Цифра 8 занятие в старшей группе. План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

ирина письмак
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Число 8. Цифра 8»

Тема : «Число 8 . Цифра 8 »

Программное содержание.

Задачи :

Образовательные :

1. Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц ;

2. Закреплять последовательное называние дней недели;

3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8 ;

4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой ;

5. Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.

Развивающие :

1. Развивать логическое мышление

2. Дать представления об истинных и ложных суждениях

Воспитательные :

1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.

2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя

3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Приоритетная образовательная область : «Познание»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Музыка» , «Труд»

Виды деятельности : познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление

активизировать словарь детей.

Социализация

воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе

закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

1. художественное слово;

2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;

3. самостоятельная работа на карточках;

4. индивидуальные и хоровые ответы;

5. игры с мячом, счет вслух;

6. работа с пособиями

7. сюрпризный момент;

8. поощрение и похвала детей.

Предварительная работа :

Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Материал к НОД :

Демонстрационный материал :карточки с кругами (от 1 до 8, овал «Колумбово яйцо» , разделенный на части. 8 кругов красного цвета и 8 кругов синего цвета, карточки с цифрами от 1 до 8 , образец птицы из частей овала.

Раздаточный материал : наборы цветных карандашей, карточки с кругами (от 1 до 8, овалы, разделенные на части, карточки с цифрами от 1 до 8 .

Ход занятия.

I часть. Игра с мячом «Соседи чисел» .

В. Назовите соседей числа 2 .

Дети : Соседи 1 и 3.

В. Назовите соседей числа 4 .

Дети : Соседи 3 и 5.

В. Назовите соседей числа 5 .

Дети : Соседи 4 и 6.

В. Назовите соседей числа 6 .

Дети : Соседи 5 и 7.

II часть. Игровое упражнение «Соберем цветик – семицветик» .

Воспитатель произносит волшебные слова из сказки «Цветик – семицветик» :

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по- моему вели.

В. Ребята, соберите волшебный цветок из 7 цветных карандашей так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. (дети выполняют задание)

В. Сколько всего цветных карандашей вы взяли?

Дети : 7

В. Сколько какого цвета карандашей в вашем цветке?

Дети : Один.

В. Как вы составили число семь ?

Дети : Из семи карандашей разного цвета.

III часть. Знакомство с числом и цифрой 8 .

На доске три ряда кругов

К/ К/ С/ К/ К/ К/ К

С/К/ К/ С/ К/ К/ К

К/ С/ С/ К/ С/ К/С

В. Сколько в каждом ряду всего кругов?

Дети : 7

В. Сколько в каждом ряду красных кругов и синих кругов?

Дети : В первом ряду 6 красных и 1 синий круг; во втором – 2 синих и 5 красных; в третьем ряду- 3 красных и 4 синих кругов.

В. Какими по порядку стоят синие квадраты в 1-м ряду, во 2-м ряду, в 3-м ряду?

Дети : В первом ряду синий квадрат третий, во 2-м ряду – первый и четвертый, в 3-м ряду- второй, третий, пятый и седьмой.

Игра «День – ночь»

В. Запомните эти кружочки. Ночью пока все спят, происходят разные чудеса. Ночь!

Дети «засыпают» . Воспитатель добавляет в первый ряд 1 красный кружок.

В. Сколько кругов стало в 1-м ряду7

Дети : 8.

Воспитатель добавляет в каждый ряд по 1 красному кружку.

В. По сколько кругов там получится? (по 8) Сосчитайте. Какое число живёт справа от числа 8 ? (7) . Слева от числа 8 ? (9)

Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

IV часть. Игровое упражнение «Найди цифру »

На доске цифровой ряд . Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет» :

Цифра «восемь» - два кольца,

Без начала и конца.

Вызванный ребенок находит на доске цифру 8 . Воспитатель уточняет у детей, на что еще может быть похожа. Дети находят у себя соответствующую карточку с цифрой 8 .

В. Какое число обозначает цифра восемь ? Отсчитайте столько же карандашей. Сколько карандашей вы отсчитали? Почему вы отсчитали восемь карандашей?

Дети : Цифра восемь обозначает число восемь .

Физминутка. Игра «Живая неделя»

Материал : карточки с крупным изображением цифр от 1 до 7 .

На столе раскладываю 7 карточек цифрами вниз .

Сколько дней в неделе? Каждому дню недели соответствует определенная цифра . Кто знает, и может назвать? (понедельник -1, вторник- 2 и т. д.)

По сигналу «Вся неделя – стройся в ряд» вы берете карточку и занимаете свое место в ряду (игра повторяется 2-3 раза) .

Задание :

Понедельник- топни ножкой.

Вторник- низко поклонись,

Среда- плавно покружись,

А четверг нам громко хлопнет,

Пятница – поздоровайся со мной,

Суббота – постой на одной ножке,

Воскресенье – подтянись.

V часть. Дидактическая игра «Колумбово яйцо» .

В. Ребята, рассмотрите «колумбово яйцо» на доске. Посчитайте его части. Составьте на столах картинку «Птица» по образцу.

В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний» . Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились ? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать.

Публикации по теме:

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 10. Ориентировка во времени: определение времени по часам» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Пояснительная записка МБДОУ «Д С «Ромашка» Сматрова Ольга.

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: Число 8. Цифра 8. Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе с ОВЗ Тема: Число 8. Цифра 8. Задачи: Познавательное развитие: Продолжать.

Конспект НОД по ФЭМП «Число и цифра 1» Конспект НОД в подготовительной к школе группе (ФЭМП открытие нового знания) «Число и цифра 1» Подготовила воспитатель Некрасова О. В.

Конспект урока

« Счёт до восьми. Число и цифра 8»


подготовила Шелдышева Раиса Михайловна,

воспитатель

г. Петропавловск-Камчатский

2011 год

Конспект занятия по математике в средней группе.

Тема: «Бал в Королевстве Удивительных Фигур»

( Счёт до восьми. Число и цифра 8)

Цели и задачи:

    Закрепление названий плоскостных и объёмных геометрических фигур.

    Актуализировать знания детей о геометрических фигурах, развивать речь, фантазию.

    Закреплять понятия «справа» и «слева», развивать мыслительные операции.

    Сформировать представление об образовании числа 8, умение считать до 8, познакомить детей с цифрой 8, сформировать умение различать цифру 8.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Демонстрационный: куб с короной, конус с короной, квадрат и треугольник с глазками, геометрические фигуры одинакового цвета разных размеров (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник), картинка с изображением кареты, игра «Подбери ключ» (авторская игра-презентация).

Раздаточный: квадраты, треугольники, карточки с точками и цифрами, ключи (геометрические фигуры разных цветов с цифрами от 5 до 8-ми).

ПЛАН

1. Введение в игровую ситуацию.

2.

2.1. Игра «Кто поедет на бал».

2.2. Игра «Гости» (начало).

2.3. Игра «Гости» (продолжение).

3.

3.1. Игра «Найди пару».

Физкультминутка «Танец».

3.2. Игра «Подбери ключ» (см. приложение – презентация «Игра-подбери ключ»)

4. Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около мольберта, где стоят две фигуры – куб с короной и конус с короной с глазками, на мольберте – изображение квадрата и треугольника с глазками.

    Ребята, сейчас мы побываем в Королевстве Удивительных Фигур.

Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит:

    Королевством Удивительных Фигур правит король.

    Как вы думаете, как зовут короля?

    Какая эта фигура? (Куб.)

    Верно, короля зовут Кубом.

    Это королева.

    Как называется эта фигура? (Конус.)

    В этом Королевстве живут необычные девочки и мальчики (на мольберте квадрат и треугольник с глазками) .

    Как вы думаете, какие фигуры - мальчики, а какие - девочки? (Квадраты – мальчики, треугольники – девочки.) Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву (форма квадрата похожа на форму короля, а форма треугольника похожа на форму королевы). Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники - это девочки, а квадраты - мальчики.

2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.

2.1. Игра «Кто поедет на бал».

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о геометрических фигурах, развивать речь, фантазию.

- Король с королевой приглашает во дворец на бал всех мальчиков-квадратов и девочек-треугольников, кто знает названия геометрических фигур.

Далее воспитатель переворачивает мольберт на другую сторону, где нарисованы разные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).

- Ребята, давайте поможем девочкам и мальчикам назвать геометрические фигуры (дети называют фигуры.)

    Скажите, что общего у всех фигур? (Одинаковый цвет).

    Чем они отличаются? (Формой, размером)

    Спасибо за помощь. Теперь девочки-треугольники и мальчики-квадраты могут отправляться на бал.

    Как вы думаете, на чём они поедут на бал? (На карете.) Воспитатель показывает картинку с изображением кареты.

2.2. Игра «Гости» (начало).

Дидактические задачи: тренировать умение считать до 7, закреплять понятия «справа» и «слева», создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, развивать мыслительные операции.

- Посмотрите, ребята, гости уже собрались (воспитатель показывает на столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера на каждого ). Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, На середину стола воспитатель ставит короля и королеву - Куб с короной и Конус с короной.)

    Чем отличаются гости? (Цветом, формой, размером.)

    Расположите девочек-треугольников справа, а мальчиков-квадратов - слева.

    Что можно сказать о количестве девочек и мальчиков?

Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод, что фигур одинаковое количество - их по семь.

- Но девочки в этом королевстве не умеют считать и волнуются, хватит ли им мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?

(Дети должны поставить квадраты и треугольники парами.)

- Но вот подъехала в карете еще одна девочка.

- Как можно изобразить цокот копыт?

Дети могут постукивать по столу пальцами, могут цокать языком.
Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.

    Что изменилось? (Девочек стало больше.)

    Посчитайте девочек, считаем слева направо по порядку, никого не пропуская.

(Дети считают, соблюдая правила счета - дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, ... 7 ...)

При названии числа, следующего за числом 7, возникает проблемная ситуация.

2.3. Игра «Гости» (продолжение).

Дидактические задачи: сформировать представление об образовании числа 8 из числа 7, умение считать до 8, познакомить детей с цифрой 8, сформировать умение различать цифру 8 и соотносить ее с количеством.

Как правило, к этому времени уже многие дети знают название числа 8, следующего за числом 7. Поэтому воспитатель лишь уточняет их представления и просит посчитать до 8 всех вместе. Затем обсуждается способ образования числа 8 из числа 7.

    Как получилось, что девочек стало восемь? (Было семь, пришла еще одна, и их стало восемь.)

    Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика.)

    Сколько стало мальчиков?

    Как получается число восемь? (К семи добавляется один, получается восемь.)

Воспитатель делает вывод:

для того чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. При счете после семи идет восемь.

- Король и королева хотят у вас узнать, сколько девочек и мальчиков пришли к ним на бал. ( Воспитатель кладет на середину стола карточки с цифрами 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько детей.)

- Мальчики, пусть покажут количество мальчиков-квадратов, а девочки – количество девочек-треугольников.

1-ый вариант.

Дети берут разные карточки.

    Почему вы не смогли найти карточку с цифрой 8? (Потому что не знаем, как записывается число 8.)

    Что нужно сделать, чтобы это узнать? (Надо у кого-нибудь спросить ).

После вопроса детей воспитатель показывает цифру 8.

    При счете после семи идет число восемь, которое записывается с помощью цифры 8.

2-ой вариант.

Все дети показывают карточку с цифрой 8.

- Вы верно указали цифру 8, теперь король и королева знают количество мальчиков и количество девочек, которые пришли на бал.

3. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

3.1. Игра «Найди пару».

Дидактические задачи: тренировать умение считать до 8, соотносить цифру 8

с количеством, развивать способности детей к общению.

- А сейчас настало время танцев, давайте покажем девочкам-треугольникам и мальчикам-квадратам, как надо танцевать на балу. Вставайте и подходите ко мне. (Дети встают из-за столов и подходят к воспитателю)

- Для танца нужно разбиться на пары, а в этом нам помогут карточки с цифрами (7 и 8) и точками (7 и 8 точек), (воспитатель раздаёт детям карточки в руки).

- Нужно встать в пару с тем, у кого цифра обозначает количество точек. (Детям нужно соотнести цифру с количеством: ребенку, у которого на карточке написана, например, цифра 7, нужно встать в пару с тем, у кого на карточке семь точек.)

Поскольку у нескольких детей окажутся одинаковые карточки, то может возникнуть проблема в составлении пар, которую дети должны решить самостоятельно.

Физкультминутка «Танец».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

Дети, разбившись на пары, под музыку танцуют.

3.2. Игра «Подбери ключ» (см. приложение – презентация «Игра-подбери ключ», управляется воспитателем).

Дидактические задачи: развивать логическое мышление, закреплять умение считать

до восьми и соотносить цифру 8 с количеством.

- Бал уже заканчивается и пора девочкам-треугольникам и мальчикам-квадратам возвращаться домой. Давайте подойдём к экрану телевизора и поможем им попасть домой. (Дети с воспитателем подходят к телевизору. Рядом на столе воспитатель раскладывает «ключи». Запускает компьютерную игру-презентацию.)

2-ой слайд. Дом с квадратными окнами, дом с треугольными окнами, мальчики (квадраты) и девочки (треугольники) подходят парами к домикам.

Воспитатель обращается к детям:

- Как вы думаете, в каком доме живут девочки? мальчики?

- Как вы догадались? (Во время ответа детей, воспитатель на 1-ом слайде группирует фигуры около соответствующих домов.)

3-ий слайд. Дом с восьмью желтыми треугольными окнами и дверью, на двери появляется замок с жёлтой треугольной скважиной.

- Как девочкам попасть в дом? (Надо открыть замок.)

- Чем можно открыть замок? (Ключом.) Воспитатель добавляет на этот слайд ключи разного цвета, разной формы и с разными числами, затем воспитатель раскладывает на столе такие же ключи, какие показаны на слайде, причем нужных к этому замку ключей столько же, сколько мальчиков.

- Можно открыть замок любым ключом? (Нет.) Воспитатель предлагает мальчикам помочь девочкам подобрать подходящий ключ. (Мальчики ищут подходящий ключ к замку. Воспитатель просит показать, какой ключ они подобрали и объяснить, почему именно этот ключ может открыть замок.)

Дети: - Он подходит по цвету, по форме окон и по их количеству, окон восемь.

Воспитатель убирает с 3-го слайда все лишние ключи, говорит, что надо попробовать открыть замок ключом, который выбрали дети (на слайде подводит выбранный ключ к замку - замок открывается и девочки-треугольники занимают по очереди окошки, можно одновременно с появлением треугольников в окнах считать количество треугольников).

Воспитатель благодарит мальчиков за помощь и переходит к 4-му слайду.

4-ый слайд. Дом с восьмью голубыми квадратными окнами и дверью, на двери появляется замок с голубой квадратной скважиной.

- Как мальчикам попасть в дом? (Надо открыть замок ключом.)

Воспитатель добавляет на этот слайд ключи разного цвета, разной формы и с разными числами, затем воспитатель раскладывает на столе такие же ключи, какие показаны на слайде, причем нужных к этому замку ключей столько же, сколько девочек и предлагает девочкам помочь мальчикам подобрать подходящий ключ. (Девочки ищут подходящий ключ к замку. Воспитатель просит показать, какой ключ они подобрали и объяснить, почему именно этот ключ может открыть замок.)

Дети: - Он подходит по цвету (голубой), по форме окон (квадрат) и по их количеству (окон восемь).

Воспитатель убирает с 4-го слайда все лишние ключи, говорит, что надо попробовать открыть замок ключом, который выбрали дети (на слайде подводит выбранный ключ к замку - замок открывается и мальчики-квадраты занимают по очереди окошки, можно одновременно с появлением квадратов в окнах вместе с детьми считать количество квадратов).

Воспитатель благодарит девочек за помощь и переходит к 5-му слайду.

5-ый слайд. Дом с девочками-треугольниками и дом с мальчиками-квадратами. Появляются Королева-конус и Король-квадрат.

Воспитатель от имени Короля и Королевы благодарит всех детей за помощь и прощаются. Затем переход к 6-му слайду (Конец. Картинка с изображением детского рисунка Королевства.)

4. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

    Где вы сегодня побывали?

    Что вам больше всего понравилось?

    С каким новым числом вы познакомились? С какой новой цифрой?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до восьми и не знали цифру 8, то девочки и мальчики не смогли бы вернуться в свои дома.

Методическая литература: Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100», М., Баласс, 2002.

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Математическое путешествие»

Цель: дать понятие числа “8”.
Задачи: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; продолжить учить детей ориентироваться на плоскости, узнавать и различать цифры 1-8; закрепить знание геометрических фигур; вспомнить понятие «пара».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Демонстрационный материал: карточки, сказочные персонажи.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 8, конверты с геометрическими фигурами.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель: -Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а математическое. Вам хочется в такое путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: -По дороге мы встретимся с героями сказок. Они большие любители математики и приготовили для вас загадки и вопросы. Я думаю, что вам понравиться наше математическое путешествие. В наше путешествие мы отправимся на веселом трамвайчике. Вот, я уже вижу кондуктора Ежика, который раздает билеты. Давайте поспешим.
Занимаем места и отправляемся в путь.
2. Основная часть.
Дети рассаживаются. Кондуктор Ежик проверяет, все ли сели на свои места.
Воспитатель : -Поехали! (под муз. “Мы едем, едем”).
Воспитатель: -Ребятки, остановка и называется она “Путаница”.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, Лисенок перепутал все цифры, а как расставить по порядку забыл. Не расстраивайся Лисенок, ребята тебе помогут.
Дети помогают Лисенку разложить карточки по порядку.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Справились заданием.
Воспитатель: - Едем дальше.
Воспитатель: Снова остановка, нас встречает Совунья! Как называется твоя остановка, Совунья? (Совунья отвечает: “Восмерка”) Ребята, на предыдущей остановке мы с вами составили числовой ряд. На какой цифре остановились?
Ответы детей.
Воспитатель: -После 7 идет цифра 8.
Воспитатель показывает карточки, на которых изображены цифры “8”.

Воспитатель: - У восьмерки два кольца, без начала и конца. Как получить число восемь? Совунья сейчас нам расскажет.
Воспитатель показывает карточки. На каждой карточке изображены предметы (шишки – выражение 7 и 1, орехи – выражение 6 и 2)
Воспитатель: “Посчитайте, сколько шишек вверху, сколько внизу. Сколько всего шишек? Восемь”.


Воспитатель: “Сколько орехов вверху, сколько внизу? Сколько всего орехов? Восемь”.

Воспитатель читает выражение. Дети повторяют.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, на что похожа цифра 8?
Ответы детей. Воспитатель показывает карточки.

3.Физминутка.
Ты, Совунья, потянись,
Руки вверх, теперь их вниз
Ты вперед чуть-чуть нагнись,
А теперь остановись.
Воспитатель: - Молодцы! поедем дальше.
Воспитатель: Остановка “Задачка”. Нас встречает Белка. У Белки беда. Ее бельчата спрятались, и она не может их найти. Давайте поможем! Посмотрите за веткой торчат ушки. Пара – это бельчонок. Сколько бельчат спрятались за веткой.

Дети отвечают.
Воспитатель: - Молодцы! поедем дальше.
Воспитатель: - Остановка “Головоломка”. Здесь нас ждет увлекательное задание, которое приготовил для нас зайка. В конвертах лежат геометрические фигуры. Сделайте по образцу
Дети садятся за свои места и выкладывают зайчика.
Воспитатель: -Молодцы. Справились, сложите фигуры в конверты.
Воспитатель: - Едем дальше.
Воспитатель: Остановка “Соседи”. Здесь живет Сорока. Она знает всех своих соседей и приготовила для нас игру “Назови соседа”
Воспитатель показывает карточки. Дети называют “соседа.”
2*4
1*3
6*8
5*7
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, садитесь в трамвайчик поехали в детский сад. (Едем по ту же песню). Ну вот мы в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: - Ребята, с кем мы сегодня встретились в путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель: - “Скажите, с каким числом и цифрой мы познакомились? Что на занятии вам очень понравилось?”
Ответы детей.

Наталья Громоздова
Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Число и цифра 8»

Тема : Число 8 . цифра 8 .

Цель : 1) познакомить с образованием и составом числа 8 ., цифрой 8 .

2) формировать счетные умения в пределах 8.

3) развитие логического мышления

4) закрепление прямого и обратного счета

Материалы к занятию :

Демонстрационный - изображение Феи математики ; набор цифр от 1 до 7 изображенные на ромашках; числовой отрезок ; демонстрационные кости домино к заданию №1.

Раздаточный - тетради на каждого ребенка - 1. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5-6 лет . Часть 2.

2. Цветные карандаши, фломастеры

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости , давайте их поприветствуем.

А еще к нам сегодня пришла всеми нами любимая Фея - Фея математики . Фея приглашает нас в путешествие по стране ЦИФИРИИ, в который мы знакомимся с чем, кто помнит? цифрами ) . Фея приготовила для нас здания. Ну что начнем?

А вот и первое задание.

Приглашаю вас, друзья,

Погулять по числам я .

Очень хочется узнать,

Кто их может различать

Ребята посмотрите внимательно на доску и скажите , сколько здесь у нас ромашек? (7) . А что у каждой ромашке в серединке (цифра ) . Назовите все цифры .

Рассмотрите внимательно наш цветочный ряд , что вы заметили? (ромашка с цифрой 4 и 6 стоят не на своих местах) . Что нужно сделать? (Поменять их местами)

Какое число идёт при счёте за числом 3 ?5?

Какое число идёт перед числом 2 ?5?

Назовите число , которое стоит между числами 3 и 5 .

А теперь посчитайте ромашки, начиная с лева на право. Как называется этот счет? (прямой)

Посчитайте с право на лево? Этот счет называется? (обратный)

Молодцы ребята, вы с правились с первым заданием Феи, приступаем ко 2 заданию.

Дорогие ребята, послушайте и отгадайте мои загадки :

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног.

Кто, скажи, я - (осьминог)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк,

Покупайте, мухи, шёлк. (паук)

Правильно, ребята. А кто из вас может сказать о какой цифре было упомянуто в загадках? Кто внимательно слушал ? (8)

Верно, сегодня Фея математики познакомит вас с цифрой 8 . (демонстрация на доске цифры 8 )

На что похожа цифра 8 ? (ответы детей ) .

1. У восьмерки два кольца

без начала и конца. (С. Маршак)

2. К этой цифре ты привык .

эта цифра - снеговик . (В. Бакалдин)

3. Цифра восемь так вкусна :

из двух бубликов она. (Г. Виеру)

А теперь Фея математики приглашает нас сесть за столы открыть свои рабочие тетради.

№1, стр 28.

а) - Рассмотрите ряд чисел.

На сколько каждое новое число больше предыдущего ? (На 1)

Посмотрите на числовой отрезок . Как из точки 7 попасть в точку 8? (Надо сделать 1 шаг вправо, то есть прибавить 1, увеличить на 1.)

(все действия демонстрируются на числовом отрезке на доске )

б) - Рассмотрите кости домино. На какие две части разбили 8 точек?

(б + 2. 5 + 3, 4 + 4.)

Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала левой, а левая - правой? (2 + б, 3 + 5, 4 + 4.)

Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, и сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Отдохнули? Сели все ровненько, спинку держим прямо.

Фея математики предлагает вам отыскать цифру 8 , которая спряталась от вас. Посмотрите на задание №2. Где спряталась восьмерка? (в мышке, грибочке, груше) . Обведите по контуру красным карандашом цифры 8 , которые спрятались в рисунках. (дети выполняют задание) .

Умницы, все справились, вы хорошо потрудились. Давайте, выполним упражнения, чтобы отдохнули глазки.

Физкультминутка для глаз

Не поворачивая головы, посмотрите влево (к окну, вправо (к двери) . Повторите 5 раз. Не поднимая головы, посмотрите глазками вверх, затем вниз. Повторите 5 раз. По кругу - 5 раз. а теперь попробуйте глазками нарисовать восьмёрку.

Молодцы, ребята! Восьмерка очень рада знакомству с вами. Но она не уверена, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8 .

задание №3.

Сколько горошин на 1 -м рисунке? (8)

Из каких частей составлено число 8 ? (7 горошин зеленых, а 1 - желтая.)

Какое выражение можно составить по этому рисунку? (7 + 1.) Что обозначает первое слагаемое? (Число зеленых горошин .) Второе слагаемое? (Число желтых горошин .)

В стручках гороха должно быть по 8 горошин. Все ли горошины нарисованы? (Нет. На остальных рисунках горошин не хватает.)

Дорисуйте их желтым цветом и запишите выражения под рисунками. Расскажите, как вы будете выполнять задание . (каждый пример проговаривается детьми. по мере выполнения задания на демонстрационной доске появляются записи)

7+1 6 + 2 5+3 4+4

Физкультминутка

Раз согнуться – разогнуться,

Два нагнуться – подтянуться.

Три в ладошки , три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять, шесть, тихо сесть.

Семь, восемь, лень отбросим!

Обобщение :

Ребята, наша Фея очень любит красивые украшения, вот и для вас она приготовила разноцветные бусы. посмотрите на задание №4.

Рассмотрите цепочки бус. Сколько всего бусинок на первой нитке? Сколько из них желтых? Сколько синих? Как это записать? (7 + 1 = 8; 1+ 7 = 8)

Что получится если с этой ниточки снять все желтые бусины? (8 - 7 =1)

А если снять не желтые, а синюю бусинку? (8 - 1 =7)

Ребята, наше занятие с Феей математики подошло к концу . Давайте поблагодарим ее за наше увлекательное занятие . Вы сегодня очень хорошо потрудились. Скажите мне, с каким новым числом и цифрой вы сегодня познакомились? (ответы детей ) . Вам понравилась эта цифра , на что она похожа?

А сейчас я предлагая вам сделать цифру восемь из теста и на занятии по рисованию ее раскрасить. Согласны?

дети приступают к работе с тестом.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе: « Число и цифра 8»

Цели:

1.Познакомить детей с цифрой 8.

2.Учить детей ставить знаки

3.Закрепить порядковый счёт до 10.

4.Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление.

5.Формировать умение подбирать предметы по аналогичной для него геометрической формой.

Материалы:

Кегли, кольца из пирамиды, гимнастическая скамья, конверт с письмом, прямоугольники с цифрами, карточки с заданиями, счётные палочки, корзинки.

Ход занятия:

I . Вводная часть:

Давайте, ребята встанем в круг:

Собрались все дети в круг

Я- твой друг, и ты- мой друг.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

(на воздушном шаре влетает письмо).

Ой, ребята смотрите, что за чудо к нам письмо прилетело. Интересно от кого оно.

(читаю письмо)

Ребятам старшей группы от королевы Математики:

« Дорогие ребята в стране великой математики случилась беда: налетел ураган и перепутал все цифры и геометрические фигуры. Помогите, пожалуйста, навести порядок в моём королевстве. С уважением королева Математика.

Поможем королеве навести порядок?

А на чём мы с вами отправимся? Вот у нас есть рули, сядем в свои машины и поедем.(дети берут круги и идут по, проходя между кеглями)

Ребята, здесь обрушен мост. Надо его починить, а вот и дощечки есть, но они все разные как же нам узнать какую куда поставить? Я, кажется, догадалась. Видите, кажется, сколько кружков на дощечке, такая и должна быть цифра.(Дети «чинят»мост, находим звезду.)

Ох, и трудное задание оказалось. Давайте сделаем разминку:

I -И.П.- ноги на ширине плеч, круг в правой руке

1,3-круг вперёд; 2,4- круг назад (то же и с левой рукой);

II -И.П.- ноги на ширине плеч, круг у груди, руки согнуты, хват рук с боков:

1- присесть, круг вперёд, 2- и.п.

III - И.П.- ноги на ширине плеч, круг внизу:

1- круг поднять вверх; 2- наклон вправо(влево); 3- выпрямиться, круг вверху; 4- и.п.

IV -И.П.- сидя, ноги врозь, круг в согнутых руках у груди:

1- наклон вперёд, коснуться, кругом пола как можно дальше; 2- и.п.;

V -И.П.- ноги на ширине плеч, круг внизу:

1- круг вверх, прогнуться, правую ногу назад на носок;

2- и.п.;

3- круг вверх, прогнуться, левую ногу назад на носок;

4- и.п.;

Отдохнули, теперь можем двигаться дальше. Смотрите, ребята, мишка почему-то грустный сидит:

Мишка, отчего ты такой грустный, а ты не можешь определить как разделить свой урожай по корзинам, мы тебе поможем. Ребята давайте разделимся по командам: первая команда собирает урожай круглой формы, вторая – треугольной, третья – овальной.

Ну вот мишка мы помогли тебе, нам пора идти дальше. (мишка даёт ключ- прямоугольник) Спасибо. Мишка!

Ну, что идём дальше? Ой, смотрите ребята, здесь узкая дорожка. Давайте пройдём аккуратно, чтобы не упасть в пропасть. Ещё одно письмо? Кто его нам написал? А здесь карточки, сейчас мы с вами попробуем поставить значки, чтобы показать где предметов больше, где меньше или равно.

(выкладывают из счётных палочек)

Вот и ещё один ключ мы получили. Отправляемся в путь. А здесь у нас болото, пройдём по кочкам (прыжки с продвижением вперёд).

Здравствуй, королева!

К.М.: Здравствуйте, ребята, спасибо вам за помощь, а у меня тоже для вас есть задание. Вы любите решать задачки:

Три яблока из сада ежик притащил,

Самое румяное белке подарил!

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке (2).

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один малыш устал

От товарищей отстал

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

К.М.: Молодцы ребята, вы действительно можете решать задачки. И за это вам я подарю одну цифру – это 8.

Попробуйте выложить из шнурков цифру 8.

(дети выполняют задание)

Какие красивые у вас получились восьмёрки. А сейчас я пригашаю вас в мастерскую, где вы сможете сделать себе вертолёт. Но, сначала мы с вами немного отдохнём. Становитесь в круг:

Раз, два- стоит ракета,

Три, четыре- самолёт.

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре

И на месте походили.

(дети выполняют поделку- Вертолёт).

У меня есть сундучок, а у вас есть ключи, дайте их мне. (подставляет ключи, сундучок открывается К.М. раздаёт сюрпризы)

Спасибо королева Математики, нам пора возвращаться обратно, но если вам понадобится наша помощь мы будем рады вам помочь. Ребята садитесь на свои вертолёты и отправляемся в детский сад.

(дети делают круг по группе и «приземляются.)

ВЫВОД: -где мы с вами сегодня побывали? Чем занимались? Что больше всего понравилось?