Организация психологического сопровождения детей с овз. Психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в школе


Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!


C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.


Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются, как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.


Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.




Группа школьников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: * дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; * дети с нарушениями интеллектуального развития; * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; * дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; * дети с нарушениями слуха; * дети с нарушениями зрения; * дети с тяжелыми нарушениями речи.


Ключевыми направлениями работы психолога ОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; системность и доступность; непрерывность; непрерывность; вариативность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической принцип психологической комфортности; комфортности; гуманность и реалистичность. гуманность и реалистичность.


Коррекция коммуникатив н. навыков Развитие межличностных взаимоотн. Эмоционально- волевой сферы Групповая форма работы Подгрупповая форма работы Индивидуал. форма работы Развитие познавать. способ. Консультиров. педагогов Консультиров. родителей Методическая работа консультации, семинары Взаимопосещ. уроков Межпредметн. интеграции Родительские собрания Консультации Участие в педсоветах Самообразование Разработка тематического планирования с учетом возрастных особенностей учащихся, индивидуальных возможностей (с учетом патологии) Составление индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы Журнал учета всех видов деятельности Журнал индивидуальных форм работы Журнал групповых форм работы ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Первичная диагност. Углубленная диагност. Динамическое обследование Итоговая диагностика изучение познавать. сферы ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКИ личностные особенности изучение эмоц.- волевой сферы межличностные взаимоотношения. Коррекционно- развив. работа НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКА Изучение анамнестических данных Заполнение протоколов индивидуального обследования 1 определение психологического статуса учащихся 2 разработка стратегии психолог. сопровожд. учащихся с учетом патологии ДОКУМЕНТАЦИЯ II этапI этапIII этап Мониторинг психологического сопровождения; анализ рез. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ психол. особенности детско- родит. отношений, стиля сем. воспитания


Участники образовательного пространства Участники образовательного пространства дети; родители; педагоги; педагоги; специалисты (мед. работники, специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, педагог-психолог, логопед, работники доп. образования). работники доп. образования).


Коллектив школы использует единый принцип, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Коллектив школы использует единый принцип, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.


Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике Диагностическое направление


Диагностика осуществляется в двух формах Групповая диагностика Индивидуальная диагностика -исследование уровня психоэмоционального развития детей -исследование межличностных особенностей в классе (группе) Что исследуем -Углубленное исследование оценки состояний ребенка и его особенностей Выделение детей, которые по каким- либо характеристикам выпадают из всего контекста детей школы задачи Исследование причин возникновения сложностей психоэмоционального развития ребенка Начало, середина, конец учебного года Время проведения диагностикиВ течение учебного года Работа по школьному плану Причины проведения Работа по запросам: -от педагогов -от родителей -анализ результатов наблюдения психолога -вводная (первичная) -адаптация первых классов -переход из младшего звена в среднее -динамическая (по итогам середины и конца года) Виды диагностики -по запросам -динамическая (по итогам середины и конца года) -наблюдение -изучение документации -тестирование Методы диагностики -беседа (с родителями и ребенком) -изучение результатов деятельности -тестирование


Коррекционно-развивающее направление Основными направлениями коррекционно -развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, являются: *развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; *развитие познаватьельной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; *формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; *формирование и развитие социальных навыков и социализации.


Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно- воспитательных задач.




Организационно – методическое направление Данное направление деятельности педагога- психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, родительским собраниям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.


Развитие навыков и личностных качеств Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность; социальная компетентность; толерантность; толерантность; навыки решения проблем; навыки решения проблем; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; навыки целеполагания. навыки целеполагания.


7 вид -задержка психического развития 7 вид -задержка психического развития Тема: «Сделай сам, научи другого» Цель: развитие произвольных психических процессов и навыков саморегуляции поведения. Задачи: развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам; развитие внимания (произвольности, объема, устойчивости, переключаемости), памяти, мышления и воображения; развитие у детей внимательного отношения другу к другу; развитие у детей умения сотрудничать и действовать сообща. Материалы: бумага, карандаш.
Упражнение. Графический диктант «Волшебный карандаш» (про слона) Цель: Эти задания направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве. Ход игры: Построение фигуры учащимися осуществляется под диктовку педагога в специальной тетради в клетку. Уважаемые ребята! Я предлагаю вам выполнить графический диктант. Отгадайте, что будете сейчас рисовать: "Ходит длинный, пасть с клыками Ноги кажутся столбами, Как гора огромен он. Ты узнал, кто это? " (Слон) Правильно! Итак, отступите 3 клеточки с вниз, 3 клеточки в право, поставьте точку и начинаем рисовать: 2 клеточки вправо, 4 клеточка вниз, 1 клеточек вправо, 3 клеточек вниз, 2 клеточки вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточки вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточки вверх, 4 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 3 клеточки вниз, 8 клеточек вправо, 1 клеточка вниз, 3 клеточки вправо, 7 клеточек вниз, 1 клеточка влево, 6 клеточек вниз. 3 клеточки влево, 5 клеточек вверх, 7 клеточек влево, 5 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 6 клеточек вверх, 3 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 7 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз,хвостик и ушко.





Игра – оптимизатор: «Комплименты». Игра – оптимизатор: «Комплименты». Цель: Развитие рефлексии; Расслабление детей в конце занятия; Получение детьми позитивного опыта общения. Ход игры: Все играющие встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «спасибо» и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент. Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то ставший традиционным предмет, например сердечко, сшитое из ткани, и др. Некоторые дети не могут говорить комплименты, им надо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «веселое» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите его сами. Рефлексия.


Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно! ", "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умничка". Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!



Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Акатова Ирина Анатольевна

(МОУ Степановская СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области)

« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения »

Введение………………………………………………………………………….3

1.Задачи психологического сопровождения детей с ОВЗ …………………..4

2.Работа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями……………………………………...6 3.Заключение……………………………………………………………………19 4.Список литературы…………………………………………………………...21

Введение

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательные учреждения.

На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.

Согласно «Словарю русско­го языка» сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости - помощь и поддержка.

Целью данной работы – обобщить опыт психологического сопровождения и работу психолога в МОУ Степановской СОШ, способствующую успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

1. Задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МОУ Степановской СОШ предусматривает комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Основными сферами моей деятельности в системе социально-психолого-педагогического сопровождения в нашей школе является:

Психологическое сопровождение развития и обучения учащихся

Психологическое сопровождение педагогического коллектива

Психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся

Планируя работу психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставлю перед собой следующие задачи:

Определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

Прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

·-реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

Особое внимание уделяю психологическому сопровождению учащихся в период адаптации, которая включает в себя:

· создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;

· выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

· диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

· определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

· разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.

2. Работа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум. Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя школа имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района расположена в 12 километрах от районного центра. В 20013-2014 учебном году обучаются 87 учащихся и 4 населенных пунктов. 50 % детей подвозятся к месту обучения школьным автобусом, радиус подвоза составляет 25 километров. По данным социального паспорта школы 79% детей проживают в полных семьях, 21% воспитывается в неполных семьях. 24 ребенка воспитываются в многодетных семьях. Двое учащихся по решению МПМК являются детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучаются по адаптированной программе.

Моя работа как педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в нашем общеобразовательном учреждении реализуется через:

в начале учебного года я, как психолог, веду исследование ученического коллектива, который включает:

    Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность» , методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» .

    Для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровьяиспользую анкету, которая заполняется классным руководителем. В дальнейшем мною ведется анализ данной анкеты и по её результатам делается вывод об уровне социально-психологической адаптации детей данной категории. Вот её примерный вариант.

Фамилия, Имя, Отчество ______________________________
Возраст____ Дата заполнения ___

1. Успешность выполнения школьных заданий:

5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.

Кол-во баллов:_______________________

2 . Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:

5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

3 . Самостоятельность при выполнении школьных заданий:

5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

Кол-во баллов:________________________

4. Эмоциональное отношение к школе:

5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

Кол-во баллов:________________________

5 . Взаимоотношения со сверстниками:

5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.

Кол-во баллов:________________________

6. Отношение к учителю:

5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.

Кол-во баллов:________________ Общее кол-во баллов:_____________

Классный руководитель: /______Ф.И.О.________

Интерпретация результатов:

1 уровень (Высокий) - 26-30 баллов;
2 уровень (Выше среднего) - 18-25 баллов;
3 уровень (Средний)- 12-17 баллов;
4 уровень (Ниже среднего) - 6-11 баллов;
5 уровень (Низкий) - 1-5 баллов;

    Вывод об уровне социально-психологической адаптации:____________

И анкета для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Анкета №2 для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса /заполняется родителями/

Фамилия, Имя, Отчество _____________________________________________
Возраст_________________________Дата заполнения _____

1. Часто ли Ваш ребёнок рассказывает дома о школе? Что именно?

2. Какие чувства преобладают в его рассказе?
а) положительные б) отрицательные в) когда-как г) не знаю

3. С каким настроением Ваш ребёнок идёт в школу?
а) с радостью б) с неохотой в) по-разному г) не знаю

4. Комфортно ли Вашему ребёнку в классе?
а) да б) он чувствует себя плохо в) когда-как г) не знаю

5. (Если ребёнок чувствует себя плохо): Почему плохо (когда-как)?
а) неуверенность в знаниях б) плохая оценка в) агрессия других детей
г) (Ваш ответ)_____________________________________________

6. Устает ли Ваш ребёнок в школе?
а) да б) нет в) не замечаю

7. Какие изменения произошли в Вашем ребёнке?
а) положительные б) отрицательные в) положительные и отрицательные 8. Оказала ли школа влияние на эти изменения?
а) да б) нет

9. Есть ли у Вашего ребёнка среди одноклассников друзья?
а) да, есть один друг б) да, есть много друзей
в) нет, у моего ребёнка нет друзей

10. Какие ещё дополнительные занятия нужны Вашему ребёнку в школе?(нужное подчеркнуть)
А)нужны: по предметам, кружки, ЛФК, Иностранный язык, психолог, психотерапевт, массаж, другое
Б) Не нужны

11. Посоветовали бы Вы знакомым отдать ребёнка в нашу школу? Почему?
а) Да б) Нет

11. Что запомнилось ребёнку из школьной жизни?

12. Что запомнилось Вам из школьной жизни?

Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

Изучение истории развития ребенка, методами анкетирования и бесед с родителями выявляю обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.) Для этой цели использую анкету по изучению развития ребенка

Дата обследования___________________________

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Дата рождения: год__________________ месяц_________

Школа __________________________________ класс__________________________________

При заполнении анкеты, прошу выполнить следующие инструкции: внимательно прочитайте каждый из предложенных вопросов и подчеркните то, что считаете нужным, по возможности допиши те недостающие сведения.

Сведения о родителях

1. Год рождения: мать ______________________________ отец_________________________

2.Обра:зоывание родителей

мать - высшее, среднее - специальное, ПТУ, среднее;

отец - высшее, среднее-специальное, ПТУ, среднее.

3. В момент обследования:

мать работает (профессия) __________________ не работает

отец работает (профессия) ___________________ не работает

4. Бытовые условия: отдельная квартира - общая квартира. Ребенок имеет отдельную комнату - не имеет.

5.Состав семьи: (проживающие вместе) _______________________________

6. Имел ли ме (да, нет), когда ребенку бсто распад семьи было ___________ лет, когда поя вился отчим, мачеха____________________________________

7. Взаимоотношения в семье: хорошие – холодные - напряженные - частые конфликты - ссоры.

8. Употребление алкоголя в семье: иногда - несколько раз в неделю;

с резким изменением поведения (отец, мать).

9.Состояние здоровья родителей:мать - здорова, отец - здоров; наличие хронических заболеваний: мать _____________отец ____________________

10. Наличие нервно-психических заболеваний в семье родственников с тяжелым характером, а также лиц, которым очень трудно давалась учеба в школе: со стороны матери____________со стороны отца__________________

Сведения о ребенке

11. Каким по счету родился_______________________________

12.Течение беременности: нормальное, тошнота, рвоты (до какого месяца_____________) белок в моче, повышение давления, судороги, обмороки (на каком месяце) лежала на сохранении (сколько времени _____) травмы физические, нервные потрясения, переживания (какие) _________

Инфекции: простудные заболевания: краснуха, корь, другие инфекционные заболевания. Резус в крови у матери (+ -), отца (+ -), ребенка (+ -), меры по поводу резус-конфликт_______________________________

13.Роды: нормальные – преждевременные - переношенные – быстрые – «штурмовые» (1-2 часа от начала болей) - затяжные (больше суток от начала болей). Какого рода помощь оказывалась во время родов: уколы, кислород, стимуляция, наркоз, наложение щипцов, вакуум, другие виды помощи_______

14.Вес при рождении________________________

15. Период новорожденности: ребенок родился с кожными покровами нормального цвета - красным – синим - белым; закричал сразу - не дышал некоторое время - его хлопали опускали в ванночку - ему делали уколы - на коже лица и головы была опухоль или кровоподтек; врачи, говорили о родовой травме, асфиксии, слабости ребенка. Приложен к груди на _____день. Сосал хорошо - слабо.

Была желтуха новорожденных - не было желтухи. Был в первые недели и месяцы нормальным - очень вялым - очень беспокойным.

16. Врожденные пороки: вывих бедра - порок сердца, косоглазие - парез (слабость ручки, ножки).

17.Особенности развития в раннем возрасте:а) моторное развитие: головку держал с______ месяцев, сидел с _____ месяцев, стоял с ______ месяцев, ходил с_____ месяцев__________ лет;б) речь: отдельные слова до одного года - после года; фразы до полутора лет______ до двух лет_____ после двух с половиной лет. Особенности речи в детстве: нормальная заикание – картавость – шепелявость - косноязычие (до какого возраста____).

18. Заболевание до года (сколько раз): грипп______ простудные (ОРЗ) ____ ангина____ воспаление среднего уха (отит) ______ воспаление легких ____ диспепсия ______ложный круп_____ травмы головы ____ судороги_____

19.Заболевания после первого года жизни (в каком возрасте, легко - тяжело - с осложнениями) Рахит ___ диатез___ простудные заболевания __

воспаление легких_____ воспаление среднего уха (отит)_________дизентерия _ гастрит_______ язва воспаление желчного пузыря (холецистит) _____желтуха ____воспаление мочевого пузыря (цистит) ____воспаление почек_____

Инфекционные заболевания: корь _____ краснуха_____ скарлатина ____ свинка ______ ветряная оспа_____ хронический тонзиллит _______ туберкулез ______

Операции по поводу: аппендицита_______ хронического тонзиллита _______ другие_____ Общий наркоз (в связи с чем) ______________________

20. Состоял на учете врача:инфекциониста – туберкулезника – окулиста - отоларинголога (ушного) – ревматолога – психоневролога - логопеда.

21. Где воспитывался обследуемый ребенок: а) до трех лет: в семье - в однодневных яслях - в круглосуточных яслях - в доме ребенка;

б) до школы: в семье - в однодневном саду - в круглосуточном детском саду.

Перед поступлением в школу ребенок умел: читать, писать, считать знал буквы. В школе посещал группу продленного дня _______не посещал.

22. Аппетит: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный.

23.Сон: засыпает быстро; засыпает не сразу; спит спокойно, спит чутко, беспокойно; бывают ночные страхи, страшные сны, ходит во сне, говорит во сне; просыпается легко, просыпается с трудом; нуждается в дневном сне.

24. Настроение: преобладает хорошее - преобладает пониженное – ровное, преобладания не отмечается; настроение устойчивое – неустойчивое, легко меняется от незначительных причин.

25. Поведение: ровное, спокойное - неровное. бывает вспыльчивым, капризным; при раздражении теряет самоконтроль, кричит, топает ногами, может нагрубить, ударить; после обиды успокаивается быстро - долго не может успокоиться.

26. Утомляется: часто - утомляется редко. Утомляется от физических нагрузок - от общения - при умственных нагрузках.

При утомлении: нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит, нарушается сон, появляется раздражительность, физическая вялость.

27. Частые жалобы: головные боли - головокружение - повышенная потливость - плохо переносит жару - плохо переносит езду в транспорте - повышенная обидчивость - плаксивость - капризность – заикание –тики – лишние, навязчивые движения - склонность к страхам - кусает ногти - мочится (днем, ночью) – тошноты - боли в суставах - боли в животе – обмороки - другие жалобы (кроме перечисленных) ____________________________

В настоящий момент: плохое зрение - слабый слух - недостатки в произношении отдельных звуков - плохая координация движений, неловкий - слишком маленький рост - чрезмерная полнота.

28. Индивидуальные особенности:

1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей - в дружбе пассивен, общается с теми, кто к нему обращается; мало общителен, избегает общения.

2) Застенчив и робок, не смущается со знакомыми - раскован и смел в любой обстановке.

3) Задирист, драчлив, первый не задирается, но может за себя постоять, избегает ссор, труслив.4) Ласков, не любит выражать свои чувства, холодный, неласковый.

5) Болтливый, охотно разговаривает, молчаливый.

6) Чрезмерно подвижен, быстр, двигательная активность умеренная, мало подвижен; движения ловкие, движения неловкие.

7) Спокойный, легко волнуется, быстро раздражается, теряет контроль над поведением, «нервный».

8) Собранный, внимательный, рассеянный, невнимательный, внимателен только при интересном занятии.

9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство, самолюбие не выражено.

10) Имеет любимое занятие (какое именно)__________________

всем любит заниматься понемногу, самостоятельно не может найти себе занятия.

11) Находчив, догадлив, с трудом находит ответ.

12) Легко принимает решение сам, может его отстоять, склонен к сомнениям, охотно принимает советы окружающих.

13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности, ответственен, добросовестен, недостаточно ответственен.

14) Доброжелателен, справедлив, завистлив, мстителен.

15) Память хорошая, память плохая, забывчив.

16) Учится отлично, хорошо, удовлетворительно, с трудом, самостоятельно, нуждается в помощи; охотно-неохотно.

Итоговые оценки по основным предметам:

русский язык _______математика____________ чтение (литература) __________ Русский язык является родным - не родным языком.

29. Воспитание в семье:

1) Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка________________

2) Ваши принципы воспитания: строгое воспитание, требование безусловного выполнения просьб, решений старших, мягкое воспитание, уговоры, исполнение желаний ребенка.

3) Наказывался ли ребенок, как часто_________________________

4) Как ребенок проводит свободное время:____________________________

один, с товарищами, с родителями.

5) Дополнительные нагрузки у ребенка_________________________________

30. Жалобы на настоящий момент______________________________

3. В обязательном порядке веду изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. По окончании адаптационного периода проводится обследование, если ребенок не справляется с программным материалом, где использую следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседую с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется протокол первичного обследования и дневник динамического наблюдения

5.Обязательно провожу анализ материалов обследования и полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

6. По результатам проведенной ранее работы

    Составляется индивидуальная карта психолого-медико-педагогического сопровождения.

    Индивидуальный образовательный маршрут

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и других проблем, выявленных при диагностическом исследовании.

7. Обязательно осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;

8. Консультирование родителей по их запросам;

осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;

9. Мною разработана и адаптирована программа психокоррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, которая призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Целями программы являются обеспечение эмоционального и полноценного психического развития и коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций каждого ребёнка. В ходе реализации этой программы, знакомлю детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими, как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогает понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями.

Постепенно дети осознают, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Большая часть занятий, которые проходят 1 раз в неделю в течение полугода, построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения. В ходе наблюдения за апробацией программы подтвердились положительные результаты проведённой коррекционной работы, так как у детей снизились показатели эмоциональной неустойчивости, напряжения, конфликтности, тревожности. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние друг друга и окружающих их взрослых, понимать собственное состояние и выражать его словесно.

Основным направлениям моей деятельности педагога-психолога в МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова при работе с детьми с ОВЗ является:

диагностическая деятельность;

консультативная деятельность;

коррекционно-развивающая работа;

экспертная работа;

организационно-методическая деятельность;

просветительская работа;

психопрофилактика.

Заключение

По результатам анкетирования родителей « Уровня удовлетворенности родителей работой МОУ Степановской СОШ» мы можем сделать вывод, что в нашем образовательном учреждении организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. Так как 90 % родителей имеют высокий уровень удовлетворенности работой общеобразовательного учреждения (родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, в том числе) и, 5% - средний уровень, низкого уровня удовлетворенности не выявлено. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это важная составляющая модели инклюзивного образования. Поэтому поставленная цель психологического сопровождения школы: создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.) считаю обоснованной. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей школе можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога. Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;

– психологическое сопровождение педагогического коллектива;

– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Материал, представленный в данной работе, является моим первым опытом психологического сопровождения и развития в школьной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и может быть полезен педагогам –психологам.

Список литературы

1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

3. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

4.Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

5.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

6.Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

Цель : Познакомить коллег с опытом работы по внедрению требований ФГОС по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ на примере группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Горно-Алтайска».

I. Вступительная часть

Ухудшение физического, психоневрологического, нравственного, эмоционального здоровья детей стало предметом тревоги общества.

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ОВЗ и нуждаются не только в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-медико-педагогическом сопровождении.

Необходимость преодоления этой тенденции — актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов.

Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья говорят о том, что дети с ОВЗ «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания-образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения развития».

Одной из задач развития системы дошкольного образования в современных условиях является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детям с ОВЗ и содействие их социализации.

2. Основная часть

Данные о состоянии здоровья воспитанников МБДОУ № 5 наглядно иллюстрируют современные тревожные тенденции:

  • Кол-во детей с ОВЗ – 55чел.
  • Кол-во детей-инвалидов – 12 чел.

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:

  • Дети с ОВЗ – 15чел., т.е.100%;
  • Дети-инвалиды – 2 чел.

Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в нервно-психической сфере, познавательной деятельности, поведении детей, развитии общей и артикуляционной моторики, развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха, требуют усилий в коррекционной работе не только логопеда, но и остальных специалистов ДОУ, т.е. комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение — это системно организованная деятельность в структуре образовательной организации, которая строится на основе профессионального взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ и представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, охватывающая всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями, исходя из реальных возможностей дошкольного образовательного учреждения.

Коррекционная работа в логопедической группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.

Результативность этой работы определяется системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, т.е. задача содействия развитию речи должна стать фоном во всех без исключения задач, решаемых педагогами и специалистами.

Какие задачи ставит перед собой и решает команда ППС в работе с детьми с ТНР?

Коррекционные задачи узких специалистов, их взаимосвязь с работой учителя-логопеда

1. Развитие психологической базы речи.

Специалисты развивают у детей те психические процессы, которые являются предпосылочными по отношению к речи, то есть подготавливающими и мотивирующими появление речи. Развивают зрительное восприятие, так как оно является базой для развития слухового восприятия, а так же профилактикой графических ошибок на письме.

Формирование слухового восприятия является базой для развития фонематического слуха.

Внимание и память - процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Речь и мышление, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

2. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса.

Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у детей с ОНР. У всех детей нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно формируется конструктивное мышление.

Развитие представлений о пространственных отношениях между предметами, развитие схемы тела тесно связано с формированием логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности детей к обучению в школе.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок обладает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти.

4. Оптимизация мышечного тонуса.

Обучение релаксации. Мышечная и эмоциональная раскованность - главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

5. Развитие физиологического и речевого дыхания.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох, который позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

6. Развитие ритмической способности у детей.

Ритм - это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования).

7. Развитие мелкой моторики рук.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Организационно-управленческой основой ППС является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Деятельность ПМПк регулируется положением о ПМПк ДОУ.

Цель деятельности ПМПк — обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей; разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках образовательного процесса.

Каждый специалист консилиума, решая вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего развития, вносит собственное понимание в целостную картину.

В состав ПМПк входят: методист, медицинский работник, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива. Работая в команде, каждый специалист выполняет свои определенные задачи, одновременно следуя логике сопровождения.

Работа по сопровождению включает в себя 4 этапа:

1. Диагностический этап.

Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода.

Каждый педагог диагностирует свою область:

  • учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;
  • педагог-психолог - эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие; -
  • воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей; — инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей;
  • музыкальный руководитель - просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);
  • врач проводит медицинское обследование.

Все коллегиальные решения консилиума носят рекомендательный характер. Обследование ребенка осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. Протокол и заключение ПМПк подписывается председателем и всеми членами консилиума.

2. Проектный этап.

Результаты диагностики тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется индивидуальная программа сопровождения (ИПС), на основании которого строится вся последующая работа.

  • Согласование направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего сопровождения.
  • Организация деятельности.
  • Составление индивидуальных программы сопровождения (ИПС) дошкольников, ознакомление с ними родителей, получение их согласия, привлечение родителей к сотрудничеству (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).

Деятельность специалистов организовывается в следующих направлениях:

Учитель-логопед Речевая диагностикаРеализация ООД по максимальной коррекции речевых нарушенийОказание консультативной помощи родителямНаучно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения
Психолог Психологическая диагностикаООД по коррекции ВПФ, снятию состояния тревожности и негативной настроенности на занятиях, личностному развитию.Оказание консультативной помощи родителямНаучно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения
Воспитатель Педагогическая диагностика.Логопедизация ООД и режимных моментов.Реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога.Индивидуальные занятия с детьми
Музыкальный руководитель Реализация используемых программ музыкального воспитания, логоритмикис учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
Инструктор по ФК Реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников.
Методист Перспективное планирование деятельности службы, координация взаимодействия специалистов, контроль, анализ эффективности.

ИПС составляется на воспитанника с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.

Структура индивидуальной программы сопровождения

  1. Титульный лист (с информацией кем, когда согласована и утверждена данная ИПС).
  2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной ИПС, периодах и формах мониторинга освоения ИПС, участниках реализации ИПС и др.)
  3. Индивидуальный учебный план
  4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.
  5. Результаты освоения ИПС за период реализации.
  6. Рекомендации на следующий период обучения всех участников реализации ИПС с учетом мнения родителей.

3. Основной коррекционный этап:

Реализация индивидуальных образовательных программ.

Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, развитию связной речи.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты.

Педагог-психолог развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивный праксис; способствует оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкально-терапевтических произведений. Совершенствует общую и мелкую моторики, выразительность мимики, пластику движений. Занимается постановкой дыхания, голоса. Развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Способствует нормализации мышечного тонуса, развитию координации движений. Развивает физиологическое и речевое дыхание, чувство ритма, пространственные представления.

Инструктор по ФК. Способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, нормализации мышечного тонуса, развитию временных и пространственных представлений, чувства ритма, мелкой моторики руки, формированию положительных, личностных качеств в поведении ребёнка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.

Обучение педагогов и родителей методам и приемам коррекционной работы

Специалисты консультируют педагогов по адаптации учебных программ к особенностям ребенка с ОВЗ, проводят обучающие мероприятия, разрабатывают пособия, рекомендации, информационные материалы.

Родители приглашаются на индивидуальные и групповые консультации, получают конкретные рекомендации по выполнению заданий специалистов, информационный материал (литература, тематические сайты).

4. Аналитический этап:

Анализ результатов реализации ИОП.

Для анализа результатов логопед использует систему мониторинга речевого развития Н.В.Нищевой, остальные специалисты – систему мониторинга программы «От рождения до школы» Веракса, Комаровой, Васильевой.
Сроки проведения мониторинга – начало, середина и конец учебного года.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья.

Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Ознакомление родителей с результатами.

Для осуществления эффективного, качественного коррекционного воздей¬ствия специалисты разработали и успешно используют следующие документы:

  • структуру диагностической карты;
  • лист контроля динамики развития;
  • индивидуальную программу ППС.

III. Заключение.

Анализ деятельности ППС показывает, что командная работа специалистов позволяет добиться того, что ребенок с ОВЗ:

  • с минимальными затратами адаптируется к новой образовательной среде, включен в среду обычных сверстников;
  • имеет динамику развития нарушенных функций, психического, физического, интеллектуального развития;
  • обладает в той или иной степени достижениями, определенными целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС;
  • владеет нормативной социальной компетентностью.

Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

В последние годы все больше детей с нарушением здоровья (это не только часто болеющие дети, но и дети с гораздо более серьезными проблемами - ЗПР, расстройством речи, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью), что затрудняет их социальную адаптацию , полноценное участие в общественной жизни. У детей с ОВЗ практически нарушены все сферы жизнедеятельности, поэтому обучение, развитие и воспитание ребенка - есть процесс долгий, многогранный, требующий терпения. Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Но все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Поэтому цель нашего образовательного учреждения - создать адекватные условия для развития и обучения детей с ОВЗ. В этом направлении мы работаем с 2008 года.

В нашей школе 25 детей с ограниченными возможностями здоровья (без учета детей поступающих с приюта).

1 ступень - 12 уч-ся (6 уч-ся - 7 вид, 6 - 8 вид)

2 ступень - 13 уч-ся (1 - 7 вид, 9 - 8 вид, 3 - УУО)

Ребенку, с ограниченными потребностями сложно ориентироваться в окружающем среде. Но мы стремимся направлять его, когда он испытывает трудности в обучении и развитии. Помогаем не потеряться в современном мире. Следовательно, выражена необходимость в организации сопровождения учебно-воспитательного процесса.

СЛАЙД 3

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливаюшей работы с детьми, а именнокомплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ.

СЛАЙД 4

ППСопровождение осуществляет ПМПКонсилиум.

На протяжении ряда лет нами приобретен некоторый положительный опыт в инклюзивном образовании детей с ОВЗ.

Специалистами ПМПк разработано ППСопровождение детей, которое предусматривает взаимодействие с участниками инклюзивного образовательного пространства: дети - педагоги - родители - специалисты (педагог-психолог, соц. педагог, мед. работники, работники доп. образования):

Консилиум функционирует по вопросам:

Выявление детей с проблемами в развитии, составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащихся с ОВЗ

Определение путей сопровождения тревожных детей, детей с асоциальным поведением,

Анализ результатов и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися.

Реализация индивидуально-ориентированных программ способствует

положительной динамике общего развития ребенка,

успешной адаптации учащихся с ОВЗ к ситуациям школьного обучения,

развитию эмоционально-волевой сферы,

познавательной сферы,

коммуникативных навыков.

СЛАЙД 5

Результативность работы ПМПК за последние 3 года определилась:

Количество учащихся, прошедших обследование специалистами ПМПК:

уменьшением количества дезадаптированных детей, обследованных специалистами;

повышением уровня мотивации учащихся «группы риска»

положительной динамикой в личностном и поведенческом развитии учащихся:

30% учащихся показали рост личностных качеств (интеллектуальных и сенсомоторных функций), 40% - поведенческих качеств (эмоционально-личностные и волевые параметры).

Но многие проблемы оставались не разрешенными .

Волновали вопросы

как помочь ребенку

сформировать позитивное отношение к школе, заинтересованность к учебным занятиям, внеурочным делам,

чувствовать себя равноправным членом ученического коллектива, общества,

приспособиться к социальным требованиям окружающего мира,

стать социально адаптированным, психологически готовым к самостоятельной жизни ,

как помочь учителю

воспитать толерантные качества в детях,

организовать обучение так, чтобы дети

- с ОВЗ чувствовали себя комфортно среди сверстников, взрослых,

Стали активными участниками учебно-воспитательного процесса,

Посещали школу с радостью?

как помочь родителю

научить ребенка выстраивать конструктивные межличностные отношения со сверстниками взрослыми,

не дать почувствовать себя ущемленным,

не быть импульсивным, агрессивным,

научить ребенка адаптироваться в новых жизненных ситуациях?

СЛАЙД 6

Можно сделать вывод:

Нами накоплен недостаточный опыт приоритетного направления сопровождения

- формирования социально - активной позиции ребенка, коммуникативных навыков

Какова причина затруднений приобретения социального опыта ребенка с особыми образовательными потребностями?

Социализация такихдетей чрезвычайно затруднена в связи

с отсутствием у них навыков межличностного общения и сотрудничества в сфере нормальных людей,

несформированностью потребности в таком общении,

неадекватной самооценкой,

негативным восприятием других людей,

склонностью к социальному иждивенству

Эти дети

не имеют широких контактов со сверстниками,

не умеют простраивать стабильные и длительные коммуникативные связи.

В августе 2011 г школа вступила в региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

Участие в проекте помогает

Акцентироваться на нахождении путей разрешения проблемы: формировании социальной функции ребенка, адаптации социально-психологической ситуации,

тем самым

Совершенствовать сопровождение ребенка с особыми потребностями.

СЛАЙД 7

Целью сопровождения ребенка с ОВЗ является

создание оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии в соответствии с их

Возрастными и индивидуальными особенностями,

Уровнем актуального развития,

Состоянием соматического и нервно-психического здоровья,

обеспечивающих интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию ребенка; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме

СЛАЙД 8

Основные направления психологического сопровождения обусловлены особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ:

Диагностическое направление - заключается в проведении обследования школьников и динамического наблюдения за развитием учащихся (данные фиксируются в дневниках наблюдения и ИОМаршрутах)

Коррекционно-развивающее направление - предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

Аналитическое направление - определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление - обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организационно-методическое направление - включает подготовку и участие специалистов сопровождения в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах.

Данные направления представляют собой комплексную сис-тему воздействия на ребенка, отражает це-лостность процесса инклюзии и социализации .

СЛАЙД 9

В рамках реализации проекта ППСопровождение осуществляется по разработанному плану модуля и включает сотрудничество со всеми участниками инклюзивного образовательного пространства

СЛАЙД 10

(РАБОТА С ДЕТЬМИ)

Творческая группа, реализующая план модуля с целью формирования жизненно-важных позиций ребенка с ОВЗ, его социальной адаптации, разработала и проводит такие совместные мероприятия для детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников как :

Групповые занятия: «Толерантность - путь к миру», «Где добрые люди, там беды не будет»,

Коммуникативные игры: « Конфликты и компромиссы», «Колючка», «Я учусь общаться», «Играем вместе»

А такие мероприятия как

тренинги: «Мы все такие разные, но так хорошо, что ВМЕСТЕ», «Путешествие на материк ОБЩЕНИЯ», «Жить в мире с собой и другими»,

Цикл групповых занятий по правоведению: «Мы граждане одной страны»,

«Знай свои права», «Нет прав без обязанностей»,

Уроки - общения: «Уроки ДОБРОТЫ», «Почему люди ссорятся»

помогают развитию позитивного восприятия учащихся с ОВЗ, толерантных качеств, межличностного взаимодействия.

Детям также предложены индивидуально-групповые занятия, консультации и тренинги по профориентационной подготовке детей:

нач звено - «В мире интересных профессий», «Все профессии важны», «Сто дорог - одна твоя»,

сред звено - цикл групповых занятий: «Путь к профессии», «От увлечения к профессии», «Связь учебы с будущей профессией», которые способствуют формированию позитивной мотивации к учебному процессу, получению профессии.

Каждое занятие требует особой подготовки: необходимо создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности. Но пользу занятий для детей трудно переоценить. Они развивают коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников, работать в команде, учат находить пути решения нравственных и социальных проблем, формируют толерантное отношение друг к другу. Сколько эмоциональных переживаний испытывает каждый ребенок: пожелание добра, дружеского участия, осуждение грубости, насилия! От занятия к занятию дети раскрывают свои способности, реализуют свой эмоциональный и творческий потенциал. Обретается опыт новых форм деятельности, развивается саморегуляция чувств и поведения.

Два раза в год проводиться диагностическая работа с каждым ребенком с целью определения динамики в развитии, составлении рекомендаций участникам сопровождения ребенка

СЛАЙД 11

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ реализуется следующими формами:

семинары творческой группы по вопросам совместной работы в рамках проекта, оказание взаимопомощи, поддержки «Первые шаги в проекте», «Проект: первые результаты»

мастер - класс: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Формирование коммуникативных навыков у уч-ся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»,

индивидуальные консультации по возникающим проблемам:

Адаптация в социуме,

Развитие психомоторики и сенсорных параметров,

Формирование социальных навыков,

Включаемость в школьную жизнь;

Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе содействует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:

социальная компетентность;

толерантность;

навыки решения проблем;

независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль;

навыки целеполагания.

СЛАЙД 12

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ осуществляется через

Участие в тематическом лектории: «Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья», «От комфорта в коллективе до комфорта в обществе»

Индивидуальные консультации для родителей учащихся с ОВЗ, которые в

Начальной школе направлены на необходимость

1.Создание дома условий ребенку для выполнения учебных заданий, отдыха (индивидуальная зона, уголок)

2.Выполнение распорядка дня

3.Оказание помощи в выполнении домашнего задания

4.Соблюдения правил школьного поведения, умения взаимодействовать со сверстниками

5.Привитие навыков самообслуживания

6.Приучение к выполнению инструкций взрослого

7.Поддержка и содействие в посещении кружковых занятий

8.Забота о состоянии здоровья ребенка, своевременное лечение

9.Сотрудничество с классным руководителем, выполнения рекомендаций учителя по оказанию помощи ребенка в развитии сенсорных функций, психомоторики

10.Принятия участия в школьной жизни ребенка - посещение праздников и внешкольных мероприятий

11. Воспитание адекватной самооценки, самоконтроля

В средней школе консультации направлены на:

1.Создание условий для развития личностного потенциала ребенка - посещение кружков, факультативов, секций

2.Избегание физического переутомление ребенка при поручении домашних дел

3.Организация режима дня и места для занятий

4.Содействие в выполнении дома оздоровительных упражнений, повышающие адаптацию к физическим и умственным нагрузкам

5. Формирование адекватной самооценки ребенка, регуляции поведения

6.Забота о состоянии здоровья ребенка, своевременное лечение.

7.Поддержка здорового образа жизни: отдых, спорт, прогулки, полноценное питание,

гибкое соблюдение режима дня

8.Учет индивидуально-возрастных особенностей ребенка

9. Воспитание правил общения со сверстниками, с противоположным полом

10. Создание психологического климата в семье, проведение досуга всей семьей, не допущение в семье конфликта

11. Поощрение ситуаций самовыражения и самораскрытия ребенка

12.Подготовка ребенка к самостоятельной жизни

13.Профессиональная ориентация

Реализация ППСопровождения способствует

Положительной динамике общего развития ребенка,

Успешной адаптации учащихся с ОВЗ к ситуациям школьного обучения,

Развитию эмоционально-волевой сферы, познавательной сферы, коммуникативных навыков.

СЛАЙД 13

Положительные стороны в работе ПМПК:

Систематическое отслеживание психического развития детей;

Выявление детей, имеющие поведенческие нарушения, оказание помощи в разрешении проблем саморегуляции, коммуникативного взаимодействия,

Все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, получают ее через различные формы работы: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с учащимися по рекомендациям специалистов ПМПк,

Консультативная помощь педагогам и родителям по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, социализации

СЛАЙДЫ 14

Результативность работы ПМПК

Рассмотрим на примере

1) динамики в развитии психических процессов двух учащихся за 2011-2012 уч год (ноябрь-апрель) и

Ученика 2 кл и

Ученицы 7 кл, а также

Всех детей с ОВЗ (средний показатель оценки способности ребенка)

СЛАЙД 15

Анализ работы данного периода показал, что инклюзивное обучение дает возможность детям

- наработать навыки конструктивного поведения,

- адаптироваться в обществе,

- заручиться поддержкой сверстников,

- осознать и решить свои личные проблемы, а также

- выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение

Важно отметить, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

СЛАЙД 16

Проблемы и недостатки организации психолого-педагогического сопровождения:

Отсутствие специалистов сопровождения (педагога-дефектолога, логопеда) затрудняет корректировку зоны ближайшего развития для детей, показывающих хорошую положительную динамику в развитии

Недостаточное взаимодействие с родителями; с социальным окружением по формированию толерантного отношения к учащимся с ОВЗ.

СЛАЙД 17

Подводя итоги ППСопровождения в рамках проекта (2011-2012 г), считаем: несмотря на проблемы в организации инклюзивного обучения, развитие инклюзии - совершенно необходимый процесс.

Инклюзивное обучение оказывает позитивное влияние не только на учеников с ОВЗ, но и на типично развивающихся детей. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети получают важнейшие жизненные уроки, опыт. Этот положительный опыт заключается в росте социальной зрелости , в осознании отсутствия различий между людьми, способствует воспитанию искренней заботы и дружбы

СЛАЙД 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Трансформация подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) направлено на социализацию личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения в современных социально-экономических условиях. Одним из путей решения этой проблемы является инклюзивное образование, обеспечивающее равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Российское общество постепенно приходит к пониманию того, что коллективное обучение детей с ОВЗ и сверстников условной нормы имеет большое значение, как для первой, так и для второй группы. Одним из основных положений инклюзивного образования является признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

Важным условием результативной работы образовательной организации в области развития инклюзивной теории и практики является эффективное управление всем процессом включения обучающегося с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду .

Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что данный процесс при реализации на практике является сложным и весьма противоречивым, так как пока еще не выработаны четкие, понятные управленцам и педагогам-практикам механизмы, позволяющие эффективно решать вопросы по включению обучающихся с ОВЗ в образовательную среду. На сегодня многие злободневные проблемы организации инклюзивного образования субъекты РФ вынуждены решать самостоятельно, нередко в ситуации ограниченности финансовых ресурсов.

Одной из таких проблем является условия привлечения специалистов (тьютор и др.), имеющих соответствующие умения и навыки по работе с детьми с ОВЗ. По нашему мнению, ситуацию осложняет тот факт, что например, многие образовательные организации, находящиеся в сельской местности объективно не имеют возможностей по созданию специальных условий для пребывания там детей с ОВЗ.

Между тем, образовательной организации, работающей в условиях инклюзии необходимо предоставить всем обучающимся как возможности для получения качественного образования, так и для полноценной социальной жизни, активного участия в делах коллектива группы (класса), учреждения, в целом, обеспечивая тем самым, плодотворное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса .

Создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзии.

На сегодня основная задача состоит в том, чтобы на основе существующего опыта в области образования обучения и воспитания детей с ОВЗ создать оптимальную и результативную систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов.

Анализ современной научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения позволяет сде-лать вывод о том, что у исследователей еще не сложился единый методологический подход к определению сущности данного процесса (таблица 1).

Таблица 1

Исследователи

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение»

Е.В. Казакова

мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников

Р.М. Битянова

вся система деятельности специалистов

Н.С. Глуханюк

общий метод работы

Р.В. Овчарова

одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога и педагога образовательного учреждения

Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.

гибкий длительный динамический процесс, предполагающий целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства

В современных теоретических подходах к организации психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования основной акцент делается на том, что необходимо создать такую систему действий, при кото-рой объединение в одном классе (группе) детей с нормальным развитием и детей с особенностями психофизического развития, оказывает содействие полноценному участию последних в жизни класса (группы) .

Анализ научных работ и педагогической практики по заявленной проблеме позволяет выделить принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательной организации: системность; единство диагностики и коррекции; индивидуальный подход; обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения .

В инклюзивном образовании психолого-педагогическое сопровождение как система деятельности специалистов (дефектолога, психолога, социального педагога, тьютора и др.) охватывает: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с условно нормативным развитием, их родителей, а также педагогов, участвующих в инклюзивной практике .

Свою деятельность специалисты службы сопровождения осуществляют на основе рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), которые подлежат обязательному учету при создании специальных условий образования для ребенка с ОВЗ.

Следует заметить, что в процессе психолого-педагогического сопровождения важно получить информацию о наличии или отсутствии статуса «ребенок с ОВЗ»: - прошел или не прошел ПМПК, а также наличие или отсутствие инвалидности.

Службы сопровождения, определяя стратегию и тактику деятельности, программу работы специалистов учитывают:

Возможности образовательной среды образовательной организации для обучения и развития в соответствии с требованиями к уровню развития обучаемого с ОВЗ;

Проблемы создания эмоционально благоприятного климата в педагогическом, детском и родительском коллективах;

Особенности диагностики психического, личностного и социального развития обучаемого с ОВЗ; -

Специфику реализации программ коррекционно--развивающей направленности в индивидуально--групповых занятиях.

В этой связи заметим, что к специалистам служб сопровождения, работающих в условиях инклюзии в образовательной организации, предъявляются достаточно высокие профессиональные требования: наличие соответствующего высшего образования, квалификация по профилю деятельности. Такой специалист не только должен владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, обучения и развития обучающихся с ОВЗ, но и обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса.

Концептуальными ориентирами сопровождения являются не столько преодоление неуспешности в обучении, сколько решение проблем социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, а также комплексное, гибкое и оперативное решение проблем, возникающих при инклюзивном обучении ребенка с ОВЗ.

На сегодняшний день выделяют два основных направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ: - 1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей; - 2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии .

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется, и индивидуально и фронтально. На основе анализа ряда работ ученых (М.Р. Битянова и др.) можно определить алгоритм создания и реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации:

1) Осуществление входной диагностики.

2) Организация психолого-медико-педагогического консилиума.

3) Составление индивидуального образовательного маршрута.

4) Разработка адаптированной образовательной программы.

5) Реализация индивидуального образовательного маршрута.

6) Проведение повторной диагностики (динамическая диагностика).

7) Анализ и оценка результатов сопровождения.

8) Разработка стратегии и тактики дальнейшего сопровождения .

В условиях инклюзивной практики актуальным является использование возможности моделирования программ психолого-педагогического сопровождения как процесса определения проблемы ребенка с ОВЗ и поиска наиболее эффективных путей ее решения. Моделирование позволяет оперативно и гибко регулировать степень включенности и взаимодействия тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок.

Одно из направлений инклюзивной практики - психолого-педагогическое сопровождение семей, обучающихся с ОВЗ. Очевидно, что любая семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, нуждается в сопровождении. С момента появления «особого» ребенка его родители, находятся в условиях постоянного напряжения, что нередко приводит к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополнительных сложностей социокультурной адаптации. При планировании программы сопровождения необходимо учитывать особенности семьи ребенка с ОВЗ, ее воспитательный потенциал .

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи «особого» ребенка. Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива образовательной организации, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи обучающимся с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с: физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении, воспитании и развитии; эффективной межличностной коммуникацией; жизненным и профессиональным самоопределением.