Ууд на уроке физической культуры. "формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры" Направленность урока фк на формирование личности ууд

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Цель: систематизировать материал по разделу «Лёгкая атлетика».

  • Формирование логического блока универсальных учебных действий.
  • Совершенствование навыков бега, прыжков и метания.
  • Развитие скоростных, силовых способностей.
  • Укрепление мышц рук, ног, брюшного пресса.

Тип урока: совершенствование умений и навыков

Инвентарь: фотоаппарат, набивные мячи, малые мячи, обручи, эстафетные палочки, скакалки, мультимедийное оборудование.

Ход урока

Подготовительная часть:

1. Организационный момент, построение, сообщение задач.

2. Перестроение в 3 шеренги, размыкание на вытянутые руки.

3. Игра на внимание (формирование логических умений классифицировать материал ). 1-я шеренга – повторяет за учителем движения, выполняемые стоя, остальные выполняют бег на месте; 2-я шеренга – только упражнения, выполняемые в беге, остальные бегут на месте; 3-я шеренга повторяет прыжковые упражнения, остальные бегут на месте. Если учитель показывает упражнения на силу – повторяет весь класс. Каждое упражнения выполняется по 20 повторений.

4. Бег по площадке 2 мин.

Основная часть:

5. Бег с ускорением 3 х 30м.

6. В разомкнутой шеренге ребята садятся на низкий старт по команде учителя, вспоминают способы принятия положения низкого старта и выбирают оптимальный способ. 1 человек (освобожденный) фотографирует основные положения низкого старта (для дальнейшего просмотра на компьютере и анализа ошибок). По команде «Марш!» занимающиеся выбегают со старта и делают по 5 шагов. Дозировка: 3 раза.

7. В этом же строю выполняются прыжки в длину с места (5 раз). Основные положения прыжка фотографируются.

8. Работа по отделениям (разделение может осуществляться произвольно):

1-е отделение: выполняет все виды метания: малого мяча на дальность, в цель (целью является обруч или нарисованная цель), броски набивного мяча двумя руками от груди;

2-е отделение: выполняет бег с преодолением препятствия в виде скакалки, натянутой товарищами (по 3-4 человека). Все упражнения фотографируются учеником(ами). Работа отделений заканчивается по свистку (7-10 мин), (см. рисунки).

9. Упражнения на гимнастической стенке: девочки – поднимание прямых ног в висе, мальчики – подтягивания. Дозировка: «до упора» (кто сколько сможет).

10. Эстафета с передачей эстафетной палочки по 15м. Упражнения 9 и 10 тоже фотографируются.

Заключительная часть

11. Ходьба 1-1,5 мин.

12. Построение, подведение итогов. Сообщение задач на следующий урок.

К следующему уроку ребята печатают фотографии или приносят заранее учителю в электронном виде, и учитель печатает сам. В начале следующего урока (при наличии оборудования) просматриваются фотографии. Делается анализ выполненных легкоатлетических упражнений (формирование УУД: анализ, оценка) .

Далее на столе выкладывается ватман с клеем, ножницами и фотографиями. Класс делится на 4 отделения. После разминки задания для трех отделений даются в зависимости от задач урока и изучаемого нового материала. А последнее отделение идет к столу с ватманом и фотографиями. Его задача – отобрать фотографии с изображением только одного из трех видов легкой атлетики или ОФП (бег, прыжки или метания) – формирование умения классифицировать и систематизировать материал .

Отобранные фотографии клеятся на ватман, подписывается состав группы и вверху – название вида легкой атлетики. Отделение работает 6-7 мин, после чего происходит смена отделений по свистку. Следующая группа делает уже другую колонку на ватмане, отбирает фото с изображением другого вида легкой атлетики.

Готовый продукт урока – плакат с классификацией легкоатлетических упражнений, который хранится в классе.

Список литературы

  1. Лукьяненко В.П.
Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120с.
  • Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.
  • Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59с.

  • Актуальность Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


    Противоречия Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК.




    Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач: Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС Рассмотреть УУД на ступени начального образования Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе


    Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету. Гипотеза


    Научно – методическое обоснование проекта Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.


    Указанные выше противоречия позволяют сформулировать проблемы проекта: формирование компетентности в самостоятельном мышлении, приобретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения, развить способность в работе с большим объёмом информации; освоить представление о здоровом образе жизни: физической культуре, освоить понятие «здоровье», научить анализировать и подводить итоги, научить кратко и ясно излагать свои мысли. Проблема


    Ожидаемые результаты: В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь Обучающемуся получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития; обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации; повысить интерес к предмету; повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках; повысить эффективность самостоятельной работы Педагогу реализовать принципиально новые формы и методы обучения; сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности; повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке; повысить эстетическую привлекательность урока; привлечь учащихся к использованию ИКТ


    Характеристика проекта Сроки реализации проекта: 2012 – 2013 учебный год Объект проекта: учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы Предмет проекта: развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей




    Технологический Этапы реализации: Механизм реализации проекта 1. Актуализировать понимание учителей о способах формирования УУД на уроках физической культуры 2. Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры. 3. Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры. 4. Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.




    Учебные универсальные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Организационно-подготовительный этап




    Личностные универсальные учебные действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом




    Познавательные универсальные учебные действия Логические учебные действия - анализ, синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; - подведение под понятие; - установление причинно- следственных связей; - построение логической цепочки рассуждения; - доказательство, выдвижение гипотез Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; - поиск и выделение информации; - структурирование знаний и др. Знаково-символические действия - преобразование моделей




    Изобретать новые средства физического воспитания для формирования УУД нецелесообразно, достаточно обратить внимание на проектирование учебного процесса со следующих позиций 1 ПОЗИЦИЯ Методика формирования УУД на уроках фк направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно- коммуникационные технологий 2 ПОЗИЦИЯ Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы. Исходя из этого, содержание УУД, формируемых на уроках физической культуры, будет следующим Технологический этап






    Проектирование учебного процесса со следующих позиций 3 ПОЗИЦИЯ учитывая разделы программы, рекомендуется организовать работу по формированию УУД следующим образом Виды УУД Легкаяатлетика Гимнастика Спортивныеигры Лыжнаяподготовка Личностные++ Регулятивные++++ Познавательные+++ Коммуникативные+ Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры. Технологический этап


    4 ПОЗИЦИЯ Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком- либо действии с учебным материалом по ФК. проектирование учебного процесса со следующих позиций 5 ПОЗИЦИЯ Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД. Этап начального разучивания Этап углубленного изучения Этап совершенствования Технологический этап


    Самоконтроль (рефлексия) и контроль Разработаны: Тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры» ; Комплексы утренней зарядки для начальной школы; Информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»; Информационные буклеты для обучающихся «Почему нужно заниматься физкультурой»; Программа дополнительного образования «Основы физической подготовленности» для обучающихся 1 – 4 классов
    Внеурочная деятельность по предмету Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции. Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения. Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.
    Оценка эффективности проекта Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД (методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика). В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УД. Полученные результаты доказывают Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс. Заключительный этап


    Вывод Гипотеза подтвердилась В результате реализации проекта В результате реализации проекта отмечается: положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету; положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету; более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности; более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности; повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах. повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах. Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету. Заключительный этап


    Дальнейшее развитие проекта Данный проект будет использоваться в работе моими коллегами. Данный проект будет использоваться в работе моими коллегами. Проект опубликован в социальных сетях работников образования на личном сайте. Проект опубликован в социальных сетях работников образования на личном сайте. Ссылка на мой сайт: Мой сайт учителя физической культуры на nsportal.ru


    Информационные источники ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, Педсовет- форум Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, – 159 с. Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, социальная сеть работников образования

    В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта нового (второго) поколения, основой которого является системно-деятельностный подход, коренным образом меняется как содержание образования по предмету «Физическая культура», направление на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося, так и основы преподавания данного предмета (Поздеева С. И. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» в свете нового ФГОС НОО // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12).

    В качестве основного результата образования по предмету «Физическая культура» выступает формирование у обучающихся перечня УУД, позволяющих достигать решения важнейших жизненных и профессиональных задач.

    Анализируя образовательный стандарт по предмету «Физическая культура» можно выделить ряд УУД формируемых у обучающихся средней школы посредством данной дисциплины, в частности личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

    К перечню личностных УУД, относятся умения обеспечивать ценностно-смысловую направленность обучающихся и понимание ими социальных ролейх и межличностных отношений.

    Регулятивные УУД заключаются в соотнесении известного и не известного знания, планировании действий и их оценке. Также к этой группе относится развитие способности школьников к волевому усилию.

    Среди познавательных УУД в стандарте обозначены действия школьников по формулированию цели занятия; умение выделять и структурировать, анализировать, синтезировать и сравнивать необходимую информацию; делать выбор эффективных способов решения учебной задачи; осуществлять рефлексию учебных действий; выполнять классификацию учебной информации; осуществлять действия постановки и решения проблемы.

    Не маловажная группа УУД, формируемая на занятиях по физической культуре - коммуникативные УУД. К этой группе относится умение строить продуктивную коммуникацию между сверстниками и педагогами; формулировать вопросы по изученному теоретическому материалу; умение разрешать межличностные конфликты.

    В. И. Лях отмечает, что не смотря на высокую значимость работы педагога по формированию УУД, для данной методики разрабатывать новые средства физического воспитания ненужно (Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. М.: Просвещение,2012. С. 64). Приоритет отводиться самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не запоминали готовые материалы, а сами учились решать двигательную задачу. Однако, чтобы обучающиеся смогли это сделать задания должны соответствовать их возрасту.

    Обучение школьников двигательным действиям происходит поэтапно. Овладение УУД происходит на всех этапах обучения. В частности, на этапе начального разучивания необходимо уделить пристальное внимание определению предполагаемого результата обучения. В связи с тем, что основной частной задачей обучения на данном этапе является формирование представления о двигательном действии, то учитель на пути формирования УУД должен работать не только с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии, но и способствовать нахождению обучающимися последующих способов выполнения действий, близких по технике к вновь изучаемому.

    Н. Е. Дидковская отмечает, что отдельные разделы учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в овладении УУД (Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования. Пермь. 2015. С. 29).

    Физическая культура имеет 4 основные формы:

    • - физическое воспитание и физическая подготовку к конкретной деятельности, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка;
    • - восстановление здоровья силами и средствами физической культуры - реабилитация;
    • - занятия физическими упражнениями в целях отдыха - рекреативная физическая культура;
    • - спорт высших достижений.

    Понимание сути физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. В физическом воспитании в научной литературе различают две узко специфические «части»: во-первых, обучение движениям и воспитание физических кондиций. Обучение двигательным действиям в своем основном содержании имеет физическое образование, под которым понимается системное освоение человеком в процессе специального обучения наиболее выгодных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни арсенала двигательных умений, навыков и связанных с ними теоретических знаний (Гончаров С.Т. Российская система физического воспитания. СПб.: Кристалл, 1997. С.16).

    Своим первостепенным значением ообразовательная сторона физического воспитания имеет рациональное применение человеком двигательных возможностей в практике жизни. Еще одна не менее важная и значимая сторона физического воспитания - целенаправленное влияние на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим кондициям человека. К ним можно отнести стимулирование и регулирование их развития посредством строго нормированных функциональных нагрузок, связанных с физическими упражнениями, а также путем оптимизации персонального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания в научной литературе обозначают воспитанием физических качеств или физическим воспитанием в узком смысле. Более того Л.И. Лубышева говорит не о процессе воспитания физических кондиций, а об управлении их развитием (Лубышева Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне: [сайт]. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot). С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом, как посредством физических упражнений, так и других средств физического воспитания можно в достаточно широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, вызывая прогрессивные адаптивные изменения в нем, например совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию и т. д.

    Овладение учащимися УУД - залог успешного освоения не только физической культуры, но и любого предмета. Ведущая черта УУД - их метапредметность, то их сформированность - результат работы педагогического коллектива образовательного учреждения по всем предметам.

    Ученые в области физической культуры и спорта отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи - оздоровительную и тренирующую (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.). В свою очередь согласно образовательному стандарту нового поколения современный урок физического воспитания решает более широкий спектр задач. Таких как развитие персональных способностей детей; создание условий для самосовершенствования детей средствами физической культуры; обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации по освоению новых двигательных действий путем переработки и переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих вариантов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

    В практике образования учитель физической культуры в образовательном процессе сталкивается со многими трудностями. Большинство трудностей связаны с такими недостаточным развитием у обучающихся УУД, в частности: нежелание слушать задание; отсутствие понимания цели выполнения задания; отсутствие умения работать в группе; отсутствие фокусировки внимание на ключевых моментах изучаемого двигательного действия; неумение сравнивать изучаемое двигательное действие с уже изученным движением и др. В связи с наличием у школьников проблем в образовательном процессе освоение движения с последующим его выполнением происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к значительному снижению качества образования по предмету (Милованова Н. Г. От общих умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2008. 28 с.).

    Таким образом, необходимость организации работы по овладению УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и ФГОС.

    Рассмотрим пример отрывка урока в 6 классе по теме «Баскетбол» - ловля и передача мяча.

    К предметным УУД осваиваемым школьниками на этом уроке относятся: совершенствование технико-тактических действий баскетбола ведение мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча, как на месте, так и в движении.

    Среди личностных УУД можно перечислить развитие таких физических способностей как скоростно-силовые качества, быстрота реакции, точность движений, меткость.

    К метапредметным УУД относятся: регулятивные УУД, коммуникативные и познавательные.

    Регулятивные УУД формируют потребности и умение школьников выполнять упражнения игровой деятельности в баскетболе.

    Формирование собственного мнения и позиции, умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности развивают коммуникативные УУД

    В свою очередь познавательные УУД формируют мыслительные операции по каждому из осваиваемых школьниками элементов баскетбола, например, выполнить перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет - корзина, бол - мяч).

    Для основной части данного урока характерны такие этапы образовательного процесса как: жонглирование мячом, персональная работа с мячом и работа в тройках.

    Выполняя жонглирование мячом школьники осуществляют такие упражнения как: передача мяча вокруг себя; подбрасывание мяча над собой; чередование подброса и ловли мяча; поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо; повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча; приседание, после подбрасывания мяча.

    В разделе персональная работа с мячом школьникам предлагается к выполнению ведение мяча в движении и бросок с двух шагов.

    Работа в тройках заключается в ведении мяча до кольца с последующим броском после двух шагов; в ведении мяча с выполнением остановки прыжком и броска в прыжке.

    Согласно данным рабочей программы по физической культуре в основной части урока формируются специфические для раздела «Баскетбол» УУД (Рабочая программа по физической культуре. 3 класс. М.: ВАКО, 2014. - С. 12).

    Среди личностных УУД на уроках баскетбола школьники определяют для себя влияние элементов баскетбола на результат (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину); место баскетбола в жизни человека. Определяет собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке, а также осознает необходимость выполнения домашнего задания по предмету.

    Посредством регулятивных УУД школьники осваивают умения сравнивать усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом и персональную работу с групповой (с мячом). Овладевают движениями рук при ловле мяча направленными на развитие координации. Определяют смысл поставленной на уроке учебной ззадачи. Постигают условия, необходимые для достижения поставленной цели.

    К познавательным универсальным учебным действиям, формируемым на баскетболе относится формирование мыслительных операций по каждому из осваиваемых элементов баскетбола; определение эффективной модели броска мяча с двух шагов, а также формирование умения видеть ведущие признаки сопоставления выполнения учебной задачи.

    На занятиях по баскетболу формируются и коммуникативные универсальные учебные действия. В частности, распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий; развитие умения выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола одноклассниками; обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей (Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России. Теория и практика физической культуры. 2002. С. 33-35).

    Таким образом, каждый школьный учебный предмет не зависимо от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся имеет определенные возможности для формирования УУД.

    На уроках физической культуры так же, как и на других предметах, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Овладение УУД на уроках физической культуры ведет к формированию умения самостоятельно эффективно усваивать новые знания, двигательные действия и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Умение учиться необходимо для каждого человека, так как является залогом его успешной адаптации в обществе, а также его профессионального роста.

    В наше же время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения (рис.1):

    Рис.1. Требования ФГОС к результатам обучения

    Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальное ядре содержания общего образования предусмотрено:

    Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

    Рассмотрим более подробно третью составляющую – УУД. УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

    Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

    Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (рис.2) :

    Рис.2. Результаты обучения предмету «Физическая культура»

    Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

    Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи , которые можно объединить в две группы (слайд):

    1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

    2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

    Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

    В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

    Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

    Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

    Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).

    Таблица 1

    Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

    Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
    1.Самоопре-деление2.Смысло-образование 1.Соотнесение известного и неизвестного2.Планирование3.Оценка4.Способность к волевому усилию 1.Формулирование цели2.Выделение необходимой информации3.Структурирование4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи5.Рефлексия

    6.Анализ и синтез

    7.Сравнение

    8.Классификации

    9.Действия постановки и решения проблемы

    1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами2.Постановка вопросов3.Разрешение конфликтов

    Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

    1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
    2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
    3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
    4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

    Формирование Универсальных Учебных Действий

    на уроках физкультуры

    Овладение учащимися Универсальными Учебными Действиями – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

    Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать Универсальные Учебные Действия на уроках физической культуры?

    Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (СЛАЙД 1) :

    Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

    Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи , которые можно объединить в две группы (СЛАЙД 2):

    1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

    2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

    Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

    В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся Универсальных Учебных Действий нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

    Таким образом, что необходимость организации работы по формированию Универсальных Учебных Действий на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

    Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование Универсальные Учебные Действия. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все Универсальные Учебные Действия.

    Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках физкультуры может быть следующим посмотрите на таблицу.

    СЛАЙД 3

    Виды Универсальных Учебных Действий , формируемых на уроках физической культуры

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    1.Самоопре-деление

    2.Смысло-образование

    1.Соотнесение известного и неизвестного

    2.Планирование

    4.Способность к волевому усилию

    1.Формулирование цели

    2.Выделение необходимой информации

    3.Структурирование

    4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

    5.Рефлексия

    6.Анализ и синтез

    7.Сравнение

    8.Классификации

    9.Действия постановки и решения проблемы

    1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

    2.Постановка вопросов

    3.Разрешение конфликтов

    Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию Универсальных Учебных Действий, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

    Приведу пример отрывка урока в 6 классе по теме Баскетбол. Ловля и передача мяча

    На данном уроке формируются такие универсальные учебные действия. СЛАЙД 4

    Предметные:

    Совершенствование техники ведения мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча (на месте и в движении)

    Личностные УУД:

    Развивать скоростно-силовые качества, быстроту реакции, точность движений, меткость

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД :

    Формировать потребности и умение выполнять упражнения игровой деятельности в баскетбол

    Коммуникативные УУД :

    Формировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности

    Познавательные УУД :

    Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола. Произвести перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет – корзина, бол – мяч)

    В основной части урока проходят такие этапы образовательного процесса

    1. Жонглирование мячом:

    Передача мяча вокруг себя

    Подбрасывание мяча над собой, чередуя подброс и ловлю мяча

    Поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо

    Повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча

    Приседание, после подбрасывания мяча

    1. Индивидуальная работа с мячом:

    Ведение мяча в движении - бросок с двух шагов

    2-. Работа в тройках:

    Ведение мяча до кольца, бросок после двух шагов

    Ведение мяча, остановка прыжком, бросок в прыжке

    На данном этапе урока формируются такие УУД СЛАЙД 5

    Личностные

    Определить влияние элементов баскетбола на результат (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину)

    Место баскетбола в жизни человека

    Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

    Осознать нужность домашнего задания

    Регулятивные

    Сравнить усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом

    Движения руками при ловле мяча направлены на развитие координации

    Сравнить работу индивидуальную с групповой (с мячом)

    Условия, необходимые для достижения поставленной цели

    Определить смысл поставленной на уроке Учебной Задачи

    Познавательные

    Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола

    Определить эффективную модель броска мяча с двух шагов

    Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения Учебной Задачи.

    Коммуникативные

    Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий

    Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола одноклассниками

    Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей