: 1-202. . Excerpt from page 7:
«Al-Biruni wrote one of the masterpieces of medieval science, Kitab al-Tafhim , apparently in both Arabic and Persian , demonstrating how conversant he was in both tongues. The Kitab al-Tafhim is without doubt the most important of the early works of science in Persian and serves as a rich source for Persian prose and lexicography as well as for the knowledge of the Quadrivium whose subjects it covers in a masterly fashion»
Изучая историю ислама, трудно не удивиться научным и интеллектуальным достижениям мусульман в прошлом. В период золотого века мусульмане были на авангарде почти всех наук - от медицины, математики до философии, искусства и физики - совершая новые открытия и развивая уже имеющиеся. Когда мы говорим о гигантах исламской науки, к нам на ум приходят такие имена как Ибн Сина, Ибн аль-Хайтам, Ибн Халдун и аль-Фараби.
Одной из таких великих личностей, которых принято относить к величайшим ученым всех времен, является персидский мусульманин-эрудит Абу Райхан аль-Бируни. Он жил с 973 по 1048 годы и провел большую часть своей жизни в Центральной Азии и Индийском субконтиненте. В период своей блестящей карьеры аль-Бируни стал экспертом в многочисленных областях науки, включая историю, физику, математику, астрономию, лингвистику, сравнительное религиоведение и науку о Земле. Несмотря на политические проблемы, существовавшие в мусульманском мире в период его жизни, он сумел стать одним из величайших ученых в истории человечества.
Ранний период жизни
Аль-Бируни родился в 973г. в провинции Хорасан, расположенной в северо-восточной Персии. Как и многие другие дети того времени, он начал обучаться с малых лет, изучал арабский и персидский языки, основные исламские дисциплины, а также естественные науки. Еще в раннем возрасте он начал проявлять интерес к математике и астрономии, постигать которые ему помогали выдающиеся астрономы того времени.
Когда ему было двадцать с чем-то лет, он покинул свой дом в поисках знаний. В течение трех лет он объехал всю Персию, обучаясь у ученых многочисленным наукам. В 998 г. он, наконец, обосновался в Джурджане (современный Горган), поступив на работу к местному правителю Шамс аль-Маали Кабус. В течение следующих десяти лет он жил в этом небольшом северном иранском городе, занимаясь исследованиями, написанием книг и пополнением своего багажа знаний.
За это время им был написан монументальный труд, посвященный анализу исторической хронологии древних цивилизаций, наряду с изучением развития и падения империй. Данная книга предопределила его будущее как ученого по многочисленным наукам. Эта книга представляла собой нечто большее, чем просто труд по истории, поскольку она объединила историю, науку, астрономию и исследования культур с целью интерпретации событий прошлого. В период своей деятельности в Джурджане Аль-Бируни стал одним из самых выдающихся умов своего времени.
Период жизни в Газни
Аль-Бируни смог воплотить в жизнь некоторые из своих величайших произведений только после переезда в Газни, где он находился под патронажем султана Махмуда. В то время Газни был крупным городом, расположенным на территории современного Афганистана. Империя Махмуда простиралась далеко за пределами современного Афганистана, однако, находилась в пределах современных Ирака, Пакистана и Индии. В этой могущественной империи аль-Бируни обладал необходимыми ресурсами и возможностями для проявления своего потенциала.
Значительную пользу аль-Бируни принесло то, что султан Махмуд регулярно организовывал военные экспедиции в Индию с целью защиты своих владений на этой территории. Махмуд постоянно брал с собой аль-Бируни на все свои военные кампании, что давало возможность последнему регулярно погружаться в языковую, культурную и религиозную среду Индии.
Обладая способностью легко перенимать новые идеи, аль-Бируни за короткое время сумел изучить санскрит, являвшийся языком индуистского богослужения. Это открыло ему дверь в индийское литературное наследие, которое он изучал и сравнивал с трудами из других уголков мира. Он осуществлял переводы книг с санскрита на арабский и персидский языки, а также переводил труды с арабского на санскрит. Он твердо верил в то, что цивилизации должны стремиться к изучению, а не уничтожению друг друга.
Благодаря способности читать древние индуистские тексты, аль-Бируни сумел составить энциклопедию древней индийской истории, известный как «Китаб Тарих аль-«Хинд» - «Книга индийской истории». На самом деле, многое из того, что известно сегодня о древней Индии, взято непосредственно из данного труда аль-Бируни. «Тарих аль- Хинд» не просто повествует читателю о древней Индии, но и является доказательством того, что аль-Бируни смог объединить столько разных наук для того, чтобы иметь полное представление о предпосылках исторических событий. Книга является ключом к индийской философии, географии и культуре - именно в эти области погрузился аль- Бируни с целью более глубокого понимания индийской истории. Таким образом, «Тарих аль-Хинд» по праву можно считать одной из первых в мире книг по антропологии, посвященной изучению человеческих обществ и особенностям их развития.
Научные открытия
Будучи знатоком индийской истории, аль-Бируни также сумел найти время для научных достижений. Во время своих путешествий он имел возможность своими глазами видеть различные географические явления и создавать теории относительно того, как они взаимосвязаны. Анализируя различные типы частиц грунта в реке Ганг, от ее истока до Бенгальского залива, аль-Бируни сформулировал теории об эрозии и об образовании форм рельефа, особо отметив роль воды в этом процессе.
В еще одном исследовании он выявил окаменелости древних морских животных в горах Гималаи, которые разделяют Индию от остальной части мира. Кажется маловероятным, что морские улитки и прочие моллюски стали бы преодолевать тысячи миль вглубь и вверх по склонам этих гор, поэтому аль-Бируни пришел к выводу, что Гималайские горы, должно быть, когда-то находились под океаном и оказались на существующем месте спустя миллионы лет. Это стало прямым научным доказательством современного понимания тектоники плит - движения и смещения континентов во времени.
Аль-Бируни также стал первым исследователем в области геологии, собрав и проанализировав сотни металлов и драгоценных камней. Он дал описание их свойств, состава и указал те места, где они могут быть найдены. Его труды, посвященные драгоценным камням, служили основным источником для понимания этих минералов на протяжении столетий.
Замечательная карьера Аль-Бируни продолжилась в начале 11 в. В этот период он проводил исследования по следующим проблемам:
Как земля вращается вокруг своей оси
Как колодцы и источники доставляют воду на поверхность
Сочетание статики и динамики в изучении механики
Запись широты и долготы тысяч городов, что позволило ему определить направление к Мекке для каждого города
Оптический характер теней, особенно их использование для расчета времени намаза
Разделение научной астрономии от астрологии, основанной на суевериях
За 75 лет прожитой жизни, аль-Бируни удалось в корне изменить понимание многочисленных областей науки. К моменту своей смерти в 1048 году, он являлся автором более 100 книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и глубокие знания по разным областям науки, а также его способность объединить их в одно целое для лучшего понимания каждой из них, ставит его в один ряд с величайшими мусульманскими учеными всех времен. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских ученых прошлого расширять границы знаний и устанавливать новые границы в науках. Также она служит ярким примером того, как лучшие ученые могут быть выше политических проблем, войн и всеобщей нестабильности, продолжая воплощать в жизнь революционные исследования и делать замечательные открытия.
Библиография:
Аджрам К. Чудо исламской науки. Седар Рапидс: Нолидж Хаус Паблишерз, 1992.
Далляль Ахмад. Ислам, наука и вызовы истории. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2010.
Хан Мухаммад. 100 известнейших мусульман. Лестершир, Великобритания: Кьюб Паблишинг Лимитед, 2008.
Морган М. (2007) Забытая история. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество.
Перевод Азата Хурматуллина специально для
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973-1048) - великий среднеазиатский ученый-энциклопедист , поэт и философ .
Аль-Бруни - уникальное явление человеческого гения, он овладел почти всеми науками своего времени, его интересы простирались на астрономию и географию, математику и физику, химию и ботанику, геодезию и фармакологию, геологию и минералогию, историю и этнографию, философию и филологию.
Бируни родился 4 сентября 973 года в предместье города Кят - столицы Хорезм а . О его родителях не известно ничего, поэтому принято считать, что он был сиротой.
Первые годы жизни малыш провел в приемной семье хорезмшаха Мамуна , где на его способности обратил внимание известный ученый того времени Абу Наср Мансур ибн Али ибн Ирак , взявшийся обучить мальчика. Именно он сумел привить ученику любовь к естественным наукам, главными из которых считал математику и астрономию.
Получив всестороннее домашнее образование, юноша увлекся самостоятельными наблюдениями и расчетами, и уже в 995 году сделал первый в Средней Азии глобус , который позволял определить географические координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью. Тогда же он занялся конструированием различных астрономических инструментов и с легкостью определял координаты различных мест в Хорезм е .
Однако, вскоре Кят был завоеван эмиром Гурганджа и столицу перенесли туда. Молодой ученый покинул город и предпринял ряд поездок, с целью пополнения знаний, в такие научные центры как Бухара , Багдад , другие города Афганистана и Хорасан а .
Вернувшись в 1004 году на родину, Бируни приезжает в Гургандж . Там его уже ждут при дворе, и он занимает должность визиря (советника), возглавляя при этом вновь созданную «Академию Мамуна ».
Поистине, двор хорезмшахов в тот период собрал в своей Академии целое созвездие великих имен: энциклопедисты Аль-Бируний , Ибн Сино , Ибн Ирак ; философы Абул Хайир Хамар и Абу Сал Мазихий ; поэт Абу Мансур ас-Салибий , и другие.
Однако торжество «чистой» науки длилось недолго, в 1017 году Хорезм был захвачен султаном Махмудом Газневи , и весь цвет науки вынужден был перебраться в его столицу - Газну . При дворе Газневидов Беруни дожил до преклонных лет, участвовал в походах султана Махмуда в Индию , и даже остался там на какое-то время.
Именно в Индии ученый завершил свои работы по определению размеров земного шара, собрал обширнейший материал по истории, географии, философии и этнографии этой страны.
Умирал аль-Бируни в полном сознании. Попрощавшись со всеми друзьями, он вдруг остановил последнего:
Скажи, что это ты говорил мне о методах подсчета неправедных прибылей?
Да как же можно думать об этом в таком состоянии? - невероятно изумился тот.
Эх ты, поверь, уйти из жизни зная ответ на этот вопрос, гораздо лучше, чем умереть в неведении.
Даже в последний миг своей жизни, пытливый ум исследователя не давал ученому покоя.
Аль-Бируни оставил потомкам весьма обширное научное наследство. Его перу принадлежит около 150 научных работ, охватывающих более 10 областей знаний.
Так самое первое фундаментальное произведение - «Хронология, или памятники минувших поколений »(1000г), посвящено описанию всех известных доисторических календарей, а так же содержит подробную хронологическую таблицу эпох, начиная от библейских патриархов.
Не менее популярна работа «Индия , или Книга , содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений , приемлемых разумом или отвергаемых », в которой ученый дает детальное описание быта, религии, культуры и науки индийцев.
До сих пор актуальны: «Минералогия , или Книга сводок для познания драгоценностей » и «Фармакогнозия » - книга о составе лекарств .
Но, конечно, самое большее количество научных работ посвящается любимым предметам - астрономии и математике :
- «Канон Маасуда », труд написанный для сына султана Махмуда Газневи и включивший в себя 11 томов, содержащих сведения по математике, астрономии, астрологии, истории и этнографии различных наций, коментарии к научным трудам средневековых ученых и многое другое.
- «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии » - работа рассматривающая ряд теорем Архимеда , которые не сохранились в подлиннике.
- Трактат «Тени », освещающий вопросы прикладной математики и многое, многое другое.
Бируни видел свое предназначение в том, что бы передать знания не ученикам-одиночкам, а всем людям, и его мечты сбылись. Книги, написанные великим ученым востребованы до сих пор.
При изучении исламской истории невозможно не поразиться научным и интеллектуальным достижениям мусульманских учёных прошлого. В период исламского возрождения (исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века) мусульмане были на переднем крае почти всех наук. Медицина, математика, философия, физика, алхимия, история, география – список этот можно дополнить ещё множеством самых различных научных дисциплин.
Имён же мусульманских ученых, которые отличились в этих областях наук, ещё больше, и известны они не только среди мусульман, но и во всём мире. Чего стоят корифеи наук Ибн аль-Хайсам, Ибн Халдун, Аль-Фараби, и другие.
Одним из величайших деятелей науки, который по праву находился среди этой элиты учёных всех времён, был и средневековый персидский учёный-энциклопедист, и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и другим наукам Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни .
Ранние годы
Аль-Бируни родился в 973 году в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в Узбекистане) . Город Кят к тому времени был большим культурным и торговым центром. Случай свел аль-Бируни с двоюродным братом Хорезмшахов – Абу Насром Мансуром ибн Ираком, который был автором фундаментального труда по астрономии и математике. Именно он сумел привить ученику любовь к естественным наукам, главными из которых считал математику и астрономию. Наряду с изучением наук шло и изучение языков, которых молодой учёный выучил, помимо хорезмийского, аж девять: арабский (на нём и написаны его работы); персидский; тюркский; иврит; сирийские диалекты, а также латинский; хинди; греческий и санскрит.
Молодость
Получив всестороннее образование, Аль-Бируни увлекся самостоятельными наблюдениями и расчетами, и уже в 21 год он сделал первый в Средней Азии глобус , который позволял определить географические координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью, и сконструировал астролябию для наблюдения солнечных затмений. Тогда же он занялся и конструированием различных астрономических инструментов и с лёгкостью определял координаты различных мест в Хорезме.
После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж Аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов, покинул город и предпринял ряд поездок с целью пополнения знаний в такие научные центры того периода, как Бухара, Багдад, другие города Афганистана и Хорасана. Находясь при дворе одного из последних саманидских правителей, эмира Бухары Абульхариса Мансура ибн Нуха , он вступил в обширную переписку с (Авиценной), с которым обсуждал вопросы естественных наук и воззрения Аристотеля. Затем он работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамса аль-Ма’али Кабуса , который славился как покровитель науки и учёных. Здесь он прожил около шести лет и написал свой монументальный труд «Хронология».
В 1004 по приглашению нового Хорезмшаха Али ибн Мамуна учёный вернулся в Хорезм и поселился в его новой столице Ургенче. Сюда же были приглашены и многие учёные из разных стран, благодаря чему образовалось научное общество под названием «Академия Мамуна ». Бируни был организатором научной работы этой академии и сам принимал в ней активное участие. При дворе хорезмшаха Бируни прожил до 1017 г. В 1017 году, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни также участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
Научное наследие
1. В самом первом сочинении «Хронология » или, как его ещё называли, «Памятники минувших поколений », составленном Аль-Бируни около 1000 года, учёный собрал и описал все известные в то время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.
2. В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых » Аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.
3. Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд », написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.
4. Главное сочинение Бируни по астрономии – «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам ».
В книге «Канон Мас‘уда» Бируни изложил свои соображения по тригонометрии . Прежде всего он даёт определение шести основным тригонометрическим функциям и впервые однотипно объясняет их на примере круга. Учёный подробно рассматривает особенности каждой функции и дает алгебраическую зависимость между ними в виде отдельных формул, очень близких к современным. Здесь же он составляет таблицы зависимости тригонометрических величин, которыми позднее пользовался математик Насреддин Туси и учёные Самаркандской школы. В Европе тригонометрия достигла такого уровня лишь в XV в.
5. Большое внимание Аль-Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда », он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.
6. В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей », в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др.
Им же составлена «Фармакогнозия в медицине » - книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельные части и продукты выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии.
Аль-Бируни оставил потомкам весьма обширное научное наследство. К тому времени, когда он умер, он был автором более сотни книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и знание различных областей наук, а также его способность связать их вместе, чтобы получить лучшее понимание каждой ставит его в ряд величайших мусульманских учёных всех времён. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских учёных прошлого раздвинуть границы знаний и установления новых рубежей в области естественных наук; показать способность учёных подняться выше политических проблем, войн и изменить мир посредством своих замечательных открытий.
Аль-Бируни занимался наукой до самого последнего вздоха своей жизни. Говорят, умирая 13 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вёл беседы на научные темы. Когда он прощался с друзьями, последним, что он сказал, было: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой… ».
Махач Гитиновасов
Известный философ, учёный-энциклопедист, автор исследовательских работ по многим дисциплинам (география, астрономия, математика, минералогия, филология и проч.) – Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Жил в 10 – 11 веке н.э.
Биография и начало работы
Родился в сентябре или октябре 973 года в городе Кят (сейчас это город Беруни в Узбекистане). Был учеником астронома и математика Ибн Ирака. Часто менял место жительства: из Кята уехал в Рей, после – в Гурган, затем – в Гургандж и Индию. Последним пристанищем для аль-Бируни стала Газна.
Первой работой стало сочинение, в котором учёный собрал все имеющиеся в мире системы календаря. Туда же он включил и хронологическую табличку по всем эпохам (с правления библейских патриархов).
Аль-Бируни создал произведение, описывающее быт, науку и культуру древних индийцев. В нём изложены системы философии, религии, учение о связи души и тела. Там же находится и легенда о создании игры в шахматы и её авторе.
Более мыслителя интересовала астрономия. Доказательство тому – 45 сочинений, посвящённых именно этой науке. Вообще, количество трудов Бируни не поддаётся перечислению: перечень названий работ записан его учениками на 60 страницах мелким шрифтом.
В работе по фармакогнозии Бируни перечислил более 4 с половиной тысяч названий растений из разных стран (Персия, Сирия, Индия, территории тюркских народов и др.) и в отдельности объяснил свойства каждого из них.
Любопытные факты
Бируни – в первую очередь человек науки. Неопровержимое этому свидетельство – легенда о его смерти. Он осознавал, что умирает. Перед его постелью столпились друзья. Попрощавшись со всеми, учёный спросил одного из них о «методах счёта неправедной прибыли» и объяснил свой интерес просто: он не хотел уходить из мира невеждой.
Огромной потерей для науки стал трактат «Ключ к астрономии»: он был то ли уничтожен, то ли спрятан. В этой работе Бируни изложил основы астрономии и математики. От всей книги осталось лишь введение.
Кроме тяги к исследованиям, аль-Бируни привлекали и языки. Он в совершенстве знал:
- арабский (на нём и созданы работы);
- персидский;
- латинский;
- хинди;
- греческий;
- тюркский;
- иврит;
- санскрит;
- сирийские диалекты.
Эти знания стали залогом успешного перевода интернациональных терминов.
Интересно, что в труде по тригонометрии современные учёные обнаружили ряд теорем, авторство которых принадлежит Архимеду. В работах самого Архимеда их нет.
В исследованиях Бируни придерживался одного принципа: вся теория должна проверяться практикой и доказываться опытом.