Лучшие самолеты люфтваффе. Асы люфтваффе Люфтваффе во 2й мировой войне

Год выпуска : 2006
Страна : Великобритания
Жанр : документальный, военный
Продолжительность : 8+ выпусков
Перевод : Профессиональный (Одноголосый)

Описание Сериала : Документальный сериал из архивных кинохроник об истории немецких военно-воздушных сил (Люфтваффе) во время Второй мировой войны, от блицкрига в Польше, до последней отчаянной попытки защитить небо над Германией от массированных налетов авиации Союзников. В фильме довольно подробно рассматривается применение дневных и ночных истребителей, а также штурмовой, бомбардировочной и транспортной авиации на различных театрах военных действий.

1. Дневные истребители 1939-1942 / German Fighter Aircraft of WW2 1939-1942 Люфтваффе вступили во Вторую мировую войну в сентябре 1939 года, используя в качестве основного дневного истребителя Messerschmitt Bf.109, один из классических образцов истребителей всех времен. Когда началась война, он уже имел высокую репутацию, полученную в результате успешного применения в гражданской войне в Испании. В 1941 году, над Ла-Маншем, дебютировал Фокке-Вульф FW-190. Он быстро стал истребителем «длинной руки» Люфтваффе и должен был играть главную роль в расширении конфликта с 1941 года. Фильм охватывает операции на Bf.109 на всех фронтах до 1942 года и ранние миссии FW-190 над Францией и Ла-Маншем.
2. Дневные истребители 1942-1945 / German Fighter Aircraft of WW2 1942-1945 Фильм о тщетной попытке люфтваффе защитить Германию от дневных налетов бомбардировщиков США, которые стали серьезной угрозой для третьего Рейха. Между 1942 и 1945 годами, Германия полагались на две основные модели дневных истребителей: Messerschmitt Bf.109 и Focke-Wulf Fw 190, которые должны были разогнать формации бомбардировщиков союзников. Хроника различных усилий в этой оборонной кампании в архивных кадрах военного времени.
3. Немецкие реактивные самолеты и ракеты Второй мировой войны / German Jets V1 & V2 Flying Bombs Немцы первыми проложили путь для развития по-настоящему эффективного и в массовом масштабе производимого реактивного и ракетного оружия. Оно, безусловно, являло собой чудо техники своего времени. В его развитии они далеко опередили своих противников. Но это техническое превосходство уже не могло существенно изменить течение войны, так как в 1944-1945 годах отрасли германской военной промышленности, производившие это оружие, были парализованы экономической блокадой и англо-американскими бомбардировками. Поэтому применение реактивного и ракетного оружия носило ограниченный характер. Немецкие реактивные самолеты также страдали от множества технических проблем, которые успешно разрешить толком не удалось. История создания и боевого применения реактивных самолетов: истребителя-перехватчика Мессершмитт Ме.262 «Schwalbe» («Ласточка»), бомбардировщика Арадо Ar 234 «Blitz» («Молния»), ракетного истребителя-перехватчика Мессершмитт Ме.163 «Komet» («Комета»). А также «Оружия возмездия» - ракет «Фау-1» и «Фау-2»
4. Немецкие тяжелые истребители / German Night Flyers of WW2
5. Пикирующие бомбардировщики и штурмовики второй мировой войны / Dive Bombers and Combat Aircraft of WW2 История создания и боевого применения немецкой штурмовой авиации. Самого термина «штурмовая авиация» в Люфтваффе не существовало, как и самолетов, специально предназначенных для штурмовки подобно советскому самолету Ил-2 (не считая созданного в 42-м году самолета Hs 129). Этот термин применим в качестве собирательного для немецких авиационных частей и подразделений, предназначенных для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя и вблизи переднего края. Основным самолетом немецкой штурмовой авиации на протяжении значительной части войны был пикирующий бомбардировщик Ju 87 различных модификаций, который с мая 1943 начал постепенно заменяться одномоторным одноместным самолетом FW 190 в его бомбардировочной модификации и с января 1943 одноместным двухмоторным самолетом Hs 129.
6. Бомбардировщики и бомбардировочные рейды в 1939-1942 годах / Bombers and Bombing Raids 1939-1942
7. Бомбардировщики и бомбардировочные рейды в 1942-1945 годах / Bombers and Bombing Raids 1942-1945
8. Транспортные самолеты и планеры / German Support Aircraft and Gliders of WW2

Асы люфтваффе во Второй мировой войне

Германия, бесспорно, имела лучших летчиков-истреби­телей Второй мировой войны. Как на Востоке, так и на Западе эксперты люфтваффе сбивали самолеты союзников тысячами.

Во время Первой мировой войны летчики-истребители, асы были у обеих воюющих сторон. Их личные, как у рыцарей, подвиги составляли желанный контраст безымянному кровопролитию в окопах.
Пять сбитых самолетов противника служили порогом для присвоения статуса ас, хотя счета выдающихся пилотов, были гораздо выше.
В Германии личный счет летчика каждый раз запрашивался прежде получения заветной «Pour le Merite » - высщей награды Империи за храбрость, также известной как «Голубой Макс».

Pour le Merite - Голубой Макс высшая награды Империи за храбрость

Эта награда не украшала шею Германа Геринга до 1918 г, пока он не сбил более 20 вражеских самолетов. Всего го же за первую мировую войну "Голубого Макса" удостены 63 пилота.

Герман Геринг на шее Голубой Макс

С 1939 г. Геринг внедрил такую же систему, когда лучшие летчики Гитлера боролись за Рыцарский Крест. По сравнению с Первой мировой войной порог увеличили в несколько раз, и вопрос о присуждении высших категорий Рыцарского Креста вносился на рассмотрение асов люфтваффе за выдающиеся победные достижения. Тридцать пять немецких асов сбили по 150 и более самолетов союзников, суммарный счет первой десятки экспертов составляет 2552 самолета.

Рыцарские кресты третьего рейха 1939 года

Тактическое преимущество асов люфтваффе

Люфтваффе имели преимущество на старте по сравнению со своими противниками благодаря Гражданской войне в Испании. Легион «Кондор» включал в себя значительное количество будущих асов из верхних строчек, включая Вернера Мёльдерса, который сбил 14 республиканских самолетов.

Боевая практика в Испании заставила люфтваффе отвергнуть некоторые тактические приемы времен Первой мировой войны и разработать новые. Это составляло огромное преимущество Германии к моменту начала Второй мировой войны.

Германия располагала первоклассным истребителем «Мессерщмитт» Me-109, но самолеты союзников были по крайней мере не хуже, однако оставались верны довоенной тактике 1940 г. Эскадрильи упорно продолжали летать в тесном строю из трех самолетов, что требовало от летчиков концентрации внимания и сил на поддержание строя. Они вели наблюдение в небе главным образом против солнца. Немецкие самолеты летали свободными парами и группами из четырех самолетов, известными как рой (schwam).

Вернер Мёльдерс с офицерами 1939 g

Британцы, в конечном счете, скопировали это построение, обозвали его «четыре пальца», потому что рой состоял из двух пар, расположенных наподобие пальцев протянутой руки.

Значительное количество немецких пилотов достигло впечатляющих результатов в сражениях против Британии. Личный счет Вернера Мёльдерса составил 13 сбитых самолетов во время Битвы за Британию и еще 22 самолета, сбитых на Западе, прежде чем его направили в Россию.

Вернер Мёльдерс -самый результативный ас люфтваффе Гражданской войны в Испании. Первым получивший Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями и Мечами, имел 115 побед и погиб в 1941 г.

Похороны немецкого аса Вернера Мельдерса 1941 год, за гробом идет рейхсмаршал Геринг

После битвы за Британию победы летчиков люфтваффе стали редкими. Удобный случай подвернулся в Северной Африке, а начиная с июня 1941 г. - в «анти­большевистском крестовом походе», начатом на Востоке.

Майор Гельмуд Викк стал самым результативным асом, когда утром 28 ноября 1940 г. он добавил еще один сбитый «Спитфайр» к общему счету в 56 побед. Но рекорд Викка вскоре превзошли. Гауптман Ганс Йоахим Марсейль в конечном счете сбил 158 самолетов, из них 151 над Северной Африкой; однажды он сбил 17 самолетов Королевских ВВС в один день!!! Просто не верится.

Гельмуд Викк количество побед немецкого аса растет август 1940 г Bf-109E4

Ганс Йохим Марсейль - самый результативный летчик на Западном театре боевых действий, нацистская пресса удостоила его титула «Звезда Африки».

Воздушная война над рейхом.

Через два года основной задачей люфтваффе стала защита своего дома. Британские тяжелые бомбардировщики атаковали рейх по ночам, бомбардировщики США действовали днем. Ночная воздушная война породила своих собственных асов, а два из них могли похвалиться более чем ста победами.

К дневным перехватам сначала привлекли истребителей, атаковавших не эскортируемые американские бомбардировщики. Но бомбардировщики летали тесным строем, поэтому истребители могли быть сбиты огнем устрашающего количества тяжелых пулеметов. Однако если удавалось отделить бомбардировщик от строя, то его могли уничтожить с меньшим риском.

Результаты атак формально засчитывались по немецкой «системе результатов», показывающей продвижение летчика к высшим наградам за храбрость. Уничтожение четырехмоторного бомбардировщика оценивалось в 3 очка, а отделение одного от строя давало 2 очка. Сбитый истребитель противника оценивался в 1 очко.

Набравший двенадцать очков заслуживал Германский Крест в золоте, за 40 очков давался Рыцарский Крест.

Обер-лейтенант Эгон Майер первый кто сбил сто самолетов в небе Западной Европы. Он обнаружил, что лучший способ атаковать строй бомбардировщиков США - это заходить им, прямо в лоб с небольшим превышением высоты. Только некоторые пулеметы бомбардировщиков могли вести огонь в этом направлении, а попадание в кабину бомбардировщика - верный способ отправить самолет на землю.

Но скорость сближения при этом жутко возрастала, пилот истребителя имел в лучшем случае одну секунду, чтобы уйти в сторону, в противном случае он мог столкнуться со своей целью. В конечном счете, ВВС США добавили пулеметную турель впереди -под фюзеляжем своих В-17, но тактика Майера применялась до конца войны.

Вооружение некоторых «Фокке-Вульфов» Fw-190 увеличили до шести 20-мм пушек, что давало им шанс уничтожить бомбардировщик в первом заходе. Но в результате самолеты стали медленнее и менее маневренны, требуя прикрытия от американских одноместных истребителей.

Применение неуправляемых ракет R4M класса «воздух-воздух» вызвало новое противоречие между огневой мощью и летными характеристиками.

Отметим, что на небольшую часть пилотов приходилась огромная доля сбитых самолетов. По крайней мере 15 экспертов сбили по 20 четырехмоторных бомбардировщиков США каждый, трое асов уничтожили более 30 самолетов каждый.

Появление американских «Мустангов» Р-51 над Берлином сигнализировало о приближении войны к концу, хотя Геринг не признавал их существования, считая, что он может их прогнать.

Асы люфтваффе во Второй мировой войне

В 1944 г. удача отвернулась от многих экспертов. Истребители союзников не уступали, а то и превосходили их немецких противников, и их было намного больше.

Пилоты союзников направлялись в бой после интенсивных тренировок, в то время когда новые пилоты люфтваффе вступали в бой все с меньшей и меньшей подготовкой. Пилоты союзников докладывали о постоянном падении среднего уровня мастерства их противников, хотя вступление в бой с одним из экспертов всегда относилось ими к неожиданным сюрпризам. К таким как появление реактивного Ме-2б2.

Продолжение смотрим Асы Геринга на разных фронтах

Асы Люфтваффе

С подачи некоторых западных авторов, заботливо принятой отечественными компиляторами, немецкие асы считаются результативнейшими летчиками-истребителями Второй мировой войны, а соответственно, и в истории, добившимися в воздушных боях баснословных успехов. Только асам нацистской Германии и их японским союзникам вменяются победные счета, содержащие более сотни самолетов. Но если у японцев такой летчик только один - воевали-то они с американцами, то у немцев аж 102 летчика «одержали» более 100 побед в воздухе. Большинство немецких летчиков, за исключением четырнадцати: Хейнриха Бэра, Ханса-Иоахима Марсейля, Иоахима Мюнхенберга, Вальтера Оесау, Вернера Мельдерса, Вернера Шроера, Курта Бюлигена, Ганса Хана, Адольфа Галланда, Эгона Майера, Йозефа Вурмхеллера и Йозефа Приллера, а также ночных летчиков Ханс-Вольфганга Шнауфера и Гельмута Лента, основую часть своих «побед» добились, конечно же, на Восточном фронте, а двум из них - Эриху Хартману и Герхарду Баркхорну - было записано более 300 побед.

Общее число побед в воздухе, одержанное более чем 30 тысячами немецких летчиков-истребителей и их союзников, математически описывается законом больших чисел, точнее, «кривой Гаусса». Если построить эту кривую только по результатам первой сотни лучших немецких истребителей (союзники Германии туда уже не войдут) при известном общем числе летчиков, то число заявленных ими побед превысит 300–350 тысяч, что в четыре-пять раз больше числа побед, заявленных самими немцами, - 70 тысяч сбитых, и катастрофически (до потери всякой объективности) превышает оценку трезвых, политически не ангажированных историков - 51 тысяча сбитых в воздушных боях, из них 32 тысячи на Восточном фронте. Таким образом, коэффициент достоверности побед немецких асов находится в пределах 0,15-0,2.

Заказ на победы для немецких асов был продиктован политическим руководством нацистской Германии, усиливался по мере того, как Вермахт терпел крах, формально не требовал подтверждений и не терпел ревизий, принятых в Красной Армии. Вся «точность» и «объективность» немецких заявок на победы, столь настойчиво поминаемых в трудах некоторых «исследователей», как ни странно, выращенных и активно издаваемых на территории России, сводится фактически к заполнению граф пространных и со вкусом сверстанных стандартных анкет, а писанина, пусть даже каллиграфическая, пусть даже готическим шрифтом, с воздушными победами никак не связана.

Асы Люфтваффе, которым записано более 100 побед

Эрих ХАРТМАН (Erich Alfred Bubi Hartmann) - первый ас Люфтваффе во Второй мировой войне, 352 победы, полковник, Германия.

Родился Эрих Хартман 19 апреля 1922 года в Вейсзахе в Вюртенберге. Его отец - Альфред Эрих Хартман, мать - Элизабет Вильгельмина Махтхольф. Детство вместе с младшим братом провел в Китае, где его отец, по протекции своего двоюродного брата - немецкого консула в Шанхае, работал врачом. В 1929 году, напуганные революционными событиями в Китае, Хартманы вернулись на родину.

С 1936 года Э. Хартман летал на планерах в авиаклубе под руководством своей матери - спортсменки-летчицы. В 14 лет получил диплом пилота планера. С 16 лет пилотировал самолеты. С 1940 года проходил подготовку в 10-м учебном полку Люфтваффе в Нойкурне под Кенигсбергом, затем во 2-й летной школе в пригороде Берлина Гатов.

После успешного окончания авиашколы Хартман был направлен в Цербст - во 2-ю истребительную авиашколу. В ноябре 1941 года Хартман впервые поднялся в воздух на 109-м «Мессершмитте», истребителе, с которым он совершил свою выдающуюся летную карьеру.

Боевую работу Э. Хартман начал в августе 1942 года в составе 52-й истребительной эскадры, воевавшей на Кавказе.

Хартману повезло. 52-я была лучшей немецкой эскадрой на Восточном фронте. В ее составе воевали лучшие немецкие летчики - Храбак и фон Бонин, Граф и Крупински, Баркхорн и Ралль…

Эрих Хартман был человеком среднего роста, с богатой светлой шевелюрой и яркими синими глазами. Его характер - веселый и неискательный, с хорошим чувством юмора, очевидное летное мастерство, высочайшее искусство воздушной стрельбы, упорство, личная отвага и благородство импонировали новым товарищам.

14 октября 1942 года Хартман отправился в свой первый боевой вылет в район Грозного. В ходе этого вылета Хартман совершил почти все ошибки, которые может совершить молодой боевой летчик: оторвался от ведомого и не смог выполнить его приказ, открыл огонь по своим самолетам, сам попал в зону огня, потерял ориентировку и приземлился «на брюхо» в 30 км от своего аэродрома.

Свою первую победу 20-летний Хартман одержал 5 ноября 1942 года, сбив одноместный Ил-2. При атаке советского штурмовика и истребитель Хартмана получил тяжелые повреждения, но летчик вновь сумел приземлить поврежденную машину на «брюхо» в степи. Самолет восстановлению не подлежал и был списан. Сам Хартман тут же «заболел лихорадкой» и попал в госпиталь.

Следующую победу Хартману записали только 27 января 1943 года. Победа была записана над МиГ-1. Едва ли это был МиГ-1, которые были произведены и поставлены в войска еще перед войной малой серией в 77 машин, но подобных «передержек» в немецких документах предостаточно. Хартман летает ведомым с Даммерсом, Гриславски, Цвернеманом. От каждого из этих сильных летчиков он берет новое, пополняя свой тактический и летный потенциал. По просьбе фельдфебеля Россманна Хартман становится ведомым В. Крупински - выдающегося аса Люфтваффе (197 «побед», 15-й по счету лучших), отличавшегося, как казалось многим, несдержанностью и упрямством.

Именно Крупински прозвал Хартмана Буби, по-английски «Бэби» - детка, кличка, оставшаяся за ним навсегда.

Хартман совершил 1425 «эйнзацев» и принял участие в 800 «рабарбарах» в ходе своей карьеры. Его 352 победы включали в себя множество вылетов с несколькими сбитыми самолетами противника в один день, лучшим достижением в одном боевом вылете были шесть советских самолетов, сбитых 24 августа 1944 года. Сюда вошли три Пе-2, два «яка», одна «Аэрокобра». Этот же день оказался и его лучшим днем с 11 победами в двух боевых вылетах, во время второго вылета он стал первым человеком в истории, сбившим 300 самолетов в воздушных боях.

Хартман воевал в небе не только против советских самолетов. В небе Румынии за штурвалом своего Bf 109 он встречался и с американскими летчиками. На счету Хартмана несколько дней, когда он докладывал сразу о нескольких победах: 7 июля - о 7 сбитых (2 Ил-2 и 5 Ла-5), 1, 4 и 5 августа - о 5, а 7 августа - вновь сразу о 7 (2 Пе-2, 2 Ла-5, 3 Як-1). 30 января 1944 года - о 6 сбитых; 1 февраля - о 5; 2 марта - сразу о 10; 5 мая о 6; 7 мая о 6; 1 июня о 6; 4 июня - о 7 Як-9; 5 июня о 6; 6 июня - о 5; 24 июня - о 5 «Мустангах»; 28 августа «сбил» 11 «Аэрокобр» за день (дневной рекорд Хартмана); 27 октября - 5; 22 ноября - 6; 23 ноября - 5; 4 апреля 1945 года - вновь 5 побед.

После десятка «побед», «одержанных» 2 марта 1944 года, Э. Хартман, а с ним обер-лейтенант В. Крупински, гауптман Й. Визе и Г. Баркхорн были вызваны в Бергхоф к фюреру для вручения наград. Лейтенант Э. Хартман, записавший к тому времени на свой счет 202 «сбитых» советских самолета, был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.

Хартман сам был сбит более 10 раз. В основном он «сталкивался с обломками сбитых им советских самолетов» (любимая трактовка собственных потерь в Люфтваффе). 20 августа он, «пролетая над горящим Ил-2», вновь был сбит и совершил очередную вынужденную посадку в районе реки Донец и попал в руки к «азиатам» - советским солдатам. Искусно симулируя травму и усыпив бдительность беспечных солдат, Хартман бежал, выскочив из кузова везшей его «полуторки», и в тот же день вернулся к своим.

Как символ вынужденной разлуки со своей любимой Урсулой Петч Хартман нарисовал на своем самолете кровоточащее сердце, пронзенное стрелой, и начертал под кабиной «индейский» клич: «Карайя».

Читатели немецких газет знали его как «Черного дьявола Украины» (прозвище придумали сами немцы) и с удовольствием или с раздражением (на фоне отступления немецкой армии) читали о все новых подвигах этого «раскрученного» летчика.

Всего Хартману было записано 1404 боевых вылета, 825 воздушных боев, засчитаны 352 победы, из них 345 - советские самолеты: 280 - истребители, 15 Ил-2, 10 двухмоторных бомбардировщиков, остальные - У-2 и Р-5.

Трижды Хартман был и легко ранен. Как командир 1-й эскадрильи 52-й истребительной эскадры, которая базировалась на небольшом аэродроме близ Страковниц в Чехословакии, в конце войны Хартман знал (видел, поднимаясь в небо, наступающие советские части), что Красная Армия вот-вот захватит и этот аэродром. Он отдал приказ об уничтожении оставшихся самолетов и со всем своим персоналом направился на запад, чтобы сдаться армии США. Но к тому времени действовало соглашение между союзниками, по которому все немцы, уходящие от русских, должны передаваться назад при первом удобном случае.

В мае 1945 года майор Хартман был передан в руки советских оккупационных властей. На суде Хартман настаивал на своих 352 победах, с подчеркнутым уважением, с вызовом вспоминал своих боевых товарищей и фюрера. О ходе этого судебного процесса было доложено Сталину, который с сатирическим презрением отозвался о немецком летчике. Самоуверенная позиция Хартмана, конечно же, раздражала советских судей (шел 1945 год), и тот был приговорен к 25 годам лагерей. Приговор по законам советской юстиции был смягчен, и Хартману были назначены десять с половиной лет в лагерях для военнопленных. Освобожден он был в 1955 году.

Вернувшись к жене в Западную Германию, он сразу вернулся в авиацию. Успешно и быстро прошел курс обучения на реактивных самолетах, причем на этот раз его учителями стали американцы. Хартман летал на реактивных «Сейбрах» Ф-86 и «Старфайтере» Ф-104. Последняя машина при активной эксплуатации в Германии оказалась крайне неудачной и принесла гибель в мирное время 115 немецким летчикам! Хартман неодобрительно и резко отзывался об этом реактивном истребителе (что было совершенно справедливо), препятствовал его принятию на вооружение Германией и расстроил свои отношения как с командованием Бундес-Люфтваффе, так и с высокими американскими военными. Он был уволен в запас в звании полковника в 1970 году.

После увольнения в запас он работал летчиком-инструктором в Хангеларе, под Бонном, выступал в аэробатической команде Адольфа Галланда «Дольфо». В 1980 году тяжело заболел, и с авиацией пришлось расстаться.

Интересно, что главком советских, а затем российских ВВС генерал армии П. С. Дейнекин, пользуясь потеплением международных отношений в конце 80-х - начале 90-х годов, несколько раз настойчиво высказывал пожелание встречи с Хартманом, но не находил взаимопонимания у немецких военных чиновников.

Полковник Хартман был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами, Железным крестом 1-го и 2-го класса, Немецким крестом в золоте.

Герхард БАРКХОРН (Gerhard Gerd Barkhorn), второй ас Люфтваффе (Германия) - 301 победа в воздухе.

Герхард Баркхорн родился в Кенигсберге, Восточная Пруссия, 20 марта 1919 года. В 1937-м Баркхорн был принят в Люфтваффе как фанен-юнкер (звание кандидата в офицеры) и начал свой летный тренинг в марте 1938 года. После окончания летного обучения он был отобран как лейтенант и в начале 1940 года принят в состав 2-й истребительной эскадры «Рихтгофен», известной старыми боевыми традициями, сформировавшимися в боях еще Первой мировой войны.

Боевой дебют Герхарда Баркхорна в Битве за Англию был малоуспешным. Он не сбил ни одного самолета противника, зато сам дважды покидал горящую машину с парашютом, причем однажды прямо над Ла-Маншем. Лишь в ходе 120-го вылета (!), который состоялся 2 июля 1941 года, Баркхорну удалось открыть счет своим победам. Но после этого его успехи обрели завидную стабильность. Сотая победа пришла к нему 19 декабря 1942 года. В этот же день Баркхорн сбил 6 самолетов, а 20 июля 1942 года - 5. Также 5 самолетов сбито им до этого, 22 июня 1942 года. Затем результативность пилота несколько снизилась - и двухсотой отметки он достиг лишь 30 ноября 1943 года.

Вот как комментирует Баркхорн действия противника:

«Некоторые русские пилоты даже не смотрели по сторонам и редко когда оглядывались.

Я сбил много таких, которые даже не подозревали о моем присутствии. Лишь немногие из них были под стать европейским летчикам, остальные не обладали в воздушном бою необходимой гибкостью».

Хотя явно это не выражено, но из прочитанного можно сделать вывод о том, что Баркхорн был мастером внезапных нападений. Он предпочитал атаки с пикирования со стороны солнца либо заходил снизу сзади в хвост вражескому самолету. В то же самое время он не избегал и классического боя на виражах, особенно когда пилотировал свой любимый Ме-109Ф, даже ту его разновидность, которая была оснащена всего одной 15-мм пушкой. Но не все русские так легко поддавались немецкому асу: «Однажды в 1943 году я выдержал сорокаминутный бой с упорным русским летчиком и не смог добиться никаких результатов. Я был настолько мокрым от пота, словно только что вышел из душевой. Интересно, было ли ему так же трудно, как и мне. Русский летал на ЛаГГ-3, и оба мы выписывали в воздухе все мыслимые и немыслимые фигуры пилотажа. Я не мог достать его, а он - меня. Этот летчик принадлежал к одному из гвардейских авиаполков, в которых были собраны лучшие советские асы».

Следует заметить, что воздушный бой один на один продолжительностью в сорок минут являлся почти рекордом. Обычно поблизости находились и другие истребители, готовые вмешаться в схватку, или в тех редких случаях, когда действительно в небе сходились два вражеских самолета, один из них, как правило, уже обладал преимуществом в позиции. В описанном выше бою оба пилота сражались, избегая невыгодных для себя положений. Баркхорн с осторожностью относился к действиям противника (возможно, здесь сильно сказался опыт боев с истребителями RAF), и причины этого были следующими: во-первых, своих многочисленных побед он добился, совершив больше вылетов, чем многие другие эксперты; во-вторых, за 1104 боевых вылета, при налете в 2000 часов, его самолет сбивали девять раз.

31 мая 1944 года, имея на счету 273 победы, Баркхорн возвращался на свой аэродром после выполнения боевого задания. В этом вылете он попал под удар советской «Аэрокобры», был сбит и ранен в правую ногу. По-видимому, летчиком, сбившим Баркхорна, был выдающийся советский ас капитан Ф. Ф. Архипенко (30 личных и 14 групповых побед), впоследствии Герой Советского Союза, которому в этот день была записана победа над Ме-109 в четвертом боевом вылете. Баркхорну, совершавшему 6-й боевой вылет за день, удалось спастись, но на долгих четыре месяца он выбыл из строя. После возвращения в строй JG 52 он довел счет личных побед до 301, а затем был переведен на Западный фронт и назначен командиром JG 6 «Хорст Вессель». С тех пор успехов в воздушных боях он больше не имел. Зачисленный вскоре в ударную группу Галланда JV 44, Баркхорн обучился полетам на реактивных Me-262. Но уже во втором боевом вылете самолет был подбит, потерял тягу, и Баркхорн получил тяжелые травмы при вынужденной посадке.

Всего во время Второй мировой войны майор Г. Баркхорн совершил 1104 боевых вылета.

Некоторые исследователи отмечают, что Баркхорн был на 5 см выше Хартмана (рост около 177 см) и на 7-10 кг тяжелее.

Своей любимой машиной он называл Ме-109 Г-1 с максимально легким вооружением: два МГ-17 (7,92 мм) и один МГ-151 (15 мм), предпочитая легкость, а следовательно, маневренность своей машины, мощи ее вооружения.

После войны немецкий ас № 2 вернулся к полетам в составе новых западногерманских ВВС. В середине 60-х годов, во время испытаний самолета вертикального взлета и посадки, он «уронил» и разбил свой «Кестрель». Когда раненого Баркхорна с трудом и медленно вытаскивали из разбитой машины, он, несмотря на тяжелейшие травмы, не потерял чувства юмора и через силу пробормотал: «Триста второй…»

В 1975 году Г. Баркхорн вышел в отставку в звании генерал-майора.

Зимой, в метель, под Кельном 6 января 1983 года вместе с женой Герхард Баркхорн попал в тяжелую автомобильную аварию. Жена его погибла сразу, а сам он умер в госпитале два дня спустя - 8 января 1983 года.

Похоронен на Дурнбахском военном кладбище в Тегернзее, Верхняя Бавария.

Майор Люфтваффе Г. Баркхорн награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами, Железным крестом 1-го и 2-го класса, Немецким крестом в золоте.

Гюнтер РАЛЛЬ (Gunter Rall) - третий ас Люфтваффе, 275 побед.

Третьим асом Люфтваффе по числу засчитанных побед считается Гюнтер Ралль - 275 сбитых самолетов противника.

Ралль воевал против Франции и Англии в 1939–1940 годах, затем в Румынии, Греции и Крите в 1941 году. С 1941 по 1944 год он воевал на Восточном фронте. В 1944 году он возвращается в небо Германии и воюет против авиации западных союзников. Весь его богатый боевой опыт получен в результате более 800 «рабарбаров» (воздушных боев), проведенных на Ме-109 самых разных модификаций - от Bf 109 B-2 до Bf 109 G -14. Ралль три раза был тяжело ранен и восемь раз сбит. 28 ноября 1941 года в напряженном воздушном бою его самолет был так сильно поврежден, что при аварийной посадке «на брюхо» машина просто развалилась, и Ралль сломал себе в трех местах позвоночник. Никакой надежды на возвращение в строй не осталось. Но после десяти месяцев лечения в госпитале, где он познакомился со своей будущей женой, ему все же вернули здоровье и признали годным к летной работе. В конце июля 1942 года Ралль вновь поднял в воздух свой самолет, а 15 августа над Кубанью одержал свою 50-ю победу. 22 сентября 1942 года он записал на свой счет 100-ю победу. Впоследствии Ралль воевал над Кубанью, над Курской дугой, над Днепром и Запорожьем. В марте 1944 года он превысил достижение В. Новотного, записав на свой счет 255 воздушных побед и до 20 августа 1944 года возглавив список асов Люфтваффе. 16 апреля 1944 года Ралль одержал свою последнюю, 273-ю, победу на Восточном фронте.

Как лучший немецкий ас того времени он был назначен Герингом командиром II. / JG 11, входившей в состав противовоздушной обороны Рейха и вооруженной «109» новой модификации - G-5. Обороняя Берлин в 1944 году от налетов англичан и американцев, Ралль не раз вступал в схватку с самолетами ВВС США. Однажды «Тандерболты» крепко зажали его самолет над столицей Третьего рейха, повредив ему управление, а одной из очередей, данных по кабине, срезало большой палец на правой руке. Ралль был контужен, но через несколько недель вернулся в строй. В декабре 1944 года он возглавил школу подготовки командиров истребительной авиации Люфтваффе. В январе 1945 года майор Г. Ралль был назначен командиром 300-й истребительной авиагруппы (JG 300), вооруженной ФВ-190D, но побед он больше не одерживал. Над Рейхом было сложно придумать себе победу - сбитые самолеты падали над германской территорией и только тогда получали подтверждения. Совсем не то что в донских или кубанских степях, где достаточно было доклада о победе, подтверждения ведомого и заявления на нескольких распечатанных бланках.

За свою боевую карьеру майор Ралль совершил 621 боевой вылет, записал на свой счет 275 «сбитых» самолетов, из них только три были сбиты над Рейхом.

После войны, когда была создана новая немецкая армия - Бундесвер, Г. Ралль, не мысливший себя иначе как военным летчиком, вступил в Бундес-Люфтваффе. Здесь он сразу вернулся к летной работе и освоил Ф-84 «Тандерджет» и несколько модификаций Ф-86 «Сейбр». Мастерство майора, а затем и оберст-лейтенанта Ралля было высоко оценено американскими военными специалистами. В конце 50-х годов он был назначен в Бундес-Люфтваффе ст. инспектором, контролирующим переучивание немецких летчиков на новый сверхзвуковой истребитель Ф-104 «Старфайтер». Переучивание было успешно проведено. В сентябре 1966 года Г. Раллю было присвоено звание бригадного генерала, а через год - генерал-майора. В то время Ралль возглавлял истребительную дивизию Бундес-Люфтваффе. В конце 80-х генерал-лейтенант Ралль был уволен из Бундес-Люфтваффе с поста генерального инспектора.

Г. Ралль несколько раз приезжал в Россию, общался с советскими асами. На Героя Советского Союза генерал-майора авиации Г. А. Баевского, хорошо знавшего немецкий язык и общавшегося с Раллем на показе авиатехники в Кубинке, это общение произвело положительное впечатление. Георгий Артурович нашел личную позицию Ралля достаточно скромной, в том числе и касательно его трехзначного счета, а как собеседника - интересным, глубоко понимающим заботы и нужды летчиков и авиации человеком.

Умер Гюнтер Ралль 4 октября 2009 года. Генерал-лейтенант Г. Ралль награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами, Железным крестом 1-го и 2-го класса, Немецким крестом в золоте; Большим Федеральным крестом Достойных со Звездой (крест VI степени из VIII степеней); орденом Легиона Достойных (США).

Адольф ГАЛЛАНД - выдающийся организатор Люфтваффе, записавший 104 победы на Западном фронте, генерал-лейтенант.

Мягко буржуазный в своих изысканных привычках и поступках, он был разносторонним и отважным человеком, исключительно одаренным пилотом и тактиком, пользовался расположением политических лидеров и высочайшим авторитетом среди немецких летчиков, а ведь они оставили свой яркий след в истории мировых войн XX столетия.

Адольф Галланд родился в семье управляющего в городке Вестерхольте (ныне в черте Дуйсбурга) 19 марта 1912 года. Галланд, как и Марсейль, имел французские корни: его предки-гугеноты бежали из Франции в XVIII веке и осели в имении графа фон Вестер-хольта. Галланд был вторым по возрасту из четырех своих братьев. Воспитание в семье было основано на жестких религиозных принципах, при этом строгость отца существенно смягчала мать. С ранних лет Адольф стал охотником, добыв свой первый трофей - зайца - в возрасте 6 лет. Раннее увлечение охотой и охотничьи успехи характерны и для некоторых других выдающихся летчиков-истребителей, в частности для А. В. Ворожейкина и Е. Г. Пепеляева, находивших в охоте не только развлечение, но и существенное подспорье для своего скудного рациона. Безусловно, что приобретенные охотничьи навыки - умение прятаться, метко стрелять, идти по следу - оказали благотворное влияние на формирование характера и тактических приемов будущих асов.

Кроме охоты, энергичный юный Галланд активно интересовался техникой. Этот интерес привел его в 1927 году в планерную школу Гельзенкирхена. Окончание планерной школы, приобретенное умение парить, отыскивать и выбирать воздушные потоки было очень полезно для будущего летчика. В 1932 году, окончив гимназию, Адольф Галланд поступил в Немецкую школу воздушных сообщений в Брауншвейге, которую окончил в 1933 году. Вскоре после окончания школы Галланд получил приглашение на краткосрочные курсы военных летчиков, секретные в Германии того времени. После окончания курсов Галланд был направлен в Италию на стажировку. С осени 1934 года Галланд летал вторым пилотом на пассажирском «Юнкерсе» Г-24. В феврале 1934 года Галланд был призван в армию, в октябре ему присвоили звание лейтенанта и направили на инструкторскую службу в Шлейхсайм. Когда 1 марта 1935 года было объявлено о создании Люфтваффе, Галланд был переведен во 2-ю группу 1-й истребительной эскадры. Обладавший отменным вестибулярным аппаратом и безукоризненной вазомоторикой, он быстро стал отличным пилотажником. В те годы он потерпел несколько аварий, едва не стоивших ему жизни. Только исключительная настойчивость, а порой и хитрость позволили Галланду остаться в авиации.

В 1937 году он добился направления в Испанию, где совершил 187 боевых вылетов на штурмовку на биплане Хе-51Б. Воздушных побед не имел. За бои в Испании был награжден Немецким Испанским крестом в золоте с Мечами и Бриллиантами.

В ноябре 1938 года, по возвращении из Испании, Галланд стал комэском JG433, перевооружаемой на Ме-109, но перед началом боевых действий в Польше был направлен в другую группу, вооруженную бипланами ХШ-123. В Польше Галланд совершил 87 боевых вылетов, получил звание капитана.

12 мая 1940 года капитан Галланд одержал свои первые победы, на Ме-109 сбив сразу три английских «Харрикейна». К 6 июня 1940 года, когда он был назначен командиром 3-й группы 26-й истребительной эскадры (III. / JG 26), на счету Галланда было 12 побед. 22 мая он сбил первый «Спитфайр». 17 августа 1940 года на совещании в имении Геринга Каринхалле майор Галланд был назначен командиром 26-й эскадры. 7 сентября 1940 года участвовал в массированном налете Люфтваффе на Лондон в составе 648 истребителей, прикрывавших 625 бомбардировщиков. Для Ме-109 это был вылет практически на предельную дальность, более чем у двух десятков «Мессершмиттов» на обратном пути, над Кале, кончилось топливо, и их самолеты попадали в воду. Проблемы с топливом возникли и у Галланда, но его машину спасло мастерство сидевшего в ней планериста, дотянувшего до французского берега.

25 сентября 1940 года Галланд был вызван в Берлин, где Гитлер вручил ему третьи в истории «Дубовые листья» к Рыцарскому кресту. Галланд, по его словам, попросил фюрера не «принижать достоинства английских летчиков». Гитлер неожиданно сразу согласился с ним, заявив, что он сожалеет, что Англия и Германия не действуют вместе как союзники. Галланд попал в руки немецких журналистов и быстро стал одной из самых «раскрученных» фигур в Германии.

Адольф Галланд был заядлым курильщиком сигар, употребляющим до двадцати сигар ежедневно. Даже Микки-Маус, неизменно украшавший борта всех его боевых машин, неизменно изображался с сигарой во рту. В кабине его истребителя находились зажигалка и держатель сигары.

Вечером 30 октября, заявив об уничтожении двух «Спитфайров», Галланд записал на свой счет 50-ю победу. 17 ноября, сбив над Кале три «Харрикейна», Галланд с 56 победами вышел на первое место среди асов Люфтваффе. После 50-й заявленной победы Галланду было присвоено звание подполковника. Человек творческий, он предложил несколько тактических новинок, впоследствии принятых на вооружение в большинстве армий мира. Так, наиболее удачным вариантом сопровождения бомбардировщиков он, несмотря на протесты «бомберов», считал свободную «охоту» по маршруту их полета. Другим его новшеством было применение штабного авиазвена, укомплектованного командиром и наиболее опытными летчиками.

После 19 мая 1941 года, когда Гесс перелетел в Англию, налеты на остров практически прекратились.

21 июня 1941 года, за день до нападения на Советский Союз, «Мессершмитт» Галланда, засмотревшегося на сбитый им «Спитфайр», был сбит в лобовой атаке сверху другим «Спитфайром». Галланд был ранен в бок и в руку. С трудом удалось ему открыть заклинивший фонарь, отцепить парашют от стойки антенны и относительно благополучно приземлиться. Интересно, что в тот же день около 12.40 Ме-109 Галланда уже был подбит англичанами, и тот аварийно приземлил его «на брюхо» в районе Кале.

Когда вечером того же дня Галланд был доставлен в госпиталь, туда пришла телеграмма от Гитлера, где говорилось, что подполковник Галланд первым в Вермахте награжден Мечами к Рыцарскому кресту, и приказ, содержащий запрещение на участие Галланда в боевых вылетах. Галланд делал все возможное и невозможное, чтобы обойти этот приказ. 7 августа 1941 года подполковник Галланд одержал свою 75-ю победу. 18 ноября он заявил о своей очередной, уже 96-й, победе. 28 ноября 1941 года после гибели Мельдерса Геринг назначил Галланда на пост инспектора истребительной авиации Люфтваффе, ему было присвоено звание полковника.

28 января 1942 года Гитлер вручил Галланду Бриллианты к его Рыцарскому кресту с Мечами. Он стал вторым кавалером этой высшей награды нацистской Германии. 19 декабря 1942 года ему присвоено звание генерал-майора.

22 мая 1943 года Галланд впервые совершил полет на Ме-262 и был поражен открывающимися возможностями турбореактивной машины. Он настаивал на скорейшем боевом применении этого самолета, заверяя, что одна эскадрилья Ме-262 по силам равна 10 обычным.

С включением в воздушную войну авиации США и поражением в Курской битве положение Германии стало отчаянным. 15 июня 1943 года Галланд, несмотря на активные возражения, был назначен командующим истребительной авиацией группы «Сицилия». Энергией и талантом Галланда пытались спасти ситуацию в Южной Италии. Но 16 июля около сотни американских бомбардировщиков атаковали аэродром Вибо-Валентия и уничтожили истребительную авиацию Люфтваффе. Галланд, сдав командование, вернулся в Берлин.

Судьба Германии была предрешена, и ее уже не могли спасти ни самоотверженность лучших немецких летчиков, ни талант выдающихся конструкторов.

Галланд был одним из самых талантливых и здравомыслящих генералов Люфтваффе. Он старался не подвергать своих подчиненных неоправданному риску, трезво оценивал складывающуюся ситуацию. Благодаря накопленному опыту Галланду удалось избежать крупных потерь во вверенной ему эскадре. Выдающийся пилот и полководец, Галланд обладал редким талантом анализа всех стратегических и тактических особенностей ситуации.

Под командованием Галланда Люфтваффе провели одну из самых блестящих операций по воздушному прикрытию кораблей, получившую кодовое название «Удар грома». Истребительная эскадра под непосредственным командованием Галланда прикрывала с воздуха выход из окружения немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелого крейсера «Принц Ойген». Успешно проведя операцию, Люфтваффе и флот уничтожили 30 английских самолетов, потеряв 7 машин. Галланд называл эту операцию «звездным часом» своей карьеры.

Осенью 1943 года - весной 1944 года Галланд тайком выполнил более 10 боевых вылетов на ФВ-190 А-6, записав на свой счет два американских бомбардировщика. 1 декабря 1944 года Галланду было присвоено звание генерал-лейтенанта.

После провала операции «Боденплатте», когда было потеряно около 300 истребителей Люфтваффе, ценой 144 английских и 84 американских самолетов, Геринг 12 января 1945 года снял Галланда с поста инспектора истребительной авиации. Это вызвало так называемый мятеж истребителей. В итоге несколько немецких асов были понижены в должности, а Галланд попал под домашний арест. Но скоро в доме Галланда раздался звонок: адъютант Гитлера фон Белоф сообщил ему: «Фюрер все еще любит вас, генерал Галланд».

В условиях распадающейся обороны генерал-лейтенанту Галланду было поручено сформировать новую истребительную группу из лучших асов Германии и на Ме-262 дать бой вражеским бомбардировщикам. Группа получила полумистическое название JV44 (44 как половина от числа 88, обозначавшего номер группы, успешно сражавшейся в Испании) и в начале апреля 1945 года вступила в бой. В составе JV44 Галланд одержал 6 побед, был подбит (приземлился поперек полосы) и ранен 25 апреля 1945 года.

Всего генерал-лейтенант Галланд совершил 425 боевых вылетов, записал на свой счет 104 победы.

1 мая 1945 года Галланд вместе со своими летчиками сдался в плен к американцам. В 1946–1947 годах Галланд был привлечен американцами для работы в историческом отделе американских ВВС в Европе. Позднее, в 60-х годах, Галланд читал лекции в США, посвященные действиям немецкой авиации. Весной 1947 года Галланд был освобожден из плена. Это непростое для многих немцев время Галланд скоротал в имении своей старой поклонницы, овдовевшей баронессы фон Доннер. Он делил его между хозяйственными заботами, вином, сигарами и нелегальной в то время охотой.

Во время Нюрнбергского процесса, когда защитники Геринга составили пространный документ и, пытаясь подписать его у крупнейших деятелей Люфтваффе, принесли его к Галланду, тот внимательно прочитал бумагу, а затем решительно разорвал ее сверху вниз.

«Я лично приветствую этот суд, потому что только так мы сможем узнать, кто ответственен за все это», - якобы сказал тогда Галланд.

В 1948 году он встретился со своим старым знакомым - немецким авиаконструктором Куртом Танком, создавшим истребители марки «Фокке-Вульф» и, возможно, лучший поршневой истребитель в истории - Та-152. Танк собирался отплыть в Аргентину, где его ждал большой контракт, и предложил Галланду ехать с ним. Тот согласился и, получив приглашение от самого президента Хуана Перона, вскоре отплыл. Аргентина, как и США, вышла из войны несказанно разбогатевшей. Галланд получил трехлетний контракт по реорганизации аргентинских ВВС, проводимой под руководством аргентинского главкома Хуана Фабри. Гибкий Галланд сумел найти с аргентинцами полный контакт и с удовольствием передавал знания не имеющим боевого опыта летчикам и их командирам. В Аргентине Галланд почти ежедневно летал на всех типах виденных им там самолетов, поддерживая летную форму. Вскоре к Галланду приехала баронесса фон Доннер с детьми. Именно в Аргентине Галланд начал работать над книгой мемуаров, впоследствии названной «Первый и последний». Через несколько лет баронесса покинула Галланда и Аргентину, когда тот сошелся с Сильвинией фон Донхофф. В феврале 1954 года Адольф и Сильвиния поженились. Для Галланда, а ему было в ту пору уже 42 года, это первый брак. В 1955 году Галланд покинул Аргентину и выступил на авиационных соревнованиях в Италии, где занял почетное второе место. В Германии министр обороны предложил Галланду вновь занять пост инспектора - командующего истребительной авиацией Бун-десЛюфтваффе. Галланд попросил время на обдумывание. В это время в ФРГ сменилась власть, министром обороны стал проамерикански настроенный Франц-Йозеф Штраус, который назначил на должность инспектора генерала Куммхубера, старого противника Галланда.

Галланд переехал в Бонн и занялся бизнесом. Он развелся с Сильвинией фон Донхофф и женился на своей молоденькой секретарше - Ханнелиз Ладвейн. Вскоре у Галланда появились дети - сын, а через три года дочь.

Всю свою жизнь, до 75-летнего возраста, Галланд активно летал. Когда для него не стало военной авиации, он нашел себя в авиации легкомоторной и спортивной. С возрастом Галланд все больше времени отдавал встречам со своими старыми соратниками, с ветеранами. Его авторитет среди немецких летчиков всех времен был исключителен: он был почетным руководителем нескольких авиационных обществ, президентом Ассоциации немецких летчиков-истребителей, членом десятков аэроклубов. В 1969 году Галланд увидел и «атаковал» эффектную летчицу Хайди Хорн, в то же время бывшую главой преуспевающей фирмы, и завязал «бой» по всем правилам. Вскоре он развелся с женой, и не выдержавшая «головокружительных атак старого аса» Хайди согласилась выйти замуж за 72-летнего Галланда.

Адольф Галланд, один из семи немецких летчиков-истребителей, удостоенных Рыцарского креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами, а также всех положенных по статуту нижестоящих наград.

Отто КИТТЕЛЬ (Otto Bruno Kittel) - ас Люфтваффе № 4, 267 побед, Германия.

Этот выдающийся летчик-истребитель ничем не походил, скажем, на высокомерного и эффектного Ханса Филиппа, то есть совершенно не соответствовал образу летчика-аса, созданному германским имперским министерством пропаганды. Невысокий, тихий и скромный, слегка заикавшийся человек.

Он родился в Кронсдорфе (ныне Корунов в Чехии) в Судетах, тогда в Австро-Венгрии, 21 февраля 1917 года. Заметим, что 17 февраля 1917 года родился выдающийся советский ас К. А. Евстигнеев.

В 1939-м Киттель был принят в состав Люфтваффе и вскоре был зачислен в 54-ю эскадру (JG 54).

О первых победах Китель заявил уже 22 июня 1941 года, но в сравнении с другими экспертами Люфтваффе его старт был скромным. К концу 1941 года он записал на свой счет только 17 побед. Поначалу Киттель проявлял неважные способности в воздушной стрельбе. Тогда за его обучение взялись старшие товарищи: Ханнес Траулофт, Ханс Филипп, Вальтер Новотны и другие пилоты авиагруппы «Зеленое сердце». Они не сдавались, пока их терпение не было вознаграждено. К 1943 году Киттель набил-таки глаз и с завидным постоянством стал записывать себе победы над советскими самолетами одну за другой. Его 39-я победа, одержанная 19 февраля 1943 года, стала 4000-й победой из заявленных летчиками 54-й эскадры в годы войны.

Когда под сокрушительными ударами Красной Армии немецкие войска начали откатываться на запад, в скромном, но исключительно одаренном летчике лейтенанте Отто Киттеле нашли источник вдохновения немецкие журналисты. Его имя до середины февраля 1945 года не сходит со страниц немецких периодических изданий, регулярно появляется в кадрах военной хроники.

15 марта 1943 года, после 47-й победы, Киттель был сбит и приземлился в 60 км от линии фронта. За три дня, без еды и огня, он прошел это расстояние (ночью пересек озеро Ильмень) и вернулся в часть. Киттелю были присвоены Немецкий крест в золоте и звание обер-фельдфебеля. 6 октября 1943 года обер-фельдфебель Киттель был награжден Рыцарским крестом, получил офицерские петлицы, погоны и всю 2-ю эскадрилью 54-й истребительной группы под свое начало. Позднее его произвели в обер-лейтенанты и наградили Дубовыми листьями, а затем и Мечами к Рыцарскому кресту, которые, как и в большинстве других случаев, ему вручил фюрер. С ноября 1943-го по январь 1944 года он был инструктором в летной школе Люфтваффе в Биаррице, Франция. В марте 1944 года он вернулся в свою эскадрилью, на русский фронт. Успехи не вскружили Киттелю голову: до конца жизни он остался скромным, трудолюбивым и непритязательным человеком.

С осени 1944 года эскадрилья Киттеля сражалась в Курляндском «котле» в Западной Латвии. 14 февраля 1945 года он, совершая 583-й боевой вылет, атаковал группу Ил-2, но был сбит, вероятно из пушек. В тот день победы над ФВ-190 были записаны летчикам, пилотировавшим Ил-2, - заместителю командира эскадрильи 806-го штурмового авиаполка лейтенанту В. Караману и лейтенанту 502-го гвардейского авиаполка В. Комендату.

К моменту смерти на счету Отто Киттеля было 267 побед (из них 94 - Ил-2), и он был четвертым в списке самых результативных воздушных асов Германии и самым результативным летчиком из сражавшихся на истребителе ФВ-190.

Капитан Киттель был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами, Железным крестом 1-го и 2-го класса, Немецким крестом в золоте.

Вальтер НОВОТНЫ (Walter Nowi Novotny) - ас Люфтваффе № 5, 258 побед.

Хотя майор Вальтер Новотны считается пятым асом Люфтваффе по числу сбитых машин, во время войны он был самым известным асом Второй мировой войны. Новотны занимал почетное место вместе с Галландом, Мельдерсом и Графом по популярности за рубежом, его имя было одним из немногих, которое стало известно за линией фронта во время войны и обсуждалось общественностью союзников, подобно тому, как это было с Бельке, Удетом и Рихтгофеном во время Первой мировой войны.

Новотны пользовался известностью и уважением среди немецких летчиков, как ни один пилот. При всей отваге и одержимости в воздухе он был обаятельным и дружелюбным человеком на земле.

Вальтер Новотны родился на севере Австрии в городке Гмюнде 7 декабря 1920 года. Отец был железнодорожником, два брата - офицерами Вермахта. Один из них был убит под Сталинградом.

Вальтер Новотны рос исключительно одаренным в спортивном плане: побеждал в беге, метании копья, спортивных соревнованиях. Он присоединился к Люфтваффе в 1939 году в возрасте 18 лет, учился в школе летчиков-истребителей в городе Швехат под Веной. Как и Отто Киттель, был направлен в JG54 и совершил десятки боевых вылетов, прежде чем сумел преодолеть мешающее лихорадочное возбуждение и обрести «почерк истребителя».

19 июля 1941 года одержал первые победы в небе над островом Эзель в Рижском заливе, записав на свой счет три «сбитых» советских истребителя И-153. Тогда же Новотны узнал и обратную сторону медали, когда умелый и решительный русский пилот сбил его и отправил «напиться воды». Была уже ночь, когда Новотны подгреб на резиновом плотике к берегу.

4 августа 1942 года, перевооружившись на «Густав» (Ме-109Г-2), Новотны записал на свой счет сразу 4 советских самолета и через месяц был награжден Рыцарским крестом. 25 октября 1942 года В. Новотны был назначен командиром 1-го отряда 1-й группы 54-й истребительной эскадры. Постепенно группу перевооружали на относительно новые машины - ФВ-190А и А-2. 24 июня 1943 года он записал на свой счет 120-го «сбитого», что было основанием для награждения Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. 1 сентября 1943 года Новотны записал на свой счет сразу 10 «сбитых» советских самолетов. Это далеко не предел для летчиков Люфтваффе.

Эмиль Ланг заполнил себе бланки аж на 18 советских самолетов, сбитых за один день (в конце октября 1943 года в районе Киева - достаточно ожидаемый отклик раздраженного немецкого аса на поражение Вермахта на Днепре, а Люфтваффе - над Днепром), а Эрих Рюдорфер «сбил»

13 советских самолетов за 13 ноября 1943 года. Заметим, что для советских асов и 4 сбитых за день самолета противника были крайне редкой, исключительной победой. Это говорит только об одном - о достоверности побед с одной и с другой стороны: расчетная достоверность побед у советских летчиков в 4–6 раз выше достоверности «побед», записанных асам Люфтваффе.

В сентябре 1943 года с 207 «победами» обер-лейтенант В. Новотны стал самым результативным летчиком Люфтваффе. 10 октября 1943 года он записал на свой счет 250-ю «победу». В немецкой прессе того времени по этому поводу поднялась настоящая истерика. 15 ноября 1943 года Новотны записал себе последнюю, 255-ю, победу на Восточном фронте.

Боевую работу он продолжил почти через год, уже на Западном фронте, на реактивном Ме-262. 8 ноября 1944 года, взлетев во главе тройки на перехват американских бомбардировщиков, он сбил «Либерейтор» и истребитель «Мустанг», ставший его последней, 257-й, победой. Ме-262 Новотны был поврежден и на подходе к собственному аэродрому сбит не то «Мустангом», не то огнем своей же зенитной артиллерии. Майор В. Новотны погиб.

Нови, как звали его товарищи, стал легендой Люфтваффе при жизни. Он первым записал на свой счет 250 воздушных побед.

Новотны стал восьмым германским офицером, получившим Рыцарский крест с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами. Также он был награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса, Германским крестом в золоте; Орденом креста Свободы (Финляндия), медалями.

Вильгельм БАТЦ (Wilhelm «Willi» Batz) - шестой ас Люфтваффе, 237 побед.

Батц родился 21 мая 1916 года в Бамберге. После рекрутской подготовки и дотошного медицинского обследования 1 ноября 1935 года он был направлен в Люфтваффе.

Закончив начальный курс обучения пилота-истребителя, Батц был переведен инструктором в летную школу в Бад Айльбинге. Отличался неутомимостью и настоящей страстью к полетам. Всего за время обучения и инструкторской службы он налетал 5240 часов!

С конца 1942 года служил в запасной части JG52 2./ ErgGr «Ost». С 1 февраля 1943 года занимал должность адъютанта в II. /JG52. Первый сбитый самолет - ЛаГГ-3 - был записан ему 11 марта 1943 года. В мае 1943 года был назначен командиром 5./JG52. Значительных успехов Батц добился только во время битвы на Курской дуге. До 9 сентября 1943 года ему было записано 20 побед, а до конца ноября 1943 года - еще 50.

Дальше карьера Батца пошла так хорошо, как нередко развивалась карьера известного летчика-истребителя на Восточном фронте. В марте 1944 года Батц сбивает свой 101-й самолет. В конце мая 1944 года в течение семи боевых вылетов сбил целых 15 самолетов. 26 марта 1944 года Батц получил Рыцарский крест, а 20 июля 1944 года - Дубовые Листья к нему.

В июле 1944 года сражался над Румынией, где сбил бомбардировщик В-24 «Либерейтор» и два истребителя Р-51В «Мустанг». К концу 1944 года на боевом счету Батца числились уже 224 воздушные победы. В 1945 году он стал командиром II. /JG52. 21 апреля 1945 года был награжден.

Всего за годы войны Батц произвел 445 (по другим данным - 451) боевых вылетов и сбил 237 самолетов: 232 - на Восточном фронте и, скромно, 5 на Западном, среди последних два четырехмоторных бомбардировщика. Летал на самолетах Ме-109Г и Ме-109К. В боях Батц был трижды ранен и четырежды сбит.

Умер в клинике Маушендорфа 11 сентября 1988 года. Кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами (№ 145, 21.04.1945), Германского креста в золоте, Железного креста 1-го и 2-го класса.

Герман ГРАФ (Hermann Graf) - 212 официально засчитанных побед, девятый ас Люфтваффе, полковник.

Герман Граф родился в Энгене, неподалеку от Баденского озера, 24 октября 1912 года. Сын простого кузнеца, он, из-за своего происхождения и слабого образования не мог сделать быструю и успешную военную карьеру. Закончив училище и проработав некоторое время в замочной мастерской, он ушел на чиновничью службу в муниципальный офис. При этом первоочередную роль сыграло то, что Герман был прекрасным футболистом, и первые лучи славы позолотили его как форварда местной футбольной команды. Свой путь в небо Герман начал как планерист в 1932-м, а в 1935-м был принял в Люфтваффе. В 1936 году он был принят в летную школу в Карлсруэ и закончил ее 25 сентября 1936-го. В мае 1938 года он повысил свою квалификацию в качестве пилота и, уклонившись от направления на переучивание на многомоторных машинах, в унтер-офицерском звании настоял на назначении во второй отряд JG51, вооруженный истребителями Ме-109 Е-1.

Из книги Иностранные добровольцы в вермахте. 1941-1945 автора Юрадо Карлос Кабальеро

Прибалтийские добровольцы: люфтваффе В июне 1942 г. подразделение, известное как разведывательная эскадрилья морской авиации «Бушманн», стало набирать в свои ряды эстонских добровольцев. В следующем месяце она стала 15-й разведывательной эскадрильей морской авиации 127-й

автора Зефиров Михаил Вадимович

Асы штурмовой авиации Люфтваффе Тиражируемый вид пикирующего с жутким воем на свою цель штурмовика Ju-87 – знаменитой «Штуки» – за многие годы стал уже нарицательным образом, олицетворяющим наступательную мощь Люфтваффе. Так это было и на практике. Эффективное

Из книги Асы Люфтваффе. Кто есть кто. Выдержка, мощь, внимание автора Зефиров Михаил Вадимович

Асы бомбардировочной авиации Люфтваффе Слова «выдержка» и «мощь» в названиях двух предыдущих глав можно в полной мере отнести к действиям бомбардировочной авиации Люфтваффе. Хотя формально она и не была стратегической, ее экипажам приходилось порой проводить в воздухе

Из книги «Сталинские соколы» против асов Люфтваффе автора Баевский Георгий Артурович

Крах вермахта и люфтваффе Количество боевых вылетов с аэродрома Шпроттау по сравнению с предыдущим нашим пребыванием в феврале на этом аэродроме существенно сократилось. В апреле на штурмовку войск противника мы сопровождаем вместо Ил-2 новые штурмовики Ил-10 с более

автора Каращук Андрей

Добровольцы в люфтваффе. Летом 1 9 4 1 г. при отступлении Красной Армии вся материальная часть бывших эстонских ВВС была уничтожена или вывезена на восток. На территории Эстонии остались всего четыре моноплана эстонского производства РТО-4, являвшиеся собственностью

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

Добровольцы в люфтваффе. В то время как в Эстонии воздушный легион существовал фактически с 1941 г., в Латвии решение о создании аналогичного формирования было принято лишь в июле 1943 г., когда подполковник латвийских ВВС Я. Русельс вошел в контакт с представителями

Обербефельсхабер дер Люфтваффе (Oberbefehlshaber der Luftwaffe; ObdL), главнокомандующий военно-воздушными силами Германии. Этот пост принадлежал Герману

Из книги Величайшие воздушные асы XX века автора Бодрихин Николай Георгиевич

Асы Люфтваффе С подачи некоторых западных авторов, заботливо принятой отечественными компиляторами, немецкие асы считаются результативнейшими летчиками-истребителями Второй мировой войны, а соответственно, и в истории, добившимися в воздушных боях баснословных

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Последний рывок люфтваффе 1 января 1945 года. В тот день состояние немецких вооруженных сил было не совсем ясным. Когда провалилось наступление в Рундштедте, нацисты, занявшие позицию на берегу Рейна и изрядно раздавленные российскими войсками в Польше и Чехословакии,

Из книги «Воздушные мосты» Третьего рейха автора Заблотский Александр Николаевич

ЖЕЛЕЗНАЯ «ТЁТКА» ЛЮФТВАФФЕ И ДРУГИЕ… Основным типом самолета военно-транспортной авиации Германии стал громоздкий и угловатый, неказистый трехмоторник Ju-52/3m, больше известный в люфтваффе и в вермахте под прозвищем «Тетушка Ю». К началу Второй мировой войны казалось,

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Из книги Вторая мировая война на море и в воздухе. Причины поражения военно-морских и воздушных сил Германии автора Маршалль Вильгельм

Люфтваффе в войне с Россией Ранней осенью 1940 года люфтваффе начали воздушную войну против Англии. Одновременно с этим развернулась и подготовка к войне с Россией. Еще в дни принятия решений в отношении России стало очевидно, что обороноспособность Англии гораздо выше, а

17 сентября 1935 состоялся первый полет немецкого пикирующего бомбардировщика Юнкерс Ju.87 «Штука». Свое прозвище он получил от немецкого слова Sturzkampfflugzeug, которое означало «пикирующий бомбардировщик». Для удобства немецкие пилоты использовали сокращение StuKa, которое затем и прижилось в советских войсках.

Ю-87 — одномоторный двухместный пикирующий бомбардировщик и штурмовик времен Второй мировой войны. Он был сконструирован конструктором Германом Польманом. Свой первый боевой вылет «Штука» совершил в 1936 году в составе легиона «Кондор» в Испании. Всего за период с 1936 года по август 1944-го было построено примерно 6500 крылатых машин.

Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных боевых самолетов люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с крутого пикирования. Ю-87 стал одним из самых известных символов блицкрига.

Видео

Программа «Военное дело» телеканала НТВ на YouTube

Ю-87 «Штука»

В советских войсках у него были прозвища «лаптежник» (за неубирающиеся специфического вида шасси) и «певун» или «шарманщик» (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», во время пикирования).

По этому случаю SmartNews решил составить список из лучших самолетов люфтваффе.

ЮНКЕРС JU 88

Это был многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны. Он стал одним из самых универсальных самолетов войны: использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец и ночной истребитель.

Как бомбардировщик, Ju 88 обладал способностью к точечной доставке бомб, однако, несмотря на все модификации, бомбометание с пикирования оказывало большую нагрузку на каркас самолета. В 1943 году тактика была изменена, и бомбы могли сбрасываться с пикирования под углом 45°. Самолет и прицел были соответствующим образом модифицированы. С улучшенным бомбовым прицелом точность оставалась на очень хорошем уровне. Максимальная бомбовая загрузка для самолета составляла 2800 кг, но на практике стандартная загрузка составляла 1500—2000 кг.

ХЕЙНКЕЛЬ HE 111

Это средний бомбардировщик, ставший одним из основных в люфтваффе в этом классе (существовали также модификации торпедоносцев и штурмовиков). Всего было построено более 7600 He 111 разных модификаций, что делает этот самолет вторым по массовости бомбардировщиком Германии во Второй мировой войне. Первый полет состоялся 25 февраля 1935 года.

На самолете было установлено два двигателя Jumo-211 мощностью по 1350 л.с. Бомбовая нагрузка самолета составляла 2500 кг. Недостатком конструкции самолета было то, что бомбы в бомбоотсеке располагались вертикально, поэтому их калибр был ограничен. В качестве оборонительного вооружения была установлена 20-мм пушка (на некоторых самолетах) и шесть пулеметов (7,92 мм).

Видео

Видео: wizzoplanes на YouTube

«ФОККЕ-ВУЛЬФ» FW 189

Официально этот самолет именовался Focke-Wulf FW 189, но в Советском Союзе он был более известен под данным ему на фронте прозвищем «рама». Эта многоцелевая машина, основным местом применения которой стал советско-германский фронт, высоко оценивалась и немецкими летчиками, и их противниками. Первый полет FW 189 состоялся в июле 1938 года.

Отзывы летного и наземного состава люфтваффе об этой машине были исключительно благожелательны. Надежность, маневренность, простота пилотирования и технического обслуживания являлись ее отличительными чертами. Весьма ценной особенностью самолета была его высокая устойчивость, одновременно сочетавшаяся с хорошей управляемостью. Моторы «Аргус» прекрасно заводились и работали как часы. Впрочем, выход из строя одного двигателя практически никак не угрожал экипажу «рамы»: она прекрасно летала и на оставшемся.

Живучесть FW 189 была очень высока. При своей высокой маневренности (обеспеченной малой нагрузкой на крыло) он был довольно трудной мишенью. Самолет выдерживал большое число попаданий пуль и осколков снарядов. Бывали даже случаи, когда «рама» возвращалась на базу после тарана.

Видео

Видео: Aser Ser на YouTube

Fw-189. «Рама». Учебный фильм.

МЕССЕРШМИТТ BF 109

Официальное название этого самолета в Германии было Bf 109, но в СССР его называли Ме-109. Bf 109 — одномоторный поршневой истребитель, стоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолета-разведчика. Первый полет состоялся 28 мая 1935 года.

Асы люфтваффе считаются лучшими асами второй мировой войны.Лётчики люфтваффе бьют все рекорды по сбитым самлолётам противника.

Однако это очередной 1001-миф о вермахте и силе немецкого оружия....

Иозеф Геббельс в конце войны подвод итоги назвал военную авиацию--позором Германии

УЧЁТ

Учёт сбитых самолётов противника в люфтваффем не имел аналогов нигде в мире.

Во первых--сбитыми учитывались все самолёты противника,даже те кто с повреждениями долетели до своих аэродромов

Во вторых--кол-во сбитых самолётов сообщали лётчики которые якобы кого-то сбивали и это считалось победой.

В третьих--мтодика подсчета сбитых у фашистов была такова, что в сбитые на личный счет записывались и сбитые в группе, т.о. чем больше группа - тем больше "сбитых". И как выше отмечено, сбитые зачислялись по "обьявлению"...

Однако часто никто не мог потвердить сбил ли лётчик кого-то или нет....никаких док-в вообще не требовали

Из-за всего этого количество" побед" немецких асов росло как на дрожжах

ГЁРИНГ

Люфтваффе возглавлял Герман Гёринг.

Бравый ас немецких ВВС,а после прихода к власти нацистов президент Германии,стяжатель,наркоман,мародёр и просто вор

Статистику с подобнвым учётом Гёринг специально сделал такой чтобы рапортовать Гитлеру о головокружительных победах.

ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Свой первый боевой опыт люфтваффе имело в Польше.

В первый же день 1 сентября воздушная война окнчилась...400 самолетов польских ВВС были разгромлены "на мирно спящих аэродромах"....

Во Франции люфтваффе столкнулось с сильным противником--союзной авиацией

Люфтваффе потеряло 2380 самолётов,из них 1200 безвозвратно.....

Союзная авиация в отличие от сухопутной армии показала себя хорошо и если бы не капитуляция кто знает чем бы кончилась воздуная война

Гитлер был обеспокоен большими потерями,но Гёринг убедил его что всё исправит....

ПЕРВЫЕ БОИ

Получить некоторое представление о завышенном числе побед на счетах немецких асов в первые недели войны, можно по боям на южном участке фронта, где по донесениям лётчиков было сбито 10 СБ-2 и пять ДБ-3, .из.котоых сразу 8 СБ были зачислены командиру одного из отрядов II/JG 77 обер-лейтенанту Вальтеру Хёкнеру .

При этом остальных пилотов сбивших эти самолёты просто обошли вниманием

Не упоминается, что в этом бою оборонительным огнём бортстрелков, были сбиты также два немецких истребителя, их пилоты пропали без вести, то есть фактически погибли.

Согласно советским документам, за день было потеряно 6 бомбардировщиков.

ЛОЖЬ ОТ АСОВ ЛЮФТВАФФЕ

Истребители JG 77 в отсутствии "громких" успехов, 26 июня заявили о 47 "сбитых" советских самолётах, из которых лишь не более 10 реально сбитых и повреждённых машин подтверждаются советскими документами.

По всей видимости, в отличие от других частей, где приписки на начальном этапе войны являлись следствием особенностями воздушного боя, командование и сами лётчики 77 эскадры намеренно завышали свои победы, чтобы не отстать от своих более успешных коллег на других участках фронта, и не вызвать гнев высокого начальства

Некоторые "победы" не поддаются объяснениям, например известнейший в будущем ас, унтер-офицер Киттель, имевший на тот момент два "сбитых" самолёта, заявил, что сбил пару Ил-2 и атаковал Як-1, которые вообще не принимали участие в налётах.

И если с некоторой натяжкой можно допустить, что Киттель спутал одномоторный Ил-2 с двухоторным СБ-2, то скаким типом самолётов, он спутал Як-1 и ЛаГГ-3 ?

Большие потери ДБ-3 и СБ-2 были вызванны именно отсутствием истребительного прикрытия. К моменту своей гибели на восточном фронте в 1945 году,

Киттель "собьёт" 267 советских самолётов...но на деле он сбил не более 100 машин противника

ТЕОДОР ВАЙСИНБЕРГ

Теодор Вайсенберг в марте 43 г объявил о уничтожении 33 советских машин, в сентябре уже 100(!)

сбитых (дубовые листья), в марте 44 г ещё 150(!) и к маю еще 25!!!

Он же имел много "серийных побед", так 10.03.43 -6 сбитых, 12.03.43 - 5, ну и так далее.

УМНОЖАЕМ НА ДВА

В документах о потерях сторон разница невероятная...

В середине войны в боях на Кубани авиация РККА в воздушных боях от огня наземного противника и по другим причинам потеряла 750 самолетов (из них 296 истребителей).

А немецкие асы в это время заполнили анкеты на сбитые ими на Кубани 2280(!) советских самолетов.

ВЕЛИКИЙ ХАРТМАНН

Хартманна очень любили...и подсчёт ему вели соответствующий....

Не могу не привести выдержку из книги американских исследователей Р. Толивера и Т. Констебля о Хартманне:

« Остальные пилоты эскадрильи потащили счастливого Белокурого Рыцаря в столовую. Пирушка шла полным ходом, когда ворвался техник Хартманна. Выражение его лица моментально погасило ликование собравшихся.

Что случилось, Биммель? – спросил Эрих.

Оружейник, герр лейтенант.

Что-то не так?

Нет, все в порядке. Просто вы сделали всего 120 выстрелов на 3 сбитых самолета. Мне кажется, вам нужно это знать.

Шепот восхищения пробежал среди пилотов, и шнапс снова полился рекой ».

Достойные внуки барона Мюнхгаузена

Не нужно быть большим специалистом по авиации, чтобы заподозрить неладное. В среднем на каждый сбитый « Ил-2 », а именно о победе над такими самолетами заявил в тот раз Хартманн, у него ушло порядка 40 снарядов....

Где-нибудь в условиях тренировочного воздушного боя, когда противник сам подставляется, очень сомнительно. А здесь все происходило в боевых условиях, на запредельных скоростях, да еще учитывая то обстоятельство, что те же фашисты называли наш « Илюшин » – « летающим танком ».

И для этого были основания – масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. То есть броня ставилась не с бухты барахты, а строго в уязвимые места…

И как после этого выглядит гордое заявление, что в одном бою сбито сразу три « Илюшина » да еще 120 пулями

ОТКРОВЕННАЯ ЛОЖЬ ОТ ХАРТМАНА

24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов.

Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме.

После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам и наш "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!.

Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п.,

Однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один!

Все!

13 САМОЛЁТОВ ЗА...17 МИНУТ

Нечто подобное и с другим немецким асом Эрихом Рудоферром.

Вот выдержка из другой книги – « Энциклопедию военного искусства. Военные летчики. Асы Второй мировой войны » :

«6 ноября 1943 года во время 17-минутного боя над озером Ладога Рудорффер объявил о подбитых им 13 советских машинах.

Это был, естественно, один из самых больших успехов в истребительной авиации и одновременно один из наиболее противоречивых боев… »

Почему именно 13 самолетов за 17 минут? Об этом нужно спросить у самого Эриха....

Правда, нашелся Фома неверующий, спросивший, а кто может подтвердить, этот факт?

На что Рудоффер, не моргнув глазом заявил:

« Откуда я знаю? Все тринадцать русских самолета упали на дно Ладоги ».

Как вы думаете, этот факт смутил составителей книги рекордов Гиннесса? Как бы не так! Имя Рудоффера занесено в эту книгу, как образец самой высокой боевой эффективности.

В АФРИКЕ

В августе 1942 г. в Северной Африке звено обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры, сбило за месяц 65 самолетов врага.

Вылетая на задание, немецкие пилоты развлекались следующим образом: расстреливая боезапас в песок, они возвращались на аэродром и докладывали об одержанных "победах".

Когда их, наконец, раскрыли, то всего лишь расформировали звено, оставив все победы в неприкосновенности.

Видимо, подобная практика была не новой, потому и не произвела на немцев серьезного впечатления.

КАК УЧИТЫВАЛИСЬ ПОБЕДЫ СОВЕТСКИХ АСОВ

В советских ВВС сбитые самолеты учитывались по двум категориям: сбитые лично и сбитые в группе.

Самолет противника считался сбитым в том случае, если доклад летчика о победе подтверждался свидетельствами других участников воздушного боя и подкреплялся информацией наземных наблюдателей.

В дальнейшем ходе войны эти сведения еще дополнительно контролировались фотоаппаратурой, установленной на самолетах, фиксировавшей попадания снарядов в самолет противника.

ЛУЧШИЕ АСЫ СОЮЗНИКОВ

Лучший английский ас – полковник Д.Джонсон – совершил за войну 515 боевых вылетов, но сбил всего 38 немецких самолетов.

Лучший французский ас – лейтенант (подполковник в английских ВВС) П. Клостерман – совершил за войну 432 боевых вылета и сбил всего 33 немецких самолета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немецкие асы действительно были особенными во всех отношениях....

Прежде всего в невиданной по размерам лжи,трусости и подлости...

Они проиграли битву авиации союзниковч и авиации СССР.

Лучше что получалось у асов люфтваффе--бомбардировка мирных городов и убийство гражданского населения