работами в этом направ лении закладывался психометрический фундамент психодиагностики.

Здесь уместно вспомнить о человеке, с которым Гальтон бок о бок работал дол гие годы. Это Карл Пирсон (1857-1936) , который был блестящим математиком и биографом Гальтона. Пирсон совершенствовал математический аппарат для вы числения корреляции. В результате появился широко известный сегодня даже студентам коэффициент корреляции по Пирсону. Им также был разработан не параметрический коэффициент d -квадрат. Эти коэффициенты широко использу ются в психодиагностических исследованиях, благодаря им устанавливается тра диция использования количественных методов в разработке и применении пси хологических тестов.

Являясь создателем первых тестов интеллекта, Ф. Гальтон также был первым, кто поставил вопрос об измерении личностных (характерологических) особен ностей. В 1884 г . Ф. Гальтон публикует статью «Измерение характера» , в которой отмечает необходимость изучения не только ума, но и прочих психических свойств :

«Я считаю ненормальным, что искусство измерения умственных свойств достиг ло высокого развития, тогда как занятия другими свойствами мало развиваются или просто не рассматриваются».

Для измерения характера, имеющего, по мнению Ф. Гальтона, «нечто опреде ленное и длительное» , т. е. известное постоянство, предлагается использовать сфигмограф, аппарат Моссо для определения артериального давления, другие приборы. Точное измерение характера дает «статистика поведения каждого чело века в малых ежедневных делах». Исследования Ф. Гальтона в этом направлении, хотя и незавершенные, стимулировали разработку инструментов измерения не когнитивных свойств личности.

Помимо прочего, Ф. Гальтон, изучая «ассоциации идей» , оказался у истоков проективной техники диагностики личности (подробно об этом см. гл. 6). В 1878 г . - в Nineteenth Century, а в следующем году - в Brain Ф. Гальтон публи кует результаты проведенных им ассоциативных экспериментов и высказывает соображения, оказавшиеся проронескими : «Мой метод состоит в том, чтобы на краткий период времени обеспечить свободную игру сознания до тех пор, пока через него не пройдет пара или около того мыслей, и тогда , пока следы или эхо этих мыслей еще медлит в мозгу, вернуть внимание к ним, сразу и полностью вновь пробудив их; задержать, исследовать их и точно зарегистрировать их явление».

Первый опыт ученого проводился во время длительной прогулки. Он устано вил, что за данный период времени его внимание привлекли 300 различных объек тов (хотя он и не позволял себе «фантазирования»). Ф. Гальтон пишет о том, что ему удалось лишь самым «неопределенным» путем собрать те многочисленные «мысли» , которые «прошли» в его сознании. Перед ним прошли фрагменты всей его жизни, множество прошлых событий. Спустя несколько дней опыт был повто рен. Разнообразие мыслей также было велико, но многие из них повторялись. Для проверки природы ассоциаций и частоты их повторения предпринимается реша ющий эксперимент. Был составлен список из 75 слов. Одно за другим Ф. Гальтон читал эти слова и ожидал, фиксируя время хронометром, пока не появятся две ассоциируемые с тем или иным словом мысли. Вторая ассоциация всегда исходи ла из экспериментального слова, а не из первой, вызванной им ассоциации. Этот опыт повторялся четыре раза с интервалом в один месяц. Всего исследователь записал 505 «ассоциированных идей», на их образование потребовалось 560 се кунд, в среднем их было около 46 в минуту , 29 мыслей повторялись в 4 опытах,

36 - в трех , 57 - в двух , 107 - только в одном опыте. В итоге Ф. Гальтон прихо дит к следующим выводам :

- частота повторяющихся ассоциаций много выше ожидаемой: «Дух посто янно путешествует по знакомым дорогам, однако память не сохраняет впе чатлений от этих экскурсий»;

- ассоциации глубоко индивидуальны: «Измеримо видно, сколь невозможно вообще для двух взрослых людей сблизить свои умы до полного согласия»;

- наиболее стойки ранние ассоциации, те, что связаны с детством;

- ассоциации чрезвычайно важны для изучения личности: «Было бы весьма поучительно опубликовать детальные отчеты. В этих отчетах с наибольшей полнотой и истинностью обнажились бы самые истоки таких мыслей инди вида, которые он вряд ли хотел бы раскрыть публично»;

- ассоциации теснейшим образом связаны с бессознательными процессами: «Они (опыты Ф. Гальтона. -Л.Б.) являются важным доводом в пользу су ществования более глубоких уровней психических операций, глубоко по гребенных под пластом сознания; эти операции помогают понять психиче ские феномены, которые никак иначе объяснить невозможно».

Ф. Гальтон, увлеченный множеством других проблем (от метеорологии до евгеники), позднее не возвращался к изучению ассоциаций. И все-таки именно ему принадлежит приоритет создания прообраза той техники исследования лично сти, которая спустя четверть века будет возрождена К. Юнгом и М. Вертхеймером , а еще через 35 лет получит название проективной.

Таким образом, работы великого англичанина сыграли решающую роль в ста новлении и формировании английской школы изучения интеллекта, его пионер скими исследованиями были созданы и предпосылки для появления тестов лич ности. В основе современной психодиагностики лежат идеи и труды Френсиса Гальтона, лозунгом жизни которого были слова: «Считай все, что можешь счи тать!»

Разнообразная деятельность сэра Фрснсиса Гальтона (1822-1911) имела большое значение для развития психологических измерений. Этот исследователь (родился в. Бирмингеме) был очень любознательным человеком и достиг весомых для своего времени результатов во многих науках (антропологии, географии, математике, метеорологии). Его считают основателем дифференциальной психологии и психометрики.

Гальтон был младшим девятым ребенком в своей семье. В два года он знал алфавит, в трех - уже читал, писал, изучал языки, а в шесть - прочитал всю классическую английскую литературу. Он был настоящим вундеркиндом, просмотрев дважды страницу произведений Шекспира, декламировал ее наизусть. Его двоюродным братом был Чарльз Дарвин.

Две линии этой семьи были достаточно известны, успешные и состоятельные. Дарвин продвигались в медицине, а Гальтон занимались банковским делом и изготовлением оружия. Обе семьи были буквально переполнены талантливыми людьми, которые имели литературные дарования, были изобретателями, известными государственными деятелями, священниками, занимались наукой. Интересно, что одаренность в этой семье была как по мужской, так и по женской линии. В частности, дед Гальтона (отец матери) Эразм Дарвин был автором довольно длинных трактатов на технические темы в стихотворной форме, избирался членом Королевского научного общества.

Гальтон учился на медицинском отделении Лондонского Королевского колледжа, а с 1840 гг. - В Тринити-колледже в Кембридже изучал математику, перед которой сначала чувствовал панический страх, а потом очень увлекся этой наукой. Через нервное расстройство оставил обучение, впоследствии попытался что-то наверстать в своем образовании, возобновил занятия медициной и получил диплом. Не достигнув особых успехов в университете, он также по настоянию отца проработал два года в больнице г.. Бирмингема ассистентом врача. Он раздавал лекарства, лечил переломы, ампутировал поврежденные пальцы, вырывал зубы, делал прививки детям. Работа в больнице была обременительной, однако он не мог ослушаться отца.

Гальтона очень ярко характеризует такой поступок. Заинтересовавшись действием лекарств, он принимал маленькие дозы различных препаратов в алфавитном порядке и все же остановился на С, поскольку понял, что может повредить себе.

В 1844 г.. (После смерти отца) получил неплохой наследство, и определило его судьбу, потому что не было необходимости заниматься своим образованием и карьерой. Гальтон начал воплощать свои мечты. Он интересовался экспедициями, его захватывали неизвестные дальше. Сначала поехал на Ближний Восток, затем несколько лет жил в Шотландии, на собственные средства организовал экспедицию в Юго-Западной Африки. Он интересовался метеорологией, биологией, географией. В африканской экспедиции Гальтон вел наблюдения, писал отчеты и выполнял картографические работы. Для автоматической фиксации данных об атмосферных явлениях он сконструировал специальный прибор. Свои многолетние наблюдения за природными явлениями Гальтон обобщил в книге "Метеорографика" (1863), которая была первой попыткой научного рассмотрения явлений погоды на Земле в целом.

Эти исследования принесли ученому много наград и уважение в научных кругах. За книгу "Рассказ исследователя тропической Южной Африки". Гальтон был награжден медалью Королевского географического общества, членом которого он был более 40 лет. Впоследствии Гальтон отказался от научных экспедиций, объясняя это женитьбой и слабым здоровьем. Тем не менее он продолжал занимался подготовкой членов будущих экспедиций, участвовал в их организации, также читал соответствующие лекции солдатам, которые должны служить в британских колониях. Он даже написал книгу под названием "Искусство путешествий".

Фрэнсис Гальтон был человеком с очень высоким интеллектом. Авторы «Истории психологии" считают, что косвенно можно сделать вывод, что коэффициент интеллекта ученого равен примерно 200 (Д. Шульц, С. Шульц, 1998). Кумиром для Гальтона был Исаак Ньютон; бюст знаменитого физика украшал его кабинет.

В области психологии Фрэнсис Гальтон начал свою исследовательскую работу по проблеме индивидуальных различий в 1869 Развернув свои психологические исследования, Е. Вебер, Г. Фехнер и Г. Гельмгольц осуществляли определенные попытки исследовать эту проблему, а В.Вундт и Э.Титченер не сочли необходимым принимать во внимание индивидуальные различия. Б процессе своих странствий, наблюдений Гальтон заинтересовался проблемой наследственности и возникновением индивидуальных различий. 1869 он опубликовал книгу "Наследственный гений", в которой проанализировал биографические данные известных ученых и врачей. В этой работе исследователь впервые показал, каким образом статистические методы могут использоваться в изучении индивидуальной одаренности. Он обосновал новый метод научного психологического исследования - метод близнецов. Гальтон утверждал, что в талантливых семьях гениальные дети рождаются значительно чаще, поэтому это обусловлено наследственностью, а не влиянием внешних условий. Он доказывал, что у выдающихся людей с большей вероятностью родятся выдающиеся деятели, а рождение гения в обычной семье маловероятно. Например, по его данным, из 4 тысяч детей выдающихся родителей 977 мужчин стали впоследствии знаменитыми. Когда группа детей избиралась случайным образом, то одаренных детей насчитывалось только 332. Более половины охваченных этим исследованием известных людей имели одного или более выдающихся родственников.

Знаменитые люди наследуют не только гениальность, но и особую форму ее проявления. Гальтон утверждал, что наследуются не только физические, но и психические особенности, а особенности детей определяются в равной степени как наследственностью отца, так и матери. В то время эти идеи не казались очевидными.

Изучив биографии 400 талантливых ученых, проследив их родственные отношения, Гальтон отверг мнение, что одаренные люди имеют слабое здоровье (тогдашней языке "слабое тело"), он доказывал, что большинство великих людей - "крепкие животные".

Гальтон обратил внимание на то, что среди крупных ученых, родившихся в Великобритании, очень много первенцев. С тех пор исследования первых и единственных детей и влияния порядка рождения остается для психологов привлекательной проблемой. Некоторые ученые считают, что первые и единственные дети в семье лучше развиваются, имеют более высокие оценки в тестах интеллекта, отличаются высокой потребностью достижений, лучше учатся в школе и вузах.

Гальтон написал по проблеме наследственности более 30 работ. Ученый утверждал, что наследуются такие черты, как склонность быть пьяницей, страсть к путешествиям, болезни, продолжительность жизни, даже мораль и религия. Гальтон высказал мнение о возможности создания науки "евгеники" (ввел в оборот этот термин, в переводе с греческого означает "наука о рождении блага»). По его мнению, такая наука должна способствовать рождению "качественных" человек и противодействовала рождению "некачественных". Он считал, что необходимо общественное внимание к поддержанию интеллектуального уровня из-за продолжения рода. Ученый рассуждал довольно прямолинейно: если бы выбрать из общей массы талантливых людей и совместить их браком, то это способствовало бы созданию новой высокоодаренной человеческой расы. Гальтона захватывала идея селекционной работы по отбору талантливых мужчин и женщин. Для таких людей ученый предлагал создать государственные проекты и поощрять их материально. Гальтон обращал внимание, что представители интеллектуальной элиты имеют меньше детей, поскольку позже вступают в брак. Поэтому достойным членам общества следует содействовать в том, чтобы они создавали семьи в молодом возрасте, имели льготы на приобретение хорошего жилья. Сам Гальтон и его братья не имели детей.

В дальнейшем евгеника превратилась в набор антигуманных идей, который охотно использовали в своих реакционных целях тоталитарные режимы, однако в этом нет вины Гальтона. Он стремился лишь привлечь внимание к тому, что факторы наследственности нельзя игнорировать в процессе развития личности. Гальтон видел в этом возможность улучшения жизни будущих поколений и не одобрял просто "сантименты в отношении бедных людей". Идеи ученого имели чисто академический характер, ресниц романтично мечтал о галактике гениев.

Благодаря Гальтону было основано издание журнала "Биометрика", он профинансировал лабораторию национальной евгеники, в которой занял место профессора. Впоследствии, к счастью для Гальтона, это место занял Карл Пирсон. Замысел проводить исследования в сфере евгеники, безусловно, сегодня воспринимается как довольно архаичный и неубедительный, однако пример Гальтона воодушевил исследователей в нелегком деле поиска научного почвы в психологии индивидуальных различий. В современном мире медико-психологическое консультирование при планировании рождения ребенка используется достаточно широко, поскольку ученые ориентируются в проблеме наследственной обусловленности гораздо точнее.

Ознакомившись с трудами выдающегося бельгийского астронома и статистика Кетле, который сформулировал представление о "законе ошибок" (нормальное распределение) и утверждал, что этому закону подчиняются также физические характеристики людей, Гальтон решил проверить, будут подлежать ему измерения интеллектуальных способностей. Ученый провел статистический анализ биографий выдающихся людей и снова пришел к выводу: способности наследуются, поскольку выдающиеся люди довольно часто были родственниками по крови.

Гальтон упорно искал доказательств наследственного характера индивидуальных различий. С целью получения таких фактов он организовал антропометрическую лабораторию на Международной выставке здоровья в Лондоне в 1884-1885 гг. Посетители выставки платили три пенса за различные антропометрические измерения (силы, остроты органов чувств, времени реакции). Именно эти показатели Гальтон считал признаками умственных возможностей. Через эту лабораторию, которая проработала 6 лет, прошло более 9000 испытуемых.

В лаборатории было создано много приборов для антропометрических и психометрических измерений, методы и показатели этого учреждения используются антрометристамы и сегодня. Собранные данные через 100 лет в 1985 году. Проанализировали американские исследователи. Проведя подобные измерения, они выяснили, что между данными Гальтона и современными показателями существует высокая корреляция, что свидетельствует о надежности данных ученого. Оказалось, что показатели веса, размах рук, объема легких и силы руки приближенные к современным, а вот темпы развития во времена Гальтона были замедленными.

После завершения выставки ученый в разных местах Лондона размещал филиалы своей лаборатории и накапливал данные о различных измерения человека. В 1885 Гальтон открыл в лондонском музее Саут-Кенигстон постоянную лабораторию, чтобы собирать данные о мужчинах, женщинах и детях. В лаборатории проводили измерения размаха рук, объема легких, оценивали скорость реакции, умение различать цвета, проверяли зрение и слух. Как ученого Гальтона прежде всего интересовала вариативность психологических и антропометрических характеристик и ее причины. Когда исследователь ознакомился с коллекцией отпечатков пальцев своего друга Уильяма Хершела, которую он собирал без всякой цели в течение 30 лет, Гальтон отдал распоряжение снимать у посетителей еще и отпечатки пальцев. Лаборатория при музее имела большой успех, посетители считали, что пройти все измерения, которые делал ассистент Гальтона, сержант Рэндл, соответствует правилам хорошего тона. Все данные попадали в архив Гальтона. Именно на их основе ученый впоследствии открыл дактилоскопию.

Гальтона считают исследователем, который первым использовал анкету. Он прислал анкеты членам Королевских обществ, а также обратился к широкой публике с просьбой присылать анкеты с описанием семейных талантов и дарований и за это даже предлагал специальные призы. Собрав данные на основе этой очень подробной анкеты, он написал монографию "Английские ученые, их природа и воспитание" (1874). Он впервые проанализировал психологические особенности ученых, сделал личность ученого объектом эмпирического исследования.

Гальтон обследовал 800 братьев. Он даже проводил опыты с кроликами, бабочками и горохом, изучая наследственность.

Собирая различные данные и проводя исследования, Гальтон также совершенствовал методы математической обработки данных. Он считал, что статистика - это "единственное орудие, которым можно прорубить дорогу в густых зарослях трудностей, перегораживают дорогу тем, кто настойчиво развивает науку о человеке".

Гальтон открыл закон регрессии как закон наследования признаков: любые признаки потомков имеют тенденцию больше приближаться ло среднего значения в популяции, чем до значения этого параметра у своих родителей (признаки регрессируют к среднему значению в популяции). В 1888 ученый опубликовал в конце концов труд «Естественная наследственность", в которой обобщил результаты всех своих эмпирических и статистических исследований и объяснил свое новое открытие - коэффициент корреляции (степень связи между признаками). Книга имела чрезвычайное значение для развития психологических исследований, идеи Гальтона были актуальны, и исследователи продолжили разработку корреляционного метода. При поддержке Гальтона его ученик Карл Пирсон вывел формулу, которая получила название "коэффициент корреляции Пирсона". Для обозначения коэффициента используется первая буква английского слова regression (регрессия), в память об открытии Гальтона, что наследственные признаки приближающихся (регрессируют) к среднему значению. Корреляция вскоре стала распространенным средством исследований в различных науках, не только в психологии.

Гальтону принадлежит приоритета создании психологических тестов, хотя считают, что термин "тест" впервые применил Джеймс Кеттел, американский психолог, ученик Гальтона. Идея теста как метода измерения индивидуальных различий и в частности интеллекта связана с поисками Гальтону доказательств такой гипотезы: интеллект можно измерить, оценивая сенсорные способности человека; чем выше интеллект человека, тем выше должны быть сенсорные способности. Гальтон считал, что в наиболее одаренных людей в соответствии тонкие и развитые чувства. В современных исследованиях установлено, что умственно отсталые люди часто способны различать сенсорные ощущения (Дж. Ловинджер, 1987).

Гальтон, стремясь найти доказательства для этой гипотезы, разрабатывал различные приборы для сенсорных измерений. Он, в частности, изобрел особый свисток, который использовал для постоянных экспериментов, как с людьми, так и с животными. Он любил, прогуливаясь по лондонским паркам с этим свистком и еще некоторыми приспособлениями, наблюдать, какую реакцию вызывают звуки, которые он добывает из своих изобретений. Как многие из первых психологов, Гальтон изобрел различные приборы: фотометр (для различения цветов), калиброванный маятник (для определения времени реакции на свет и звук), набор весов (для оценки кинетической или мышечной чувствительности), специальную рейку с разметкой (для оценки длины отрезков), набор бутылок с различными веществами (для проверки обоняния). Эти приборы позднее в течение десятилетий использовались в психологических лабораториях, а гальтонивський свисток до 30-х годов XX в. был обязательным прибором в каждой психологической лаборатории.

Гальтон заинтересовался дактилоскопией и предоставил научное обоснование дактилоскопической метода как возможном способа распознавания людей и их идентификации, хотя метод, как уже упомянуто, разработал Уильям Хершел в 1860 в Индии, а впервые использовал в практике расследования Генри Фаулдс. Однако криминалисты не были уверены в том, что действительно нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Гальтон проанализировал огромное количество отпечатков пальцев и математически обосновал практическую невозможность их совпадения. Он также первым догадался, что следует создавать систему каталогов и регистрации отпечатков пальцев. Опираясь на исследования И. Пуркинье, который нашел основных типа рисунков, повторяющиеся в папиллярных узорах (спирали, эллипсы, круги, двойные закрутки), Гальтон изучил 5000 узоров на пальцах 500 человек и определил, что существуют четыре основных типа, а от них образованы все остальные комбинации. Он обнаружил, что они не меняются в течение жизни, а в случае повреждения (раны, ожоги) снова восстанавливаются. Результаты Гальтона легли в основу современных систем идентификации человека по отпечаткам пальцев. Исследование Гальтона завершил Эдвард Генри, который создал дактилоскопическую формулу и систему названием Гальтона-Генри.

Открытие дактилоскопии было сенсацией конца XIX в. Все европейские газеты напечатали фото Гальтона на первой странице. В 1892 г.. Ученый опубликовал в Лондоне книгу "Отпечатки пальцев", в которой изложил результаты своих исследований. В 1895 г.. Дактилоскопию начал использовать Скотланд-Ярд, что чрезвычайно ускорило раскрытие преступлений, а в 1900 г. Она стала официальным метол этой организации. Особенно оценили это открытие в 1911 г.., Когда из Лувра украли знаменитую картину Леонардо да Винчи "Джоконда". На стекле рамы сохранились отпечатки пальцев, поэтому за ними были пойманы вора. После этого успешного расследования метод, который воспринимался неоднозначно, распространился по всему миру.

Гальтон постоянно проводил эксперименты и использовал для этого любые возможности. Прогуливаясь по улицам, разглядывая предметы и подсчитывал ассоциации и новые идеи. Проведя соответствующий анализ их содержания, он был разочарован тем, что ассоциации в основном касались прошлого опыта и не были путем к открытию новых идей.

Для исследования ассоциаций Гальтон провел такой эксперимент. Он составил список из 75 слов, каждое из которых записал на отдельном листке. Через неделю, рассматривая листок, он с помощью хронометра фиксировал время возникновения двух ассоциаций, вызванных каждым словом. Ассоциации чаще всего были в виде одного слова, иногда это были образы, мнимые картины, которые сложно было описать одним или двумя словами. Гальтон проанализировал, что 40% из общего количества ассоциаций имеют своим источником опыт детства. Проведенный эксперимент продемонстрировал влияние впечатлений детства на личность взрослого человека и начал одну из линий изучения психического развития.

Метод анализа ассоциаций сыграл большую роль в развитии психологии, это был один из первых по-настоящему научных инструментов раскрытия психологической реальности, его совершенствовали применяли и В.Вундт, Фрейд, К. Юнг.

Гальтон первым начал широко использовать опросники. Он расспрашивал сначала преимущественно своих знакомых, ученых обо всем, например, что они вспоминают с впечатлений сегодняшнего утра и какой это образ, каковы его характеристики. Обратившись к более широкому кругу людей с этим же вопросом, Гальтон пришел к выводу, что у женщин и детей образы конкретные и детальные, чем у других.

Склонность Гальтона проводить исследования и его изобретательность родили легенду об одной из его исследовательских прогулок. Ученый решил побыть в состоянии душевно больного человека, которому кажется, что ее преследуют. Свои впечатления от прогулки он подытожил следующим образом: в конце ему казалось, что за ним следит каждая лошадь на лондонской улице, а когда она даже не смотрела в его сторону, то он думал, что она только скрывает свое наблюдение.

Гальтон любил подсчеты и использовал для этого любую возможность. В университете или в театре он подсчитывал количество покашливаний или зевания и трактовал это как меру знудьгованости публики. На сеансе у художника он посчитал количество мазков и выяснил, что для завершенной картины художник делает в 20000 мазков.

Ученый придумал для подсчетов специальную систему, где вместо цифр использовались запахи, а запахи приписывал соответствующие цифровые значения. В результате этих интеллектуальных упражнений он написал оригинальную статью "Арифметика запахов", опубликованной в первом номере "Психологического обозрения" (одном из первых психологических журналов в США).

Начав свою жизнь как незадачливый студент, который учился хуже других и не мог оправдать надежд своего отца, в конце жизни Гальтон стал знаменитостью, в его деятельности было приковано внимание всей Европы, его знали как прогрессивного мыслителя, страстного оратора, неутомимого путешественника, первооткрывателя наук и любителя парадоксов, его уважали как ученые, так и представители церкви.

Гальтон был также чрезвычайно активной творческой личностью, исследовал влияние географических факторов на особенности населения, моду, атлетике, влияние молитв. Для того, чтобы иметь возможность рассматривать то, что ему интересно, когда находишься в толпе, исследователь изобрел специальный перископ. Гальтон также изобрел печатный устройство для телетайпу, приспособления для открывания замков.

Гальтон, как многие из первых психологов, был лицом эксцентричным, он искал научные доказательства существования бога и мечтал найти рецепт бессмертия. В 1909 г.. Гальтон прошел посвящение в рыцари. Он был членом престижного лондонского литературного клуба Атенеум.

Ученый сделал серьезный вклад в различные науки. В метеорологии он определил явление антициклона и изобрел карты погоды, работал над картами Западной Африки, в статистике разработал регрессию и корреляционный анализ в психологии открыл явление синестезии. Продвигаться в различных отраслях Гальтону помогала его любовь подсчетам и измерений. Психология не принадлежала к основным интересов ученого, однако его достижения в этой области были значительны. Он развернул исследования проблем, которые надолго захватили психологов.

Гальтон был одним из первых исследователей способностей. В книге "Исследование способностей человека и их развитие" (1883) он впервые сформулировал идеи психологического тестирования. Ученый сам разрабатывал тесты для своих исследований. Хотя они и не были удачными, однако сама идея разработки тестовых испытаний является значительным вкладом в психологию. Гальтон также первым начал изучать одно- яйцевых близнецов.

Ученый изобрел ряд экспериментальных приборов и психологических методов (метод близнецов, метод анализа образной нам памяти, ассоциативный метод), которые считают классическими в психологии. На основе этих методов проведения невероятное количество современных исследований и получено ценные результаты. Гальтон провел, возможно, первые исследования, в которых был одновременно экспериментатором и испытуемым, изучая ассоциации идей и визуальные образы. Разработки ученого легли в основу новой психологической науки - дифференциальной психологии. Предложив статистический метод, идею разработки тестовых методов, Гальтон изменил общий вид тогдашней психологии. Он превращал ее в современную науку. А вот создание теории бессмертия он не успел завершить.

Когда Гальтон умер, его ученик Карл Пирсон опубликовал генеалогическое исследование о своем учителя. Оказалось, что среди предков Гальтона были император Карл Великий, несколько английских королей, в частности Вильгельм Завоеватель, и киевский князь Ярослав Мудрый.

Френсис Гальтон (1822—1911) родился в Англии в обеспеченной семье ученых. Изучал математику и медицину и лишь после смерти отца оставил эти науки.

Френсис отправился в длительное путешествие, а после представил подробные отчеты о метеорологических наблюдениях, за что получил много почетных наград. В походах ученый также собирал информацию для предстоящих исследований в области евгеники.

Вернувшись домой, он выпустил книгу для путешественников, которая заинтересовала многих исследователей того времени: «Рассказ исследователя тропической Южной Африки». Изучение климата и погоды было одним из основных направлений, которыми интересовался Гальтон. Более того, он обладал специальными знаниями как географ и этнограф.

Шаги в науке

С 1860-х ученого начинают интересовать темы генетической наследственности и развития интеллекта личности. Идея улучшить генетику человека подводит Гальтона к необходимости разработки шкалы для измерения ума.

Глубокий ум изобретателя воплотил в жизнь разнообразные идеи, охватывающие такие сферы, как метеорология, антропология, биология, психология и так далее. Его основным вкладом в психологию было создание методов исследования индивидуальных различий между людьми. Наука Гальтона послужила точкой опоры для многих психологов, ученых – его последователей.

Ушел из жизни Гальтон в 1911 г., профинансировав оставленными средствами проведение многих экспериментов в биометрии, психологии и евгенике.

Ведущая цель экспериментов Ф. Гальтона – получение информации о возможностях человека. Главная проблема, которой занимался ученый, – переданные по наследству способности.

Ученый внедрил в психологию несколько необычных математических методов исчисления, в основном статистических. Ученый полагал, что как можно больше явлений следует посчитать и измерить.

У Гальтона было достаточно много опубликованных книг и статей, но основной его труд — это «Наследственный гений» (1869 г.). Главная идея этой книги гласит о том, что как физические особенности, так и психические качества человека передаются генетически. Человеческая наследственность находится в половых клетках и начинает развиваться в период формирования всего организма.

В ходе своей научной практики Ф. Гальтон улучшает уже существующие психологические техники, используемые в экспериментах при определении и проверке порога чувствительности, продолжительности реакции, также он создает новые методы, например «линейка», «свисток».

Основные теории Гальтона

Так как Ф. Гальтон – представитель , основные открытия он совершил именно в этой области:

  • Разработал и ввел в психологию и евгенику технику анализа близнецов.
  • Впервые различил два вида детей-близнецов: однояйцовые/двуяйцовые.

Некоторые новшества ученый привнес как в классическую психологию, так и в экспериментальную:

  • Впервые использовал в психологии и биологии измерения (математические/статистические).
  • Создал множество приборов, чтобы измерять сенсорные реакции.
  • В результате экспериментов установил, что все пожилые люди хуже слышат громкие звуки, чем люди в молодом возрасте.
  • Впервые предложил понятие «тест» и сам метод тестирования.
  • Начал впервые применять принципы антропометрии в учебных заведениях.
  • Ввел в практику сканирование отпечатков человеческих пальцев (т.е. дактилоскопию).

Гальтон был очень многосторонним ученым, но самым важным его открытием является открытие новой и оригинальной научной области — евгеники (что с древнегреческого переводится как “наука о благорождении”). Объектами евгеники являются люди, животные и растения, и она ставит своей целью их усовершенствование.

Гальтон отмечает, что необходимо знать о генетической наследственности и о процессе эволюции. Людям следует осознанно улучшать и делать быстрее процесс эволюции своего рода, принимать в этом активное участие.

Ученый не признавал равенство всех людей от природы, а заявлял, что принадлежность человека к богатому роду практически не важна, так как положительные характеристики биологически никак не связаны с общественным положением семьи.

Евгеника распространялась по Европе и США в первой четверти 20 века: спустя год после смерти Гальтона в центре Лондона было организовано Интернациональное собрание по науке — евгенике, несколько лет спустя еще два собрания проводились в Нью-Йорке.

Из открытий Гальтона наиболее важно появление тестирования. Тестовые задания стали основными методами в лаборатории ученого. С помощью статистического подхода, то есть тестирования большого числа испытуемых, результаты показывали более точные данные. Этот метод стали активно практиковать многие психологи, а дальнейшее совершенствование техники тестирования привнесло большие изменения в классическую психологию, сделав ее более объективной наукой с конкретными результатами.

Итак, идеи гениального английского ученого оказались ключевым фактором в развитии английской школы исследования человеческого интеллекта.

Девизом жизни ученого были следующие слова: «Считай все, что возможно посчитать!» С помощью его первых теорий были созданы основы для разработки личностных тестов. Концепции и теории Френсиса Гальтона лежат в основании современной экспериментальной психологии. Автор: Дарья Сергеева