Евгений андреев прыжок из стратосферы. Человек со «Звезды»

(1926-09-04 )

Евгений Николаевич Андреев (4 сентября - 9 февраля ) - Герой Советского Союза (1962), Заслуженный парашютист-испытатель СССР (1985), Заслуженный мастер спорта СССР (1963), полковник .

Биография

См. также

Напишите отзыв о статье "Андреев, Евгений Николаевич (парашютист)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Андреев, Евгений Николаевич (парашютист)

13 го июня Наполеону подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему; но крики эти, сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали его от военной заботы, охватившей его с того времени, как он присоединился к войску. Он проехал по одному из качавшихся на лодках мостов на ту сторону, круто повернул влево и галопом поехал по направлению к Ковно, предшествуемый замиравшими от счастия, восторженными гвардейскими конными егерями, расчищая дорогу по войскам, скакавшим впереди его. Подъехав к широкой реке Вилии, он остановился подле польского уланского полка, стоявшего на берегу.
– Виват! – также восторженно кричали поляки, расстроивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидать его. Наполеон осмотрел реку, слез с лошади и сел на бревно, лежавшее на берегу. По бессловесному знаку ему подали трубу, он положил ее на спину подбежавшего счастливого пажа и стал смотреть на ту сторону. Потом он углубился в рассматриванье листа карты, разложенного между бревнами. Не поднимая головы, он сказал что то, и двое его адъютантов поскакали к польским уланам.
– Что? Что он сказал? – слышалось в рядах польских улан, когда один адъютант подскакал к ним.
Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону. Польский уланский полковник, красивый старый человек, раскрасневшись и путаясь в словах от волнения, спросил у адъютанта, позволено ли ему будет переплыть с своими уланами реку, не отыскивая брода. Он с очевидным страхом за отказ, как мальчик, который просит позволения сесть на лошадь, просил, чтобы ему позволили переплыть реку в глазах императора. Адъютант сказал, что, вероятно, император не будет недоволен этим излишним усердием.
Как только адъютант сказал это, старый усатый офицер с счастливым лицом и блестящими глазами, подняв кверху саблю, прокричал: «Виват! – и, скомандовав уланам следовать за собой, дал шпоры лошади и подскакал к реке. Он злобно толкнул замявшуюся под собой лошадь и бухнулся в воду, направляясь вглубь к быстрине течения. Сотни уланов поскакали за ним. Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали. Когда вернувшийся адъютант, выбрав удобную минуту, позволил себе обратить внимание императора на преданность поляков к его особе, маленький человек в сером сюртуке встал и, подозвав к себе Бертье, стал ходить с ним взад и вперед по берегу, отдавая ему приказания и изредка недовольно взглядывая на тонувших улан, развлекавших его внимание.
Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку.
Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми.
Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями – одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивые русские ассигнации для ввоза в Россию, и другое о том, чтобы расстрелять саксонца, в перехваченном письме которого найдены сведения о распоряжениях по французской армии, – сделал третье распоряжение – о причислении бросившегося без нужды в реку польского полковника к когорте чести (Legion d"honneur), которой Наполеон был главою.
Qnos vult perdere – dementat. [Кого хочет погубить – лишит разума (лат.) ]

Русский император между тем более месяца уже жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга. Общего плана действий не было. Колебания о том, какой план из всех тех, которые предлагались, должен быть принят, только еще более усилились после месячного пребывания императора в главной квартире. В трех армиях был в каждой отдельный главнокомандующий, но общего начальника над всеми армиями не было, и император не принимал на себя этого звания.
Чем дольше жил император в Вильне, тем менее и менее готовились к войне, уставши ожидать ее. Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне.
После многих балов и праздников у польских магнатов, у придворных и у самого государя, в июне месяце одному из польских генерал адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала. Граф Бенигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен обед, бал, катанье на лодках и фейерверк в Закрете, загородном доме графа Бенигсена.

Гостем "Известий" в тот раз был майор Евгений Андреев. Вы уже успели забыть это имя? Зря...

1 ноября 1962 года парашютисты-испытатели майор Евгений Андреев и полковник Петр Долгов совершили прыжок из стратосферы - со стратостата "Волга", поднявшегося на высоту 25 458 метров. Прыжок Андреева был затяжным, и 24 с лишним километра он просто падал - 270 секунд по хронометражу, со скоростью более 900 км в час. На высоте 950 метров Андреев раскрыл парашют.

"Известия": "Есть у наших героев добрая традиция: возвращаясь с задания, выполнив трудное дело, заехать в редакцию газеты, чтобы на ее страницах поведать людям о радости подвига".

Разговор о "радостях подвига", видно, не очень получался. Долгов тогда погиб. И вышедший в "Известиях" материал был не столько о прыжке - гораздо больше Андреев рассказывал о товарище.

"Петр Иванович - пионер. Прыгал 1409 раз, установил с десяток мировых и всесоюзных рекордов. Он испытывал первые наши катапультные установки. Каждый раз было неизвестно, чем может кончиться очередной прыжок. (...) Такого склада этот человек: раз говорят - надо, шел, а раз шел - старался отдать всего себя делу".

Но и сам Андреев - человек "такого склада"! Деталь: с 1954 года он ходил (и прыгал) в ортопедическом ботинке - одна нога была короче другой, память о тяжелейшей травме при прыжке. Ногу вообще хотели отнять, но Андреев воспротивился - не представлял себя без испытательной работы. И сумел вернуться в строй. Вообще, про него многое становится ясно, когда глядишь на портрет в "Известиях": хорошее лицо, такие были у ребят из первого, гагаринского, отряда космонавтов. И то, что говорил он больше про Долгова, - тоже натура: все вспоминают редкую скромность Андреева. Это про него академик Ландау заметил: настоящие герои всегда держатся неброско, геройский вид - только у трусов.

"Чудесный был человек!" - вспоминает Андреева заслуженный парашютист-испытатель СССР Григорий Серебренников.

Тогда, в 1962-м, не просто ставился рекорд. Долгов при этом испытывал высотный скафандр, прообраз новых космических, и новую парашютную систему (его же изобретения). Андреев - систему аварийного покидания гондолы (она имитировала космическую капсулу), при этом определялась возможность свободного падения в разреженных слоях атмосферы в серийном снаряжении. Потому Андреев шел первым и прыгал затяжным. Долгов должен был выйти следом с немедленным открытием парашюта. Погиб из-за разгерметизации костюма. Пробоина в шлеме. Почему она возникла? Нелепая случайность. Я помню разговоры об этом в наших парашютистских кругах: в гондоле стратостата все было сделано по уму, но в одном месте - то ли конструктивный недочет, то ли случайность - торчал штырек-болтик. О него Долгов шлемом и ударился - то ли когда после прыжка Андреева гондолу подбросило, то ли вставая (гондола была тесной, ниже человеческого роста). Крохотная дырочка - однако шансов выжить уже не оставалось: на 25-километровой высоте давление более чем в 40 раз ниже земного; мгновенный его перепад при разгерметизации приводит к тому, что кровь по сути вскипает, пенится. Андреев рассказывал, что успел заметить, как вверху раскрывается долговский парашют, но, возможно, сам Долгов был уже мертв. ФАИ (Международная авиационная федерация) не засчитывает результат, если человек, установивший его, погиб, - эксперимент признается неудачным. Потому и зачтен только рекорд Андреева. Он не побит до сих пор.

Евгений Андреев и Петр Долгов (посмертно) были удостоены звания Героя Советского Союза. Евгений Николаевич Андреев продолжил прыгать, ушел в отставку полковником. Умер в 2000-м.

В конце прошлого года Международная авиационная федерация (ФАИ) отметила 40-летие мирового рекорда, установленного Евгением Андреевым в затяжном прыжке из стратосферы.

Не раскрывая парашюта он падал 24 500 метров. Этот рекорд до сих пор никем не превзойден.

В 1962 году испытатели парашютов полковник Петр Долгов и майор Евгений Андреев получили задание готовиться к прыжку с большой высоты. Это было связано с программой полета человека в космос. Петру Долгову предстояло испытать СИ-ЗМ - прообраз современного космического скафандра и новую парашютную систему, а Евгению Андрееву -аварийный выход из гондолы, аналога космической капсулы, а также установить возможности управления телом в свободном падении в костюме "ККО-3".

Прыжки предстояло совершить с аэростата "Волга" с максимальной высоты, на которую он сможет подняться. Парашютисты не только готовились к уникальному эксперименту, хотя им опыта в этом не занимать - у обоих было почти по полторы тысячи разной сложности прыжков, даже из стратосферы. Кроме того, за короткий срок им надо было освоить полеты на аэростате.

Работы было очень много и они трудились, чтобы выполнить порученное им задание. Они изучали материальную часть аэростата, приборы, снаряжение, тренировались в управлении, отрабатывали методы покидания гондолы, обживали в барокамере высотные костюмы, совершали прыжки с разных высот.

Руководил осуществлением проекта заслуженный мастер спорта Герой Советского Союза Василий Романюк, имеющий на своем счету 18 мировых рекордов в том числе и из стратосферы.

Его опыт и знания помогли Евгению и Петру быстро освоить предложенную программу и к концу октября 1962 года оба парашютиста были полностью готовы к выполнению задания.

=======================

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Е.Н. АНДРЕЕВА О ШТУРМЕ СТРАТОСФЕРЫ:

"Во время подготовки к полёту в стратосферу я совершил свой юбилейный полуторатысячный прыжок. Это произошло утром, а чуть позднее почтальон пачками начал носить поздравительные телеграммы. Привёз и приветственный адрес со множеством подписей моих товарищей по работе.

1 ноября 1962 года. Пять часов утра. Проходим тщательный медицинский осмотр и надеваем высотное снаряжение. Через час автобус привозит на аэродром. Специалисты проверяют корабль, и мы занимаем свои места. Начинается комплексная проверка всех систем.

Все системы работают нормально, - докладывает Пётр Иванович Долгов руководителю полета.

Время семь часов сорок четыре минуты. Последовала команда "Старт", и громадное сооружение высотою более ста метров медленно двинулось вверх. Нет привычного грохота двигателей, стоит тишина, только ожили стрелки многочисленных приборов и по радио запросили первые данные.

Каждый из нас заполняет график полета, передает данные на землю. Специальные датчики посредством телеметрии сообщают вниз о нашем состоянии: пульсе, артериальном давлении, частоте дыхания, работе сердца. С увеличением высоты небосвод меняет окраску. Сначала он становится бледно-голубым, потом сине-фиолетовым и, наконец, черным. В корабле тепло и уютно, а за бортом холодно. На высоте тринадцать тысяч метров термометр показывает шестьдесят пять градусов ниже нуля, потом немного теплеет, и температура устанавливается на отметке минус шестьдесят один градус Цельсия.

Высота двадцать две тысячи метров. Такой рубеж впервые в мире был достигнут 30 января 1934 года нашими советскими стратонавтами П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко и И. Д. Усыскиным на стратостате "Осоавиахим-1".

Еще чуть более получаса подъёма, и выходим в зону равновесия. Скороподъемность ноль. Высота двадцать пять тысяч четыреста пятьдесят восемь метров. Два часа двадцать минут потребовалось нам, чтобы набрать её.

Избыточное давление есть,- и получай разрешение разгерметизироваться полностью.

Через стеклянную стенку термоперегородки вижу спокойное, улыбающееся лицо Петра Ивановича.

До свидания, Петя!

Счастливого пути!

По старой традиции прикладываю правую руку к гермошлему для приветствия. Затем переношу ее на поручень кресла. Резко сжимаю рычаги кресла и выстреливаюсь в пустоту.

Привычной упругости воздуха не чувствуется. Чтобы меньше замерзало остекление гермошлема, переворачиваюсь на спину.

В беспредельной темноте черного неба светятся звезды, они кажутся очень близкими и какими-то не настоящими. Смотрю на высотомер - уже девятнадцать тысяч метров. На этой высоте падение происходит с наибольшей скоростью. Когда достиг высоты двенадцать тысяч метров, скорость уменьшилась, натяжные устройства высотного костюма ослабли. Свободно вздыхаю, выпрямляю тело и переворачиваюсь лицом вниз. Падать становится очень легко. Внизу Волга с ее многочисленными притоками. Хотя поверх высотного снаряжения надет морской спасательный жилет, купаться не хочется, решаю уйти от воды, выбрав ориентиром громадное поле, разворачиваюсь и под углом сорок пять градусов планирую в его сторону. На высоте тысяча пятьсот метров срабатывает сигнальное устройство. Через двадцать секунд прибор откроет парашют. В последний раз осматриваю свое снаряжение и берусь левой рукой за вытяжное кольцо. Выдергивать его не приходится, парашют открывается автоматически.

Осмотрел купол - всё в порядке. Снял остекление гермошлема и определил примерную точку приземления. Вот и земля. Устоял на ногах и пробежал метров двадцать, пока погасил парашют. Расстелил купол на земле, чтобы меня быстрее обнаружили с воздуха, и лег в центре.

Описание

  • высота прыжка - 25 458 м;
  • свободное падение -24 500 м;
  • время свободного падения - 270 с;
  • максимальная скорость свободного падения - 900 км/ч.;
  • температура за бортом выше 15 000м - -61° С

Андреев превысил бывший мировой рекорд свободного падения, принадлежавший Н. Никитину, на 9880 м.

Совершив первый прыжок в 1945 году Евгений Николаевич более полвека отдал небу. Он испытал не одну сотню новых парашютных систем, катапультных кресел и скафандров, обучал летчиков и космонавтов премудростям парашютного дела, опрыгивал гражданские и военные самолеты, чтобы найти пути безопасного покидания летательных аппаратов в аварийных ситуациях в воздухе.

За огромный труд и высокие достижения в области парашютизма полковнику Евгению Андрееву присвоены высокие звания: Героя Советского Союза (1962), "Заслуженный мастер спорта СССР" (1963), "Заслуженный парашютист-испытатель СССР" (1985 г.) и вручен знак под номером один. На его счету 4800 прыжков с парашютом, из них 8 мировых рекордов. Автор книги "Небо вокруг меня".

Оригинал записи и комментарии на

Человек может прыгнуть с высоты совсем недалёкой от космоса. Это доказал австриец Феликс Баумгартнер. Его свободное падение началось почти в 40 километрах от Земли. Какое-то время он летел, обгоняя звук.

Шагнув в бездну, австриец Феликс Баумгартнер словно перешёл в другое измерение. Уже через 20 секунд он падал со скоростью реактивного самолёта, а через 48 Феликс впервые в истории человечества без каких-либо механических средств преодолел скорость звука.

Сразу после этого камеры показали, что Баумгартнер начал беспорядочно вращаться. Это именно то, чего больше всего боялись до прыжка - в разряженной атмосфере нет возможности опереться на поток воздуха и выровнять свое тело. Перегрузки от вращения могут достигать чудовищных величин - в прошлом несколько смельчаков так и погибли, прыгая в стратосфере.

"Атмосферы там практически нет. Плотность атмосферы там приблизительно в 100, а, может быть, даже и больше раз меньше, чем плотность на уровне поверхности Земли. С такой высоты падая, человек за 35-40 секунд наберет скорость 330 метров в секунду", - объясняет профессор кафедры "Космических систем и ракетостроения" Московского авиационного института Эрнст Калязин.

Прошло больше минуты с начала прыжка, а связи с Баумгартнером нет. Он в смертельно опасной среде, от которой его отделяет тонкая стенка специального скафандра. В начале прыжка он должен уберечь скайдайвера от стратосферного холода, потом от жара, который выделяется из-за трения скафандра о воздух. Но самое главное - до сих пор никто не знал, что будет чувствовать человек, преодолевая звуковой барьер.

Родным и коллегам оставалось надеяться только на огромный опыт самого известного в мире скайдайвера, что в переводе с английского означает "ныряющий в небо". 43-летний Феликс Баумгартнер шёл к этому рекорду долгие годы. На его счету множество опасных прыжков с парашютом, в том числе с самых известных небоскребов и памятников.

Но спуск из верхних слоев стратосферы - это нечто особенное, его ещё называют прыжком из ближнего космоса. И спустя 1 минуту 30 секунд с начала падения Баумгартнер вышел на связь.

Вот как сам он описывает свои ощущения в первые секунды этого сумасшедшего падения: "Я вдруг стал вращаться всё быстрее. И я пытался это остановить: вытянул одну руку - это не сработало. Потом другую руку. Но любое движение там запаздывает, потому что на такой скорости, в этом костюме невозможно предсказать, что будет дальше".

У Баумгартнера была кнопка выброса тормозного парашюта, он говорит, что несколько секунд колебался: тормозить или идти на рекорд. Похожий выбор только 52 года назад был у пилота Джо Киттенджера. Это он первым нырнул с высоты более чем 31 километр. Тогда он предпочёл раскрыть тормозной парашют. А теперь в свои 84 он выступает техническим консультантом Баумгартнера и помогает Феликсу побить свой же собственный рекорд.

Этот старт откладывался много раз. Ветер не давал возможности развернуть гигантский, высотой в 55 этажей купол стратостата. И когда, наконец, аппарат поднялся на 39 километров - весь мир замер в ожидании.

"Я стоял на краю и думал: как было бы здорово, если бы все, кто сейчас за мной наблюдает, видели то, что вижу я. Иногда тебе нужно забраться так высоко, чтобы понять, насколько ты маленький", - поделился впечатлениями скайдайвер Феликс Баумгартнер.

В СССР в 1962 году через два года после Джо Киттенджера тоже были попытки штурмовать стратосферу. Парашютист Евгений Андреев успешно прыгнул с 25 с километров, а его напарник Пётр Долгов шагнул следом и погиб из-за микротрещины в скафандре. А вот женский мировой рекорд по прыжкам из стратосферы с 1977 года и до сих пор у москвички Эльвиры Фомичевой - почти 15 километров свободного падения.

"Прыжок очень тяжелый. После 12 тысяч тяжело. Во-первых, это связано с безвоздушным пространством. Тело начинает распирать и общая нагрузка очень большая", - рассказывает рекордсменка мира Эльвира Фомичёва.

Есть ли какой-то практический смысл в таких рекордах - ответ на этот вопрос Феликс Баумгартнер готов искать теперь только на Земле. Своей возлюбленной он пообещал, что этот прыжок будет последним, и кто знает, продержится ли его рекорд ещё 50 лет.

Танковые и моторизованные дивизии хоть и мобильные, но в весьма ограниченном диапазоне. Реки, болота, укрепленные линии, минные поля способны сильно ограничить мобильность, а моря или горы являются непреодолимыми препятствиями. Поэтому в 30-х годах были созданы сверхмобильные войска, перебрасываемые с невиданной ранее скоростью и для которых препятствий не было.

Здесь мы были впереди планеты всей. Ранцевый парашют был изобретен в России еще до Первой Мировой войны инженером Г.И. Котельниковым. Конечно, известно, что Россия родина слонов, но данный факт признан и за границей:
«Решение было, наконец, найдено (трудно сказать кто нашел его первым) в России: был применен парашют» [Хейдте, 4, с.250].
Русские же были родоначальниками нового рода войск, что тоже признано на Западе:
«Итак, исторически доказано, что идея воздушно-десантной войны в том виде, как она понимается в настоящее время, зародилась у русских и получила боевое развитие у немцев» .

Первые 30 советских парашютистов были подготовлены в 1930 г. и 2 августа сего года были впервые выброшены под Воронежем. После этого дата 2 августа стала официальным днем рождения советских ВДВ и профессиональным праздником десантников, ежегодно отмечаемым веселой выпивкой с купанием в фонтанах и мордобоем. В том же году в ЛВО был создан опытный автомотодесантный отряд, развернутый в 1932 г. в бригаду. В других округах формировались батальоны особого назначения, преобразованные после 1936 г. в бригады особого назначения, а в 1938 г. переименованные в воздушно-десантные бригады. В сентябре 1935 г. весь мир был удивлен Киевскими маневрами, на которых в присутствии наблюдателей из Франции, Италии, Германии, Великобритании и Чехословакии было выброшено 1188 парашютистов, а затем, после захвата площадок, посадочным десантом высажено еще 2500 человек с танками Т-37, орудиями и автомобилями. В следующем году в Белоруссии было высажено уже 1800 парашютистов и 5700 человек посадочным десантом .

К началу войны СССР имел пять воздушно-десантных корпусов по три воздушно-десантные бригады в каждом. Сколько было бригад? Правильно, советскую арифметику Вы освоили. 22 июня 1941 г. в РККА было 16 воздушнодесантных бригад.

А что за границей? Первый парашютный батальон фашистской Германии был создан в 1935 г., а в 1941 г. Германия имела одну парашютную (7-ю авиационную) и одну пехотную (22-ю воздушнодесантную) дивизию, непригодную для штурмовых операций . Италия только к июню 1942 г. подготовила первую парашютную дивизию «Фолгоре» . Также лишь в 1942 г. была сформирована парашютная бригада в Японии. США в декабре 1941 г. имели один армейский парашютный батальон и три отдельных парашютных полка морской пехоты . В Великобритания костяк первой пятитысячной парашютной бригады был сформирован в ноябре 1941 г. .

Из всех десантников наиболее отличились немецкие. Например, считавшийся неприступным бельгийский форт Эбен-Эмаль, с гарнизоном 1200 человек был блокирован и взят за 24 часа. То, на что ранее уходили недели, тысячи тонн снарядов и тысячи жизней пехотинцев, было достигнуто ценой нескольких десятков килограммов взрывчатки и гранат, 6 убитых и 15 раненых из 85 солдат и офицеров, первоначально участвовавших в акции .

Намного ранее созданные и более многочисленные советские ВДВ, удивлявшие мир на Киевских маневрах, при штурме линии Маннергейма почему-то подобных акций не проводили. Товарищ Сталин был этим сильно этим удивлен:
«СТАЛИН. Почему воздушный десант не бросили, а по земле его возили?
КУРДЮМОВ. Предложение такое делалось, однако выброска десанта на такой местности представляет большие трудности. Была опасность, что десант будет разбит по частям. Это, конечно, не исключает возможности использования воздушного десанта. Причем без лыж действия воздушного десанта почти невозможны» .

Не совсем понятно, при чем тут местность, если можно высаживаться прямо на крыши фортов, как это делали немцы. Ну а коли прямо на крышу не можем, то действительно, лыжи необходимы. Но за три с лишним месяца войны во всем огромном Советском Союзе нескольких тысяч пар лыж найти не удалось. В общем, вывернулся товарищ Курдюмов и был назначен начальником Управления боевой подготовки РККА.

История создания воздушнодесантных войск поражает масштабностью. Счет идет уже не на сотни и тысячи, а на миллионы. Автор книги о ВДВ Ненахов, повторяя слова В.Суворова, говорит:
"о настоящем парашютном психозе, царившем в течение десяти предвоенных лет в Советском Союзе. Парашютная вышка торчала в каждом парке, а носить на груди значок парашютиста считалось делом чести не только для юношей, но и для девушек. Получить этот знак можно было, только совершив прыжок с самолета, но допускались к нему лишь лица, сдавшие комплекс зачетов по ряду военно-спортивных дисциплин: физподготовке, вождению автомобиля, стрельбе из винтовки и т. д. Основой отечественного парашютного спорта стало так называемое парашютное многоборье, включавшее выполнение прыжков на точность приземления, стрельбу из винтовки, кросс и плавание. Чисто военная подоплека этих нормативов видна невооруженным глазом. Если во всех без исключения иностранных армиях подготовленных солдат-парашютистов ценили буквально на вес золота и комплектование строевых частей ВДВ по причине нехватки кадров шло очень медленно, то у нас можно было набрать отделение десантников в любом дворе… Только на Украине и только в течение 1934 – 1936 годов было подготовлено 500 тысяч парашютистов (Если эти цифры тогдашней пропагандой и преувеличены, то незначительно)" .

Интересно, что Ненахов допускает, преувеличение тогдашней пропагандой количество парашютистов, но считает, что преувеличение незначительным. Но буквально через три страницы тот же автор делает следующее заявление.
"Зачетное количество прыжков равнялось трем, но во время войны допустимым считалось выполнение хотя бы одного (да и такого уровня часто не удавалось достичь)" .

Автор читал то, что сам писал? В Красной Армии было 5 воздушно-десантных корпусов. Еще 5 было сформировано во время войны. В каждом корпусе было по штату 8000 парашютистов, то есть в 10-ти корпусах 80000. Вместе с пятью маневренными бригадами – девяносто с лишним, пусть даже 100 тысяч. Но оказывается, что из этих 100.000 парашютистов многие ни разу с парашютом не прыгали. Куда же делись миллионы обладателей значков? Ведь всего из одного миллиона готовых парашютистов можно сформировать 125(!) воздушно-десантных корпусов. С одной Украины всего за два года, если данные "преувеличены незначительно", можно набрать десантников на 60 корпусов! Ведь значки давали только выполнившим реальный прыжок. А может, все-таки, не только?

Однажды мать моего школьного товарища рассказала, что она до войны занималась в парашютной секции ОСОАВИАХИМА. Учились укладывать парашюты, прыгали с вышки. Но как только дело дошло до реальных прыжков, от всей секции осталось несколько человек. Остальные не струсили. Их просто не взяли. Может, парашютов не хватало, а может, авиабензина было мало. Не объяснили. Но в списки подготовленных парашютистов отсеянных включили. А почему бы и нет. Дан план, подготовить столько-то парашютистов. Что бывает за невыполнение плана? Можно сколько угодно оправдываться, ссылаясь на нехватку парашютов или бензина. А не проще ли раздать значки всем желающим? Столько сколько требуется, плюс еще один. В. Суворов вопрошает: "Миллион или больше?" Полагаю больше. Их подготовили 1.000.001.

Почему же вдруг во время войны вдруг возникла проблема с комплектованием ВДВ. Может, так получилось, что весь миллион или больше подготовленных парашютистов погибли в самом начале войны, и корпуса пришлось комплектовать зелеными новобранцами? Хотя подобное маловероятно, предположим, что так и есть. Если в корпуса набрали новобранцев, то, что мешает им в военное время совершить хотя бы по одному прыжку? Может парашютов не хватает? Так куда же они девались, если перед войной их было наделано такое количество, что позволило подготовить миллион или больше десантников? Что это в нашей стране, как только начинается война, все, что для нее заготовлено, таинственным образом куда-то девается. Может, транспортных самолетов не хватало?

В годы войны из США поступило 704 транспортных самолетов С-47, да еще у нас было построено около 3.000 Ли-2 . Это, в сущности, те же самые самолеты, которые у нас именовали "Дугласами". Каждый такой самолет вмещал 28 парашютистов. Если бы все они выбросили десант всего по одному разу, то по одному прыжку совершили бы 103.712 человек, что с лихвой хватило бы на укомплектование всех 10 корпусов и 5 маневренных бригад. Для невыполнимого норматива в три прыжка, им пришлось бы совершить по три вылета. Это за всю войну! Конечно, самолеты поставлялись не все одновременно. Некоторые в самом конце, и они не успели бы совершить так "много" вылетов. Но ведь некоторые поступили в самом начале. Правда, самолеты Ли-2 использовались дальней авиации в качестве ночного бомбардировщика. Это вообще-то странно, ведь бомбардировщиков в РККА по официальным данным было достаточно. Зачем же использовать транспортник с низкими летными характеристиками не по назначению?

Ядро советской ВТА составляли "Дугласы" американского производства. Конечно, кто-то скажет, что американские "Дугласы" поступали в Гражданский Воздушный Флот (ГВФ) и потому использовались для перевозки важных грузов и пассажиров, а не для тренировок десантников. Да, это так. Но ГВФ был включен в ВВС, и, следовательно, должен был быть привлечен для подготовки парашютистов.
Должен-то, должен, а для чего использовался можно узнать из воспоминаний начальника Главного управления тыла РККА генерала А.В. Хрулева. Дело в том, что тов. Хрулев в свое время просил товарища Сталина передать ГВФ в распоряжение командующего тылом (в свое то есть). Сталин поручил разобраться с этим Маленкову. А Маленков поддался уговорам авиационных генералов и передал ГВФ в ВВС. Но Сталин этого не знал! Вот что пишет по этому поводу сам Хрулев.
"Когда мы вели переговоры о получении самолетов Си-47 из США, в это самое время Сталин поручил Маленкову рассмотреть мое предложение о ГВФ. Одновременно я и Новиков должны были подготовить проект об образовании на базе Гражданского Воздушного Флота и полученных самолетов из Америки авиационной транспортной организации при начальнике Тыла Красной Армии. Маленков, возглавив специальную комиссию, стремился всячески затормозить рассмотрение этого вопроса. Он собирал комиссию только для того, чтобы я выслушал возражения против моих предложений. Но так как по этому вопросу было достаточно ясное поручение Сталина, то Маленков не решался докладывать Сталину без моего согласия, что передача транспортной авиации в ведение начальника Тыла нецелесообразна. Маленков хотел, чтобы я сам сказал об этой нецелесообразности, но поскольку я этого сказать не мог, вопрос затягивался и Сталину не докладывался. Спустя два года Сталин вдруг вспомнил об этом в связи со случайным разговором о том, что транспортная авиация была использована руководителями ВВС РККА для личных целей. Он предъявил мне претензию, сказав, что я не за тем передавал в распоряжение начальника Тыла транспортную авиацию, чтобы она занималась перевозками вещей или предметов для личного пользования работников РККА (интересно каких, мандарины из Сухуми возили? - Е.Т.). И только после того, как я заявил Сталину, что никакой транспортной авиации не получал и поэтому никакой ответственности за транспортные самолеты нести не могу, Сталин назначил новую комиссию в составе Берии, Маленкова, Булганина. После длительного разбирательства этого вопроса комиссия его замяла, и я не знаю, в каком освещении он докладывался Сталину. Позднее сам по себе или какими-либо другими путями вопрос был снят с повестки дня и вновь больше не возникал" .

Так что с тем, кто скажет, что товарищ Сталин держал все под контролем и потому никакой обман был невозможен, я спорить не буду. Только спрошу: почему же он не знал, в чьем подчинении Гражданский Воздушный Флот находится? Ну, может, запамятовал за два года, бывает. Правда, донос об использовании кем-то авиатранспорта для личных нужд получил. Но почему не вызвал одновременно Новикова и Хрулева и не спросил: "А ну сукины дети, сознавайтесь, кто из вас ГВФ командует и для личных целей использует". Почему для выяснения этого надо было целую комиссию в составе столь важных персон (члены Политбюро и ГКО) создавать, и что она так долго выясняла? И так ведь и неясно осталось: узнал товарищ Сталин истину или нет. Но американские "Дугласы" из ГВФ фактически остались в ВВС.

Вернемся к нашим парашютистам. Даже если использовать только ленд-лизовские машины, то только они одним вылетом выбрасывали два воздушнодесантных корпуса. А еще было построено 550 маленьких дешевых транспортников Ще-2. Пусть они вмещали всего 9 парашютистов, но в одном вылете только они могли подготовить больше половины воздушно-десантного корпуса. А ведь в ВТА были переданы и использовались тяжелые бомбардировщики ТБ-3. Каждый брал до 35 десантников. Использовались и другие типы.
"Тренировочные прыжки выполнялись с самолетов П-5, У-2, подъемных привязных аэростатов – "колбас" и планеров А-7, буксируемых теми же У-2" .
Особенно просто использование колбас. Пусть она берет мало человек, но ведь ее можно использовать как конвейер, непрерывно. Посадил десантников, поднял на высоту, они спрыгнули. Опускай и загружай следующих. И так непрерывно. Почти как на парашютной вышке.

Вообще, меня очень умиляют упоминания о парашютной вышке в каждом парке. Если были вышки, значит, готовили молодежь в ВДВ. Можно развить эту мысль. Ведь в каждом парке кроме вышки были еще и карусели с конями! Факт подготовки подрастающего поколения в красную кавалерию налицо. Даешь Варшаву! Даешь Берлин!

Но если серьезно. Может, вся пресловутая парашютная подготовка вышками в парках и ограничивалась? Если секретарь обкома получил указание готовить парашютистов, то с чего он начнет? А начнет он с того, что всем показать можно. А вышку и показывать не надо. Ее издалека видно. Любая комиссия еще при подъезде к городу увидит торчащую в небеса парашютную вышку. А уж молодежи у этой вышки всегда избыток. Я сам застал еще ее в Приморском парке Победы Ленинграда. Первое что мы сделали со своей будущей женой, ещё до того как в постель легли, это с вышки прыгнули. Чтобы прыгнуть с нее приходилось выстаивать громадную очередь. При этом еще и деньги заплатить. Так что это выгодно и бюджету города. Любая комиссия будет удовлетворена видом вышки и толпой молодежи вокруг нее. Поэтому напишет хороший отзыв о подготовке в уездном городе М воздушных десантников. Так что можно смело раздавать значки и рапортовать об успехах парашютного дела. Вот только вышки эти имели к ВДВ такое же отношение, как карусели с коняшками к кавалерии.

Литература.
Гейвин Д.М. Воздушно-десантная война. М.: Воениздат, 1957.
Куманев Г.А. Рядом со Сталиным. Смоленск: Русич, 2001.
Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во Второй Мировой войне. Минск, Литература, 1998.
Хейдте. Парашютные войска во Второй Мировой войне. Итоги Второй Мировой войны. Сборник статей. М.: Иностранная литература, 1957.
Зимняя война. 1939-1940. Кн. 1-2. М.: Наука, 1999.

Продолжение:
Умрем, но танкам не пройти (о противотанковой обороне)