Истории из личного опыта на тему сострадание. Примеры сострадания из жизненного опыта

Тем не менее, всё не так плохо: Фактрум приводит 10 замечательных примеров человеческой доброты и сострадания.

1. Работа Матери Терезы

В 1999-м году, на пороге нового тысячелетия, американцы в ходе голосования признали Мать Терезу самым почитаемым человеком столетия. А согласно опросу, проведённому CNN, ею восхищались больше, чем Мартином Лютером Кингом, Джоном Кеннеди, Альбертом Эйнштейном и Хелен Келлер.

Что же делает её такой особенной?

Мать Тереза, урождённая Аньэз Гонджэ Бояджиу и названная Ангелом Милосердия, была миссионером и монахиней римской католической церкви, посвятившей всю свою жизнь помощи другим людям. Сегодня, когда люди думают о святых, они обычно вспоминают о Матери Терезе.

В 1950-м году Мать Тереза основала Орден Миссионеров Милосердия, главной задачей которого был уход за больными, бездомными и беспомощными. В 1979-м году Мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Тем не менее, в одном весьма спорном исследовании, проведённом в 2013-м году, высказывалось предположение, что репутация и святость Матери Терезы могут быть несколько преувеличены. Она действительно посвятила свою жизнь помощи ближним, однако её дома для умирающих порой не могли предложить для облегчения страданий ничего, кроме молитвы.

Скончалась Мать Тереза в 1997-м году.

2. «Проект Линус»

«Проект Линус» - это некоммерческая организация, которая раздаёт обычные и стёганые домашние одеяла больным или травмированным младенцам, детям и подросткам в больницах, приютах, в организациях социального обслуживания и в благотворительных организациях. Цель проста: дать людям чувство безопасности и комфорта тогда, когда оно им нужнее всего.

У проекта Линус в каждом штате есть местные руководители, и есть добровольцы, так называемые «blanketeers».

Например, в округе Фэйетт, в штате Джорджия, добровольцы с 2010-го года сшили, связали крючками, а затем раздали 1155 одеял местным детям, а в 2012-м году они послали 147 сшитых вручную одеял детям, пострадавшим в результате урагана «Сэнди».

3. «Байкеры против жестокого обращения с детьми»

«Байкеры против жестокого обращения с детьми» (или ВАСА) - это ещё одна некоммерческая организация. С 1995-го года они работают, чтобы оградить детей от насилия, и повысить осведомлённость общества о насилии над детьми. Их цель: сделать так, чтобы дети, подвергшиеся физическому, эмоциональному или сексуальному насилию, перестали бояться. Потому что отсутствие страха - важный шаг на пути к исцелению. Также группа помогает финансировать терапию и терапевтические действия.

Байкеры-волонтёры из этой организации стремятся к тому, чтобы дети почувствовали себя в безопасности. Они стараются помочь и в ситуациях, когда с детьми жестоко обращаются сотрудники правоохранительных органов, сотрудники агентств по уходу за детьми, и другие люди. Не важно, где присутствуют байкеры - на судебном заседании, на слушаниях по условно-досрочному освобождению, сопровождают ли они ребёнка в школу, или просто живут по соседству - сам факт такого присутствия заставляет призадуматься тех, кто жестоко обращается с детьми. Нет, байкеры - не народные дружинники. Это скорее телохранители. А разве вы не почувствовали бы себя в безопасности, если бы на вашей стороне была большая толпа парней на «Харлеях»?

4. «Анти-протесты», вызванные церковью Вестборо

Баптистская церковь Вестборо (WBC) в основном известна за свои выступления против геев. Ещё представителей этой церкви часто видят на различных громких военных похоронах. Они устраивают там пикеты, держа в руках транспаранты с разными вызывающими лозунгами.

Можно только вообразить, что началось, когда эта весьма неоднозначная церковь вдруг объявила, что её протесты есть не что иное, как попытка расшевелить общественность.

К примеру, когда студенты колледжа Вассар узнали, что церковь Вестборо собирается провести пикет у их кампуса, в котором лояльно относятся к представителям ЛГБТ-сообщества, они немедленно организовали встречный протест.

А студенты из Tехасского университета A&M однажды образовали «живую цепь» лишь для того, чтобы пресечь любые попытки представителей церкви пикетировать военные похороны.

Другие «анти-протестующие» из организации Angel Action принесли с собой трёхметровые ангельские крылья, и со всех сторон закрыли ими представителей церкви, тем самым скрыв их из поля зрения окружающих. Ещё одна группа, Patriot Guard Riders, тоже воспользовалась «ненасильственными средствами защиты» - щитами, с помощью которых они не позволили представителям церкви провести пикет на очередных военных похоронах.

5. Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс

Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс - это не только драматичное проявление доброты, но и драматичный акт благотворительности.

Билл Гейтс, в рамках программы, которую он создал совместно с Уорреном Баффетом, публично пообещал пожертвовать на благотворительность половину денег, которые он заработал в течение своей жизни. К 2011-му году Билл и Мелинда Гейтс уже перевели в Фонд 28 миллиардов долларов (то есть более трети своего состояния).


Фонд предоставляет деньги самым разным организациям, помогая решать глобальные проблемы, такие, как бедность и голод, решать глобальные вопросы здравоохранения, такие, как профилактическое вакцинирование и обеспечение доступности надёжных медицинских препаратов. Фонд, к примеру, выделил 112 миллионов долларов организации «Спасите детей», чтобы помочь новорожденным, находящимся в различных «группах риска», и 456 миллионов организации MVI, занимающейся разработкой новых вакцин против малярии.

6. Римский Папа Иоанн Павел II простил своего потенциального убийцу

Убийца из Турции по имени Мехмет Али Агджа трижды выстрелил в Папу Иоанна Павла II на площади Святого Петра в Ватикане. Это случилось 13 мая 1981-го года. Одна пуля отскочила от указательного пальца Папы, и попала ему в живот. Другая задела правый локоть. Позднее Иоанн Павел II скажет, что выжил он лишь благодаря божественному вмешательству Девы Марии.


17 мая 1981-го года, всего через четыре дня после покушения, понтифик публично простил Агджа, сказав, что он простил его ещё тогда, когда его в машине скорой помощи везли в госпиталь Джемелли. А в 1983-м году Папа навестил Агджа в тюрьме, где тот отбывал свой 19-летний срок. В ходе этой встречи Иоанн Павел II взял своего потенциального убийцу за руку, и простил его, на этот раз - глядя ему в глаза.

7. Нельсон Мандела приглашает своего тюремщика на свою инаугурацию

Нельсон Мандела был осуждён за саботаж во времена апартеида в Южной Африке, после чего он 27 лет провёл в тюрьме на острове Роббен.


Когда в 1990-м году он наконец вышел на свободу, у него не было желания мстить своим бывшим тюремщикам. И более того, одного из них, белого человека по имени Христо Бренд, он пригласил на свою президентскую инаугурацию, состоявшуюся в 1994-м году. А ещё Бренд был приглашён на 20-летнюю годовщину освобождения Нельсона Манделы. Ещё один тюремщик Нельсона Манделы, Джеймс Грегори, тоже много рассказывал и писал о своей дружбе со знаменитым политзаключённым.

И Грегори, и Бренд говорили о своём глубоком уважении к Манделе. Бренд, в частности, рассказал о его трансформации из человека, поддерживающего апартеид, в человека, выступающего категорически против угнетения и расовой сегрегации. По словам Бренда, его жизнь под влиянием Манделы сильно изменилась, а их дружба стала уроком прощения для многих в этом мире.

8. Иван Фернандес Анайя умышленно проигрывает Абелю Мутаи

Кенийский бегун Абель Мутаи лидировал в кроссе, который проходил в испанской Наварре в декабре 2012-го года. Бегун думал, что уже пересёк финишную черту, на самом же деле до неё оставалось около 10 метров.


Испанский бегун, Иван Фернандес Анайя, претендующий на второе место, вполне мог взять и золото, однако не сделал этого. Вместо этого Фернандес Анайя догнал Мутаи, и жестом предложил ему финишировать первым. Позднее Фернандес Анайя заявил, что не заслужил первого места, и предпочёл честность победе.

9. Рождественское перемирие

К декабрю 1914-го года Первая мировая война уже успела унести почти миллион жизней (а всего в этой войне погибнет 14 миллионов), но на один день - Рождество - между британскими и немецкими солдатами установилось перемирие.

До сих пор точно неизвестно, насколько правдива эта история, и насколько её детали преувеличены. Но если ей верить, то британские солдаты в окопах на передовой вдруг услышали знакомый мотив, доносящийся из немецких окопов, находящихся рядом. Это была «Тихая ночь» (англ. «Silent Night»), с которой и началось несанкционированное братание между врагами. Во время Рождественского перемирия не было никаких выстрелов и взрывов. Солдаты, порядком уставшие от войны, просто жали друг другу руки, а потом делились сигаретами и перебрасывались консервами по всему Западному фронту.

10. Ифигения Мукэнтэбана простила Жана Боско Бизимана

В 1994-м году в Центральной Африке бушевала этническая война между хуту и народом тутси. Именно в том году муж Ифигении Мукэнтэбаны и пятеро её детей были убиты ополчением хуту. Фактическим виновником ужаса, постигшего её семью, был сосед Ифигении по имени Жан Боско Бизимана.

А через десять лет Ифигения, занимаясь плетением корзин в рамках проекта «Путь Руанды к миру», встретилась с ткачихой по имени Епифания Муканундви, которая оказалась женой Жана Боско Бизимана.

Сам Жан Боско отбывал 7-летний срок в тюрьме за преступления, совершённые им во время геноцида, но именно его публичная просьба о прощении, произнесённая в суде Руанды, помогла Ифигении простить этого человека и дала ей силы жить дальше.

Как возникает зависимость от Инстаграма и почему люди «подсаживаются» на эту соцсеть

3 увлекательных факта о жизни в Римской империи

Победа в войне 1812 года привела к многочисленным крестьянским восстаниям

Как зависимость от Инстаграма меняет вашу личность

Тем не менее, всё не так плохо: Фактрум приводит 10 замечательных примеров человеческой доброты и сострадания.

1. Работа Матери Терезы

В 1999-м году, на пороге нового тысячелетия, американцы в ходе голосования признали Мать Терезу самым почитаемым человеком столетия. А согласно опросу, проведённому CNN, ею восхищались больше, чем Мартином Лютером Кингом, Джоном Кеннеди, Альбертом Эйнштейном и Хелен Келлер.

Что же делает её такой особенной?

Мать Тереза, урождённая Аньэз Гонджэ Бояджиу и названная Ангелом Милосердия, была миссионером и монахиней римской католической церкви, посвятившей всю свою жизнь помощи другим людям. Сегодня, когда люди думают о святых, они обычно вспоминают о Матери Терезе.

В 1950-м году Мать Тереза основала Орден Миссионеров Милосердия, главной задачей которого был уход за больными, бездомными и беспомощными. В 1979-м году Мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Тем не менее, в одном весьма спорном исследовании, проведённом в 2013-м году, высказывалось предположение, что репутация и святость Матери Терезы могут быть несколько преувеличены. Она действительно посвятила свою жизнь помощи ближним, однако её дома для умирающих порой не могли предложить для облегчения страданий ничего, кроме молитвы.

Скончалась Мать Тереза в 1997-м году.

2. «Проект Линус»

«Проект Линус» - это некоммерческая организация, которая раздаёт обычные и стёганые домашние одеяла больным или травмированным младенцам, детям и подросткам в больницах, приютах, в организациях социального обслуживания и в благотворительных организациях. Цель проста: дать людям чувство безопасности и комфорта тогда, когда оно им нужнее всего.

У проекта Линус в каждом штате есть местные руководители, и есть добровольцы, так называемые «blanketeers».

Например, в округе Фэйетт, в штате Джорджия, добровольцы с 2010-го года сшили, связали крючками, а затем раздали 1155 одеял местным детям, а в 2012-м году они послали 147 сшитых вручную одеял детям, пострадавшим в результате урагана «Сэнди».

3. «Байкеры против жестокого обращения с детьми»

«Байкеры против жестокого обращения с детьми» (или ВАСА) - это ещё одна некоммерческая организация. С 1995-го года они работают, чтобы оградить детей от насилия, и повысить осведомлённость общества о насилии над детьми. Их цель: сделать так, чтобы дети, подвергшиеся физическому, эмоциональному или сексуальному насилию, перестали бояться. Потому что отсутствие страха - важный шаг на пути к исцелению. Также группа помогает финансировать терапию и терапевтические действия.

Байкеры-волонтёры из этой организации стремятся к тому, чтобы дети почувствовали себя в безопасности. Они стараются помочь и в ситуациях, когда с детьми жестоко обращаются сотрудники правоохранительных органов, сотрудники агентств по уходу за детьми, и другие люди. Не важно, где присутствуют байкеры - на судебном заседании, на слушаниях по условно-досрочному освобождению, сопровождают ли они ребёнка в школу, или просто живут по соседству - сам факт такого присутствия заставляет призадуматься тех, кто жестоко обращается с детьми. Нет, байкеры - не народные дружинники. Это скорее телохранители. А разве вы не почувствовали бы себя в безопасности, если бы на вашей стороне была большая толпа парней на «Харлеях»?

4. «Анти-протесты», вызванные церковью Вестборо

Баптистская церковь Вестборо (WBC) в основном известна за свои выступления против геев. Ещё представителей этой церкви часто видят на различных громких военных похоронах. Они устраивают там пикеты, держа в руках транспаранты с разными вызывающими лозунгами.

Можно только вообразить, что началось, когда эта весьма неоднозначная церковь вдруг объявила, что её протесты есть не что иное, как попытка расшевелить общественность.

К примеру, когда студенты колледжа Вассар узнали, что церковь Вестборо собирается провести пикет у их кампуса, в котором лояльно относятся к представителям ЛГБТ-сообщества, они немедленно организовали встречный протест.

А студенты из Tехасского университета A&M однажды образовали «живую цепь» лишь для того, чтобы пресечь любые попытки представителей церкви пикетировать военные похороны.

Другие «анти-протестующие» из организации Angel Action принесли с собой трёхметровые ангельские крылья, и со всех сторон закрыли ими представителей церкви, тем самым скрыв их из поля зрения окружающих. Ещё одна группа, Patriot Guard Riders, тоже воспользовалась «ненасильственными средствами защиты» - щитами, с помощью которых они не позволили представителям церкви провести пикет на очередных военных похоронах.

5. Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс

Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс - это не только драматичное проявление доброты, но и драматичный акт благотворительности.

Билл Гейтс, в рамках программы, которую он создал совместно с Уорреном Баффетом, публично пообещал пожертвовать на благотворительность половину денег, которые он заработал в течение своей жизни. К 2011-му году Билл и Мелинда Гейтс уже перевели в Фонд 28 миллиардов долларов (то есть более трети своего состояния).


Фонд предоставляет деньги самым разным организациям, помогая решать глобальные проблемы, такие, как бедность и голод, решать глобальные вопросы здравоохранения, такие, как профилактическое вакцинирование и обеспечение доступности надёжных медицинских препаратов. Фонд, к примеру, выделил 112 миллионов долларов организации «Спасите детей», чтобы помочь новорожденным, находящимся в различных «группах риска», и 456 миллионов организации MVI, занимающейся разработкой новых вакцин против малярии.

6. Римский Папа Иоанн Павел II простил своего потенциального убийцу

Убийца из Турции по имени Мехмет Али Агджа трижды выстрелил в Папу Иоанна Павла II на площади Святого Петра в Ватикане. Это случилось 13 мая 1981-го года. Одна пуля отскочила от указательного пальца Папы, и попала ему в живот. Другая задела правый локоть. Позднее Иоанн Павел II скажет, что выжил он лишь благодаря божественному вмешательству Девы Марии.


17 мая 1981-го года, всего через четыре дня после покушения, понтифик публично простил Агджа, сказав, что он простил его ещё тогда, когда его в машине скорой помощи везли в госпиталь Джемелли. А в 1983-м году Папа навестил Агджа в тюрьме, где тот отбывал свой 19-летний срок. В ходе этой встречи Иоанн Павел II взял своего потенциального убийцу за руку, и простил его, на этот раз - глядя ему в глаза.

7. Нельсон Мандела приглашает своего тюремщика на свою инаугурацию

Нельсон Мандела был осуждён за саботаж во времена апартеида в Южной Африке, после чего он 27 лет провёл в тюрьме на острове Роббен.


Когда в 1990-м году он наконец вышел на свободу, у него не было желания мстить своим бывшим тюремщикам. И более того, одного из них, белого человека по имени Христо Бренд, он пригласил на свою президентскую инаугурацию, состоявшуюся в 1994-м году. А ещё Бренд был приглашён на 20-летнюю годовщину освобождения Нельсона Манделы. Ещё один тюремщик Нельсона Манделы, Джеймс Грегори, тоже много рассказывал и писал о своей дружбе со знаменитым политзаключённым.

И Грегори, и Бренд говорили о своём глубоком уважении к Манделе. Бренд, в частности, рассказал о его трансформации из человека, поддерживающего апартеид, в человека, выступающего категорически против угнетения и расовой сегрегации. По словам Бренда, его жизнь под влиянием Манделы сильно изменилась, а их дружба стала уроком прощения для многих в этом мире.

8. Иван Фернандес Анайя умышленно проигрывает Абелю Мутаи

Кенийский бегун Абель Мутаи лидировал в кроссе, который проходил в испанской Наварре в декабре 2012-го года. Бегун думал, что уже пересёк финишную черту, на самом же деле до неё оставалось около 10 метров.


Испанский бегун, Иван Фернандес Анайя, претендующий на второе место, вполне мог взять и золото, однако не сделал этого. Вместо этого Фернандес Анайя догнал Мутаи, и жестом предложил ему финишировать первым. Позднее Фернандес Анайя заявил, что не заслужил первого места, и предпочёл честность победе.

9. Рождественское перемирие

К декабрю 1914-го года Первая мировая война уже успела унести почти миллион жизней (а всего в этой войне погибнет 14 миллионов), но на один день - Рождество - между британскими и немецкими солдатами установилось перемирие.

До сих пор точно неизвестно, насколько правдива эта история, и насколько её детали преувеличены. Но если ей верить, то британские солдаты в окопах на передовой вдруг услышали знакомый мотив, доносящийся из немецких окопов, находящихся рядом. Это была «Тихая ночь» (англ. «Silent Night»), с которой и началось несанкционированное братание между врагами. Во время Рождественского перемирия не было никаких выстрелов и взрывов. Солдаты, порядком уставшие от войны, просто жали друг другу руки, а потом делились сигаретами и перебрасывались консервами по всему Западному фронту.

10. Ифигения Мукэнтэбана простила Жана Боско Бизимана

В 1994-м году в Центральной Африке бушевала этническая война между хуту и народом тутси. Именно в том году муж Ифигении Мукэнтэбаны и пятеро её детей были убиты ополчением хуту. Фактическим виновником ужаса, постигшего её семью, был сосед Ифигении по имени Жан Боско Бизимана.

А через десять лет Ифигения, занимаясь плетением корзин в рамках проекта «Путь Руанды к миру», встретилась с ткачихой по имени Епифания Муканундви, которая оказалась женой Жана Боско Бизимана.

Сам Жан Боско отбывал 7-летний срок в тюрьме за преступления, совершённые им во время геноцида, но именно его публичная просьба о прощении, произнесённая в суде Руанды, помогла Ифигении простить этого человека и дала ей силы жить дальше.

Как возникает зависимость от Инстаграма и почему люди «подсаживаются» на эту соцсеть

3 увлекательных факта о жизни в Римской империи

Победа в войне 1812 года привела к многочисленным крестьянским восстаниям

Как зависимость от Инстаграма меняет вашу личность

Принято считать, что человек – существо социальное, способное на сочувствие ближнему. Само понятие сострадания предусматривает переживание вместе с кем-то его боли - страдание сообща. О том, насколько это чувство уместно и нужно ли оно в человеческом обществе, мнения, как ни странно, расходятся.

Сострадание как помеха

Кто-то отваживается прямо заявить, что это совершенно ни к чему, и приводит очередной пример сострадания из жизни (благо, в ней можно найти иллюстрацию любому образу мыслей): шла себе женщина, увидела бездомного щенка, пожалела, накормила, а потом неблагодарная псина выросла и покусала ребенка своей спасительницы.

Далее следуют ницшеанские размышления о том, что слабый должен погибнуть, а сильный, соответственно, выжить. Если размышлять в таком ключе, вопрос о том, нужны ли в жизни сочувствие и сострадание, исключается в принципе. Справедливости ради следует заметить, что все эти рассуждения свойственны людям либо психически нездоровым (к которым принадлежал и сам основатель теории), либо эмоционально незрелым – в силу возраста или отсутствия воображения.

Качество развитого человека

Способность к абстрактному мышлению в процессе сострадания необходима: мы зачастую сочувствуем людям, на месте которых ни разу не были (и слава Богу). Физические или душевные увечья и потери вызывают чувство сострадания – возможно, только благодаря тому, что человек оказывается способным собственный, аналогичный (даже самый ничтожный) опыт употребить на то, чтобы представить, как должен чувствовать себя тот, кому повезло еще меньше.

Опыт, сын ошибок трудных

Это приводит нас к распространенному мнению, которое утверждает, что, чтобы почувствовать чужую боль, нужно хотя бы раз испытать свою. С одной стороны, это верно – каждый из нас может подтвердить, что чужие чувства становятся намного понятнее, когда сам переживешь подобные. Дочки начинают гораздо лучше понимать своих мам, родив собственного ребенка. Перенеся унижение в школе, легче представить себя на месте изгоя.

С другой стороны, пресловутый личный опыт вовсе не обязательно является залогом успеха: каждый пример сострадания из жизни уравновешивается своей противоположностью. Показательна в этом отношении армейская дедовщина: вчера унижали меня, сегодня унижаю я. Такая месть, направленная на весь мир вокруг, – оборотная сторона сочувствия. То, каким образом каждый из нас употребляет свой жизненный опыт, зависит от личности человека, его воспитания, среды, в которой он живет, и многих других факторов.

Чувство и дело

Если строго придерживаться фактической стороны, сострадание – это всего лишь чувство. Само по себе оно бесплодно и призвано всего лишь мотивировать к действию – прийти на выручку. И наоборот, чтобы получить помощь, сначала следует возбудить сострадание. Примеры из жизни людей сосредоточены, в принципе, на этом. Вот человек, приехавший из другого города, получил зарплату и согласился выпить в теплой компании малознакомых людей (поступок сам по себе далекий от оптимального, но, как правило, любой неприятности предшествует глупость). Новообретенные товарищи опоили его невесть чем, деньги забрали и вышвырнули беднягу на обочине.

Мимо идет парень, останавливается, узнает, в чем дело, и дает деньги на проезд до дома. Кто-то скажет, что это настоящий но вполне может статься, что он так показателен только потому, что в этом случае чувство породило действие.

Давняя проблема

В ходе размышлений о природе сопереживания принято углубляться в оттенки понятий и говорить о том, что сострадание возвышает, жалость унижает, приводятся разнообразные трактовки, тонкие нюансы. Известный австрийский писатель С. Цвейг ввел еще одно понятие, имеющее отношение к предмету, - «нетерпение сердца». Он написал одноименную повесть, центральной темой которой и стало сострадание. Сочинение, примеры из жизни в котором яркие, интересные и очень иллюстративные, вправе считаться глубокой и весьма неоднозначной философской разработкой понятия сочувствия и ответственности за него.

Итак, молодой человек знакомится с девушкой-калекой, которая сильно влюбляется в него. В порыве сострадания (его ли?) герой решает на ней жениться. Далее подробно описываются его внутренние терзания, приводящие в результате к трагедии: брошенная героиня заканчивает жизнь самоубийством.

Эта ситуация литературная, но аналогичный пример сострадания из жизни, пусть не столь драматичный, найти не так сложно, как кажется: в соседнем подъезде живет никому не нужный ребенок, почти беспризорник. Мать горько пьет, отчим над ним издевается. В одну «прекрасную» ночь мальчишка оказывается на улице, и его подбирают сердобольные соседи. Он ночует там день, другой, а потом никому не хочется ни брать на себя ответственность, ни возиться с чужим ребенком, и в результате он снова оказывается в кругу своей так называемой семьи.

Какое-то время мальчик приходит к людям, которые ему помогли: приносит цветы, пытается общаться, но не находит понимания: те заняты своими проблемами, им не до него. Он озлобляется и отправляется бродяжничать.

Нетерпение сердца

Логично предположить, что в деле сострадания, как и в любом другом, надо либо завершать начатое, либо не начинать вообще.

В книге тема получает своеобразное развитие: терзаемый муками раскаяния молодой человек приходит к доктору погибшей невесты, и тут выясняется, что тот в аналогичной ситуации поступил прямо противоположно: женился на своей слепой пациентке, посвятив ей всю свою жизнь.

В уста этого персонажа автор вкладывает следующую мысль: бывает, дескать, истинное сострадание, а бывает просто нетерпение сердца - чувство, возникающее в каждом из нас, когда мы видим чью-нибудь боль или неприятность. Это вызывает в душе окружающих дискомфорт, желание поскорее исправить – не для того, чтобы помочь страждущему, а для того, чтобы вновь обрести собственный душевный покой. И наши суетливые, непоследовательные действия способны привести к поистине драматическим последствиям.

Еще один пример сострадания из жизни, который по полному праву может считаться классическим «нетерпением сердца» по Цвейгу, – милостыня, поданная в подземном переходе грязной женщине со спящим ребенком на руках. Уже сказаны и напечатаны тысячи слов об одурманенных наркотиками несчастных детях, благодаря которым обогащаются бессовестные люди - место им на каторге, с чугунным ядром на ногах. Но нет: граждане с завидным упорством продолжают бросать мелочь в картонную коробку нищенки, инвестируя таким образом в детоубийство. Это ли не насмешка над такими категориями, как сочувствие, сострадание, поддержка?

Сначала – думать

Видимо, ко всему надо подходить, прислушиваясь к голосу не только сердца, но и разума. Даже христианская религия, призывая к оказанию милости, одновременно говорит: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь, кому подаёшь» (Учение 12 апостолов, глава 1, ст. 6). Трактуется этот совет по-разному, но и в том смысле, что не нужно оказывать поддержку «любостяжателю». Вряд ли деньги, врученные алкоголику на водку или наркоману на его адское зелье, являются проявлением сострадания - скорее уж, это желание поскорее отвязаться.

Очень важным является и еще один вопрос: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание, требующие от человека жертвы и тем самым рождающие своеобразную цепную реакцию?" Тот же доктор из уже упомянутой книги, женатый на нелюбимой женщине, неминуемо вызывает сочувствие, как и она сама. Вправе ли человек жертвовать собой ради сопереживания или такие действия уничтожают и принимающего, и дающего?

Примеры милосердия и сострадания из своей жизни может привести каждый, в ком есть хоть капля благодарности. Вряд ли на свете существует человек, которому никогда в жизни ни разу никто не помог. Равно как и злодей, не совершивший ни одного доброго дела... Все мы даем и получаем – а уж вопрос о соразмерности отданного и полученного каждый решает для себя сам.

Эссе выпускницы 11А класса Фионкиной Юлии



Сочувствие, сострадание, поддержка… Мы слышим эти слова с самого детства, но не всегда понимаем их истинный смысл. Я до сих пор лишь интуитивно определяю границу между состраданием и сочувствием, но поддержка должна сопровождать оба эти понятия.


Я воспользовалась толковым словарем, чтобы выяснить значение интересующих меня терминов. По мнению Ожегова и Шведовой, сострадание - это «жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем», а сочувствие – это «отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других». Таким образом, можно сделать вывод о том, что сострадание является одной из сторон сочувствия.


Поддержка – это, на мой взгляд, помощь человеку, попавшему в какую-то беду. Но она не обязательно должна быть материальной или физической. На мой взгляд, вполне достаточно моральной поддержки, чтобы вызвать благодарность. Конечно же, я не считаю, что помогать нужно ради ответных услуг. Настоящая поддержка бескорыстна, ее оказывают из лучших побуждений, сочувствуя и сострадая человеку.


Можно привести немало примеров сочувствия, сострадания, поддержки из литературных произведений. Но, к сожалению, не меньше примеров можно подобрать и из реальной жизни. Обычно человеку сострадают близкие люди. Друзья и родственники лучше других знают тебя, понимают, как надо поддержать, не дать совершить ошибку. Я не исключение. Когда у моей хорошей подруги появились неприятности в семье, я не стала рассуждать о том, что виноваты родственники, или о ее собственной несдержанности и глупости. Просто нашлись те слова, которые подняли настроение подруге, заставили ее почувствовать, что она не одна, что не все потеряно.


Исходя из собственного опыта, предположу, что то сострадание, которое может быть принято сильным человеком, должно быть искренним, сердечным. Если ты понимаешь, что ситуация не вызывает отклика в душе, постарайся подобрать проверенный на практике совет, чтобы не обидеть родственника, друга или знакомого равнодушием. Когда на человека обрушивается несчастье, ему требуется поддержка и сострадание. Всегда легче переносить что-то, зная, что ты не один, что кто-нибудь понимает тебя и твое состояние. Важнейший аспект сострадания – умение почувствовать переживания другого человека, принять их и показать это. Естественно, для того чтобы суметь сделать это, нужно быть в некоторой степени эмпатом. Вряд ли холодный и черствый человек может испытывать сострадание – он слишком замкнут для этого. В моем понимании, человек, испытывающий сострадание, должен иметь богатый жизненный опыт, помнить свое эмоциональное состояние, когда ему было плохо, горько, обидно, чтобы воскресить его в нужный момент.



Сочувствие, то есть проявление жалости к кому-либо, тоже требует определенного эмоционального настроя. Некоторые люди считают, что сочувствие унижает. Я попробовала рассмотреть этот тезис с психологической точки зрения и получила любопытные выводы. С одной стороны, любой человек хочет, чтобы его считали сильным. Жалость же к нему показывает, что у него есть слабое место. В моей жизни были случаи, когда искреннее сочувствие воспринималось близкой подругой негативно, как унижение. Из-за моего желания помочь, поддержать мы поссорились, и в итоге подруга переживала ещё сильнее и дольше. Анализируя сейчас наше поведение и слова, прихожу к выводу, что лучше было оставить ее одну. Значит, моя вина в ссоре тоже есть. Я не прочувствовала настроение подруги. Впрочем, ее нежелание осознать собственные ошибки и принять чужую поддержку из-за моего признания вины не перестают быть причиной нашей ссоры.


Таким образом, сочувствие, принимаемое за банальную жалость, действительно может стать унижением, если личность в состоянии справиться со своими бедами сама. Насколько я понимаю, восприятие сострадания, сочувствия и поддержки зависит от характера и силы воли человека. С другой стороны, если люди не будут сочувствовать друг другу, то они станут жестокими. Тогда можно будет забыть о взаимопомощи, сопереживании и гуманности. Совершенно логично, что такой путь станет гибелью для человечества. Я считаю, что люди, сочувствующие, сострадающие, оказывающие поддержку другим, никогда не останутся одни, без друзей, без тех, кто сможет подставить плечо в трудную минуту. И это чудесно.